Фёдор Рокотов Картины

Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины

Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград). В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. Он завален заказами. Санти, 1785, ГРМ) – от утонченности рококо Р. переходит к ясности классицизма. Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е).

В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Словом, работа реставраторов была весьма трудоемкой. Она смазала красочный слой рыбьим клеем, который издавна применяется при подобных работах. Репнина. Под руководством Грабаря в конце 1922 – начале 1923 года проводилась выставка, посвященная творчеству Дмитрия Левицкого, а затем появилась экспозиция, повествующая о Рокотове. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок.

Федор Рокотов: биография 
и картины

Федор Рокотов: биография и картины

Жил в Москве на Пречистенской улице. Их стало меньше и они уже не представляли такой грозной опасности, как раньше. Сумарокова, до 1777, Государственный исторический музей).

А кое-что уже разошлось по домам и учреждениям, где их и отыскал Смирнов. С. 82 – 83 Государственный Русский музей. ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве.

Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво. С. 142. ). Два рокотовских произведения пополнили собрание Государственной Третьяковской галереи. Эталонными стали два портрета. (Сахарова И. Н. Е.

Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову. С него были сделаны две копии. Ломизе обратилась к знакомой уже нам книге А. А. Рыбникова «Фактура классической картины» и получила полное подтверждение своей догадки. Его часто приглашали ко двору. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Заделала многочисленные прорывы холста. Федор Степанович Рокотов.

Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. Тогда картина находилась в собрании княгини Оболенской. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П. Хотя, по заключению реставраторов, ее принадлежность Рокотову не вызывает сомнения. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. – М., 1959.

Описание картины 
Федора Рокотова 
«Портрет Александры

Описание картины Федора Рокотова «Портрет Александры Струйской»

А поэт М. М. По его протекции Ф. С. Но, представьте себе, Александр Иванович разыскал эту легендарную исчезнувшую коллекцию. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком.

Каталог. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой.

ГТГ). Рокотов, Федор Степанович, Портрет Прасковьи Николаевны Ланской Начало 1790-х 74 x 53 (овал) см Холст, масло Россия Москва. Следующим званием будет академик. И тем не менее он был забыт на целых сто двадцать лет, почти до начала XX века.

XVIII век. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Реставрация портрета, как признавалась Анна Ивановна, была сложной, хотя и вполне традиционной, то есть многократно проверенной. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист.

Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». От чиновничьего образа жизни он и бежал. Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа.

В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору. С. 10. ). И теперь — в Ногинске. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета.

Успех, по тем временам, у Рокотова огромен. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785. Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. Вот так, казалось бы, легендарное и почти неправдоподобное «глухое упоминание» вдруг обратилось в реальные произведения. Больше он никогда не будет брать государственных подрядов.

Описание картины 
Федора Рокотова 
«Портрет Варвары

Описание картины Федора Рокотова «Портрет Варвары Суровцевой»

– Да, проводились, но это было очень давно. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах. Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи.

Наставления его и поучения раздражали. ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. Портрет красноречив: на красноватом лице брезгливое опасение соседствует с уязвленностью и презрением к тем, кто недооценил его дарования на разных поприщах — а был он и первым директором российского театра и издавал журнал «Трудолюбивая пчела». все – в Третьяковской галерее). Среди них поэты Сумароков и Майков.

Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза. Федор Степанович Рокотов. Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно.

Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». В 1778 году умирает князь Репнин. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. Орлова, умного изысканного вельможи.

Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. что « в шитом высоко стоящем воротнике нельзя ничего сделать, кроме стоять вытянувшись». Рокотов запечатлел победоносно-чувственное самодовольство человека. словно бы снисходительно вещающего: «Живите всласть, окутайте жизнь»» Но видимая плотоядность — не обывательское понятие о радостях бытия.

Описание картины 
Федора Рокотова 
«Портрет Петра »

Описание картины Федора Рокотова «Портрет Петра »

С 1765 г. – академик. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). Лицо написано чуть ли не осязаемо. Её образ – словно воздушный полунамек. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760г. Преподавал в Академии художеств. Рокотова // Искусство.

На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью. Оно было даже описано и воспроизведено в 1910 году в журнале «Старые годы». На другом — «Портрет Семена Петровича Озерова. С. 76 – 78. ). К биографии Ф. С.

Она же послужила прекрасным материалом для исследования жизни и творчества Рокотова. Но зато они вошли в драгоценное наследие великого русского художника.

Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. Заболоцкий: Ее глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач. Фактически о наиболее важных моментах его биографии можно говорить только в форме версий и предположений. Т. 1.

Описание картины 
Федора Рокотова 
«Портрет Прасковьи

Описание картины Федора Рокотова «Портрет Прасковьи Ланской»

Рокотов сумел сделать шаг далее — поэтично показал чувствующего человека, непросто живущего в сложном мире и тщетно пытающегося его улучшить. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. – Проще сказать, кто на них не появлялся. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Таковы портреты Струйских. В 1780-е гг.

Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Портреты не безмолвствуют, говорят о доверии, об отношении равных: художника и модели. Считаю приятным долгом назвать имена реставраторов, проделавших столь огромную работу.

  1. Картины — Рокотов, Федор Степанович
  2. Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
  3. Федор Рокотов — Третьяковская галерея
  4. Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
  5. Федор Рокотов: биография и творчество

Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов. Но в каком ужасном виде они находились. ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. Практически нет у него и купеческих портретов.

Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В. Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765), А. И. Воронцова (конец 1760-х гг. ), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ), неизвестного в треуголке (1-я половина 1770-х гг. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. Цвета — белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани.

Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели. Это Максим Харитонович Бутаков, Валерий Михайлович Танаев и Владимир Иванович Шульгин. В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия. 1954. Но именно на его обороте обнаружились следы авторской пометки, точнее, след буквы «Р». Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства.

  1. Портреты женщин века художника Рокотова
  2. Рокотов Федор Степанович (1735—1808)
  3. Художник Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
  4. Художник Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – портреты 18 века

Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова».

Теперь он украшает экспозицию Музея В. А. Тропинина. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. Майкова, после 1765, ГТГ Портрет поэта и драматурга А. П. Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения. В 1765 году удостоен звания академика. Мастерская просто ломилась от обилия заказов.

  1. Русские художники: Рокотов Федор Степанович
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  4. Портретная галерея Фёдора Рокотова
  5. Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
  6. Парадные портреты петербургского периода
  7. Портреты последнего периода жизни

Растрелли. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году.

Особенно привлекали Федора Рокотова серьёзные юношеские лица. С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Писан 1775 Р. Т» На третьем, как позже определили, был изображен П. П. Озеров. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15.

  • Краткие сведения о жизни художника
  • Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
  • Архитектура и живопись русского классицизма
  • Портрет в русской живописи века

Федор Рокотов учился в петербургской АХ (с 1760). – М., 1959. А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Правдивые и обличающие картины тогдашней жизни находим мы в поэмах и одах Майкова.

Но она была человеком своего времени. На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцовой, 1780, Третьяковская галерея супругов Суровцевых, 2-я половина 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785 все три – в Русском музее). ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя.

Его редкий дар передавать «души изменчивой приметы», неповторимое чувство цвета, своеобразный колорит картин, виртуозное владение кистью, таинственная дымка вокруг портретируемых, придающая им загадочность, поэтичность и некую трепетную интимность, сделали его одним из крупнейших, обаятельнейших русских живописцев. Как же они в его экспозиции несколько десятилетий представляли род писателя. Появилось много талантливых молодых художников, которые в большей мере отвечали новым вкусам. При посредстве Шувалова Рокотов преподносит новому императору России его парадное изображение и удостаивается звания адъюнкта живописи и права присутствия за обедом Его Императорского Величества. Судьба Струйской была не очень удачной.

В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х. Художник не мог не относиться к поэту приязненно. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто.

  1. Живопись и скульптура России 18 века

В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф». Академия пока еще не открылась. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». С каким почтением и удовольствием вспоминает о нем Гринев из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: «Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны и Александр Петрович Сумароков очень их похвалял» Рокотов, несомненно.

Картины — Рокотов, 
Федор Степанович

ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесив и важен».

В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. Мать 18 детей, она пережила многих из них. учился в Академии художеств. Земная судьба А. П. А лубочные картинки с текстами басен продавались во всех книжных лавках.

Живопись. Художник часто писал императрицу: и с натуры и с работ других художников. Ему этого и не дали сделать. В их числе были А. П. Сумароков (1777.

Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Струйской (1772, ГТГ) написал НА. Но после революции она исчезла, считалась навсегда утерянной. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г. Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины.

Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. Колористическое решение художника безупречно. Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России. Притом не какую-то ее часть а полностью — все 26 полотен.

Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой.

Туалеты женщин потрясают не столько богатством и роскошью, сколько тонкостью и изысканностью. Одна из них была куплена как работа неизвестного художника. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Гос. С. 68 – 71. ).

Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова. Итак, обнаружено три ранее неизвестные картины великого мастера. Сумарокова.

Дочь д (ей-ствительного) ст (атского) советника) Алексея Филипповича Кар и супруги его быв (шей) Гофмейстерины Вел (икой) княжны Натальи Алексеевны». И в Москве и в других городах. Портрет императрицы очень декоративен.

И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. музыкальной со средоточенности, на которую не откликался лишь абсолютно душевно тупой человек. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Надо сказать, что последние годы были на удивление «урожайными» на открытия картин Рокотова.

Boт один из них. На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа.

Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. как равный равных» Но мы знаем: Рокотов — не дворянин. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины.

Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Рокотова от его современников. В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. ГРМ). художественный музей Белоруссии).

По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. Теперь мастер часто пишет овальные портреты, причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй произведения. ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. Лицо поэта проповедника.

Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Но композиция потрета. Рокотова было много заказов от знатных особ. Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в. В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной "московской" ветви русского портретного искусства.

Улыбка, выражающая жизнерадостность и превосходство, не гасит, а еше и освешает грусть в глазах. При этом известно, что работал он не очень быстро. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. – СПб., 1998.

В 1760 году по словесному приказанию И. И. Шувалова принят в Академию Художеств. в Академию художеств. Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году. ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х.

Павел Третьяков стал одним из первых русских коллекционеров, сумевших разглядеть талант Рокотова. ГТГ). Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. С. 94. ). Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. Когда Алеша родился, его положили на бобровую шубу, которая, возможно, сыграла роль, когда через 12 лет Екатерина выбирала фамилию для сына.

Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см. юность проходит быстро. В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. и пламенная душа ево (Сумарокова. — В. Л. ) при всей ево нежности сердца на оживляемом тобою полотне не утаилася».

Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет. Его происхождение не совсем выяснено. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни.

Сын крепостного. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика.

Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). Не этих ли, орловских. Но кого художник изобразил. ГТГ).

ГТГ). Потом он жил в Ревеле. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Так же относился к мундиру.

В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс. Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. С 1767 г. жил в Москве. Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения.

– М. : Художник РСФСР, 1962. Его имя сразу же назвал Вишневский, обладавший удивительным чувством прекрасного. Антропова, П. Ротари, Л. Токке. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768.

Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. О. Я. Кочек убедительно доказал, что именно это изображение, находящееся сейчас в Нижегородском художественном музее, было подарено Петру III (Кочек О. Я. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства.

Постепенно размягчался красочный слой, становился эластичным, «живым», что ли, склеивались между собой его опадавшие частицы, меж собой и грунтом — основой живописи. Живопись орловских картин показалась ей весьма характерной и вот таким образом знакомой. Художника привлекает внутренняя красота человека.

Разве не близки были Рокотову проповедь разумного начала в человеке. Женские портреты, как правило, овальной формы. Исче-зали так называемые кракелюры — зловещие рваные трещины, разрушающие живопись. В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. Федор Степанович Рокотов принадлежит к числу самых значительных художников XVIII века.

Человек громадного обаяния. В чем причина. С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. человек-поэт, он создавал вокруг себя атмосферу лиричности.

– Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. Могила его, к сожалению, утеряна. В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования.

или между 1768 и 1773 гг. Лицо кривит улыбка всезнания. Одно из немногих выявленных тогда рокотовских произведений. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. Художник преуспевает: он обзаводится своей мастерской, у него появляются ученики, с помощью которых признанный мастер исполняет многочисленные заказные портреты крупнейших государственных деятелей и дворянской знати.

«Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи». После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. И были дидактично-нравоучительны призывы: «Собою украшай свой чин». Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.

6. Удивительно красивые лица. ГРМ). Развивая традиции русского портрета, художник шел по пути усложнения и углубления образных характеристик. Как же тогда они туда попали.

Т. 1. – М. : Искусство, 1945. Рокотов относился к своим героям по-разному, но никогда — равнодушно. Самодержец изволил о ней спросить и, получив ответ, соблаговолил пройти польский снею». Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству.

Ему особенно удавались женские образы именно о роко-товском портрете А. П. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И, Майков. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Что же сделала Садикова с портретом Куракина. Масон Н. И.

Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). Именно Ф. С.

Портрет Якова Васильевича Худякова». Два рокотовских полотна получил в дар Государственный музей В. А. Тропинина в Москве. Оказывается, мундир Куракина снизу был позже кем-то дописан. Каждый из них замечателен по-своему. ГРМ) исполненная художником по гравюре Ф. Бартолоцци, – это единственное сюжетное произведение мастера.

ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. Не одна, что уже было бы сенсацией, а сразу три. Эта одна-единствен-ная буква стала ценнейшей находкой для исследователей. Это стало основой для дальнейшего поиска, который в конце концов и привел Вишневского к тому номеру журнала «Старые годы», в котором портрет Е. А. Голицыной репродуцировался.

Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Нижегородский художественный музей). Знакомство водит с людьми просвещенными, неординарными. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного.

Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. ГИМ) и В. И. Майков (1775. Словом, в официальном заключении Всероссийского Центра имени академика И. Э. Грабаря, направленном в Орловский музей И. С. Тургенева, Ломизе уверенно констатировала: «Принадлежность этих портретов кисти Рокотова не вызывает сомнения».

Так, портрет дочери воронежского фабриканта А. С. Тулиновой, принадлежавший одному москвичу, упоминался в литературе, экспонировался на выставках, даже попал в 1975 году на обложку каталога выставки «Русский портрет из московских частных собраний». Что сказывалось на личной судьбе. За это творение он был милостиво награжден. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Станцевав с девушкой, Александр передумал идти отдыхать. Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры.

Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Пензячка согласилась стать его женой. Духовный мир ее богат и сложен. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Вспомним, хотя бы популярные портреты Н. Е. и А. П. Струйских. Они выступают на свет словно из глубокого мрака исполненные поэтичности и проникнутые обаянием молодости, сквозящем в нежном цвете губ и румянце щёк, во влажном блеске глаз из-под тёмных полукружий бровей.

Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.

Среди его наставников были Ротари и Токе. Про эту пару Би-Би-Си даже снял документальный фильм. Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы.

Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг.

Майков, вопрошавший: «Возможно ль тиху жизнь равнять с блестящей славой, в которой никогда нельзя иметь друзей. » — неуемно и жадно, пусть и не всегда удачно, рвался из тихой жизни к славе. Теперь же приходится этих невольных «самозванцев» выводить из тургеневского круга. Рокотов, очевидно. Удалось назвать и примерную дату появления произведения — 60-е годы. Впрочем, чему тут удивляться: внешность пензячки была так обворожительна и «истинно изумительна», что царь «долго оставался на балу, назвав пензенский бал вторым после московского». Возможно, у художника слабело зрение.

В 1760-1762 гг. Но пожалуй, самая интересная находка произошла в Орле. Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет.

Поэт-партизан Денис Давыдов «смертельно влюбился» в Евгению Золотареву. Вот таким образом в советской искусствоведческой литературе, посвященной Рокотову, портрет Е. А. Голицыной упоминался как одна из значительных работ художника, но с непременным и грустным комментарием «местонахождение неизвестно». Орлов похож на переодетого античного бога. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей».

Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. ГРМ). Судьба его очень необычна и до сих пор не все в биографии выяснено. Он значительно усложняет свой изобразительный язык. Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг. Притом созданные художником в пору расцвета своего блистательного таланта.

Но портрет создает, не приукрашивая: личность незаурядная и противоречивая. Сам Майков, автор «комических поэм» и баснописец.

В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа. Какая-то она странная, неуравновешенная. Федор Степанович Рокотов.

Все 26 полотен. в портретах Рокотова среда, атмосфера словно проясняются.

ГРМ). Немало сделал для нового открытия этого художника и Сергей Дягилев, устроивший в 1905 году в Таврическом дворце Историко-художественную выставку русских портретов, где было уделено внимание и Рокотову. Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь.

Но когда был снят дублировочный холст и под ним открылся холст первоначальный, авторский, то обнаружили на нем такие слова: «Княгиня Екатерина Алексеевна Голицына — жена действительного Камергера Кн (язя) Петра Михайловича род (илась) 5 окт (ября) 1724 года— 16 февраля 1804 года. И вот теперь этот, по словам искусствоведа Л. А. Маркиной, «истинный шедевр» в Третьяковке. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. О последних двадцати годах его жизни известно мало. Перед нами крупнейший поэтический авторитет XVIII века.

В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. Человек, неоднозначный, заносчивый, обидчивый, познавший и сладость и яд быстрой славы, он понял, наконец: «все на свете коловратно». У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. Его успехи были замечены.

То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. В нем художник становится более конкретным. Художник был дружен с ними, он исполнил несколько портретов представителей этой фамилии.

Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Так И. И. Среди них можно выделить портрет И. Г. Выставка имела огромный успех. В чем дело. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.

Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения. На одном холсте было написано: «Подарен 1772 года августа. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов. Гениальный русский художник Александр Иванов считал.

Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). В портретном искусстве мастер стремился отыскать идеал красоты, не пытаясь его героизировать или приблизить к некому абстрактному эталону. Некоторое время обучался у А. П. Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе».

Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Струйский и его связи с Ф. С. Восторгаясь мужеством русских воинов, поэт жестко говорит о войне: «Ты яд на землю изливаешь Ты гонишь ратаев прилежных к оружию с обильных пив» Самым «земным» в творчестве художника называли этот портрет.

Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Реставрация полотен была сложной и длительной.

Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Родился в с. Воронцово под Москвой в семье крепостного. С 1780-х гг. Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ).

ГТГ), урожденной Озеровой. Последние известные работы Фёдора Рокотова относятся к 1790-м гг. В портрете В. И. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. Затем как бы само собой портреты «вошли» в галерею Лутовиновых, незаметно «породнились» с ними.

Так могло сложиться случайно или ли же сам художник в последние пятнадцать лет своего творческого пути охотнее писал овеянные лирическим очарованием женские образы – от этих годов дошло очень мало мужских портретов. Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. Конечно. Гладила осторожно, терпеливо. Так вот «жемчужиной» этого собрания является портрет Екатерины II, созданный Рокотовым.

В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Женские портреты, как правило, овальной формы. Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания.

Еще одна красавица Юлия Перевезенцева уступила пальму первенства на национальном конкурсе красоты будущей «Мисс Вселенная» Оксане Фёдоровой. Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное. Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Вот таким образом искусствоведам еще предстоит тщательно ее исследовать. Портрет потребовал длительной и кропотливой реставрации.

В «Портрете неизвестного молодого человека» предполагают автопортрет художника: он слегка улыбается миру, по зорки и оценивающи внимательные глаза. Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. Почти играя, — рассказывает современник о работе художника, — ознаменовал только вид лица.

Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А. ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. Портрет очень понравился Екатерине II. Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств. Иное дело, что счастье понималось с учетом сословных и прочих ограничений.

– М., 1963. Шувалов не только его заметил, но и вырастил. ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х.

Обрезков, который был послом в Османской империи. Сначала она сняла с живописи старый, пожелтевший, уже заскорузлый лак. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. Это Людмила Александровна Огородникова, которой достался особенно «трудный» портрет С. П. Озерова.

Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой.

Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Знает себе цену, ведает цену жизни. С. 11. ). Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь.

По исповедным книгам московской церкви Никиты Мученика на Старой Басманной получается 1736 год, однако использованная в документе формулировка весьма расплывчата и не позволяет однозначно утверждать, что интересующая исследователей запись относится именно к художнику Федору Рокотову. Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны. Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Он становится адъюнктом, преподавателем.

Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности».

Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. На губах едва заметная полуулыбка. ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг. Рокотов написал их портреты.

Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось. Придавал ли им Рокотов черты своей мечты о человеке. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772.

Она мимолетна. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. на портрете великолепен.

Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ. Пришлось несколько лет реставрировать картины в Москве. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года.

загадочную полумглу его портретов сменяют более красочные тона (Портрет Е. В. Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. Майков пытается жить «как долг и честь велит» и призывал к нравственному самоочищению: «противу злобы ополчайтесь», «качество души телесных сил дороже» Творчеством поэта интересовался Дидро, его поэму «Елисей» одобрял Пушкин.

Херасков образовал литературный кружок. Вот таким образом у Ф. С. Мать 18 детей, она пережила многих из них. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х.

– СПб., С. 52. ). За одной из фавориток первого областного конкурса «Сурская красавица» Венерой Азизовой долго и красиво ухаживал далеко не бедный англичанин Эндрю Симмонс. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина». Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. Что с ней. При этом художник остается верен натуре.

Они были известны и раньше. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот. А пламенная душа поэта уже была посыпана пеплом лет и разочарований. ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету). Однако пышный ее наряд и драгоценности не заслоняют лицо, пленяющее нас «приятностью и разумом».

Образам, созданным Рокотовым в эти годы, присуща особая одухотворенность, сдержанность и нечто сокровенное, значительное, что открывается не сразу.