Дружба Пабло Пикассо
Экспонаты выставки, посвященной дружбе Пабло Пикассо и Еугенио Ариаса
Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Под его кистью рождается целое поколение монстров. Стараясь добиться от своих произведений своего рода высшей реальности, Пикассо экспериментировал с самыми разными приемами и способами.
Пикассо Пабло (Picasso собственно Руис-и-Пикассо, Ruiz у Picasso) (1881-1973), французский художник. Учился у своего отца – X. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894-95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897-98). С середины 1900-х гг.
- Правда и вымысел о Пабло Пикассо: как художника арестовали за кражу «Моны Лизы» и почему из-за него дрались женщины
- Дружба и соперничество Матисса и Пикассо
- Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты: Пабло Пикассо
- 7 интересных фактов из жизни Пабло Пикассо
- Правда и вымысел о Пабло Пикассо
- Пабло Пикассо и семь его главных женщин
- Самое интересное в виде мозаики
- Роуэн Аткинсонактер, сценарист, продюсер, режиссер
Через четыре года Пикассо окончательно обосновался в Париже и хранил дружбу до конца своих дней с такими великими творцами как Макс Жакоб, Гийом Аполлинер, Жан Кокто, Жорж Брак, Гертруда Стайн и другие. Пикассо в те годы открывает для себя Эль Греко и Моралеси. С этого же времени во всей полноте начинает выявляться общественная позиция Пикассо. Кульминацией его гнева, вершиной его гуманизма стала "Герника" (1937) – негодующий протест против косной замкнутости, безразличия, равнодушия – против всего того, что сделало фашизм возможным». Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Причины нового поворота Пикассо в художественных концепциях далеко не однозначны. В 1904 году, Пикассо окончательно переезжает в Париж, на Монмартр.
Четыре года спустя я увидел его в Каннах. Творчество Пикассо оказало большое влияние на искусство XX в. Воплотив в себе едва ли не все главные тенденции западноевропейского искусства XX в., оно противоречиво сочетает в себе передовые общественные стремления и глубокие кризисные явления. Для тренированного глаза это было видно с первого взгляда, для нетренированного— со второго. Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942).
- Адриано ЧелентаноИтальянский певец, композитор, актёр, режиссёр
- Рудольф НуриевСоветский, затем французский артист балета, хореограф
- Александр БеляевРусский советский писатель-фантаст
- Александр КоробчинскийИзвестный Одесский бизнесмен, лидер Партии промышленников и предпринимателей Украины
Они примыкают к серии работ, где героями выступают нищие, слепцы, калеки. Это для них как бы знак отличия от общей массы. Над ними художник работал больше года – долго и тщательно, как не работал до этого над другими своими картинами. С этого времени в искусстве Пикассо постоянно пересекаются и противоборствуют гуманистическое жизнеутверждающее начало и отвлечённое формотворчество. Это их особый знак отличия от общей массы. Но на полотнах художника сам цирк и цирковые представления не появляются. Сальмону и Аполлинеру он в первую очередь обязан, очевидно и увлечением цирком. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию.
В 1904 году в Пикассо встретил модель Фернанду Оливье, которая вдохновила его на создание многих значительных работ этого периода. Барселона больше не давала художественных импульсов, была исчерпана тема дна жизни. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). Четыре года спустя я увидел его в Каннах. Трактуя их в гротескно-кубистическом стиле, художник дает волю своей неуемной фантазии, убирая фигуры или добавляя вымышленные.
«В 1960-е гг. Художник быстро вошел в круг авангардистов и был бесконечно очарован городом.
- Указывать местоположение в твитах
- 5 причин посетить фестиваль «Форма»
- На фестивале дизайнеры из Голландии устроят граффити-перформанс
- Чего нельзя делать Британской королевской семье
творчество Пикассо переживает новый перелом. Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910). В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо пишет своеобразные вариации на темы прославленных картин знаменитых мастеров прошлого ("Менины" Веласкеса, "Расстрел повстанцев" Гойи, "Завтрак на траве" Мане и др. ).
По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. Первые значительные произведения Пикассо создал уже в начале 1900-х гг. Робер Дуано снял это фото в 1952 году в Валлорисе, в доме Пикассо, на вилле Галуа.
Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В середине 10-х гг. По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. В этом микромире все вместе делят и радость удачи и горечь поражений. Конечно, смысл новых поисков художника был, само собой, не в изменении текстуры картин. Его влекли теперь нравственные ценности другого порядка.
В этот период Пикассо открывает для себя Эль Греко и Моралеси. С отвагой истинного художника, 20-летний Пикассо обращается к самому дну жизни. С переездом в Париж завершается «голубой период». Они обязательно одеты в костюмы своих персонажей. По мере создания полотна он раскрыл, что они становятся отражением той стороны жизни, которая осуждалась веками, так как была далека от утонченной роскоши, нарядности и внешнего блеска. Сильные юноши стремительно идут навстречу зрителю, готовые к действию. Испанец по происхождению.
В монохромную голубизну полотен Пикассо вторгаются разные тени, становясь господствующими. В много плановом содержании Сестер вновь звучит и тема общения людей, дружбы двух существ как залога защиты от невзгод жизни, враждебности мира. «Два произведения – "Танец" (1925) и последняя картина из серии "Гитара" (1926) – производят впечатление взрыва после относительного спокойствия, – отмечают авторы книги «История искусств». В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Лица напоминают ритуальные маски, что придает образам имперсональный характер. «Две сестры» – характерная во всех отношениях работа «голубого периода». Французский поэт стал его наставником и другом всей жизни.
- Сигары спасли Пикассо в младенчестве
- Где родился Пабло Пикассо: первые шаги гения
- Гениальный человек, всегда загадка
- Пикассо Пабло, французский художник
Весной 1904 г. Пикассо окончательно поселяется в Париже на Монмартре. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.
В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Смерть хорошему вкусу. Он создаёт классически ясные, глубоко человечные образы (Три женщины у источника, 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Мать и дитя, 1922, Художественный музей, Балтимор иллюстрации к Метаморфозам Овидия, офорт, 1931, серия Мастерская скульптора, входящая в Сюиту Воллара, офорт, 1933-34), портреты современников, людей из народа (рисунки – Рыбак, карандаш, 1918 Отдыхающие крестьяне, перо, 1919). Судьбоносной встречей стало знакомство Пикассо с французским драматургом Жаном Кокто, который восхищался творчеством художника: «Во фразе «Картины Пикассо – это мазня» – о Пикассо не сказано ничего, зато о говорящем – все». Наряду с отвлечённо-деструктивными композициями (ассамбляжи), завершающими период кубизма, он создаёт жизненно- выразительные портреты, антимодернистские по своему строю (О. Обе линии – гуманистически-элегическая и иррационально-фантастическая – сталкиваются в серии офортов Минотавромахия (30-е гг. ), воплощающей в символическом образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с тёмным, слепо инстинктивным серия словно проникнута острым предчувствием той трагедии, в которую вскоре будет повергнут мир.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Пабло Пикассо и Фернанда Оливье
- Пабло Пикассо и Марсель Умбер (Ева)
- Пабло Пикассо и Мари-Терез Вальтер
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Написанная на рубеже 1905 года «Девочка на шаре» стоит у истоков так называемого первого классического периода в творчестве художника. Он работает каждый день с утра до ночи.
Типичное полотно Пикассо голубого периода – Старый еврей с мальчиком. Следует отметить, что Пикассо уже в те годы прекрасно знал французскую испанскую и даже интересовался русской литературой (Тургенев, Горький). Следует отметить, что Пикассо уже в те годы прекрасно знал французскую испанскую и даже интересовался русской литературой (Тургенев, Горький). Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано14 (Криспиниано15) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936-39). Они – и в особенностях его неугомонного таланта и во влияниях среды.
Это самая известная живописная работа художника, отразившая ужас и мерзость войны. Клерг был дружен с Пикассо с 1953 года и вплоть до самой смерти художника. Она-то и управляет побуждениями художника. Одни из них были необычными и я спросил, как они называются, тот ответил — «руки Пикассо». Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937).
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Аналитический кубизм (новейшая, созданная Пабло Пикассо и Жоржем Браком в 1909 г., система живописи) заключалась изображении на картине, одновременно нескольких сторон одного и того же предмета, словно рассматриваемого с разных сторон. Сознательная деформация натуры (Авиньонские девицы, 1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк) приводит Пикассо (вместе с Ж. Браком) к созданию кубизма (Дама с веером, 1909, портрет А. Воллара, 1910, – оба в ГМИИ). Под его кистью рождается целое поколение монстров.
В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. в живописных работах он нередко возвращается к античным реминисценциям, часто в гротескной форме интерпретирует картины старых мастеров (Лас Менинас Д. Веласкеса, Расстрел Ф. Гойи), работает как скульптор (Человек с ягнёнком, бронза, 1944, Валлорис), керамист и как график использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра и др. ) и изобразительных средств.
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Модный ориентир: красивые носки
- Черный юмор: самые смешные шутки интернета
За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Они жили в центре богемной парижской жизни и мекке парижских художников Бато-Лавуар?. Это был мир мечты художника идеальный мир свободных и гордых людей. Со второй половины 40-х гг.
Турчин). Из них наиболее известны работы о жизни цыган и их культуре бродячих артистов. Он посещает больницы, приюты для нищих и душевно больных. "Две сестры" явились одним из первых произведений этого периода. Возникает и другой, более глубокий ряд ассоциаций, уводящий в средневековую символику.
У Пикассо был необычный дар – способность преобразовать любых вещи в шедевры. Пикассо переехал в Париж вместе со своим давним другом-поэтом Карлосом Касагемасом. «Когда я приехал в Валлорис, Пикассо с женой обедали. На мольбертах были начатые холсты, на столе рисунки.
С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. Отсюда в работах Пикассо 1906 года образы физически совершенных девушек и юношей. Две идущие рядом обнаженные фигуры присутствуют в ряде эскизов-вариантов к большой неосуществленной картине с изображением пяти купальщиц («Пять женщин» или «Купальщицы в лесу»), вдохновленной творчеством Сезанна. Сальмону и Аполлинеру он в первую очередь обязан, очевидно и увлечением цирком. Но и эти стены недолго удерживают молодого художника, уже решившего самостоятельно искать свою дорогу в живописи.
Кокто сотрудничает с Сергеем Дягилевым – директором труппы русского балета. С середины 20-х годов образы Пикассо – сплав презрения, сострадания, предостережения. Осенью 1906 года, после возвращения в Париж, Пикассо начинает писать Авиньонских девиц. Гуманистические воззрения Пикассо особенно проявляются в таких его работах, как рисунок Голубь мира (тушь, 1947), ставший символом движения за мир панно Мир и Война (1952, капелла Храм Мира в Валлорисе).
Она-то и управляет побуждениями художника. По Делакруа» (1955) «Менины. В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль).
Пикассо создал целый мир бестиарий из образов домашних животных и сов – серьезных и комичных. Ему понравилось. Он вообще любил шутки.
Пикассо был лучшей моделью, какая у меня была». Причины нового поворота Пикассо в художественных концепциях далеко не однозначны. Этот новый период получает название «розовый». Первая реакция публики – шок. Его интересует сам актер, творческая, созидающая личность. Значительное полотно «розового периода» – «Девочки на шаре» (см.
В начале 1905 года вместе с Сальмоном и Аполлинеру, он становится завсегдатаем знаменитого цирка Медрано. Мечта сбылась в 1900 году, в возрасте 19 лет. Это была его первая поездка за границу. Этот новый период получает название «розовый».
С переездом в Париж завершается «голубой период». Она будет все больше места в его творчестве. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Картина завершена в начале 1907 года. Иногда его называют «цирковым» и это точнее передает его содержание. Ему было семьдесят семь лет, но он напоминал мне молодого, тридцатичетырехлетнего художника, который когда-то показывал мне свои кубистические холсты.
Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Картины голубого периода (1901-04), написанные в почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов и розового периода (1905-06), в колорите которых преобладают тёплые розово-золотистые оттенки, посвященные теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг) и романтической жизни странствующих комедиантов (Старый нищий с мальчиком, 1903, Девочка на шаре, 1905, – обе в ГМИИ). Весной 1904 г. Пикассо окончательно поселяется в Париже на Монмартре. Они и похожи и не похожи на людей, у них своя анатомия, разработанная художником. Барселона больше не давала художественных импульсов, была исчерпана тема "дна" жизни. Его влекли теперь нравственные ценности другого порядка.
Вернувшись в город, я отправился к пекарю, который поставлял художнику булочки. В «Девочке на шаре» Пикассо особо ассоциативен и метаморфичен. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Турчин). По Мане» (1960).
Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). На полотнах абсолютно новый мир – мир комедиантов, цирковых актеров. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931).
В 1897 году Пабло поступает в Королевскую академию Сан-Фернандо в Мадриде. Причем классические персонажи бродячего цирка – личность, клоуны, арлекины. Здесь сообща делят удачу и горечь поражений. Они показаны вне игры изредка во время репетиции, чаще – в будничной жизни, семье.
Когда художник переехал во Францию, он практически не знал французского языка. Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается Пикассо в серии Мечты и ложь генерала Франко (акватинта, 1937), гневным протестом против фашистского террора является панно Герника (1937, Прадо). Другая типичная картина Пикассо голубого периода – "Нищий старик с мальчиком" (см. приложение 1). Уберите один из компонентов картины – произойдет катастрофа.
Даже большинство друзей не приняли эту работу. В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). В том же году на национальной выставке Академии художеств в Мадриде картина «Знание и сострадание» удостоена высокой оценки.
С середины 20-х годов образы Пикассо – сплав презрения, сострадания, предостережения. Резким контрастом по отношению к этим произведениям являются многие работы 20-30-х гг., отмеченные безудержной трансформацией действительности (Танец, 1925, частное собрание), полемической эстетизацией безобразного (Женщина на пляже, 1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Осенью 1916 года Пикассо согласился участвовать в постановке «сюрреалистического» балета «Парад» для Сергея Дягилева. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. С 1907 по 1914 гг. Со второй половины 30-х гг.
«В 1960-е гг. Пикассо и сам вырезал из дерева фигуры идолов нарочито примитивного вида. На полотнах Пикассо появляется абсолютно иной мир – мир комедиантов и цирковых актеров.
Все два дня, что мы провели вместе, мы только и делали, что шутили. В картине заметно уже новое направление художественной мысли Пикассо – интерес к классической ясности, уравновешенности, внутренней гармонии. В 1898 году он возвращается в Барселону, чтобы окончательно поправиться после болезни. Его реакция на окружающую действительность прорывается в мрачных, гротесковых полотнах Плачущая женщина (1937), Мечты и ложь генерала Франко (1937), Кот и птица (1939). В монохромную голубизну полотен Пикассо вторгаются разные тени, становясь господствующими.
Пикассо пишет своеобразные вариации на темы прославленных картин знаменитых мастеров прошлого (Менины Веласкеса, Расстрел повстанцев Гойи, Завтрак на траве Мане и др. ). Большое место в его наследии занимают женские портреты. Его реакция на окружающую действительность прорывается в мрачных, гротесковых полотнах "Плачущая женщина" (1937), "Мечты и ложь генерала Франко" (1937), "Кот и птица" (1939). В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1920.
Но зимой против воли отца Пабло бросает учебу в Академии. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). Так что я купил булочки, положил их на стол перед Пабло и сделал фотографию.
Их бледные, отчасти удлинённые тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. Он работает каждый день с утра до ночи. Недаром встреча сестер ассоциируется с Евангельской притчей о Марии и Елизавете (Встреча Марии и Елизаветы). Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). Там Пикассо встречает Фернанду Оливье или «Прекрасную Фернанду».
В них художник словно бросает вызов миру благополучных и равнодушных толстосумов и мещан. Костеневич. Произведение переходного периода – от «голубого» к «розовому» – знаменитая «Девочка на шаре» (1905). Но смысл новых исканий художника был, разумеется, отнюдь не в изменении его текстуры. Огромная игла композиционного мышления Пикассо проявляется здесь с полным блеском. Как и все его современники, Пикассо стремился попасть в Париж. приложение 1).
Этот период творчества художника получает наименование розовый. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1935) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931). Хохлова, 1917, Музей Пикассо, Париж).
На полотнах абсолютно новый мир – мир комедиантов, цирковых актеров. Недаром большинство персонажей картин «голубого периода» кажутся незрячими, не имею своего лица. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся18.
В "Трех женщинах" это выражается как в выборе темы, так и в обращении к приемам пирамидального построения. творчество Пикассо всё сильнее пронизывают отзвуки современных событий. О нем нельзя сказать, что он трудолюбив, – в работе он воистину неистов». В Париже художника влекли нравственные ценности иного свойства.
Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Причины новых исканий художественных образов далеко не однозначны. «В 1954 году я поехал к нему в Валлорис, – вспоминает И. Эренбург.
Жан Кокто писал о художнике: «Отправляясь в дорогу, он никогда не знает, куда придет, но его путь всегда завершается триумфом». Матисс был в бешенстве.
В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. В 1907 году появилась знаменитые Авиньонские девицы. Они – и в особенностях его неугомонного таланта и во влияниях среды. также комментарий к картине «Дружба» (ГЭ). «Что касается Пикассо и меня, то мы до утра разговаривали на языке символов» — писал Жакоб позднее.
В это время он занимается с каталонским художником Палларесом. Среди огромного количества его работ особое место занимают портреты Пикассо, которые собраны и опубликованы в книге Люсьена Клерга «Мой друг Пикассо». Они живут своим внутренним миром их тонкие «готические» пальцы познают не внешние формы предметов, а их внутренний тайный смысл. Увлеченность работой влияет также на его дальнейшее творчество. Не только жалость и сочувствие к ним хотел обнаружить художник своими картинами. В 1950 Пикассо был избран во Всемирный Совет Мира.
Знакомство с Максом Жакобом не было случайностью. Конечно, это ведь Пикассо. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо».
Но смысл новых исканий художника был, разумеется, отнюдь не в изменении его текстуры. Его реакция на господствующий в буржуазном мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей получает метафорическую окраску, зачастую выражается языком мрачного гротеска, в искажённых, режущих глаз формах (Плачущая женщина, 1937, собрание Пенроз, Лондон). В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). На смену кубизму приходят модернистские тенденции. Кульминацией его гнева, вершиной его гуманизма стала Герника (1937) – негодующий протест против косной замкнутости, безразличия, равнодушия – против всего того, что сделало фашизм возможным».
Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо. Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете. На мольбертах были начатые холсты, на столе рисунки. Международная премия Мира (1950) и Международная Ленинская премия За укрепление мира между народами (1962). Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Иногда его называют «цирковым» и это точнее передает его содержание. В этих обстоятельствах в начале 1902года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым».
Однако напрасно искать на его полотнах цирк, цирковое зрелище. Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Они и похожи и не похожи на людей, у них своя анатомия, разработанная художником. Пикассо соединял в одном портрете изображения анфас и профиль, раскрывая всевозможные грани изменчивого человеческого существа.
Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету Дягилева «Парад». С 1904 постоянно жил во Франции. С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом. К этому миру причислял себе и сам художник. См.
О нем нельзя сказать, что он трудолюбив, – в работе он воистину неистов». Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям. В 1916 году творческий тандем посвящает художника в свои планы и заказывает у него декорации для постановки «Парад» и эскизы к костюмам. В эти годы вновь проявляется характерная для творческого метода Пикассо метафоричность (цикл рисунков Человеческая комедия, 1953-54), обращение к постоянным излюбленным темам – цирку, бою быков, античной мифологии, мотивам художника и модели. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря.
В атлете угадываются аллегория доблести, в девочке на шаре – фортуны.