Диспута Рафаэль
Но, как уже говорилось, великие свойства Рафаэлевой «Диспута» и частные условия ее воздействия — это всё общие моменты. Первая Ватиканская фреска Рафаэля известная под названием «Диспут», посвящена прославлению религии вторая, расположенная напротив «Диспута» изображает восхваление философии как свободной «божественной» науки. «диспута» – первая фреска, выполненная Рафаэлем в Станце делла Сеньятура.
Затем по рекомендации венецианского патриция, кардинала Гримани и при поддержке Бальдассаре Перуцци он попал в мастерскую Рафаэля, где обучался писать цветы и плоды у фламандского художника Джованни (видимо, Иоганна Рейша). Он также изображает постройку храма в углу фрески. Рафаэль написал более двадцати мадонн, начиная с юношеской картины «Мадонна Конестабиле» и кончая «Сикстинской мадонной», которую он создал, будучи уже зрелым мастером и каждая из них пленительна по-своему. Композиция делится на три части. Петра. Из страданий и просьб рождается открытый протест.
В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Романо. 1505, все – Флоренция, галерея Питти). Он также изображает постройку храма в углу фрески. Римский период был временем расцвета творчества Рафаэля-портретиста. В 1507 году, здесь же во Флоренции, состоялось знакомство Рафаэля с его земляком и всесильным папским архитектором Браманте.
В этом священнодействии Санти запечатлел Сикста IV, дядю правящего папы. Самая значительная из фресок этой залы «Победа Константина» – не была еще начата в год смерти Рафаэля. Пятьсот весен расцвело. 1514, Мадрид Прадо) появляется увлечение демонстрацией пластической красоты поз и жестов.
Завершает эту сюиту «Прекрасная садовница», в которой Рафаэль окружает группу полным сияния и радости пейзажем. Тема росписи – триумф высшей истины религиозного откровения. Уже в написанных почти одновременно Мадонне дель Импанната (ок. Четверо путти удерживают надпись из того же Кодекса Юстиниана, которая гласит: lus suum unicuique tribuit («справедливость воздаётся каждому»). Извиняясь в недостатке времени, он говорит, что мог бы поручить исполнение своего портрета кому-нибудь из учеников, с тем чтобы потом самому закончить его, но, прибавляет он, «этого не следует делать напротив, будет гораздо лучше, если всякий убедится, что я в самом деле не могу сравниться с вами».
- Описание фрески Рафаэля Санти «Диспут»
- Фреска "Диспута" — Рафаэль Санти, 1509-10, станца делла Сеньятура, Ватикан
- Битва святого Георгия с драконом
- Изведение апостола Петра из темницы
- : Неповторимая монументальная живопись Рафаэля
Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Властно поджаты губы, взгляд неумолимо-снисходителен. Транссубстанция – Догмат церкви о претворении хлеба и вина в тело и кровь Христову. Гёте утверждал: Рафаэль «чувствует, думает и действует, как античный грек. » У его современников имя художника мгновенно вызывало представление об определенном мировосприятии, школе, кодексе эстетической и художественной жизни. Потолки крайних комнат принадлежат Перуджино (аллегории в станце Инчендио) и Перуцци (ветхозаветные сцены плафона дЭлиодоро). Только в портретах художник чувствовал себя по-прежнему свободно.
На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу— Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой— живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). В центре композиции— фигуры Аристотеля и Платона. Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена, Пифагора, Сократа, Гераклита, Евклида и пр. Через год молодой талантливый художник переезжает в Рим, где приобретает покровительство и наставничество гениального Браманте, по протекции которого сразу же получает заказ от Папы Юлия II на фресковую роспись помещений (станцев) в Апостольском дворце Ватикана.
Это нисколько не означает, что «Стансы» Рафаэля — «Диспута», «Парнас», «Изгнание Гелиодора», «Месса в Больсене» или другие—движение назад в его могучем творчестве. 1504, Лондон, Нац. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Во главе с нею — уже не толпа, — это народ.
В красном халате справа-Евклид он наклонился учение небольшой группы людей. Толпа народа, женщины и дети на левой стороне фрески, со страхом и изумлением смотрят на совершившееся чудо. Анной» (Лондон, Национальная галерея) и «Битва при Ангиари» (не сохранился) Леонардо да Винчи. Первым сидит Пётр изображённый в профиль. Одновременно во 2-й пол.
Птицы производят немного странное впечатление в такой непосредственной близости к людям. Эрмитаж Мадонна Солли, ок. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Очевидно, художник не очень стремился включить их в общее настроение картины. Ватикан, Станца делла Сеньятура. Романо и Дж. Кому, непонятно, что произведения салонной «продукции» в мировой истории культуры, несмотря на огромные форматы картин искрометный колорит, сотни жестикулирующих фигур искусно скомпонованных в артистичные мизансцены, — все это, несмотря на былой успех, а порою и высокие гонорары, все же со временем оказывалось пустопорожним хламом и находило свое место в объемистых запасниках музеев, а то и вовсе на свалке.
Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Кроме Гомера, Виргилия и др. Фреска. В 1508 году в Ватикане появился молодой человек.
- Портреты других исторических личностей
- Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
Главный на фреске поток течет к середине слева. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. признаться, среди этих прекрасных женщин, олицетворяющих красоту материнства, ни одна, кроме «Сикстинской мадонны», не волнует лично меня так, как «Мадонна Темпи». Так, клерикальный автор Р. Бранка, вслед за М. Марангони, не видит в нижней сцене ничего, кроме «толчеи и скандального происшествия», называет ее «беспорядочной и площадной». Петра. Иные композиционные и образные акценты находит Рафаэль в соседней Станце Элиодора (1512-1514). Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц».
Но участие самого Рафаэля в этих росписях неодинаково. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Так называемые «мадонны Римского периода» отличаются большой зрелостью таланта и ясностью выраженного в них идеала. Это – та смысловая ось, на которую «нанизывается» все изображение, развиваясь затем по горизонтали. Анной Леонардо да Винчи.
Декоративность картины усиливается еще странно написанным морем. В центре Платон и Аристотель, символизирующий своими жестами основы постижения мироздания: Платон указывает Аристотелю на небо, подчеркивая духовную сущность происходящего в мире, а Аристотель простер свою руку над землей, утверждая материальную основу всех вещей. Уже первая фреска — «Изгнание Гелиодора из храма» захватывает бурной патетикой своего стремительного, быстро развертывающегося на глазах зрителя действия. Только так изображали eго в одноименных картинах и Тициан и Савольдо и Гольбейн-Старший и молодой Рубенс, чье «Преображение» (1604—1605 гг., Нанси, Музей), писанное по заказу мантуанских иезуитов, создавалось как очевидный противовес творению Рафаэля. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
Нельзя и не согласиться с Дж. Ясно и то, что Рафаэль допустил неслыханную вольность в обращении с священным сюжетом. Пифагор, окруженный учениками, пишет на таблице свои законы гармонии звуков. Рафаэль и впоследствии всегда уделял внимание этому движению глаза. Сюжет: на фреске изображена беседа о таинстве причастия.
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Кейт Мосс: андрогинный стиль как ступенька на пути к Олимпу
- «Глупец хвалит сам себя»: башкирские пословицы и поговорки
- Фильмы Ренаты Литвиновой: как сновидения известной актрисы стали явью
Вероятно, в это время Рафаэль был уже знаком с «Трактатом о живописи» Леонардо да Винчи, который был написан в 1498 г. Он уже преодолевает традиции кваттрочентистов: исчезает жесткость манеры и неумение отбросить детали, появляется более обобщенное реалистическое облагораживание образа, строгая композиция. Некоторые из этих Мадонн были сделаны в рисунке Перуджино или его помощником Пинтуриккио. В первые десятилетия века в Риме работали флорентийские скульпторы Андреа (с 1505 г. ) и Якопо (с 1503 г. ) Сансовино, архитекторы Джулиано да Сангалло, друг Микеланджело и его племяник Антонио де Сангалло Младший (с 1503 года в мастерской Браманте) художник и архитектор Бальдассаре Перуцци (с 1503 г. ), художник из Сиены Джованни Антонио Бацци, прозванный Содома за необычные причуды и странные пристрастия (работал в мастерской Рафаэля), художник, мастер архитектурной декорации Бартоломео ди Альберто Суарди, прозванный Брамантино, венецианские художники Лоренцо Лотто (в 1508—1509 гг. ) и Себастьяно дель Пьомбо (с 1511 г. ). 1506, Берлин, Гос.
1505 Маддалена Строцци, ок. У него был обширный круг знакомых, но мало друзей. Внизу, под «Парнасом», по сторонам окна гризайлью написаны две композиции: «Император Август запрещает душеприказчикам Вергилия сжигать «Энеиду» и «Александр Македонский приказывает сохранить сочинения Гомера в могиле Ахилла». Эти четыре помещения в дальнейшем стали называться «Станцами Рафаэля».
- Женский меч никогда не ржавеет: ассирийские пословицы и поговорки
- 20 интересных высказываний о жизни от сетевых мудрецов
- Народная мудрость африканского народа ашанти
- Напишите отзыв о статье Диспута
- Отрывок, характеризующий Диспута
- Станца дель Инчендио ди Борго ( )
- Последние комментарии (всего 4)
Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния. Заключается вся эта серия большим панно «Пир богов», на котором изображено тридцать богов, примирившихся со вторжением в их среду смертной красавицы Психеи. Большинство фресок, за исключением, пожалуй, «Пожара в Борго», условны и лишены былой жизненности.
Знал, что она стала одной из самых распутных куртизанок Рима. Жизнь Рафаэля в Риме пролетала стремительно. Переезд во Флоренцию в 1504 сыграл огромную роль в творческом развитии Рафаэля.
Вокруг папского двора группировались поэты и ученые-гуманисты. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Все сутки были спрессованы во времени и расписаны до минуты. Мир будет спасен и блажен, когда он забудет самого себя перед лицом духа». Оригинал находится в Ватиканском дворце (Станца делла Сеньятура).
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Словари и энциклопедии на Академике
- Флорентийский период творчества Рафаэля
- Римский период творчества Рафаэля
- Живопись Рафаэля в Станца делла Сеньятура
- Живопись Рафаэля в Станца ди Элиодоро
Сюжет картины можно соотнести со «Стансами на турнир» Полициано – литератора и гуманиста круга Лоренцо Медичи, который перевел «Илиаду» Гомера с греческого на итальянский. Обилие голубого, белого, золотистого перекликается с росписями в апартаментах Борджиа. Работа продолжалась около трех лет (1508 – 1511) и первой из фресок была создана Рафаэлем Санти «Диспута», воплощающая богословие. Слева от алтаря восседает папа Григорий Великий, устремивший взор к небу. галерея Коронование Мадонны, ок. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
Точно неизвестно даже время, когда картина поступила в Галерею Боргезе, но есть версия, что находится она там с самого момента возникновения коллекции, будучи куплена в 1606 году кардиналом Шипионе Березе вместе с грандиозной композицией Рафаэля «Положение во гроб» — этапным произведением, знаменующим начало его римского периода. Они же вместе с Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо осуществили самый обширный замысел Рафаэля-декоратора – росписи и стукковую лепнину т. н. Лоджий Рафаэля (1518-1519, Ватикан). 1504, Париж, Лувр и Вашингтон, Нац. Настоящее творчество началось во Флоренции, колыбели итальянского Возрождения, куда Рафаэль приехал в 1504 г. и где в течение четырех лет, совершенствуясь, плодотворно творил, прославив свое имя серией мадонн: «Мадонна Грандука», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница». И Рафаэль, прибывший в Вечный город полный жажды достижения вершин искусства, создав за поразительно короткий срок фрески Ватикана — знаменитые «Стансы» и уже одной «Афинской школой» увековечивший свое имя, был завален бесчисленными иногда малозначительными заказами, многочасовыми, порою пустыми беседами, застольем и многими, многими, отнимающими силы делами.
- Живопись Рафаэля в Станца делль Инчендио
- Живопись Рафаэля в Зале Константина
- Живопись Рафаэля в Ватиканских лоджиях
- Гобелены для Сикстинской капеллы
В ее центре — Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, спускающийся к стоящей на алтаре монстрации (разновидности дароносицы) с гостией (евхаристическим хлебом, пресуществившимся в плоть Христову). Микельанджело находил искусство Перуджино скучным и устарелым. Это спокойные четкие профили вполне мирских людей, которые далеки от происходящего. Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell39Incendio di Borgo) – последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг. ).
Автор копии: Ф. В. Виганд. Оригинал находится в Ватиканском дворце (Станца делла Сеньятура). Сюжет: на фреске изображена беседа о таинстве причастия. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Интересно, что картины Рафаэля ориентированы по сторонам света исходя из древних географических представлений, освещенных также у Данте. Его мадонны вполне светские женщины, мило и грациозно играющие с детьми. Вот таким образом они приносят богу к алтарю свои пожертвования. Автор копии: Ф. В. Виганд.
И на земле и на небе – христиане, вместе образующие соборное тело церкви. Земная часть картины украшает алтарь в центре, в окружении богословов и важных католических церковных деятелей, они обсуждают практику Пресуществление (хлеб и вино причастия). Среди работ римского периода (Кардинал, ок.
Эти фрески стали лучшей частью комплекса росписей, заполнивших стены четырех помещений Апостольского дворца и получивших название «Станцы Рафаэля». В ее центре – Троица: Бог Отец, Христос и Святой Дух, спускающийся к стоящей на алтаре монстрации (разновидности дароносицы) с гостией (евхаристическим хлебом, пресуществившимся в плоть Христову). Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). И на земле и на небе – христиане, вместе образующие соборное тело церкви. Он продолжал писать Форнарину в качестве модели для своих картин. Росписи Станцы делла Сеньятура представляют наряду с выполненными в те годы фресками Сикстинского плафона Микеланджело (1508-1512) одно из высших достижений искусства итальянского Возрождения. Колорит: золото, белый, голубой.
Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну». Что же касается ватиканских фресок, то «Станца делла Сеньятура» расписывал сам мастер, «Станца дЭлиодоро»— Рафаэль и ученики. музеи Мадонна дель Грандука, ок. При этом, при описании Чистилища (Песнь 1, стихи 23-27) Данте упоминает четыре звезды, символизирующие четыре естественные добродетели древнего мира – мудрость, справедливость, мужество и умеренность.
Герои дантевского Лимба находятся на востоке и севере рая – на западе и юге. Древние философы, представленные здесь, упоминаются Данте в четвертой Песне «Ада», где повествуется о первом круге – Лимбе, куда попадают некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане. Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Нет. И в самом деле, некий флорентиец на основе композиции Рафаэля создал картину «Вознесение» (фреска на стене кладбища Сан-Миниато во Флоренции). Римский период Рафаэля открывают фрески Станцы делла Сеньятура (1509-1511, Ватикан) – одного из трех залов, входивших в комплекс папских апартаментов в верхнем этаже Ватиканского дворца. Рафаэль Санти – один из гениев эпохи Возрождения.
Святое Причастие (Вечеря Господня, Евхаристия) — христианское таинство, заключающееся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Появление портрета Юлия II в полном торжественном с тяжелой тиарой на голове папском облачении в образе Григория IX, римского папы с 1227 года, который боролся с императором Фридрихом II (так же, как Юлий II с Людовиком XII) за установление верховной власти пап над светскими государями и который для борьбы с ересью преобразовал инквизицию в постоянный карающий орган католической церкви имело совершенно определенный политический смысл.
Рафаэль приготовил картоны, которые его ученики перенесли на стены. Эта фреска является одной из четырех рафаэлевских картин, которые покрывают стены «Станца делла Саньятура» во Дворце Ватикана. Здесь Рафаэль сблизился с окружением герцога Гвидобальдо и его жены Елизаветы.
Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов. Платон держит свою книгу под названием Тимее. А из-за правого склона горы на передний план выливается толпа людей. (Южная стена – «Утверждение канонического и гражданского права»). Внизу, в четко обозначенном центре, стоит алтарь простой формы с дарохранительницей.
Иные искусствоведы часто задают вопрос: кто послужил прообразом Марии. Два мыслителя в самом центре, Аристотель (справа) и Платон (слева, направленная вверх) были чрезвычайно важны для западного мышления в целом их разные взгляды на жизнь и христианство. Впрочем, Рафаэль был любезен, деликатен и предупредителен. Когда Рафаэлю было всего 10-11 лет, скончался его отец. Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»).
Затем последовали сюжеты «Парнас», «Добродетели и закон», «Афинская школа». Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). галерея Три Грации, ок. «Сикстинская Мадонна» станет в итоге вершиной и славой его мастерства. Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики. 1504, Шантийи, музей Конде Св. В лучшем случае они признают, что в нижней сцене изображено море человеческих страданий, но настроение народа на картине истолковывают только как «просьбы и мольбы», Казалось бы, мольбы — атрибут веры должны радовать ее поборников, однако плохо скрыв немое неприятие этой сцены выдает, что смысл ее в общем-то понятен благочестивым критикам.
Никогда не забуду, как, пройдя бесконечные анфилады зал Ватикана, где шедеврам нет числа и, казалось, вся история искусства оставила свои лучшие создания для этого собрания, ошеломленный, уставший от всего увиденного, я вдруг оцепенел, увидев светлую и потрясающую своей юной неувядаемостью грандиозную «Афинскую школу». В церемониальном облачении он стоит в полный рост сразу за писцом, с правой стороны от престола (с точки зрения зрителя). Цикл был исполнен по эскизам Рафаэля его учениками и помощниками, главными среди которых были Джулио Романо, Франческо Пенни (они исполняли сюжетные композиции на сводах) и Джованни да Удине (он писал все «гротески»), В легкой прозрачной живописи, простоте и ясной гармонии композиций, удивительной поэтической свежести декоративных орнаментов и «гротесков» (орнамент, в котором причудливо сочетаются декоративные мотивы и изображения животных, растений, масок, человеческих фигурок) заметно воздействие античной живописи, открытой тогда в развалинах Золотого дома Нерона. Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена.
Личное обаяние, цельность, всегда одержимая направленность к единственной задаче: служению искусству, доставляли ему ни с чем не сравнимое влияние. Из относительно тихой, замкнутой жизни урбинского двора, до поры до времени не затронутого бурными политическими и военными событиями тех лет, Рафаэль попал в эпицентр общеитальянских дел, вплотную соприкоснулся с папской курией, близко познакомился с «политической кухней» римских духовных владык. Внимание даже Рафаэля к деталям является представителем гуманизма в день.
Платон указывает вверх, так как в его философии меняющемся мире, что мы видим вокруг нас – это всего лишь тень более высокого, более реального, что это вечное и неизменное (и включает такие вещи, как добродетель и красота). Рафаэлевский дар организации развернулся здесь во всей всей силе. Заказ исходил от кардинала и вице-канцлере папской курии Джулио Медичи, бывшего в то время также архиепископом нарбоннским (впоследствии он стал папой Клементом VII). Вместе они расписывали и комнаты виллы: Рафаэль и его ученики — Зал Галатеи (свод этого зала украшал Перуцци) и лоджию Психеи, а Перуцци — знаменитый Колонный зал, поражающий всех удивительной красотой и свежестью иллюзионистических пейзажей, как бы увиденных в просветах между колонн боковых портиков. Они позже других заметили совершившееся чудо и отнеслись к нему довольно равнодушно. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу— в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз— в знак того, что мир идей связан с земным опытом. Но художник болезненно чувствовал свою зависимость: «что значит не иметь свободы и служить господину».
Платили художникам и архитекторам помесячно или за фут фрески. По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца дЭлиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517). Они как бы расступаются, открывая обширный, полный красочного богатства, величия и счастливой полноты бытия мир с голубизной пронизанного золотистым сиянием неба и свежими красками пейзажной панорамы (Диспута), великолепием огромного мраморного храма с уходящим в глубину арочным нефом (Афинская школа), зелеными склонами холма (Парнас). На этом фоне Рафаэль разворачивает величественные сцены бесед и размышлений древних философов и ученых, богословов и отцов церкви, античных и ренессансных поэтов в присутствии Христа и святых (Диспута), Аполлона и муз (Парнас), Платона и Аристотеля (Афинская школа).
Однако и здесь смещения не так уж велики. 1512, Лондон, Нац. В то же время художники, писавшие воскресение или вознесение, нередко прямо заимствовали для своей цели фигуру и движение взлетающего Христа из рафаэлевского «Преображения», это сделали Санти ди Тито и Джузеппе Валериано, трудно было найти лучшее изображение устремленного вверх полета. 1505 Донна Гравида, ок. Гордая, бесстрашная обличающая, она стоит несокрушимо, как скала (обращенная к апостолам левая сторона ее фигуры образует почти прямую вертикальную линию и так же вертикально ниспадает край ее плаща), впереди толпы, на самой грани того черного провала, который отделяет апостолов от народа.
Художники создавали здесь композиции, кое в чем близкие старому искусству. Фрески «Фарнезины» славятся своим исключительно интересным изображением греко-римских богов. Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. В картине много движения, все фигуры даны в беспокойных поворотах. Подобно тому как на смежных стенах христианская троица и отцы церкви в фреске «Диспута» соседствуют с языческими – богами и поэтами «Парнаса», так и в композициях свода библейское «Грехопадения» соотнесено с «Победой Аполлона над Марсием».
Правда, таинство евхаристии могло быть объектом изображения и до Реформации, так как явилось предметом богословских прений на разных этапах развития христианской догматики. 1510-х переживает расцвет дарование Рафаэля-декоратора. Согласно Страбону, Парнас расположен на севере.
Справа от Урании молодой тёмноволосый мужчина с резко повёрнутым торсом пристально смотрит на зрителя. Таинственное облако окутало его и раздался глас возвещавший, что это — сын божий. Внимание к деталям в этой части поражает. По правую его руку находится Пресвятая дева, а по левую – Иоан Креститель. В 1504 году Рафаэль приехал во Флоренцию. Целая армия помощников уже с трудом справлялась с размахом его художественных работ. Пифагора. Под этой полукруглой картиной две основополагающие композиции: «Основание гражданского права», на которой император Юстиниан получает от римского юриста Трибония книгу законов, то есть Пандекты и «Основание канонического права» с портретом Юлия II в образе папы Григория IX, утверждающего свод церковных законов или декреталий.
По правую его руку находится Пресвятая дева, а по левую – Иоан Креститель. Эта работа украсила собой один из монастырей Рима. Неясное впечатление производит Сикст IV: непонятно, то ли он идет, то ли стоит на месте и лишь постепенно обнаруживаешь, что он упирает в колено книгу. Композиция «Диспута» напоминает огромную апсиду раннехристианского храма с широкими мраморными ступенями, ведущими к алтарю, на котором установлена дарохранительница с облаткой, называемой просвирой или ostia по-итальянски, как неотъемлемая часть евхаристии.
Петра в Риме, что вводит в композицию тему Церкви. Семья Санцио состояла в то время из Бернардины – второй жены Джиованни (мать Рафаэля, умерла, когда ему было восемь лет), двух сестер Джиованни, маленького Рафаэля, дяди – монаха Бартоломео, который был назначен опекуном будущего художника. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. В церемониальном облачении он стоит в полный рост сразу за писцом, с правой стороны от престола (с точки зрения зрителя). Среди них были да Винчи и Микеланджело, трудившиеся в это время в городе. Одна фреска за другой появляются на стенах. Судя по немногим сохранившимся произведениям, лучшим из которых является «Мадонна с младенцем» (Урбино, Палаццо Дукале), Джованни Санти не был выдающимся художником, как не был и большим поэтом.
Врачи поставили диагноз «резкое истощение организма». В то же время в картонах появляются первые признаки существенного перелома в творчестве Рафаэля, нарастают поиски холодного, несколько формального совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз, преувеличенностью жестикуляции. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). В «Мадонне Конестабиле» много милой непосредственности, наивной восторженности, тихой, как бы зачарованной грусти. Художник, не вникая глубоко в содержание библейских легенд, создал эти фрески, носящие название «Библии Рафаэля». Когда Рафаэль приехал в Рим, они уже работали в станцах. В планировке – резкое противопоставление неба и земли.
Один из них, юный, с локонами до плеч, порывисто наклонился вперед. Самыми обогащенными являются, вместе со своими соседями, согнувшиеся фигуры по углам. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Рядом с Христом сидят Богоматерь и святой Иоанн Креститель, а на полукруглом облаке – праотцы, пророки, святые Петр, Павел, Иоанн Евангелист и другие.
Само название «Диспут» или «Спор о таинстве причастия» возникло достаточно поздно, его нет у Вазари, нет и в описании Беллори 1695 г. Впервые оно появилось в путеводителе по Риму в 1777г. Он впервые тогда назвал «варварами» чужеземных захватчиков. Неортодоксальность передачи евангельского мифа в картине несомненна.
Обычно эти картины близко придерживались текстов священного писания. Используя и апокрифические мотивы, как, например, в «Мадонне со щегленком», воссоздающей легенду об оживлении глиняной птички младенцем Христом, Рафаэль ищет в этом мотиве по преимуществу выразительность правды. 37—43). Рафаэль Санцио происходит из семьи мелкого торговца, ремесленника Джиованни Санцио.
Здесь находятся не только афиняне (философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Он руководит росписями парадных покоев Ватиканского дворца (т. У алтаря проходит богословский диспут о Пресуществлении.
По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. галерея Шотландии Мадонна Эстергази, 1507-1508, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Пифагора можно увидеть в переднем левом сидит с красным и белом халате. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников. Самые выдающиеся работы из этого цикла Рафаэля Санти – «Диспута», «Парнас» и «Афинская школа». В центре композиции – фигуры Аристотеля и Платона.
На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Это не мощные титаны Микельанджело, не величественные олимпийцы Гомера, а манерно облагороженные персонажи «Метаморфоз» Овидия: все чересчур чувственное, резкое, бурное – смягчено и успокоено. Дворжак). Каждую из четырех стен этого зала занимает огромная фреска.
и возникло как отражение послереформационных теологических дискуссий. 1502-1503, Санкт-Петербург, Гос. Все персонажи картины представляют собой важных деятелей в области образования и развития. Рим. По темпераменту он походил скорее на императора с мечом, чем на первосвященника с жезлом. Вершина, достигнутая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне, осталась непревзойденной.
Работа в них была завершена лишь в 1517 году, за три года до кончины художника. Начатая в конце 1508 года работа над всем живописным циклом Станцы делла Сеньятура была полностью завершена к 1511 году, о чём имеется пометка под фреской «Парнас». У стоп Христа снисходит к дароносице Святой Дух. 1516, Флоренция, галерея Питти) с их гармоническим строем образов, безупречным композиционным равновесием, тонкостью и благородством живописного решения.
В них преобладает риторика, за многословностью которой скрывается духовная пустота. Но каждому свое Где-то уступчивый Рафаэль в ватикановских «Стансах» слишком был регламентирован заказом и лишь его природное жизнелюбие иногда прорывается сквозь строгие параметры заранее надуманных аллегорических построений. Рафаэль использует в картине портретные изображения (Платон – Леонардо да Винчи Эвклид – Браманте Гераклит – Микеланджело).
Все это позволило Микеланджело написать позднее в письме к епископу Марко Виджерио: «все, что он имел в искусстве, он имел от меня». Вскоре Юлий П приказал рассчитать всех художников и оставил одного Рафаэля. Пять веков в назначенное время наступало лето, а потом желтели листья и приходила осень.
Самые выдающиеся работы из этого цикла Рафаэля Санти – «Диспута», «Парнас» и «Афинская школа». Гуманизм в эпоху Возрождения был включен переход на индивидуальную ценность, потенциал и научными изысканиями. На фреске Перуджино (Перуджа, Колледжо дель Камбио) все три фигуры приподняты над землей, но стоят на облачках подушечках: Христос — во весь рост, пророки же коленопреклоненные. Георгия, ок.
Это – та смысловая ось, на которую «нанизывается» все изображение, развиваясь затем по горизонтали. Один из шедевров Рафаэля, – «Афинская школа». «Диспут о причастии» – данная фреска изображает сцену неба и земли. Доля участия учеников особенно велика в станце Инчендио. В станце дЭлиодоро колорит более приглушенный (сероватые, сиреневые тона). Лев Х решил украсить богатыми златотканными коврами свободные от фресок части Сикстинской капеллы и поручил Рафаэлю написать картоны для этих ковров. Парадоксальное объединение «Диспуты» и «Парнаса» дантевской темой легко объясняется в свете неоплатонизма.
Речь о Споре о Причащении между номиналистами и реалистами. Недоумение критиков вполне естественно. Продолжением «исторического» стиля второй станцы стала работа Рафаэля над циклом картонов для ковров (1515—1516 гг. ). Римский период творчества Рафаэля (1509-1520) был временем высшего расцвета его дарования, многосторонней и интенсивной деятельности, включавшей в себя монументальную, декоративную, станковую живопись, портретный жанр, архитектуру. Таким же образом Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников.
Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу— в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз— в знак того, что мир идей связан с земным опытом. Но идея картины не сводима к означенной дидактике. До этого времени Рафаэль специально не занимался архитектурой, если не считать великолепных архитектурных фонов на его картинах и фресках, а также немногих архитектурных работ начала 1510-х годов — строительство небольшой церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509 г. ) и капеллы Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (начата в 1512 г. ).
А. С. Пушкина есть портрет так называемой Форнарины кисти Джулио Романо). В искусстве Джулио Романо стала преобладать сюжетная сторона: пестрая вереница языческих богов и богинь, подробный, часто занимательный рассказ мифологической истории заняли место «универсального» охвата явлений, свойственного Рафаэлю. В такой маскировке, приписываемая мастеру школы Перуджино, она «дожила» до 1935 года, пока реставрация не вернула флорентийке первозданный облик.
Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу— в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз— в знак того, что мир идей связан с земным опытом. Оно было заказано Рафаэлю в самом начале 1517 года для кафедрального собора в Нарбонне (Южная Франция). Не случайно в руках Платона его главный труд «Тимей», в котором, по словам неоплатоника Марсилио Фичино, выражена вся платоновская философия природы, а в руках Аристотеля — «Этика», основное учение античного философа о нравственности. С правой стороны расположились солдаты стражи папы или его носильщики.
Не добиваясь дружбы прославленных художников, Рафаэль успешно осваивает более совершенные технические приемы, параллельно работая над многочисленными образами «Мадонны с младенцем», которые принесли ему вскоре широкую известность. 1516-1517, Мадрид, Прадо) и Преображения (1519, Ватикан, Пинакотека), написанных при участии Дж. Последнее деление соответствует названиям университетских факультетов того времени. музеи Спозалицио Обручение Девы Марии, 1504, Милан, галерея Брера Сон рыцаря, ок. Дальше, двигаясь по линии ярко освещенного левого предплечья и плеча этого апостола (движение его левой руки и правой ноги почти точно параллельны движению руки апостола в центре картины), взгляд переходит на его освещенное правое плечо и упирается в макушку апостола, сидящего спиной к зрителю.
На земле в центре картины – алтарь, приготовленный к принесению бескровной жертвы, а вокруг него отцы церкви, вероучители и простые верующие люди в нескольких оживленных группах. В верхних покоях – так называемых «станцах» – расположенных между двором Бельведера и старым двором папской резиденции, работал Рафаэль. Это — та смысловая ось, на которую «нанизывается» все изображение, развиваясь затем по горизонтали.
Последнюю мысль необходимо понимать в контексте шестой Песни «Рая» Данте, в которой упоминается о двух императорах Константине и Юстиниане как о правителях, передвинувших столицу христианского мира с запада на восток (Константин) и с востока на запад (Юстиниан). Среди тех, кто поддерживает носилки Юлия II, художник изобразил и самого себя (крайнее справа лицо молодого человека с бородкой). Множество оживленных людей, молодых и старых, собраны в просторном нефе. В середине, на первом плане коленопреклоненная фигура женщины, видимо матери больного. Со своей стороны, любезный и признательный Рафаэль хочет непременно послать Франчиа свой портрет в благодарность за полученный им, «который так хорош, – пишет он, – так полон жизни, что мне кажется, будто я не только вижу вас, но даже слышу ваш голос». Когда Рафаэлю было всего 10-11 лет, скончался его отец.
Похудел, почти не ел. Над алтарем восседает в лучах света Иисус. Об этом же свидетельствует и несомненное художественное единство всего переднего плана. Ибо ныне, как никогда, светозарна и триумфальна популярность его творений. Пожалуй, не найдется другого такого художника, который бы с таким равным увлечением и любовью, с неиссякаемой фантазией и наблюдательностью, прекрасным знанием своего дела умел изображать животных, птиц, цветы, фрукты и фантастические изящные гротески (примечательны орнаменты Удине в виллах Фарнезина и Мадама, в росписях лоджии в Ватикане).
Один из церковных патриархов что-то диктует писцу. Он мог легко сделать из 2-мерной поверхности 3-мерную. Это полотно Рафаэля, вероятно, уже пять веков хранится в Галерее Боргезе (Рим). Здесь также все определяется соображениями нового видения. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу— Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой— живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра.
В одном из пассажей своих жизнеописаний Вазари пишет о том, что Рафаэль от природы был одарен той скромностью и добротой, которые «нередко обнаруживаются у тех, у кого некая благородная человечность их натуры больше, чем у других, блистает в прекрасной оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах». Примитивность была их отличительной чертой. В результате получилось одно из самых негармоничных произведений Рафаэля. Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа»— одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности.
Скажем, в «Диспуте» все элементы изображения устремлены к одному центру тогда как в «Афинской школе» дана, скорее, панорама отдельных самостоятельных групп, что в сравнени и выражает «характер независимой философской мысли» в отличие от соподчинения теологической иерархии (Б. Уже были созданы или близились к завершению статуя «Давид» (Флоренция, Академия), «Мадонна Дони» (Флоренция, Галерея Питти) и картон «Битва при Кашине» (не сохранился) Микеланджело «Мона Лиза (Джоконда)» (Париж, Лувр), картоны «Мадонна со св. Возрождение. Это — сама Справедливость. Тонкое нежное деревце пейзажа, возможно, намекает на присущие Малдалене изысканные чувства, но еще более оттеняет ее пышущее здоровьем тело. изучает анатомию, перспективу.
Затем последовали сюжеты «Парнас», «Добродетели и закон», «Афинская школа». Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Над окном Рафаэль изобразил Парнас, а ниже, по бокам окна, Александра Македонского, приказывающего положить рукопись Гомера в гробницу Ахилла их императора Августа, запрещающего друзьям Виргилия сжигать «Энеиду».
Символическая топография изображений. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Живопись центральной комнаты отличается достаточной яркостью. Они существовали уже при папе Николае V (1447 – 1455 годы).
Его талант привлекает внимание, популярность Рафаэля быстро возрастает и он получает множественные заказы на изображение святых, особенно Мадонн. Ему было двадцать пять лет. Рафаэль родился в 1483г. В новом крыле были выполнены орнаментальные росписи потолков «Апартаментов Борджиа» на втором этаже (Пинтуриккио). Рафаэль сумел сделать это. Счастье триумфатора было тревожным Хотя заказы сыпались как из рога изобилия. Таков глубокий символический смысл картины.
Известное воздействие на него оказал также монументальный стиль фра Бартоломмео. Сейчас же по окончании фресок «Фарнезины» Рафаэль, по поручению Папы, должен был расписать фресками второй ярус лож, примыкающих к ватиканскому двору. От этой работы сохранилась только живопись свода в Станце дЭли-одоро (1511 г. ) и то авторство Перуцци многими необоснованно оспаривается.
Нынешний «культурный» год в России, в отличие от предыдущего французского с легким белорусским акцентом, посвящен двум средиземноморским державам — Испании и Италии. 1509-1510, Вашингтон, Нац. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Станцы Рафаэля – это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м. ), расписанные в 1508 – 1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой).
Очевидно, первым был написан портрет папы Юлия II. В 1494 г., когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет, умер его отец. Магдалиной и св. Вот таким образом не трудно заметить в еще робком, ученическом произведении Рафаэля, относящемся примерно к началу 1 500-х годов, —«Сне рыцаря» (Лондон, Национальная галерея) черты, общие для многих умбрийских художников конца XV века, — плавную музыкальную линию силуэта, поэтичность и тонкий лиризм женских образов с их характерным наклоном головы и «голубиным» взором. Более всего его привлекает в это время образ мадонны с ребенком. Абсолютно неудачен указывающий юноша по другую сторону, восходящий к (сохранившемуся в рисунке) мотиву Леонардо, так называемой «Беатриче».
Его усилиями была собрана уникальная по количеству и качеству рукописей библиотека. 17, ст. Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Такое из головы не возьмёшь Надо увидеть.
Но то, что он создал, по-своему прекрасно, хотя, мне думается, если бы Рафаэль написал лишь «Стансы», он никогда бы не был тем Рафаэлем Санти, который по праву увенчивает лаврами славы Высокий Ренессанс. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. В «Преображении» Шлегель усмотрел поворотный пункт отхода Рафаэля от «высокого назначения религиозного искусства». Не случайно А. Бенуа писал, что «если чем обязан Рафаэль своей родине, так это пониманием архитектурной красоты и поразительным знанием перспективы». А ведь изображен, казалось бы, евангельский эпизод.
1440 года, Флоренция, музей Сан-Марко), Христос и пророки стоят на земле. Возвышая своего современника, Рафаэль в то же время дава. Внешне жизнь Рафаэля протекала спокойно. 1506-1507, Флоренция, галерея Питти Мадонна Каупер, ок. В поэтическом облике «Дамы под покрывалом» много общего с образом Марии в «Сикстинской мадонне» и лицом Магдалины в алтарной картине «Святая Цецилия».
И все же отдельные лица на этой фреске сделаны прекрасно. Композиция делится на три части. И вот таким образом, когда читаешь в солидных монографиях, что Рафаэль был счастливчиком, что ему безмерно везло, что он был баловнем судьбы, — это банальность и полное непонимание души истинных художников, поэтов, композиторов, вечно страждущих ищущих, никогда (пусть скрытно) не удовлетворенных сделанным. В «Создании Евы» есть что-то жанровое Бог на ней глубокий, но крепкий старик, а юная, с полудетскими формами Ева очень трогательна в своей невинности. Подобным же образом и Себастьяно дель Пьомбо изобразил воскрешение Христом Лазаря в картине (Лондон, Национальная рес галерея), писанной одновременно с «Преображением» Рафаэля. Виппер).
На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Достаточно вспомнить такие близкие примеры, как уже упомянутые нами фрески в Камбио в Перудже или же композиции умбрийского художника конца XV века Пинтуриккио в апартаментах Борджа (Зал свободных искусств), расположенных в старом Ватиканском дворце, этажом ниже. Однако после смерти Юлия II многое изменилось в Вечном городе — ушла активность духовных поисков, творческая дерзость сменилась требованиями «хорошего вкуса» инициатива — осторожностью и умеренностью, художественная свобода в выражении высоких идей и в осмыслении законов мироздания выродилась в ученый педантизм, археологическую точность и эстетствующую схоластику литературных критиков. В угловых частях свода – небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок: «Грехопадение» («Адам и Ева»), «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона».
Среди безымянных фигур фреска Рафаэля заключает изображения нескольких узнаваемых лиц. К Рафаэлю, может быть, как к никому, так прямо обращены слова Ньютона: «Я никогда бы не был Ньютоном, если бы не стоял на плечах гигантов». Три станцы (размер каждой из них – 8х10м. ) представляют собой анфиладу, с одной стороны оканчивающуюся башней Борджиа, а с другой примыкающую к угловому корпусу. Возможно, свою любовь к ней художник воплощал во все последующие годы изображая своих Мадонн.
На главной фреске, от которой зала, как мы сказали, получила свое название изобразил Рафаэль изгнание Илиодора из иерусалимского Храма (3-я Глава 2-й книги «Маккавеев»). За исключением Мадонны Альба (ок. От них, учеников Христа, люди ждут исцеления. Он находится в толпе, немного ниже Папы, видна только его голова и плечо. Какой ветер раздувает складки облачения мадонны и куда устремлен ее взор.
Под нею ярко высвечена его рука, указующая на одержимого. Но грабителя настигла божья кара в виде ангела – прекрасного всадника в золотых доспехах. Над алтарем восседает в лучах света Иисус. Михаил, ок. 1507, Флоренция, галерея Уффици Прекрасная садовница, 1507, Париж, Лувр Мадонна Бриджуотер, ок.
У католиков вином и гостией причащаются только священники. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу— Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой— живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). В окрестностях Урбино родился крупнейший архитектор зрелого Возрождения Донато Браманте.
И грозный Юлий II и позже хитроумный Лев X любили мастера. Даже бархатный берет был черным. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света.
Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Картина много раз реставрировалась и море как раз подвергалось самой безжалостной «обработке».
Да и не только тайные, но и открытые убийства не особенно порицались. Росписи. Пять фигур склонились над циркулем и грифельной доской, чтобы обсудить проблемы геометрии, а члены соседней группы (они держат в руках глобус и звездную сферу) беседуют об астрономии. Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) – помещения (станца – комната) в папском дворце Ватикана. Это культурный проект «Без рамок», предполагающий появление широкоформатных репродукций картин на рекламных щитах в Тольятти.
В. Вышеславцев). «Перспективы» Колонного зала указали один из возможных путей развития иллюзионистически-декоративной живописи, достигшей своего блестящего расцвета позднее, в эпоху барокко. На то же направлено воздействие (пейзажной) линии фона, объединяющей стороны собрания и приводящей их в гармоническое соотношение с венцом фигур наверху.
Этот сравнительно небольшой сводчатый зал с полукруглыми завершениями стен в XVI в. был местом заседания папского суда по гражданским делам (Сеньятура) возможно, что здесь находилась и личная библиотека Юлия II. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Величественная и задумчивая «Мадонна дель Грандука» и «Мадонна с безбородым Иосифом» — обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем «Мадонна с щегленком» (1506 год).
На ней изображены два плана: небеса, где правит Бог и земля, царство людей. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. «Месса в Больсене» в образной форме подтверждала истинность таинства евхаристии, а Юлий II изображенный художником напротив священника, как бы олицетворял правоту церковного вероучения и подтверждал незыблемость авторитета папской власти. Работа продолжалась около трех лет (1508 – 1511) и первой из фресок была создана Рафаэлем Санти «Диспута», воплощающая богословие. Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием.
Микеланджело хотел изобразить папу Юлия II с книгой или крестом. В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность. ПроизведенияМикеланджело, Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, сама Флоренция – центр всего изящного и прекрасного – все это оказало сильное влияние на художественное развитие Рафаэля, Удивляясь силе Микеланджело, он, однако, примкнул к Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео и отдался ревностно изучению старых флорентийцев.
Так, над фреской «Диспут» помещена люнета с аллегорией Теология в виде женской фигуры с белым покрывалом и зелёным плащом поверх красной туники (цвета теологических добродетелей), а два путти держат таблички с надписью на латыни Divinarum rerum notitia из почитаемого гуманистами Кодекса Юстиниана, что означает «Знание божественных вещей». Что-то оперное есть уже в «Изгнании Гелиодора». Один из церковных патриархов что-то диктует писцу. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Ф. Пенни в жесткой и даже огрубленной (у Пенни) манере. Руководители богов Аполлона и Афины выравниваются с головами Платона и Аристотеля. Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут».
В этом же плане располагаются все пророки, включая Петра, Иоанна и Евангелиста. Программа росписи станцы делла Сеньятура (1509-1511г. ). Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Первый, указуя перстом на небо, держит в другой руке текст «Тимея» -сочинения, в котором он изложил идеалистические представления о мироздании, Аристотель же простер ладонь над землей и несет свою книгу «Этика».
Композиция делится на три части. Вокруг Аполлона – девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Это почтенное собрание принимает решение о церемонии совершения Евхаристии (Святое Причастие у католиков) источника и вершины христианской жизни. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля.
галерея). Он не может выдержать негодующего взгляда женщины. Рафаэль Санти родился в маленьком городке Урбино. Сейчас же вслед за «Диспутом» Рафаэль написал «Афинскую школу», фреску, блестящую по мастерству композиции. Так, Вазари пишет о том, что Рафаэль содержал «рисовальщиков по всей Италии, в Поццуоло и даже в Греции и не находил себе покоя, пока не соберет все то хорошее, что могло бы пойти на пользу его искусству». Среди безымянных фигур фреска Рафаэля заключает изображения нескольких узнаваемых лиц. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
На боковых стенах станцы расположены две фрески—«Парнас» и «Юриспруденция». Ныне термин этот лютеранскими богословами оставлен. Если сравнить эту Библию с библейскими картинами Микеланджело в Сикстинской капелле, то ясно выступает вся противоположность между мрачным трагиком и лириком Микеланджело и спокойным эпиком Рафаэлем, отдающим предпочтение отрадному идиллии, грации. Они содержат ряд счастливых находок (пейзажная панорама в Чудесном улове, пространственное решение в Передаче ключей, богатство архитектурных мотивов, пластическая красота поз).
1516, Ватикан), основанные на мотивах античной орнаментики. Через год молодой талантливый художник переезжает в Рим, где приобретает покровительство и наставничество гениального Браманте, по протекции которого сразу же получает заказ от Папы Юлия II на фресковую роспись помещений (станцев) в Апостольском дворце Ватикана. Во фреске «Месса в Больсене» Рафаэль показал себя не только превосходным мастером композиции, но и блестящим колористом. Ф. Пенни. После смерти Юлия II Рафаэль выполнял заказы Льва X (стал папой в 1513 году), который, как все Медичи, считал себя знатоком и покровителем искусства. Христос здесь не посрамляет неверия учеников, не творит чуда, не исцеляет больного.
То, что в рафаэлевском «Преображении» Христово: возносится, улетает с земли, прямо или косвенно признают большинство критиков XIX и XX веков. Все эти специализации, нередко еще несколько других, объединял художник. Необычайно глубокий линейный перспективы создает невероятную иллюзию глубины. В сопровождающих фрески надписях прослеживается идея Божественного правосудия, в то же время аллегорические женские фигуры на сводах и соответствующие им фрески на стенах (Диспута, Афинская школа, Парнас, Основание канонического и гражданского права) воплощают считавшиеся основными в эпоху Возрождения области духовной деятельности и знаний – теологию, философию, поэзию и юриспруденцию.
Еще незаконченные произведения настолько понравились Юлию II, что он поручил художнику роспись следующих трех станц (комнат), приблизительно такой же площади. То есть тема Чистилища возникает в программе росписей на южной стене наряду с темой Рая. здесь вновь можно видеть Данте. «Афинская школа». В 1513 году на одном из простенков Зала Галатеи Рафаэль написал «Триумф Галатеи» — фреску, которая предвосхитила многие достижения декоративной живописи барокко. 1505, Вашингтон, Нац.
1506, Шантийи, Музей Конде Мадонна с щегленком, ок. Именно античный Рим «напоил его душу чудотворной силой, неугасаемой славой своего великого прошлого, укрепив гений его образами, восставшими из мрака истории, очаровав величием своей природы и красотою памятников» (А. Мечтательно-одухотворенные лица его мадонн до сих пор составляют славу умбрийской школы. Потому так, наверно, ласков, приветлив мастер из Урбино.
«Парнас». «Никто более не страдает душою, — замечал Вазари, — когда ему не верят или не понимают, высшим его наслаждением кажется это то, когда он может учить других и сам от других учиться. » Рафаэль талантливо учится у Перуджино, Леонардо, Микеланджело И направляет своих многочисленных помощников, которые вместе с ним создают фрески, участвуют в строительстве грандиозного собора св. Он покрывал в это время фресками залы «Камбио». Все это — качества, определяющие достоинства композиции, но не частности рисунка. Вся работа декоративного характера была мастерски спланирована и выполнена. Я желал бы воскресить чудные Формы античных сооружений» Он мечтал о «воскрешении Древнего Рима»- титаническом предприятии, достойном художника Возрождения.
1507, Эдинбург, Нац. 1501, Берлин, Гос. Это особенно заметно на фресках Рафаэля, создающих впечатление объема не только удачной светотеневой, но особенно геометрической перспективой.
1515-1518, Рим, вилла Фарнезина), выполненных по рисункам Рафаэля его помощниками Дж. Необычайно выразительна не только динамика жестов, но и освещения.
На противоположных сторонах Святой Дух-это четыре Евангелия. В небольшой Мадонне делла Седия (ок. Образы Платона и Аристотеля связаны соответственно с Восточной и Западной Церковью. Христос в Святых дарах, это транссубстанциация или консубстанциация. В дополнение к продвижению творчества разума через сюжет картины, он также вдохновляет зрителя по-настоящему задуматься о смысле жизни.
В такой идеализации мощи и силы человека апогей гуманистической философии. Но история беспристрастно засвидетельствовала: победителя не оказалось. Речь о Споре о Причащении между номиналистами и реалистами. Вот таким образом они приносят богу к алтарю свои пожертвования. Евангельская легенда изображается как реальное событие, происходящее на фоне сельского пейзажа, как в «Паси овцы мои» и в «Чудесном улове», на городской площади у входа в храм, как в «Проповеди Павла в Афинах», в многолюдной толпе у городских ворот, как в «Исцелении у Красных ворот».
Удивлял неожиданный колорит фрески. «Но в мечтах своих, писал Рафаэль, я думаю о будущем. галерея Мадонна в зелени, 1506, Вена, Музей истории искусства Мадонна Колонна, ок. Епископ Эджидио да Витербо, связывая Св. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа»— одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности.
В глубине видна часть собора св. Таково изображение в «Диспуте» Рафаэлем Санти земного действия, над которым он расположил сцену небесную. Кальво некоторое время жил в доме художника. Интерьер символического «Храма времен», запечатленный Рафаэлем во фреске «Афинская школа», как и пространственные построения фона в остальных композициях Палаты подписей, словно вовлекают посетителя внутрь сюжетных коллизий, показанных на стенах. Это идеальное представление о гуманистическом влиянии на искусство в эпоху Возрождения. Иеронимом, 1503 г., Лондон, Нац. Образование их обычно ограничивалось знанием библейских сюжетов.
Драгоценны рисунки Рафаэля. музеи Мадонна с Младенцем, ок. Рафаэль увидел и воплотил величие человека по-своему. По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир.
Христос в Святых дарах, это транссубстанциация или консубстанциация. Первоначально художник обратился к традиционной теме «Оплакивания» избрав как образец произведение Перуджино на ту же тему («Оплакивание», 1495, Флоренция, Галерея Питти). Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба. 1507-1508, Лондон, Нац. Эта работа украсила собой один из монастырей Рима.
Почему для станцы, фрески которой прославляют Юлия II, была выбрана эта тема. Чтобы избежать этого неприятного вопроса, некоторые искусствоведы старались доказать, что на картине Рафаэля Христос не возносится, что подобную «приподнятую» форму преображения можно встретить и на некоторых византийских иконах и отдельных картинах Раннего Возрождения. 1504, Париж, Лувр два варианта Св. 1503, Ватикан, Пинакотека Мадонна Констабиле, ок.
Можно понять священное негодование поборника религии: введя в благочестивую тему преображения сцену «грубых» страданий народа, более того, сцену народного недовольства, Рафаэль профанировал божественную материю. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Здесь же завязалась дружба с венецианским патрицием историком, гуманистом, автором знаменитых «Азоланских нимф» Пьетро Бембо с секретарем Джованни Медичи (позднее папа Лев X), литератором, автором известной пьесы «Каландрия» Бернардо Довици Биббиеной, которая продолжалась и в Риме. 1514, Флоренция, галерея Питти) и Мадонне с рыбой (ок. Он был блестящим рисовальщиком.
Вот таким образом его композиции иногда страдают отвлеченностью. В ней хранится гостия (облатка) – лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся католики (вином и гостией причащаются только священники). Над ними парят архангелы. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Троицы и т. д. ).
(Речь идет о «Мадонне Грандуке», ок. любителя искусств и покровителя художников. Рафаэль Санти изобразил сюжет, полное название которого переводится как «Прения о таинстве». Появляется тема торжественного небесного явления Мадонны (алтарь Мадонна ди Фолиньо, 1512, Ватикан, Пинакотека) и одновременно на смену интонациям счастья и светлой гармонии приходит более сложное мироощущение. СогласноЕвангелию, Христос поднялся вместе с тремя учениками на вершину горы. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу – в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз – в знак того, что мир идей связан с земным опытом.
На алтаре сидит дароносица. галерея Папа Лев X с двумя кардиналами, 1517, Флоренция, галерея Уффици) особенно выделяются Портрет гуманиста Б. Кастильоне (ок. Подпись Рафаэля (RSVM)— у ворота его одеяния.
1504-1505, Берлин, Гос. Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния. Романо и Дж. 500 x 700 см. Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» – одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира изгнание из рая, явление Бога Исааку и т. д. ) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни. В отличие от торжественной атмосферы «Диспуты» или ясной упорядоченности «Афинской школы» в «Парнасе» господствует «дух пленительной идиллии» (М.
В пользу первого предположения говорит обилие композиций, связанных с темой правосудия. (1) Плафон 2, 6, 7, 8 и южная стена. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Рафаэлю предстояло, прежде всего расписать фресками «Сигнатуру» – залу, где Папа подписывал свои бумаги. Выше: что вы искали. Наибольшее от нее уклонение имеет место в средней области.
Екатерина Александрийская, ок. Апостолов девять. В библиотеке книги могли распределяться по эим традиционным отраслям. Герои, которые живут в земном плане картины – католические священники и другие известные служители христианства. Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа»— одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности.
Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Археологические увлечения Рафаэля активизируются в 1510-е годы, когда он специальным папским бреве (указом) от 1 августа 1514 года был назначен главным архитектором собора св. Однако возникшая было дружба омрачилась соперничеством этих двух мастеров.
В Евангелии от Матфея (гл. Санти исполнилось восемь лет, когда умерла его мать. Рядом с ним сидит блаженный Иероним со львом у его ног. Спускаясь ниже, мы видим воскресшего Иисуса Христа, окруженный нимбом, – он сидит на троне из облаков между Девой (поклонился в благоговении) и Святого Иоанна Крестителя (который, согласно иконописной традиции, указывает на Христа). Более того-один из них, Дж.
«Мадонну-садовницу», «Мадонну со щегленком». Еще одна гуманистическая идея была в том, что человек имел неограниченные возможности и образование стимулировало творческие силы личности (гуманизм в эпоху Возрождения). В небесной части картины можно заметить все основные атрибуты святого мира: Святую Троицу, Иисуса Христа, его крестителя и Богородицу, сидящие рядом с ним.
1510-1511, Мадрид, Прадо Папа Юлий II, ок. Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода – могущество Церкви. В эти же годы богатый римский банкир, любящий искусство, поручил Рафаэлю Санцио написать в своей вилле «Фарнезина» фрески «Триумф Галатеи» и миф о Психее и Амуре. Только тонкая золотая цепочка украшала грудь молодого мастера.
Такое сочетание двух фигур было создано Рафаэлем неспроста. Эти фрески стали лучшей частью комплекса росписей, заполнивших стены четырех помещений Апостольского дворца и получивших название «Станцы Рафаэля». Для Платона это важное место занимает истина, красота, справедливость и мудрость.
Эти новые тенденции сливаются воедино в Сикстинской Мадонне (ок. Среди них хотелось бы упомянуть фреску в Ватиканской пинакотеке «Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV», на которой папа, окруженный своими родственниками, принимает коленопреклоненного папского библиотекаря Платину. У католиков вином и гостией причащаются только священники. Эти тенденции еще более остро проявились в росписях третьей из ватиканских Станц – Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненных по наброскам Рафаэля его помощниками Дж.
Италия. вы можете запросить все в системе с коробкой. Так же, как и Джулио Романо, Пенни покинул Рим после смерти учителя. Все эти специализации, нередко еще несколько других, объединял художник. Они окружены внимательными слушателями. 1514-1515, Париж, Лувр) и т. н. Донна Велата, возможно, модель Сикстинской Мадонны (ок. В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства. Истинный всечеловеческий гуманизм он проявил, конечно, в последней, написанной им самим картине — «Сикстинская мадонна».
Нет, этот резкий жест руки, с острым навершием воздетого укйзательного пальца, звучит как жесткое приказание, как повелительное «вон. ». Но обратимся к самой картине Рафаэля. Требовалось воспроизвести четыре аллегорических изображения интеллектуальной и духовной деятельности: философию, богословие, поэзию и музыку, закон. Это задумано для того, чтобы представлять сцену, как полет между небом и землей. Умбрийская школа развилась под влиянием сиенцев.
В Риме художник переставал быть умбрийским или флорентийским мастером. Во время дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов И все знают эпопею спасения «Сикстинской мадонны» советскими воинами во время второй мировой войны, вызволившими ее из подземного гитлеровского плена.