Гойя La Vendimia
Гобелен Картина Сбор винограда с картины Франсиско де Гойя Бельгия Вертикальный 92 х 125 см
Он исполнил портрет герцогини в трауре (Нью-Йорк, Музей Испанского общества) с двумя кольцами и надписью «Goya Alba» (герцогиня, стоя, указывает на другую надпись – «Goya solo»). Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Но в картине очень много воздуха и света.
Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. А рядом с портретом висела копия с фрески «La Vendimia». Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом.
Тогда же в его работах впервые появляются фантастические элементы («Сиены из жизни Сан-Франсиско де Борха», Валенсия, собор эскизы – Мадрид, собрание маркиза Санта Крус). Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Но самой знаменитой из его поздних работ является картина «Молочница из Бордо» (Мадрид, Прадо), созданная на основе многочисленных этюдов молодых простых женщин эта картина – наиболее грациозное, нежное и технически абсолютное произведение Гойи.
Эти 14 «черных» работ (Мадрид, Прадо), написанных маслом изображают мир всякого рода гнусностей, олицетворением которого стал миф о Сатурне, символе смерти и разрушения. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. музей с 1785 – «Портреты семьи герцога Осуна», Мадрид, Прадо). Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). он исполняет серии картонов для шпалер (43 из них хранятся в Прадо) для королевских дворцов.
Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана – Франсиско де Гойя
После смерти шурина, Франсиско Байеу, Гойя был назначен директором Академии Живописи (1795), пост, который из-за плохого здоровья, он вынужден был оставить два года спустя. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В июне он начинает большую картину «Семейство Карла IV» (Мадрид, Прадо), герои которой, облаченные в пышные костюмы, стоят в зале дворца, образуя фриз по обе стороны от фигуры королевы и словно смотрят на кого-то, кто позирует художнику, расположившемуся слева, у мольберта вся композиция напоминает «Менины» Веласкеса. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Другой коллекционер ненавидел Америку и купил картину-уникум, «чтобы насолить распроклятым янки».
В 1787 для апартаментов герцогини Осуна в Алемаде, близ Мадрида, Гойя пишет серию из семи «Сельских сцен», связанную по стилю с картонами для шпалер этого периода (четыре «сцены» принадлежат герцогу Монтельяно, одна – графу Романонес, одна – графу Йебес в Мадриде и одна хранилась в бывшем собрании Херцога в Будапеште). Он писал пейзажи и натюрморты. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Никто себя не знает». И почему он не отрастит подлиннее остатки своих идиотских усиков, которые придают ему вид шута из мюзик-холла. Гойя здесь часто апеллирует к своим рисункам, сделанным в Санлукаре.
Гойя ФрансискоКартины и биография
«Капричос». Нац. Также он завязывает отношения со многими влиятельными особами, которые начинают ему покровительствовать он исполняет их портреты («Граф Флоридабланка», 1783, Мадрид, Банко Уркихо «Инфант дон Луис со своей семьей», 1784, Италия, частное собрание «Инфант», Кливленд, музей «Архитектор Вентура Родригес», 1784, Стокгольм. В шести небольших картинах (Чикаго, Художественный институт) художник изобразил это событие в четкой последовательности, предвещающей искусство комикса. мануфактуры. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом.
Сомс стоял перед Гогэном – самым больным местом своей коллекции. Ее глаза лукаво сравнивали его сейчас с Проспером Профоном кажется, не было такой «маленькой» игры или спорта, которых мсье Профон не испробовал бы — от кеглей до охоты на акул — и которые не надоели бы ему. Поразительные по красоте, эти офорты едва ли поддаются легкому истолкованию, смысл большинства из них связан с росписями «Дома Глухого» (1820- 1822).
Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. Нужно отметить также миниатюры на слоновой кости, о которых Гойя говорил в одном из своих писем к Ферре («Человек ищущий блох», Лос Анджелес, частное собрание «Маха и Селестина», Лондон, частное собрание). У Гойи не было любимого жанра. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Сомс стоял перед Гогэном — самым больным местом своей коллекции.
Описание картины Франциско де Гойя «Сбор винограда»
Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. В марте 1814 король Фердинанд VII возвращается в Испанию. В 1763 он отправился в Мадрид, где в 1766 провалился на конкурсе в Академию Сан-фернандо. В 1816 Гойя выпускает серию гравюр «Тавромахия», состоящую из 33 листов. Еще более выразительны картины, которые Гойя оставил у себя: «Гигант» (Мадрид, Прало), «Махи на балконе» (Швейцария, частное собрание), «Кузнецы» (НьюЙорк, собрание Фрик), «Время» (Лилль, Музей изящныхх искусств). Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. По выздоровлении, как когда-то, он делает серию офортов «Диспаратес» или «Пословицы», в которых его воображение создает чудесные видения, а фантазии предоставлена полная свобода. В возрасте 69 лет Гойя пишет два «Автопортрета» (Мадрид, Прадо и Музей Академии Сан-Фернандо) и огромное полотно «Junte des Philippines» (Кастр, музей) идея которого, хотя и заимствована у Веласкеса, но воплощена совершенно индивидуально. В 1772 он пишет серию больших картин для картезианского монастыря Аула Дей, . Полицейские ведут проституток (Бедняжки).
«Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Особенно яркие, но и труднопонятные сцены – это «Поединок с дубинами», «Собака», похороненная так, что одна голова осталась на поверхности пустынного пейзажа, «Две молодые женщины насмехаются над мужчиной». Уф. Его художественный язык остро обнажен, беспощадно резок и в то же время усложнен, зашифрован изменчиво подвижен, подчас трудно объясним. он исполняет серии картонов для шпалер (43 из них хранятся в Прадо) для королевских дворцов. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).
Назначенный в июле 1786 королевским художником, Франсиско Гойя начинает серию портретов директоров банка Сан-Карлос (Мадрид, Банк Испании) и пишет портрет «Маркизы А. Понтехос» (Вашингтон. мануфактуры. Здесь собраны в кучу и заперты вместе умалишенные их много – и каждый из них безнадежно одинок. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Мадрид, Музей Академии Сан-Фернандо), «Герцог Фернан Нуньес» (1803, Мадрид, собрание герцога Фернана Нуньеса).
Сомс прошел в тот угол, где висели рядом его подлинный Гойя и копия с фрески «La Vendimia». Он проделал всю войну, не получив ни царапинки. Скорее всего, он так туда и не доехал после краткой остановки в Бордо он на два месяца (июнь-июль 1824) отправился в Париж. В эти же годы он пишет портреты герцога Осуна с сыновьями (Мадрид, Прало), графини дель Карпио, маркизы Ла Соланы (Париж, Лувр), актрисы Марии Розарио Фернандес («La Tirana», Мадрид, Музей Академии Сан-Фернандо) историка Сеана Вермудеса (Мадрид, собрание маркиза Перината), коллекционера Себастьяна Мартинеса (НьюЙорк., музей Метрополитен). Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
Фантастический образ истолковывался по-разному. К тому же Джолион приводит свои доводы не ради себя, а ради Ирэн, а довод самой Ирэн сводится к одному: "Не думай обо мне, думай о себе. Имоджин мечтала иногда, чтобы они надоели также и Джеку, который продолжал играть и говорить об игре с увлечением школьницы, только что научившейся хоккею она не сомневалась, чти в возрасте дядюшки Тимоти Джек будет играть в детский гольф на ковре в ее спальне и «утирать кому-нибудь нос». Франсиско Хосе де Гойя, картины которого заставляют задуматься о давно минувшем времени, – человек, умевший видеть глубже повседневности, несущий через свои произведения человечность, первый услышавший нарастающий шум нового времени, боровшийся против всякой лжи и ищущий основу, на которой должно быть выстроено лучшее будущее собственного народа. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. а также серию литографий на тот же сюжет известную под названием «Быки Бордо». Гойя не оставляет и религиозную живопись он работает для ц. в Вальдеморо, Санта-Ана де Вальядолид, собора в Толедо (1788), а также пишет пейзажи («Видение св. Это картоны, серии которых Гойя создавал на протяжении почти двадцати лет (1774-1775, 1776-1780, 1786- 1788, 1791-1792), показывают эволюцию его стиля.
Паломничество к св. Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции. Оказавшись лицом к лицу с результатами своей экспансивности, Сомс сощурил глаза на гостя. И почему он не отрастит подлиннее остатки своих идиотских усиков, которые придают ему вид шута из мюзик-холла.
Картины Франсиско Гойя: взгляд на внутренний мир общества
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Картоны для шпалер и первые портреты. Даже Флер не любит Сомса так, как он, по его мнению, того заслуживает. Гойя сообщает, что будет писать портрет герцогини Альбы, которая приходила к нему в мастерскую (Мадрид, Музей герцога Альбы).
Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Это, как поговаривали его друзья, было «одной из ставок в его большой игре». Франсиско Байеу был шурином Гойи. Спросят, почему. И тогда Гойя предложил дописать его.
Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. В следующем году Гойя выпустил в продажу самую известную серию своих гравюр – «Капричос», состоящую из 80 листов (офорт, акватинта).
Великий романтик: биография Франсиско Гойя
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Однако она его любила, насколько можно любить спортивную машину и любила двух Кардиганчиков, сделанных по его образцу. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Но в картине очень много воздуха и света.
Альбом «Капричос», посвященный человеческому безумству и глупости, представляет собой замечательную сатиру на человеческое существование. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. В 1789 Гойя становится «Pintor de camara», придворным художником короля Карла IV он исполняет множество официальных портретов короля и королевы Марии-Луисы (Мадрид, Прадо и Кор. «Донья Исабель Ковос де Порсель» (1805. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.
также исполненных в барочной манере. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля.
В 1800-1808, годы войны, талант Гойи-портретиста достиг своего апогея: «Годой – победитель Португалии» (1801. Добровольный изгнанник, он сначала продлил свое пребывание во Франции (1825), потом получит отставку с сохранением жалования и, наконец испросил у короля разрешения постоянно жить во Франции. После 1814, Гойя пишет две больших картины: «Восстание на Пуэрта дель Соль» и «Расстрел мадридских повстанцев» (обе Мадрид, Прадо). Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.
Каталог гобеленов / Репродукции картин
Долгое время к этому периоду относили и знаменитые работы Академии Сан-Фернандо (в частности, «Погребение сардинки», «Процессия флагеллантов»), датированные сегодня более поздним периодом, после 1808. Здесь большую роль играет соответствие фигур с пейзажем, светлым и мягким. В трех случаях (включая случай с Гойей) из двадцати одного эта тактика увенчалась успехом. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Образ герцогини долгое время был источником вдохновения художника и постоянно появляется в его рисунках и гравюрах, быть может именно ему обязаны своим появлением два шедевра Гойи – «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (1798-1805, обе – Мадрид, Прадо).
«Маркиз Сан Адриан» (1804, Памплона, музей). Кроме того, он пишет портреты своего внука Мариано Гойи (Мадрид, собрание герцога Альбукерка), сына своих покровителей герцога Осуна (Байонн, музей), его сестры герцогини Абрантес (Мадрид, частное собрание), а так же большую, но весьма спорную картину «Санта Хуста и Пруфина» (Севилья, собор, эскиз – Мадрид, Прадо). Сомс прошел в тот угол, где висели рядом его подлинный Гойя и копия с фрески «La Vendimia». Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе).
Плафоны в Сарагосе, шпалеры в Мадриде
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Он, как выражалась Аннет, «предался унынию». Её глаза лукаво сравнивали его сейчас с Проспером Профоном кажется, не было такой «маленькой» игры или спорта, которых мсье Профон не испробовал бы – от кеглей до охоты на акул – и которые не надоели бы ему. В эти же годы он пишет портреты герцога Осуна с сыновьями (Мадрид, Прало), графини дель Карпио, маркизы Ла Соланы (Париж, Лувр), актрисы Марии Розарио Фернандес («La Tirana», Мадрид, Музей Академии Сан-Фернандо) историка Сеана Вермудеса (Мадрид, собрание маркиза Перината), коллекционера Себастьяна Мартинеса (НьюЙорк., музей Метрополитен).
Патриотизм высокородного владельца, сказал он, всем хорошо известен, но в его коллекции что ни картина, то уникум. Гойя сообщает, что будет писать портрет герцогини Альбы, которая приходила к нему в мастерскую (Мадрид, Музей герцога Альбы). Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством.
Дополнительная навигация по сайту
В 1772 он пишет серию больших картин для картезианского монастыря Аула Дей, . Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Губы у молодого человека были большие изогнутые точно с них не сходила усмешка. В его королевских портретах (Мадрид, Прадо), а также в портретах герцога Сан Карлоса (Сарагоса, музей), епископа (Вустер, Массачусетс, музей) преобладают темные тона с добавлением ярких красных, желтых и голубых пятен. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.
В центре он поставил королеву с детьми. В конце 1792, при переезде в Калис, художник серьезно и надолго заболевает, но в январе 1793 отсылает секретарю Академии 12 картин на жести, среди которых были восемь сцен тавромахии (Мадрид, частное собрание), «Странствующие комединаты» (Мадрид, Прадо), «Дом умалишенных в Сарагосе» (Даллас, музей Медоус). Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма.
Другой коллекционер ненавидел Америку и купил картину-уникум, «чтобы насолить распроклятым янки». Высокородный владелец набил этим мнением свою трубку и раскуривал его одиннадцать месяцев. После смерти шурина, Франсиско Байеу, Гойя был назначен директором Академии Живописи (1795), пост, который из-за плохого здоровья, он вынужден был оставить два года спустя. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Высокородный владелец набил этим мнением свою трубку и раскуривал его одиннадцать месяцев.
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Гойя укрылся у одного из своих друзей, священника дона Хосе де Дуассо, чей портрет он написал (Севилья, музей) вскоре он покинул Испанию. Он становится модным художником мадридского общества, а его письма к Сапатеру свидетельствуют о материальном благополучии художника этот оптимизм передается и третьей серии картонов для шпалер («Las Floreras», «La Era», «La Vendimia», 1786-1788, Мадрид, Прало). гал. ), «Дон Панталеон Перес де Ненин», (Мадрид, Банко Экстерьер), «Конный портрет Фердинанда VII», (1808, Мадрид, Музей Академии Сан-Фернандо), заказанный накануне испанского восстания против наполеоновской армии.
У Гойи начинается депрессия. Исидора», 1788, по заказу герцогов Осуна). Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. На двенадцатом месяце он прочитал еще одну речь того же государственного мужа и дал агенту телеграмму: «Предоставить Бодкину свободу действий».
В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Флёр ещё не вернулась домой.
Краткая информация о художнике и его картинах
Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Он раздумывал, не избавит ли его от них Профон бельгиец, кажется, не знает, куда девать деньги, — когда услышал за спиною голос сестры: «По-моему, Сомс, эта вещь отвратительна» и, оглянувшись, увидел подошедшую к нему Уинифрид. Спросят, почему. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
«Донья Исабель Ковос де Порсель» (1805. Альбом «Капричос», посвященный человеческому безумству и глупости, представляет собой замечательную сатиру на человеческое существование. Вторая картина пользуется мировой известностью. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
- Известные картины Франсиско Гойи
- Лучшие картины Франсиско Гойя – любовь и боль великой души
- Картины — Гойя-и-Лусьентес, Франсиско де
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя
- Франсиско де Гойя: самые популярные картины (топ 12)
В конце 1792, при переезде в Калис, художник серьезно и надолго заболевает, но в январе 1793 отсылает секретарю Академии 12 картин на жести, среди которых были восемь сцен тавромахии (Мадрид, частное собрание), «Странствующие комединаты» (Мадрид, Прадо), «Дом умалишенных в Сарагосе» (Даллас, музей Медоус). В октябре 1771, по возвращении в Сарагосу, Франсиско Гойя получает свой первый заказ – на фрески свода в ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе («Поклонение имени Иисуса»). В Париже Гойя исполнят портреты своих друзей Ферре, мрачные произведения, лишенные всякой изобретательности (Рим, частное собрание) и бой быков, написанный в контрастных тонах (там же). Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. С 1774, по заказу Кор.
Образ герцогини долгое время был источником вдохновения художника и постоянно появляется в его рисунках и гравюрах, быть может именно ему обязаны своим появлением два шедевра Гойи – «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (1798-1805, обе – Мадрид, Прадо). И тогда Гойя предложил дописать его. Осталось последнее мгновение перед залпом. Уф. Он, как выражалась Аннет, «предался унынию». Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Но протокол допроса не сохранился.
- Франсиско де Гойя – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Напишите отзыв о статье Список картин Франсиско Гойи
- Отрывок, характеризующий Список картин Франсиско Гойи
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Франсиско Гойя: портрет художника
- Франсиско Гойя: известные картины
В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. В Париже Гойя исполнят портреты своих друзей Ферре, мрачные произведения, лишенные всякой изобретательности (Рим, частное собрание) и бой быков, написанный в контрастных тонах (там же).
«Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. «Капричос». Долгое время к этому периоду относили и знаменитые работы Академии Сан-Фернандо (в частности, «Погребение сардинки», «Процессия флагеллантов»), датированные сегодня более поздним периодом, после 1808. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Гойя не оставляет и религиозную живопись он работает для ц. в Вальдеморо, Санта-Ана де Вальядолид, собора в Толедо (1788), а также пишет пейзажи («Видение св. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. В шести небольших картинах (Чикаго, Художественный институт) художник изобразил это событие в четкой последовательности, предвещающей искусство комикса.
Мадрид, Музей Академии Сан-Фернандо), «Герцог Фернан Нуньес» (1803, Мадрид, собрание герцога Фернана Нуньеса). Оказавшись лицом к лицу с результатами своей экспансивности, Сомс сощурил глаза на гостя. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку.
Небольшие работы, датированные 1771 и хранящиеся в частных собраниях, отмечены влиянием римского неоклассицизма. Событие 1806 – пленение бандита Марагато монахом Сальдивиа – дает Гойе возможность проявить свой интерес к народному реализму. Он писал пейзажи и натюрморты. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»).
Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Соперником лучших мастеров венецианского Возрождения выступает Гойя в своих знаменитых Махах – портретах Каэтаны Альба.
Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Скорее всего, он так туда и не доехал после краткой остановки в Бордо он на два месяца (июнь-июль 1824) отправился в Париж.
В 1795-1798 Гойя пишет много картин на религиозную тематику, в частности, в Кадисе. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). В 1816 Гойя выпускает серию гравюр «Тавромахия», состоящую из 33 листов. музей с 1785 – «Портреты семьи герцога Осуна», Мадрид, Прадо). Позже он вернулся в Бордо, где и жил до самой смерти, не считая недолгих поездок в Мадрид. Вы не представляете себе, до чего он здоров и жизнеспособен». Вероятно, колосс, грозно сжавший кулак и повернувшийся спиной к долине, где в диком смятении разбегаются люди и животные, падают всадники и повозки, олицетворяет беспощадные силы войны, несущие всеобщее разорение, панику и гибель.
В следующем году Гойя выпустил в продажу самую известную серию своих гравюр – «Капричос», состоящую из 80 листов (офорт, акватинта). Исполненная в это же время «Монахиня» (Великобритания, частное собрание), напротив, свидетельствует о грубой силе и простоте, которые предвосхищают экспрессионизм. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик.
— говорила она про него к великой радости матери. Посему он купил за высокую цену один из уникумов и преподнес его в подарок государству. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Он исполнил портрет герцогини в трауре (Нью-Йорк, Музей Испанского общества) с двумя кольцами и надписью «Goya Alba» (герцогиня, стоя, указывает на другую надпись – «Goya solo»).
Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Изменяется и его палитра, в которой главное место теперь занимают коричневые и черные тона, о чем свидетельствуют портреты генерала Гюйе (Нью-Йорк, частное собрание), генерала Ромеро (Чикаго, частное собрание), падре Хуана Антонио Льоренте (Сан-Пауло, музей), своего друга Сильвела (Мадрид, Прадо).
Института Курто), Ириарте (Страсбург, Музей изящных искусств) и Вальдеса (Бернард Кастл, музей Баус). Исидора» (Мадрид, Прадо). В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг.
В них он нанес удар академической школе. Имоджин мечтала иногда, чтобы они надоели также и Джеку, который продолжал играть и говорить об игре с увлечением школьницы, только что научившейся хоккею она не сомневалась, чти в возрасте дядюшки Тимоти Джек будет играть в детский гольф на ковре в её спальне и «утирать кому-нибудь нос». Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. подлинный шедевр, в котором пейзаж играет гораздо более важную, чем прежде, роль. В Бордо Гойя исполнил портреты друзей («Фернандес Моратин», Бильбао, Музей изящных искусств «Галос», Мерион, Пенсильвания, Фонд Барнса: «Хуан де Мутиро», Мадрид, Прадо «Хосе Пио де Молина», Винтертур, собрание О. Рейнхарта), небольшие яркие и пастозные картины с изображением боя быков (Мадрид, Прадо Оксфорд, музей Ашмола).
Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Он раздумывал, не избавит ли его от них Профон бельгиец, кажется, не знает, куда девать деньги, – когда услышал за спиною голос сестры: «По-моему, Сомс, эта вещь отвратительна» и, оглянувшись, увидел подошедшую к нему Уинифрид. Эти 14 «черных» работ (Мадрид, Прадо), написанных маслом изображают мир всякого рода гнусностей, олицетворением которого стал миф о Сатурне, символе смерти и разрушения.
Паломничество к св. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. В 1800 он пишет портрет молодой и хрупкой графини де Чинчон, в белом платье и сидящей в кресле (Мадрид, собрание герцога де Суэка). В 1780 Гойя был принят в Академию Сан-Фернандо («Голгофа», Мадрид, Прадо), однако вскоре он отправляется в Сарагосу, где исполняет фрески для трех полукуполов ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Добровольный изгнанник, он сначала продлил свое пребывание во Франции (1825), потом получит отставку с сохранением жалования и, наконец испросил у короля разрешения постоянно жить во Франции. Плохо это или хорошо – не имеет значения но это так. Быть может, он один из всех художников мог бы отдать должное солнечным лучам, струившимся сквозь увитый плющом трельяж матовой бронзе, старинному хрусталю, тонким ломтикам лимона в бледном янтаре чая отдать должное самой Аннет, одетой в чёрные кружева, – в её красоте было что-то от белокурой испанки, хоть ей и не хватало одухотворённости женщин этого редкого типа отдать должное седоволосой, затянутой в корсет степенности Уинифрид седой и худощавой корректности Сомса живому Майклу Монту, востроухому и востроглазому смуглой, лениво улыбающейся, начинающей полнеть Имоджин Просперу Профону, чья улыбка словно говорила: «Право, мистер Гойя, стоит ли изображать эту маленькую компанийку.
Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Но тем не менее абсолютно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Женщина смотрит в противоположную сторону.
В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. гал. ). Снова тяжело заболев, Гойя пишет свой автопортрет и портрет своего лечащего врача Аррьеты (Миннеаполис, Институт искусств), а также ряд портретов друзей. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Тут же видны другие полуголые люди, на головах у них короны, бычьи рога и разноцветные перья, как у индейцев. а так же портреты министров Ховельяноса (Мадрид, Прадо), Сааведры (Лондон, гал.
Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Претенциозные кретины. В 1789 Гойя становится «Pintor de camara», придворным художником короля Карла IV он исполняет множество официальных портретов короля и королевы Марии-Луисы (Мадрид, Прадо и Кор. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого».
Добившись в заморских странах предложения наивысшей цены, какой, по его мнению, можно было ожидать, он предлагал картину и установленную цену вниманию отечественных коллекционеров, приглашая их из чувства патриотизма заплатить больше. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. «О, Джек здоров до ужаса. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами.
В возрасте 69 лет Гойя пишет два «Автопортрета» (Мадрид, Прадо и Музей Академии Сан-Фернандо) и огромное полотно «Junte des Philippines» (Кастр, музей) идея которого, хотя и заимствована у Веласкеса, но воплощена абсолютно индивидуально. «О, Джек здоров до ужаса. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос».
В возрасте 73 лет Гойя знакомится с совершенно новой для него техникой литографии («Старуха», 1819). Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Среди этих картин был автопортрет Байеу. У Гойи не было любимого жанра.
В возрасте 73 лет Гойя знакомится с абсолютно новой для него техникой литографии («Старуха», 1819). В Бордо Гойя исполнил портреты друзей («Фернандес Моратин», Бильбао, Музей изящных искусств «Галос», Мерион, Пенсильвания, Фонд Барнса: «Хуан де Мутиро», Мадрид, Прадо «Хосе Пио де Молина», Винтертур, собрание О. Рейнхарта), небольшие яркие и пастозные картины с изображением боя быков (Мадрид, Прадо Оксфорд, музей Ашмола). Гойя сохраняет свое положение придворного живописца и входит в Академию.
а так же портреты министров Ховельяноса (Мадрид, Прадо), Сааведры (Лондон, гал. Изменяется и его палитра, в которой главное место теперь занимают коричневые и черные тона, о чем свидетельствуют портреты генерала Гюйе (Нью-Йорк, частное собрание), генерала Ромеро (Чикаго, частное собрание), падре Хуана Антонио Льоренте (Сан-Пауло, музей), своего друга Сильвела (Мадрид, Прадо). Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны.
В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Назначенный в июле 1786 королевским художником, Франсиско Гойя начинает серию портретов директоров банка Сан-Карлос (Мадрид, Банк Испании) и пишет портрет «Маркизы А. Понтехос» (Вашингтон. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Отнюдь нет. Стиль и характер полотен этого художника резко поменялся после Великой французской революции в начале 1790-х, к тому же состояние художника очень ухудшилось и в результате перенесённой болезни Франсиско потерял слух. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Это, как поговаривали его друзья, было «одной из ставок в его большой игре».
Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
Он проделал всю войну, не получив ни царапинки. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно.
То же произошло и в 1803 году, когда Гойя, опасаясь инквизиции, решился на смелый шаг и почтительно преподнес королю офортные доски Капричос. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Исполненная в это же время «Монахиня» (Великобритания, частное собрание), напротив, свидетельствует о грубой силе и простоте, которые предвосхищают экспрессионизм. Но самой знаменитой из его поздних работ является картина «Молочница из Бордо» (Мадрид, Прадо), созданная на основе многочисленных этюдов молодых простых женщин эта картина – наиболее грациозное, нежное и технически совершенное произведение Гойи.
Нужно отметить также миниатюры на слоновой кости, о которых Гойя говорил в одном из своих писем к Ферре («Человек ищущий блох», Лос Анджелес, частное собрание «Маха и Селестина», Лондон, частное собрание). В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Но, жалея Сомса, читатели, очевидно, склонны проникнуться неприязненным чувством к Ирэн.
Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Возможно, что именно так ощущал себя художник в тот непростой для него период: одиноким, погибающим в пучине нахлынувших на него бед и несчастий, но не теряющим надежды на чудесное спасение. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Женщина смотрит в противоположную сторону.
Целый ряд листов посвящен современным нравам. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Лондон, Нац. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи.
В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Но если государство намерено травить меня и грабить, будь я трижды проклят, если не распродам к черту всю свою коллекцию. Претенциозные кретины. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.
С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».
В трех случаях (включая случай с Гойей) из двадцати одного эта тактика увенчалась успехом. " и, наконец, Джеку Кардигану, чьи невозмутимо сияющие глаза и полнокровный загар выдавали его руководящий принцип: «Я — англичанин и живу, чтобы быть здоровым». Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием.
Да, это она, Мария-Луиза Бурбонская, принцесса Пармская, королева всех испанских владений, королева обеих Индий, дочь великого герцога, супруга короля, мать будущих королей и королев, хотящая и могущая отвоевать от жизни то, что можно отвоевать, не знающая страха и раскаяния и такой она останется, пока ее не опустят в Пантеон королей. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Снова тяжело заболев, Гойя пишет свой автопортрет и портрет своего лечащего врача Аррьеты (Миннеаполис, Институт искусств), а также ряд портретов друзей. Флер еще не вернулась домой. Картоны для шпалер и первые портреты. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Несмотря на пугающее и чрезвычайно тревожное настроение картина невероятно красива, благодаря наполняющему её золотистому фону, с синими и серебряными вкраплениями, на котором расположены два, не связанных между собой, ярко-красных объекта.
«Если они воображают, — решил он, — что могут грабить меня с обоих концов, они сильно ошибаются. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Предположение о том, что Гойе позировала его возлюбленная герцогиня Каэтана Альба было отвергнуто из-за физического и возрастного несходства герцогини с неизвестной девушкой, послужившей художнику моделью. Зачем современная молодежь унижает свой класс этими щеточками на верхней губе или фатоватыми крошечными бакенбардами. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
В 1787 для апартаментов герцогини Осуна в Алемаде, близ Мадрида, Гойя пишет серию из семи «Сельских сцен», связанную по стилю с картонами для шпалер этого периода (четыре «сцены» принадлежат герцогу Монтельяно, одна – графу Романонес, одна – графу Йебес в Мадриде и одна хранилась в бывшем собрании Херцога в Будапеште). Завтрак кончился и Сомс поднялся в картинную галсрею в своем доме близ Мейплдерхема. В письме Сапатеру, которое можно датировать 1795.
Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Также он завязывает отношения со многими влиятельными особами, которые начинают ему покровительствовать он исполняет их портреты («Граф Флоридабланка», 1783, Мадрид, Банко Уркихо «Инфант дон Луис со своей семьей», 1784, Италия, частное собрание «Инфант», Кливленд, музей «Архитектор Вентура Родригес», 1784, Стокгольм. Губы у молодого человека были большие изогнутые точно с них не сходила усмешка. А рядом с портретом висела копия с фрески «La Vendimia».
Среди этих картин был автопортрет Байеу. Нац. Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи, окруженных романтическим ореолом и разнообразными домыслами. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств.
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). В его королевских портретах (Мадрид, Прадо), а также в портретах герцога Сан Карлоса (Сарагоса, музей), епископа (Вустер, Массачусетс, музей) преобладают темные тона с добавлением ярких красных, желтых и голубых пятен.
В октябре 1771, по возвращении в Сарагосу, Франсиско Гойя получает свой первый заказ – на фрески свода в ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе («Поклонение имени Иисуса»). Каждый безумствует по-своему. Особенно яркие, но и труднопонятные сцены – это «Поединок с дубинами», «Собака», похороненная так, что одна голова осталась на поверхности пустынного пейзажа, «Две молодые женщины насмехаются над мужчиной».
Это картоны, серии которых Гойя создавал на протяжении почти двадцати лет (1774-1775, 1776-1780, 1786- 1788, 1791-1792), показывают эволюцию его стиля. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. В марте 1814 король Фердинанд VII возвращается в Испанию.
дворец и др. ). Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. В центре он поставил королеву с детьми. В этом же году он создает портреты генерала Уррутии (Мадрид, Прадо) и французского посла Гиймарде (Париж, Лувр). Посему он купил за высокую цену один из уникумов и преподнес его в подарок государству. В 1800-1808, годы войны, талант Гойи-портретиста достиг своего апогея: «Годой – победитель Португалии» (1801.
Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. В 1800 он пишет портрет молодой и хрупкой графини де Чинчон, в белом платье и сидящей в кресле (Мадрид, собрание герцога де Суэка). На двенадцатом месяце он прочитал еще одну речь того же государственного мужа и дал агенту телеграмму: «Предоставить Бодкину свободу действий».
Еще более выразительны картины, которые Гойя оставил у себя: «Гигант» (Мадрид, Прало), «Махи на балконе» (Швейцария, частное собрание), «Кузнецы» (НьюЙорк, собрание Фрик), «Время» (Лилль, Музей изящныхх искусств). Никто себя не знает». — За всю свою жизнь он не проболел ни единого дня. Нац. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Вы не представляете себе, до чего он здоров и жизнеспособен». Художник широко использует контрасты света и тени. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Портрет понравился и был благосклонно принят. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. В июне он начинает большую картину «Семейство Карла IV» (Мадрид, Прадо), герои которой, облаченные в пышные костюмы, стоят в зале дворца, образуя фриз по обе стороны от фигуры королевы и словно смотрят на кого-то, кто позирует художнику, расположившемуся слева, у мольберта вся композиция напоминает «Менины» Веласкеса. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.
«Маркиз Сан Адриан» (1804, Памплона, музей). Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Гойя сохраняет свое положение придворного живописца и входит в Академию.
В 1795-1798 Гойя пишет много картин на религиозную тематику, в частности, в Кадисе. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского.