Джорджоне Венера

В «Спящей Венере» Джорджоне впервые в мировом искусстве раскрылся живописный идеал соразмерности пропорций и невозмутимого покоя, свободы и полной завершенности идеал высшего единства физической и духовной красоты женщины. Картина художника Джорджоне «Спящая Венера» один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения. Джорджоне в выборе позы Венеры, возможно, руководствовался одной из гравюр Гипнэротомахии Полифила изданной в 1499 году.

Тициан, который наверняка был в курсе замысла учителя, закончил картину умершего от чумы Джорджоне, сохранив для нас одну из лучших картин Итальянского Возрождения «Спящая Венера». Картиной, в которой Джорджоне обращается к образу Венеры, является «Спящая Венера». Если еще раз сопоставить Венеру Урбинскую с Венерой Джорджоне, то могу сказать, что прекрасная женщина изображенная Тицианом, представлена величавой исполненной чувством собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности.

В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия. После смерти Адониса на месте капель его крови выросли розы, а из слез Венеры – анемоны (изящные травянистые растения).

В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Холст. Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа.

  • «Спящая Венера», Джорджоне — описание картины
  • Спящая Венера (картина Джорджоне)
  • Описание картины «Спящая Венера»
  • Описание картины Джорджоне «Спящая Венера»
  • Обращение к образу Венеры в творчестве Джорджоне, Тициана и Веласкеса
  • «Спящая Венера» Джорджоне и «Лежащая обнажённая» Модильяни — разные, но такие похожие
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Прошло время, ствол дерева расщепился и родился Адонис. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. В 1939 году началась Вторая мировая война.

Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы.

  1. Обращение к образу Венеры в творчестве Джорджоне
  2. Обращение к образу Венеры в творчестве Тициана
  3. Обращение к образу Венеры в творчестве Веласкеса

Во всех чертах ее нежного и задумчивого лица разлита тончайшая одухотворенность, а за ее опущенными ресницами как бы скрыта вся полнота чувств и переживаний человека, наделенного тонкой душой. Живой, теплый цвет тела богини становится в картине главным организующим началом. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Пораженная стрелой Купидона, Венера безумно влюбилась в прекрасного юношу.

Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. bodegon – трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом.

Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Даже его картины, хранившиеся главным образом в частных собраниях венецианских патрициев, не признавались принадлежащими ему на основании документальных данных. Насколько его имя было в свое время знаменито в Венеции и за ее пределами, настолько впоследствии оно было забыто и оставалось известным лишь небольшому кругу специалистов, да и те имели расплывчатое представление о творчестве Джорджоне. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне.

«Спящая Венера», 
Джорджоне — описание 
картины

Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Несмотря на свой светский характер искусство этого времени еще сохранило в себе остатки наивного благочестия и изображение обнаженного женского тела было очень редким.

Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи.

Сведения о Джорджоне очень скудны. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. К этому же периоду, по-видимому, относится шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела.

В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало. Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума.

Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес.

Возрождение. Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом».

«Спящая Венера» Джорджоне – едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Во всех чертах ее нежного и задумчивого лица разлита тончайшая одухотворенность, а за ее опущенными ресницами как бы скрыта вся полнота чувств и переживаний человека, наделенного тонкой душой.

«Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Совсем иное представление о женской красоте — плоть от плоти прекрасной действительности и в то же время возвышенной и целомудренной — раскрывается в картине Джорджоне. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом.

Не случайно она погружена в безмятежный сон. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля.

Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. Картина, призванная напоминать о юноше, безвременно покинувшем прекрасный, расстилающийся на заднем плане мир, проникнута тишиной и очень сдержанно выраженной печалью. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей.

Между тем письменные свидетельства о ней крайне скудны, а сам Джорджоне не оставил никакого эпистолярного наследия и нигде не проронил о своих картинах ни слова. Она спит, а сон – это состояние, когда человек наиболее близок к Богу, способен к чистому созерцанию собственного внутреннего мира и высшего начала. Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием – «Венера Рокебю». Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне.

Его друзьями были Таддео Контарини, дядя которого был известным философом и коллекционером, Джироламо Марчелло, Габриэле Вендрамин. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость.

Каждый день уносила она сотни жизней. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». И все это было в картине Джорджоне. С именем Джорджоне связывают ряд портретов.

Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики – Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Но прошло немного времени и судьба их свела снова, однако уже при совсем других обстоятельствах. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»).

1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени.

После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир.

Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново. Ту же дату, видимо, со слов Тициана, сообщает и Вазари, добавляя, что Джорджоне заразился чумой от своей возлюбленной. А теперь он уже мог это сделать.

Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. У Джорджоне нагота выглядит как естественное состояние человека: богиня отдыхает, спит обнаженная, как в те далекие времена спали все — богатые и бедные люди, да и сами боги. В ноябре 1648 года Веласкес во второй раз отправился в Италию и пробыл там до июня 1651 года. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» – единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет.

Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Тяга к искусству, живописи стали очевидны и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры (1576-1656).

И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. «Спящая Венера» Джорджоне до сих пор считается самым прекрасным идеальным женским образом среди произведений Высокого Возрождения. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы.

Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». В светлых местах краски наложены густо и пастозно.

Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Многие из них оставались почти абсолютно неизвестными и с течением времени были настолько забыты, что долгое время приписывались другим мастерам. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент.

Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.

Галерея Академии. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать.

На спящего человека не оказывают прямого воздействия никакие трагедии материальной действительности. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.

Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии.

Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Когда Смирна обманом вынудила своего отца к вступлению в кровосмесительную связь, боги превратили ее в дерево, чтобы защитить от его гнева.

Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Он умер от чумы, не достигнув даже 35-летнего возраста.

Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Попала не в лучшем состоянии.

Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато.

Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран – это и Рубенс (1577-1640) и Ван-Дейк (1599-1641) и Рембрандт (1606-1669) и Веласкес и Дали (1904-1989), французские импрессионисты, многие русские художники XIX века. А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Больницы были переполнены. Однако обучение здесь не продлилось долго и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко (1576-1656). Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом).

Хранившиеся до того времени в более-менее приличных условиях картины попали в абсолютно непригодные для этого помещения – в старые заброшенные шахты известняковые штольни. Италия. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Действительно, с именем художника связано много неясного. В произведениях Джорджоне («Юдифь», «Три философа», «Гроза», «Спящая Венера») поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности.

К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо).

Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Наряду с композициями на религиозные темы («Поклонение пастухов»), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году.

И отвечал им взаимностью. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Насколько его имя было в свое время знаменито в Венеции и за ее пределами, настолько впоследствии оно было забыто и оставалось известным лишь небольшому кругу специалистов, да и те имели расплывчатое представление о творчестве Джорджоне. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Даже его картины, хранившиеся главным образом в частных собраниях венецианских патрициев, не признавались принадлежащими ему на основании документальных данных.

Прижимистые немецкие купцы, восхищенные росписями, проявили небывалую щедрость и устроили в честь окончания работ настоящее празднество. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой.

Большую часть времени своего путешествия Веласкес провел в Риме, где создал несколько портретов – в том числе известнейший портрет папы Иннокентия X (1574-1655). Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. 1510, Дрезден, Картинная галерея). А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин.

Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». 82 x 73 см. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему.

По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

В руке она держит букет роз – традиционный атрибут богини, как и стоящий на подоконнике мирт. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Друзьями они никогда не были. 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Уже при жизни о нем ходили легенды. Запечатленная в реальной обстановке, Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой.

Молодая женщина изображена возлежащей головой налево на высокой красной подушке и атласном белом полотне, постеленных в нескольких шагах от нас прямо на поросшей цветами лужайке, в окружении простой, но поэтичной итальянской природы, словно оберегающей ясные грезы ее тихого сна. Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило обрести бессмертие. Она знала пророчество, что Адонис будет убит на охоте и пыталась предотвратить это несчастье, но Адонис был непреклонен в своем намерении идти на охоту, где его и убил вепрь (дикая свинья).

Да и в искусстве шли разными дорогами. Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. Венеция.

Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Многие из них оставались почти абсолютно неизвестными и с течением времени были настолько забыты, что долгое время приписывались другим мастерам.

Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены (1470-1531) и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества.

Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. Спящая Венера (иногда Дрезденская Венера) является работой, на которой впервые, почти в натуральную величину, была изображена обнаженная женщина. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена.