Донателло Статуя Св Георгия

Святой Георгий был достаточно любимым героем для изображения у многих скульпторов и до Донателло. Автор статуй «Святого Георгия»— Донателло— крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. Автор статуй «Святого Георгия» — Донателло — крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения.

Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло

В творчестве мастера наступил новый период. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Донателло строит образ на игре света и тени.

Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Антония и изображениями символов евангелистов. Эта «двойная жизнь» позволяет шедевру, с одной стороны, продолжать жить в городской среде, радуя взор прохожих и в то же время быть музейным экспонатом, привлекающим внимание любителей искусства и исследователей. В 1422 году голова раннехристианского мученика Святого Россоре (1425-1427) была перевезена из Пизы во Флоренцию, было задумано изготовить новый драгоценный реликварий в виде бюста, который монахи ордена гумилиатов заказали Донателло из бронзы с позолотой. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей.

  1. Брунеллески и Донателло – выдающиеся мастера эпохи раннего Возрождения
  2. Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
  3. Донателло великий итальянский скульптор
  4. Скульптор Донателло: биография, работы, фото
  5. Донателло – величайший скульптор и его творения

Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Прекрасную копию «Георгия» можно видеть и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Что примечательно, данная статуя была первым обнажённым произведением в итальянском искусстве, которое было не граничит со стеной.

Донателло приближал рельеф к живописи. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Путти Донателло предельно общительны. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники.

Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб».

Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. Георгия» и «Св. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески.

  1. 600 лет «Святому Марку» Донателло
  2. Итальянский скульптор Донателло
  3. 20 фотографий для новогоднего настроения
  4. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  5. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  6. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне

Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). На лице его застыла гримаса страдания. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута.

Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Позитивные же задачи должны предстать из нее самой. Высоко над холмом вознесены три креста.

  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • 20 интересных высказываний о жизни от сетевых мудрецов
  • Народная мудрость африканского народа ашанти

Донателло украсил фон изящным позолоченным узором. Георгия» и «Св. Конца работ в интерьере не дождались ни Джованни ди Аверардо Медичи, ни Брунеллески, ни даже Козимо Медичи. Его крылья, кажется, еще полны движения. Спустя 90 лет Микеланджело создаст Давида: тело его полностью обнажено, правая рука опущена вдоль тела, в кисти вместо меча — камень, поворот головы вправо, дерзкий взгляд в сторону Голиафа (вместо змея), лицо полно чувства гордой мужественности. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор.

В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс.

  1. Модный ориентир: красивые носки
  2. Поездка в Рим, второй флорентийский период
  3. Завоевания Александра Македонского
  4. Описание скульптуры Донателло «Святой Георгий»
  5. Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
  6. Альбертина — самый посещаемый музей Вены

Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. В 1456 г. Донателло подарил флорентийскому врачу Джованни Келлини в благодарность за излечение от болезни небольшой круглый бронзовый рельеф с изображением Марии с младенцем и четырьмя ангелами. В 1403—07 гг.

Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств. Это один из первых ренессансных конных монументов. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно.

Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Статуя Святого Георгия, выполненная Донателло, принадлежит к числу произведений искусства, о которых можно сказать, что они словно живут «двойной жизнью»: есть подлинник, выставленный в Музее Барджелло и копия, которая занимает нишу на одном из фасадов церкви Орсанмикеле — именно для этого места и была создана мастером скульптура. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок.

Но даже с учетом вышеизложенного, я вынужден был многим пожертвовать. Когда строительная комиссия в 1408 году распределяла заказы на статуи четырех Евангелистов, молодому Донателло достался брус каррского мрамора, добытого в 1405 году, высокий и широкий, но небольшой глубины – не превышающей полметра – достаточной для готической скульптуры, но явно малой для более реалистичного изображения сидящего человека и потому скульптура, по сути, представляет собой горельеф. Отливка была произведена в 1427 году, посредством Джованни ди Якопо. Вес распределен на правую опорную ногу, левая нога отставлена в сторону и слегка согнута.

Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Св. Только поднятый на большую высоту памятник мог восприниматься как цельное, самостоятельное произведение рядом с расплывающейся громадой собора, тем более что Донателло направил движение лошади перпендикулярно основной оси собора.

Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута. Мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (ок. 1417 г. ), Национальный музей Барджелло, Флоренция) на цоколе статуи Святого Георгия, созданный для флорентийской церкви Ор Сан Микеле, является самым ранним рельефом Донателло. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари.

Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. Донателло обладал более подробным и обширным знанием древней скульптуры, в сравнении с любым другим скульптором и художником того времени.

Плоский рельеф изображающий голову св. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло.

  1. ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
  2. Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела

В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе.

Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Особенно это заметно в изображении св.

Оплата за него была произведена в 1427 и 1430 годах. С точки зрения идеи— патриотического подвига— «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги.

На его лице веселая улыбка. Скульптурную группу «Благовещение» во флорентийской церкви Санта-Кроче Донателло создал для алтаря семьи Кавальканти. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле.

Давид с легкой улыбкой смотрит вниз, на голову Голиафа в узорном шлеме, лежащую на фигурном подножии. Завершение работы над памятником сопровождалось задержками.

Брунеллески и Донателло 
– выдающиеся мастера 
эпохи раннего Возрождения

Их судьба иногда была драматической. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Донателло достиг этого эффекта не одним лицом поразительна и вся поза Георгия.

Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Совсем другое у Донателло. И в этом проявился его характер.

Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами.

Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»). Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются.

В ней чувствуется рука самого Донателло. Младенец кажется маленьким и беспомощным.

Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе».

Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). Они как бы окаменели от горя. На коленях стоит богоматерь. Марка» с Ор Сан Микеле.

Он обладал характером сложным и независимым. В его правой руке — тяжелый меч. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Георгия» красивы и выразительны.

Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями.

Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Именно в Битве Святого Георгия с драконом был заложен принцип, характерный для так называемого rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), приближавший рельеф к живописному изображению, возникновение которого стал возможен благодаря усилению реалистических тенденций в искусстве Ренессанса. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами.

Около 1345—1350 гг. В действительности, все эти точки зрения односторонни. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась).

Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала.

Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. У Донателло святой Георгий твердо стоит на земле, его ноги словно приросли к ней, как у воина, решившего не отступать ни на шаг. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева.

В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Лицо его отличается особой экспрессией. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Донателло удается передать в ней ощущение легкости.

К сожалению, эта статуя явилась последним произведением Нанни ди Банко в области круглой скульптуры. Однако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Донателло. Марка и Св. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Он стоит в свободной, чуть расслабленной позе, опираясь на правую ногу и отставив назад левую.

Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Эта статуя была выполнена для контрфорса флорентийского собора в 1408-1409 годах, но затем, вероятно по причине ее недостаточно большого размера для столь отдаленного место- рам), положения, передана по приказу синьории в 1416 году в Палаццо Веккьо, где статуя была доработана мастером. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato.

Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.

В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. В отличие от «Св.

Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте.

Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло (Эрнст Гомбрих). Скульптор получил признание еще при жизни, его работы неизменно вызывали восхищение у современников. В последующих произведениях мастер, ощущая свою неуверенность, ограничивает себя более простыми задачами, в первую очередь изучением человеческой фигуры. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се.

Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Но это не простой мальчик.

Марк, можно поверить и его писаниям. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Скульптура Донателло в период с 1450-х по начало 1460-х годов представлена статуей Марии Магдалины (1455 год, фото см.

Вот таким образом и самооценка у мастера была соответствующая: однажды без ложной скромности он заметил, что в своем искусстве является патриархом. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. На плечи наброшен короткий плащ, завязанный узлом. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св.

Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Отсюда был только один шаг до создания свободно стоящей статуи, которую можно было обойти со всех сторон. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.

Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти – нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков иногда крылатых изображённых в движении. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис.

Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Изящно ложатся складки одежды.

Ему неведома донателловская мощь. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Венецианская республика, не имевшая себе равных на море, обеспечивала свою безопасность на суше с помощью наемных солдат.

Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. При этом пришлось пожертвовать преимуществами броского литературного стиля. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует.

Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.

Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Это один из первых ренессансных конных монументов. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши.

Голова Давида увенчана венком из листьев амаранта – античного символа неувядающей славы храбрых, эта деталь была, несомненно, подсказана Донателло знатоком античной литературы, вероятно, его другом Никколо Никколи – таким образом украшали статуи Ахиллеса, Язона, Геркулеса. Она, несомненно, связана с ними тематически. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Такие победы одержали тогда и эти герои Возрождения — талаинтливые скульпторы.

В библейский сюжет Донателло вносит трогательную жизненную непосредственность. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.

Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Линии в «Битве св. То же направление видно в его статуе пророка Аввакума известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции.

Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело». Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Между ними видны играющие музыканты. Уже на рубеже XIII и XIV вв.

Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. В своем знаменитом бронзовом позолоченном Пиршестве Ирода, украшающем купель баптистерия в Сиене, скульптор сочетал горельеф с техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа) фона.

С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Он имеет даже подпись великого скульптора, добавленную, судя по всему, позднее, но возможно, еще в XV е. К сожалению, рельеф сохранился плохо, он был разбит на несколько частей и снова склеен, что сильно затрудняет суждение о качестве его исполнения. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы.

Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Позолотой сверкают волосы Марии и ангела, узорчатые края их нарядных одежд. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии.

Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).

Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Внутреннее пространство Старой сакристии приближается по форме к кубу, перекрытому полусферическим куполом. Лаврентия изображающим Страсти Господни.

Готические статуи, выстроившиеся торжественными рядами по сторонам порталов, кажутся парящими бесплотными пришельцами из иного мира. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.

Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.

После чего вновь пригласил принять работу старейшин цеха. Эта великолепно скомпонованная драпировка немало вносит в характеристику апостола, выступающего перед нами как человек, наделенный способностью подчинить себе слепые веления судьбы. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела.

Таким методом можно устранить наиболее типичные препятствия к восприятию искусства и упредить критику, основанную на ложных посылках. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы.

Георгий у Донателло – гибкий, стройный юноша в лёгких латах. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Красив мотив струящихся складок одежды. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы.

У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Можно себе только воображать теперь восхищение, пережитое когда-то флорентийцами.

Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Здесь представлены родные и друзья Христа. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие.

Хотя традиционно Донателло принято считать реалистом, более поздние исследования показывают, что нередко в своих работах мастер намеренно, подчеркивал самые неэстетичные стороны жизни. Удивительна судьба этого города.

Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. голова ее выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии, гордый и грозный порыв и во всем изумительное движение, оживляющее камень изнутри. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине.

Этому состоянию соответствует поза пророка: правая рука поддерживает подбородок, левая обхватывает стан, положение левой руки вносит элемент отрешенности, сдержанного страдания. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг.

Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. В остальном же статуя еще во многом связана с традициями треченто – готический изгиб фигуры изящные конечности, лишенное характера тонкое миловидное лицо, несколько напоминающее тип античного Вакха. Во-первых, возрастает значение линии.

Тело немного изогнуто. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Статуя полна жизни и изящества.

Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Марка». «Св.

Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением.

Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. В своих произведениях Донателло стремился к объективной правильности пропорций и построения фигуры, а также учитывал впечатление, которое будет производить статуя, установленная на предназначенном ей месте. Удачно передано движение ангела. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне.

В конце XVI в. алтарь был разобран. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века.

Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях. Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах. В середине XVI века реликварий был передан в Пизу в церковь Сан Стефано.

Георгия в этой работе мастер воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим гражданственным звучанием. С точки зрения идеи — патриотического подвига — «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело.

Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида».

нателло. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой.

Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Кроме того, в книге ставится и несколько более сложная задача: рассматривать произведения в определенном историческом контексте из которого вытекают цели и устремления мастера. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ.

Георгия абсолютным новшеством, причем, не только в сравнении с другими скульптурами церкви Орсанмикеле. Здесь начинается следующий этап его творчества.

Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Донателло, овладев техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), с большим мастерством создал при невысоком рельефе многоплановое изображение – правая рука Марии, левая ручка Младенца, профиль головы Марии, лицо Младенца, фон – требовавшее виртуозного владения резцом. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью.

В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. То же напряжение ощущается и в лице. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение.

Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. «Св. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Скульптура отличается живостью исполнения. В отвлеченной формулировке это положение выглядит несколько запутанным, но надеюсь, что текст книги прояснит его. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения.

Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. В 1912 году в России вышел труд Н. Горбова о творчестве скульптора. Фасад же церкви остался неоконченным.

Но спорить с Донателло было не так-то просто. Линии профиля определенны и чеканны. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке.

Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе.

К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида».

Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Донателло изображает Христа в левой части рельефа. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь.

Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Во время этой работы он снова встретился с другом своей юности, гениальным архитектором Филиппо Брунеллески. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики.

Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.

Статуя рассчитана на обозревание спереди. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. После этого беседа о пластике раннего Возрождения продолжится, а обладатели загородных домов с дворцовым стилем в интерьере получат очередную возможность выбрать скульптуру для убранства дома (разумеется, заказав ее копию).

Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, покорно внимает его словам. На первый взгляд движения ангелов хаотичны и бессистемны, однако при внимательном рассмотрении можно убедиться, что композиция тщательно продумана. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло.

Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов. Вот таким образом в античном рельефе группа с тесным взаимопроникновением составляющих ее частей, по существу, отсутствует. Слегка изогнулся торс Марка.

Сын шер-стянщика, одаренный и решительный, прошедший отличную скульпторскую выучку у Лорен-цо Гиберти и Нанни ди Банко, Донателло, однако, не был широко образован. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные.

Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. Всего около 30 километров отделяют его от Венеции, но падуанское искусство во многом отлично от венецианского и обладает рядом черт, которые уже с XIV в. позволяют говорить о падуанской школе в живописи. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения).

Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. А Брунеллески он был обязан многим. Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника в виде высокого рельефа. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики.

Хотя Флоренции и угрожали: сначала герцог Милана Джан Галеаццо Висконти, а позднее — неаполитанский король Владислав, ей удалось избежать кровопролитных войн.

Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма.

Эти атрибуты были, несомненно, подсказаны мастеру старшинами цеха оружейников, хотевших видеть своего патрона наделенным всем тем, что они сами изготовляли. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх.

Фигура прорисована уверенно и свободно. Марк»). Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Так подчеркнута глубина рельефа. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана.

С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Брезгливой гримасой тронут его рот. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло.

Марку» с Ор Сан Микеле. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики.

Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Конечно и эта гильдия, как и гильдия производителей льна, была не из главных, но заказ был важнейшим ввиду значимости церкви Орсанмикеле, приобретавшей все большую славу — ведь здесь работали самые востребованные мастера того времени. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела.

Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Тем самым усиливается иллюзия пространства. Бюст был спроектирован состоящим из нескольких частей – для того, чтобы после выплавливания его подвергнуть огненному золочению. В отличие от «Св.

Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Но вряд ли следует видеть в них возврат к искусству средних веков, отказ от достижений Ренессанса. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато».

Они были восхищены тем, насколько статуя стала пропорциональной и гармоничной, после чего безоговорочно приняли работу. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. И как всегда, он уверенно справился с ними. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. По свидетельству Вазари, Донателло изобразил в облике пророков Иеремии и Аввакума неприукрашенные портреты двух уважаемых флорентийцев.

В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. они были приостановлены. В 1417 году ему поступает заказ от гильдии оружейников на создание статуи Св. Вверху изображены летающие ангелы. Георгия. Ряд композиций были закончены уже после смерти мастера его учениками – Бертольдо и Беллаго.

И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. С такими он был непреклонен. Св. Антония в Падуе.

В 1425-1434 годы Донателло активно сотрудничал с архитектором и скульптором Микелоццо ди Бартоломео, они имели общую мастерскую и в содружестве создали целый ряд произведений, среди них четырехметровая мраморная пристенная гробница Бальдассаре Коша, антипапы Иоанна XXIII (скончался в 1419 г. ) (1425-1427) во Флорентийском баптистерии. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна.

Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места.

Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии.

Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Однако это впечатление обманчиво.

Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Они потребовали от художника исправить это нарушение. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела.

В рассматриваемой композиции св. Там, быть может, самые восхищенные строки посвящены «Святому Георгию Победоносцу»: «Маленькая голова на длинной шее — тип флорентийской красоты — немного повернута налево. Скульптор создал новый тип рельефа, т. н. живописный.

Именно такая женщина была способна на подвиг. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Вот таким образом при выборе художников и их работ пришлось исходить из приемлемого для книги числа иллюстраций, что, в свою очередь, потребовало удвоенной строгости в отборе материала.

Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Донателло не был столь знаменит, но к тому времени уже выполнил несколько важных заказов. Петра и завершения ряда других заказов.

Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо.

Донателло не стал ничего объяснять, а просто пошел на хитрость: поместил статую на подставку в предназначенной для нее нише, покрыл ее рабочей драпировкой и не подходил к статуе в течение 15 дней. Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Голов pа повернута слишком неестественно.

Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Мария показана в сложном повороте. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески.

Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. Созданные Донателло образы являются первым воплощением гуманистического идеала всесторонне духовной личности и отмечены печатью яркой индивидуальности и богатой духовной жизни.

У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой.

«Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Марк, можно поверить и его писаниям». Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное.

Критические замечания всегда эффектнее одобрительных и включение в книгу толики безобразного придало бы ровному изложению приятное разнообразие. Это способствовало процветанию торговли.

Все в этой фигуре весомо и материально. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Однако страдание обладает длительностью во времени.

Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов.

Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Главное действие происходит в центре композиции. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе.

Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. В 1456 году флорентийский врач Джованни Челлини в своей учетной записи отметил, что он успешно лечил мастера от длительной болезни. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Третье правило также потребовало некоторого самоотречения.

Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. С риском наскучить читателю я все же настойчиво отсылаю его к более ранним образцам, дабы в сравнении обозначилась дистанция, отделяющая данного художника от его предшественников. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. А это и составляет сущность донателловского образа.

Образом послужил памятник Марку Аврелию. Исаак изображен коленопреклоненным, со связанными за спиной руками, опущенной головой, с безмолвной покорностью принимающий свою участь. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ.

пока скрытой. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св.

Марка (1412 год), св. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу.

Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Когда молодой Моцарт приехал в Париж, он обратил внимание — о чем написал отцу, — что все модные симфонии здесь имеют финал в быстром темпе и решил поразить своих слушателей медленной интродукцией к завершающей части сочинения.

Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Этот папа совмещал в себе все противоречия века. И его молодое лицо имеет классически правильные черты и он держит себя свободно и непринужденно. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников».

Лицо юноши, полное свежести и благородства. Возможен упрек, что живописи уделяется слишком много внимания, в ущерб скульптуре и архитектуре.

На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Столь же выразительно и лицо пророка. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками.

Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта).

Отличительной особенностью этой технологии эксперты считают чрезвычайно мелкую резьбу и тонкую лепнину, которая создает поразительный эффект атмосферного пространства. Пять фигур находятся в музее собора. Но и этого ему мало.