Джорджоне Картины
Считается, что подлинных картин Джорджоне в настоящее время совсем немного. Художественно наследие Джорджоне оказало большое влияние на многих итальянских художников (Тициан, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Порденоне и многие другие), что, в частности, породило проблемы атрибуции его картин. «юдифь» (итал. giuditta)— единственная находящаяся в России картина, единодушно атрибутируемая Джорджоне.
Юдифь пользуется всемирной известностью, то вторая картина Джорджоне – Мадонна с младенцем – далеко не так популярна. Во всяком случае, эти картины не имеют никакого значения для дальнейшего творчества Джорджоне. В творчестве Джорджоне последних лет жизни, в таких картинах, как "Гроза" и "Сельский концерт", появляется особый тип пейзажа – пейзаж настроения.
Картина была написана незадолго до смерти. Джорджоне не окончил картину. По свидетельству современников, Джорджоне не успел картину дописать по причине смерти. В процессе реставрации и исследований картины в физической лаборатории музея открылись интересные переделки, сделанные самим Джорджоне и даже отпечатки его пальцев, оставленные на некоторых участках картины (на небе, стене слева от фигуры, на одежде Юдифи).
В картине Гроза Джорджоне изображает человека как часть природы. А другая, также из-за смерти неоконченная, картина Джорджоне, ныне находящаяся в Вене, кажется аллегорией его собственного творчества. Уже в ранних работах видно, что Джорджоне большое внимание уделял пейзажу, который не просто являлся фоном для фигур на переднем плане, а играл важную роль в передаче глубины пространства и создании впечатления от картины. И то, что сюжетная канва была не очень существенна для Джорджоне, подчеркивает то обстоятельство, что сначала, как обнаружило рентгеновское исследование картины, вместо фигуры юноши была изображена слева еще одна обнаженная женщина.
В апреле 1820 года Байрон в письме Уильяму Бэнксу пишет: «Я мало что понимаю в картинах, но для меня нет ничего выше венецианцев, а превыше всех Джорджоне». Двести лет назад, в 1772 году, когда картина Джорджоне прибыла из Парижа в Петербург и навсегда поселилась в Эрмитаже, к ней стали настороженно присматриваться: мало того, что на живописи угадывались следы вторжения чужой, не авторской кисти, начали проявляться и симптомы серьезного заболевания.
Джорджоне — биография и картины
Беллини (выполненные Джорджоне для студиоло Изабеллы дЭсте парные картины «Испытание огнём Моисея» и «Суд Соломона», обе около 1498-1500, галерея Уффици, Флоренция «Святое семейство», около 1500, Национальная галерея искусств, Вашингтон). Наконец, рентгенография. Подобный тип музицирующих персонажей даже получил персональное название – «джорджонески». Никто в итальянской живописи до Джорджоне не передавал еще с такой осязательной жизненностью теплоту и мягкость обнаженного женского тела, его чувственное очарование.
Большинство сохранившихся произведений Джорджоне было создано в период 1500-10 годов. Настроение поэтического единства мира природы и человека, характерное для искусства Джорджоне, созвучно поэтическим пасторалям П. Бембо, «Аркадии» Я. Саннадзаро и ренессансной натурфилософии. Уже Чима да Конельяно перенес трон Марии из церковной ниши под открытое небо. Впервые каталог коллекции Кроза был издан в Париже в 1729 году с текстом Марьетта. Но сейчас должен признаться: с тех пор, как закончилась реставрация «Юдифи», я изменил «Спящей Венере». Примечательно, что к началу XVI века образы богинь, которые зачастую были «не очень одеты» не пользовались популярностью искусство было преисполнено духом благочестия, вот таким образом изображения обнаженного женского тела хотя и встречались в европейской живописи, но очень редко. В Эрмитаже хранятся две работы мастера камерная «Мадонна с младенцем» и «Юдифь», которая по праву принадлежит числу величайших шедевров эрмитажной коллекции. Войско неприятеля, лишившись предводителя, в страхе отступает. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры.
Самые знаменитые картины Джорджоне
Кроме того, «Гроза» Джорджоне стала продолжением серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» Но эту картину можно вполне обоснованно назвать шедевром из шедевров: по оценке специалистов, картина входит в десятку лучших живописных произведений мира. К началу XVI века Венеция вслед за Флоренцией встает на путь Высокого Возрождения.
де Бисхоп рисовал по Рафаэлю). Картина поступила в Эрмитаж в 1772 году из парижского собрания Антуана Кроза (ум. Это слово в эпоху Возрождения было синонимом слова «ученый», «гуманист». Всю жизнь я преклонялся перед картиной Джорджоне «Спящая Венера», хранящейся в Дрезденской галерее.
Изящно одетый юноша, чья облаченная в красный камзол фигура сразу бросается в глаза, расположился на склоне холма, поблизости от древнего источника, чтобы обрести вдохновение в общении с природой. Было ему тогда 33 года. Другие исследователи и толкователи видели в сюжете картины библейские аналогии — изгнание из рая Адама и Евы (на эти мысли, очевидно, наводила обнаженная женская фигура), бегство в Египет.
1676). «Спящая Венера» Джорджоне до сих пор считается самым прекрасным идеальным женским образом среди произведений Высокого Возрождения. В те времена художники брали в качестве основы для картины преимущественно деревянные доски (холст стали широко использовать лишь с XVII века). Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Были обнаружены отпечатки пальцев художника на небе справа, на стене и платье.
Джорджоне: самые популярные картины (топ 12)
Художников интересует теперь не только человек, но и окружающее его пространство, пейзаж. Затем Джорджоне заново переписал картину и превратил волхвов в трех философов. Однако в XVIII веке имя гениального венецианского живописца было забыто, к тому же он не подписывал свои произведения, вот таким образом естественно, что неизвестные шедевры живописи приписывались тогда самому почитаемому из живописцев Возрождения — «божественному» Рафаэлю. В знаменитом «Сельском концерте» Джорджоне, хранящемся в Лувре, звучит поэтическая тема досуга на лоне прекрасной природы. В 1893 году реставратор А. Сидоров перевёл картину с доски на холст.
Юдифь, по-видимому, написана раньше Грозы (говорить о хронологии работ Джорджоне трудно, так как, по существу, он мог творчески трудиться одно десятилетие). Франкетти, Венеция), а также создал монументальное полотно для Дворца дожей (1507, не сохранилось). Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор.
Начало зрелого периода творчества Джорджоне ознаменовано созданием алтаря для капеллы венецианского кондотьера Т. Костанцио «Мадонна с младенцем и предстоящими святыми» («Мадонна Кастельфранко», 1504-05, собор Сан-Либерале, Кастельфранко), а также образа «Поклонение пастухов» (около 1504-05, Национальная галерея искусств, Вашингтон). К числу лучших произведений венецианской школы относится «Юдифь» Джорджоне. Прическа первоначально была менее гладкой, пряди, спадающие вдоль щек, – более пушистыми.
Фотоаппарат, оказывается, часто видит совсем не так и не то, что видит человеческий глаз. Запрестольный образ Кастельфранко также вживую отображает основы итальянского искусства (Коста и Перуджино), при этом более экспериментальные взгляды Леонардо, который посетил Венецию в 1500 году, упомянуты Вазари как оказавшие большое влияние. Иногда воспроизводится античная идиллия. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера.
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Видимо и сама гроза имела символическое значение. И еще он успел воспитать ученика — гениального Тициана.
Джорджоне – картины с названиями и описанием по алфавиту
Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Сказать, что одежда Юдифи розовая, не совсем верно ибо она разная в зависимости от того, как распределяются на ней свет и тени. Каждый в свое время покрывал «живописью» тетради и книги с помощью переводных картинок. Люди и природа сплетаются в единое, полное поэтического настроения гармоническое целое. И в «Сельском концерте», в этом истинно джорджоневском мире «счастливой Аркадии», мире, полном невыразимого очарования, начинают звучать новые ноты. После реставрации открылись городская башня и холмы на дальнем плане, ажурная листва дерева за спиной Юдифи, травы, цветы и камни площадки, выписанные Джорджоне с величайшей точностью. Сегодняшний отдел реставрации Эрмитажа — это крупный научно-исследовательский и художественный комплекс, включающий в себя фиЗико-рентгеновскую и химическую лаборатории, биологическую группу и шесть мастерских, которые занимаются широким кругом проблем консервации и восстановления произведений искусства и предметов старины, оказывают «скорую помощь» экспедициям археологов при обнаружении древних памятников. Его «Юдифь» напоминает библейскую воительницу, которая гордо держит свой острый меч. Многие ученые предполагают, что он появился на свет в маленьком городке Кастельфранко.
Слева стоит молодой человек с посохом и задумчиво смотрит кдоа-то в сторону. Как можно прочитать в Британской энциклопедии, «Юдифь» воплощает тот же идеал безмятежной красоты, что и «Спящая Венера». Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой. Старец — олицетворение схоластической науки, метафизики, отрицающей доводы разума и знания (он стоит на нижней ступени, так как схоластика считалась в эпоху Возрождения нижней ступенью науки). Итальянский художник (настоящее имя Джорджо Барбарелли или Джорджо да Кастельфранко), который в силу своего авторитета и ума впоследствии стал известен под именем Джорджоне (Великий Джордж) (согласно Вазари). Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам.
ДЖОРДЖОНЕ (Giorgione Zorzi, Zorzon настоящее имя и фамилия Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (около 1477, Кастельфранко, Венето – октябрь или ноябрь 1510, Венеция) итальянский художник. Он одним из первых стал писать небольшие работы маслом для частных заказчиков, в его картинах впервые для передачи настроения приобрел первостепенное значение пейзаж, как, например, в знаменитых Юдифи (1504, Государственный Эрмитаж), Грозе (1505 – 1508, Галереи Академии, Венеция) или Трех философах (1508, Музей истории искусств, Вена). Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила натурфилософские концепции времени, оказала преобразующее воздействие на живопись венецианской школы (в том числе на работы Себастьяно дель Пьомбо, Я. Пальмы Старшего и др. ), получила развитие у его ученика Тициана.
Краткая информация о художнике и его картинах
Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. Немногие портреты Джорджоне («Портрет молодого человека», Государственные музеи, Берлин «Автопортрет с головой Голиафа», не сохранился известен в копиях) оказали влияние на развитие портретного искусства Венеции.
Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. И тем и другим приходится с величайшей осторожностью снимать исторические напластования. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Даже листва деревьев словно колышется от нежного томления.
Библиотека шедевров (картины с описанием и названиями)
Теперь я не меньше люблю «Юдифь», я восхищен ею и преклоняюсь перед этим замечательным творением великого мастера. Работу вела реставратор высшей квалификации А. М. Малова. Сделанное же Маловой ярко выделяется даже на этом фоне. Вообще реставрационные работы, выполненные в Эрмитаже, очень высоко ценятся во всем мире.
Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. Дух музыки, упоение звуками едва ли когда-нибудь были изображены так красиво. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Большой интерес вызывает не только личность художника, но и происхождение его псевдонима.
Описание картины Джорджоне «Поклонение пастухов»
А им мог быть только Джорджоне. Человек в восточной одежде — это Аверроэс (так называли тогда в Европе арабского философа Ибн Рушда) — комментатор и последователь Аристотеля. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения).
Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. В день открывалось от 2 до 6 квадратных сантиметров картины. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Лицо Юдифи с легкой улыбкой полно жизни. Джорджоне умер в расцвете творческих сил, возможно, заболев чумой.
Описание картины Джорджоне «Сельский концерт»
Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. На фоне пейзажа сидят рядом образы войны и мира. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. Одетые в изящные костюмы или блещущие прекрасной наготой люди отдыхают в тихом уголке. Картины производят скорее впечатление восточной романтики, чем ветхозаветных сцен.
Но при этом девушка настолько грациозна и нежна, что становится понятно, почему для уничтожения полководца Олоферна она воспользовалась красотой, этим неотразимым для любого мужчины оружием. Однако "Гроза" – не просто иллюстрация к литературному произведению. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Беллини (1506-07), Джорджоне обращается к малым живописным формам, став одним из крупнейших мастеров ренессансной станковой картины. Слева с картины смотрит богато одетый юноша.
В картинах Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, Венеция Спящая Венера, Дрезденская галерея) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. На ней имеются лишь незначительные иногда точечные утраты.
Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Не установлено его происхождение. Богиня спит на цветущем лугу, на фоне пейзажа венецианской провинции.
Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века. Однако художники, много раз бравшиеся за чинку картины, сильно исказили ее. Я считал его самой поэтической работой Джорджоне. Кто не знает этой картины. При этом на фотопленке фиксируются и древние кракелюры — трещины в красочном слое.
Наиболее ярко гуманистические идеи проявились здесь в живописи. В большинстве своем эти высеченные из известняка статуэтки, стелы, плиты долго пролежали под землей. Смерть застигла Джорджоне в расцвете таланте.
Используя градации цветовых переходов, смягчённых светотенью, Джорджоне достигает полноты звучания, построенного на гармонии тональных отношений колорита, что особенно проявилось в картине «Юдифь» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. "Юдифь" (1504) долго считалась работой Рафаэля и лишь в начале XX в. была приписана Джорджоне. Здесь музыка всегда играла определенную роль в церковных картинах. Венеция – самый музыкальный из всех городов мира. В процессе работы над картиной Джорджоне внес в композицию ряд изменений: уменьшил голову Юдифи, переписал пальцы левой руки. Он писал камерные картины на аллегорические и мифологические темы, к лучшим из которых относятся «Три философа» (1507-08, Художественно-исторический музей, Вена), «Спящая Венера» (около 1508, КГ, Дрезден), «Гроза» (около 1506-07, Галерея Академии, Венеция).
Описание картины Джорджоне «Спящая Венера»
В этой чувственной радости и заключается истинная цель художника". Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля.
Первоначально, впрочем, в его творчестве есть только небольшие намеки на этот переворот. Так например, картина «Сельский концерт» (Pastoral Concert, 1508-1509), считающаяся работой Джорджоне, специалисты Лувра теперь приписывают Тициану. 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби.
Полотно не подновлено, каждый видит, что картина старая. Представитель венецианской школы. В картинах Джорджоне герои редко смотрят на зрителя их глаза либо закрыты, как у Венеры (Спящая Венера, Дрезден, Картинная галерея), либо взор скользит поверх голов, куда-то вдаль, как у мадонны (Мадонна Кастельфранко, собор города Кастельфранко), либо веки опущены, как у Юдифи, - прием, повторяющийся слишком часто, чтобы быть случайным. Были сделаны снимки картины в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, рентгенограммы, проведены исследования под бинокулярным микроскопом.
Часто в основу этих картин положена аллегорическая идея. Порой не знаешь, что делать. Окружение Джорджоне составляла патрицианская утонченная культурная среда. Итальянский художник (настоящее имя Джорджио Барбарелли или Джорджио да Кастельфранко), кто от его высоты и величия его ума был впоследствии известен как Джорджоне (по Vasari).
Их общая толщина достигала полмиллиметра, а иногда и целого миллиметра, а это очень много. Её закончил Тициан, который позже, адаптировал образ к своей «Венере Урбино» (Флоренция, Уффици) 1538 года. В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам).
Описание картины Джорджоне «Юдифь»
Немалую роль в картине играют композиция и цвет. Богатейший материал дала научная фотография. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Буря», Галерея Академии, Венеция «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена).
Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Влияние Церкви на политическую и духовную жизнь сводилось к минимуму (закон запрещал лицам духовного звания занимать государственные должности). Все они испещрены пятнами, штрихами, рябинами-точками. Работа реставраторов живописи напоминает работу археолога. Мария несколько отстраняет от себя младенца (жест, повторяющийся в ряде работ мастера, например, в Святом семействе – Вашингтон, Национальная галерея) и рождается абсолютно особенное чувство – задумчивости, мечтательности, сосредоточенности и тем самым – интимности образа.
- Джорджо Барбарелли да Кастельфранко ( )
- Итальянский художник Джорджоне, классическая живопись
- Картины Джорджоне – портреты и мифологическая живопись
- Коллекция работ художника Джорджоне (47 работ)
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Картины Джорджоне разгадывают, сравнивая с другими венецианцами
Венецианцы отличались праздничным, радостным мировосприятием. Творчество Джорджоне неотделимо от венецианского гуманизма XVI века. Собственно реставрация началась в 1969 году. Заново открыть путь к изучению творчества художника помогли «Заметки о произведениях искусства», написанные патрицием Маркантонио Микиэле.
Свидетельством этого являются техника, цвет и настроение картин Джорджоне, созданных в манере и стиле позднего Беллини. Из сохранившихся документов видно, что уже в 1500 г., в возрасте двадцати трех лет, талант художника был высоко оценен: ему стали поручать важные и ответственные работы. В 1504 г. кондотьер Туцио Костанцо (Tutsio Costanzo) в память о сыне поручил Джорджоне создание алтарной композиции в соборе Кастельфранко (Duomo, Castelfranco Veneto). Алтарная композиция «Мадонна с младенцем на троне между Св. Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Они напитались почвенными водами, в которых содержится немало солей.
Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). Некий чудак обвел все кирпичики и травинки золотом. В науке остро стоит проблема датировок его произведений и отделения их от ряда близких им по стилю работ его последователей (так называемые джорджонески). А следовательно, можно определить автора картины (как по почерку устанавливают, кто автор рукописи).
Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»). Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Во Франции в конце XVII— начале XVIII века с картины был удалён тёмный лак, прописана выцветшая живопись, по бокам картины были добавлены деревянные приставки (каждая по 12 см) с изображением ещё одного дерева справа и пейзажа слева.
Эта мысль постоянна для всего творчества Джорджоне, в частности, для Юдифи. Опираясь на колористическую и композиционную систему живописи Беллини, Джорджоне усилил звучание цвета (не без влияния нидерландской школы) и достиг совершенной гармонии между фигурами и их окружением, в частности используя и сфумато Леонардо. Наряду с композициями на религиозные темы (Поклонение пастухов, Национальная галерея, Вашингтон), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Это наполняет картину особой лирически проникновенной атмосферой. Но преломленные в живописи Джорджоне, они получили удивительную многогранность и одухотворенность. Франциском и Св.
Что Леонардо сделал для всего света, то сделал Джорджоне для Венеции. Картина сохранилась не в лучшем состоянии. Об этом 15 лет назад говорил Чарльз Хоуп, тогдашний директор Института Варбурга в Лондоне, предлагая использовать для атрибуции работ Джорджоне гегельянский принцип «сравнения и противопоставления» произведений, созданных в Венеции в первые десятилетия XVI века.
«Раскопки» на холсте, проведенные Маловой, подтвердили выводы, которые были сделаны при предварительных комплексных исследованиях картины. Джорджоне писал «Юдифь» на дереве. «Досье» картины — огромные папки, заполненные снимками.
Или изображаются три возраста человека. Датский художник Ян де Бисхоп (Jan De Bisschop, 1628—1671) во время своего путешествия по Италии в 1650-е годы делал зарисовки с картин итальянских художников. Но сам художник изобразил наготу Венеры как естественное состояние человека, не осквернив ее образ даже тенью похоти. Юноша сидит на каменной террасе и как бы слит с землёй.
Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин. В произведениях Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, Венеция Спящая Венера, картинная галерея, Дрезден) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Картина наполнена контрастами, усиливающими её смысл.
- мои любимые книги «Сто великих художников»
- Таинственное творчество Джорджоне
- Картины Джорджоне – загадочные шедевры эпохи Ренессанса
- Нестандартные подходы и спокойное созерцание
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Он умер, не успев осуществить многое из того, что задумывалось, мечталось, угадывалось.
Antoinette Larcher, род. На картинах Джорджоне почти всегда можно увидеть юношей или девушек с музыкальными инструментами в руках, а позднее эти герои стали частыми «гостями» на картинах коллег художника, которые переняли манеру письма у своего вдохновителя. Однако уже видно, что Джорджоне станет со временем великим пейзажистом. Гравюра в зеркальном отображении с картины «Юдифь», выполненная Туанетт (Антуаннетт) Ларше (фр. Сейчас кажется странным, что в знаменитом собрании барона Кроза, откуда «Юдифь» вместе с другими шедеврами западноевропейской живописи поступила в 1772 году, она считалась произведением Рафаэля. Согласно Вазари, в апреле 1500 встречался с Леонардо да Винчи.
Достоверные факты о его недолгой жизни (1477/78 – 1510), возможно, оборванной чумой и творчестве крайне скудны. Думаю, что реставрационные работы подобного масштаба случаются раз в столетие. Комментарий Марьетта— первое письменное упоминание «Юдифи». Она опирается рукой па меч, слишком тяжелое и грозное оружие для маленькой женской руки. Сведения о Джорджоне очень скудны. Ее прекрасное тело поражает необычайной красотой плавных линий.
Именно в этих «Записках» говорится о пяти работах Джорджоне: «Буря» (The Tempes, 1507-1508), «Три философа (The Three Philosophers, 1508-1509), «Спящая Венера» (Sleeping Venus, 1508), «Мальчик со стрелой» (Young Man with Arrow, 1506) и «Пастух с флейтой» (Shepherd with a Flute, 1508). Джорджоне умер 25 октября 1510 г. во время эпидемии чумы в Венеции. Искусствоведы считают, что Джорджоне был чрезвычайно влиятельным среди своих современников и вместе с Тицианом внесли значительный вклад в развитие венецианской школы живописи. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Рентгенограмма картины «Три философа» показала, что первоначально Джорджоне задумал ее как изображение трех евангельских волхвов, пришедших к младенцу Христу. Скрипачи, музыканты играющие на лютнях и певицы сидят рядом играют и поют.
- Картины итальянского художника Джорджоне
- Словари и энциклопедии на Академике
- Общееколичествопросмотровстраницы
Прекрасное лицо девушки контрастирует с искаженными гримасой смерти чертами Олоферна. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. 1510, Дрезден, Картинная галерея).
Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). Все в этом предгрозовом пейзаже неустойчиво, подвижно изменчиво. Всего 50 произведений. «Гроза» — это, по существу, первый настоящий пейзаж в итальянской живописи, причем Джорджоне впервые в истории европейского искусства пытается передать состояние природы.
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (1477/1478-1510) известный как Джорджоне (Giorgione), родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето близ Венеции. О личной жизни живописца известно лишь из знаменитых «Жизнеописаний» (Lives of the Most Eminent Painters, Sculptors, and Architects) биографа и художника Джорджо Вазари. Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. Наряду с композициями на религиозные темы (Поклонение пастухов, Национальная галерея искусства, Вашингтон) Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение.
Как в «Трех философах», так и в другой знаменитой картине — «Гроза» — Джорджоне не обращается ни к церковной легенде, ни к античному мифу — и в этом он пошел дальше самых смелых своих современников. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Либералисом» или «Алтарь Кастельфранко» (Madonna and Child Enthroned between St Francis and St Liberalis, 1505) является самой известной и знаменитой из работ живописца. Из архивных документов, датированных 1508 г., видно, что Джорджоне работал над созданием фресок на здании Немецкой биржи (Fondaco dei Tedeschi), причем фрески на другой стороне улицы выполнялись Тицианом. Помните технологию того процесса. В результате трепетная живопись потеряла объемность, глубину, стала плоской. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру».
Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Остается спорным вопрос и о месте рождения известного мастера. Правда, у «Юдифи» кризисных явлений не было.
Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). С именем Джорджоне связывают ряд портретов. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Джорджоне – крупнейший представитель венецианской школы (смотри также иллюстрации к этой статье) периода Высокого Возрождения, выполнял заказы гуманистически образованных представителей венецианского патрициата.
К сожалению, сохранились лишь фрагменты фресок с едва заметными контурами фигур. В «Заметках о произведениях искусства» (Notizie dopere del disegno, 1520-1543) венецианского патриция и коллекционера Микиэля Маркантонио (Michiel Marcantonio), опубликованных в XIX в., содержится не только подробное описание произведений искусства, находившихся тогда в государственных и частных коллекциях Северной Италии, но и биографические сведения об авторах, подробное описание этих произведений и комментарии Маркантонио. В исследовательскую и реставрационную практику музея внедрены физико-оптические методы, рентгеноструктурный и спектральный анализ (с применением микролазерного анализатора, электродиализа) ингибиторы коррозии металла, полибутилметакрилат, пенопласты, фторопласты и другие синтетические материалы, вакуумная техника, способы определения кислотности гравюр и исторических документов с помощью электродов. Вот древнеегипетские и ассирийские скульптуры и рельефы. Английский поэт-романтик Байрон, сам тогда не имевший собственной семьи, видел в сюжете «Грозы» семью художника которой у Джорджоне не было. Исследователи спорят о количестве дошедших до нас картин мастера из Кастельфранко, некоторые полагают, что их сохранилось не более шести, другие склонны увеличивать их число до шестидесяти. Подражатели Джорджоне «пересмотрели» творческие взгляды своего учителя и рисовали богинь «в чем мать родила», чтобы изобразить вакхическое опьянение, любование собственной физической красотой и ожидание любовных развлечений.
Венецианская знать в ту пору находилась в самой гуще гуманистического движения. Густая черная полоса — это фотоаппарат заметил на полотне сравнительно свежую краску. Вот таким образом работники музеев «переводили» картины, паписанные на дереве, на холст.
На третьих изображаются сады любви. Именно к пещере устремлён пытливый взор юноши, находящегося к ней ближе остальных. Георгия, в котором изобразил себя, а слева – св. Один из первых венецианских художников, связанный с этим этапом живописи Ренессанса, – Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко, около 1478-1510).
Идеалом эпохи была пастораль, блаженная жизнь первобытных пастухов. В 1967 году была начата предварительная подготовка к серьёзной реставрации «Юдифи»— предварительные исследования живописного слоя подтверждали её срочность. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. В руках у него лютня, по струнам которой он вот-вот ударит. У Джорджоне она предстает в момент, когда никто еще не знает о ее подвиге, на фоне тихого утреннего пейзажа, задумчиво облокотившись о парапет, осторожно сжимая меч тонкими пальцами и попирая обнаженной ногой голову Олоферна.
По распоряжению Сената республики в 1507—1508 привлекался к фресковым росписям Немецкого подворья (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры), работы были завершены, как об этом свидетельствует официальный документ, 14 декабря 1508. Тишиной и миром, очаровательной дымкой мечтательности окутаны все предметы. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). Однако духовным отцом этих произведений все же остается не кто иной, как Джорджоне. Алтарный образ «Мадонны Кастельфранко» проникнут особым настроением умиротворённого покоя, разлитого в далёком пейзаже, очертания которого тают в световоздушной дымке.
Герои картин Джорджоне погружены в мир собственных эмоций и переживаний. В конце концов кристаллики солей раскалывают камень, превращают его в щебень. Справа поместил св. Кроме того, в коллекции Ван Регтерна (Альтена, Амстердам) хранится рисунок исполненный размывкой коричневым тоном и очень точно следующий оригиналу, подписанный: J. De Bisschop Fecit Na Raphael (Я. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. В конце XVIII— начале XIX века в Эрмитаже картину покрыли тонированным жёлтым лаком, чтобы придать ей так называемый «галерейный» тон. Его достижения в преобразовании характера венецианской живописи всегда казались наиболее знаменательными в его жизни, оборвавшаяся из-за чумы 1510 года, которая была еще короче, чем жизнь Рафаэль.
Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) итальянский художник. Один из основоположников Высокого Возрождения. В отличие от художников флорентийской и римской школ, Джорджоне, а затем Тициан, не используя подготовительные картоны, писали прямо на холсте или, как в данном случае, на деревянной доске (впоследствии также замененной холстом). Сам Джорджоне обладал музыкальными способностями. И как настоящий романтик, Джорджоне был бедой, он заразился чумой от своей возлюбленной, которую не решился оставлять из-за своей гордости и сильной любви к ней. По их расположению можно установить, на чем первоначально была написана картина — на дереве или холсте.
С тех пор прошли лишь две монографические выставки мастера: в 2004-м в Музее истории искусств в Вене и в 2006-м в Национальной художественной галерее в Вашингтоне и в том же австрийском музее. Отчасти проблема идентификации автора затруднена тем, что ранние работы Джорджоне и Тициана практически неотличимы. Так, картина «Сельский концерт» (Лувр), традиционно считавшаяся работой Джорджоне, ныне приписывается рядом исследователей молодому Тициану. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. При съемках через сильно увеличивающий объектив получаются макрофотографии, на которых специалисту нетрудно выявить «почерк» художника, то есть манеру наложения красок, направление движения кисти.
В чем дело. Очень высокий трон Мадонны вознесен к небу, его спинка уходит за верхний край картины, а Мадонна, чуть склонив прекрасное, промоделированное легкой дымкой светотени лицо, задумчиво смотрит вниз, где у подножия трона стоит саркофаг с гербом рода Костанцо туда же смотрит и притихший Младенец, лежащий на ее коленях. Светское начало в культуре этого города было выражено сильнее, чем где бы то ни было в Италии. Работая в мастерской Дж.
В 1507-1508 гг. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. В образах угадываются черты реальных венецианских патрициев один из них — лютнист — даже одет в современный костюм. Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Здесь ее выражает равновесие, найденное между женской фигурой и пейзажем.
Десятки раз фотографировали «Юдифь» в отраженной ультрафиолетовой люминесценции, в инфракрасных лучах, при просвечивании рентгеном. Однако она держала меня в постоянной тревоге: не случится ли что-нибудь неожиданное. Потом прикладываете ее к поверхности, которую решили украсить, тщательно приглаживаете. Венецианская знать ценила его скорее как музыканта, нежели как художника. Судя по ней, картина была несколько шире.
Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Именно из патрицианской среды Венеции вышло немало выдающихся учёных и философов. В поздних произведениях Джорджоне («Спящая Венера» «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника— гармоничное единство человека и природы. Но никогда нагие дамы на картинах не пребывали в состоянии сна. На других изображен концерт на вольном воздухе. Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты.
Подобно тому как в эпоху Лоренцо Великолепного более всего читалась пастушеская драма Полициано «Орфей», так теперь – пастушеский роман Санадзаро «Аркадия» изданный в Венеции Альдом Мануцием. Реставрация проводилась с огромной осторожностью, бережностью и любовью. Тёмное обобщённое пятно скалы уравновешивает сдвинутую в правый угол группу философов. Неожиданностью оказался подлинный колорит картины, скрытый под жёлтым лаком.
Вскоре, своим мастерством художник превосходит всю семью Беллини и бросает вызов даже самому Леонардо да Винчи. Джорджоне – художник-загадка. Важную роль в эстетическом восприятии картины играет ее колорит, в частности изысканно нарядное сочетание оттенков голубого цвета (пейзаж вдали), винно-розового и связующего их сиреневого (платье и поясок героини).
Умер в октябре-ноябре 1510 года от чумы. Все сделано безукоризненно, с большим чувством меры. Даже хранящийся в Лувре «Концерт на вольном воздухе» приписывается то Тициану, то Доменико Кампаньоле.
По словам биографов, за яркую внешность и величие духа в Италии молодого человека прозвали Джорджоне, что в переводе означает «большой Джорджо». П. Муратов). 1770), барона де Тьера. Этой гравюре почти полностью соответствует современный облик картины.
В «Концерте» Джорджоне воспроизводит жанровую сцену, взятую из жизни, делая тем самым шаг к непосредственному — хотя и опоэтизированному — отражению действительности. Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства директор центра «Эрмитаж — Италия» и куратор выставки, рассказывая о творчестве Джорджоне, напомнила, что «Гроза» до сих пор считается сдной из самых таинственных работ в творчестве мастера и что эта загадка до сих пор не разгадана. Все обошлось благополучно.
Как мастер Высокого Возрождения, Джорджоне создает идеальный образ молодой женщины. Коллекция была создана дядей барона, банкиром Пьером Кроза. Так как Бертен умер в 1711 году, вероятно, что «Юдифь» появилась в коллекции Кроза уже в начале восемнадцатого века.
Для сохранения авторской живописи на ней оставлялся тонкий слой старого лака. Имя Зорзи да Кастельфранко (Zorzi da Castelfranco), т. е. Обе они представляли Джорджоне как связующую фигуру между Беллини и Тицианом. Исследователи выделяют в венецианском искусстве начала XVI в. особое "ренессансно-романтическое течение", наиболее глубоким выразителем которого стал Джорджоне.
Вазари отнёс его и Леонардо да Винчи к основателям современной живописи. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Оно оказалось удачным и существует по сей день. За века «Юдифь» покрылась десятками, если не сотнями, лаковых пленок.
Почти во всех картинах Джорджоне много места уделено пейзажу иногда, как в знаменитой Грозе (Венеция, Академия), этот мотив становится ведущим, определяя настроение картины. Живопись, созданная рукой Джорджоне, сохранилась хорошо. «Лаура» 1506 года (название картины пошло от ветви лавра позади натурщицы) аналогична в технике и красках, показывает новый идеализм начала 16-го века в постановке композиции и в психологической отдаленности изображения. Заставить улыбаться мертвеца – странная мысль для художника эпохи Возрождения.
По бокам полотна, согласно гравюре XVII века с картины, были добавлены приставки в полтора-два сантиметра с живописью на тон светлее. Этим произведением я не уставал любоваться, восхищаться, много писал о нем.
Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Небо, дерево, дальаий пейзаж, трава, стена — все было переписано ими заново. Реставрация картины закончилась в 1971 году. Он умер от чумы, не достигнув даже 35-летнего возраста.
Ясный покой и тишина разлиты в пейзаже в этот вечерний предзакатный час. Сделаем небольшое отступление и объясним термин «переводная». Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477 – 1510) итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант.
Такая картина болезненно реагирует на влагу и тепло: то холст начинает коробиться, то вздувается пузырями краска. Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю. 1695), была размещена в первом томе каталога. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусств, Вена).
Обнаженные тела нимф моделированы с помощью тончайших градаций света и тени, напоминающих знаменитое «сфумато», прозрачную дымку, окутывающую формы в картинах Леонардо да Винчи. — В Эрмитаже произошло событие огромной важности. Наше знание его карьеры ограничено несколькими современными ссылками с 1506-10 годов и только горстка картин бесспорно приписана ему, включая Запрестольный образ Кастельфранко (в церкви Сан Либерате в городе его рождения), портрет Лоры и Трех Философов (Вена) и Буря (Accademia, Венеция). Джорджоне был вновь «открыт» лишь в XIX столетии.
Джорджоне, вероятно, удалось видеть женские головки Леонардо. Был близок к кругу венецианских гуманистов. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Только спустя почти двадцать лет после смерти Джорджоне, около 1530 пода, картина была названа венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, «Пейзажем на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко: А название «Гроза» или «Буря» появилось у этой работы лишь в XIX веке. Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера».
«Концерт под открытым небом» (Париж, Лувр) – предмет спора между Джорджоне и Тицианом, «Суд Соломона» приписывается Себастьяно дель Пьомбо, в то время как «Спящая Венера» (Дрезден), как известно из не совсем современного источника оставлена частично незавершенной. В старину «Юдифь» считалась работой Рафаэля. Над миром царило тогда настроение, напоминающее эпоху Ватто. Три картины живописца есть и в Государственном Эрмитаже. К сожалению, существует вероятность того, что часть полотен, считающихся работой Джорджоне, таковыми не являются: документально подтверждено, что только примерно полдюжины из всех приписываемых Джорджоне картин действительно созданы им. За четыре с половиной века существования «Юдифь» побывала в разных руках.
Все, что окружает Юдифь, призвано оттенить ее красоту. В творчестве Джорджоне присутствует аллегорический портрет: так называемая «Лаура» (1506, Художественно-исторический музей, Вена), «Старуха» (1508-09, Галерея Академии, Венеция). Возможно, учился у В. Карпаччо и Дж.
Учился, вероятно, у Джованни Беллини. "Волнение в спокойствии" – так можно определить настроение картины. Фигурки нарисованы в духе предшествующих итальянских художников. И в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести.
Вот уже поистине в ней все гармония, все диво. Все персонажи объединены нестроением лирического созерцания.
Каждый видевший замечательное произведение Джорджоне с трудом узнал бы «Юдифь» на этих фотографиях. Наши знания о его карьере ограничивается несколькими современными источниками отображающие период с 1506-1510 год и лишь несколько картин, которые бесспорно приписываются ему, включая «Мадонну Кастельфранко» (в церкви Святого Либерате в его родном городе), портрет Лауры, «Три философа» (Вена) и «Бурю» (Венеция, Галерея Академии). Лучи «икс», пронизывая картину, делают доступными для изучения слои живописи, лежащие наиболее глубоко, — самые старые. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам.
Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. Так, на очаровательной картине Джорджоне (в коллекции Фаррер в Лондоне) на заднем плане виден старик, задумчиво созерцающий череп, а на переднем плане на одной стороне дети спят или же взбираются на древо жизни, а на другой – влюбленная парочка занята музыкой: прижавшись к коленям нагого юноши, молодая женщина заглядывает ему восторженно в глаза. Одна из них повествует о подвиге Юдифи.
Так сложилась и судьба Джорджоне, хотя вряд ли найдется теперь любитель искусств, кому было бы незнакомо это имя, которое символизирует для нас эпоху Возрождения так же, как и имена Леонардо, Рафаэля, Микеланджело и Тициана. Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои работы художник не подписывал, вот таким образом полотно атрибутируется ему исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества» (П.
Беллини (смотри Беллини). Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.
Многие из этих патрициев являлись членами «Академии», группировавшейся вокруг Альда Мануция — знаменитого книгоиздателя и гуманиста. Одетые в пестрые, восточные костюмы фигурки служат лишь для того, чтобы образовать красивые красочные пятна среди мечтательного, овеянного весенним воздухом пейзажа. Это и вызывает такой разнобой мнений в их истолковании. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. И в других деталях он остался верен установившейся схеме «святой беседы». Джорджоне работал на государственной службе над большим полотном (с тех пор бесследно потеряно) для приёмного зала Совета десяти. Переселение древних камней из земли в самые благоприятные музейные условия, как правило, влечет за собой тяжелое «заболевание» экспонатов.