Домье Оноре Улица Транснонен
Ранним утром 15 апреля, когда Оноре стоял перед домом на улице Транснонен, что-то изменилось в его душе.
Оноре домье улица транснонен описание картины
И абсолютно очевидно, что монументально обобщенная ясная красота подобных образов Домье решительно противостояла распространившемуся во французской живописи того времени плоскому, мелочному и банальному натурализму модных и преуспевающих живописцев типа Жерома, любимца тогдашнего фиктивного президента Республики и будущего императора – принца Наполеона. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Позднее Домье выполняет серию «Адвокаты». Можно также увидеть аналогию в изображении зала полукругами и полукругов, образуемых на одеянии клоуна. Резкий ракурс выводит на нас основную фигуру композиции.
Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам. Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. Литографии 1852-1855 гг. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи).
- «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», Оноре Домье — описание
- Мировая художественная культура (11 класс)
- Всеобщая История Искусств, том 5, книга 1 – 1964
- Художник Оноре Домье картины и карикатуры
- Картина Улица Транснонен – Оноре Домье
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Правда, эта Республика, кормящая своих детей, не имевшая в себе, собственно говоря, ничего эскизного, представляла собой по своей мощной энергии и огромному гуманистическому пафосу нечто родственное старому Гойе в его Кузнеце или позднему Констеблю в его Сток-бай-Нэйленде из Чикагского музея.
Она присутствовала при бракосочетании своей дочери с поэтом-стекольщиком (27 декабря 1801 года). В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг. Несмотря на ряд драматичных событий детства (он рано осиротел, в результате болезни ему ампутировали ногу), его общение с природой пробудило в нем огромную любовь к ней.
- код для вставки на сайт или в блог
- Еще по теме ФРАНЦУЗСКАЯ ЛТЕРАТУРА
- Все книги автора Раймон Эсколье
- Отзывы о Раймон Эсколье – Оноре Домье
- Словари и энциклопедии на Академике
- литография «Законодательное чрево» Оноре Домье
- литография «Опустите занавес, фарс разыгран»
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. В юности едет в Италию и изучает памятники искусства.
В этом отношении характерен самый, может быть, знаменитый лист Оноре Домье «Законодательное чрево» (1834), где световой ритм образует почти декоративную по своей равномерности ритмическую игру белых пятен, создающих движения не в плоскости листа, но лишь перпендикулярно ему. Характерно, что белое в этих литографиях понимается художником не столько как свет, сколько как активная масса, обладающая особой пластичностью, усиливающей как бы «движение» из глубины на зрителя., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). В литографии «Империя — это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. В его картинах чувствуется эмоциональное отношение к действительности. Их мертвые тела в беспорядке лежат на полу. Это лист 1852 г. изображающий известного рисовальщика Моннье в роли им самим изобретенного персонажа – м-сье Прюдомма.
- литография «Законодательное чрево»
После подавления революции 1848 г., когда республике грозит опасность со стороны бонапартизма, он изображает «Ратапуаля», бонапартистского агента, хитрого наглеца, предателя. Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Революционным пафосом наполнены картины «Семья на баррикаде» (1848—1849 Прага, Национальная галлерея) и «Восстание» (1848 (. ) бывшее собрание Руар). Он много писал в живописных уголках леса Фонтебло, особенно осенью.
В глубине комнаты — едва различимый в полумраке труп женщины. Никому, кроме Домье, никогда не удавалось схватить на лету эту выразительную гримасу Тьера, его подмигиванье, сжатый рот — все, что составляло физиономию этого крупного государственного деятеля. Рядом на полу видна голова мёртвого старика. Умер Жан-Клод Домье в 1801 году на улице де Тионвиллуа.
Предательство этого болота не было для него неожиданностью. Будущий художник родился в Мар селе в семье стекольщика. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Она изображает комнату в доме на улице Транснонен, в которой жила семья рабочего.
В конце 60-х он каждое лето ездил в Кайё-сюр-Мер и писал марины, морские пейзажи. Сам Домье — выходец из простого народа, его отец содержал в Марселе небольшую мастерскую, где делал рамы для картин, вставлял стекла. Листы Домье трагично выразительны. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». После того, как освоил мастерство литографа, стал зарабатывать первые деньги на жизнь, создавая иллюстрации для различных изданий.
Пушкина), Монах (1840, Париж, Лувр), Воз сена (1860-е, Москва, ГМИИ им. Литография «Улица Транснонен» (1834) — отклик на восстание рабочих. Лицо его застыло и заострилось, редкие седые волосы рассыпались по полу. Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. В ряде литографий 1870 – 1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Своей задачей он считал передать гармонию природы.
Художник выбрал наиболее трагический момент события. Целенаправленность, активность и сила искусства Домье не перестают поражать до сих пор. В холодном свете наступающего дня видна фигура упавшего навзничь человека. Пушкина), Весна в Барбизоне (1874, Париж, Лувр), Церковь в Гревиле (1871–1874, Париж, Лувр), Парусное судно на море (1871, Бостон), Собирательницы колосьев (1857, Париж, Музей Орсе). 1870, Москва, ГМИИ им. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь.
На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», напоследнем—«Погибшиеу Седана 1870 г», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Пейзаж (1864, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Дождливый день (1872, Москва, ГМИИ им.
В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Психологическая и социальная характеристика изображаемых персонажей, не столько смешных, сколько отталкивающе безобразных, резко снизилась по сравнению с литографиями 1833-1835 гг. и если можно было бы расценивать такие работы, как некое отрешенное от времени и места холодное изучение свойств человеческой мимики, то следовало бы счесть это изучение чересчур мизантропическим. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. Домье понадобилось немало лет – от 1835 и примерно до 1844 г., чтобы и в этом новом жанре своей сатирической графики подняться на такую же высоту идейной и художественной цельности и абсолютного мастерства, какой он достиг в 1833-1835 гг. По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. Пушкина).
Его работы приобретают графический характер исчезает пластичность. Но и формальное решение этой замечательной акварели и ее образный строй отличаются необыкновенной и многозначительной новизною.
Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. к однообразной и поверхностной развлекательности. Мятежный дух горцев, самый опасный, дерзкий, неизменно пронизывал «подрывное» творчество Домье.
Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. С материнской стороны Домье тоже марселец — «приальпиец». А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. И, наверное, то же самое происходит сейчас в Лионе, Гренобле, Безансоне, во всех охваченных восстанием городах. он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер. В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. Иными словами, ежедневно пятьдесят тысяч человек смотрели комедийные спектакли, слушали стихи и песни В Марселе в ту пору жили двести пятьдесят тысяч человек, значит, у Льва Толстого были все основания говорить, что пятая часть населения этого города ежедневно пополняет свое образование, «подобно тому, как в амфитеатрах пополняли свое образование греки и римляне».
Впрочем, особенного ухода от современных событий тут не было: с речи Камилла Демулена перед народом во дворе Пале-Ройяля накануне взятия Бастилии началась Великая французская революция 1789 года.
Зато у автора этой комической серии был гораздо более близкий, более конкретный и очень опасный враг – процветающее и все шире и глубже захватывающее господствующее положение в художественной жизни салонное искусство. В своих произведениях он обличал ханжество, алчность и духовную пустоту правительства («Законодательное чрево» 1834 г. ). Первая — «Высоко- и законнорожденные, могущественнейшие шалуны и шалуньи» не представляет большого интереса: на ней изображены принцы и принцессы семейства герцогов Орлеанских. Жюль Дюпре родился в Нанте в семье фабриканта.
Вот лохматый Прюнель, вот мрачный Руайе-Коллар, вот Гизо, который с плохо скрываемой скукой слушает марсельские шутки Тьера. С большим основанием можно было бы утверждать, что в крови у рода Домье — бунтарство. Его мать — Сесиль-Катрин Филип родилась в Антрево, кантональном центре Кастелланского округа. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат.
Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Герман. Изображая предметы, фигуры, он окутывает их воздушной дымкой, светом моделирует форму.
Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ). Официальным портретам далеко до Домье». В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Этот лист, выставленный в витрине фирмы Обер, собрал толпу. Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура.
Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года».
40-х), создание офортов. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. В рисунке можно допустить неопределенность штриха, расплывчатость пятна. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения. На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье.
Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. Художник работал в литографии без перерыва более сорока лет. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства.
В 1878 году Камилл Пелетан 77 имел в виду прежде всего «Законодательное чрево», когда писал в газете «Раппель»: «Господин Домье запечатлел для истории полную коллекцию лиц той эпохи, весь набор типов, принадлежащих к определенной тяжеловесной породе, среди которых лицо одного Тьера поражает умом, хитростью, марсельской живостью. Уже через несколько дней после начала Революции 1848 года в номере Шаривари от 4 марта появилась блестящая литография Домье Парижский мальчишка в Тюильри, 9 марта – литография Последний совет бывших министров. Пушкина), Пейзаж с коровами (1850, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Морской отлив в Нормандии (ок. Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью.
После победы капитализма главной социальной силой, заинтересованной в ограничении, а затем и в подавлении реалистических и последовательно демократических тенденций искусства, становится достигшая господства крупная буржуазия. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства и с точки зрения содержания. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. Революционный порыв несущейся толпы ощутим в картине «Восстание», движение передано здесь не только жестом поднятой руки и устремленными вперед фигурами, но и резкой полосой света, как бы взвивающейся вверх по диагонали.
Никогда до этого литография не обладала такой мощью, такой драматической выразительностью. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. Пушкина), Берега Виллервиля (1875, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг. Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг.
Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Он то вы ступает в роли лицемера врача, радостно констатирующего смерть раненого рабочего («Он нам больше не опасен», 1834 г. ), то, обнявшись со своими соратниками, воровато вынимает из чужого кармана часы («Мы все честные люди, обнимемся», 1834 г. ). Утро в Венеции (1834, Москва, ГМИИ им. И, конечно же, у Оноре был свой кинжал.
Он стремился показать в пейзаже жизнь человека в обыденных аспектах. На прекрасном лице бунтаря — выражение гневного бесстрашия. Особенно его привлекают Рембрандт и Рубенс. В литографии «Империя — это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Коро был очень высоко оценен художниками последующих поколений. Каждый день Оноре старался урвать хоть полчаса на серьезную живопись. На лице его сохранилось выражение муки и гнева.
Он превосходно передавал цвет, ставя его на первое место. Оноре Домье (1808—1879)был одновременно графиком и живописцем и в этих двух видах искусства он раскрыл различные стороны критического реализма. Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре.
Рынок в Нормандии (1932, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Гроза, равнина Монмартра (ок. Работы Добиньи полны лирики, поэзии, но одновременно объективны. Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех. французский график, художник и скульптор. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике.
Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии.
Пушкина), Колокольня в Аржантее (1858-1860, Москва, ГМИИ им. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. Разумеется, его колоссальное творчество не могло быть одинаково высоким по художественному уровню все эти годы: бывали периоды, когда в ту или иную серию он не вкладывает ничего, кроме своего умения, бывали моменты усталости, когда гравер неожиданно возвращался к ранним временам карикатуры и делал так называемые «большие головы» (серия «Представленные представители», 1849), но каждого художника следует оценивать по его достижениям, по периодам его творческого подъема. Хотя об этой первой документально засвидетельствованной живописной работе Домье был напечатан благожелательный отзыв Шанфлери, широкая публика и журнальная критика ее не заметили и, вероятно и не могли бы оценить по достоинству, настолько живопись Домье была непривычной и непонятной для тогдашних глаз и тогдашних вкусов.
Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. Домье это сам понимает и именно потому начинает упорно работать над карикатурным портретом, применяя своеобразный метод: сначала он лепил портретные бюсты необычайной остроты, доводя до гротеска характерные черты изображенного (см. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Он одним из первых обратился к мотиву весны в пейзаже, показывая ее свежесть и блеск.
Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ). Домье, как и Бальзак, видит, что основной нерв жизни эпохи Луи Филиппа — Это могущество денег.
Эта манера более соответствовала графическим циклам, в которых вводился рассказ и действие развертывалось в интерьере или пейзаже (заметим, что эффекты дождя или снега Домье передает так убедительно, что во многом опережает в этом современных ему пейзажистов). Оноре написал своего приятеля, гравера-офортиста Луи Леруа. Он придавал большое значение свету: его краски нежные, светлые, спокойные. Пьер-Этьен-Теодор Руссо был общепризнанным главой барбизонцев. Только увидя такие литографии, Бальзак (который сам сотрудничал в газете «Карикатюр», правда, несколько ранее, в1830—1832гг. ) мог, говоря о «могучей силе искусства», сопоставить карикатуру с фреской и скульптурой.
В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец. После сделанных по этим скульптурным бюстам литографских портретов, напечатанных Филипоном, королевское правительство обеспокоилось и, придравшись к слишком очевидному сходству короля Луи-Филиппа и Гаргантюа, пожирающего национальные доходы, на прошлогодней карикатуре Домье, распорядилось арестовать дерзкого художника.
А в скульптуре не может быть невыразительных и «глухих» мест, там все должно быть строго и определенно. Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Именно так была создана литография Домье «Законодательное чрево» (1834).
Художник показывает адвокатов, театрально жестикулирующих, проливающих крокодиловы слезы во время выступлений (акварель «Защитник», 40-е гг., Вашингтон, галлерея Коркорана) и самодовольных за кулисами, когда они встречаются вместе, обсуждая свои очередные грязные дела («Три адвоката», Вашингтон, галлерея Филлипс). В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839 – 1842), «Пасторали» (1845 – 1846), «Лучшие дни жизни» (1843 – 1846). Для большей выразительности каждый персонаж дан в резком освещении (бюсты, служившие ему моделью, Домье ставил под сильный свет лампы). приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость.
Это муза страстная, но молчаливая и скрытная». Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико. Только этот кинжал ему заменял меткий карандаш художника.
Его родите ли вскоре переехали в Париж. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. На полотне зрители видят зверски убитую семью. Есть слишком большой разрыв между плохими, грубыми и неизобретательными карикатурами, например из серии Представленные представители и другими им подобными и такими подлинными шедеврами Домье, как его картина Республика, его акварель Камилл Демулен, его скульптура Ратапуаль, его литографии Король Неаполя или День смотра и целый ряд других работ. Вы свободны.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Одновременно юный художник посещает Лувр изучает античную скульптуру и старых мастеров. Вряд ли он мог сочувствовать и тенденции ничего не оценивать, т. е. фактически оставлять в неприкосновенном виде все основы буржуазной цивилизации со всеми возросшими на этой благодатной почве плодами. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Революционный порыв несущейся толпы ощутим в картине «Восстание», движение передано здесь не только жестом поднятой руки и устремленными вперед фигурами, но и резкой полосой света, как бы взвивающейся вверх по диагонали.
Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Долгое время пейзаж в европейском искусстве занимал второстепенное положение среди других жанров живописи.
Жан-Батист-Камиль Коро относился к поколению более старшему, чем художники-барбизонцы. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. «К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н. От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках.
Попав в Париж, он копировал произведения старых мастеров в Лувре. Товарищи почти никогда не видели, чтобы он сердился. Тёмные зловещие пятна высыхают на полу. Но Домье не хотел изображать мучеников.
Время остановилось. «Прачка» Домье продолжал рисовать Париж и его жителей, оставаясь насмешливым певцом города. Его картины проникнуты тем же сарказмом, в них он также прибегает к гротеску. Быть может, буржуазная природа политической реакции времен Июльской монархии впервые для Домье стала ясной тогда, когда он сделал упоминавшийся мною хороший лист 1840 г. Ну, вот Вы и капитан Национальной гвардии. Он более не опасен. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину».
Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. Для этого, кроме прекрасной природы, основы всего сущего и кроме доброты к людям, блуждающим впотьмах, следовало добавить еще какое-то позитивное утверждение настоящего человеческого идеала. В этих произведениях он как бы переводит на язык живописи свои графические работы. Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения.
Народная толпа, весело теснящаяся в королевском дворце или Свобода – женщина во фригийском колпаке, та, что была на картине Делакруа, - широко распахнувшая двери темной комнаты, где заседали министры Июльской монархии, бегущие в панике и пытающиеся выбраться в окно, - такие образы могли возникнуть лишь в смелом и ясном уме и доброй душе большого художника. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи. Его первые работы произвели сильное впечатление на современников.
У него была большая семья и очень мало денег. собрание Руар автопортрет, 1830—1831, Авиньон, Музей) еще трудно узнать руку будущего Домье.
Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. предельно объемны, пластичны. Листы Домье трагично выразительны. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре.
Литографии замечательны своей действенностью и выразительностью. Как рассказывают современники (Теодор де Банвиль), Домье никогда не употреблял отточенные новые карандаши, он предпочитал рисовать обломками, чтобы линия была разнообразней и живей. Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания.
Справа вырисовывается голова мертвого старика. Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Свою волнующую силу она сохранила навсегда. В некотором отдалении от крепкого рабочего паренька, который с вызовом глядит на короля, стоит поддерживаемый Персилем и Гизо Луи-Филипп и грозит ему зонтиком. Фигуры, помещенные в пейзажи, неразрывно связаны с окружающей средой. Недавно он написал автопортрет, благо модель была терпелива и не стойла ни сантима.
Черные мантии адвокатов темным силуэтом выделяются на золотистом фоне. 1840, Шантийи, Музей Конде), Большой дуб (1844-1855, Париж, Лувр), Вечер (1840-е, Москва, ГМИИ им. В природе Диаз стремился увидеть нечто праздничное. Николая в Париже (ок. Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. Пушкина).
Ла Порт о Ваш в снегу (1853, Филадельфия, Музей искусств), Собирательницы хвороста (1850-е, Москва, ГМИИ им. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Воздев к небу скрюченный подлокотник, свалилось набок старое кресло.
Позже он переходит к показу сельской местности. Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье. Напротив, следующая литография: «Свобода печати» — дышит энергией. В 1833-1835 гг.
Вместе с тем в отдельных листах у Домье появляется монументализированный образ рабочего. Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
Даже разговаривая, он не поднимал от стола свою темноволосую растрепанную голову. В ряде литографий 1870—1872 гг. Чтобы уяснить себе своеобразие тех противоречий, которые свойственны развитию искусства в эту Эпоху, необходимо остановиться на некоторых чертах, присущих капиталистическому обществу и его культуре. Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья испанец по происхождению, родился в Бордо. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Сначала он работал художником на фарфоровой фабрике, а как художник-пейзажист Диаз начинает выступать в 40-е. Но в ранних работах («Гравер», 1830—1834, бывш. Шарле известный главным образом своими работами, связанными с походами Наполеона иллюстрируя очерк Леона Гозлана «Человек из народа» (1841, в сборнике «Французы о самих себе»), теперь рисует пролетария. Нет таких жизненных ситуаций, обычных и заурядных или причудливых и странных, в которых Домье не настигал бы своих героев.
Позднее Домье выполняет серию «Адвокаты». Домье нужно было сделать еще один шаг, чтобы его философия получила полную цельность и соразмерность. Двадцати девяти лет от роду Жан-Клод приехал в Марсель и обосновался там, занявшись стекольным делом (1767). Известная литография «Улица Транснонен» (1834) была воспринята современниками как протест против террора и кровопролития, наступивших после Июльской революции.
Пластичности фигур, выделяющихся на сером фоне скамей, художник достигает, растушевывая мягкий штрих карандаша. Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. Литография«Улица Транснонен» (1834 г. ) изображает трагический финал рабочих восстаний в 1 834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей.
Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. Упавший на пол у своей постели человек был бойцом. Руссо поражала красота природы, что и повлияло на его желание стать пейзажистом.
Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота. Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. Вспомнить этот исторический эпизод в 1848 г. было естественно именно для такого художника, как Домье. В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). В 1841 – 1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.
Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на её виновниках». наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831 г. ), в ней художник изобразил толстого Луи Филиппа, поглощающего золото, которое чиновники отбирают у изнуренного народа. Оноре привык наблюдать жизнь, но не писать с натуры.
Домье понадобилось сделать очень большой шаг к столь высокому подъему и ему помогли в этом его прямые великие предшественники – Давид, Энгр, Жерико и Делакруа. В ряде литографий1870—1872гг. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. В тени распласталась женщина.
Пристань св. Судя по этим небольшим скульптурам (ок. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Фигура Луи Филиппа выделялась густым темным силуэтом на фоне прозрачно нарисованного пейзажа. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи.
Может быть, отчетливее всего это видно в «Улице Транснонен». Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. Одна из последних его литографий – «Потрясенная наследством» (1871). «Республиканцы» — сказано в полицейском отчете. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться.
Офорты Ласточки (1843), Гроза (1842), Ливень (1850–1851), Восход солнца (18550–1851), картины Весна (1857, Париж, Лувр), Сбор винограда (1863, Париж, Лувр), Деревня на берегу Уазы (1868, Москва, ГМИИ им. Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. Художники обращались к показу сельской природы Франции (деревни, поля, реки, леса) и своими произведениями утверждали новые пути реалистического пейзажа, насыщали его глубоким чувством. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » В связи с этим Домье создает образ Робера Макэра — афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836—1838). Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков.
он постепенно приобретает более значимую роль, утверждается как самостоятельный жанр. 20 см), он выступает как несомненный предшественник Родена. После 1848 заметно влияние Руссо на его творчество.
Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня) французский художник Оноре Домье (1808 — 1879), будучи человеком, ненавидящим всяческое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. Семья его переезжает в Париж, когда молодому Домье исполняется семь лет.
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Цвет используется для передачи тонкостей состояний натуры. Литографии 1844-1847 гг. 1868).
В самом деле, какое счастье, что Домье встретилась на жизненном пути милая, живая «Дидина»: ее любовь приносила ему умиротворение, радость, отвлекая его от образов «Улицы Транснонен», резни и трупов 5. Художник дает целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями. Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие.
Напротив, этот нелепый ночной наряд подчеркнул мускулистое тело, размах плеч. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845—1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844— 1846).
Человек мёртв. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.
К концу 20-хгг. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. относятся первые работы Домье в области иллюстрации. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Мысль взаимоотношения человека и города. После знакомства с творчеством Констебля пейзажи Руссо становятся более яркими, свежими. Художник дает целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Он абсолютно точно и недвусмысленно адресует свои обвинения не господу богу, а тем самым банкирам и лавочникам, которые составляли прочную основу и фундамент Июльской монархии.
Черные мантии адвокатов темным силуэтом выделяются на золотистом фоне. При этом действительно присутствуют портретные характеристики героев: представлены политические деятели Июльской монархии: Тьер, Гизо, Аргу и др. «Ноша» Трансформация формы для яркого выявления образа. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Они бесстрастно освещают картину чудовищного разгрома.
В этих произведениях он как бы переводит на язык живописи свои графические работы. Тесно связан с демократическим движением, мастер сатирического рисунка и литографии. Сама Луиз Сильви была уроженкой Гапа, ее родители — Франсуа и Анна Агийон. Но эта работа его не интересует, он предпочитает делать зарисовки на улице.
Фактически даже и сам Шанфлери, как и Курбе, не был в состоянии строго следовать собственным ригористическим декларациям. Шарль-Франсуа Добиньи родился в семье художника. Всё тихо и неподвижно. Листы, выполненные в 1834 году, «Улица Транснонен», «Этого можно отпустить, он нам больше не опасен», «Опустите занавес, фарс окончен», «Современный Галилей», «Все мы честные люди, обнимемся», «Свобода печати», «Похороны Лафайета» словно бы не нарисованы, а вылеплены: гравер строит их по принципу барельефа, помещая, чаще всего, сцену в интерьер с неглубоким пространством, резко подчеркивая главную фигуру, энергичными штрихами жирного литографского карандаша очерчивая формы, сильно моделируя объем.
Дома объеденены в общую плоскость, нет членения на окна и отдельные дома. стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты черного и белого. «Выставка на открытом воздухе» Проблема выявлеия мгновенного движения. Несколько возвышенный образ. Домье никогда не стремился передавать, даже в шарже, обаяние юности и детства. Острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство: литографии – «Улица Транснонен» (1834), серия «Добрые буржуа» (1846-1849).
Рука смерти прошлась там, где еще недавно царила жизнь. Первым стал писать пейзажи при полуденном свете.
Поэт, актер и художник А. Монье (1805—1877), прославленный автор сатиры на буржуа («Жозеф Пртодом»), создает образрабочего-печатника (иллюстрация к очерку Ж. Ладимира «Наборщик»). Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Ранние литографии Домье, сделанные до Революции 1830 года, не имеют сколько-нибудь серьезного художественного значения: его портреты или нехитрые жанровые сцены тех лет, как и более интересные с точки зрения своего сюжетного содержания, но довольно-таки внешние отклики на разные исторические и политические события времени, во всем еще следуют распространенным и совсем уже выродившимся штампам развлекательной графики идущей от Дебюкура и Буальи и очень мало обновленной более молодыми художниками вроде Шарле. Его вдова, также уроженка Антрево, намного пережила его. Штрих становится выразительней.
Листы Домье трагично выразительны. В зеркале лицо упрямо приобретало унылое, натянутое выражение. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. В тени распласталась женщина.
Домье бросает мастерскую и поступает к Рамоле учиться литографии. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Пасторали» (1845—1846), «Лучшие дни жизни» (1843—1846). В картине «Семья на баррикаде» изображение людей подвинуто совсем близко к раме, видна лишь часть фигур и внимание сосредоточивается на лицах, ярко вылепленных светом.
Леруа много работал — целые дни просиживал он за столом, согнувшись над доской. Зрителей поразила суровая сдержанность этой сцены, в своей правде не нуждающейся ни в каких эстетических украшениях или эффектах. Капиталистический способ производства утвердился в Европе после промышленного переворота в Англии и французской буржуазной революции 1789 г. В течение 19 в. капитализм стал господствующей силой не только в Европе, но и на всем земном шаре. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом.
Но все же самым важным для Домье было теперь создание больших положительных образов, по-настоящему возвышенных и героических. Прачка, которая несет белье. Перед этим в «Ежемесячном собрании» уже появились три литографии Домье. 11 марта 1770 года в церкви Дез Аккуль он обвенчался с Луиз Сильви, своей 27-летней соседкой по улице Шеваль-блан.
Именем Оноре он был назван в честь деда, выходца из Нижних Альп. Домье анализирует и обобщает его черты самым тщательным, самым глубоким образом. Лишь на рубеже 18–19 вв. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Он пристально всматривался в природу, стремился запечатлеть ее различное состояние.
Над Оноре он часто подсмеивался и говорил, что «молчание — добродетель слабых». Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих.
На пол свисают простыни с развороченной постели. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше. Нужно, однако, сказать, что эти три работы, написанные на отрешенные от времени литературные сюжеты, всем своим строем контрастировали с быстро вступавшим тогда в свои господствующие права официальным салонным искусством.
Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. «Вот она, бессознательная школа, подкопавшаяся под принудительную школу и сделавшая содержание ее почти ничем». Его картины проникнуты тем же сарказмом, в них он также прибегает к гротеску.
Свою трудовую жизнь он начал клерком, затем работал продавцом в книжном магазине. От этого фигуры на его листах 30-хгг.
Он начинает брать уроки рисования у Ленуара (администратора Королевского музея). Он хотел лишь показать голую правду. Все чаще простой народ, рабочий класс становятся в центре внимания писателей и художников. В 60-е Милле обращается к жанру пейзажа, часто показывает «мгновение» в природе: порыв ветра, движение волн, смену поз людей изображенных на картине. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью.
Художник показывает адвокатов, театрально жестикулирующих, проливающих крокодиловы слезы во время выступлений (акварель «Защитник», 40-егг., Вашингтон, галлерея Коркорана) и самодовольных за кулисами, когда они встречаются вместе, обсуждая свои очередные грязные дела («Три адвоката», Вашингтон, галлерея Филлипс). После подавления революции 1848 г., когда республике грозит опасность со стороны бонапартизма, он изображает «Ратапуаля», бонапартистского агента, хитрого наглеца, предателя. Эта тщательно сделанная вещь была явно рассчитана на выставку или на чей-то заказ, так как по степени своей технической законченности ничем не отличается от литографий из недавних серий Пасторали или Все, что вам угодно. Создавая этот рисунок, Домье не был более свиреп, чем обычно. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845 – 1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844 – 1846).
Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. «Республиканец вплоть до кинжала», — говорили тогда.
Демулен отодвинут в глубину, он даже повернут к нам спиной, он – только фокус, в котором сходятся мысли, чувства и действие несметной толпы народа, присутствие которой Домье сумел передать поразительными по смелости композиционными приемами. Домье может выдержать такие сравнения. Как только представляется возможность, Домье вновь обращается к политической сатире, его листы вновь пылают ненавистью. Над ними витают спокойствие и полумрак. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки».
«Адвокат, читающий дело» Работает на мощном контрасте света и тени. Именно бойца Оноре поместил в центре рисунка и именно на него направил лучи света. 1835, Париж, Лувр), Болото в Ландах (1844–1853, Париж, Лувр), Аллея в лесу ЛИль-Адам (1846–1849, Париж, Лувр), Дубы (1852, Париж, Лувр), Вечер в Кюре (1850–1855, США, Толидо, Музей искусств). В его полотнах деревья, земля, тени принимают необычный, причудливый и поэтичный вид.
Но в ранних работах («Гравер», 1830—1834, бывш. После жестокой резни все члены семьи погибли. Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки.
Прео хвалил скульптурные работы Домье, хотя и находил, что они сделаны без всяких правил. Энергично и лапидарно очерчиваются ее контуры, моделируются объемы – факт зафиксирован. Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье.
Леруа был высок, худ, носил маленькую мохнатую бородку. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836 – 1838). Не знаю.
Калитина. Литографии 1844-1847 гг. Современники рассказывают, что на его рабочем столе лежало сразу пять, шесть иногда даже восемь камней и он работал над ними одновременно, как бы конвейером, сначала по очереди набрасывая композицию, потом распределяя на каждом камне темные и светлые массы, углубляя тени, усиливая пластичность, высветляя, проскребывая, заливая тушью, подчеркивая контуры. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе.
При жизни не был оценен по достоинству и полуослепший умер в бедности. Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий.
Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Пушкина), Лес в Фонтенбло (1872, Москва, ГМИИ им. Но некоторые его связи существовали вне всяких сомнений и уже они одни вполне ясно определяют место Домье в идейной борьбе сороковых годов. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений.
В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Домье долго с ним бился. В области живописи, а также акварели Домье начал работать уже в 30-х гг. В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией.
Меняется манера рисунка. И вершина этого творческого периода – большие литографии 1834 года. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», на последнем—«Погибшие у Седана 1870 г», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Такой тональный подход к литографии приводит к тому, что в его листах словно бы соединяется скульптурное решение (результат сильной моделировки) с живописным решением, происходящим от богатства валеров, от тонкой разработки полутеней использования густого зернистого тона, заливки плотной тушью, мерцания процарапанных фонов. В области живописи, а также акварели Домье начал работать уже в 30-хгг.
Пушкина). Напечатанная в «Карикатюр» литография стала знаком живописи послереволюционных лет. «Семья на баррикаде» изображение людей подвинуто совсем близко к раме, видна лишь часть фигур и внимание сосредоточивается на лицах, ярко вылепленных светом.
«Улица Транснонен» (место ожесточенных боев времен революции 1830 г. )., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III. Франсуа Миллебыл постоянным жителем Барбизона.
Но так как гротескные маски министров изображенные здесь, «лепятся», собственно из этого белого, то они тем более настойчиво, почти навязчиво двигаются на нас, чем и создается удивительная действенность этой литографии. Была ли Республика Домье его первой живописной работой. В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск: «Дон Кихот» (ок. Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции.
В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Обыденные бытовые сцены, благодаря тому что внимание сосредоточено на эмоциональном раскрытии образа человека и выявлении его характера (а не на окружающей обстановке), приобретают глубокую образную значительность. На ночной рубахе пятна засохшей крови. Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки.
Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Художник объективен, он ничего не утрирует, а изображает события.
Выверенный и продуманный в каждом штрихе, мощно обобщенный реализм этого рисунка, ничего не скрывающий и не смягчающий, но и не собирающийся снижать трагедию каким-либо натуралистическим физиологизмом, следовал примеру Давида в его Марате, следовал Гойе в его Бедствиях войны, Жерико в его Плоте Медузы и Делакруа в его Хиосской резне и вместе с тем представлял новый и важный шаг в развитии большого реалистического искусства Нового времени. Уже в этой работе видны особенности будущих живописных произведений художника: единичное событие доводится до обобщенного образа, а монументальная выразительная композиция сочетается с ее якобы «случайностью», создающей впечатление выхваченного из жизни эпизода. Там же он и умер 14 мая 1795 года.