Донателло Пир Ирода
Донателло, развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности («Пир Ирода»).
Энциклопедия Кольера – донателло
находится во Флорентийской академии), материалах и техниках. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. Hom.
Похож на картину. Это один из первых ренессансных конных монументов. Одновременно с началом работ в Иль Санто (1443) Д. приступил к исполнению оплаченного Венецианской республикой монумента (кенотаф) кондотьеру Гаттамелате. Пир Ирода танец Саломеи (Мк., 6:21-28). Кроме того, она является самым светлым пятном на всей фреске. Справа— тюрьма, где лежит обезглавленное тело, над которым склонились двое мужчин9. 1998.
- Пир Ирода или Обезглавливание Иоанна Крестителя
- Образ Саломеи в изобразительном искусстве
- Донателло Пир Ирода – Скачать 3 бесплатно
- Большая подборка прикольного видео и коллекций мультфильмов с
- История произведений искусства (2 сезон: 11 серия из 22) Пир Ирода Донателло / 039 / 2008 /
Так подчеркнута глубина рельефа. Ап. иск-ве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя имп.
пластики, воплотил в своих статуях гуманистич. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Георгий» (1407) – в фигуре «Пиппо Спано» (1450-1455), позднее конного памятника Б. Коллеони работы Андреа Верроккио (Пьяцца-Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции). Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439 год, Музей собора алтарь «Благовещение», первая половина1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции).
Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. для посмертных монументов стенного надгробия (гробница Бальдассаре Коссы, антипапы Иоанна XXIII, 1425-1427 совместно с Микелоццо – флорентийский баптистерий) Д. отлил из бронзы конную статую, вознесенную на 9-метровом цоколе. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Композиция рельефа «Передача ключей ап. представления о человеческой личности («Св. Немало дурных дел совершили они в жизни. С большим мастерством скульптор выполнил складки одеяний Марии и ангела. 1427 г. (баптистерий кафедрального собора, Сиена)В 1412 г. Д. был принят в гильдию св.
- Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
- Мазаччо, Чудо со статиром в капелле Бранкаччи
- Донателло, Конный памятник кондотьеру Гаттамелате
- Брунеллески, Купол собора во Флоренции, 1420-36
- Донателло, статуя Святого Марка, 1411—1413
- Брунеллески и Гиберти, Жертвоприношение Исаака, конкурсные рельефы, 1401-1402
- Описание рельефа Донателло «Пир Ирода»
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). музей Барджелло, ок. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Изобретение масляной живописи – его заслуга.
Хоквуда (1436, Санта-Мария дель Фьоре), заменившую работу А. Гауди и Дж. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Саломея, дочь Иродиады, стала танцевать перед гостями, дабы развлечь их.
Рельеф эмоционален. Возможно, Д. имел связи с влиятельным в Падуе в XV в. орденом францисканцев и был приглашен попечительским советом миноритского собора Сан-Антонио, для к-рого им был исполнен большой, свободно стоящий алтарь (1485-1552 разобран в XVII в., существует его краткое описание у Микеле Санмикели). Это один из первых ренессансных конных монументов. Именно такая женщина была способна на подвиг. Такой светильник горел довольно ярко, долго и равномерно, давая минимум копоти.
Двое-античные войны. По Хрисологу, Ирод, глядя на танцующую Саломею, понимает, что она— его родная дочь, плод его кровосмесительной связи с Иродиадой: «ведь будь она чужим ребёнком, можно было бы обнаружить хоть следы целомудрия»67. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику.
Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Один из интересных примеров разработки сюжета— рельефные бронзовые панно двери входного портала веронской церкви Сан-Дзено (XIв. ).
Марку» с Ор Сан Микеле. В рельефе видят политическую аллегорию, связываемую с личностью папы Мартина V, олицетворявшего в глазах современников «libertas Ecclesiae», звавшего к крестовым походам против гуситов и пытавшегося восстановить могущество папской власти. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Отдельные рельефы Сиенской купели демонстрируют разнообразие их творческой манеры. XIV – нач.
1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я пол. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение.
В Падуе Д. создал первый светский монумент эпохи Возрождения — конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447—53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремлённостью образа. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция).
К скульптуре ап. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях. A. Wesselski. В остальных случаях остается лишь строить догадки – более или менее достоверные.
Он восторженно отзывался о статуе «Св. Несмотря на то что 30-е гг. Но тогда читатель был бы в праве спросить, на каком основании в книгу, посвященную искусству, вошли не имеющие к нему отношения поделки, потеснив к тому же подлинные шедевры. Её миловидность и невозмутимость вступают в диссонанс с драматической ситуацией. Пир.
Луки как «скульптор и золотых дел мастер» и привлечен к строительству собора Санта-Мария дель Фьоре. Д. вел инженерные работы во время осады Лукки (1430). средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (кон. Антония Падуанского, описанные в хранящейся в соборе книге Секко Полентоне: «Чудо с ослом», «Чудо с заговорившим младенцем», «Чудесное исцеление непокорного сына», «Сердце скупого». В 1403—07 гг. : Baxandall. Достаточно сравнить, как написаны фоны с деревьями и постройками, чтобы увидеть различия.
Возможно, что художник сам резал доски для ксилографий. Жесты и пластика поз, обнаруживающие сильные душевные порывы от немого отчаяния до неистовства («Распятие»), выражают суть повествования. По замечанию Э. Панофского, Д., реализовав свои художественные намерения, «обесценил это выдающееся общественное начинание». Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения.
Георгий» (1407) – в фигуре «Пиппо Спано» (1450-1455), позднее конного памятника Б. Коллеони работы Андреа Верроккио (Пьяцца-Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции). Марк был таким, то он «мог бы поверить тому, что тот написал». Ирода.
Художник сознательно помещает основную сцену в центре фрески. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Ироду пришлось выполнить свое обещание. Амвросий Медиоланский подробно повествует как о пире Ирода, так и танце его падчерицы, называя его «семенем раздора» (pignus regale). 30-х гг. Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения.
Саломея, дочь Иродиады, стала танцевать перед гостями, дабы развлечь их. Наиболее традиционно «Крещение Христа» работы Гиберти. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Самым главным грехом Ирода, в котором обвинил его Иоанн, было то, что он, вопреки закону, женился на Иродиаде, жене своего покойного брата. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.
В XV веке сюжет был распространён в районе исторических Нидерландов (современные Бельгия, Нидерланды, Люксембург и (частично) северная Франция) и Германии, а также Латинских земель. Одним из наиболее радикальных новаторов в живописи был швейцарец Конрад Виц (1400. н. Цукконе) – Джованни ди Бардуччо Керикини, в прор.
В центре фрески мы видим первую сцену из этого сюжета, который одновременно является его кульминацией: танец Саломеи. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. 1423-1425), Аввакума (1427-1435), группы «Жертвоприношение Авраама» – ренессансная образность соединяется с натурной точностью, остротой линейного рисунка и выразительностью формы, родственными искусству сев. Часто изображаются музыканты играющие на флейте и тамбурине.
Здесь на столе мы видим фарфоровые (привезенные из Китая: тогда фарфор не делался в Европе), либо – вероятнее – фаянсовые тарелки, украшенные нежной росписью. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Такую отстраненное состояние мы можем увидеть у всех трех изображений Саломеи. Она — воплощение грациозности и легкости.
Но если уже в 1443 г., как мы отмечали, Донателло почувствовал себя одиноким во Флоренции, то еще с большей силой должен был он ощутить свое одиночество десять лет спустя. Его наиболее достоверная реконструкция создана по аналогии с главным алтарем ц. Сан-Дзено Маджоре в Вероне, спроектированным Андреа Мантеньей (1456-1460) и алтарем падуанской ц. Эремитани (1452-1453 работа ученика Д. - Джованни да Пиза), в котором использованы принципы антикизированного архитектурного обрамления алтаря Кавальканти. комментариях XV-XVI вв.
Возрождения, способствовавший становлению искусства раннего Возрождения и формированию индивидуальной манеры отдельных художников (Андреа Вероккио и Микеланджело). Марка Аврелия, которую Д. видел в Риме. Созданию этого иллюзионистического эффекта способствует постепенное уплощение рельефа к центру и введение фигур, фланкирующих центральные сцены («Положение во гроб») такую композиционную особенность стали использовать в XVI в., как и др.
Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Даже великан-стражник на переднем плане, по сравнению с Саломеей, выглядит недописанным. Галерею остро индивидуальных образов представляют собою выполненные Донателло в 1416—35 гг. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. (Музей кафедрального собора, Флоренция) (ок.
Италии. Бабтистерий Сиенского Собора. Купель украшена рельефами.
Универсальность интересов Д. позволяла ему реализовывать свои замыслы в различных жанрах (многофигурный алтарь, надгробие, медальоны для Палаццо Медичи-Риккарди, картон для витража «Коронование Богоматери», проект убранства для празднества по случаю коронации имп. заказов Флорентийской республики и гор. Она трясёт своей гривой, не человеческими волосами». В танцовщицы шли девушки из знатных семей.
Георгия с драконом» (1-й пример использования в скульптуре линейной перспективы) Д. пытался воссоздать органическое единство мира и героя в нем. Конный памятник (1447-1453 годы) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. Современники называли Д. «великим подражателем древних». Как и на известной нам средневековой купели (стр.
de Lucae, XXVII, 3) добавил к ним свои рассуждения. Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги. 1), записи Джованни Чинелли-Кальволи, замечания Антонио ди Туччо Манетти в биографии Филиппо Брунеллески, а также сведения, содержащиеся в предисловии к «Трем книгам о живописи» Л. Б. Альберти и в жизнеописаниях художников и скульпторов в сочинении Б. Фацио (см. : Baxandall. Сообщение евангелистов получило своё развитие позднее в трудах отцов церкви, описывающих пир Ирода и танец его падчерицы с новыми подробностями и дающих их метафорическое толкование, которые повлияли на традиции изображения этих библейских сюжетов. Сигизмунда (1433, рис. У последней нет четко выраженной оси. По своим изобразит. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов.
Линии в «Битве св. Новаторская концепция алтаря утвердилась в качестве образца в живописи (т. На бронзовых с позолотой рельефах пределлы алтаря представлены деяния св.
Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. «Царь опечалился», но исполнил обещанное. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Д. исполнил гробницу антипапы ИоаннаXXIII во флорентийском баптистерии (1425–1427), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итал. Д. вел инженерные работы во время осады Лукки (1430).
Вот таким образом его определяли и как Меркурия (Вазари) и как Персея (Чинелли, 1677) Сатира (из-за хвостика) и как Купидона (возможно, в руках держал лук и стрелы) и как фавна и как Айона и Приапа, как Пана, юного Геркулеса (змея под ногами), Атиса, возлюбленного богини Кибелы. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. 1427 г. (баптистерий кафедрального собора, Сиена)Пир.
Пизано и Тино да Камаино в Сиене, Пизе, Прато, Пистое). возможностям такой рельеф приближается к живописи (см. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Ап. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Удивительна судьба этого города.
К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида, которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло. P. 164-167), в «Дневнике Полициано» (A. С. 100. «Пир Ирода» является одним из ключевых изображений в серии Иоанна Крестителя.
XV в. во Флоренции ознаменованы интересом к фламанд. Архитектура полностью симметрична. 50 скульптур. Д. одним из первых используя язык рим. Самые радикальные новшества отличают рельеф работы Донателло «Пир Ирода». Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Выполненная по заказу цеха оружейников для той же церкви статуя св. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени.
Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Иоанн Богослов. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой.
В последней сцене Саломея при виде головы Иоанна теряет сознание и падает на руки слуге15. Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Д. : «Битва св. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Петра и завершения ряда других заказов. Пространство строится по законам прямой перспективы как и в картине.
Неаполя). Хоквуда (1436, Санта-Мария дель Фьоре), заменившую работу А. Гауди и Дж. Голов pа повернута слишком неестественно. Альбрехт Дюрер дважды обращался к истории Иоанна Крестителя.
Микеланджело, по свидетельству историографа, сказал, что если ап. Композиции, полные импульсивного движения, уподоблены «пластическим видениям». Вот таким образом сходство с декорациями здесь лишь условно. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Ее изящная фигурка словно наполнена божественным светом, ее ноги едва касаются земли.
Работал в городах Центр. музей Барджелло). Блаженный Августин (Vв. ) добавляет новую деталь— передавая голову Иоанна Крестителя Иродиаде, Саломея кладёт её на лоно матери. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет.
Скульптура Д. известная как Амур-Аттис (1-я пол. Причина – в скудности археологического материала: каменные орудия (большая часть из которых использовалась на охоте, а не в жилище), да черепки керамики, украшенной простенькими ямочными или текстильными (с отпечатками тканей) орнаментами – вот, как правило и вся добыча археологов. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Богато украшенные стрельчатые арки обрамляют сцены. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.
В этом заключается главное отличие от фрески «Чудо со статиром», выполненной Мазаччо по схожей схеме. Италии этот тип изображения пришел на смену готическому полиптиху. В IV веке падчерица Ирода упоминается наряду с мимами и жонглёрами.
1963. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин). Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Саломея по наущению своей матери, Иродиады, потребовала голову Иоанна Крестителя. Их форма практически не менялась на протяжении тысячелетий. По замечанию Э. Панофского, Д., реализовав свои художественные намерения, «обесценил это выдающееся общественное начинание». Возрождение).
14, 3-5 Мк. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Часто изображаются музыканты играющие на флейте и тамбурине.
Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Эта скульптура, вероятно созданная под влиянием античной статуи Гермеса (Палаццо Веккьо) (Либман. На 5 рельефах сев. н. Мадонна Пацци, 1422), напоминающих профили менад на классических камеях, а также в «Благовещении» алтаря Кавальканти (1-я пол.
XV в., ц. Санта-Кроче, Флоренция) и для рельефов парапета кафедры для певчих (1433-1438, Музей кафедрального собора, Флоренция). Во Флоренции выполнял лепные работы в ризнице ц. Сан-Лоренцо (1433-1443, 4 медальона в парусах свода с сюжетами о евангелистах, бронзовые врата). Работа Д. перекликается с фреской Мазаччо в капелле.
Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин). Ее голова увенчана короной с изображением херувимов. Марка (1411-1413), предназначенный для наружной ниши ц. Орсанмикеле. Dialog.
Но даже с учетом вышеизложенного, я вынужден был многим пожертвовать. 1967), освященной во имя ап. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. Художник сознательно помещает основную сцену в центре фрески.
Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги. Бронзовая статуя Амур-Атис (1430-е).
Манускрипт с фрагментами из евангелия Матфея, выполненный на пурпурном пергамене золотыми буквами, датируется VI веком (Национальная библиотека Франции, Париж). находку Д. - «обрезы» фигур краем рамы, придающие композициям незавершенность (напр., разбойники на крестах в сцене «Снятие с креста»). Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. 1415 ранее размещался у подножия статуи св. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Ксилографии «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1510), где Саломея изображена принимающей голову Иоанна и «Принесение Саломеей Ироду главы Иоанна Крестителя» (1511), где дочь передаёт Иродиаде свою страшную ношу, по тонкости исполнения и художественным качествам близки к гравюре на меди.
Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Марк», 1411–13 «Св. Отдельные рельефы Сиенской купели демонстрируют разнообразие их творческой манеры. В верхнем ярусе – фигура Бога-Отца, столь же величественная, как и у Мазаччо, но представленная в пышных папских облачениях по сторонам от него – Дева Мария и Иоанн Креститель, первым назвавший Иисуса Агнцем Божьим. Ее изящная фигурка словно наполнена божественным светом, ее ноги едва касаются земли.
Купель в середине. Иосии – Поджо Браччолини. 30-х гг. Людовика Тулузского (ок.
30-х гг. Скульптура Д. повлияла на живопись Андреа дель Кастаньо. В самых ранних работах скульптора ещё ощутимы отголоски готич.
Он указывает на женщину (неизвестно, Саломея ли это или Иродиада), которая принимает у палача голову Иоанна на блюде. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Д., развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423—27). Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Пребывание в Падуе (1443-1453) граничит с работами Д. в соборе Сан-Антонио (Иль Санто 1447-1450) и созданием конного монумента (1443-1453) кондотьеру Эразмо да Нарни, прозванному Гаттамелатой. Небольшая бронзовая статуя Давида (1-я пол.
или пейзажный фон. Возрождения, способствовавший становлению искусства раннего Возрождения и формированию индивидуальной манеры отдельных художников (Андреа Вероккио и Микеланджело). Возможно источниками вдохновения послужили статуя Марка Аврелия (II в. ) в Риме, надгробные конные монументы Сев. Нельзя по достоинству оценить произведение, не приобщившись к тому победному чувству завоеванной свободы, которое испытывал художник при его создании.
Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. На заднем плане, под дворцовой аркой художник показал танец Саломеи на пиру Ирода1617. Его 1-м самостоятельным произведением стала скульптура пророка с фиала Порта делла Мандорла (1407) в Орсанмикеле. «Она вышла и спросила у матери своей: чего просить. ремесленных цехов, Д. всё чаще стал получать частные заказы. 1430-хгг., ц. Санта-Кроче оба– во Флоренции).
Кстати, говоря об эмоциональной составляющей фрески, нельзя не упомянуть и остальных персонажей. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Слева Ирод возлежит с гостями перед столом с корзиной фруктов. и Сев. 7: 9): «После сего взглянул я и вот, великое множество людей, которых никто не мог перечесть из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем. ».
Юстин (Iust. ремесленных цехов, Д. всё чаще стал получать частные заказы. В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»).
Антония Падуанского и конным памятником кондотьеру Гаттамелате (см. Основные «модели» в этих картинах – охотничьи трофеи, фрукты и роскошная посуда, а вместо сервировки по всем правилам в большинстве случаев мы видим рукотворный хаос, скрывающий, на самом деле, не только сложную композицию, но и огромное количество аллегорий и скрытых символов. Этому немало способствовала близость к знаменитому архитектору Брунеллески Ф., с которым Донателло, вероятно, познакомился в самом начале XV в. С этого времени молодой скульптор начал стремительно подниматься к вершинам своего мастерства, завоевывая авторитет не только совершенством исполнения, но также смелостью творческого мышления, новаторским подходом к искусству ваяния.
В отличие от «Св. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна. Его суть состояла в новой рецептуре приготовления красок. Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв.
На лице его застыла гримаса страдания. Мощные консоли несут мраморную балюстраду кантории, украшенную мозаикой и позолотой. Его наиболее достоверная реконструкция создана по аналогии с главным алтарем ц. Сан-Дзено Маджоре в Вероне, спроектированным Андреа Мантеньей (1456-1460) и алтарем падуанской ц. Эремитани (1452-1453 работа ученика Д. – Джованни да Пиза), в котором использованы принципы антикизированного архитектурного обрамления алтаря Кавальканти. 1408-1415 гг. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками.
При этом пришлось пожертвовать преимуществами броского литературного стиля. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Донателло является истинным создателем так называемого «живописного рельефа». Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо.
1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя. Созданию этого иллюзионистического эффекта способствует постепенное уплощение рельефа к центру и введение фигур, фланкирующих центральные сцены («Положение во гроб») такую композиционную особенность стали использовать в XVI в., как и др. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). 1971), работы Д., посетившего Рим (1431-1433), отражают влияние античного искусства.
Эти оттенки отличаются лишь по светлоте. Но опять условное время. Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях. В соответствии с лаконичными описаниями Евангелий от Марка и Матфея (Матф. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно.
Др. традиции (Panofsky. Но в XVв. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Теперь можно обратиться и к традиционным средствам выразительности. В юности будущий великий скульптор был подмастерьем ювелира, затем занимался литьем из бронзы.
Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. Учитель церкви добавляет детали к характеристике танца принцессы, покоряющей Ирода: «она изгибается всем телом и вращает ногами, как будто у неё не было позвоночника»6. 1963. Марк»).
тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. XV вв. Мраморный рельеф Пир Ирода (ок. 1435-1439).
Иоанн Богослов. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Донателло тоже их делал. Целое море жизненной силы должно было кипеть в художнике, создавшем эти фигуры. В содружестве с архитектором Микелоццо он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция). Второй период творческого пути Донателло относится примерно к 1434 году, вслед за созданием табернакля для старого собора св.
Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). 1430, Гос. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.
1971. Д. одним из первых используя язык рим. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Италии.
Некрасивость лиц, напряженность поз, водопад глубоких складок тяжелых одеяний подчеркивает силу экспрессии образов пророков Аввакума, так называемого Дзукконе (ок. Художник Ганс Мемлинг поместил сюжет с Саломеей на левое крыло «запрестольного образа», в настоящее время хранящийся в Музее Мёмлинга (Брюгге, Бельгия). 1415, Флоренция, Нац. Иоанна Богослова, словно сидящего на наклонной поверхности, в профиль воспринимается как барельеф (поскольку спина статуи срезана), но при этом обладает монументальностью. Иоанн Богослов. 1962. 1408-1415 гг.
Возможно, Д. имел связи с влиятельным в Падуе в XV в. орденом францисканцев и был приглашен попечительским советом миноритского собора Сан-Антонио, для к-рого им был исполнен большой, свободно стоящий алтарь (1485-1552 разобран в XVII в., существует его краткое описание у Микеле Санмикели). Описание пира, данное Ювенком, заложило основы иконографии сюжета. Третье правило также потребовало некоторого самоотречения. В статуе и рельефе на ее цоколе «Битва св.
1440-хгг. Зажженные свечи и сегодня придают ужину неповторимую романтическую атмосферу. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Д. происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-япол. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Позитивные же задачи должны предстать из нее самой.
Положение рук ангела и Марии перекликаются.
Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Вместо традиц. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.
Jena, 1929) и в др. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. политику и питавших общественное сознание в XV в. ). мастеров, а также с убедительным правдоподобием, свойственным античности. Ощущение глубины еще создается и объемными фигурами. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. 1962. Св.
Фигура Богоматери на троне выполнена в виде единого блока. Ирода.
Рельеф купели. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. Но, с другой стороны, данная книга, как она замышлялась, не могла бы состояться без соотнесения изобразительных искусств с архитектурой.
1971. Антония (Санто). После возвращения из Рима, в начале второго флорентийского периода творчества Донателло создал алтарь Кавальканти c классически сдержанным рельефом Благовещение (ок. 1435) для церкви Санта Кроче.
Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Иоанна Богослова, словно сидящего на наклонной поверхности, в профиль воспринимается как барельеф (поскольку спина статуи срезана), но при этом обладает монументальностью.
Энергичная пластика объемов, естественность и в то же время угловатая напряженность поз, характерность (возможно, портретность) персонажей способствовали созданию столь ярких образов, что флорентийцы находили их «прототипы» среди сограждан: в прор. Затем следуют эпизоды с танцем, усекновением головы и её поднесением Иродиаде. 1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я пол.
Вазари, считал ее одним из своих лучших произведений. Фра Липпи не случайно выделил Саломею. Монохромная цветовая гамма также не отличается разнообразием. Аввакуме (т.
музеи, Берлин). Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Пизано и Тино да Камаино в Сиене, Пизе, Прато, Пистое). Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. В Сиене Д. исполнил серию рельефов для баптистерия, показав безупречное владение перспективой (напр., «Пир Ирода», 1427, - более простой по композиции, нежели «Пир Ирода», 1441, Музей Викар в Лилле).
Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. н. sacra conversatione у Дж. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Повышенная экспрессия этих работ оттесняет на задний план классицизирующие тенденции, преобладающие в предшествующие периоды творчества Донателло.
В XVIII веке семейство Донни выставило ее на продажу как этрусское божество. Произведения Д. изучали Микеланджело и Рафаэль. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Д. происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-япол. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Наиболее известны их них – кратер (сосуд для смешивания вина с водой именно в таком виде оно подавалось к столу), ойнохойя (кувшин с тремя носиками, позволяющий удобно разливать вино «на троих»), пиксида (использовалась для хранения пряностей), котила (чаша для питья с двумя горизонтальными ручками), ритон (сосуд для питья в виде рога, часто украшенный головой животного) и канфар (кубок с двумя ручками своеобразной формы использовавшийся преимущественно в ритуальных целях: считалось, что из канфаров пили боги). С исканиями Д. тесно связано творчество сиенца Якопо делла Кверча, работы к-рого выделяются пластической насыщенностью и образной мощью (рельефы портала собора Сан-Петронио в Болонье, 1425-1438).
В ней чувствуется рука самого Донателло. Позитивные же задачи должны предстать из нее самой. В античные времена вместо свечей использовались масляные лампы. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Антония. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ.
6:24). Сероватая, но чистая скатерть – скорее всего из домотканого льна, оловянная посуда и кружки, нож с деревянной ручкой, глубокая миска и приземистый глиняный кувшин создают композицию, которая оказывается ничуть не менее интересной, чем «богатые» натюрморты. Антония. Жесты и пластика поз, обнаруживающие сильные душевные порывы от немого отчаяния до неистовства («Распятие»), выражают суть повествования. Фоны простых по композиции сцен с изображениями апостолов, мучеников исповедников пластически и эстетически нейтральны, близки к античному пониманию пространства (Panofsky. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Ирод устроил пир, на котором танцевала его падчерица Саломея. В творчестве мастера наступил новый период.
Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Скульптура отличается живостью исполнения. С. 281). Георгия с драконом» (Нац. Энергичная пластика объемов, естественность и в то же время угловатая напряженность поз, характерность (возможно, портретность) персонажей способствовали созданию столь ярких образов, что флорентийцы находили их «прототипы» среди сограждан: в прор. трудах и лит. и Донателло.
Др. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Фигура Богоматери на троне выполнена в виде единого блока. В кон. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Иеремии увидели Франческо ди Томмазо Содерини, в прор.
Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). У последней нет четко выраженной оси. 216-217 илл. Примеч.
дАрриго. они были приостановлены. В Риме среди прочего Д. сделал надгробие Джованни Кривелли, архиеп.
1420-хгг., Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (ок. В нем идет повествование о смерти Иоанна Крестителя. Первой крупной работой художника стала роспись фасада церкви Ор Сан Микеле и создание статуй для наружных ниш. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438).
Покровительство Медичи дало ему возможность создать последние шедевры. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества).
Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Музыканты вообще обозначены лишь призрачным намеком на то, что находятся в помещении. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). для посмертных монументов стенного надгробия (гробница Бальдассаре Коссы, антипапы Иоанна XXIII, 1425-1427 совместно с Микелоццо – флорентийский баптистерий) Д. отлил из бронзы конную статую, вознесенную на 9-метровом цоколе. Величайшее его создание – многостворчатый алтарь (полиптих) для собора в Генте (илл.
На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Он сдела рельеф на сюжет пир Ирода. Медальоны в Старой сакристии церкви Сан Лоренцо (1428-1443). P. 10-11).
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. XIV – нач. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить. Драматич.
Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. В Амьенском соборе, на северной стороне хоров помещены четыре рельефа (XVв. ) с эпизодами из жизни святого Иоанна. С наступлением утра на берегу явился Иисус, однако ученики не узнали его. 1386, Флоренция – 13. 12. 1466, там же), скульптор итал.
Иоана Крестителя не любила, подносят ироду голову крест) Донателло был одним из создателей живописного рельефа. 30-х гг. Вероятно, декор дверей был выполнен немецкими мастерами. XV в. во Флоренции ознаменованы интересом к фламанд. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св.
Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. cum Tryphono iudaeo, XLIX) повторил евангельские сообщения, Ориген же (Orig. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры.
Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Луки как «скульптор и золотых дел мастер» и привлечен к строительству собора Санта-Мария дель Фьоре. Свой рельеф Донателло изобразил с большой естественностью, простотой и задушевностью.
Рядом с ним рельеф Кверчи «Захария в храме» поражает мощью творческого темперамента художника, пластической энергией телесных форм. 1450-хгг., Палаццо Веккьо, Флоренция). Получив известность после исполнения обществ. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е).
Георгия (ок. Миловидное лицо не выражает никаких эмоций. Она трясёт своей гривой, не человеческими волосами».
По сторонам изображены благочестивые донаторы в молитвенных позах (илл. Опознаваемы античные мотивы отдельных эпизодов. (жена Ирода Иродиана.
Справа показан Иоанн в темнице, по традиции он одет в звериную шкуру. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. ворот флорентийского баптистерия. н. Мадонна Пацци, 1422), напоминающих профили менад на классических камеях, а также в «Благовещении» алтаря Кавальканти (1-я пол. Скульпторов Высокого Возрождения больше привлекало изображение цветущей и мускулистой наготы. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке.
6, 17-20), дочь Иродиады (имя её не названо) танцевала на пиру у своего отчима Ирода. Антония. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. возможностям такой рельеф приближается к живописи (см. То же самое относится и к фигурам.
Саломея словно выполняет волю свыше, подчиняясь своему року. Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес св. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора.
P. 143). Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». 1423—1425) и св. Учитель церкви добавляет детали к характеристике танца принцессы, покоряющей Ирода: «она изгибается всем телом и вращает ногами, как будто у неё не было позвоночника»6.
В пляске путти у Донателло есть победоносный, героический размах. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. политику и питавших общественное сознание в XV в. ). Фра Липпи пользовался, в основном, тремя цветами: белым, красным и темно-синим. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет.
скульпторов. Антония (Санто). «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. В конце XVI в. алтарь был разобран.
1415 ранее размещался у подножия статуи св. Hom. Возможно источниками вдохновения послужили статуя Марка Аврелия (II в. ) в Риме, надгробные конные монументы Сев. мастеров, а также с убедительным правдоподобием, свойственным античности. Медальоны, особенно в сочетании с гербами рода Медичи перегрузили композицию интерьера. Один из интересных примеров разработки сюжета— рельефные бронзовые панно двери входного портала веронской церкви Сан-Дзено (XIв. ). В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон.
Альбрехт Дюрер дважды обращался к истории Иоанна Крестителя. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). кафедры представлены сюжеты, выбор и размещение к-рых далеки от традиционных: «Христос перед Каиафой», «Христос перед Пилатом», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Вознесение». иллюстрацию в ст. Удачно передано движение ангела. н. путти) является одним из величайших шедевров Донателло.
В рассматриваемой композиции св. В Средние века в ветхозаветных пророчествах усматривали аллегории Страстей Христовых. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого.
Восхищённый танцем Ирод обещал исполнить любое её желание. 1), записи Джованни Чинелли-Кальволи, замечания Антонио ди Туччо Манетти в биографии Филиппо Брунеллески, а также сведения, содержащиеся в предисловии к «Трем книгам о живописи» Л. Б. Альберти и в жизнеописаниях художников и скульпторов в сочинении Б. Фацио (см. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута.
Ее голова увенчана короной с изображением херувимов. Ладислао Дураццо) испытала влияние произведений поздней готики (работ Дж. 1430– нач. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения.
Также интересно заметить и степень прорисовки разных персонажей. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. музей Барджелло). Главное действие происходит в центре композиции. и Сев. Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (ок. Манускрипт с фрагментами из евангелия Матфея, выполненный на пурпурном пергамене золотыми буквами, датируется VI веком (Национальная библиотека Франции, Париж).
Так, стилистическая концепция статуи ап. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. С исканиями Д. тесно связано творчество сиенца Якопо делла Кверча, работы к-рого выделяются пластической насыщенностью и образной мощью (рельефы портала собора Сан-Петронио в Болонье, 1425-1438). Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего.
Георгия» и «Св. На бронзовых с позолотой рельефах пределлы алтаря представлены деяния св. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. 1957. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, впоследствии самый знаменитый царь Израильский – один из самых распространенных героизированных образов Итальянского Ренессанса, в целом тема героя-победителя – излюбленная тема этой эпохи. традиции («Давид», 1409, Нац.
В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Петру» (1430, Музей Виктории и Альберта, Лондон), служившего пределлой первоначального алтаря капеллы Бранкаччи (Einem. Иоанна Богослова (1408-1415, Музей кафедрального собора, Флоренция) противоречила традиции «интернационального стиля», в соответствии с к-рой были выполнены и установлены на фасадах собора и на 2 сторонах колокольни ок. Георгия (1415-1417, Национальный музей, Флоренция) наделена «изумительным движением, оживляющим камень изнутри» (Вазари. Он так был восхищен ее танцем, что опрометчиво пообещал выполнить любое ее желание.
(Музей кафедрального собора, Флоренция)Ап. В 20 – е годы XV века в конкурсе на украшении Сиенской купели вместе с уже признанным мастером Гиберти принимали участие еще два скульптора, которым предстояло прославиться в грядущие десятилетия – уроженец города Сиены Якопо делла Кверча (1374 – 1438) и великий флорентинец Донателло (1386 – 1466). Та отвечала: головы Иоанна Крестителя» (Мк. Конный памятник (1447–53) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европ.
Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Петра, созвучна программе декора капеллы, в к-рой подчеркнута идея величия Флоренции («Florentine empire» – один из мифов, определявших гос. В целом знаменитая кантория (кафедра для певчих) во флорентийском соборе, украшенная рельефными изображениями пляшущих младенцев-ангелов (т. Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Справа показан Иоанн в темнице, по традиции он одет в звериную шкуру. Универсальность интересов Д. позволяла ему реализовывать свои замыслы в различных жанрах (многофигурный алтарь, надгробие, медальоны для Палаццо Медичи-Риккарди, картон для витража «Коронование Богоматери», проект убранства для празднества по случаю коронации имп.
В рельефе видят политическую аллегорию, связываемую с личностью папы Мартина V, олицетворявшего в глазах современников «libertas Ecclesiae», звавшего к крестовым походам против гуситов и пытавшегося восстановить могущество папской власти. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. Вверху изображены летающие ангелы.
Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Исчезла строгая торжественность готических статуй (стр.
Аквилеи (1433 изображение полустерто), установленное в ц. Санта-Мария ин Арачели. Италии (напр., памятник П. Савелли в венецианской ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари). Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св.
Работал в городах Центр. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. А Брунеллески он был обязан многим.
Polizianos Tagebuch: 1477-1479 / Hrsg. Эта бестия не успокоится, пока «не получит добычу»5. иск-вом. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора.
Ипполита в «Refutatiо» – сочинении, доступном на Западе со времени Флорентийского Собора (1439) (Janson. Иоанна Богослова близок образ ап. Так впоследствии эту сцену будут изображать художники Италии, начиная с Джотто4. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Рельеф купели.
Эта скульптура, вероятно созданная под влиянием античной статуи Гермеса (Палаццо Веккьо) (Либман. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Этот рельеф напоминает о традициях позднеготического ювелирного искусства. 144).