Эдвард Мунк Больная Девочка

Описание картины «Больная девочка»

В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его сестры, Софи Мунк. Мы видим пустоту, отверстие, пропасть, но без фетиша, который мог бы нас защитить или за который можно было бы ухватиться. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства» под похожими предлогами сейчас он находится в Галерее Тейт в Лондоне. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к Богу, «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь дочери.

Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. Говорили о том, что это полотно понизило общий уровень выставки. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.

Эдвард Мунк «Больной 
ребенок (Больная 
девочка)»

Эдвард Мунк «Больной ребенок (Больная девочка)»

Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Все произошло так быстро.

В том же 1902 году «Фриз жизни» впервые был выставлен в таком виде, каким его задумал художник, в галерее Берлинского Сецессиона. 10 тысяч франков пойдут на помощь другим художникам. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина.

Десятая: покончи с собой. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».

Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.

Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. После еще нескольких приступов неконтролируемой агрессии в 1908 году, он был помещен в психиатрическую клинику с диагнозом душевное расстройство, где провел более 6 месяцев. После выхода из клиники Мунк меняет стиль на грубую и резкую манеру: мазки становятся крупнее, цвета ярче, классическая техника живописи искажается. Тогда же появилась самая известная картина Эдварда Мунка – «Крик».

В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения. Четвертая: встречай свистом Бьёрнстьерне Бьёрнсона.

Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Загреб длинной лопатой. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Он загреб мои денежки. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Но Мунк связал себя с наиболее радикальным искусством.

Описание картины 
Эдварда Мунка «Больная 
девочка»

Описание картины Эдварда Мунка «Больная девочка»

Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Оригинальный Крик существует в четырёх вариантах. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. И все.

Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Моро говорил: «Я не верю ни в то, что осязаю, ни в то, что вижу. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Она умерла в 1868 году на глазах у Софи и Эдварда. Шестая: не носи отстегивающихся воротников.

Женщина изображенная на картине рядом с девушкой, – тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.

Эдвард Мунк"Больная 
девочка", 1886

Эдвард Мунк"Больная девочка", 1886

На его фоне изображены мужчина и женщина. Четвёртая работа (пастель) находилась в руках норвежского миллиардера Петтера Олсена и в мае 2012 года была продана за 119 млн 922 тыс. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. 64, 5 54 см. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Верю только в то, чего не вижу, но что чувствую».

Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом. За мной вошел мужчина и стал меня уговаривать не кончать жизнь самоубийством. На его картинах сияние лунной дорожки на воде напоминает колонну, увенчанную золотым шаром.

Напишите отзыв о 
статье Больная девочка 
 (картина)

Напишите отзыв о статье Больная девочка (картина)

Её появление стало важным событием в экспрессионизме. Осенью он едет в Париж. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.

В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Помпиду показал, что не Криком единым представлен Мунк в истории искусств, но также продемонстрировал, что маркетинговые приёмы ему не чужды. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна.

В Музее Мунка находится один живописный Крик (украден в 2004 году, спустя два года найден с поврежденияими и только в 2008 году вновь представлен публике) и одна пастель, в Национальном Музее Норвегии находится ещё одно живописное полотно (похищено в 1994 году, но спустя несколько месяцев возвращено). Холст, масло. Величайшая добродетель человека — честность и откровенность.

Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ». Я вошел в писсуар. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца. Кружок Йегера создал себе десять новых заповедей. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.

Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Мунк писал о «симфоническом эффекте», который производила выставка. Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен (Мунк также написал её портрет)42.

В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним из сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Фигура мужчины – в самом углу картины.

Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки и ничем не мог помочь дочери. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, также поразила воображение друга Мунка Поля Гогена, она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе».

Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Всего им было создано пять вариантов «Больной девочки» (последняя была написана в 1926году) и несколько литографий на ту же тему. Холст, масло. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.

Отрывок, характеризующий 
Больная девочка 
 (картина)

Отрывок, характеризующий Больная девочка (картина)

Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Его искусство сплошь состоит из символов и аллегорий излюбленные темы— любовь и навязчивая мысль о смерти и Мишель Хог справедливо отмечает в своем предисловии к каталогу выставки 1974г. : «Как и многие его современники, Мунк убежден, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстраненностью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грезами Гюстава Моро или Бёклина». Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Соглашаясь с ним, Мунк отбрасывает все, что напоминало бы о банальном реализме, однако в противоположность Моро он никогда не станет писать «Божество с цепочкой для часов». долларов, на аукцион СЕГОДНЯ (. ), 2 мая 2012 года. Несмотря на все это для Мунка «Больная девочка» оставалась одним из наиболее знаковых произведений на протяжении всей его жизни. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.

Картон, масло, темпера, пастель. Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Норвежский Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна содержит в своей галерее вторую версию, выполненную маслом (показанную справа).

Фотографировать Мунк начал в 1902 году, не имея никаких специальных навыков. Христианство с его строгими законами сделало людей жестокими, равнодушными, лживыми. Н. И. Крымова описывает героиню картины так: «В отчаянии вцепилась она руками в свои распущенные волосы.

Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. В 1900-х годах Эдвард повредил руку, что привело к ампутации пальца на левой руке. Я поставил двести на красное.

Больная девочка 
 (картина) Информацию 
О

Больная девочка (картина) Информацию О

«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. У меня был с собой пакет с бутербродами. «Больная девочка», одно из первых крупных полотен Мунка, впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 года. В 1896г. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность.

Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Это то тепло и радость, в которых мы все так нуждаемся. Сидевший за ним мне тоже не понравился, но я остался. В целом всякое творчество автобиографично. Буржуазия и брак — опоры ханжества.

Выше: что вы искали. 91 73, 5 см. Я дал себе обещание кончить, как только выиграю 60 тысяч франков. Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен (Мунк также написал её портрет)42. Работы были написаны между 1893 и 1910 годами.

"Больная девочка" Эдварда Мунка

Моро и Метерлинк выбирают бегство. Первая гласила: не почитай отца и мать. Я поставил сто франков на красное. «Больная девочка» – ранняя картина Эдварда Мунка и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. Только тогда я начну играть.

М., 2007. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. Я вышел в сад. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.

  1. Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
  2. Как смотреть картины Эдварда Мунка
  3. Эдвард Мунк ( ) – норвежский художник-экспрессионист
  4. ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
  5. Эдвард Мунк на службе поп-культур

Эдвард Мунк «Крик» (1893). Наконец черный шар вышел в пятый раз. Это же скандал. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.

Сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом»4. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • 8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть
  • Один из первых представителей экспрессионизма -художник Эдвард Мунк
  • 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • А: ресурс демфологзац мистецтва
  • Художня лрика фантасмагорй рини Нефьодово

Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Четыре версии «Крика» были написаны в промежутке между 1893 и 1910 годами. «Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» – писал художник. Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах («Весна», 1889), а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз («У смертного ложа (Агония)», 1895 «Комната умирающего», 1895 «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр. ) «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен (1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927) и ряд рисунков и гравюр4.

Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Его поза выражает подавленность или отчаяние.

Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Создана картина в Берлине. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Картины с этой выставки позднее войдут в более масштабный «Фриз жизни»— «поэму о любви, жизни и смерти», над которой Мунк работал все 1890-е. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.

  • Гвдо Морпурго: «Архтектура ма особливу властивсть – вона не потребу перекладу»
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Биография и творчество художника
  • Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот
  • Не стоит кричать всем, что ты счастлив, стоит сказать спасибо тому
  • Научись отпускать людей, выжигая тоской любовь -

Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Я долго ждал, чтобы один цвет вышел пять раз подряд. Мунк создал несколько версий «Крика», а именно четыре используя разные техники.

В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом и одна пастель. Первым таким «фризом» становится небольшая берлинская выставка под названием «Любовь», на которой был впервые представлен «Крик». «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях.

Страх смерти и жажда 
жизни: 5 картин 
Эдварда Мунка

В эти годы Мунк курсирует между Берлином, Парижем и родной Христианией. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Йегер видел в христианстве причину всех бед и зол. Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). Его портреты превосходно отражали характер человека.

Проучившись год, Мунк сказал отцу, что хочет стать художником. Вышел черный. Мунк так боялся смерти и вечного проклятия, что просыпался ночью в ужасе, думая, что он уже умер и спрашивал себя: «Я в аду. » Бронхиты и простуды каждую зиму только добавляли страхов в тринадцать лет он начал кашлять кровью. Мунк также создал литографию (1895) этого произведения. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания Музея Мунка, открывшегося в 1963 г. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.

Прошлой осенью парижский музей Помпиду организовал выставку работ Эдварда Мунка. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Другие публикации («Моргенпостен» от 18 октября 1886, «Федреланнет» от 30 октября 1886) были более доброжелательны, отмечая «своеобразие» и «трогательность» работы, но также упрекали художника в небрежности и нежелании совершенствовать технику1. В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу».

Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Я сел за стол, где черное и красное выходили почти поочередно.

Мунк. Я был уверен, что не поддамся жадности и азарту. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Холст, масло.

От этой же болезни умерла мать Мунка девятью годами ранее. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Как еще можно найти объяснить тем событиям, которые преследуют его картину на протяжении десятилетий: её воровали более трех раз, последний раз из отеля «Континенталь», вместо подлинника украли фотокопию, как утверждают сами грабители, они понимали, что это не оригинал, но не смогли остановиться, что-то темное и угрожающее управляло ими из вне. вы можете запросить все в системе с коробкой. 120, 5 141 см. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура.

Поверите, черный вышел в седьмой раз. С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».

Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.

Всего он провёл там более полугода. 119, 5 118, 5 см. Приняв эти картины, жюри оказало ему плохую услугу»3. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж.

В это время Мунк обращается к офорту, гравюре на дереве, литографии. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её. 500 долларов, став самой дорогой в истории арт-рынка работой. Выиграв нужную мне сумму, уйду.

Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Его маниакально-депрессивным психоз позволил ему перейти барьеры дозволенного. В конце 1892— начале 1893 года у него окончательно оформляется идея «фриза»— серии картин на «вечные» темы любви и смерти.

Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал Крик в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Мне не понравился тот, кто руководил игрой и я пересел к другому столу.

Некоторые исследователи У. Бишофф. Интересно то, что данная картина, выставленная на выставке с более именитыми полотнами, заслужила лишь разгромные отзывы критиков, которые отмечали, что наибольшее, что можно сделать для картины Мунка – это просто молча пройти мимо нее. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи.

В норвежской живописи восьмидесятых годов XIX века «детская» тема весьма популярна, особенно часто художники выбирают мотивы страдающего, обездоленного или больного ребенка. Однако когда в 1886 году картина Мунка «Больной ребенок» была представлена на Осенней выставке живописцев Христиании, она неожиданно вызвала шквал нелицеприятных отзывов: художественную общественность возмутил не выбор темы, а сам способ ее воплощения на полотне.

– Младен Долар в книге Голос и ничего больше. «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел»— таков его ответ на слова Моро. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть.

Но нет, черное и красное по-прежнему выходили попеременно. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки. Он находил радость в рисовании рисовал углем, забравшись на печь. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.

Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Мунку Кристиана Крога («Больная девочка») и у Ханса Хейердала («Умирающее дитя»)2.

Написанный крик по определению немой, застрявший в горле черное отверстие лишено голоса, который мог бы его смягчить, заполнить, наделить смыслом, вот таким образом его резонанс еще больше. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах («Весна», 1889), а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз («У смертного ложа (Агония)», 1895 «Комната умирающего», 1895 «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр. ) «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен (1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927) и ряд рисунков и гравюр4.