Фешин Портрет Вари Адоратской
«портрет Вари Адоратской» – одна из наиболее известных и узнаваемых картин Николая Фешина. «портрет Вари Адоратской» – самая известная картина Николая Ивановича Фeшина (1881 – 1955), о котором Репин в 1926 году сказал: «Фешин среди современных живописцев самый крупный». Одной из самых известных картин Фешина стал «Портрет Вари Адоратской», написанный в 1914 году в Казани, где до середины 20-х годов ХХ века жил и работал художник.
О семье Адоратских и о портретах Фешина
Композиционную асимметрию картины Воронков считал характерной для эпохи модерна. Работу над натюрмортом Фешин продолжал и в отсутствие девочки15. В 1920-егг.
Видимо, девочке очень не хочется запачкать белую скатерть. Она помогала отцу в научной работе, делала для него переводы, печатала на пишущей машинке, трудилась под его руководством над переводами для Института Маркса-Энгельса-Ленина (так был переименован Институт К. Маркса и Ф. Энгельса после объединения с Институтом Ленина), где её отец с 1931 до 1939 года был директором. С 1912 года Фешин участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок. работал как сценограф (эскизы декораций для оперы «Кармен» Ж. Бизе, ГЦТМ).
- Николай Фешин «Портрет Вари Адоратской»
- Описание картины «Портрет Вари Адоратской»
- Сочинение по картине «Портрет Вари Адоратской»
- План-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме: Сочинение по картине
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Фешин Николай Иванович (1881-1955)
Варе приходилось ухаживать за матерью. Фешин во время беседы высказал сомнения в их целесообразности, находя его манеру условной. Семья Адоратских жила в большой квартире, в доме на ул. Оранжевая гамма (апельсины и их корки, цветы бегонии на подоконнике, алый цвет губ девочки)— как радость детства.
В октябре 1943 г. Адоратские вернулись из эвакуации в Москву. Сериков считает, что в этой картине Фешин обращается к эффекту намеренной незаконченности («Нон-финито»), но здесь этот эффект имеет «более сдержанное звучание», чем в других его картинах, «тяготеет к естественной условности живописной манеры»36. При развороте композиции она, по мнению Воронкова, потеряет равновесие и смысл. Учился в петерб.
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Описание картины Николая Фешина «Портрет Вари Адоратской»
Тем не менее, он продолжал работать. Эмигрировал в США (1923), где обрёл популярность как портретист рос. С фигуры Вари взгляд зрителя переносится на миниатюры и рисунки на стене, на цветы на подоконнике и вновь возвращается к натюрморту (написанному живописно, насыщенно, пастозно, фактурный мазок здесь соединяется с тонкой лессировочной живописью в стиле французского академиста XIX века Жана Огюста Доминика Энгра использован эффект свечения белого холста).
При этом, лицо героини находится в оптически активной части холста11. колонию Таоса (1927–33), где построил дом с элементами неорусского стиля по собств. Она завещала портрет племяннице— Варе Адоратской, которая послужила для портрета моделью.
Семья Адоратских жила в квартире в Доме Правительства (он же— «Дом на набережной»). Поселились в Москве. А для родственников и простая рисовая каша была недосягаемой мечтой.
Ввиду этого он был отчислен из ИМЭЛ. Впервые картина была представлена широкой зрительской аудитории в год её создания на периодической выставке Казанской художественной школы. Длинные русые волосы девочки заплетены в две плотные косички, схваченные голубыми лентами. Карие глаза ребёнка задумчивы, внимательны и ясны. Фешин 1914»2. Был дйствительным членом Академии наук СССР. Спустя многие годы Адоратская пыталась узнать о судьбе Николая Фешина, эмигрировавшего в США, через посредство своих друзей (Письмо В. В. Адоратской к Н. Н. Ливановой от 20 октября 1955 года в личном архиве Н. М. Валеева)21.
Семья Адоратских жила в большой квартире, в доме на ул. Дочь художника (в будущем американская балерина, арт-терапевт и искусствовед Ия Фешина) сидит на столе. Через год её отец был арестован за революционную деятельность, сначала отправлен в ссылку, а затем выслан из Российской империи (на короткое время позже Адоратские возвращались на родину— в 1907 году в Казани в ателье С. Фельзер была сделано их семейное фото13). Чёрная краска (чёрные туфли, чайник, коробочка на столе, волосы куклы, косички девочки игольница, рамка миниатюры, горшки на подоконнике), подобно оранжевой гамме, кругообразно проходит по холсту. По мнению Воронкова, художник продиктовал зрителю сложную траекторию перемещения взгляда зрителя при рассмотрении полотна. Денков в статье 1915 года даже утверждал: «для портрета Вари Адоратской несомненно послужила образцом серовская же В. Мамонтова (Девочка с персиками)— фрукты на скатерти, смуглое лицо, серая стена и кусок окна»25. Тулузакова отмечает, что этот цвет на картине «приобретает качества перламутра, драгоценности»8. Тулузакова отмечала единство в картине фигуры и окружающих её «аксессуаров»8.
Позднее, после выхода повести Трифонова, все стали называть его «Дом на Набережной». Слева внизу находится подпись художника и датировка полотна: «Н. Казалось бы, очень благополучная судьба. В её рамках была проведена выставка «Фешин, Варя и я», подготовленная семейной студией ГМИИ РТ.
Он считает, что картина Николая Фешина — яркий пример того, что «нон-финито», «являясь гиперболизацией закономерных условностей изобразительного языка (где неизменно присутствует художественный отбор главного от второстепенного и выразительность начального технического элемента — красочного мазка — естественным образом живет в общей структуре картины), может проявиться не только как прямой путь к нарастанию абстрактного начала в произведении, но и как в целом свойственный реалистической манере изображения стилистический подход»35. Бурлюка», 1923, Худож. В картинах «Девочка с персиками» Валентина Серова и «Портрет Вари Адоратской» Николая Фешина авторы запечатлели образ «надежды усталого, больного времени, чреватого социальными катастрофами»39, «глоток чистого воздуха среди скепсиса и разочарований, это желание обрести ясность среди сложностей и противоречий»11. Натюрморт играет роль живописного центра полотна «Портрет Вари Адоратской».
петерб. Владимир Викторович из-за ревматизма часто находился в больнице. Небрежные мазки (благодаря этому они рельефны и свободны), передают не только форму предметов, но и предметные качества материалов: серебро чайника, прозрачность вазы, фактуру апельсинов или винограда. Два произведения имеют достаточно много общего: объект изображения, выразительные средства, настроение (атмосфера равновесия, гармонии и счастья373839).
Художественный критик и поэтесса Лариса Давтян писала, что первоначально восприняла героиню картины как «огромную куклу с очень человеческим лицом», поскольку девочка сидит в полный рост на столе. Настроению полотна соответствует спокойный колорит фона с разнообразными оттенками и переливами серого цвета. Кандидат искусствоведения Д. Г. Серяков оценивал картину как произведения стиля модерн35. Инвентарный номер полотна в собрании— Ж-9381. Художник создал композицию портрета с учётом её восприятия зрителем (большую роль при этом играют цвет и его эмоциональное воздействие).
Болезнь глаз не позволяла ему работать при искусственном освещении. Натюрморт он писал иногда без меня. С 1914 года (после начала Первой мировой войны) вместе с отцом и матерью Варвара была интернирована19. Картина вызвала в памяти Корнилова работы Валентина Серова24. Работал в разных жанрах, но преим.
Степанова. Она задумчиво вертит его в ладошках и довольно строго смотрит на работающего мастера.
Портрет тонок по колориту и живописи. Как академик, Адоратский был эвакуирован с эшелоном АН СССР. художник, график, скульптор акад. Искусствоведы Государственного Русского музея отмечали, что она «смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьёзный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка». индейцев, мекс.
Это даёт возможность автору подчеркнуть «естественную грациозность, нежность пластики детского тела». Во взгляде Вари Адоратской Давтян прочитала недоуменный вопрос ребёнка к странным взрослым: «И зачем вы меня сюда посадили. ». Жили в Швецарии, в Берлине.
Равновесие, несмотря на асимметрию, достигается контрастами фактуры мазков, цветовыми и тоновыми контрастами, разностилевыми приёмами, за счёт соотнесения светлых и тёмных тонов (сыграли свою роль просчитанные художником размер и количественные соотношения цветовых пятен). По мнению Г. П. Тулузаковой, «Портрет Вари Адоратской» является не повторением более ранней картины Валентина Серова, а собственной вариацией художника на тему предшественника. Искусствовед, специализировавшаяся на живописи Серебряного века, С. Г. Капланова отмечала серьёзность и душевную мягкость образа девочки, которую художник написал «словно внезапно». С 1914 года были в плену в Германии, в 1918 году правительство обменяло их на немецкое семейство. Присутствует также синий ультрамарин с его оттенками (голубая чашка и тарелки на столе, синее блюдце на подоконнике, голубизна глаз девочки). «Портрет Вари Адоратской» выполнен в технике масляной живописи по холсту. В картинах «Портрет девочки» (Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых), «Девочка в розовом платке» (она долгое время находилась в частной коллекции хирурга-онколога академика Н. Н. Блохина), «Крестьянская девочка» (частная коллекция, США).
Пенсионер АХ вЕвропе (1910). музее изобразит. Миниатюра в тёмной рамке на стене— устойчивая цветовая доминанта на вертикальной оси и «мост» между головкой Вари и подоконником, образующий диагональную линию. В детских портретах Фешин не делает различия между ребёнком «из простой» и «интеллигентной» семей— и те и другие в его картинах олицетворяют светлый образ детства. Художник прекрасно передал своеобразную посадку гибкой фигуры девочки. Никто из семьи не был репрессирован.
От него взгляд зрителя перемещается на девочку. ФЕШИН Николай Иванович, рос. Движения у него были порывистые и работал он с большим темпераментом и увлечением». В ГМИИ РТ портрет был передан в 1964 году от Разумова С. Н132. В настоящее время (с 2005 года) «Портрет Вари Адоратской» экспонируется в зале Николая Фешина на 3 этаже постоянной экспозиции Национальной художественной галереи «Хазинэ»5. В галерее находится самая большая коллекция картин Николая Ивановича Фешина (1881 – 1955) – блистательного русско-американского художника, непревзойденного мастера угольного рисунка, великолепного резчика по дереву, скульптора.
Деборин отказались, а В. В. Но спорить с Н. И. и амер. АХ уИ. Е.
Владимир Викторович скончался в Москве 5 июня 1945 г. После смерти отца Варвара Владимировна продолжала работать на договорных началах переводчиком в ИМЭЛ. Позднее, после выхода повести Трифонова, все стали называть его «Дом на Набережной». Она писала о чувстве недоумения, которое порождает знакомство с картиной. Она отметила карие задумчивые, внимательные и ясные глаза ребёнка, своеобразную посадку гибкой фигуры девочки «с чудесной, мягкой но линиям, шейкой»29. крестьян и жителей Бали («Балийский старик», 1938, частное собрание, США).
То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной. Г. П. Тулузакова отмечала в её личности «контраст присущих женщине способностей тонко понимать и чувствовать прекрасное и одновременно явно мужского склада ума и энергичного характера»7. Также картина была представлена на выставке, посвящённой творчеству Николая Фешина, проходившей в Казани в 1963 и в Москве в 1964 годах, на выставке 1992 года, в 2004 году в галерее «Арт-Диваж» (Москва), а также в Казани на выставке 2006—2007 годов1. музей, Таос, штат Нью-Мексико).
С 1909 жил в Казани и преподавал в местной художественной школе. Выдвинулся как автор динамичных по живописной лепке, красочных картин, посвященных быту народов Поволжья (Капустница, 1909, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург Черемисская свадьба, 1908, Институт Карнеги, Питтсбург Обливание, 1911, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань). Главный акцент художник сделал на «пытливых глазах ребёнка». Семья жила в Швейцарии, а затем в Германии. Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика Было решено, что Н. И. Сквозь него просвечивают лежащие на столе фрукты. По возвращении из Юго-Вост. богемы («Портрет Д. Д. Контраст цветовых гамм выявляеn, по мнению Тулузаковой, её хрупкость, «почти нематериальность».
Иллюстрировал сатирич. Фон— драпировка. Оно вызвано необычайностью композиции и неожиданностью расположения модели. (1904–07).
эмигрантов и амер. В Алма-Ате в эвакуации находился Институт философии АН СССР, Адоратского зачислили его сотрудником и материальное положение семьи значительно улучшилось. Варя обратилась к сменившему её отца на посту директора ИМЭЛ М. Б. Эффектным, по мнению Галины Тулузаковой, является изображение стакана— художник провёл мастихином по невысохшей ещё краске и добился эффекта стекла. Сперва на мне был надет широкий шелковый пояс с синими, желтыми и красными клетками. Картина «Ия с дыней» (1923, долгое время картина находилась в коллекции и выставлялась в Галерее Форреста Фенна, Санта Фе, США), по мнению Тулузаковой, является парафразом «Портрета Вари Адоратской».
Варвара Адоратская вспоминала: «Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть издали, потом опять возьмёт краску на кисть и снова бежит к холсту, движения у него были порывистые, работал он с большим темпераментом и увлечением». Вслед за этим она поняла, что это и не исполнение роли куклы (подобно Суок из «Трёх толстяков» Юрия Олеши), поскольку выражение лица девочки серьёзно, она явно ощущает неуютность пребывания на таком подиуме. «Это было в марте-апреле 1914 года в Казани Я очень любила тетю Надю (прим.
Репина (1901–09). Он стал первым советским философом, начавшим превозносить Сталина как «теоретика ленинизма и вождя мирового пролетариата». Девочка сидит на белой скатерти в белом же батистовом платье, с голубовато-зелёным бантом. Чл. было невозможно и приходилось покоряться. Г. П. Тулузакова писала, что с первого появления на выставках картину Николая Фешина зрители непроизвольно связывали с известным полотном В. А. Серова «Девочка с персиками». Преподавал в Казани (1909–23): в худож.
Фешин с увлечением писал портреты на пленэре. Так ли это было на самом деле. Серафимовича, который тогда назывался Домом Правительства.
Портрет выдержан в нежной, радостной цветовой гамме. В 30-е годы Адоратский получил дачу на Николиной горе, рядом с дачей Михалковых. Натюрморт на картине Капланова называла «прекрасно написанным», он включает чайник на спиртовке, апельсины, гранаты, орехи, вазу с фруктами и куклу в голубом платье16.
Учился в Казанской художественной школе (1895-1900), а затем в петербургской Академии художеств (мастерская И. Е. Репина), которую окончил в 1909. Его отличает «сделанность», свежесть, кажущаяся лёгкость исполнения и не всегда характерная для Фешина сдержанность живописного темперамента. Серафимовича, который тогда назывался Домом Правительства. Среди них: 43-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок в 1915 году, экспозиция «От Казани до Таоса», проходившая с ноября 2011 года по февраль 2012 года в Национально-художественной галерее ГМИИ РТ.
Рязанов и директор Института философии академик А. М. Портрет девочки Фешин предложил отцу Вари Владимиру Адоратскому, но тот отказался от его приобретения. Учился в Казанской художественной школе (1895-1900), а затем в петербургской Академии художеств (мастерская И. Е. Репина), которую окончил в 1909 году и был членом «Товарищества передвижников». Технику живописных работ Ф. отличает декоративизм экспрессивных мазков, для моделей характерны театральность поз, для композиции– использование элементов салонной развлекательности, для стиля– влияние академизма и импрессионизма («Черемисская свадьба», 1908, Нац. музей ковбоев и наследия Запада США, Оклахома-Сити «Дама в лиловом», 1908, ГРМ «Капустница», 1909, Научно-исследовательский музей РАХ, С. -Петербург «Портрет Вари Адоратской», 1914 «Портрет Н. М. Когда он писал, то пользовался большой палитрой у него было много кистей.
Развёрнутость стола и «прорыв стены подоконником» усиливает глубину пространства. Пребывание в ссылках и в плену пагубно отразилось на здоровье всех членов семьи. Искусство Фешина входит в ту линию развития стиля модерн, которую представляли творчество В. Серова, Ф. Малявина. Адоратский должен был эвакуироваться с ИМЭЛ из Москвы, но по состоянию здоровья (тяжёлая болезнь, кровотечение из почек) не мог ехать, как прочие сотрудники, в товарных вагонах.
На картине Фешина «Портрет Вари Адоратской» изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей. Позже, заканчивая работу над лицом, художник постепенно завершил и всю картину. Фешин не только часто бывал в мастерской, но и активно участвовал в её оформлении в так называемом «русском стиле»7. На сеансы юная натурщица ходила более месяца три раза в неделю. Душевная мягкость образа характерна для портрета Вари Адоратской (1914).
Журналист Вл. Размер полотна— 135 х 145 сантиметров (в каталоге выставки в московской галерее «Арт-Диваж» приводятся другие размеры— 138 х 147, 2 сантиметра2). Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л. Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887), пронизанных ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня.
Сапожниковой», 1916, обе– в Гос. С одной стороны, это— атрибуты повседневности, воссоздающие атмосферу семейного уюта. У самой Вари в юности были туберкулез и базедова болезнь, это помешало ей завершить высшее образование (и выйти замуж, по всей вероятности, тоже). Переехал в худож.
У самой Вари в юности были туберкулез и базедова болезнь, это помешало ей завершить высшее образование (и выйти замуж, по всей вероятности, тоже). Внимание Корнилова привлёк «Портрет Вари Адоратской», хотя на выставке были представлены и другие значительные работы художника, в том числе «Бондарка» и «Портрет жены». Казалось бы, очень благополучная судьба. Фигурка девочки изображена детально и материально в противовес эскизному натюрморту.
Передача картины состоялась в 1964 году22. Живописная гамма построена на градациях светлых тонов. Это— одна из причин единства композиции картины33. Был членом Товарищества передвижников. Позже, создавая «Портрет Вари Адоратской», он сам использовал плоско «покрашенную» серую стену, но она оказалась здесь не «условной, а реалистически обоснованной»18.
Пребывание в ссылках и в плену пагубно отразилось на здоровье всех членов семьи. Азии поселился в Калифорнии, где купил мастерскую (1948). Сам художник при этом серьёзен, в его работах отсутствует умиление перед детством. В 1931 году был назначен директором Института Маркса – Энгельса – Ленина. Фешин, по воспоминаниям К. К. Чеботарёва, не любил много говорить на таких собраниях, но внимательно слушал участников беседы, только иногда вставляя короткие реплики, «метко и чётко определяющие его отношение к предмету разговора». Владимир Викторович стал работать в Центральном государственном архиве. школе, отделении Вхутемаса, Гос.
Голубые глаза девочки не по-детски серьёзны, в них зритель чувствует её интерес к миру32. «Девочка» (Panhandle–Plains Historical Museum (англ. )русск., США), «Катенька» (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) зритель может без труда определить, что персонаж принадлежит к социальным низам10. Картина продолжает традицию детских образов, частью которой являются Алиса Льюиса Кэрролла (1865) и Вера Мамонтова на картине «Девочка с персиками» (1887) Валентина Серова, передающие «счастливую беззаботность детства»13.
Писал и портреты, проникновенно соединяющие острую экспрессию с живописностью (Варя Адоратская, 1914 Отец художника, 1918 оба портрета – там же). Внутри этого, по мнению Воронкова, воображаемого кругового движения взгляда находится светло-серая стена (окрашенная полупрозрачно, широким флейцем). Одна из бесед была посвящена так называемому «плоскостному» фону в портрете, Сапожникова была ученицей не только Фешина, но и Кеса ван Донгена, вот таким образом часто в своих работах апеллировала к его наставлениям. В 1905 году он был арестован и выслан из России. За ним последовала жена с маленькой Варей.
Уже тогда Репин был высокого мнения о творчестве своего бывшего ученика. Её мастерская была одним из художественных центров Казани. С другой стороны, эти предметы являются важными цветовыми и фактурными акцентами. худож. Адоратский предложение принял и выступил в «Известиях» с соответствующей статьёй. Н. М. Сапожникова играла важную роль в жизни Фешина.
В июле 1941 г. академик и недавний директор ИМЭЛ В. В. Золотисто-русые волосы двумя косичками струятся за спину. ин-те среди учеников– А. М. Родченко и В. Ф. Эта картина сейчас хранится в Национальной художественной галерее «Хазинэ» в Казани, располагающей лучшей и самой полной коллекцией полотен Фешина в России.
АХ (1916). Творческий путь Фешина пришелся на первую половину XX столетия. Взгляд девочки направлен на зрителя.
Так ли это было на самом деле. В картине «Киса», портретах Нины Белькович и Миши Бардукова представлены дети из иной социальной группы, но отношение автора к своему герою не меняется11. Никто из семьи не был репрессирован. Благодаря этому внимание зрителя сосредоточено на лице девочки (хотя её головка смещена от геометрического центра и геометрическим центром оказывается апельсин в руках Вари)32. Варе приходилось ухаживать за матерью. В руках у неё разрезанная мускатная дыня. Свет благодаря этому создавал едва заметное мерцающее сияние вокруг головы. Этот эффект Фешин использовал при изображении волос и карих глаз девочки.
Варвара Адоратская умерла в 1963 году19. как портретист. Был выявлен круг людей, у которых могли храниться его произведения. Портрет производит впечатление необыкновенной чистоты. В мастерской Сапожниковой (она была пристроена к располагавшемуся на Кремлёвской улице «Торговому дому М. Ф. Сапожникова», позже — здание Главпочтамта17), он находил убежище) часто собирались художники, они не только рисовали, но и вели разговоры об искусстве (о живописцах, о цвете, о грунтах и разбавителях). Отец юной модели художника— активный участник революционного движения, член РСДРП с 1904 года, впоследствии— философ-марксист и историк, В. В. Адоратский высоко оценивал полотна Фешина, ставил его «ничуть не ниже В. Серова», но он не одобрял, что часто художник изображал натурщиков в достаточно «надуманных позах»15.
По её мнению, это— не просто дурной тон, а опасный вызов сакральному представлению «стол— Божий престол». В 30-е годы Адоратский получил дачу на Николиной горе, рядом с дачей Михалковых. Ученик. Создал серию экспрессивных портретных рисунков с образами амер.
журналы «Шут», «Леший» и др. ТПХВ (1916–1922). Варвара Адоратская – племянница Надежды Садовниковой, которая была ученицей и другом Фешина, позировала Николаю Ивановичу в мастерской своей тетки. Н. И. Фешин родился в Казани 26 ноября (8 декабря) 1881 в семье владельца позолотно- столярной мастерской. В руках Варенька держит персик, взятый ею из стоящей на столе вазы с фруктами.
Но Н. И. Варвара Владимировна Адоратская родилась в Казани в 1904 году. Фешин Николай Иванович (1881-1955)Русский художник, мастер живописи и графики, представитель импрессионизма и модерна. Родился в Казани 26 ноября (8 декабря) 1881 в семье владельца позолотно-столярной мастерской. Художник и искусствовед С. Н. Воронков писал, что композиция картины построена на контрастах, гармония и спокойствие в образе девочки противостоят хаосу натюрморта на столе (по его мнению это могло быть рефлексией на происходящие в то время в России события). Директор Института Маркса-Энгельса-Ленина академик Д. Б.
Наряду с картиной «Портрет Вари Адоратской» в него входили и многие другие значительные произведения, такие как портреты С. М. Адоратской (1910), портрет Миши Бардукова (1914), портреты Н. М. Сапожниковой (два этюда 1915 года и два большеформатных портрета 1916г. ), портрет Е. М. Конуриной (1917)22. Российский искусствовед считал картину «Портрет Вари Адоратской» примером композиционного и живописного мастерства, опирающихся на интуицию и анализ художника33. Семья вернулась в Россию. По мнению Серякова, при использовании «нон-финито» общие формы изображения на «Портрете Вари Адоратской» хорошо «читаются», но при «детальном рассмотрении картины начинают вибрировать и местами распадаться на хаотичную гущу мазков». Фон представляет серая однотонная стена, которая создаёт контраст плоскостности и объёма. Белый цвет (платье и скатерть) воспринимается Воронковым как символ чистоты и непорочности.
Воронков отмечал, что несмотря на хаотичность изображённых объектов, «в картине ничего нельзя убрать или добавить без ущерба для композиции». Путешествовал по Мексике (1936), где встретился сД. Риверой, Японии, на острова Ява и Бали (1938), сделал много фотографий, позднее использованных в живописи, скульптуре и графике. С 1909 года жил в Казани и преподавал в местной художественной школе. Фешин изобразил девочку сидящей на столе, что делает её частью «изысканного натюрморта».
В портрете В. Адоратской ему нравились простота и ясность композиции, сам «образ миловидной девочки», натюрморт на столе и благородная серовато-перламутровая гамма, господствующая в картине. Она не воспринимается как пустота, а расширяет пространство и даёт «выход» из картины. Фигура девочки, как и на «Портрете Вари Адоратской», сдвинута в сторону, лицо дано вполоборота, глаза опущены. проекту. Затем все время продолжал работу над лицом, постепенно докончил всю картину. Портрет вызвал у советского искусствоведа в памяти лучшие детские портреты русской живописи второй половины XIX века. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть и снова бежит к холсту. После его смерти она работала в Институте Маркса-Энгельса-Ленина по договору13.
За ним последовала жена с дочерью. Фешин подчёркивает использование художником тёмные фрагментов, выполненных мазками ультрамарина, когда Фешин использует оригинальный оптический эффект (смешение — на расстоянии ультрамарин сливается с рядом лежащими цветами в один тон, но при приближении он создаёт резкие контрасты). Через 12 лет скончалась Серафима Михайловна. Для этой выставки группа детей создала свою версию картины «Портрет Вари Адоратской».
Вот таким образом его приобрела Н. М. Сапожникова. Лицо девочки, как отмечает Галина Тулузакова, воплощает чистоту мироощущения ребёнка. В своей книге о творчестве художника Галина Тулузакова противопоставляет жанровые композиции художника, где он показывал сложность и противоречивость человеческой натуры, далеко не идеальные качества и свойства людей, присущие им от природы, его же детским портретам, где по её словам, проявляется «его романтическая, возвышенная вера в человека».