Эту Картину Репин Посвятил Вольному Казачеству
Эту историческую картину и репин посвятил вольному казачеству
Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, Бовдюг, страстно призывающий к товариществу Мосий Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы», — этим людям свойственна одна общая черта: беззаветная преданность Сечи и Русской земле. Следует отметить, что большим успехом Запорожцы пользовались и на международных выставках за границей. Трудился он над ней якобы три года полотно было выставлено для публики в 1883 году. Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Интересен тот факт, что этот атаман является земляком живописца и родился, как и художник, в Харьковской губернии в селе Мерефа. В правом углу полотна виднеется старик, уже высохший, одетый в красную одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Старик от души хохочет. От смеха он едва удерживается на ногах и, видимо, вот таким образом положил руку на плечо казака, сидящего за столом перед ним. Лицо этого запорожца не видно, но с уверенностью можно сказать, что ему тоже очень нравится все то, что происходит вокруг. Смеются и другие казаки. Выделяется на картине голый по пояс казак. Это, скорее всего, большой любитель игры в карты, которые во времена Запорожской Сечи очень часто использовались в качестве главного развлечения в редкие часы отдыха. Все эти «лучшие образцы», с присовокуплением массы новых персонажей, добытых в каких-то лупанариях, ночлежках для нищих и домах скорби воплотились в «Крестном ходе в Курской губернии» – вершине, так сказать, творчества этого «православного художника». Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей» и дюжий рубака-воин, серьезный и простодушный, как дитя и заливающийся тонким визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие.
Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. В начале ХХ века это «Общество», по непреложному закону мздовоздаяния, в свою очередь сотряс «бунт одиннадцати»: столько участников покинули его, выразив таким образом протест против его «политики» (В. И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной. Так было и в Москве. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна.
Пусть будет так. Памятник открыт в 2008 году, через 120 лет после посещения Репиным Кубани в целях сбора натурного материала для картины. И судьбы их сложились по-разному так, восемь из 14-ти впоследствии «включили реверс», вернулись на круги своя и впоследствии получили звание академика Императорской Академии художеств, с присвоением классного чина надворного советника. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери.
Вопрос: эту историческую картину и репин посвятил вольному казачеству
Громадная картина целиком остается в памяти зрителя. Вскоре «почувствовал, что здоровье стало ему изменять, а потому, полагая, что деревенский воздух и полное спокойствие помогут ему восстановить силы, отправился в деревню к отцу». Именно эта «действенность» – главная особенность репинских исторических композиций, когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одному аффекту. Напомним, что в известной мере эскизами к данному монументальному холсту послужили предшествующие картины этого же художника: «Явленная икона» (1877 год) и «Крестный ход в дубовом лесу», созданная на год позже. Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник.
Пятый факт. запись в дневнике Жиркевича от 17 августа 1890 г. ). В Краснодаре на пересечении ул. Строганов, не жалевший на благое дело никаких собственных средств. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
«Казаки пишут письмо турецкому султану» (Репин): история одной картины
Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка. Он смотрит, смотрит на струящуюся из носа кровь и запоминает цвет, направление струек. Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким). Соединённый портрет толстух, несомненно, удался. Картина всем знакома с детства.
На пересечении ул. Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна. Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана). Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Об этом картина.
Он специально отправлялся в Запорожье для натурных зарисовок. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Сугубая брехня об «убиении» проистекает из самого что ни есть мутного источника: сочинения папского легата иезуита Антонио Поссевино, который таким образом решил отомстить Ивану Грозному за провал своей миссии: царь «переиграл» посланца Рима и в конце концов отверг притязания его патрона, папы Григория XIII об унии с католицизмом. Запорожцы — новый триумф репинского таланта, — такими словами возвестила о новом произведении Репина газета Русские ведомости. Письмо запорожцев турецкому султану будет дописано и отправлено адресату.
Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Написаны они очень выразительно и дерзко. Точно то же самое видим мы и на картине «Иван Грозный», где «монстры» (и убивающий и убитый) проявляются именно из не вполне определенного полумрака: безошибочный приём, весьма сильно воздействующий на впечатлительного зрителя. Но скорее всего – чепуха: куда вероятнее, что отправной точкой этой работы стала картина такого же, как и он, «передвижника» – Н. С. Замыкающие с двух сторон изображение казаки, стоящие спиной к зрителю, статичностью своих фигур упорядочивают сложное переплетение поз и ракурсов запорожцев, увлеченных сочинением письма. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
С технической стороны картина написана бесподобно. Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина. С самого начала ХХ века Академия становится одним из самых демократичных учебных заведений (в качестве вольноприходящих слушателей в неё стали допускать крепостных). Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. Так сложилось потому, что художник по несколько раз переписывал картины.
Описание картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Данный процесс начался ещё в 1871 году, когда он, новоиспечённый, 27-летний выпускник Академии художеств, взялся за написание «большого декоративного пятна» – картины «Собрание русских, польских и чешских», т. е. По легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV. Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». Один казак, которого рассмешили такие обращения, даже наклонился на бочку, что стоит рядом со столом. Бюджет её снова значительно увеличился. Суриков, И. И. Он замкнулся в себе и начал работать над картиной «Чудотворная икона» (позже получившей название «Крестный ход в Курской губернии».
Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). И недаром художник относился к ним не как к героям далекого прошлого, а как к живым и дорогим для него людям. живописи, скульптуры, архитектуры) академию». Я вспомнил о царе Иване». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Мы свободно можем «войти» в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окном как будто специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери.
За год до своей смерти Пётр издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана). Эварницкий не был чужд и вопросам искусства. Здесь не место, вероятно, много распространяться на тему, что-де очень многие из современников находили внешность царевны Софьи весьма привлекательной, а иностранцы полагали её даже красивой (неужто вырождение Европы было заметным уже тогда. ).
История создания картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Он в полной мере проник в суть и смысл репинского творения и выступал за то, чтобы оно было снято с экспозиции в «Третьяковке». А казаки поедут своей дорогой, не дожидаясь ответа. Сам А. Н. В своей работе «Документальный портрет Ивана Грозного» он отмечает: «Наше представление об образе Ивана Грозного по преимуществу навеяно произведениями художников XIX века». А так оно вполне пойдёт.
За своё спасение она выполнила три желания бродяги: дала ему возможность испытать сладость мести (II часть), сладость власти (III часть) и сладость любви (IV часть). Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются. Первое знакомство с красками и кистями произошло довольно рано: родной дядя Ильи привез их, когда приехал в гости. Серов и многих других.
По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое. А оставшиеся стали инициаторами образования «Артели художников», позже (в 1870 году) преобразованной в «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). заместитель) председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III Иван Егорович Забелин.
эту историческую картину и репин посвятил вольному казачеству
Его широкий серый кафтан закрыл собой много ярких фигур в этой части полотна. Достаточно известными являются по крайней мере две его работы с одинаковым названием «Отказ от исповеди». Эта тема, что называется, мучила Илью Ефимовича всю жизнь. В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет.
Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются. Но на другой день, как только мы оправились, я увидел, что Валентин уже компонует характерную сцену из жизни запорожцев.
Газетчиков и симпатиков Репина помирил близкий друг художника, Корней Чуковский (сын Эммануила Соломоновича Левенсона и его прислуги, полтавской крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчук, если кто не знает). К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья. Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Нестеров, С. А. Киселёв, Н. В. Ага, вот о них: «специально для работы над полотном по особому заказу были сшиты сапоги царевича, Ренин расписал их масляными красками», – сообщает источник.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно. Тут нет краски, нет искусственного подбора цветов. Вся техника художника, приобретенная двадцатилетним опытом, получила блистательное применение на этом холсте. Это стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих исторических картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного.
Кантонисты прослеживаются в родстве Репина как со стороны отца, Ефима Васильевича, так и по линии матери, Татьяны Степановны. Он писал портреты иконы исторические и бытовые сцены. Солнечные блики на черной потной шерсти лошади, по напряженным мускулам и по загорелому телу парубка создавали восхитительную картину, которой позавидовал бы всякий баталист4. Прянишников, К. А. Люди вполне понимают цену своей шутки.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Резкими и выразительными штрихами рисует Гоголь героев Сечи. И оба, что примечательно, сказали это с чувством восхищения. На этом была завершена более чем десятилетняя работа над шедевром.
Художественная выразительность картины
«Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. «Русский художник» Илья Репин происходил, на самом деле из чугуевских, что близ Харькова, кантонистов.
Поиску подходящих натурщиков художник отдавал много времени и сил. По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое. Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно. Прослышав про то, что Д. И. Эварницкий переселился в Петербург, Репин предпринял шаги, чтобы познакомиться с ним.
и так далее. Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким). По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось). Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков.
Оказывается, Репин не только резко и решительно отверг это предложение, но заявил, что если и примется за новую картину, сюжет которой будет взят из истории Украины, то для того, чтобы изобразить въезд Богдана Хмельницкого после разгрома поляков в Золотые ворота Киева. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности. Толпа, в абсолютном большинстве своём и лиц не имеющая, вместо них – пятна, бредёт неведомо куда, предводительствуемая священником, весьма похожим на того самого протодиакона – который «плоть и кровь», «зев и рев бессмысленный» и даже горящая свеча в его руке выглядит подожжённой оглоблей. Люди вполне понимают цену своей шутки.
В зависимости от степени духовной слепости смотрящего. Но, придя домой, взял лист белой бумаги, быстрыми и четкими штрихами набросал портрет приговоренного и подписал его: «Каракозов (по впечатлению), 1866 год». Памятник открыт в2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани. Даже летом 1890 г., когда, по собственному признанию Стасова, в Запорожцах уже засияли важные крупные жемчуга, он все еще продолжал ставить эту картину гораздо ниже других репинских произведений той поры. В Краснодаре на пересечении ул. И одна из вершин в творчестве великого русского художника. В главных своих фигурах есть лишь одно обличение, несправедливое, сильное, преувеличенное.
Краткое описание картины Репина Письмо запорожцев
В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти. Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. А для скульпторов и художников, где, «как и во всём мире», главным почитался исторический жанр, министр народного просвещения Российской империи при императоре Николае Павловиче граф Сергей Семёнович Уваров (весьма просвещённый, кстати говоря, человек: он был учёным-антиковедом – специалистом по классической древности, знатоком Древних Греции и Рима, включая их историю, филологию, археологию и другие родственные дисциплины), организовал даже специальные лекции по археологии и древнерусскому искусству. Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, «произошедшего в одно мгновенье». Барыньку-мироедку, с идиотским выражением лица, для показухи шествующую со своей иконой. Но и в «общество передвижников», «отцами-основателями» которого являлись И. Н. Но это отнюдь не то узорочье, коим русские украшали кожи и ткани, чтобы «удивлять красотою наряда», а какой-то монголо-татарский секонд-хенд. Автором композицииявляется скульпторВалерий Пчелин (Краснодар).
Несмотря на серьезные ошибки и пробелы в публикуемых нами воспоминаниях Эварницкого, нельзя отрицать, что они представляют собой большую ценность, так как содержат подробные свидетельства о создании Запорожцев исходящие к тому же от главного советника Репина. Модест Петрович написал, что «увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места». Картина всем знакома с детства. Под верхнюю одежду надевался обычный наряд – сорочка, зипун и становой кафтан (спереди разрезанный, застегивающийся, расходящийся книзу, без воротника, с широкими рукавами, напоминающий архиерейский сакос)».
Во-первых потому, что «фактом» убиения царевича, который на самом деле места отнюдь не имел, последовательно и настойчиво утверждали в общественном сознании (а картины, согласитесь, сильнейший способ воздействия на «толпу») предельно искажённый образ христианнейшего, на самом деле, богобоязненного и отнюдь не склонного к тем «излишествам», которые ему приписывают, великого государя. Старик от души хохочет. Как-то в Академии художеств Репину была задана программа «Ангел истребляет первенцев египетских».
- Эту Историческую Картину Репин Посвятил Вольному Казачеству
- СОЧИНЕНИЕ «ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ РЕПИНА «ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ»
- Картина Репина Запорожцы (казаки) пишут письмо турецкому султану
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Запорожцы пишут письмо турецкому султану – Легкость и тяжесть
Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть. Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве. Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть».
Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Голая голова казака в «Запорожцах» словно прорывает плоскость холста, оказываясь в пространстве зрителя.
- Запорожцы пишут письмо турецкому султану
- Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Репин
- Последние заданные вопросы в категории История
- Вдохновение от исторического наследия предков
- Последние опубликованные вопросы
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Так, в восторженной статье о художнике-украинце С. И. Васильковском, авторе картины из украинской жизни, за которую Академия художеств присудила ему большую золотую медаль, Эварницкий писал, обращаясь к этому, молодому тогда, живописцу: перенесись от настоящего в далекое прошлое своей родины и ты найдешь там и вдохновение и богатейший материал для твоей художественной кисти.
Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина. Подлинным событием явилось появление в 1897 г. варианта Запорожцев на выставке в Стокгольме. Смеются и другие казаки. По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось). Репин подарил его Яворницкому. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»).
Затаил. Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков. Первый факт.
Уже в первых своих печатных работах Эварницкий доказывал, что вольное Запорожье всегда служило надежной опорой для народных движений XVI — XVIII столетий, направленных на защиту религиозных, национальных и социально-экономических интересов Украины от посягательств Турции и панской Польши. Всё больше становилось пансионерских поездок за границу в Риме (опять-таки по примеру Франции имевшей здесь постоянное представительство в статусе академии), было учреждено специальное попечительство, ответственное за устройство быта командируемых. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Побирушку, которого палкой отгоняет вертухай-оберегатель, притом в обувке худшей, чем у нищего «На этой картине с большой яркостью передано живое народное чувство, религиозное благоговение к святыне», – было написано в путеводителе «времён СССР» Третьяковской галереи. Это одно из самых тиражируемых произведений классической русской живописи. Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. А из Поссевино, в свою очередь, враньё об «убиении» царевича Ивана перекочевало в «труды» прочих сочинителей-иностранцев – того же Жака Маржерета (который, к его чести, писал осторожно: «Ходит слух), Исаака Массы (тоже, впрочем, выражавшегося обтекаемо: «Иван умертвил или потерял своего сына»), Генриха фон Штадена и прочих. И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной.
Репин» он в открытую заявил: «Возьмите «Крестный ход», эту оргию скотоподобия, свистопляску всего низменного, слезоточивого, мутного, что только есть в человеке, а какое благообразное идиллическое, почти благочестивое впечатление может она произвести на иного зрителя». Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна. А. «Месть», часть вторая, стала катализатором той закваски, которая годами бродила в голове у Репина. Натурщиками Репину, как известно, служили многие известные люди того времени. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Нестеров, А. Л. Резкими и выразительными штрихами рисует Гоголь героев Сечи.
Напротив, мы за популяризацию его творчества. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта».
С технической стороны картина написана бесподобно. В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти.
Достаточно показательно в этом плане может быть сравнение его «Протодиакона» и «Еврея на молитве», созданных в одном и том же периоде его творчества (1877 и 1875 годах соответственно). Для написания этой работы Репин подыскал тёток потолще да побезобразнее: мать Серова Валентину Бергман, писательницу Елену Бларамберг (псевдонимы Апрелева, Е. Ардов) и «некую портниху» имя которой осталось неизвестным. Вторая картина – суть развитие сюжета первой, будто бы служащей к ней эскизом. Жил Репин в период 1844 – 1930 годов.
А уже упоминавшийся нами Александра Бенуа на рубеже XIX-XX веков, то есть сотню с лишним лет тому назад, оценивал Репина как художника, который «для истории ещё не готов» (и это уже после «Царевны Софьи», «Ивана Грозного» и других «знаковых» работ. ). Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом в нескольких местах. Все этнографические элементы одежды и быта списаны с реальных исторических костюмов и музейных экспонатов. Но и он сохранился: смотрите, дескать, кто «вершил судьбы».
Заметим, что Александр Николаевич был одним из самых ярких представителей известнейшей художественной династии Бенуа его брат Леонтий (профессор архитектуры, ректор Академии Художеств) был последним, до её передачи в «Эрмитаж», частным владельцем знаменитой «Мадонны с цветком» («Мадонны Бенуа») кисти Леонардо да Винчи, жемчужины Эрмитажа. Однако «облачение» сына напоминает скорее нечто среднее между женским капотом и пеньюром, даже с кружевцами и рюшечками, а одежда отца – спецовку чернорабочего. Увидев, как племянник с трепетом относится к ним, он подарил их ему. Идея его создания принадлежит администрации города. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Шустова, – названная «Иоанн Грозный у гроба убитого им сына», датируемая 1860-и годами – которых, кстати говоря, после написания данного полотна, Николай Семёнович не пережил – он скончался в Петербурге в начале февраля 1869 года, едва достигнув 30-летнего возраста.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Выделяется на картине голый по пояс казак. В них видит Гоголь воплощение лучших черт национального русского характера. Авторство злой стилистической конструкции, служащей здесь в качестве заголовка, принадлежит лучшим друзьям Репина – критику и историку искусств Владимиру Стасову, который именно так, «совершенно особенным выродком» назвал Илью Ефимовича в письме ко Льву Толстому, а «мальчишкой-маляром, прибежавшим в Петербург лет сорок, пятьдесят назад из Пятисобачьего переулка» и более того – «депутатом избранником, «представителем» всех Пятисобачьих переулков России» – Корней Чуковский. Вокруг писаря тесным кольцом сомкнулись казаки и наперебой советуют писарь свое.
И, вероятно, о сладости мести (данная часть сюиты, напомним, в общем-то именно об этом). Чтобы понять это достаточно сколь-нибудь внимательно и без эмоций, посмотреть на пресловутую картину «Иван Грозный». В безудержном смехе запорожцев над жестоким врагом накануне боев с ним обнаруживается их героический дух, независимость, удаль и боевой задор. Шишкин, Н. А. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. А толчком к реализации замысла послужила, по словам самого Репина, упомянутая симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова.
Он им неинтересен. «Вообще неспособным к исторической живописи», напомним, признавал его Владимир Стасов. Творческий метод Репина не признавал других подходов, кроме как работу с натурой.
К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья. Первый факт. – писал Репин А. С. Суворину. Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник. Малявин, М. В. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало.
Невзирая на яростные нападки на религию (а только так и можно истолковать его «Отказы от исповеди», «Крестные ходы», гадкие «воплощения» царевны Софьи, царя Ивана Грозного etc). И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». «Вина» его лишь в том, что Он первый осознал непростую, божественную природу царской власти. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Громадная картина целиком остается в памяти зрителя. — Об этой картине говорили давно и ждали многого. Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Рябушкин, И. П. Что повлечёт за собой неизбежное «с одной стороны», «с другой» Ограничимся, в данном случае, общей оценкой, данной им А. Н. Цербера (то ли десятского, то ли сотского), бдительно её охраняющего и уже замахнувшегося кнутом на нищего, пытавшегося сообразно случаю попросить у богачки копеечку. Но никак нельзя ограничивать тему картины гомерическим хохотом. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Впоследствии его приобрёл император Александр Третий.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Она встречена общим и горячим одобрением. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, -- ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», -- передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. – Чего только тут не было. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. Но таково было решение художника, этим серым пятном он решил уравновесить общую композицию. И в этом отношении история у Репина – это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не «длящийся процесс», а необратимый финал.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Мы, безусловно, весьма далеки от мысли «запрещать» репинские поделки, как-то «изолировать» Илью Ефимовича от зрителей. Они ему понравились, более того – «произвели впечатление». Компанию дополняли немцы Богдан Вениг (из семьи учителя музыки, органиста и скрипача лютеранской церкви в Ревеле), Карл Лемох – ребёнок московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах и «примкнувший к ним» Василий Крейтан – из семьи скульптора и резчика немецкого происхождения Петра Крейтана. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей.
— с иронией окончил Репин разговор на эту тему. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Вокруг рокотала толпа. Они считают, что автор многое испортил, когда ввёл в действие героя, стоящего спиной в правой части композиции.
Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, Бовдюг, страстно призывающий к товариществу Мосий Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы», — этим людям свойственна одна общая черта: беззаветная преданность Сечи и Русской земле. К ней, тем не менее, тянутся, пытаются припасть «Вот придурки» – как бы посмеивается над смотрящими изобразитель этой сцены. И так далее. Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века.
А с кстати вынырнувшим из чугуевского «Пятисобачьего переулка» Репиным сошлись всего на полутора тысячах (каковую сумму сам Репин посчитал «огромной»). Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Все персонажи произведения известного живописца создают впечатление не только удали и веселой бесшабашности, но и какой-то необычной внутренней силы, которая была свойственна только лучшим сыновьям украинского народа — представителям Запорожской вольницы. Но Репин стремился не столько усовершенствовать их, сколько наделить тем свойством «изменчивости», которое было присуще ему самому, заставить «жить» эти картины, меняться, как, например, сменяются кинематографические кадры.