Гора Сент Виктуар Сезанн

Совсем неудивительно, что гора Сент-Виктуар «вскружила» голову великому Полю Сезанну — постимпрессионист сделал ее своей главной «моделью» изобразив целых 87 раз, написав 44 картины маслом и 43 акварелью. Под кистью Сезанна кривятся дома, в сплетениях буйно разросшейся листвы зеленеют деревья, громоздятся скалы и на горизонте возникает подавляющая своей громадой Сент-Виктуар, подобная вулкану, образованному глухими подземными толчками. «гора Сент-Виктуар» – серия картин французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса. «гора СЕНТ-ВИКТУАР» — название серии картин в стиле постимпрессионизма французского художника Поля Сезанна, посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса.

«гора Сент-Виктуар»— серия картин французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса. Гора Сент-Виктуар занимает особое место в творчестве Поля Сезанна. Наверняка присоединились бы ко мне в этой вылазке на природу – гора Сент-Виктуар, точнее, целый хребет, который Сезанн изобразил на почти 80 своих. «гора Сент-Виктуар»— серия картин французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, посвящённая одноимённой горной гряде в окрестностях Экс-ан-Прованса.

Гипнотическое очарование горы Сент-Виктуар

Остальные, разумеется, любезны, но их сочувственные взгляды выводят его из себя. По словам историка искусства Готфрида Бёма, автора монографии о Сезанне, в многочисленных вариациях одного и того же сюжета художник стремился осуществить «синтез постоянства и изменчивости». Они пишут. Сезанн злится, на долгие дни исчезает из дому. Жа по-прежнему его родное гнездо и он никогда не упускает возможности оставить Гортензию в Гарданне, чтобы пожить в Жа одному. Художественное образование получил в Муниципальной школе рисунка у Жибера, приверженца академизма. Отныне Сезанн живет в Жа вдвоем с матерью, почти калекой, – ей 81 год.

Как это часто бывает с людьми одержимыми, ослепленными мечтой, чьи работы отмечены печатью их личности, Сезанн замыкается в своем мире и, занятый собственными поисками, остается почти равнодушен к дерзаниям других художников, не соответствующим его собственным устремлениям. Жизнь ускользает, та жизнь, что совсем близко, рядом, только руку протянуть. То же самое происходит, когда дело касается вертикальности и устойчивости предметов. У меня было свое, маленькое видение мира, совсем крохотное. Годен на съедение собакам. Тем хуже.

Но прежнего подъема уже нет. Его учителем была сама природа. А нам очень хотелось поглазеть на излюбленный пейзажный мотив в творчестве Сезанна. Они показывают его неуверенность в себе, преклонение перед великими. Писатель удивлен нетерпением Сезанна.

Вид на гору Сент-Виктуар 
и виадук долины 
реки Арк

Вид на гору Сент-Виктуар и виадук долины реки Арк

И Сезанн дал себе слово: больше он в Медан не вернется. Вернувшись в Прованс, этот, по существу, единственный край, в котором Сезанн познает себя, с которым прочно и навсегда связан, он в одиночестве будет продолжать поиски, чтобы постигнуть тайны живописи — своей живописи. Для реализации своих замыслов и идей Сезанн предпочитает жанр натюрморта. Сезанну нигде не удается получить комнату: ни в Софоре, ни в Берсо, ни в Отель дю Нор.

Как будто и не прошло ста лет. Он одинок. За «Терезу Ракэн» изданную в 1868 году, Золя получил 13 тысяч франков авторского гонорара. Он ставит свой мольберт на берегу Невшательского озера или в долине реки Арез. Писем нет, Фанни, видимо, не дорожит этой тягостной любовью. Потом через круглую площадь Виктуар (площадь образуют дома с закругленными фасадами) вышли к Пале Рояль. 27 июня он просит друга немедленно известить его, как только тот водворится в Медане.

Но прежде чем покинуть Париж, он провел некоторое время у Золя. Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена. Вентури).

Тщетно обыскав вокзал, он предполагает, что художник укатил в Прованс. На его полотнах воздушная пирамида старой Гарданны поднимается в чистейшем свете, как некая абстрактная мечта, воплощенная в искусстве. Он старше Сезанна на пятнадцать лет, ему скоро минет шестьдесят. В поздних картинах серии часто видят истоки кубизма и абстракционизма. Художник издерган, взвинчен, все его отвращает. Но, как ни изолирован Сезанн, он не прекращает трудолюбивых поисков.

Он действительно являлся настоящим трудоголиком, посвятившим всю свою жизнь живописи. Мелкий укол самолюбию – и он страдает от обиды. Казалось бы, ему открывается весь мир и он 151 провинциал 151 должен его покорить. Сезанн по-прежнему угрюм, беспокоен, обуреваем сомнениями. Однако мастер вносит коррективы в принципы линейной перспективы, господствовавшие в европейской живописи со времен Ренессанса, приближая трактовку глубины пространства к более естественной, соответствующей зрительному восприятию (так называемая «перцептивная» перспектива), он добивается передачи пространственных планов с помощью градации цвета (Шато Медан, 1880, Цюрих, Кунстхауз Панорама Овера, 1873—1875, Чикаго, Институт искусств Деревня на севере Франции, 1879—1882, Сан-Франциско, Дворец ордена Почетного легиона Овер-сюр-Уаз, 1879—1882, Цюрих, частное собрание). «Мгновенье уходит и не повторяется.

Он больше не в состоянии оставаться в Ларош-Гюйоне. Вокруг ни следа человеческой жизни. Поль Сезанн. Одна лишь видимость дружбы. Большинство художников из группы импрессионистов отныне одержало победу их картины покупают коллекционеры.

Сент-Виктуар – живописный 
горный массив Прованса 
и Франции

Сент-Виктуар – живописный горный массив Прованса и Франции

«Пишу тебе, рассчитывая на ответ. Так компоновал Веронезе». И в свою очередь, едет туда следующим, отходящим на юг поездом. Через пару километров мы. «Жизнь в Жа де Буффане, — пишет Сезанн своему другу Золя, — не очень-то веселая». По словам историка искусства Готфрида Бёма, автора монографии о Сезанне, в многочисленных вариациях одного и того же сюжета художник стремился осуществить «синтез постоянства и изменчивости». Он все такой же, каким был всегда, – важный барин, любящий наслаждения, роскошь, великолепие.

Написав книгу «Творчество», он вывел в ней главного героя, в котором узнавали Сезанна. Победила Мария. — Я вдыхаю девственную чистоту Вселенной. Болезнь обостряет присущую ему раздражительность. Но нет покоя в душе у Сезанна.

Куда вы направляетесь, Сезанн. » И Сезанн рассказывает Монтичелли о своих намерениях. Он все еще казался себе великим Монтичелли и, полный иллюзий, навеки уснул с улыбкой счастья и мудрости на губах. Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif) и в том же году начал писать картины, вылившиеся в целую серию, которой художник посвятил многие годы. В более ранних произведениях, относящихся к 1880-м годам (таких, как «Гора Сент-Виктуар с большой сосной», 1886 – 87), гора ещё не является совершенной доминантой композиции, будучи просто одним из элементов пейзажа. Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif)6 и в том же году начал писать картины7, вылившиеся в целую серию, которой художник посвятил многие годы. Молодой Поль, тот умеет себя защитить. Заведены оранжереи, голубятня, образцовый птичий двор.

Я прибегаю к твоей помощи и умоляю отпустить мне мои грехи да будут благословенны мудрецы. Пейзажи Эстака, «Купальщицы», портреты – Гортензии, сына, автопортрет, – натюрморты, одно сменяет другое. Уже три года, как этот человек состоит депутатом Экса и абсолютно поглощен политикой. Золя еще в Париже, но скоро переедет в Медан. Дни летят, но он этого не замечает.

  • Гора Сент-Виктуар (серия картин)
  • Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)
  • Описание картины «Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)»
  • Поль Сезанн – Гора Сент-Виктуар и виадук в долине реки Арк
  • Описание картины Поля Сезанна «Гора Сент-Виктуар»
  • Описание картины Поля Сезанна «Гора святой Виктории» (Гора Сент Виктуар)
  • Экологический туризм на зеленой планете
  • обзор достопримечательностей, рассказы, новости

Кто может это подтвердить. Это позволяло ему делать его мастерское владение кистью и карандашами. В глазах Сезанна она сохранила прежний авторитет, она, по его словам, «старшая».

Этот бедняк превратил жизнь в чудесную грезу. – русла рек, пробивших себе дорогу в море сквозь мягкие известковые горы. «Я хотел бы обладать вашим уравновешенным умом, – пишет он Шоке.

  1. Гора Сент-Виктуар – природное вдохновение художников Марселя
  2. Гора Сент-Виктуар: работы Сезанна 10-23
  3. Поль Сезанн: жизнь и творчество
  4. Отправить запрос на изготовление копии
  5. Гора Сент-Виктуар: нет комментариев

Верните ствол – и ветви вернутся на передний план, словно навесая над головой художника. Вот он, непонятно по какой причине потерявший надежду добиться «выражения себя» (realisation), охваченный яростью, судорожно рвет на куски свои творения. Природа – место действия извечной драмы. И пустился в плавание, быть может длительное и ненадежное. Ничто больше не нарушает однообразного течения времени. Так, в своей мастерской на улице Ботрейи он жил «среди ужасающего беспорядка.

Все подвластно смерти, все подвержено разрушению. уплотнённость, пластическое богатство предметного мира («Персики и груши», конец 1880-х гг. Здесь и только здесь он бывает самим собой. Церковь – это прибежище. И семья, в которой он вырос, была отнюдь не маленькая.

  1. 6 самых красивых замков, внесенных в список наследия ЮНЕСКО
  2. 10 стран, в которых чаще всего обманывают туристов
  3. 8 самых красивых мест в мире по мнению Михаила Кожухова
  4. Прованс-Альпы-Лазурный берег: --
  5. Германия, Франция, Испания, Португалия

Сезанн исчез. Строгость, скупость, текучая музыка объемов, красочных форм и плоскостей, постепенно отступающих в глубину, отличают его полотна. Однако вскоре Сезанн уезжает в Шантильи, где поселяется в гостинице Делакур.

Но ему достаточно собственного воображения. Она ведет беззаботный образ жизни, который ей так по душе. -римского города Геланума.

  1. Рифы, подводные объекты и пещеры, морские парки

А. С. Пушкина, Москва), пейзаже («Гора Сент-Виктуар», 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте («Натюрморт с апельсинами и яблоками», 1895—1900, Музей импрессионизма) изображаемые С. объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе. Художник становится нетерпим, несдержан. Он продолжает заниматься живописью его полотна приняты в Салон.

Гора Сент-Виктуар 
 (серия картин)

Несчастный, неудавшийся талант. Она сложена из того же камня, что и все вокруг. Где же он берет эту природу.

Сезанн поклоняется могучим силам природы, стремясь воплотить в своих полотнах ее одухотворенность, нравственную чистоту. 29 июня художник скончался. А. С. Сестра Роза с мужем никак не решается уехать их младенец пищит. Если с вами на выставку пришла женщина «в интересном положении», ни на секунду не задерживайтесь у «Портрета мужчины» кисти господина Сезанна.

Попробуйте просто заслонить рукой ствол и вы увидете, что иллюзия исчезает. В ноябре прошлого года его разбил частичный паралич. Однако это не мешает старым спорам вновь разгореться. В этом отношении он неумолим. Он приносит своему хозяину немало огорчений.

Монтичелли – какой «temmperammennte». Сезанн не терпит ни малейшего проявления усталости. Он богат. «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы. » – говорит Сезанн. Сезанн, притворяясь, будто все в порядке, пытается работать, пишет пейзаж в Ларош-Гюйоне. Эти натюрморты для Сезанна лишь эксперименты, упражнения. Порой, не сдержавшись, он швырял их, полуодетых, на приготовленную для них подставку, а потом возвращался к мольберту и, сжигаемый внутренним огнем, «укладывал их на ложе своих картин». Разумеется, в родном Провансе.

Он не художник Севера и не художник Иль де Франс. Наряду с этой тенденцией в произведениях С. 1860-х гг., с их тяжеловатой «вещественностью» письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе («Печка в мастерской», 1865—68, частное собрание, Лондон). В них есть нечто грандиозное, подлинная духовная мощь, они покоряют классической ясностью.

Мария и мать вечно ссорятся. Однажды Золя, кичась своими связями, рассказал Сезанну, что недавно обедал «у одной важной персоны» и художник не смог удержаться, чтобы не напомнить Золя о его письме. В те вечера, когда Монтичелли слушает музыку (он обожает оперу и цыганские хоры), он, взбудораженный, почти невменяемый от только что услышанного, торопливо возвращается в свою мансарду, «зажигает все светильники, какие только может у себя найти» и работает, «пока хватает сил». Сезанн очутился в этом городе и, успокоившись, просит жену с сыном приехать к нему. Накануне национального праздника Виллен украсился флагами.

В этом одна из его самых мучительных забот. Бог сотворил людей и каждому человеку подбирает пару. Он и вправду, как повествуют мемуары и биографии и как показывают его собственные письма, был человеком замкнутым, крайне неуверенным в себе, вечно неудовлетворенным, полным сомнений, терзаний и переживаний или, как мы говорим сегодня, комплексов. Нет, он больше не поедет к своему другу. Какая разрушающая сила таится в нем — люди предстают во всей их обнаженности. Вода и листва будто спят каменным сном. О загадка мира сего.

Страдает, убеждаясь, что его друг и вправду «поглупел». Сезанн покоряется. Какая-то старая женщина с вязаньем в руках по привычке подошла к месту, где писал Сезанн. Сомнения нет – перед нами один из величайших художников мира, но – не прискорбно ли это. Сыграла ли тут свою роль любовь матери Поля к романтической живописи и сюжетам типа «Поцелуй музы» или влияние друга детства Золя, который раньше уехал в Париж делать свою судьбу и понял, как там процветает современное искусство.

«Лавровый венок и возлюбленную бог приберегает для нас к двадцати годам», – говаривал в свое время Золя. Год 1883-й тоже промелькнул как сон. Поселившись на постоялом дворе, Сезанн часто навещал друга, находил у него то, в чем так сильно нуждался: «моральную поддержку».

день был облачный, на грани дождливости, туча прочно. Одержимый страхами, он все больше поручает себя заботам матери и сестры. Ничего значительного, просто пробует свои силы в перепродаже картин. Сезанн, уверяет Бернар в своем метком высказывании, «открывает искусству заветную дверь: живопись для живописи». Достаточно в его присутствии похвалить кого-нибудь из членов Академии или профессоров Школы изящных искусств, как он вскипает от гнева. Задетый за живое, Сезанн говорит, указывая на небо: «Нет ничего, кроме этого», – и, взволнованный увиденным и услышанным, художник исчезает в толпе. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858—62) и Академию Сюиса в Париже (1861—65).

Пространство внизу заполнено оранжевой черепицей городских крыш. На этот раз именно так и произошло: Сезанн все оставил. Кончен.

Здешний климат – вечный довод Гортензии – вызывает у нее эмфизему легких. Забыться в женской любви. Я стараюсь наполнить свои полотна деталями, чтобы работать правдивее и совершеннее. Продолжать разыгрывать дружбу, взаимопонимание.

95 килограммов веса, 1 метр 10 сантиметров объем талии. И ради этого забыть обо всем. » – восклицает Сезанн. А в «Руководстве по инвестированию на рынке предметов искусства» компании Kunst Asset Management GmbH натюрморт Поля Сезанна «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами» (18931511894 годы) стоит на шестом месте в списке 500 самых дорогих произведений искусства, проданных за последние 20 лет. илл. ). То, что сегодня нас так удивляет, возможно и есть живопись завтрашнего дня.

Сезанна, несомненно, радуют сообщения Танги. И вот однажды этот господин Гоген похитил его у меня. Ответ подтвердил Оллеру правильность его предположения.

Радостное возбуждение Сезанна так велико, что друзья Моне изумлены. Полностью меняется восприятие ветвей. Критик немедленно принимает предложение и художник с жаром берется за работу.

Так же как в личной жизни сюжет «отец151сын» становится для Поля Сезанна постоянным лейтмотивом, так и в творчестве он удивительно постоянен. Мария ценит умение Гортензии стушевываться и мать Сезанна это ценит. Какая трагическая судьба. Можно сказать, что, прекратив работу над «Игроками в карты», Сезанн перестал сопротивляться, перестал принуждать себя к той аскетической объективности, которой долгие годы подчинял свое искусство, чтоб исторгнуть из него песню, отмеченную печатью сильной личности, некую патетическую исповедь. Позади ничего, кроме пепла. Скитания приводят Сезанна в Марсель. Эти радужные планы, благодаря которым Сезанн принял Алексиса с исключительной приветливостью (художник подарил ему четыре картины), не соответствуют напряженной атмосфере, царящей в семье Сезанна.

«Мы вместе прогулялись по городу, вспомнили кое-кого из знакомых, но ничто нас при этом не волновало. » – восклицает Сезанн. Сезанн мечется, ездит то туда, то сюда, все, что творится вокруг, его не касается. Разные новые направления, дивизионизм вызывают у Сезанна смех: «Я люблю барона Гро, так могу ли я, по-вашему, серьезно относиться к разным глупостям. » Однако у беседующих есть темы, которых касаться нельзя., конечно, пешком, но смысла в этом утомительном походе вверх, в гору, в разгар жаркого дня никакого нет, это достаточно далеко. Красная занавеска на единственном окне наполняет комнату розоватым отсветом. Она любила Европу и европейских аристократов, одним из ее мужей.

С одной стороны, Жорж Леконт в своей книге «Искусство импрессионизма» воздает должное «искусству очень здоровому, очень цельному, которого часто достигал – почему в прошедшем времени. А если эти чужие люди шпики. И вовсе не потому, что его дружеские чувства к Золя иссякли. Он задумал написать Жеффруа сидящим в кресле у письменного стола, спиной к книжным полкам. 1869—1871, Париж, частное собрание на циферблате часов отсутствуют стрелки — здесь как бы царит вечность). Нет больше сил топтаться в Ларош-Гюйоне.

За табльдотом, среди незнакомых людей, он необщителен, ни с кем не сближается, за исключением одного пруссака, выказывающего художнику «немного симпатии». Доходы его ничтожны. Через две недели после смерти Танги, 21 февраля, умирает Кайботт. Старые привязанности отошли в прошлое. да что я знаю., мы сели на тот же автобус и уехали дальше в горы – в Фонтен Воклюз. Он ни у кого не бывает.

Скоро смерть. Весь район Эстака неотступно владеет мыслями художника. Пушкина).

И с ним уехал. Он, как говорится, звезд с неба не хватает». Вот уже два года, как этот с виду скучающий молодой человек (креол по происхождению, зовут его Амбруаз Воллар) исподволь занимается продажей картин. И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить» (realiser), то только перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе. Сезанну по душе их сдержанность, степенность, склонность этих тяжелодумов к размышлениям.

Опять нелады. В этом смысле он был даже не постимпрессионистом, а подлинным реалистом.

В зрелые годы он снял у одного из знакомых каменную хижину внутри каменоломни, в которой хранил свои художественные принадлежности и иногда ночевал, когда жара и усталость мешали ему вернуться в городскую квартиру. Впоследствии Сезанн запечатлел этот мост в ряде картин из серии, а на «Пейзаже с виадуком, гора Сент-Виктуар» (1885 – 1887) – движущийся по нему поезд. Белоснежные воротничок и манжеты, бархатное пальто, жемчужно-серые перчатки, трость с золотым набалдашником, можно сказать, «персонаж Тициана, покинувший раму». Почитатель классического пейзажа, он считает необходимым «вернуться к Пуссену через природу». И что же.

Золя взволнован и слегка смущен. Страдает, убеждаясь, что его друг и вправду «поглупел». С болью в сердце Сезанн примиряется со своей судьбой.

Это недостойно того, чем они были друг для друга столько лет кряду. Он якобы живет в Эксе. Что еще он может ждать от будущего. Он вынужден спуститься вниз по Сене до Вернона, где, наконец, устраивается в Отель де Пари.

Сад превратился в парк с вновь посаженной липовой аллеей. И со многими предосторожностями принимается за работу. В 1884-м – «Радость жизни» и в марте того же года – «Жерминаль». Сезанн изучает ее структуру, вычисляет объемы. Впрочем, лучше он немедля отправится к Золя, возьмет у него лодку и начнет работать. Как далек он теперь от импрессионизма. Но довольно цифр, хоть и убедительных, ведь речь идет об искусстве.

Вместо этого он днями сидит в Лувре, копируя классиков. А дерево, тянущееся снизу вверх по всей левой стороне холста, создает ощущение глубины – этот прием создает иллюзию, будто гора и поля находятся в отдалении (несмотря на то, что написаны «ближе», чем они есть, не в пропорции). Здесь и только здесь он бывает самим собой. Сезанн работает.

«Что случилось. » – недоумевает Золя. Острые боли заставляют его время от времени прерывать работу. Лучше отойти. И мать хотела бы возможно дольше видеть Поля подле себя. Пора возвращаться. Вот, например, место рождения картины «Красные скалы» (1900).

Теперь Сезанн корпит в своей мастерской на улице Валь де Грас над картиной с двумя фигурами – сценой из «Масленицы» («Марди гра»), моделями для которой служат его сын Поль в костюме Арлекина и сын сапожника Гийома в костюме Пьеро. Сезанн живет «у подножия холма». 1877, Колумбус, шт.

Но, убедившись в том, что все усилия напрасны, решил подчиниться капризам животного. Сезанн легко раним. На его огромном рабочем столе лежит рукопись, которая с каждым днем увеличивается на несколько страниц – «nulla dies sine linea» – «ни дня без строчки». Но это не мешает Сезанну безгранично восхищаться сыном. Но Сезанн не задерживается у Шоке. Думая иногда о Гойе и герцогине Альба, Сезанн вздыхает.

Это примерно то же, что и антикварные рынки Сент-Уаз в Париже. Он все упустил. Пока Сезанн не закончит работу, все предметы должны оставаться на месте. Но Сезанн не испытывает никакого удовольствия. Это очень красивое побережье, романтичное, солнечное, с крошечными пляжиками там. «Пошлый мещанин — вот кем теперь стал Золя. » Однажды Сезанн, явившись с опозданием, перехватил насмешливый взгляд, которым его друг обменялся со служанкой, завидев его внизу у лестницы, запыхавшегося, обремененного свертками, в помятой шляпе.

Импрессионизм, – добавляет он (и кажется, что читаешь Золя), – делает лишь первые шаги но в день, когда человек сильного темперамента и высокой культуры заставит нас признать импрессионизм, в этот день мы, возможно, получим новое искусство». Но прежде чем покинуть Париж, он провел некоторое время у Золя. Как знать, быть может, его работы не так уж презираемы, как он воображает.

Он продолжает пребывать на вершине художественного Олимпа. Правдиво передать его в живописи. Разве жизнь, которую он ведет, не безумие. Несмотря на нужду, Гоген противится жене, когда та, чтобы обеспечить семью деньгами, хочет продать несколько «сезаннов» из его коллекции. Он вдруг решает вернуться в Экс. Их отправляют на чердак.

13 июля он уведомляет об этом Золя. В более ранних произведениях, относящихся к 1880-м годам (таких, как «Гора Сент-Виктуар с большой сосной», 1886—87), гора ещё не является совершенной доминантой композиции, будучи просто одним из элементов пейзажа. Критик утверждает, что «начатый портрет – очень удачная работа» и долг художника перед самим собой ее закончить. Искрящаяся на солнце вода, горы, свежая зелень – красота. — Отсюда открываются прекрасные виды, но это не вполне живописные мотивы. Наивысшая точка Пик-де-Муш — 1011 м. Вокруг безлюдно и нетуристично. И надо признать, все действительно оборачивается как нельзя хуже. И какие. Слишком быстро, «проклятые», вянут.

С 1870-х гг. 1878, Париж, частное собрание Натюрморт с драпировкой, ок. О чем мог бы беседовать с этим Виктором Лейде. «Я был вынужден, – писал Сезанн, – немедленно прекратить работу, начатую у Жеффруа, так щедро предоставившего себя в мое распоряжение. Несказанность.

поднялись на верх холма, к готическому кафедральному собору. Полотно не поддается. 3ато сегодня самые престижные аукционные дома стараются заполучить на продажу хотя бы его акварель.

Обед привел Сезанна в прекрасное расположение духа. Неудачи больно задевают его.

Фанни. Ничего особенного. «И вы, Моне, –прерывающимся голосом воскликнул Сезанн, – вы тоже издеваетесь надо мной. » Затем вскочил из-за стола и, не слушая возражений друзей, огорченных столь неожиданной реакцией, убежал с перекошенным от волнения лицом. Его жизнь в Париже, если даже он оставался там на несколько месяцев, а порой и лет, была лишь паузами между постоянным пребыванием в Эксе.

«Эскизы сплошным потоком» спускаются с потолка до самого пола, где, скопившись, образуют «оползень брошенных вперемежку полотен». И только Сезанн, единственный, не признан. Нередко художники уходят вдвоем на мотивы. С террасы видна церковь святого Михаила на высокой горе.

Кто же все-таки этот Сезанн. Да разве я знаю, что он с ним сделал. 1883 год.

Это даст ему возможность появиться в Медане по первому зову Золя.

Тогда он скатывает его, ломает о колено и отшвыривает в дальний угол комнаты. Он нуль. И вовсе не потому, что его дружеские чувства к Золя иссякли. Его не замечают. «Я по-прежнему работаю, — сообщает Сезанн Золя.

Она и сама обожала менять места, кочевать по гостиницам. Какая разрушающая сила таится в нем – люди предстают во всей их обнаженности. А если правительство под предлогом того, что эти художники, бесспорно, революционеры, надумает упрятать в тюрьму приверженцев «школы», как их называет Танги. По словам историка искусства Готфрида Бёма, автора монографии о Сезанне, в многочисленных вариациях одного и того же сюжета художник стремился осуществить «синтез постоянства и изменчивости»8. Он ненавидит толпу. В поздних картинах серии часто видят истоки кубизма и абстракционизма3.

Он издерган. «Я чувствую, что скоро покину грешную землю. Сезанн любил эти карьеры.

На этот раз настроение у Сезанна самое мрачное. «Постоянная борьба, ежедневная десятичасовая работа, предельная самоотдача. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах веществ. Сезанн злится, на долгие дни исчезает из дому. Он уже в Медане, но у него заболела жена.

У Сезанна слишком тяжело на душе, чтобы задерживать на этом свое внимание. Сезанн запирается в Жа де Буффане. Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif) и в том же году начал писать картины, вылившиеся в целую серию, которой художник посвятил многие годы. Разумеется, в родном Провансе.

Гортензия едет в Жа де Буффан с маленьким Полем (ему уже минуло четырнадцать. ), в сопровождении свекра и свекрови. То ли я обезумел, то ли в здравом уме. Имя Сезанна постепенно приобретает известность. Их натуры где-то в глубине схожи между собой Сезанн обуздал свою натуру, подчинил ее законам искусства, в котором хочет следовать классикам, но в художнике все бурлит, возмущается и, порой взрываясь, он привносит в тщательно обдуманные полотна неожиданный акцент: нарядность в присущую им аскетическую строгость и те досадные «промахи», которые составляют мучительную драму его творческой жизни.

Бедные натурщицы. Кто мог предвидеть что-либо подобное, когда они учились в коллеже и позднее, в Париже, во времена знаменитого Салона отверженных. всякое впечатление. Небольшой приятный городок вполне во вкусе Гортензии.

Под его кистью воскресают венецианские празднества, галантные сцены Ватто. В ранних работах С. сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа, О. Домье однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорических сцен («Оргия», 1864—68, частное собрание, Париж «Убийство», 1867—70, галерея Вильденштейна, Нью-Йорк). Завез к неграм. Сезанн не задерживается у Золя. Мне нужнее и интереснее антикварные блошки типа. Почти две тысячи франков уплачены за полотна Писсарро. (Другое дело, что его самого «сливки» парижского арт-мира признали не сразу. ) В какой-то момент Сезанн и сам заводит семью: его натурщица рожает ему сына.

Забыл их стычки, отцовский гнет, различие взглядов, обиды – забыл все. «Женись на ней, женись наконец. » — не перестает твердить Мария, заводя разговор о Гортензии. Несвоевременное вторжение гостей удивило Ренуаров. над самой пристанью», в том месте, которое называется кварталом Замка. Сезанн легко раним.

Вдобавок ко всему еще эта мерзость, безвкусица. Страшная вещь успех. За границу он вообще выезжал только один раз и то не в Италию 151 Мекку всех художников, а в Швейцарию. Будем относиться с интересом к каждому новому дерзанию. Несмотря на дружбу с Сезанном, Золя в конце концов соглашается с мнением жены: «Становится неприличным сохранять дома, на виду у посетителей, полотна этого неудачника». В отличие от импрессионистов, устремлявшихся в своем творчестве в погоню за ускользающим мгновением, Сезанн надеялся превратить «импрессионизм в искусство такое же прочное и долговечное, как искусство музеев».

Сестра Роза с мужем никак не решается уехать их младенец пищит. «Отшельником из Экса» Сезанна прозвали его современники. И Сезанн дал себе слово: больше он в Медан не вернется.

Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена. С 1874 участвовал в нескольких их выставках постоянно (кроме 1882) отвергался жюри Салона. Быть может. Впрочем, даже эта дружба отныне кажется ему бессмысленной.

Не так обстоит дело с Марией. Как уловить ее, как объять во всех проявлениях. Вместе с сыном она садится в поезд идущий в столицу. Творчество Сезанна оказало существенное влияние на развитие ряда направлений XX столетия, на становление таких мастеров, как Матисс, Пикассо, Брак, Дерен, на русских «сезаннистов» — Лентулова, Машкова, Кончаловского, Удальцову, Фалька и других. Интересна история, связанная с горой Сент-Виктуар и правнуком великого художника. Особенно это сравнение становится очевидным, когда оказываешься в карьерах Бибемю.

Но швейцарский пейзаж, столь отличный от провансальского, озадачивает Сезанна. На территорию пройти нельзя и мы фотографировали сад сверху и. По поводу двух из них Гоген пишет жене в ноябре: «Я очень дорожу моими двумя полотнами Сезанна, поскольку у художника мало законченных вещей, но придет день и они станут большой ценностью», – предсказывает Гоген.

Мертв. Правда, понять искусство реформатора тогда смогли лишь избранные. Но эти встречи лишены для него всякого интереса. Вот почему он почти всегда стеснен в средствах.

В фонтане. сменились сельскими. Маршрут «Париж 151 Экс» становится для него также постоянным. Поутру заехали к Сент-Виктуар (Sainte Victoire) — горной гряде, расположенной к востоку от Экса. Ведь он прекрасно знает, как его друг работал над «Творчеством».

Живопись для него вериги. Выждем. Сезанн узнает себя в этом человеке.

К занятиям искусством в детстве и ранней юности особо не стремится, хотя и посещает местную школу рисования. Сезанн — человек мощного творческого темперамента, суровой воли, сильных чувств. Смотреть в лавке Танги полотна Сезанна приходит много начинающих художников, в том числе восемнадцатилетний юноша Эмиль Бернар, тоже страстный поклонник сезанновской живописи и друг Бернара, Луи Анкетен. Та же скала справа, проем, деревья на заднем плане. Мелкий укол самолюбию — и он страдает от обиды. А еще это и это. » Новички ничего не покупают и, хотя папаша Танги постепенно заражает их своим восторгом «Сезаннами», сам он по-прежнему остается бедняком. Сезанн воспринял эту смерть как тяжелую личную утрату.

Еще чего. Лучше уйти, уединиться. Но внутренняя тревога мешает ему сосредоточиться.

А дальше «бордель в том или другом городе и это все. Мария подчас внушает страх невестке, которая ведет себя скромнее скромного. Сезанн-отец находится в Жа де Буффане. Отношение сына к жене поддерживает в ней это чувство. Он принял все необходимые предосторожности.

Он, Сезанн, ничего не получил. Та знает своего братца получше Луи-Огюста, ее не проведешь никакими ухищрениями. «Так же как в личной жизни сюжет «отец—сын» становится для Поля Сезанна постоянным лейтмотивом, так и в творчестве он удивительно постоянен.

И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить» (realiser), то только перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе. Гора изображена Сензанном более чем в 60 картинах. С. начинает работать на пленэре и хотя его палитра высветляется именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с импрессионизмом: С. интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы («Дом повешенного в Овере», 1872—73, «Поворот дороги», оба произведения — в Музее импрессионизма, Париж). Исступленный, галлюцинирующий, озверелый, он либо проклинал живопись 151 «это собачье ремесло», либо в хмельном порыве безудержной радости заявлял: «Когда я пишу, у меня такое ощущение, точно я сам себя щекочу». Под силами природы, которые ему хочется разгадать и зафиксировать на картинах, он понимает и людей, ту материю из которой сделаны лица, фигуры, одеяния. Здесь он полностью властен над натурой.

Вскоре жизнь Сезанна становится невыносимой. Ни дуновения. Поболтав с братом Байля, Изидором, ныне адвокатом, Сезанн ворчит: «У него вид смазливого судейского гаденыша». Шоке умер.

Но все-таки Сезанн любит приезжать в Жа без жены. В портрете своего друга Виктора Шоке (ок. Он должен жениться на Гортензии и чем скорее, тем лучше.

Голова была облеплена детьми. Он забыл о бесчисленных мелких придирках, которыми Луи-Огюст постоянно изводил его. На этом дружба закончилась. Поль справедливо рассудил, что это было предательством» (Тина Гай). Для работ раннего «романтического» периода характерна экспрессия форм, линий, цвета бурные страсти, снедающие художника ищут выхода в живописи (Оргия, 1864—1868, Париж, частное собрание Похищение, 1867—1869, Кембридж, Музей Фитцуильям).

На площади Виктуар возле собора– фонтан и памятник папе Урбану II. Он капитулировал. Даже тихий остров Сен-Луи не может удержать его: Сезанн живет теперь на авеню дОрлеан. Кроме того, Мария повздорила с Розой, которую упрекают в излишней уступчивости мужу: Максим игрок и юбочник короче говоря, если он будет продолжать такой образ жизни, то в недалеком будущем семье грозит полное разорение. Сезанн знает, что работа над портретом будет длительной.

В конце. На черный день он запасся тонной солдатских сухарей. 11 июля Сезанн срывается и внезапно уезжает в расположенный неподалеку от Медана Виллен. Ныне Сент-Виктуар Сезанна разбросан по разным уголкам мира. Гора Сент-Виктуар.

Его творческий накал доходит до исступления. Всматриваясь в расстилающийся перед ними пейзаж. Мир застыл. Однако к чему этот разговор. Спустя некоторое время после их отъезда Сезанн и сам уезжает в Эстак к Гортензии.

Что там наговорит ему этот «папаша Жеффруа. ». Зайдя в ближайший магазин, тут. Научные работы – в сотрудничестве с Гастоном де Сапорта Марион опубликовал девятнадцатитомный труд «Эволюция растительного царства», – разнообразная деятельность, приближающееся сорокалетие не погасили в этом человеке увлечения искусством. Бог мой. » Три года.

Близок день, когда каждое из этих полотен будет стоить много дороже пятисот франков, отныне Танги считает своих «Сезаннов» «бесценным сокровищем». Только латиняне способны продолжить традиции классицизма. Дни идут. Уступив настояниям Марии, Сезанн начал ходить в церковь. Оказавшись на улице Сент Антуан, я сориентировалась и успокоилась. Он вообще ничего больше не выносит. Знал бы Сезанн, каким баснословным эквивалентом оценивают потомки его талант.

Меня мучит острое ощущение оттенков. Природа, которой вдохновлялся Сезанн, сохранилась в этом заповеднике лучше, чем некоторые его произведения в музеях. О, никогда в жизни Сезанн не признается, что он смертельно ранен. Сезанн одинок Книги Золя по-прежнему единственные вестники, доходящие до него извне.

В октябре он снова уехал в Экс с мыслью не возвращаться в столицу. Устроители выставки согласны и картину «Дом повешенного» (Шоке получил ее от графа Дориа в обмен на картину «Тающий снег в лесу Фонтенбло») покажут на Всемирной выставке. Вода и листва будто спят каменным сном.

Он писал до последнего вздоха. «Я как ребенок», – говорил о себе Сезанн. Вот именно, терпеть Сезанн не может Фанни по-прежнему не пишет. Нет, нет. Зрело обдуманная и точно построенная, каждая из работ Сезанна становится песней, которую художник насыщает волнующей поэзией и трепетным чувством. сами не заметили, как черная гряда вулканов осталась за спиной.

Но Сезанн страдает. Сезанн настойчив, он снова шлет письмо. И какой странный человек.

Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого) — то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространственные планы, гармонично сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, С. добивается эпического звучания пейзажей с их панорамным, сферическим охватом ландшафта («Гора Сент-Виктуар в сумерки», около 1905, Музей изобразительных искусств им. При любой перемене погоды, при любой игре света художник видит неизменную сущность провансальской земли с ее скалистыми нагромождениями, ее извечную историю. Он старше Сезанна на пятнадцать лет, ему скоро минет шестьдесят121. Неподалеку от Сент-Виктуар находится древний замок Вовенарг (Chteau of Vauvenargues), связанный с именем Пабло Пикассо, который купил его в середине прошлого века. Эта грязь, подымающаяся со дна души из-за какой-то служанки на ферме.

– что забыл осведомиться на почте, где его ждало «до востребования» письмо Золя. Впрочем, как ни приятно ему это уважение, но оно так мало значит. В них – душа Сезанна. 1897-1898 гг.

Он работает в пустыне. И вдруг начинает неистово колотить по столу. Он и сам писал стихи. Вокруг ни малейших следов присутствия человека. С лихорадочным блеском в глазах разглядывает Сезанн эту красивую девушку из Прованса. «Я целомудрен, – любит говорить о себе Золя. – Женщина помимо жены.

Но не проходит и сорока восьми часов, как все планы Сезанна снова рушатся. Ободренный, Сезанн возвращается к Жеффруа и сеансы начинаются снова. Однако есть и другой вариант – более длинный «южный» путь. Юноши вынуждены простаивать долгие часы, не меняя позы. О нет, нет. Поразмыслив, Сезанн, должно быть, почувствовал некоторую неловкость – всегда он обременяет Золя своими просьбами – и в постскриптуме добавил странную фразу: «Я человек маленький и не в состоянии оказать тебе никакой услуги, но я уйду из этого мира раньше и постараюсь исхлопотать для тебя у Всевышнего тепленькое местечко».

Страх сжимает горло, он охвачен страстью. Сезанн потрясен. В более ранних произведениях, относящихся к 1880-м годам (таких, как «Гора Сент-Виктуар с большой сосной», 1886—87), гора ещё не является совершенной доминантой композиции, будучи просто одним из элементов пейзажа9. Лениво разглядывает Амбруаз Воллар «Сезаннов» в лавке Танги. Худой, бледный, трясущийся, он продолжал писать даже в постели.

Его мысль о «власти» над моделью важна для понимания художественных идей Новейшего времени: художник утверждал право на собственное видение мира, на волевую трансформацию натуры. А что последует затем. Кончено. – ему уже не подчинялась. Жена и сын так привыкли к странностям Сезанна, что его отсутствие их не беспокоит.

Сезанн писал гору Сент-Виктуар со всех мыслимых точек, пытаясь найти всё новые и новые ракурсы. Моделями ему послужат крестьяне. Мы видим лоскуты зеленых и золотых полей, которые как одеяло покрывают долину (поля написаны под двумя углами, как минимум) и растелены до самого подножия синевато-розовой громады. Он изверился. На ней ничего не видно, кроме туманного нагромождения красок и множества беспорядочных линий из которых – непонятно каким чудом – возникает прелестная обнаженная нога, «уцелевшая от медленного, непрестанного разрушения».

Он не хотел никого обидеть и не считал, что обижает, а стремился лишь к одному – создать литературное произведение. Быть может, его произведения обречены на небытие. Сезанн, ослепленный гневом, ходит взад-вперед, сжимая кулаки. Но Гортензия, та рассуждает по-иному.

Мы даем всходы». Чего только не приходилось им сносить от этого нелюдима, грубияна. Тишина. За те два года, которые Пикассо прожил в этой части Прованса, он написал самые известные портреты своей последней жены Жаклин, серию картин по мотивам полотна Мане «Завтрак на траве», создал несколько скульптур. Лучше. Иной раз его охватывает нервное возбуждение, а иной раз депрессия и усталость.

В данную минуту он берется за все. Сезанн мечется, тоскует. Как утверждает Филипп, его прадед пришел бы в ужас, если бы узнал об этом. Страдает в гостиной Медана, где мадам Золя откровенно дает ему понять, что он со своими грубыми манерами, неопрятной одеждой, резкими выходками, угрюмостью и раздражительностью такой же нежеланный гость, как ее кузены и кузены кузенов, зачастившие с протянутой рукой в Медан, куда их привлекает позлащенная слава писателя. «Жизнь в Жа де Буффане, – пишет Сезанн своему другу Золя, – не очень-то веселая».

Танги, много претерпевший из-за причастности к коммуне, затаил неприязнь и недоверие к правительству. По системе Сезанна учат студентов, а знаменитые художники, от абстракционистов до гиперреалистов, создают ему «Hommage» 151 посвящения и преклоняются перед даром гения. 4, 5 июля от Золя ни звука. Там он завоевывал художественную сцену, а жил и творил на родине, в Эксе.

В любой победе таится зародыш грядущего поражения. Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями. «Пошлый мещанин – вот кем теперь стал Золя. » Однажды Сезанн, явившись с опозданием, перехватил насмешливый взгляд, которым его друг обменялся со служанкой, завидев его внизу у лестницы, запыхавшегося, обремененного свертками, в помятой шляпе.

Впоследствии Сезанн запечатлел этот мост в ряде картин из серии, а на «Пейзаже с виадуком, гора Сент-Виктуар» (1885–1887) — движущийся по нему поезд. Сегодня «Ругон-Маккары» насчитывают 13 томов. Он хотел бы передать ее красоту — это одна из его самых мучительных забот., от него очень внушительно смотрится Эйфелева башня. Вскоре он будет так же богат, как старый Луи-Огюст. не показался. Край этот, столько раз исхоженный Сезанном, уже не подвержен для него капризам дней и времен года.

В покойном он потерял друга и одновременно своего единственного серьезного ценителя. Взбешенный художник возвращается к себе в Жа де Буффан. Правда иной раз Танги, заинтересовавшись каким-нибудь полотном и желая «отвадить» покупателя (он всегда с болью душевной расставался с любым произведением), назначает аховые цены – вплоть до 400, 500 и 600 франков при таких цифрах покупатель, разумеется, «остывал» и больше не настаивал на покупке. И делал это всю свою сознательную жизнь. Они показывают его неуверенность в себе, преклонение перед великими.

Он возвращается сюда из лета в лето, бродит по карьерам Бибемю (Bibemus), обходит гору Сент-Виктуар, посещает маленькие городки и деревни вокруг, насыщается образами местной природы, концентрированными, наполненными энергетикой. Часто Сезанн уходит бродить по холмам, высящимся вдоль дороги в Толоне. И вовсе не спешит переменить место жительства. 1889 год.

Но многие полотна были тоже оценены не выше, чем полотна Сезанна. В свое время художник отдал дань дендизму. И вечно мечется, охваченный нервным беспокойством и нетерпением. Так вот тоже самое и с Сезанном. Владимир как-то интересно увязан эту скульптуру «Прислушивающийся» со святым Евстахием через евстахиеву трубу.

Мир застыл. Уже ранние работы нарушают законы прямойперспективы: все линии в пространстве искривлены, предметы предстают преувеличенно весомыми иобъёмными, а пространство – сферическим. В классически ясных и спокойныхпейзажах перспективные линии не сходятся в одной точке, а закругляются «как по краю блюдца» дальниепредметы приподнимаются и увеличиваются. Затем учился юриспруденции, работал в банке. Он не художник Севера и не художник Иль-де-Франса. Мы еще прогулялись по. «1882 год.

Благодаря Э. Золя (другу детства) и К. Писсарро (соученику) сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими импрессионистами. Кост по поручению Золя роется в антикварных лавках и в лавках с разным старьем. По своей обычной методе писатель сперва накопил груду выписок, затем порылся в воспоминаниях, получил у одних, у других людей сведения о том о сем, о торговцах картинами, о любителях искусства (вплоть до Шоке под именем господина Гю), об инвентаре художника, разузнал всю подноготную о натурщиках и натурщицах, вникнул в интриги Салона.

«Я вижу, что планы набегают один на другой и иногда отвесные линии мне кажутся падающими». Только латиняне способны продолжить традиции классицизма. Множество организованных групп со своими увлеченными гидами вокруг нас.

В последние годы С. часто обращается к мотивам «Купальщиц» и «Купальщиков», стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с гармонической определённостью и монументальностью образов. Прошли те времена, когда его пинали все, кто мог, когда газета «Ле Пти Паризьен» позволяла себе следующие высказывания: «Это своенравный, вспыльчивый, поистине непримиримый художник. Здесь в Жа он вновь становится тем ребенком, каким был в годы далекого детства, когда, спасаясь от гнева Луи-Огюста, прятался, сжавшись в комочек, за широкими юбками матери или искал защиты у Марии, младшей сестры. см. Эта хижина и сейчас встречает гостей.

Разве пишут для денег. Против ожидания она находит в Марии союзницу, хотя та ее презирает. После двадцати лет страстной одержимости дойти до такого состояния, так опуститься. Но чего ему по-настоящему хотелось бы – это соединить в единственной, небывало прекрасной картине открывающиеся его взору различные элементы: яркую синеву моря, четкие и гармоничные линии массива Марсейвейр, ближние домики под черепичными кровлями, листву деревьев, сросшиеся верхушки сосен. «Дамское счастье» вышло в свет в 1883-м. Разумеется, Сезанн пытается писать – живопись всегда для него большая поддержка.

Говорят об искусстве, говорят о науке. Его пейзажи Прованса залиты солнцем. Единственная значительная сумма в 3 тысячи франков была выручена за одно из полотен Моне.

Мария ходит за Сезанном по пятам, выслеживает, укоряет, не дает ему опомниться. Однако не все ответы таковы. городке их целых два) с великолепным садом, террасами спускающимся по горе. В этих работах Сезанн проявил себя мастером художественного анализа используя геометрию для описания природы и экспериментируя с цветовыми оттенками для передачи глубины объектов.

Серия автопортретов, написанных в разные годы, 151 лучшее «пособие» по изучению отношения художника к себе и миру. Он читает и перечитывает эту маленькую новеллу Бальзака: десять лет Френхофер, гениальный художник, работает над полотном «Прекрасная Нуазеза», своим шедевром, который он тщательно ото всех скрывает.

Оллеру не повезло. Именно его, Сезанна, похоронил этот «краснобай». Однако Сезанн 151 не только пейзажист. Trahit sua quemque voluptas.

Ту поддержку, которая более чем когда-либо была ему необходима. Их неповторимое сочетание под рукой Поля Сезанна рождало именно его живопись 151наполненную ароматом сухих сосен, теплом раскаленного камня и стрекотом цикад. Но, правда, делал он это практически в разных стилях. «Он самый сильный среди нас, – замечает Сезанн, – Моне, я ему даю место в Лувре». И чтобы это отобразить, надо очень мало краски и очень много простоты. Но терпение Сезанна иссякло. «Но можешь ли ты несколько дней потерпеть. » – спрашивает Золя Сезанна. Ему необходимо уехать, переменить место. Полагаю, что все-таки я буду жить и не хочу рисковать и in aeternum жариться.

И все-таки исповедуется, причащается, находит в мессах успокоение и отдых. После неожиданно свалившегося наследства – кто-то из друзей отписал Косту сто тысяч франков «на память и в доказательство уважения» – он ушел из армии и поселился в Эксе купив по дороге в Ламбеск деревенский домик, а против собора Сен-Совер довольно красивый особняк. Не в пример сыну отец «выразил» себя. Выводя толстым пальцем кружки, Танги любил говорить: «Взгляните на это небо., вершина купола изнутри спиралью выложена медной проволокой. говоря – это миф. Впрочем, что мог бы он сегодня сказать этим людям.

В рейтинге самых «ценных мастеров» художник занимает четвертое место после Пикассо, Клода Моне и Ван Гога. Ведь этот ребенок, обожаемый отцом, самый верный ее козырь. И что же. Оллер не растерялся, он не намерен сдаваться. На столе несколько листов бумаги, раскрытая книга, небольшой слепок Родена, цветок в вазе. Ни отец, ни мать, ни сестры, ни Гортензия не понимают его живописи и того маниакального бессмысленного упорства, которое заставляет его продолжать свою всеми презираемую работу.

Золя любит поесть и потому полнеет. Горы сменились сельхозугодиями – обширными кукурузными полями, подсолнухами. Моральная подавленность сказывается на здоровье Сезанна. Кроме Поля в доме росли две сестры, с которыми он поддерживал теплые отношения. Несколько позднее, в феврале, Валабрег просит Сезанна приехать к нему в Экс. Сегодня он позволил этой силе расцвести.

Сезанн взбешен, 6 июля он вспоминает, осыпая себя ругательствами – черт подери эту дурацкую голову. А ведь этот человек награжден ленточкой Почетного легиона». «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы» — говорит Сезанн. Сент-Виктуар – его отдых, радость, его вера в себя.

Катастрофа. На это дерево. один поток, катящийся по горному ущелью. Не отказывай мне в этой услуге, я не знаю, куда кинуться».

И если когда-нибудь в один прекрасный день он найдет себя, ему удастся себя «выразить», то только здесь, перед этой горой Сент-Виктуар, перед этой горной цепью Этуаль, контуры которой так четко вырисовываются в сухом воздухе. Какой уж тут отшельник. С беззаботными прогулками покончено. Марион все время по-дилетантски занимается живописью. та, с которой отчаянно соперничала Эллочка Людоедка), свила гнездо в горах. Только латиняне способны продолжить традиции классицизма.

Он избрал мотивом старую Гарданну. Там снимает «маленький домик с садом. В старой Гарданне дома лепятся друг к другу вдоль извилистых, с крутым подъемом улочек, опоясывающих холм, вершину которого венчает четырехугольная церковная колокольня. Шесть картин Сезанна дали в общем ничтожные деньги – 902 франка.

С поразительной легкостью переходит он от воодушевления к отчаянию, от смеха к слезам. Примириться, симулировать чувства, о нет. Его краткие поездки к друзьям-художникам: в Овернь к Писсарро, в Ла-Рош-Гюйон к Ренуару 151 все это лишь дополнительные штрихи к Эксу. 15 октября 1877 года была открыта железнодорожная линия Экс— Марсель.

Он хотел бы передать его красоту. С творческим горением, с окрыляющей уверенностью «хочу одним-единственным яблоком удивить Париж» покончено. Однажды они целый месяц бродили с мешком за плечами по холмам между Марселем и Эксом. Сезанн назвал гору «прекрасной темой» (beau motif) и в том же году начал её первые зарисовки, вылившиеся в целую серию из 80 картин, которой художник посвятил многие годы. Хочу просить об одной услуге, ничтожной для тебя и весьма значительной для меня.

Отныне между ним и Золя все кончено. В конце декабря Сезанна, в свою очередь, навестили проездом в Париж Моне и Ренуар, возвращавшиеся с итальянского побережья. В них даже есть нечто магическое и многие приезжающие сюда иностранцы очень удивляются тому, что пейзаж остался таким же, каким его видел художник». Филипп Сезанн, защищающий «моральные права» своего прославленного предка, заявил, что проложить железную дорогу через столь живописную местность, с ее соснами, кипарисами и красными черепичными крышами, – все равно что нанести столь любимому его прадедом пейзажу «кровавый удар мечом». Потомок Поля Сезанна оказывает большую поддержку приобретающей все большую огласку кампании против строительства отрезка скоростной трассы от Экс-ан-Прованса до Ниццы. Гортензия, со своей стороны, больше не посещает ни мать, ни сестру Сезанна. Небольшая деревенька, музей, устроенный в старинной мельнице. Роза бумажная: длительная работа не позволяет художнику писать живые цветы.

Жеффруа беседует с ним о Моне. Писатель не заехал в Экс. Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями. Их полотна раскупают и часто платят большие деньги. Бедное, скромное мое видение. » После обеда, когда гости прогуливались по саду, Сезанн посреди аллеи упал перед Роденом на колени, чтобы еще раз поблагодарить скульптора за то, что тот пожал ему руку. Век за веком сначала римские рабы, затем наемные рабочие «срезали» землю, уходя все глубже и создавая причудливый пейзаж из ущелий, образованных пластами вырубок.

Сезанн (Czanne) Поль (19. 1. 1839, Эксан-Прованс, — 22. 10. 1906, там же), французский художник, ведущий мастер постимпрессионизма. И пишет. Золя в своем романе «Творчество» несколькими фразами заклеймил бесполезность подобных восторгов, высмеял энтузиазм Шоке и тот благоговейный трепет, с каким он уносит к себе полотна Сезанна – «полотна сумасшедшего, которые он повесит у себя рядом с картинами замечательных мастеров». Гортензия призывает Ренуаров быть судьями между нею и мужем. Когда Моне закончил речь, Сезанн посмотрел на него печальным полным укоризны взглядом.

Бедное мое. Все как у обычного человека. Впрочем, его мастерство непрерывно совершенствуется. В Гатенвилле Сезанн пишет новый портрет своего друга Шоке в той манере, в какой сейчас предпочитает работать и манере, когда модель имеет лишь одно основное назначение – дать предлог для анализа новых форм, сведенных к самому существенному, к почти геометрической простоте и построенных в строжайшем порядке. А с началом его творческой карьеры круг знакомств расширяется до Парижа, где он знает всех и вся.

Ведь немногим более ста лет назад сам мастер считал большой удачей, если продавал свои холсты по 40 франков (для сравнения: 20 франков в месяц тогда, в конце XIX века, стоила комната в Париже, а за 10 франков в месяц художник мог обеспечить себя красками и холстами). Будь то в портрете (например, Л. Гийома, 1879—82, Национальная галерея, Вашингтон), фигурной композиции («Пьеро и Арлекин», 1888, Музей изобразительных искусств им. Да, его жизнь целиком отдана живописи, но не закончится ли она ужасным поражением. Страшная вещь успех.

Сквозь пенсне Золя смотрит на живой прототип героя своего произведения. Увы, того не интересует Сезанн. Ни дуновения. Маршрут «Париж — Экс» становится для него также постоянным. Вот почему Сезанн никогда не устает смотреть, как Монтичелли работает. Как мало нужно, чтобы привести Сезанна в отчаяние. В своей книге, героем которой будет Сезанн—Лантье, писатель покажет не только «борьбу художника с природой», но и «борьбу женщины с творчеством».

Раз есть деньги ими надо пользоваться. Глубокая усталость одолевает его, он чувствует себя физически ослабевшим. Прах Пабло Пикассо захоронен во внутреннем дворе замка Вовенарг. Неудачи больно задевают его. «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы — писал Сезанн. – этот маг и волшебник интуиции».

Что ж. Он ответит Золя. А. С. Пушкина). Она, несомненно, чуточку ревнует его к Гортензии. Здоровье его расшатано. Почему отшельник.

В октябре он снова уехал в Экс с мыслью не возвращаться в столицу. На этот раз именно так и произошло: Сезанн все оставил. толпится Дефанс. Вопреки воле властного и деспотичного отца (от которого он материально зависел в течение всей жизни) Поль уезжает в Париж (1861), чтобы стать живописцем.

Спустившись вниз, в деревню, сели в автобус. Но настал день и художник, опьяненный удачей, соглашается показать друзьям картину. Сезанн убежден, что Монтичелли, этот алхимик цвета, с ошеломляющей быстротой создающий картину за картиной, почти рельефные по фактуре и одновременно напоминающие блестящие эмали, владеет «только ему одному известным секретом растирания красок».

В свое время художник отдал дань дендизму. Скоро ему стукнет пятьдесят. следы ранних форм существования растений и животных. запаниковала и стала выбираться на центральную улицу. Сын, как всегда, ее любимец (о нет, нет, только не Мария, она слишком властная, что ни говорите, «это не то»).

Впрочем, ему везде плохо. Сезанн последует за ним. О. Луи-Огюст, вот кто был на высоте своего призвания.

Но оно было мое. Вот уже 3 июля, а от Золя все еще нет ответа. Нет, он больше не поедет к своему другу. Сезанн предельно возбудим. По словам Алексиса, они ненавидят «эту особу», которая рассорилась и с Розой.

В душе у Сезанна больше нет иллюзий. Ах, этот бедный Поль. Американская художница Мэри Кассат, друг Моне, увидев впервые Сезанна, приняла его за разбойника, головореза, «a cut-throat», но это впечатление быстро рассеялось и она поняла, что «разбойник» застенчив и кроток, как дитя. А. С. Напротив, его всегда окружали родственники и друзья.

Это рукопись его романа, следующего, 14-го тома «Ругон-Маккаров» это «Творчество», роман о Клоде Лантье, роман о Сезанне, который писатель начал править два с половиной месяца назад. В Швейцарии он чувствует себя чужим. Область Эстака неотступно владеет мыслями художника. В ее торжественной красоте он видит отблеск гармонии мироздания, отсвет мировой души. Доводя до крайности верность своему видению, повинуясь страстному желанию писать именно то, что он видит, стремясь точнее выразить «свое маленькое ощущение», Сезанн спрашивает себя, не отказаться ли ему от того произвола, который считается общепринятой истиной, но для него эта истина ничто. Чуть дальше от площади, за каменной стеной – Королевский розарий. Тишина. Но встречаться с Сезанном.

«Женись на ней, женись наконец. » – не перестает твердить Мария, заводя разговор о Гортензии. И победил. 15 октября 1877 года была открыта железнодорожная линия Экс-Марсель.

Но, стремясь, как всегда, производить впечатление, преувеличивая врожденную склонность ко всему причудливому, он подчеркивает необычность своих манер, туманность речей, уснащенных «заранее продуманными нелепостями». Мы воспринимаем токи мощной духовной энергии исходящие от полотен мастера. Лучше исчезнуть.

Я и мое полотно — мы одно целое. Он и Сезанн, как в прежние времена, ставят свои мольберты рядом. Вот уже пять месяцев, как они покинули Францию. Но они радушно приняли неполадивших супругов. Вместе с тем позднее творчество С. было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значительной отвлечённости живописных построений. То, как написана гора, позволяет нам думать, что Сезанн находился неподалеку, хотя на самом деле расстояние составляло около 13 км.

Гортензия, та ни за что не хочет возвращаться в Экс. «Отсюда можно было бы увезти сокровища. Новую линию планируется открыть к 2020 году. Согласно проекту, самый короткий, т. н. «северный», маршрут железной дороги будет занимать четыре часа и пройдет через Прованс вдоль южного склона горы Сент-Виктуар до Ниццы. были бы открываться чудесные виды на море, Ниццу и окрестные горы, но – увы. Он разоткровенничался. В ноябре он возвратился на зимнюю квартиру в Эстак, куда вскоре приехала мать.

Но это отнюдь не значит, что Сезанн был одинок и несчастен. «Отец», – шепчет Сезанн. Несказанность. Сезанн вырывает предметы из потока времени, чтобы вернуть их вечности.

Столько надежд, столько терзаний, суровое детство, надорванная тяжелым трудом молодость, то одно, то другое. Но вернемся к растущему Полю. Сезанн вырывает предметы из потока времени, чтобы вернуть их вечности. Лучше исчезнуть. О, этот Гоген. А я, что прикажете делать мне.

К моменту его появления гости уже сидели за столом. И тогда тяжелый характер Сезанна проявляется еще резче. Все между собой не ладят. Она привыкла к его длительным отлучкам, к перерывам в их беспорядочной супружеской жизни. Скитания приводят Сезанна в Марсель.

Пресса спешит откликнуться на книги Золя. Разочарование Сезанна глубоко и необратимо. Что за притягательная сила таится в этой ослепительной плоти. У праха нелюбимого отца Сезанн внезапно ощутил чувство глубокого волнения.

Затем все перетасовал и без дурного умысла, беззлобно и простодушно написал книгу. Он художник этой земли с ее грубыми геологическими напластованиями. Когда в жизни Поля происходит перелом к творчеству. В поздних картинах серии часто видят истоки кубизма и абстракционизма. Одиночество тяжелым грузом ложится на сердце Сезанна. «Аминь. » – отвечал мальчик-певчий.

Вначале Сезанн пытался воздействовать на него голосом или палкой. Впрочем, ему везде плохо. За домом высятся поросшие соснами крутые скалы.

Впоследствии во время поездки мы досыта. Как бы там ни было, в 1892 году одна за другой вышли две статьи о Сезанне. Достаточно увидеть «Автопортрет в фуражке» 18731511875 годов из Эрмитажа, «Автопортрет на розовом фоне» 1875 года или «Автопортрет» 18771511880 годов (оба из музея Орсэ), чтобы почувствовать силу его личности. «Благодарю тебя за присланную книгу, – пишет он другу, – за то, что не забываешь меня в моем уединении».

Сезанн запрещает подметать у себя «из боязни, как бы пыль не осела на еще влажные полотна». Как далек он теперь от импрессионизма.

Уйти от самого себя, забыться, не быть существом, зависящим от капризов необычной судьбы. Однажды, гуляя по улицам, Сезанны увидели антирелигиозную демонстрацию. Он будет огибать «сезанновские» места и протянется через прибрежные города Марсель и Тулон. «Каких глупостей ты бы ни натворил, ничто не заставит меня забыть о том, что я твой отец», – говорит он с нежностью.

Пусть все остается по-прежнему, словно бы ничего не произошло, словно «Творчество» не причинило ему нестерпимой боли и Клод Лантье не Поль Сезанн. Пушкина Вид на гору Сент-Виктуар со стороны Бельвю, 1883 Гора Сент-Виктуар. В середине июня Сезанн появляется в Париже и находит приют у Ренуаров в Ларош-Гюйоне. Он не художник Севера и не художник Иль де Франс.

Я прихожу на мотив и теряюсь в нем. Спустя три недели, 28 апреля в мэрии Экса Сезанн зарегистрировал брак с Гортензией. Лучше уйти, уединиться. К тому же вновь обостряется его мизантропия. Быть может, он ошибается, быть может, никогда не сумеет «теоретически обосновать результаты своих попыток». Она тащит мужа за собой в Веве, в Лозанну. Издали Сен Виктуар похожа на смятую и кинутую сгибом вверх скатерть на столе равнины. Он не располагает большими деньгами, но не теряет надежды их заработать.

«Видишь, – усмехнулся Сезанн, – если бы все глупцы исчезли, ты был бы принужден доедать остатки тушеного мяса наедине со своей благоверной». Лишь четыре дня спустя от него пришло письмо, помеченное почтовым штемпелем: Женева. В Марселе вспыхнула эпидемия холеры и, боясь заразиться, Золя отменил встречу с Сезанном.

Ему уже 51 год. Странная загадка эта живопись. Эта земля влечет его к себе, побуждает еще полнее выразить свое стремление к структурности, свою потребность свести хаотическое мельтешение вещей к немногим формам, освобожденным от всего случайного, почти геометрически строгим. Красивое и запомнившееся нам окончание. Дорога повела нас через деревушку Толоне (мы были здесь 1 января 2012 года) всё ближе к горе Сен Виктуар. Он одинок.

Завернув за церковь Сент Этьен дю Мон, я вышла к Арене Лютеции – остаткам древнеримского. Лучше отойти. Он ждет писем от Фанни, которые Золя (Сезанн просил его об этом сразу же по своем приезде в Париж) должен отправлять ему «до востребования». Все трудности стоящей перед ним задачи ему известны.

Но ведь это напрасная трата времени. » Конечно, отчасти виновата и Гортензия. Малейший шум для него нестерпимая мука. Особенно выразительны картины, моделью для которых послужил негр Сципион (Скорбь, 1864—1868, Париж, Музей Орсэ).

Этим летом Сезанн пробыл несколько недель в Жа де Буффане. Но Сезанн страдает.

«Нельзя требовать от несведущего человека, – рычит Сезанн, – чтобы он говорил разумные вещи о живописи, но, боже мой, как смеет Золя утверждать, что художник кончает с собой оттого, что написал плохую картину. Что бы ни говорил Сезанн о «несбыточных мечтах», он прекрасно знает, что писать ему необходимо, что писать он будет до последнего вздоха. Ничего.

Где же он берет эту природу. Виадук, 1906, обе — Нью-Йорк, Музей Метрополитен Гора Сент-Виктуар, ок. Но своим помрачненным сознанием он этого не понимал. Гора Святой Виктории влечет Сезанна не «своей объемной массой, но своим внутренним светом Дорога, ведущая по долине к горе, — это дорога из мрака к свету Кажется, будто Сезанн тихо читает вечернюю молитву» (Л. Так или иначе, Поль просит отца оплатить ему курс живописи в местной художественной школе.

Еще в прошлом году по указанию домовладельца его чуть не арестовали и он был вынужден срочно обратиться к Сезанну, постепенно задолжавшему ему крупную сумму – свыше четырех тысяч франков. Только на юге, на природе можно «проверить» Пуссена. Его современники 151 барбизонцы и импрессионисты 151 давно уже забыли про музеи и работают на пленэре, стараясь уловить «впечатление» (impression), а Сезанна вдохновляют классицисты и романтики, Пуссен и Делакруа.

Гортензии, той все нипочем. Амбруаз Воллар, прищурив глаза, с безразличным видом присматривается к обстановке, наблюдает «славного папашу Танги» и его клиентуру, прислушивается к разговорам в лавке. Все на той же картине «Гора Сент-Виктуан» мы можем увидеть и геометрию и систему параллельных горизонтальных линий, выстроенных при помощи полей, виадука, крыш домов – она тянется до подножия горы. Здесь и только здесь, он бывает самим собой.

Френхофер, Френхофер. Он, Золя, никогда не одобрял связь с этой особой. Брачная церемония – лишь формальность. От нежной дружбы, что была для Сезанна отдохновением, вдруг повеяло могильным холодом.

Одно лишь воображение. Резкая, требовательная, с мрачным характером. Смерть уже коснулась Луи-Огюста своим беспощадным резцом. Жалкий, жалкий Сезанн.

– пребывающий в безвестности. Впоследствии Сезанн запечатлел этот мост в ряде картин из серии, а на «Пейзаже с виадуком, гора Сент-Виктуар» (1885—1887)— движущийся по нему поезд. Никого вокруг. Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, С. стремится к созданию «классического» искусства (огражденного в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органического единства её форм.

Единственный, с кем, пожалуй, можно было бы поддерживать отношения, это Нума Кост. Одна многолетняя дружба с Эмилем Золя чего стоит. Сезанн происходил из семьи предприимчивого банкира, получил прекрасное образование в коллеже Бурбон в Экс-ан-Провансе, где подружился с Э. Золя. Он здесь родился, вырос, учился, работал, умер и был здесь же похоронен. С первых же слов Моне Сезанн опустил голову и заплакал. Сезанн не ждал, никак не ждал глубокого понимания со стороны Золя.

Борьба между темпераментом и разумом никогда не проходит безболезненно. Это – вид на гору с западной части Экса, со стороны фамильного поместья Сезанна. Почему из Экса 151 понятно. Впрочем, даже эта дружба отныне кажется ему бессмысленной.

Три года. Даже более того, со стороны история жизни Сезанна выглядит подозрительно спокойной. Некому довериться, не с кем поговорить в минуту тоски.

15 октября 1877 года была открыта железнодорожная линия Экс – Марсель. В этом все. Подчёркивая структуру предмета, «утяжеляя» форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т.

Первый план -прочная опора для второго, второй — для третьего. Исследователи пожимают плечами.

органом, здесь проходят концерты классической музыки. Как в воду канул. Ибо надо сознаться, что никто никогда еще не видел этого Сезанна. Если картина не удалась, ее швыряют в огонь и начинают новую». «Да почиет в мире», – читал священник.

Недурно. Отныне оторванный от парижского общества людей искусства, Сезанн в немом общении с родным краем чувствует, что именно эти требования должны стать основой его искусства. «Я хочу раствориться в природе, врасти в нее, расти в ней». После равнинного участка пошли.

На юге ее снедает тоска. К сожалению, в Париже нет Марии, она бы призвала к порядку «вышеупомянутую» Гортензию, дала бы совет брату, как организовать семейный бюджет.