Едоки Картофеля Винсент Ван Гог
Сюжет фантастической повести Севера Гансовского «Винсент Ван Гог» и фильма «Визит к Ван Гогу» снятого по её мотивам построен вокруг кражи «Едоков картофеля» путешественником во времени, позже раскаявшимся и вернувшим картину. Картина Винсента ван Гога Едоки картофеля: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картина "Едоки картофеля", Винсент Ван Гог, 1885 – описание
Картины, которые передавали бы суть вещей в присущих им темных красках. Все сомнения остались позади. Впрочем, разве речь идет о продаже картин, о деньгах, о каких-то обидах. Долина Ла-Кро» (1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе» (1888) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле» (1888).
Инстинкт вел его вперед с поистине волшебной безошибочностью. «Едоки картофеля» стала первой крупной картиной, написанной в так называемый «нюэненский» период (по нидерландскому селению Нюэнен, где проживали родители художника). Да и какой отец на месте пастора вел бы себя по-иному. Доктор Гаше даже говорил о выздоровлении. В том числе с Клодом Моне.
Уехал в Париж. У Хальса по меньшей мере двадцать семь черных тонов. Неужели его отец прав. И очень важно, каково это «другое».
Описание картины «Едоки картофеля»
Но. Цвет – это поэзия. Его особой манеры смешивать краски и передавать реальность.
Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином или служит ему. Его вращающихся светил, создающих эффект движения. Личность художника жаждет раздвинуть свои границы через нечто «другое», находящееся вне его «я», но ему созвучное. В то лето 1885 года, когда, работая в поле, среди крестьян, Винсент был занят прямо или косвенно величайшей из проблем – цветом инстинкт его был подобен реке ищущей свое русло, путь, по которому в будущем потекут ее воды. Винсента корили за то, что он не зарабатывает денег. Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей.
Моя палитра оттаяла, – констатировал он. Можно сказать, что в то лето 1884 года Ван Гог открыл для себя живопись. Надо заставить обыденное служить выражению прекрасного (Запись на полях рисунка), – говорил Милле. Кругом все черным-черно. Шахтеры любили его, но считали чужим.
Описание картины Ван Гога Едоки картофеля
Семейные беды еще больше сблизили братьев. Винсент упорно отыскивал гнезда дроздов и корольков, зяблика и иволги и изучал их, как самый настоящий орнитолог, наверно, даже еще основательней так как всем сердцем жаждал постичь сокровенную тайну жизни птиц. Я намерен и впредь поступать таким же образом. – восклицал он, откликаясь на зов величайшего из мастеров цвета.
Произошел давно назревавший его разрыв с семьей. Светлые краски. Он страдал от своего одиночества, но именно в нем черпал он силу и вдохновение. Винсент стал мастером своего дела.
Жерико и Гро, пояснил он, научились у греков первым делом выражать массы контура (почти всегда в форме яйца) и выводить все дальнейшее из расположения и соотношения этих овалов). Обилия его «болезненного» желтого, который спустя какое-то время приобрел «золотой» оттенок, ведь полотна Ван Гога стали на вес золота. Пуля пробила ребро и застряла в кости.
Винсент Ван Гог – Едоки картофеля
Винсент ощупью продвигался вперед. В Нюэнене Винсент почти ни с кем не поддерживал отношений.
Дом стоял в саду, среди деревьев. Он писал все, что окружало его в том маленьком крестьянском городке: ткацкие станки, церковь изгороди, тополя. Он с готовностью ответил на ее любовь вдвоем они стали строить планы женитьбы.
Куда важнее другое – обвинения Ван Раппарда по части искусства живописи. В это же самое время, когда никому не ведомый голландский художник писал свою картину – вызов и обвинение «цивилизованным людям», в далекой России всемирно известный писатель писал трактат «Что такое искусство» – с тем же вызовом, тем же обвинением. Одинокий художник, абсолютно самостоятельно, без чьей-либо помощи, прошел все этапы истории живописи. Звали человека Винсент Ван Гог.
Ван Гог: описание картины «Едоки картофеля»
– Возьмите, к примеру, этот тон (он показал пальцем на серую, грязную мостовую) так вот, если бы Паоло Веронезе сказали: Напишите белокурую красавицу с телом такого тона, он написал бы ее и на его картине женщина и впрямь была бы белокурой красавицей. Это был серьезный удар. Можно ли с уверенностью сказать, что это было именно так. Возможно, так как дядя Винсента был партнером большой компании, которая занималась продажей предметов искусства. Я был бы в отчаянии, – уверяет он, – будь мои фигуры хороши.
Очеловечивание вещей он поставил во главу угла в своей работе. Вдвоем они много работали. Теперь его волновали важные технические проблемы.
Он продолжал: Взгляните-ка сюда – и, нарисовав на клочке бумаги несколько овалов, соединил их между собой еле заметными черточками и в результате получился конь, вставший на дыбы исполненный жизни и стремительности. Вслед за этим Винсент решил написать за зиму пятьдесят крестьянских голов (Некоторые из этих холстов в настоящее время находятся в музеях Парижа, Брюсселя и Лондона (Крестьянка в зеленой шали) используя относительный досуг, которым крестьяне располагают в ненастное время года. Частые неудачи, необузданный нрав, срывы и постоянные переезды тоже не прошли бесследно. Я решил выбрать второе и притом с таким восторгом, словно возвращаюсь из изгнания. Прошло время колебаний, сомнений, вопросов.
Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника. Но еще больше удивило кожевника то, что он никак не мог забыть холсты и рисунки Ван Гога. Он позаботился, чтобы Винсент поселился неподалеку от Парижа и лечился у доктора Гаше, любителя современной живописи. Здесь кончается «ранний Ван Гог».
Едоки картофеля – 1885 Ван Гог – картины
Обычно такая яркая, позитивная, праздничная. Так что же, отказаться от мечты, забыть свои волшебные эксперименты в области цвета и рисовать «правильные» картины для обывателей. Только в труде его раненая душа забывала о жизненной пытке. Слабый дрожащий свет лампы в равной степени освещает лица персонажей: на каждом из них лежит печать трудной, полной забот жизни, но все они проникнуты единым чувством благодарности за прожитый день, за эту пищу, за то, что все они сегодня, как и вчера, собрались за общим столом. Гоген уехал, Тео Ван Гог, напротив, стал ухаживать за братом.
Винсент продолжал писать – натюрморты, птичьи гнезда, кое-какие пейзажи. Начало лета застало Винсента в процессе стремительного творческого роста. Безуспешно. Работы почти никто не покупает, его манеру живописи называют «мазнёй» и «примитивом». Ван Гог задумал написать за зиму пятьдесят этюдов голов крестьян. Абсолютно верно, – подтвердил он.
Еще чуть позже картины были переданы правительству, был учрежден фонд Ван Гога, который создал Национальный музей Ван Гога в Амстердаме. Ван Гог был так потрясен, что утратил всякий интерес к работе. Впрочем, желание быть полезным у него осталось. Это висячая керосиновая лампа.
К тому же он признавал только индивидуальную технику. Она никоим образом – точнее, почти никоим образом – не отвлекла Винсента от его исканий. Это и не удивительно. На тот момент он еще находился в поиске своей манеры.
Винсент знал, чего он хочет и куда идет. С той и другой стороны были брошены резкие слова. О нем все время ходили сплетни, недобрые толки. Профессионализм сплошь и рядом обращается в штамп – неужели он этого не уразумел.
Все это надо прочно освоить. Хотя того несколько смущали размеры картин, как и то, что Германе хотел получить композицию с пятью-шестью фигурами (тогда как Ван Гог предпочитал иметь дело с меньшим числом персонажей), Винсент был в восторге от этой сделки, дававшей ему возможность писать картины без каких-либо затрат и с рвением принялся за работу.
Описание картины Винсента ван Гога «Едоки картофеля»
Сразу же после приезда в Нюэнен Винсент понял, как непоправим его разлад с родными. Может быть, вернуться в Дренте. Но все же порой это отравляет мне жизнь и я думаю, что многие, возможно, впоследствии пожалеют о своих словах и о том, что оскорбили меня враждебностью и равнодушием. Пачкун с каждым днем вызывал в Нюэнене все большую настороженность. Приехал он к своему отцу, к своим родным, но Нюэнен не был его родиной.
В 1886 году он переехал в Париж к своему брату Тео, который торговал произведениями искусства. А после школы художник почти год прожил в нидерландской глубинке среди шахтеров. Но в глубине души – да, он не отрицает – все это ему, в общем, довольно безразлично и он готов к тому, что, возможно, не добьется никакого непосредственного результата.
Он почти не выходил из музея, без устали разглядывая картины великих мастеров. В мае 1886 года, после отъезда его матери, – пишет Ж. Б. де ла Фай, – грузчики сложили произведения Ван Гога в ящики и оставили на хранение у колбасника города Бреды (в действительности это был краснодеревщик по фамилии Схрауэр). Судя по всему, он не слишком надеялся на это.
Он как бы разучивал гаммы. Почему ты не продаешь своих картин. – беспрестанно спрашивали они. Он вновь с мрачным ожесточением взялся за кисть. После ссоры, разыгравшейся между ними, дело обернулось совсем плохо.
Ван Гог поступил в протестантскую миссионерскую школу под Брюсселем. Наперекор традиции Ван Гог лишает трапезу какой-либо священной окраски. Если сфотографировать человека, который копает землю, то на снимке он не будет копать. К тому времени он уже постиг многие тайны мастерства и убежденно провозглашал свое кредо. Но при всем этом мужество мое, а, возможно, также и силы скорей окрепли, нежели ослабели.
Ван Гог взял свои краски, холсты, мольберт, кисти и пошел к хижине де Гротов. Так или иначе, отцу стало невмоготу разговаривать с сыном. В ту пору, когда его мать слегла в постель, среди гостей, приходивших ее проведать, была соседка, девица не первой молодости, некая Марго Бегеман.
Я горю желанием видеть картины Рубенса. Но делать ему на ней больше нечего. Для чего же теперь оставаться в Нюэнене.
Этот розовый – заглушённый цвет, полученный в результате сочетания красного с зеленым. А между тем Милле, будь он к тому времени еще жив (Он умер в 1875 году), содрогнулся бы при одном виде картин Винсента, его плотных мазков и резкой, жесткой манеры. Это вялая, равнодушная дружба. Картины Винсента, развешанные и разбросанные где попало в неприбранной мастерской, показались кожевнику грубыми и аляповатыми.
Он относил к трудовым классам и себя, художника, человека «тяжелой и грязной работы». Убежденный в своей правоте человек наконец-то уверенно зашагал к светлой и ясной цели. Он встал, сорвал полотно с подрамника, отбросил его в угол и натянул новый холст.
Картина Едоки картофеля Винсента ван Гога
Здесь – мрачная, включающая большое количество оттенков серого. Он считал, что церковная должность – это такое же ремесло, что и другие, должно доставлять средства к существованию, а время подвигов во славу Христа давно прошло.
И хотя писать на холсте будущий художник начал уже в зрелом возрасте, в 27 лет. Это одна фигура, один организм. Затем, скопировав полотна, он вернет их Винсенту.
Искусство, к которому его влечет, – это субъективное искусство экспрессивного толка. Братская привязанность Тео. Природа открылась ему, позволив заглянуть в свою душу. Коричневое платье девочки, стоящей спиной на первом плане, коричневые руки и лица сотрапезниц в «Едоках картофеля», выразительные блики коричневого до предела насыщены смыслом. Потянулись пасмурные месяцы.
Никогда.
Ван Гог Винсент «Едоки картофеля»
Но не тут-то было. Если Винсент так остро реагировал на нападки Ван Раппарда (Порой мне кажется, – гласит его душераздирающее признание, – что поднимают руку на меня самого, настолько я связан с моим творчеством, настолько мои убеждения – часть меня самого) и если ему не всегда удается – он и это признает – сохранять спокойствие, то потому только, что суждения, высказанные Ван Раппардом, на взгляд Ван Гога, могли исходить лишь от невыносимо педантичного человека, верного питомца академии, от человека, абсолютно неспособного понять истинный смысл его творчества, направления, которое он избрал. Один из пастырей даже пообещал прихожанам деньги, если они не дадут себя рисовать, «но они мужественно ответили, что предпочитают зарабатывать у меня, чем клянчить у него». Все черным-черно вокруг него и в душе тоже. Стремясь заглушить укоры совести – что там ни говори, он жил на средства брата и, по существу, был для него обузой, – Винсент изображал их союз по меньшей мере в необычном свете, но желал бы – нетрудно догадаться, как сильно он этого желал.
«Едоки картофеля» — это прощание с родиной исполненное горечи и поэзии. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. Его невольно влекло к Винсенту и он снова поехал в Нюэнен. Ему удалось запечатлеть всю беспросветность каждого их дня.
Я не хочу, чтобы они были академически правильны. Оставшись без моделей, Винсент начал писать натюрморты. Дрожь нетерпения била Винсента. Можно возразить: тысячи художников писали, например, «Благовещение» и «Тайную вечерю», а различает их то, как они писали тысячи писали натюрморты с яблоками, но каждый писал яблоко по-своему. Это не давало ему покоя. В этот период палитра Ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» (1887--1888), «Мост через Сену» (1887), «Папаша Танги» (1887), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887). Керссе-макерсу он дал множество полезных советов. Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы.
Конечно, его работам присуще множество недостатков, он отнюдь не склонен это отрицать. Роль человека в его творчестве становилась всё меньше и чаще служила стаффажем (то есть человеческая фигура использовалась лишь для того, чтобы внести немного жизни). Картофель он писал картину в гамме картофеля, пыльного и нечищеного.
едоки картофеля винсент ван гог
Трудно вообразить более трагический контраст. Мог ли он написать их иначе, не погрешив против жизненной правды, не изменив самому себе.
Крестьяне относились к нему хорошо и позировали охотно, – разумеется, за плату. Винсент стал старшим сыном и братом, у него было два брата и три сестры. Причинив ему острую боль, она глубоко омрачила его настроение.
Другой любопытный факт обнаружили специалисты НАСА – изучая полотна Ван Гога, они пришли к выводу, что океанические течения ведут себя именно так, как изобразил художник в «Звездной ночи». Наконец-то картина смогла вместить нечто большее – то, что художник искал в этих краях. Таков закон внезапного контраста, который отчасти уже широко использовал Делакруа.
Эфемерная и трагическая идиллия. (Этот колорит — дань Ван Гога собственному будущему, высветленной палитре). Большую часть картин приобрел бредский портной господин Маувен.
Но, разочаровавшись в учебе, бросил занятия и в 1878 году покинул Амстердам. Среди жителей Нюэнена он был белой вороной. Винсент будет писать картины. Это так но не нужно смешивать предмет изображения с предметом любви, – то, что художник истинно любит, определяет собой его «как», его подход к любому предмету.
Ван Гог, Едоки картофеля: описание
Здесь он будет лишь топтаться на месте и вянуть.
Разве может их дочь выйти замуж за этого пачкуна, за неудачника оборванца. Он избрал себе образцом Милле. Послушайте, дружище, вещь эта довольно хороша, но она сделана с линии, а античные художники шли от объемов (от массы или ядра). Неточности, а подчас и огрехи.
Родственники Марго тут же расстроили эти планы – такой скандал допустить было нельзя. Чем скорей я уеду отсюда, тем будет лучше. Вот так и родилась великолепная картина «Едоки картофеля».
Картина «Едоки картофеля» —настоящая крестьянская картина
Вещи живут у него своей жизнью, не менее напряженной, чем человеческая. Подавленный печалью этого края, он, как никогда, страшился своей участи. Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому искусству, вызов «чистой публике», любящей приглаженное искусство, вызов тем, кого художник ощущал «по ту сторону баррикады». Он хотел писать правдивые картины – не те, которые ждет от него публика.
Показывайте всем мои рисунки, – просил он Ван Раппар-да. И шедевр родился в ноябре 1885 года. Напротив, вплоть до самого последнего времени я ничего другого и не встречал. Однако сын его неприятно поразил жителей Нюэнена.
Винсент с первых же слов затронул здесь самую суть вопроса. Несомненно почерневшая от времени, эта картина производит в оригинале сильнейшее впечатление и сейчас, – не последнюю роль тут играет ее сумрачный, глубокий, как звучание органа, материально осязаемый цвет. Он даже сказал ему об этом. – говорил Винсент.
Хальс – колорист из колористов.
Винсент ван гог едоки картофеля
Благодаря этой покупке было спасено все, что относится к нюэненскому периоду (точнее, все, что сохранилось от этого периода). После этого он передумал идти по стезе священнослужителя. Но теперь можно предполагать, что исступленно заполняя дни работой, он стремился завершить свой период учения. Да что там.
Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию. Женщина, воспылавшая к нему нежным чувством, – это было нечто новое для Ван Гога. Техника – не риторика, она должна выражать личность художника.
Мгновение, которое проходит, уже ушло от тебя навсегда. Он колебался, стараясь совладать с нетерпением, от которого его вдруг начало лихорадить. Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль». Неизменно угрюмый, он лишь ненадолго заходил в пасторский дом.
«Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного», — писал Винсент. То и дело вспыхивали ссоры. Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс». До этого еще очень далеко. Мысль его ежеминутно возвращалась к ним.
Винсент сразу убежал, а Гоген предпочел переночевать в гостинице. Своим поведением во время эпидемии тифа или после чудовищной аварии на шахте он заслужил любовь и уважение местных углекопов, но не духовного начальства, которое считало, что его взаимоотношения с паствой подрывают авторитет церкви. Впрочем иногда Винсент интересовался и восхищался также Домье, о котором два года назад рассказывал ему в гаагской больнице Брейтнер. Однако в разгаре этих творческих исканий Винсента настигла драма, невольным героем которой он оказался. Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже.
Он сделал также много эскизов – вариантов общей композиции, – и в мае 1885 года «Едоки картофеля» были закончены. Загадочность Рембрандта, виртуозность Хальса. Куда он шел. Винсента презирали и третировали, как никогда раньше. В конце концов, если уж Винсенту так приспичило быть художником, пусть рисует и продаёт картины, пусть забудет свои бредни о «настоящем» искусстве.
Страдание свято. В первой книге его особенно поразила следующая, весьма характерная история. И Винсент снова остался один. События тоже следовали одно за другим.
Здесь хранится большая часть работ художника. Винсент торопился уехать. Ему ставили диагноз «шизофрения», а чрезмерное увлечение зеленой, красной и белой красками, по мнению врачей, указывало на цветовую слепоту художника, тогда как он считал свою манеру изображения революционной и не доступной для понимания современников. – принять предначертание судьбы. Одна лишь работа давала ему отдохновение.
Описание картины Винсента Ван Гога «Едоки картофеля»
Вот почему можно говорить о взаимосвязи между цветами. Не поладил он и со священником католической церкви. – говорил Винсент. Вот оно теперь он был уверен, что крестьяне никогда не умрут. Столько трудов даром, он снова промахнулся, упустил последний шанс. Но мог ли Винсент написать брабантских крестьян веселыми красками.
Есть нечто необыкновенное, – писал он Тео, – в ощущении, что ты должен ринуться в огонь. Дает жизнь.
Смотрите, как хорошо. Винсенту Ван Гогу было 37 лет.
Ван Гог снова обратился к живописи и его брат Тео (единственный, кто поддерживал Винсента на протяжении всей его нелегкой жизни) помог ему уехать в Брюссель и попробовать себя в роли слушателя Королевской академии изящных искусств. Художник, стоя у холста, не отгораживается от своих моделей. Хотя ни одно из его произведений не принесло признание Ван Гогу при жизни автора. Депрессии, которые были и раньше, стали одолевать его всё чаще.
- Человечность искусства Ван Гога
- Словари и энциклопедии на Академике
(Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике).
Таким образом, все полотно звучит как бы в басовом регистре. Это стремительность кисти дает такой мощный эффект, – прочитал он в статье о Гейнсборо.
В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника. Он сразу набрасывал всю картину и затем уже равномерно выписывал ее сверху вниз, не задерживая своего внимания на мелких фрагментах, не увязая в деталях, так как главным был для него общий эффект и он почти всегда находил его благодаря своему широкому подходу к картине, которую он охватывал, как охватывают природу, одним взглядом. Вчера я именно так подшутил над почтенным собратом моего отца. И он шел вперед гигантскими шагами. – Непосредственность впечатления при этом полностью сохранена и передается зрителю. Они честно заработали свой хлеб, едоки картофеля.
На самом деле имя «Винсент» предназначалось для старшего сына Ван Гогов, но он не прожил долго и потому имя перешло ко второму в семье чаду. Уставшие (крестьяне вообще редко едят отдохнувшими), они безрадостно, но и спокойно поедают свой бедный ужин, ведя неспешный разговор. Это не античность, а ренессанс – сказал Делакруа. Винсент провел в Амстердаме три дня.
Грубым формам сопутствуют мрачные тона: глинистый коричневый, грязноватая охра, оливковый зеленый, берлинская лазурь, почти переходящая в черный (Цвета черного мыла – по меткому замечанию Юлиуса Манер-Грефе). Тео Ван Гогу самому приходилось нелегко: у него был новорожденный сын Винсент, жена часто болела и Тео выбивался из сил, стараясь содержать семью, но поддерживал брата до самой смерти. Он довольствуется самой малостью – тем, что абсолютно необходимо для жизни. Они страдают, радуются, ненавидят. Тео убеждает Винсента расстаться с ней. Его отец был протестанским пастором, а мать – дочерью переплетчика и продавца книг. Вы потом измените свое мнение, – ответил тот. Отсюда вывод: Львы – не обезьяны, они не подражают друг другу.
Серовато-красный цвет, в котором сравнительно мало красного, будет казаться более или менее красным в зависимости от соседствующих с ним цветов. Как говорят врачи, поначалу убиваешь, затем исцеляешь. И вот, после нескольких лет бесплодной борьбы, Ван Гог возвратился в семью. В этом споре отец Ван Гога был не на стороне сына. Жертвой своему призванию. Холст, если так можно выразиться, отстранял художника от его моделей.
В изображение крестьян он не вносил умиленной идеализации, свойственной кающимся дворянам или ходокам в народ, – он отдавал себе отчет в загрубелости своих персонажей, день-деньской копающихся в земле» знал, что в крестьянине «много от зверя» (его собственные слова) Но это его не отпугивало. В этом мире все случайно, неповторимо и невозвратимо. В мае Винсент завершил свою картину. Он стушевался и, надо сказать, без особого труда. Самой главной работой Ван Гога в Нюэнене была картина «Едоки картофеля» (с большим количеством подготовительных и сопутствующих этюдов) – ужин крестьян в хижине. Они сажали картофель, копали картофель и ели картофель – в картофеле была вся их жизнь, ради него они вставали на рассвете и трудились весь день не покладая рук.
Они, как люди, вовлечены в круг существования. Однако, – тут же добавлял он, – не утруждайте себя сверх меры: ничего не форсируйте.
Вдобавок его новая пассия попыталась покончить с собой. Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом. Он вернулся в Англию, работал учителем в интернате, помощником пастора, какое-то время работал в книжном магазинчике, делал наброски и мечтал проповедовать беднякам. Он уезжает из дома, «в мир», доказывать свою правоту. Его часто называют «сумасшедшим художником», приводят в подтверждение спутанные и навязчивые мысли, галлюцинации и припадки безумия, преследовавшие его всю жизнь. Он испытывает таинственное влечение к цвету.
Теперь живопись открылась Винсенту во всем великолепии. Никогда еще он не был озабочен таким множеством технических вопросов. Ее поместили в утрехтскую клинику.
Вы обнаружите как в рисунке, так и в цвете и в тоне ряд погрешностей, которых, вероятно, не сделал бы реалист. Может быть, на этот раз Винсент и вправду поверил, что пришел конец его одиночеству.
Пусть даже он найдет ее плохой. – к любым лишениям. Винсент не поладил также с новым пастором, пришедшим на смену его отцу. И господствующий колорит у Ван Гога иной: серо-зеленый, с глубокими голубыми тенями.
Завтра, как и сегодня, она будет его кредо. Всегда и за все надо платить. Окончательно охладев к работе, молодой Ван Гог был уволен.
Почему бы и нам не поступать точно так же. В поисках сюжетов для картин они вместе бродили по окрестностям. У родителей нет больше с сыном общего языка. Что поделаешь.
Но куда. Повторяю, я вынужден просить Вас об этом.
Ван Гог не сомневался, что, даже и темная, она все-таки здоровее и достойнее господской. надеяться, что когда-либо вкусит нормальную жизнь. А с открытием портов в Японии и началом «японского бума» Ван Гог стал создавать этюды по мотивам японских эстампов. Соответственно темнота других частей картины усилена.
Нет, скорее всего, нет. Но он жестоко ошибался. Вот тогда и произошел этот знаменитый инцидент. Его органически отталкивало все связанное с «высшим обществом», с гостиными, нарядными дамами изысканными манерами, «лакированными ботинками» и так же органически притягивали все атрибуты жизни низших классов, «людей в деревянных башмаках».
Цвет тоже является рассказчиком сюжета произведения. Вскоре Ван Гога увольняют с должности помощника пастора. Старые мастера пользовались подобной штукой.
В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880--1881) и Антверпене (1885--1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Хроническое отравление дигиталисом в ряде случаев может сделать мир для больного желтым, как и в случае с Ван Гогом, который, должно быть, видел желтые круги вокруг звезд – как на знаменитой картине «Звездная ночь» (которую он написал в 1889-м в психиатрической лечебнице) и ряде других полотен.
Ни в коем случае. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Многочисленные гости, приходившие навестить больную, неумолчно расточали ему хвалу. «Хорошо зимой утопать в глубоком снегу, осенью – в желтых листьях, летом – в спелой ржи, весной – в траве хорошо всегда быть с косцами и крестьянскими девушками – летом под необъятным небом, зимой у закопченного очага хорошо чувствовать, что так было и будет всегда».
Осенью Винсента вновь навестил Ван Раппард. Ван Гог учился в Академии художеств сначала в Брюсселе, а потом в Антверпене. Он давно уже перестал. Но конец всему положила безответная любовь. Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг.
Его судьба определена иначе. Но ты все равно покажи ее ему – он должен видеть, что мы упорно идем к своей цели. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Он стал художником.
В мае, на радость Винсенту, к нему приехал Ван Раппард. Здесь я только писал и писал без устали, чтобы научиться писать. Изображение пятерых усталых людей, которые при тусклом свете керосиновой лампы едят свой скудный ужин «теми же руками, которыми они копали землю» исполнено своеобразного величия: хочется назвать эту сцену не ужином, а трапезой. Раз ей мешают соединить свою жизнь с любимым человеком, она примет яд. На одном из последних холстов Винсента – натюрморте – изображены в символическом соседстве Библия, раскрытая на 53-й главе книги пророка Исайи и Радость жизни, роман Золя, вышедший всего год назад.
Столкнулись лицом к лицу два разных мира. И снова вспыльчивость и приступы ярости помешали ему завершить обучение. На моем холсте были табачные тона, нежно-зеленый и белый (серый), даже чистый белый – такой, каким выдавливаешь его из тюбика.
Даже если ему не понравились мои рисунки, все равно покажи ему эту картину. Художнику они говорили, что он «не должен заводить близкие отношения с людьми не его круга», а своим прихожанам – чтобы они не смели ему позировать. И какая чудесная стремительность. Когда он приходил, то обычно ссорился с отцом. К возмущению родных, Ван Гог и вернувшись домой, продолжает делать то, что «никому не нужно».
В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами». Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва.
Мастер подчеркнул их натруженные руки. Его ходатайство было отклонено, а сам он отстранен от должности проповедника. Может, это и совпадение, но оно возвращает специалистов к изучению великого безумца. (Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего).
Эта утрата, по существу, завершила долгий период в жизни Винсента. Источник света в «Едоках картофеля» предельно прозаичен и подчеркнут. Ведь торф дает свет и тепло крестьянской хижине. Это было одним из его любимых выражений.
Подобная концепция красоты абсолютно чужда Винсенту. – представить его как нечто абсолютно естественное. Они с мужем организовали выставку работ Ван Гога в Амстердаме, а спустя какое-то время Иоханна опубликовала трогательную переписку братьев и перезахоронила их тела в Овере – две рядом расположенные могилы символизировали тесную связь, которая была между братьями на протяжении всей их жизни. С какой изощренностью он располагал цвета играя на контрасте и нюансах, варьируя оттенки. Если хочешь добиться яркого сочетания цветов, то вторичный цвет должен соседствовать с тем первичным, который не участвовал в породившем его смешении.
Вечером, взяв с собой этот холст, я отправился в Эйндховен, где живет один мой приятель (Германе), владелец довольно изящной гостиной (серые обои и мебель черная с золотом) и мы повесили там картину. Тогда Жигу спросил, почему он так думает. И она выполнила свое намерение, не сумев, однако, себя убить. Разве они не наглядное олицетворение, глубоко поэтический символ семейного очага.
Теперь Винсент одерживал один успех за другим. Он же запальчиво возражал: «Я был бы в отчаянии, если бы мои фигуры были правильными я нахожу великолепными фигуры Микеланджело, хотя ноги у них, несомненно, чересчур длинны, а бедра и зад чересчур широки Милле и Лермит являются для меня подлинными художниками по той причине, что они пишут вещи не такими, как они выглядят, если сухо и аналитически копировать их, а так, как они, Милле, Лермит, Микеланджело, чувствуют их». Однако, добавил он, я нипочем не желал бы избежать этой ошибки. Незачем даже вспоминать об этом благонравном бессилии.
Винсент неизменно старался убедить в этом брата и самого себя. Он отчетливо знал это – как в нравственном, так и в эстетическом плане. Он навсегда простился с миром и с болью в сердце навсегда оставил надежду когда-либо вкусить покой и счастье обыденной жизни – иметь жену, детей, свой домашний очаг. Как знать – может быть, в Антверпене ему даже удастся продать какие-нибудь из своих работ.
Винсента попросту выгнали оттуда. Они жили в хижине, где была всего одна комната с нишами для постелей. Табак, как он утверждал, действовал на него успокаивающе.
Да и воспоминание о самом художнике – столь же странном, как его творения, – с косматой рыжей бородой и воспаленными глазами, уставшими от пристального разглядывания предметов при ярком солнце, Керссемакерс тоже никак не мог выкинуть из головы. Но Марго (судя по всему, наделенная крайне хрупкой нервной конституцией) не примирилась с этим отказом. В настоящее время полотно хранится в Музее Ван Гога в Амстердаме. Лев Толстой говорил там, что между классами современного общества – зияющая пропасть жизнь господская, с науками искусствами, «влюбленьями», как бы вовсе не существует для крестьян, а господам жизнь крестьян, с ее трудами и со всеми ее интересами, представляется удручающе однообразной и темной. Сам процесс работы над «Едоками картофеля» обернулся своеобразным актом социальной борьбы, хотя это странно звучит по отношению к такому мирному и сосредоточенному делу, как писание картины.
Картина Едоки картофеля стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой. Отныне Винсент будет жить только живописью и для живописи. Кюре принял все меры для того, чтобы изгнать Винсента из Нюэнена и запретил своим прихожанам позировать художнику.
Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». Вы ничего не говорите мне о технике, – писал он ему в своем первом письме.
Этого он и сам не знал. На сей предмет он заручился адресами шести торговцев картинами. Откуда ему знать, что его сын – Ван Гог. Так или иначе, есть все основания полагать, что Винсент решил – будь что будет. С тех пор Винсент часто виделся с Керссемакерсом.
– Мой долг – искать случая и использовать всякую возможность для продажи моих работ. Его сначала поместили в больницу, а после буйного припадка – в палату для умалишенных. Он вконец озлобился. История с Марго никак, точнее, почти никак не отразилась на его работе. Он должен бежать от этих унылых степей.
Не закончил. Подобное заявление, право, способно обескуражить кого угодно. Он сам, как они, плоть от плоти этой земли. Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики. То же относится к синему и желтому.
Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности. Картина рассказывает о тяжелом труде семьи, что изображены на полотне. Винсент был более философ, чем это принято думать. Даже изобразил двух женщин, копающих картофель.
Художник должен быть художником и ничем больше. Так, значит, вперед. В декабре 1883 года в небольшой брабантский (Брабант – провинция в Голландии) городок Нюэнен приехал ещё нестарый, но уже изрядно помятый жизнью человек.
Она была свидетельством трагической смерти художника. Он должен жить среди декорации своих сюжетов. Sorrow is better than joy. И все же инстинктивно стремясь к той же цели, он шел к ней вслепую.
Чего он добивался. Винсента захлестнуло безграничное отчаяние. Как-то раз Шарль Блан сказал Делакруа, что великие колористы – это те, кто не передает локального цвета и Делакруа поспешил развить его мысль. Видит бог, неустанно повторял он, ведь он не злоупотребляет помощью Тео.
Освободив крестьянские сцены от некоторых характерных деталей, создатель Вечерней молитвы (Наверно это дна из самых слабых, хотя и самая знаменитая картина Милле. Съездив в Утрехт, он беседовал там с врачом клиники. Он преисполнен решимости жить самостоятельно – согласно своим убеждениям. В своем исступлении Винсент накинулся даже на брата.
Но понимает ли Ван Раппард смысл всех его исканий. Его полное пренебрежение условностями, будь то общественными или религиозными, приводило к столкновениям с отцом и его пребывание в доме духовного лица казалось от этого по меньшей мере неуместным. Нет.
С восхищением и страхом смотрел художник на Винсента, человека, беззаветно преданного искусству, который питался одним лишь хлебом и сыром (Это не портится в дороге, – шутил Винсент) и, вечно голодный, готовился и впредь жить в нищете. – В сущности, ты даже не пытался этого сделать.
По фасаду вился плющ. Винсент сердился, мечтал как можно скорее убраться отсюда. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть. К последним Винсент питал истинную страсть.
(«Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884--1885), «Крестьянка» (1885), «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Теперь же он понял, что эта достоверность – фикция, так как в каждой картине цвета воздействуют друг на друга и потому в работе надо учитывать игру красок.
Он отождествляет себя с ними. И снова картина не удалась. Этот возглас словно вырвался из самого сердца Винсента. Не лучше ли ему устроиться в каком-нибудь другом месте. Именно в этот период проявилось всё своеобразие художественной манеры Ван Гога. Его сумасшествия боялись, а его картины, без сомнения, вызывали интерес.
Как ни сложна диалектика содержания и формы в искусстве, большое заблуждение думать, что в искусстве «как» важнее, чем «что». Сходя с поезда в Хелмонде, куда она ездила за покупками, мать упала, сломав правое бедро. С редкой преданностью ухаживал он за матерью, дневал и ночевал у ее постели. Все в этом мире эфемерно, преходяще и недолговечно. Ван Гог изучал разные художественные направления и стили в престижной частной студии, перенял изобразительную манеру импрессионистов – покрывать холст пятнами краски – и познакомился (благодаря брату) с Писсарро, Дега, Гогеном.
Из всех цветов спектра только три – желтый, красный и синий – неразложимы на составные это первичные цвета, которые в смешении образуют вторичные. Землистые, темные тона «Едоков картофеля» вовсе не заслуживают пренебрежения, с каким о них иногда отзываются. И тут его осенило. В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей.
В обмен на проживание он обещал высылать Тео Ван Гогу свои картины. Это нисколько не поставит под угрозу его самобытность. Но это трудно осуществить. Повинуясь первому побуждению, он вернул Ван Раппарду его письмо с почтительным приветом. Винсент оборудовал себе временную мастерскую в чулане прачечной, пристроенной к дому. Было другое, что мешало ему остаться навсегда среди крестьян.
Брата Тео, приехавшего на похороны, Винсент настойчиво убеждал взять его с собой в Париж. Он учился в евангельской школе. Инстинкт отвращал его от штампов, которым следовали голландские художники его времени, заставлял восставать против их более или менее закосневших традиций. Возможно, прогрессирующий нервный недуг был следствием злоупотребления спиртными напитками. Несмотря на все мои недостатки, сбить меня с толку не так легко, как некоторые воображают. Нюэнен, весь в мрачных тонах, дышащий печалью и потому неспособный вызвать у него новый подъем творческих сил Нюэнен, от которого за эти два года упорного, неутомимого труда он взял все, что можно было взять. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Винсента угнетал Нюэнен, где теперь работать ему было невмоготу. Скоро учение будет завершено – уже теперь он рисовал с удивительной легкостью.