Федотов Павел Андреевич Разборчивая Невеста
Павел Андреевич Федотов написал холст «Разборчивая невеста» в 1847 году. Павел Андреевич Федотов в 1847 году представил своим почитателям новую картину Разборчивая невеста.
Описание картины «Разборчивая невеста» Федотова
Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие». В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Тема картины – брак по расчету.
А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая. Это уже не упрек. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять.
/ Ой, стыд какой. С 1835 года он начал посещать рисовальные классы при петербургской Академии художеств. Все это делает картину и очень натуральной и необыкновенно занимательной. Распорядок жизни в училище оставлял не так уж много времени для самосовершенствования в технике живописи. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. В картине нет ни одного положительного персонажа.
Ж-4521)8910. Но не мог найти того, что мне хотелось. Подобные браки случались тогда повсеместно.
Описание картины «Разборчивая невеста»
И в изображении людей Федотов также постоянно прибегал к работе с натуры. Картины «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер» получили высокие оценки от членов Академии художеств. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Федотов рисовальные классы посещает «прерывисто». Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3.
Рядом гитара. Друг Федотова писатель Дружинин вспоминает о необыкновенно кропотливой работе мастера по собиранию материала для «Сватовства»: «Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником.
По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.
Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. «Ах Поль, это было всегдашнее мое желание. » — приписал Федотов внизу реплику дамы. Несмотря на то, что приход гостя ожидали, в комнате переполох— последние приготовления к встрече. Никогда ничего не показывали.
От горестных мыслей спасала живопись. Но суть картины не исчерпывается живостью изображения сцены. Картина имела большой успех на выставке. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41.
Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Еще неоконченная картина была представлена великому князю, который в свою очередь показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.
Павел Федотов «Разборчивая невеста»
Словом, не до сердечных мук стало — только успевай поворачиваться. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Здесь его привлекало, что «на экзамене номера ставят не по чинам.
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
Картина Разборчивая невеста Павла Федотова
Наконец, однажды у Аничкина моста я встретил осуществление моего идеала и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Анкор, еще анкор. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1).
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Картина П. А. Здесь же родилась и увяла мечта рисовать масштабные батальные полотна. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. – был первый вопрос Брюллова. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста
Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных.
Вы смотрите на натуру своим глазом. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Федотов Павел Андреевич (Разборчивая невеста)
«Все это очень хорошо. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.
Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
Описание картины Павла Федотова «Разборчивая невеста»
И поздравляю вас, я от вас ждал, всегда ждал, но вы меня обогнали Отчего же вы пропали-то. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. / Нет, в светлицу уйду. »46.
Он в который раз был обласкан великим князем. Дисциплина и строгий устав способствовали тому, что в 1833 году Павел Андреевич выпустился из корпуса в звании прапорщика и был отправлен на военную службу в Санкт-Петербург. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Справа, у дверного проёма, стоит майор, которого привела сваха, чтобы просить руки купеческой дочери. В ней борются противоречивые чувства.
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.
- История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
- Русский художник и график Павел Андреевич Федотов
- О знаменитой картине Сватовство майора
- Федотов Павел Андреевич – выдающийся русский художник
- Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852)
В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Сладко недостаточному и без связей человеку попасть туда, где каприз фортуны нипочем. Один раз, проходя около какого-то трактира художник приметил сквозь окна главной комнаты люстру с закопченными стеклышками, которая так и лезла сама в его картину. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции.
Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак». Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый98. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
- Федотов Павел Андреевич (1815-1852)
- Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1852, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. / По-старинному— в сизом платочке.
Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. / Никогда с ними я не бывала». Это не просто сценка, вырванная из гущи жизни. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени».
В картине нет статистов, все живут – каждый своею и вместе общей жизнью. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.
ассигнациями в месяц». Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Недоставало опыта и твердой руки – двадцатилетний Федоров лишь начинал познавать тонкости письма, которые многие другие ученики осваивали в более нежном возрасте. На этот раз картины ждал восторженный прием. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Этот счастливый майор, конечно. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.
Она внутренне сосредоточена и серьезна. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Художник ставит ряд очень актуальных для того периода вопросов, связанных с предполагаемым мезальянсом— женитьбой немолодого разорившегося майора на купеческой дочери6. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Ее не устаешь рассматривать и все время находишь в ней новые штрихи.
Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Кроме одного. — стыд какой. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.
Напротив, – продолжал он, – ваши картины доставили мне большое удовольствие, а стало быть, – и облегчение. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Казармы Финляндского полка находятся недалеко от Академии художеств.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.
Это суровое обвинение, жестокая критика. Прошли годы, прежде чем стало ясно, в чем призвание Павла. ассигнациями в месяц». Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Но как он ошибается. Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. И психологически и социально она глубока и содержательна.
Дорога открыта всякому». Что вас давно не видно. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Девушка изображена за игрой на клавесине.
«Но в отставку не подавай — осержусь», — строго предупредил великий князь. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. Он пробует писать акварелью жанровые сцены из полковой жизни: «Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка» (1841–1842).
Это настоящее «темное царство». Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».
«Свежего кавалера» и «Разборчивую невесту» Федотов посылает своему кумиру Брюллову. Разумеется, я отвечал, что не смел беспокоить его в болезни. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.
И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. чужой. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве.
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. На одной — перезрелая невеста, перед ней на колене стоит горбун с букетом. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. За акварель «Встреча великого князя Михаила Павловича в лагере лейб-гвардии Финляндского полка 8 июля 1837 года» (1838) ему был пожалован бриллиантовый перстень. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.