Фрагонар Жан Оноре Задвижка
У него жизнь бессмертных полна смертными удовольствиями. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Ж. Фрагонара. Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения.
- Щеколда, Жан Оноре Фрагонар, 1777
- Эротические и любовные мотивы в изобразительном искусстве
- Репродукция Фрагонар, Жан-Оноре (1732 Грасс – 1806 Париж) -- Задвижка
- Фрагонар Жан-Оноре – французский художник эпохи рококо
- Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
- Париж с Алексеем Тархановым: Фрагонары ходят парой
- В чем ценность «Качелей» Фрагонара
- Ложка дёгтя в «Качелях» Фрагонара
Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». – Русские просто ломятся на Фрагонара». Молодой человек на картине уже частично раздет и тянется к задвижке, чтобы запереть дверь. Девушки, как в «Жмурках», робко бредут вслепую, зорко глядя из-под повязки.
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Мифы давали полную свободу. Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства. Его модели — артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью. Г-н Фрагонар, это чертовски пресно.
- Напишите отзыв о статье Задвижка (картина Фрагонара)
- Отрывок, характеризующий Задвижка (картина Фрагонара)
- Картины художника Жана Оноре Фрагонара (- )
- Великие картины Леонардо да Винчи ( )
- Задвижка (картина Фрагонара) Информацию О
- Описание картины Жана-Оноре Фрагонара «Задвижка»
- Жан-Оноре Фрагонар – (1732, Грасс – 1806, Париж)
Автор создал его во время поездки в Италию в противовес не менее знаменитому шедевру «Поклонение пастухов». Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара — портрет. Заказчиков-либертинов прикончили санкюлоты. Одна из лучших картин галантного цикла — «Купальщицы». В конце 60-х гг.
В подборке не хватает разве что нескольких сюжетов, хрестоматийных, хоть и не очень подходящих для «Родной речи», вроде «Девочки в постели играющей с собачкой» из Мюнхена, эрмитажного «Поцелуя украдкой» или даже «Качелей», которые остались в Лондоне. Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
- Проблема эволюции европейской архитектуры второй половины века
- Программа дисциплины «Основы искусства эпохи Возрождения»
- Искусство Германии и Австрии века
- Традиционное шитье жемчугом, перламутром, стеклярусом, бисером
Однако если первая картина была написана на основе библейской истории, то «Задвижка» стала эротическим откровением автора. Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). В 70-е гг.
Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина. Сюжет провокационный и откровенный. Это тонкая игра в противопоставления особенно интересна. Выше: что вы искали. Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось). Но главное — он наслаждается.
В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья. Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции.
Дама томная, обмякшая в руках своего кавалера, еще пытается противиться этому. Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии. Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась. У этих игр всегда есть зрители: другие девушки, ангелочки-амуры, да хоть овечки. Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом.
Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). В 1780-е гг. Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах. исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761).
Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй». Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра».
Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Позирует и дама на «Качелях» с развевающейся юбкой и пара, сражающаяся у двери в «Задвижке» и даже любовник, застигнутый в «Шкафу» родителями его подружки. Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
Изумительные рисунки к «Неистовому Роланду» Ариосто и символическая живопись, в том числе воображаемый пейзаж, которого я не видел раньше, – «Остров Любви» (1770) из лиссабонского Фонда Галуста Гульбенкяна с великолепной природой, которая сама, вместо пастухов, пастушек, рыцарей и дам, полна нешуточной страсти. Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует. Но рядом с главными работами можно наконец-то увидеть другие, не столь известные публике. Круг замкнулся. Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались. Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели».
Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость). Страстная молодая пара изображена в любовном порыве. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо.
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Во времена Директории Фрагонар лишается своей должности главного хранителя Лувра и последние годы жизни доживает полузабытым. – спросил меня молодой человек в кассе, который обязан уточнять (для украшения статистики), откуда посетитель. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Сцены всегда театральны. — Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее — Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона. На другом полюсе стиля Фрагонара — «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию».
Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят. Картины Фрагонара конца 70-х гг. вы можете запросить все в системе с коробкой. В конце 70-х и в 80-е гг.
Произведения выполнены в едином цветовом решении и имеют идентичный размер. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Его творчество начала 60-х гг. художник лишается и заказчиков и славы. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства.
На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. В 80-е гг. Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом. Диапазон его чрезвычайно широк. Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции).
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов — «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию.
Наиболее ранними были «экспрессивные головы» — изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. В это можно поверить, глядя на гравюры «Игры сатиров» (1763). В своих горячих тонах Фрагонар здесь — подлинный наследник Рубенса.
Известны и другие названия полотна в зависимости от тонкостей перевода – «Засов», «Замок», «Щеколда». Это действительно прекрасная вещь. Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам».
Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Античные боги, к счастью, не были образцами морали, о чем было сказано его современником Эваристом Парни в «Войне богов». Он учился у Буше и продолжил его линию. Шутливые гравюры вроде «Фонтанов», где две обнаженные девушки испуганы струями, которые извергают на них два брандспойта, – понятно ли нам, на что здесь тонко намекал художник. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой).
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Иллюстрации к «Сказкам» Лафонтена – тем, которые совсем не детские и совсем не басни. Чувственная откровенность Фрагонара подчас действительно оказывается на грани эстетического авантюризма. Вот одна из них с чувственными губами и длинными ресницами смотрит на влюбленных с карикатурно-человеческим интересом, а вот другая отворачивается с видом «глаза бы мои не смотрели».
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков.
Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка». выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением». В легкомысленной альковной сценке Фрагонар поднимается до вершин живописно-пластического мастерства.
Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard».
Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим». Он берет сюжеты в «Метаморфозах» Овидия и пишет Психею, которая хвастается подарками Амура перед завистливыми, но красивыми сестрами. Еще одна неотъемлемая черта его искусства — насыщенность светом. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним).
О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года». Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто — тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Преодолеть робость и сдаться наконец-то мужчине (как в «Дебютах модели» или «Выигранном поцелуе») всегда помогает подруга. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
Сценка откровенно театральна. В 90-е гг. Прежде всего графика.
Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Кровать и платье дамы уже смяты, видно, что молодые люди уже начали любовную игру.
Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта. Композиция произведения выстроена диагонально. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). — в особенности от Тьеполо. эстетических переживаний. На сей раз он был принят и мог с восхищением следить за блестящими импровизациями мэтра: Буше учил с кистью в руке.
Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. Его рисунки пером и бистром здесь несравненны по живости, беглости, непосредственности и юмору они кажутся бегущими, как строчки текста.
живописи — прежде всего голландской и фламандской. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. На которой ему не только воздают должное, но и защищают от упреков и сплетен. Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия». Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны.
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста. Как художник конца столетия Фрагонар суммировал и подытожил многие художественные тенденции своей эпохи и при этом перебросил мост к последующему искусству: явился во многом предшественником классицизма, романтизма и реализма ХIХ века.
«Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии». Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. В первых работах Фрагонара настолько чувствуется любовь к творчеству Буше, что даже специалисты не могли точно сказать, кто является автором картины.
Оно является одной из 800 жемчужин экспозиции главного музея Франции — Лувра. Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века. Любовники редко остаются одни.
Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков.
Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Главная цель Фрагонара — запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». «Неужели в России так страстно любят Фрагонара.
Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»). Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
В 1756 г. Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата основанной французской Академии, которую возглавлял в те годы Натуар. Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей). Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Спас Давид, заслуженный художник революции, устроивший его в народный Лувр. В конце 70-х гг. Однако всего одного взгляда на ее лицо достаточно, чтобы понять, что же будет дальше.
Закалываясь мечом, Корес позирует художнику. Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»).