Добужинский Мстислав Картины

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Живёт в Нью-Йорке.

Лермонтова, 1913 Белые ночи Ф. М. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. Первый рисунок играет роль фронтисписа. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Пушкина «Евгений Онегин», над которыми он работал несколько лет с 1931 по 1936 год.

Мстислав Добужинский: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Мстислав Добужинский: самые популярные картины (топ 12)

Например, в акварели «Старый домик» контраст старых и новых домов воспринимаются, как контраст старого и нового, одухотворенного и бездушного, причем, симпатии художника принадлежат уходящему, более человечному времени. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Много занимается портретом, меньше пейзажем, но главные свои силы отдает изображению города. «Человек в очках» (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. Большое количество работ художника было приобретено российскими коллекционерами. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909). В 1910-е сотрудничал в литературно-художественном кабаре «Привал комедиантов», любительском театре графини Шуваловой, кукольном театре Ю. Л. Сазоновой-Слонимской.

Совсем в духе эпохи и самого литературного произведения наивно-аллегорическое изображение под каждой иллюстрацией двух голубков. Начало». Создавал картины на исторические темы: «Петр Великий в Голландии» (1910, ГТГ), «Провинция 1830-х» (1907–1909, ГРМ). Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Реже обращался к портрету («Человек в очках. Старая Литва» прошла в Минске (Национальный художественный музей Республики Беларусь) и в С. -Петербурге (ГРМ, 2009).

Мстислав Добужинский 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Мстислав Добужинский – картины с названиями и описанием по алфавиту

И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Добужинский предпочел ограничиться книжными украшениями этого небольшого, в 16-ю долю листа изящного томика. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие.

В 1900–1910-е много ездил по городам России и Западной Европы, неоднократно посещал Италию (позже выпустил со своими иллюстрациями книгу «Воспоминания об Италии»). Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Правда, его трудно назвать певцом парадного Петербурга. загадочных приключений «Ночного принца». В СССР были изданы оба оформительских варианта «Евгения Онегина» в 1947-ом (представлено в экспозиции) и 1949-ом годах. В первые советские годы участвовал в оформлении уличных празднеств в Петрограде (украшение фасада Адмиралтейства к 1-й годовщине Октября оформление массового спектакля Ю. П. Анненкова «Гимн освобожденному труду» 1 мая 1920 у здания Фондовой биржи и др. ).

Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Публиковал работы в журналах «Мир искусства» (1902–1904), «Художественные сокровища России» (1903), «Золотое руно» (1906–1908), «Аполлон» (1909–1915), «Сатирикон» (1908–1910), в альманахах «Белые ночи» (1907) и «Шиповник» (1907–1908) и на открытках Общины св. Для творчества Д. характерны стилизация, декоративность. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью.

Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве.

И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. В летние месяцы занимался в школе Ш. Холлоши в г. Надьбанья в Венгрии. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Гимназию окончил в Вильне. Каунас).

Несмотря на то, что рисунки выполнены в различных графических манерах (силуэт, острая перовая линия, граттография), все они внутренне связаны с пушкинской художественной стилистикой быстрого пера (росчерка). По окончании университета (1899) женился на пианистке Елизавете Осиповне Добужинской, урожд. С тех пор его творческие успехи связаны с театром.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Волькенштейн (1874–1965). На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей.

Дж. Характерно, что нигде рисунок не обведен замыкающей чертой, а непосредственно вливается в плоскость листа. Сотрудничал в юмористических и сатирических журналах. Различны и системы иллюстрирования.

Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Добужинский видел Петербург, пронизанный духом Достоевского, с символизмом и мистичностью лабиринтов домов, каналов, улиц. В рисунках к Барышне-крестьянке (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. С 1924 г. жил в эмиграции. Участвовал в оформлении постановок Русских сезонов СП. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся.

Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. На ней были представлены портреты детей, жены, наброски домашних интерьеров. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши.

Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). В 1925 работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 – для парижского театра Никиты Балиева «Летучая мышь». Н. Тынянова «Подпоручик Киже» и использовал для балета музыку Прокофьева. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна.

Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева.

Моцарта, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей.

Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. В 1938 по приглашению М. А. Чехова выехал в Лондон для работы в его школе-театре. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны.

Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Перед нами книжка, своим форматом, расположением многочисленных рисунков среди текста их яркими свежими красками напоминающая известные издания для детей И. Кнебеля. Начавшаяся война не дала художнику возможности вернуться в Каунас. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Добужинский решает учится за границей и, окончив университет в 1899 году, отправляется в Мюнхен, который на ряду с Парижем был тогда крупнейшим художественным центром Европы. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку.

Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая.

Необходимо отметить еще значение концовок. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Лучшие из них – русская и европейская классика: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон Жуан» В. -А. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина.

В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Внизу — песочные часы и черные крылья. Так всегда. Произведения из наследства сына» (Парижский аукционный дом Le Roux-Morel Mathias Baron Ribeyre et Associes июнь, ноябрь 2005, март 2006).

Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского «Ревизора». На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена Свинопас (1917).

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Витебск»

Описание картины Мстислава Добужинского «Витебск»

Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Он с большим успехом занимается оформлением спектаклей в Каунасском театре. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского Ревизора. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым.

В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. В 1902–1909 служил в Управлении водных путей и шоссе Железнодорожного министерства. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву.

Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Иллюстрации же рисует редко. Художник писал в своих воспоминаниях о своем интересе к «изнанке» города, особенно Петербург поразил его после двухлетнего пребывания за границей, Мстислав Валерианович учился в Мюнхене, тогда этот город был одним из крупнейших европейских центров художественного образования: «я рисовал Питер, его «уголки», — писал Добужинский, – «красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Вскоре по приглашению режиссера Михаила Чехова он уезжает в США оформлять спектакль «Бесы».

Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Их издательство собиралось использовать для воспроизведения на художественных открытках. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». В этот период художник создает такие шедевры книжной графики, как иллюстрации к сказкам Г. Х. Андерсена «Свинопас» (1922 г. ) и К. Чуковского «Бармалей» (книга вышла в 1925 году), повести Ф. М.

Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Добужинский рисовал красивейшие уголки города: Чернышев мост, Александринский театр, Банковский мост, Фонтанку у Летнего сада. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении.

А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость.

Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Портрет К. А. Сюннерберга (Эрберга)», 1905, ГТГ). Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Родился в семье офицера.

Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. Замечательны сами приемы графики. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной.

Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. Сливаясь с текстом, дополняют, обогащают его.

Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Эффектное воспроизведение мерцающих очертаний падающих хлопьев снега, отражение в зеркале, отсветы свечи на стене лишь усиливают впечатление чего-то таинственного и жуткого.

Плоскость листа строго блюдется. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку».

В последнее время работы Добужинского участвовали в выставках Русского музея и опубликованы в каталогах, в том числе: «Символизм в России», «Санкт-Петербург. Над оформлением повести художник работал в 1922 году, когда, по свидетельству его биографа Э. Голлербаха, увлекался особым приемом «граттографией», суть которого состоит в том, что рисунок делается на грунтованном картоне и все тонкие белые штрихи выцарапывают иглой, достигая этим такой четкости, которая недоступна ни перу, ни кисти. Таким видел Добужинский современный ему Петербург. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Много лет рисовал фантастические пейзажи на тему «Городские сны». Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги.

Достоевского «Белые ночи» (1923 г. ). В 1895 году Добужинский начинает занятия на юридическом факультете Петербургского университета и тогда же делает попытку поступить в Академию художеств. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества.

Умер Добужинский в 1957 году. В созданных в 1903 годустаринных картинах«Двор», «Город», в 1904 — «Вырубленный сад», «Уголок Петербурга» уже видна неповторимая манера художника, его взгляд на город, в котором объединялась и любовь к Петербургу и отображение его жесткой и суровой силы. Что здесь иллюстрировать. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Великий русский график, театральный художник.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Человек в очках»

Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»

Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917). Преподавал в мастерских бывших ЦУТР (1917–1919) и ИАХ (1919–1923). После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении.

М. М. Фокин, 1942), «Ballet Imperial» на музыку П. И. Чайковского (балетм. С 1929 Добужинский – ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). Работает Добужинский преимущественно акварелью, карандашом, пером, пастелью, реже гуашью и сепией.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

Коллекция Русского музея обладает значительным собранием произведений мастера. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Но в целом, повторяем и по замыслу и по выполнению — это одно из самых совершенных созданий Добужинского. С 1907 оформлял драматические спектакли для петербургских и московских театров: «Лицедейство о Робине и Марион» А. де Аля для Старинного театра (1907), «Бесовское действо» А. М. Ремизова (1907) и «Франческа да Римини» Г. ДАннунцио (1908) для театра В. Ф. Комиссаржевской, «Петрушка» П. П. Потемкина (1908) для театра «Лукоморье», «Месяц в деревне» (1909), «Где тонко, там и рвется» (1911), «Нахлебник» и «Провинциалка» (1912) И. С. Тургенева, «Николай Ставрогин» (1913) и «Село Степанчиково» (1917) по Ф. М. Достоевскому – для МХТ. Сейчас они являются предметом «охоты» многих любителейантикварной живописи. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича.

В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ – декорации к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К. С. Станиславского. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Что касается рисунков над текстом, то они хотя и воспроизводят то, о чем говорится в репликах, все же иллюстрируют скорее быт средневековья, чем самую драму. Еще мальчиком он много читал, полюбил и внешний облик книги, с особым интересом относился к иллюстрированным журналам, рисовал карикатуры, виньетки, сочинял шрифты. Наарт-рынкеособым успехом пользуются эскизы Мстислава Валериановича к театральным постановкам, а поклонники творчества Добужинского могли с 28. 03. 12 по 31. 05. 12 в московской галерее «На Ленивке» видеть двести работ художника, объединенных под названием «Семейный альбом».

  • Картины — Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерьянович
  • Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  • Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)

С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским солдатам второй мировой войны». Но уже примерно с 1916-1917 гг. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Благодаря экспозиции в галерее «На Ленивке», уходит привычный отстраненно-холодноватый образ художника, появляется возможность гораздо лучше понять его внутренний мир.

Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Портрет города и горожан», «Неоклассицизм в России», «Дягилев и его эпоха», «Два века русской литографии», «Издания Общины святой Евгении», «Дягилев.

  • Городские пейзажи художника Мстислава Добужинского
  • Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
  • Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев
  • ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович
  • ДОБУЖИНСКИЙМстислав Валерианович

В том же году уехал с ней в Мюнхен. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 – 1887), в школе Антона Ашбе и у Шимона Холлоши (Мюнхен, 18991901). В дальнейшем занимался в основном сценографией, оформлял спектакли для Метрополитен-Опера, других театров Америки и Европы в их числе балеты «Русский солдат» («Поручик Киже») на музыку С. С. Прокофьева (балетм.

Баланчин, 1941, 1945), «Кавказский пленник» А. И. Хачатуряна (1957), оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (1947) и «Хованщина» М. П. Мусоргского (1950), опера-балет «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (балетм. Работал в области архитектурного пейзажа (Уголок Петербурга, 1904, ГТГ) исторической живописи, портрета (Человек в очках, 1906), а также как иллюстратор (Казначейша М. Ю. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок.

Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909 «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  3. Западноевропейская и антикварная живопись
  4. Декоративно-прикладное искусство
  5. Русская живописьВсе фотографииДобужинский, Мстислав Валерианович168

На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. В 1907-1908 годах он оформил спектакли в Театре Комиссаржевской и Старинном театре, его декорации очень понравились и вскоре его пригласили в МХАТ оформить спектакль по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Участвовал в организации Большого оперного театра и стал заведующим художественной частью.

Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию. И ни о чем не позабудет: и про котелок и про то, как фрейлина торговалась о цене на него и про трещотку. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера Ночной принц (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета.

  • Книжная графика и театрально-декорационные работы Добужинского
  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Иллюстрации к этому роману – творческая победа художника. В Париже проходят его персональные выставки. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Работал для кинематографа исполнил декорации к фильмам «Пиковая дама» Ф. Оцепа (совм. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема.

Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился.

Картины — Добужинский, 
Мстислав Валерианович

Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). В 1919–1921 оформил спектакли: «Дантон» Ш. Левберга, «Разбойники» Шиллера, «Макбет» и «Король Лир» Шекспира – для БДТ в Петрограде, «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского – для московского Малого театра и др.

Долгое время его домом был Петербург. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. В 1935 с труппой каунасского театра уехал в Англию.

Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Рисунки к «Белым ночам» – это подлинная классика русской иллюстрации. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Матэ, а также в Мюнхене. А если и остается долго жить, то лишь как рисунок, как графика ее значение как истолкование памятника другого искусства обычно воспринимается по прошествии известного времени лишь в исторической перспективе.

В 1923–1924 гг. С 1939 жил и работал в США. Юный Художник много рисует, развивается его наблюдательность. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями.

С 1901 года Добужинский входит в «Мир искусства». Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. В 1957 году Добужинский ушел из жизни. Весной 1919 вернулся в Петроград, где пережил смерть дочери Веры (1901–1919). Но его особенно привлекал другой Петербург.

В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»). Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием.

Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Дягилева. Член объединения «Мир искусства». Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки.

Успех его декораций был очень велик, так началось длительное сотрудничество Добужинского с МХАТом. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва).

с Анненковым, Франция, 1937), «Опозоренная женщина» и «Странная женщина» Р. Стивенсона (оба – совм. Таким образом создается редкая по органической цельности вызываемых переживаний иллюстрированная книга. Этим занималась Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере». Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь.

Какой-то немецкой кажется вся книжка. Книги с его иллюстрациями в последующие годы многократно переиздавались. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. На выставках с 1902 г. Входил в объединение Мир искусства (с 1904 по 1910 – член Союза русских художников).

Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. А. А.

По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек.

Моцарта, Гамлет и Король Лир Шекспира. Исполнил иллюстрации к книгам: «Барышня-крестьянка» (1919) и «Скупой рыцарь» (1922) А. С. Пушкина, «Чудесная жизнь графа Иосифа Бальзамо де Калиостро» М. А. Кузмина (1919), «Роза и Крест» А. А. Блока (1919), «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1921), «Тупейный художник» Н. С. Лескова (1922), «Петербург Достоевского» Н. П. Анциферова (1923), «Белые ночи» Ф. М. Достоевского (1923) оформил детские книжки: «Свинопас» (1917) и «Принцесса на горошине» (1918) Г. Х. Андерсена, «Три толстяка» Ю. К. Олеши (1925 1928), «Бармалей» К. И. Чуковского (1925), «Примус» О. М. Мандельштама (Пг., 1925). Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного.

На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. В рисунках к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. В Нью-Йорке же были изданы две последние книги с иллюстрациями Добужинского, это «Левша» Лескова и «Слово о полку Игореве». Для открытых писем издаваемых Общиной св.

Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. У него было особое, гофманианское и немного фантасмагоричное восприятие Петербурга, он остро ощущал в нем невероятное сочетание великолепной классической архитектуры с уродливым процессом урбанизации начала ХХ века. В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет Русский солдат с посвящением: Храбрым русским солдатам второй мировой войны. В 1914 оформил балеты «Бабочки» Р. Шумана и «Мидас» Л. П. Штейнберга (балетм. Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики.

В 1901 посетил Венецию и Париж. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1885-1887), мастерской живописи и рисования Л. Е. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера «Ночной принц» (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге.

Местами кое-где введены небольшие пятна черного. В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. М. И. Фокин, с которым художника связывала давняя работа в антрепризе Дягилева, написал либретто по повести Ю. Н. Тынянова Подпоручик Киже и использовал для балета музыку Прокофьева. Но уже первые выступления принесли ему известность. В октябре 1918 был назначен ученым хранителем Эрмитажа.

В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Особенно ярко творческая индивидуальность Добужинского видна в его городских пейзажах. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену.

Работал в смешанной технике – акварелью, пастелью, гуашью, тушью, карандашом. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Под ней — сердце между белых крыльев. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. В 1939, за несколько дней до начала войны, переехал с труппой театра в США.

Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Его иллюстрации — настоящие шедевры отечественной книжной графики. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна.

И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». С 1901 года Добужинскии входит в Мир искусства. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.

М. М. Фокин) для Русского балета С. П. Дягилева. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957.

Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть «художником города». Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Ч. Вейдман, 1949).

Как и многие художники «Мира искусства» Добужинский оформлял спектакли труппы Дягилева. Дмитриева-Кавказского (1895-1898) и у В. В. Он создает иллюстрации к сказкам Андерсена, «Бедной Лизе» Карамзина, «Белым ночам» Достоевского, «Тупейному художнику» Лескова. Участвует в выставках с 1902.

Человек в очках (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Художник писал: «Во мне по-новому утвердилось и жившее с детства какое-то родное чувство к монотонным казенным зданиям, удивительным петербургским перспективам, но еще острее меня теперь уколола изнанка города». В 20-е годы Мстислав Валериевич особенно плодотворно работает в книжной графике. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций.

Среди многогранного творческого наследия художника – рисунки, гравюры, живописные произведения, журнальная графика, книжные иллюстрации, театрально-декорационные работы. Достоевского, 1923). Скупой рыцарь» усердно украшен. В 1902 рисовал карикатуры для сатирического журнала «Шут». Но уже первые выступления принесли ему известность.

Последние годы жизни оказались для него самыми трудными – он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Для открытых писем издаваемых Общиной св. В 2007–2009 выставка «Мстислав Добужинский.

Часть из них была представлена на выставке «Мстислав Добужинский: от Литвы до Америки» в Москве (галерея «Наши художники», 2007–2008). В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Добужинский был в числе первых поклонников таланта литовского живописца и композитора Микалоюса Чюрлёниса, которого долгое время критики обходили вниманием. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом.

Иллюстратор отнюдь не стремится воплотить все образы писателя, а лишь дополняет его и именно там, где средства последнего ограничены. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Они навсегда остаются в памяти. Плодотворной для него была связь с MX AT, где художник оформляет двенадцать спектаклей. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Контрастов черного и белого нет.

Евгении — о создании серии графических работ, посвященных петербургским пейзажам. с Н. В. Ремизовым, США, 1946) и др. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. В это же время он создает графический цикл к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина.

Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Евгении (1902–1910). Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.