Федор Александрович Васильев Оттепель

N Именно такие чувства пробуждает картина Федора Александровича Васильева «Оттепель».

Третьяков. Описание картины. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном.

Не случайно картина (ГТГ) получила первую премию Общества поощрения художников и была повторена по заказу великого князя Александра Александровича (ГРМ). А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины»36. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. С дивной простотой художник передал сырой воздух и таинственные световые эффекты.

  • Сочинение по картине Оттепель Васильева 4 класс
  • Васильев Федор Александрович Оттепель
  • Фёдор Васильев: жизнь и творчество художника
  • Картина Васильева «Оттепель»: поэзия перемен
  • Сочинение по картине Васильева Оттепель 4 класс
  • Федор Александрович Васильев (1850—1873)

Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году131819. Увидев «Oттепель», Шишкин сказал: «0. даже луч солнца, сумевший прорваться сквозь мрачные тучи, не в силах изменить тоскливый облик пейзажа. Васильев Федор Александрович (1850, Гатчина –1873, Ялта)Художник-пейзажист, рисовальщик. Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения.

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). С детства проявлял недюжинный художественный талант и способности к рисованию. Дело в том, что Васильев свою картину нарисовал молодым (является первой взрослой работой) и как представляется, его ни совсем охватили грустные раздумья.

  1. Федор Васильев – русский пейзажист
  2. Васильев Федор Александрович (1850 – 1873)
  3. Федор Васильев «Оттепель» (1871)
  4. Презентация на тему Картина Оттепель Фёдора лександровича Васильева
  5. Русский музей Дополненная реальность
  6. Как «Оттепель» немного разминулась с «Грачами»
  7. Громкие успехи «Оттепели» Фёдора Васильева
  8. Технические и смысловые находки в картине Фёдора Васильева «Оттепель»

В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Небо, занимающее больше половины изображения. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист.

Ощущение безнадёжности, вызываемое видом этой распутицы, подчёркивается растянутым вширь форматом холста2. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Там густое темное небо и глыбы снега. Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину Оттепель, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»17.

Родители художника жили в невенчанном браке. Оформились его основные эстетические воззрения. Великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III, заказал для себя повтор прогремевшей на всю страну картины «Оттепель» и тут же определил ее в Аничков дворец. вы можете запросить все в системе с коробкой. Федор взялся за заказы.

  1. Описание картины Васильева Оттепель
  2. Васильев Федор Александрович – Оттепель
  3. Оттепель (картина Васильева) Информацию О
  4. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  5. Сочинение-описаниеОттепель Васильева
  6. Описание настроения картины Васильев – Оттепель
  7. Известные произведения Васильева Фёдора Александровича

Федору удивительно везло на хороших людей. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла.

Особенно дополняет картину задний фон. А Крамской сказал: «. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Весной 1871 года Васильев работал над «Оттепелью», хотя был серьезно болен: обнаружились грозные признаки туберкулеза. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Близкая весна не несет радости.

  • Васильев Федор Александрович 1850-1873

Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Картину купил для своей галереи П. М. Заброшенность видна в окружающей обстановке. На полотне всё едино: композиция, цветовая палитра, рисунок. «Оттепель» чрезвычайно высоко оценил друг и учитель художника Иван Крамской, назвав ее сильной, дерзкой, полной большого поэтического содержания и решительно новой работой. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем.

Сочинение по картине 
Оттепель Васильева 
4 класс

В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. На золотистом песке готовится к отдыху ватага бурлаков — та самая, с которой для своего полотна «Бурлаки» списывал типы Илья Ефимович Репин. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям.

Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Но к чувству бесприютности одновременно присоединяется и надежда на скорое весеннее пробуждение жизни. Выше: что вы искали.

Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского17. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне20. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Ему покровительствовал граф Строгонов, приглашая его жить в своих обширных имениях – на Тамбовщине и под Сумами.

Описание картины. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). С дивной простотой художник передал сырой воздух и таинственные световые эффекты.

В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Я увидел, как надо писать». Картина «Вид на Волге. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. По какой причине, неизвестно.

Васильев много писал писем в Москву. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. По вечерам посещал Рисовальную школу. Серо, сыро и грустно вокруг.

Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). «Оттепель» чрезвычайно высоко оценил друг и учитель художника Иван Крамской, назвав ее сильной, дерзкой, полной большого поэтического содержания и решительно новой работой. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Академии художеств), Перед грозой (соб.

Напряженно звучит цвет его зелени. Снег уже утратил свою белизну и на дальние поля легли синеватые тени. В ней есть что-то сказочное. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями». Весною его обследовали врачи и, найдя у него чахотку, настоятельно рекомендовали ехать на юг. В Государственной Третьяковской галерее находится картина «Оттепель» (бумага на картоне, масло, 16 28, 3см инв.

Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Кроме того, Ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Словно зима там, на заднем фоне не хочет уходить и пускать весну. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Мрачным и суровым выглядит заиндевелый лес. Но всё же этот ручей на дороге означает о скором приближении весны.

К моменту окончания учебы и сам Васильев получил большую известность. Веет холодом и печалью. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования»6. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Соколову. Он часто покупал для себя картины изображающие русский народ и это вполне объяснимо.

Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Разъезженная дорога, сырые проталины, ржаво-коричневые пятна кустов. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля»15. Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»34.

В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Описание картины. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году.

Илья Ефимович не мог надивиться на него: поет, ходит на охоту. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера».

Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца14. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя.

Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».

г. Третьякова), Вид на Волге (соб. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Тяжелое свинцовое небо нависло над землей.

Талая вода залила узкую проселочную дорогу. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.

Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Сколько дум людских знают эти дороги. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом».

Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину Оттепель, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи»17. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Она буквально открыла Европе высокие достоинства русского искусства.

На конкурсе устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию. Это состояние было созвучно восприятию пореформенной российской действительности современниками художника. Отмечая мастерство художника в решении композиции картины, Мальцева писала, что этим полотном он «открывал для пейзажа новые перспективы и новые возможности выразить идейную содержательность, минуя принятую систему жанрового повествования». Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера.

Заснеженные русские просторы, без конца и края, под хмурым облачным небом. Ох, сколько на этих дорогах перестрадало сердец. Резкие порывы ветра сгибают голые ветви деревьев. Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога24, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание14.

Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»7. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.

Заснеженные просторы России без конца и края под хмурым облачным небом. Заброшенной и сиротливой кажется стоящая близ дороги изба.

Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца14. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне20, а 18 июля выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни21. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Мэтр с интересом рассматривал картины и эскизы Федора, делился опытом изображения моря и южной природы.

Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И. Н. Васильев был признан профессиональным художником. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете The Morning Post, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Уже в возрасте 12 лет пошел по стопам отца – поступил на службу в главный почтамт.

Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»10. Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога24, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание14. Все деревья и крыши домов еще в снегу. В 1871 зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств, но занятий не посещал.

На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель», по-настоящему «взрослую» картину, где светлая юношеская любовь к жизни впервые соединилась с глубоким и грустным раздумьем. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком».

Требовалось срочное лечение и смена климата. Под руководством И. И. Все картины с этой выставки были раскуплены. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.

Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Васильев Федор Александрович (1850, Гатчина –1873, Ялта)Художник-пейзажист, рисовальщик. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине.

По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей.

Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). в Лондоне. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Талая вода залила узкую проселочную дорогу.

Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Импрессионистические приемы той самой «живописи настроения», которую обязательно упоминают, говоря о полотнах Васильева, автор использует и в этом произведении.

Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. С 1868 – член Общества поощрения художников. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге.

Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «можно с уверенностью утверждать, что рождение Оттепели было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями»10. Все кусты вдоль дороги еще завалены снегом и кажется, что увидим мы их еще не скоро. Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета.

Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену23.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Всемирная выставка имела на этот раз особое значение для русской живописи и скульптуры. Сумрачен и неприветлив заиндевевший от инея лес. Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом).

Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Справа от людей находится маленькое озеро, которое уже почти полностью оттаяло, только ещё кое-где остались висеть длинные сосульки над ним. Когда Фёдору Васильеву исполнилось 15, после смерти отца, он становится единственным кормильцем матери, сестры и двух младших братьев.

Слабые легкие было наследственным в их семье. Все потеплело, оттаяло в природе. Так же грустно, как было, когда хоронили отца Федора. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Васильев был художник великих озарений и его «ясновидение» относилось не только к собственной живописи.

Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Запечатлевать не столько сам предмет, сколько окутывающий его свет и атмосферу, сделать объект «дрожащим», каким именно и видит его человеческий глаз. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие». Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.

Он скоро превзошел меня, своего учителя». Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Детство провел в Петербурге. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену23.

«Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Как мучительно медленно пробуждается природа от тяжелого зимнего сна. Вся картина изображена в темных и серых тонах. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Открылась в Петербурге Первая передвижная выставка и на ней — самые яркие пейзажные полотна: «Грачи прилетели» Саврасова, «Оттепель» Васильева и «Сосновый лес» Шишкина.

Обсуждая картину «Оттепель» искусствовед Фаина Мальцева писала, что она «поражает смелостью в выборе столь необычного пейзажного мотива со столь же смелым его художественным обобщением и всё проникающей тревожностью, как бы отнимающей у человека надежду на весеннее пробуждение природы и веру в её благостное участие»34. Готовых денег не имел, напротив имел на руках семейство, которое надо было кормить. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Пришла долгожданная оттепель.

n Именно такие чувства пробуждает картина Федора Александровича Васильева «Оттепель». Произошло это благодаря правильному и объективному отбору экспонатов. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Васильев довел это ощущение до эпической высоты. В картине очевидны украинские черты.

11029)26, также известная под названием «Зима»2728. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера»35. Считается, что она отражает первоначальный замысел картины «Оттепель» 1871 года. 11029)26, также известная под названием «Зима»2728. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Васильев интуитивно шагнул на поколение вперед.

Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Рядом с дорогой небольшой кучкой лежат срубленные стволы деревьев. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «Оттепель» — первая значительная работа Фёдора Васильева, которая «знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу»7. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети.

Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. Барки».

Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне. Барки». Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Федор Васильев родился 10 (22) февраля 1850 года в городе Гатчине, что ныне находится в Ленинградской области, в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.

Автор изображает не столько объекты, сколько обволакивающий их свет и воздух. И не проходила обида, что он, Федор — «незаконный». Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Пространство полотна делится на две части – земля и небо. Глаз свободно скользит от переднего плана к глубине, от одного края картины к другому, задерживаясь лишь на барках у берега — смысловом и зрительном центре картины.

Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Только бы не заболеть.

Шишкина работал на о. Валаам. В этом пробуждении нет радости. Серо, сыро и грустно вокруг.

Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Васильев создал два равноценных по художественному достоинству полотна. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. В 1865 году после долгой болезни отец Федора скончался, велев похоронить себя в Гатчине.

Его юношеская картина «Заря в Петербурге», выполненная как случайно схваченный кусок действительности, была еще не импрессионистской, но уже предвещала импрессионизм. Благодаря этому очертания предельно реалистичны, подвижны, выразительны. Новизну этого художественного произведения он видел в том, что его «композиционная построенность, стаффажная насыщенность и сюжетная занимательность» направлены на «идейное истолкование русской природы, раскрытие её национального характера».

На мокрой, с лужами дороге видны следы недавно проехавших саней. Сравнивая «Оттепель» с появившейся в том же году картиной Саврасова «Грачи прилетели», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевская «носит более общий, но вместе с тем и непосредственный характер, становясь содержанием картины». Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту.

Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. В картине очевидны украинские черты. Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Из снега проглядывают сухие серые ветки кустарников. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка.

Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского17. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Благодаря этому очертания предельно реалистичны, подвижны, выразительны. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Весной 1871 года Васильев работал над «Оттепелью», хотя был серьезно болен: обнаружились грозные признаки туберкулеза. Снег уже утратил свою белизну и на дальние поля легли синеватые тени. Весь свет носился с Фёдором Васильевым.

На мокрой, с лужами дороге видны следы недавно проехавших саней. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Значит, скоро весь снег растает и заберет с собой всю плохую погоду, придет солнце и тепло.

Картина исполнена в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Шесть картин, посвященных северной русской природе написал он в Крыму. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Но серьезного, систематического образования так и не получил.

Дом такой ветхий и старый, что на секунду кажется, что под этим слоем снега он упадет. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Отец Федора, почтовый служащий, считался среди своих родственников «человеком несостоятельным».

Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера.