Диего Веласкес Завтрак
Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века. Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным. Эта картина с несложным сюжетом написана Диего Родригес де Сильва Веласкесом (1599-1660), великим испанским художником-реальстом, в дни его молодости, в родной Севилье.
У мастеров начала 17 века эти контрасты имели своей целью полнее выявить форму, подчеркнуть то, к чему хотел привлечь внимание художник. Оно относится к севильскому периоду творчества мастера, когда он часто обращался к жанру бодегонес (от bodega-кабачок). В «Лас Менинас» художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом — себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала. Каганэ и ряд других исследователей считают сцену плутовства маловероятной6.
Несколько особняком в его творчестве стоит Завтрак (Лувр, Париж). «Тенебросо»-темная-называли испанцы манеру живописи, в которой применялись резкие контрасты света и тени. Контрасты света и тени являются организующим началом и в картине «Завтрак».
Цикл вариаций включал 26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Например, Гайа Нуньо сравнивал сюжет картины с эпизодами книги Матео Алемана «Гусман де Альфараче»3.
"Возчики камней". Также разнообразно и изобразительное решение завтраков. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Однако большинство исследователей эту гипотезу не поддержали8.
- Завтрак (картина Веласкеса, Эрмитаж)
- Описание картины Диего Веласкеса «Завтрак»
- Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес
- «Завтраки» Диего Веласкеса: еда как символ
- В музей – без поводка / Диего Веласкес "Завтрак"
- Детям об искусстве: Диего Веласкес «Завтрак»
- Жизнь и творчество Диего Веласкеса
- Диего Веласкес: жизнь и творчество художника
Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Именно он и показан на полотне. Художник накапливает и синтезирует в портрете свои наблюдения, ничего не утрируя, словно предоставляя другим судить об изображенном.
Он любуется игрой вина в стакане, красной мякотью и коричневой кожурой граната. Эта картина носит название «Завтрак»: три человека сидят в харчевне за накрытым скатертью столом. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха.
- Веласкес ДиегоКартины и биография
- Диего Веласкес «Завтрак» (около 1618)
- Основные вехи жизни и творчества Диего Веласкеса
- Картины Диего Веласкеса в музеях Европы
- Другие материалы из рубрики «Культура»
- Общееколичествопросмотровстраницы
Картиной «Сдача Бреды» (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. В построении пространства Рубенс сочетает воздушную и линейную перспективу. Свет, падая сверху, освещает белую скатерть, предметы, находящиеся на столе, лица сидящих. Наибольшего расцвета творчество Веласкеса достигло в 1650-х годах именно в этот период были созданы знаменитые композиции и пейзажи, принесшие художнику мировую славу. Значение которых усиливается благодаря падающего слева яркого света. В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (первоначальное название — «Миф об Арахне», 1657) — обе в Прадо.
В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию. Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631).
Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник. Сын небогатого дворянина. К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба — «Вилла Медичи», 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. В 1617 получил звание мастера.
Официант на заднем плане стоит наготове для того, чтобы вновь наполнить кубки. Этот мальчик изображался Веласкесом на нескольких картинах, начиная с «Музыкального трио» вплоть до 1620 года и с каждой картиной было заметно, что он становится старше и его возрастные изменения говорят, что картина была создана после 1616 года, но ранее 1618 года8. Пожилой человек и юноша заняты беседой.
Существует мнение, что в одном из юношей Веласкес изобразил самого себя. Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив («Христос в доме Марфы и Марии», около 1622, Национальная галерея, Лондон). Обращает на себя внимание натюрморт с отдельно расположенными предметами. Юноши улыбаются и произносят тосты.
Эрмитажный Завтрак – одно из наиболее ранних произведений художника. Эрмитажный «Завтрак», написанный молодым Веласкесом, – один из нескольких вариантов его картин на эту тему. Но есть у этой работы, на первый взгляд довольно прозаичной и более интересная трактовка.
Тем не менее, герои этой картины, мальчик, держащий вино и юноша, сидящий справа в желтом кафтане, больше похожи на искусных шарлатанов, которые решили поживиться за счет почтенного идальго. С большой тщательностью выполнен натюрморт. В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. В картине «Завтрак» угадывается влияние итальянца Караваджо, что сказывается как в выборе сюжета, так и в использовании резкого контрастного освещения и светотеневой моделировке фигур.
Висящие сверху на стене шляпа и воротничок (их снимали во время еды), а также оружие, какое носили в Испании простые свободные люди – идальго, дополняют жизненную достоверность запечатленной Веласкесом сценки. Также утверждалось, что этот персонаж имеет сходство с самим Веласкесом с его наиболее раннего достоверного автопортрета «Молодой испанский дворянин», датируемым 1630—1631 годами и находящегося в мюнхенской Старой пинакотеке9. Он, не желая запачкать за завтраком свой белоснежный воротник, повесил его вместе со шляпой на крюк и уже готов был попробовать дары моря, когда за его стол, накрытый на одного человека, подсели молодые люди. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Высокая мера объективности, с которой охарактеризованы участники события, позволяет остро ощутить контраст между изысканными испанцами и грубоватыми голландцами — представителями молодой страны и новых социальных сил. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Существует предположение, что юноша изображенный справа – автопортрет Веласкеса. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла.
Художник старается воспроизвести фактуру вещей. Лица людей изображенных за трапезой (представителей трех возрастов – разных этапов человеческой жизни), портретны и встречаются в ряде произведений Веласкеса. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Творчество последнего великого испанского живописца XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо (1617–1682) представлено в Эрмитаже тринадцатью произведениями.
Картина потемнела от времени, но она и не была написана в светлых тоннах. Вместо юноши в центре – молодая девушка с кувшином вина. Пусть своими холстами, но художник хотел сделать что-то доброе для соотечественников. Это можно почувствовать, в частности, в ряде детских образов, созданных художником. «Кузница Вулкана» (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. Стол, накрытый на одного, три персонажа разных возрастов, еда имеющая символическое значение: вино – Кровь Христова, хлеб – его Тело, гранаты как традиционный символ воскресения.
все — 1631—48, Прадо). Кар сочла, что картина иллюстрирует эпизод анонимной новеллы «Ласарильо с Тормеса»: юный слуга пользуется слепотой своего старика-хозяина для воровства4. В картине «Вакх» (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины.
Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). На картинах меняется облик персонажей их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Некоторые исследователи, правда, полагают, что это мог бы быть кальмар или каракатица, но в Музее изобразительных искусств в Будапеште хранится более поздний вариант «Завтрака», близкий по своей композиции с эрмитажной работой. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил «Венеру с зеркалом» (1651, Национальная галерея, Лондон). Художник Веласкес очень быстро стал популярен в родной Севилье и к 18 годам получил звание мастера.
Собственно говоря, фактически любая картина (разумеется, копия), написанная великими мастерами в эпоху Возрождения и последующие эпохи, включая классицизм и ампир (разговор об интерьере в этих стилях у нас еще впереди), будет не просто гармонировать с интерьером в классическом стиле (под классическим стилем мы подразумеваем стили, присущие XVI-XIX векам), а составлять с ним единое целое. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение.
Подобный стиль художник сохранил даже при написании ряда картин на библейские сюжеты. До 1623 работал в Севилье, писал «бодегонес» (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта («Завтрак», около 1617, Эрмитаж, Ленинград «Водонос», около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651). Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. Картина написана около 1617 года и является одной из самых ранних работ Веласкеса, более ранняя известна только одна— «Музыкальное трио» из Берлинской картинной галереи, датируемая около 1616—1617 годов.
Таким взглядом смотрит умудрённая старость на беспечную юность. Диего Веласкес (6. 06. 1599 – 6. 08. 1660) – выдающийся художник из Севильи, один из крупнейших представителей испанского барокко. Картина наполнена спокойствием и безмятежностью. Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему.
Отлично передал Диего Веласкес и выражение лица старика – его взгляд, немного тоскливый. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом.
Подобные картины приверженцы религиозной живописи презрительно именовали «бодегонес» («кабачок»). Она является замечательным образцом испанской жанровой живописи начала 17 века, получившей у современников название «бодегонес» (от слова бодегон-кабачок, погребок).
Веласкес живо и непосредственно передает обыденную сцену. Подобные сцены и типажи часто повторяются в творчестве художника. На картине «Завтрак» изображена трапеза: двое молодых людей сидят за столом и беседуют с находящимся напротив стариком, который смотрит на них – это изображение первого плана картины. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж).
Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Это сопоставление тем не менее подано весьма тактично и ненавязчиво. На заднем плане на стене в центре висит шляпа, поверх которой повешен белый воротник (вероятно, принадлежащий старику) справа на стене повешены две шпаги. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В это время живопись Веласкеса являет собою большей частью картины в стиле «бодегонес» : главные герои обычные люди, занимающиеся обыденными заботами и бытовыми делами.
В картине сказалось известное влияние Караваджо (несколько тяжелая и плотная живопись, подчеркнутая объемность вещей, темный фон, резкие контрасты света и тени). В пользу этой датировки говорит центральная фигура мальчика, о котором имеется свидетельство учителя Веласкеса Франсиско Пачеко: «Диего Веласкес да Сильва, когда он был подростком содержал мальчика-крестьянина, который служил ему моделью для различных действий и поз, то плачущим, то смеющимся, не испытывая никаких трудностей»7. «Завтрак», картина которую мастер завершил приблизительно в 1617 году, соблюдает в себе все закономерности испанского портрета того времени – это строгость линий и очертаний идеальное соблюдение всех пропорций, как в простых натюрмортах, так и в портретах при изображении человеческих лиц. Высказывалось предположение, что в качестве правого персонажа Веласкес изобразил самого себя, мотивировалось это тем, что изображённый смотрит так, как будто художник писал его глядя в зеркало и что его возраст примерно соответствует возрасту самого Веласкеса в момент написания картины.
Диего Веласкес один из самых любимых художников мира, а кроме того являлся таковым и для короля, которому верно служил вплоть до самой смерти. Этот ребенок, по-видимому, послужил моделью и для мальчика картины Эрмитажа. Но весь облик старика дышит огромной внутренней силой, духовной мощью.
Эти работы имели отношение и к еще одному жанру – «бодегону», что в переводе означает «таверна» или «трактир». По мнению Кеменова, показан сюжет из новеллы Франсиско Кеведо «История жизни пройдохи по имени дон Паблос»: мальчик и юноша— мошенники, норовящие обмануть зашедшего в таверну старика5. Таким образом все планы оказываются взаимосвязанными, а композиция объединенной в совершенный по своей законченности декоративный ансамбль". Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы.
Реалистическая направленность искусства Веласкеса (1599–1660) ярко проявилась и в его жанровых работах. Они притягивают его лежащим на них отпечатком многих лет жизненного пути. Реальный эпизод испано-нидерландской войны даёт повод В. показать воюющие стороны во всей сложности их взаимоотношений.
Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – Крестьянскому завтраку (Музей изобразительных искусств, Будапешт).