Экспрессионизм Мунк
Хотя в творчестве Эдварда Мунка сложно найти соответствие каким-либо определенным направлениям живописи, огромное значение его творчества, способствовавшего появлению нового художественного направления – экспрессионизма, неоспоримо. Творчество Мунка оказало значительное влияние на развитие искусства XX века, особенно на такие направления, как экспрессионизм и фовизм58. Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм.
К экспрессионизму относятся такие известные и, безусловно, талантливые художники как Эдмонд Мунк и Марк Шагал. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Норвежский художник Эдвард Мунк (1863 — 1944) выразил отчаяние и страх, охватившие общество конца XIX в. В своем творчестве он предвосхитил многие идеи экспрессионизма. Наиболее ощутимым было влияние на экспрессионизмтворчества В. Ван Гога, Э. Мунка, Дж. Энсора – художникипереняли методику использования цвета и света искаженную передачу форм и линий для усиления впечатлений от картины.
Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Линии пейзажа, ярко-алый цвет заката, лицо, превращенное в безликую маску -- все это складывается в сильнейший образ, в «бесконечный крик, пронзающий природу».
Это было для него открытием. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Но кроме задуманных картин, Фриз жизни объединил ряд живописных и графических произведений, каждое из которых граничит с трагическим и оптимистическим аспектами бытия.
Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Контакты с представителями «Синего всадника», а также воздействие кубизма изменяют манеру его письма: рисунок становится более жестким, а цвет приобретает строгость, становится холодным. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Василий Васильевич Кандинский (1866- 1944) — выдающийся русский художник, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. он работал над структурными ландшафтами и картинами с загадочным содержанием.
Кандинский принадлежит к числу наиболее ярких личностей в мире живописи. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Фигуры двух уходящих пешеходов усиливают тревожное впечатление. Достоевского «Преступление и наказание». В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Всего он провёл там более полугода.
Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Но я все равно работаю над своими картинами. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Только на кровати светится яркое покрывало.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», – это был решительный разрыв с языком реализма. Театр экспрессионизма В театре Экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Жизнь дает людям одну заповедь: «Справедливость. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею.
«Его образы удовлетворяют жажду позитивных образов цельного мира, гармонию человека с его окружением».
Один из первых представителей экспрессионизма -художник Эдвард Мунк
Это продолжалось около четырёх лет и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла и показав её тело. В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Лени.
После большой персональной выставки в 1889 году Мунку была назначена государственная стипендия для завершения образования за рубежом. Кандинский «взорвал» представление о живописи подобно тому, как в свое время изменил отношение к скульптуре Микеланджело. Экспрессионизм складывался не изолированно, а во взаимодействии с другими направлениями искусства XX в. По времени возникновения и по ряду применяемых художниками приемов он близок фовизму. Все больше стран затягивало в омут революций и гражданских войн. Исходя из природы, вы, быть может, придете к собственным формам".
Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык напряженно патетичен. В его произведениях есть ощущение гармонии, почти музыкальных созвучий. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Пауля Клее с полным правом можно назвать пионером модернизма.
Маке пишет много прекрасных пейзажей на берегу озера Тун. Объединение «Синий всадник» было основано в декабре 1911 года в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком. В 1906—1907 годах Эмиль Нольде входил в художественную группу «Мост» и там познакомился с Эдвардом Мунком.
- Экспрессионизм: беззвучный крик и гармония хаоса
- Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
- Экспрессионизм Общая характеристика ЭДВАРД МУНК КРИК
- Страхи и страсти Эдварда Мунка – одного из самых дорогих художников в мире
- Творчество экспрессионистов – Мунк, Кихнер, Хеккель, Нольде
- Экспрессионизм: представители, примеры и признаки стиля
Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Как уже говорилось, картина «Крик» оказалась самой заметной во всём творчестве художника. Будучи портретом комедианта Сенекио, картина может быть также истолкована как символ театра. Пауль Клее (1879- 1940) — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Во «Фризе жизни» он рисует жизнь как игру, в которой люди лишь пешки. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза.
Эта живописная система предполагает письмо мелкими мазками правильной, точечной формы. Под полосой неба четко очерчены два холма и воды то ли озера, то ли залива. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
- Экспрессионизм как стиль в живописи
- Интересные факты из жизни художника
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Биография и творчество художника
- Самое интересное в виде мозаики
- Экспрессионизм в живописи: примеры, признаки, представители
- Экспрессионизм в литературе: примеры, признаки, представители
- Экспрессионизм в театре и танце: примеры, признаки, представители
Осенью он едет в Париж. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени).
Пейзажи этого периода наполнены спокойствием и гармонией. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Три главных художника в жизни Мунка -- Рембрандт, Ван Гог и Гоген. " В поздний период творчества Пауль Клее пытался создать "спиритическое цветосветовое пространство" и обратился к пуантилизму (от франц.
В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. По сравнению с представителями других направлений экспрессионисты смело, даже дерзко отражали в своих произведениях жизненные конфликты, но, к сожалению, не видели выхода из них.
- Экспрессионизм в кинематографе: примеры, признаки, представители
- Экспрессионизм в музыке: примеры, признаки, представители
- Словари и энциклопедии на Академике
Герои картин Мунка всегда одиноки. Проходят дни, даже недели, а я не сделаю и одного штриха. Его творчество повлияло на современное искусство. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины.
В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Таким образом, позиции экспрессионизма были двойственными. Самыми характерными образцами экстремизма в музыке можно назвать «Воццек» Альбана Берга пьесы, монодрамы и вокальные циклы Шёнберга некоторые произведения Веберна. О влиянии первого говорят темные тона на картинах Мунка и особенное внимание к тени (здесь усиливается «символизм рембрандтовского образа» особенно ярко проявляется в «Зрелости»). Яркие краски должны были бы передавать радостное настроение, но это не так.
В 1889 г. Мунк начал работать над так называемыми «Фризами жизни», основанными на записях из личного дневника. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).
Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. И все же недостаточно близко. Его творчество резко изменилось.
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. В других комнатах царит хаос, на который сам Мунк не обращает ни малейшего внимания". Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.
В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. Синий всадник— творческое объединение представителей экспрессионизма (в основном художников) в начале XX века в Германии.
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Люблю слушать музыку. Основной целью было освобождение от окаменелых традиций академической живописи. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Иногда я немного читаю. В 1906 — 1920 гг.
Изначально она называлась «Отчаяние». Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Помимо этого, художник рисовал по-детски прелестные работы («Поющая машина», 1922 «Золотая рыбка», 1925 и др. ).
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. С начала 1890-х годов творчество Мунка развивается в рамках складывавшегося в эту эпоху стиля модерн (Девушки на мосту, 1901, Национальная галерея, Осло), но обнаруживает и ряд новых черт (жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают в картинах художника трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, Национальная галерея, Осло).
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. В том же тексте отмечается непритязательность Мунка, его привычка к "безбытной" жизни. На рубеже веков Мунк завершил «Фризы жизни» и впервые выставил их в 1902 г. Немецкий художник и график Пауль Клее (1879 — 1940) разработал собственный художественный язык, посредством которого он хотел изобразить мир, лежащий по ту сторону действительности («Деревце в кустарнике», «Красные и белые купола», «Городская картина», «Полнолуние», «Город сновидений», «Черный князь», «Натюрморте цветком и окном» и др. ).
Экспрессионизм занял в немецкой живописи первой трети XX в. значительное место. Многие свои лучшие картины я начинал почти бессознательно. Долгие годы, проведенные вдали от родины, не погасили любви Кандинского к русскому народу. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Продолжайте слепую игру по имени жизнь».
Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Но что поделаешь, у нас нет иного выбора". Эти наклонности усилились в связи с трагическими событиями, которые ему пришлось пережить (ранняя смерть матери, смерть любимой сестры и самоубийство друга).
Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. До 1903 года Нольде ещё писал лирические пейзажи. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. В 1909 году Нольде стал членом Берлинского сецессиона.
Этот образ по популярности мог бы соперничать с «Джокондой». Кажется, что они подхватывают крик, чтобы передать его дальше. "Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья.
В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. Кино В кино Экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 191525. Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Самой известной и наиболее часто репродуцируемой картиной цикла стало полотно «Крик» (1893) (см.
Он считал, что точно передать внутреннее состояние, по его собственному выражению, энергию жизни героев способны только взвихренные, волнообразные линии. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Август Маке (1887- 1914) — немецкий художник-экспрессионист, участник объединения «Синий всадник».
В картине «Канатный плясун», написанной теплыми, горящими красками с использованием сложного линейного построения, передано ощущение праздника. Динамичное выражение состояния героя приобретает особую остроту благодаря резким композиционным смещениям, напряженной активности цвета и даже деформации. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Эдвард Мунк (1863- 1944) — норвежский художник и график, театральный художник, теоретик искусства. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни".
Эмиль Нольде (1867- 1956) — один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX века. Нольде также писал картины о ночной жизни Берлина, где периодически проживала его жена-актриса, театральные зарисовки, натюрморты из масок, 20 работ «Осеннее море» и «Житие Христа» в девяти частях. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Он создавал картины из переплетения линий, вставляя в них графические элементы (например, стрелки, как на картине «Точка поражения», 1922) из полос, зазоров и решеток (например, «Красное, желтое и синее в архитектуре картины», 1923 «Главные и окольные пути», 1929). Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Литография решена в двух планах -- реальном и символическом. В 1910—1912 годах к Нольде пришёл первый успех на выставках в Гамбурге, Эссене и Хагене.
В возрасте 17 лет Эдвард пишет в своем дневнике: «Я решил стать художником. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. В это время появились его первые работы на религиозные темы: «Причастие», «Троица», «Осмеяние». Пауль Клее интересовался естественными науками изучал сложные математические взаимосвязи.
Чтобы понять экспрессионизм (от лат. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Все вокруг мрачно и бледно. Но эпоха, к которой он так напряженно прислушивался, была чревата трагедией войны. Я страдаю бессонницей и лучше писать, чем ворочаться в постели». Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. И в преклонном возрасте он не утратил ни своего мастерства, ни своей юношеской страсти. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Это – наилучшая школа. Контраст светлых и темных тонов, прямых и кривых линий создает ощущение дискомфорта. По мнению немецкого искусствоведа Норберта Вольфа, «по эмоциональной напряжённости работ Кирхнер превосходит всех прочих художников ХХ века». Период конца XIX — начала XX века остался в истории как время тяжелейших потрясений. Клее сам придумывал невидимые, но органически возможные формы. Всего он провёл там более полугода.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Мои приятели пошли дальше, а я стоял, пригвождённый к месту, дрожа от страха. В 1916 году Нольде переехал в Утенварф на западном побережье близ Тондера.
Ушел из жизни Эрих Хеккель 27 января 1970. Равнодушие к новым течениям в живописи было заметно по тому, как варьировались его излюбленные мотивы, среди которых и аллегорическая тема клоуна – «Клоун перед зеркалом».
Ланга, П. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). В вертикальный прямоугольный формат картины вписывается сложная октогональная фигура.
Художник воспроизводит не саму природу, а скорее закон природы", - записал Клее в своем дневнике в июне 1905 года. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. Продажа гравюр и крупные заказы на монументальную декорацию общественных зданий обеспечили Мунку стабильный доход.
Другие знаменитые работы цикла «Фризы жизни» — «Страх» (1894), «Ревность» (1895) и «Отчаяние» (1898). Один из основных жанров творчества Кирхнера — городской пейзаж. Интерес к творчеству проявился у него с ранних лет, уже в школьные годы он обсуждал теорию искусства в сообществе «Вулкан» – кружке, который был организован и его стараниями. Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. Иногда утром я нахожу картину, которую написал ночью. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Её основоположником считают Арнольда Шёнберга.
При этом Клее предпочитал темперу на бумаге. Клее применял различные виды художественных техник и материалов (акварель, масло, тушь). В 1902 году Мунк создал литографию «Ибсен в кафе Гранд-отеля в Христиании». Мрачная северная колористика в сочетании со скандинавским эпосом, которым художник зачитывался в детстве, сформировали натуру замкнутую и болезненную. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она – средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти.
На стыке различных жанров он вывел новую формулу живописи, которую впоследствии назвали экспрессионизмом. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Это не просто печать тяжелого времени, но сама природа его личности, его таланта. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.
В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Франц Марк (1880- 1916)— немецкий художник еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной.
Художник изображал мир мечтаний и детских фантазий с помощью своеобразных символов. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Разметавшиеся волосы, закрытые глаза – во всем ее облике есть ощущение огромного внутреннего напряжения и мучительного раздумья. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, опьянение, в котором хочу пребывать.
Коллизия развёртывалась обычно в условно исторической или фантастической обстановке и часто обнажалась до схемы. В 1919 году он написал «Автопортрет после испанки». В 1930 году у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искажённых форм. В 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией. "Новое искусство формирует не предметы, а ощущения по отношения к предметам. Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. При этом ощущение "спонтанности", вызываемое картинами Мунка, обманчиво. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». вкл. ), символизирующее одиночество человека и его страх перед жизнью. Назревала Первая мировая война.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Что же объединило таких разных художников. У Ван Гога Мунк частично позаимствовал технику «удлиненного» мазка, концентрические линии, которыми создавалась перспектива. Писать для меня -- это болезнь и опьянение.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства.
Родился Эрих Хеккель 31 июля 1887 в Дёбельне (Саксония) в семье инженера-железнодорожника. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Могу немного посидеть в театре, но тороплюсь домой.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Смерть застала его в городе Радольфцель. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Человеческие фигуры и формы в картине обобщены, в ней нет по- вествёвательности. expressio — выражение), нужно представить себе эпоху, в которую он был рожден. Эрнст Людвиг Кирхнер (1880- 1938) — немецкий художник, график и скульптор, представитель экспрессионизма.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Через портрет он всегда исследовал душу человека. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль». Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Таким образом, он описывал существенный принцип своего творчества.
Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Клее осуществлял интенсивные поиски оптимальных соотношений формы и цвета. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Люди наверху поднимают к небу гроб. Нольде негативно отнёсся к столкновениям и установлению германо-датской границы после Первой мировой войны и несмотря на то, что считал себя немцем, в 1920 году он принял датское гражданство. Его преподавателем оказался убежденный реалист Кристиан Крог в ранних работах Мунка это влияние довольно ощутимо.
Маслом он стал писать лишь в поздние годы. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. Светлая голова хорошо заметна на фоне мрачного пейзажа, занимающего пространство справа.
Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Я не могу быть вдалеке от угля и кистей. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Это бывает редко. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Широко известна картина 1914 г. «Потсдамская площадь в Берлине», написанная в холодных чёрно-зелёных тонах и изображающая берлинских проституток. Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни.
являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник». В основу всех его работ заложены наблюдения природы, будь то ландшафт, ботаника, космос. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Свои произведения автор сравнивал с музыкой.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Его краски стали резче и интенсивнее. В восемнадцать лет он поступил в Школу искусств и ремесел к скульптору Ю. Миддль-туну, в 1882 году его учителем стал К. Крог, вокруг которого в 80-е годы группировались многие норвежские художники. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество.
Картины производят впечатление радости и лёгкости. Один из первых представителей экспрессионизма. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
С 1892 года и до смерти Мунк стремился написать свое мировоззрение. До 1919г. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Его портреты превосходно отражали характер человека. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Мировоззрение экспрессионизма В центре художественной вселенной Экспрессионизмистерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизац и «природы» сердце человека.
Одна из наиболее известных его работ этого времени – "Кресты и колонны" (1931). Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.
Мунк вырос в очень религиозной семье. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.
Прилегавшие к вилле обширные земельные владения позволили ему заняться сельским хозяйством, которое стало его увлечением в поздние годы: при помощи работников он выращивал фрукты и овощи, разводил домашнюю птицу. В 1918 году художник слёг с «испанкой», унесшей в те месяцы жизни миллионов человек, но благополучно выздоровел, несмотря на свойственную ему хрупкость здоровья. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.
Программа созданной ими группы «Мост» призывала всех прогрессивных людей искусства объединиться и воплотить в жизнь революционные художественные принципы. Мунк практически не использоваал прямых линий. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Дело не в том, что мне обязательно нужно держать кисть в руках. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Влияние Гогена заметно в прорисовке женской фигуры. Направление Шёнберга и его учеников объединяли наиболее экстремистское направление. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
Одну из картин во «Фризе жизни» Мунк назвал «К свету». Мне нужно знать, что они наготове. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Экспрессионизм остро отразил проблему конфликта реальности и человека.
Он тщательно и скрупулезно продумывал и выстраивал композицию своих работ. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Целью их творчество было желание выразить в цвете и форме свой внутренний духовный опыт. Ибо как раз пребываю средь мертвых и среди нерожденных.
Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни.
Послевоенные годы проходил у Хеккеля, в основном, в поездках по Европе. Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна — отражение мыслей. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Большую часть картины занимают интенсивные теплые цвета — от желтого до красного, на оставшейся части синий и зеленый проработаны красными и желтыми штрихами. Богема стала для него второй семьей. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Этой мечте не суждено было сбыться.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Хотя поначалу нацисты превозносили Мунка как «истинно нордического» художника, позднее его заклеймили как представителя «дегенеративного искусства». Ибсен стар, лицо его изборождено тонкой сеткой морщин, нанесенных легчайшими штрихами. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна.
В 1892 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу».
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Картина до сей поры является символом всего экспрессионизма, совсем как «Чёрный квадрат» Малевича служит символом Супрематизма. цв. Все они объявили целью творчества воплощение своих острых, порой трагических душевных переживаний.
Довольно долгое время она привлекала Мунка. Это может быть подчеркнутое, гротескное одиночество (как в «Крике») или одиночество тайное, как будто скрываемое (в «Вампире», в «Поцелуе»). Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. За несколько месяцев до начала войны Маке написал картину «Канатный плясун», по сюжету близкую композициям на темы танца и цирка Жоржа Сёра. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Наконец, светлые стены кубических домов на фоне картины показывают самую дальнюю плоскость изображенного пространства.
Справедливость или несправедливость, добро или зло -- какое дело до этого высшим силам. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. В 1902 году, в Берлине, Мунк показал публике цикл "Мгновения жизни". Жду, когда придет желание писать. Темы, которые постоянно встречаются в живописи Мунка.
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса. Гражданин Германии, Клее родился, провёл значительную часть жизни и умер в Швейцарии. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита.
Это колонна из обнаженных людей, они дико борются и лезут друг на друга. И Маке, в первые же дни призванный в армию, стал одной из многих ее жертв. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
Впрочем, частично мечта художника все-таки осуществилась. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Ребенком он пережил и смерть матери.
«Крик» Эдварда Мунка -- это эмоция всего послевоенного поколения, эмоция, которая звучит впервые за всю историю живописи. Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая «Крик» в 1893 году. Свой творческий путь Кирхнер начинал под влиянием Ван Гога и Матисса. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Эдвард Мунк родился в 1863 году. С 1921 по 1931 г. Клее был одним из ведущих преподавателей в школе дизайна «Баухауз» и опубликовал много сочинений но теории искусства. Его пейзажи тревожны и проникнуты ощущением надвигающейся катастрофы.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Но ведь каков и замах. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев. Обстановку его мастерской составляют несколько плетеных стульев, картины, мольберты, папки, литографические прессы и инструменты для вырезания гравюр. Пауль Клее всегда стремился противопоставить статике динамику. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности.
Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. pointiller – "писать точками"). Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Формы предельно обобщены: голова — круг, шея — прямоугольник, плечи — прямая линия. Клее входил в объединение «Синий всадник» и, как все его мастера, пережил длительное увлечение наивной живописью, в том числе детским рисунком.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником— к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной и с моральной точки зрения1112. После 1902 года Эмиль взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде.
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. «Синий всадник», написанный им в 1903 году, отражает пограничное состояние художника. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись ка потрясения и преобразования действительности. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Несколько ближе к Вселенной, чем водится. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья.
Жёсткая, гротескная манера письма отражает внутреннюю сущность мегаполиса. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.
Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Клее разработал концепцию «архитектурного сплетения картины». Пауль Клее являлся одним из лидеров экспрессионизма, был близок к сюрреализму. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
С годами Кирхнер всё меньше обращался к натуре стиль его тяготел к абстракции. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. Эта фигура с прижатыми к голове ладонями и голым черепом напоминает призрачное видение. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).