Добужинский Кукла
Художник: Добужинский Мстислав ВалериановичДеревянные куклы
Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым.
Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Первый рисунок играет роль фронтисписа. Что здесь иллюстрировать.
(Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).
Мстислав добужинский картина "кукла" содержание
Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Таким его знали на русском и на других языках.
Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Правда же состоит в том, что далеко не все произведения Овсея Дриза для взрослых были переведены и, лишь читая их на языке оригинала, можно ощутить глубоко национальный трагизм его творчества. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи.
Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. В рамке изогнутой согласно вкусам конца XVIII в. изображен Карамзин на берегу Лизина пруда. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.
Вопрос: мстислав добужинский картина кукла содержание
Автор часто пытался уловить и отобразить дух эпохи. Картина «Кукла», кроет в себе глубокий смысл, старая кукла на подоконнике давно покинутого деревянного дома, символизирует воспоминания о прошлом, о детстве, о значимых событиях в жизни человека. В работах Добужинского начала ХХ века прослеживается некоторая ностальгия и даже депрессия, художник искренне скучает по старому городу. Всюду здания, машины, люди, животные, мельчайшие подробности быта воспринимаются как органическое целое, как единство не их внешних форм, а тек ассоциаций, которые возникают по поводу их. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах.
И таким он действительно был на языке оригинала. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.
Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Плоскость листа строго блюдется. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Долгое время его домом былПетербург. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра.
Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком.
Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Каждый штрих стремится быть не только свободным и непринужденным, но лаконичным и внутренне оправданным. Долгое время его домом был Петербург. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей».
Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г).
Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Так всегда. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся.
Мстислав добужинский картина кукла содержание
Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики.
Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). И, наконец, на обложке всего лишь несколькими озорными штрихами набросана свинка над брошенной короной. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам».
мстислав добужинский картина кукла содержание
Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Страховка 4 оплачивается дополнительно покупателем по его просьбе до отправления лота сразу после выигранного лота (завершения торгов по лоту). А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования.
Но уже примерно с 1916-1917 гг. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда.
- Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
- Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
- Добужинский Мстислав Валерьянович
- Сочинение по картине: Добужинский — «Кукла»
- Добужинский КУКЛА 1980 живопись Щ5 016 2
- «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»
- Добужинский Мстислав Валерианович
- Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. загадочных приключений «Ночного принца». Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Ведь это своего рода поэма, повествующая о временном запустении северной столицы, о том новом быте, который зарождался в годы революции.
Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением.
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сочинения по картинам известных художников
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- Багетные работы (рама, подрамник)
Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Андерсена и многие другие. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея.
Различны и системы иллюстрирования. Замечательны сами приемы графики. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь.
Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату.
В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам.
По поводу незастрахованных лотов претензии не принимаются. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Под ней — сердце между белых крыльев.
Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Ответственность за почту, равно как и за качество доставки не несу. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца.
Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги.
Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой.
Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Внизу — песочные часы и черные крылья. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку».
Картина «Кукла» 1905 года, была написана автором, когда он создавал цикл работ о Петербурге, он сравнивал старый город с новым, пытался описать, какой дух царил в жизни города. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Какой-то немецкой кажется вся книжка.
В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель.
Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки.
Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций.
Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Контрастов черного и белого нет.
Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам.
Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью.
Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ».
Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге.
На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Иллюстрации же рисует редко.
Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. В иллюстрациях показано самое интересное в сказке, все то, что ребенок хотел бы увидеть изображенным. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста.
Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Делая ставку или покупая покупатель соглашается со всеми достоинствами или недостатками лота (лотов), если таковые имеются. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.
Необходимо отметить еще значение концовок. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации.
При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Здесь яснее показана зима, смерть страшнее, выразительнее старик с седою бородой и растерянно вытянутой рукой в теплой рукавице. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. Можно только протестовать против того, что в изображении встречи у Красных ворот слишком много места занимают бытовые сцены.
Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. В ней подлинно выражено несколько своеобразное, но очень проникновенное понимание андерсеновского сказочного мира, — наивного, грациозного и немного комичного. Но это не вся правда о его творчестве. Скупой рыцарь» усердно украшен.
На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Перед нами книжка, своим форматом, расположением многочисленных рисунков среди текста их яркими свежими красками напоминающая известные издания для детей И. Кнебеля. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены.
Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником».