Грачи Прилетели Картина Где Находится

История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова

Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). По этому поводу высказывались разные версии. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Лишь к 1873 году полотно перестает «путешествовать» с одной выставки на другую. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789.

Вот таким образом одни картины написаны маслом, другие темперой, а иные пастелью. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. С. 319.

В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. «Грачи» стали открытием в живописи. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46.

Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Обычный весенний немного сероватый день.

Смотреть картину 
— тоже искусство

Смотреть картину — тоже искусство

В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей. По такому этюду не сделаешь картину.

Не избежал этого и Воскресенский храм — в середине 30-х годов с его колокольни (вспомним — с колокольни изображённой А. К. Саврасовым) были частью сброшены, частью сняты все колокола. Горизонтальный, вытянутый в ширину, вертикальный, квадратный, круглый и т. д. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Трудно представить, что с создателем гениального полотна может произойти такое: бедность совсем одолела Саврасова, публика охладела к нему, в семье не ладились дела, несколько детей рано умерло.

В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Картина «Грачи прилетели» – самая лучшая в его работах, но отнюдь не единственная. От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом.

В-третьих, Саврасов переставил колокольню и храм местами. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения.

Как отметил один из выступавших: «докладчик (т. е. Что касается самого храма, то на картине показана только его северная часть — да и то полузакрытая берёзами — однако хорошо видны пятиглавие (с характерной деталью — «перетяжками» на маковицах глав), четырёхскатная крыша и закомары. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516.

Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Можно сказать, что именно картина «Грачи прилетели» Саврасова сделала его знаменитым. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера.

«Грачи прилетели» 
картина Саврасова

«Грачи прилетели» картина Саврасова

Продолжим осматривать картину. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. В 1866 году на кладбище «тщанием крестьянина села Молвитина Алексея Григорьевича Галочкина» была выстроена небольшая каменная Троицкая церковь. Как они красивы». Картина «Грачи прилетели» и то на какое-то время забылась.

Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам.

Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Однако, это лишь поначалу. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов и барон Клодт и И. И. Салтыков).

Затем в 1882 году его уволили с работы. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Придел же «святой мученицы Ефимии (точнее — Евфимии) прехвальной», память которой отмечается 11 июля (по старому стилю), также связан с приходом к власти новой династии — 11 июля 1613 года, в день своего рождения, в Успенском соборе Московского кремля Михаил Романов был венчан на царство и, таким образом, окончательно стал русским царём.

Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Береза всегда имеет свой рисунок. По мутному пепельному небу плывут облака. Береза всегда имеет свой рисунок.

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром.

Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.

Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Картина была написана с величественного здания Воскресенской церкви. «нагорным» трактом, шедшим по правому берегу Волги.

Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Свое творение Алексей Кондратьевич дорабатывал уже в Москве. Такова краткая история написания картины «Грачей». Художник создает новые эскизы и этюды полотна и довершает картину в Москве.

Стр. Была разрезана алая лента — право на это «получили лучшие механизаторы района» В конце концов, очень нелёгкое в нынешних условиях, но бесспорно разумное и справедливое решение о переводе музейной экспозиции из Воскресенской церкви в один из старых особняков райцентра с последующей передачей храма верующим было принято. (Шишкин). Пришел ненадолго, да так и остался до вечера.

Осенью 1857 года женился Саврасов на Софье Герц. Центральная группа берёз является основой композиции. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Родился Алексей Саврасов 12 мая 1830 года.

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

На них с шумом и гамом опускается стая грачей. Закрытие основной части церквей в Молвитинском районе пришлось на конец 30–х годов. Поездки оставляли глубокий след в его душе.

Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Умер М. М. Салтыков в 1671 году, его похоронили рядом с отцом в подклете монастырского Богоявленского собора. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35.

Картина «Грачи прилетели» 
Алексея Саврасова, 
описание

Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание

В изданной в 1871 году брошюре о Костромской губернии эти места описывались следующим образом: «Местоположение Молвитина красивое. Полотно не только поразило современников живописца, но и пронесло его славу сквозь года. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».

Оба брата были лишены почти всех своих вотчин и сосланы из Москвы: Борис Михайлович в вологодское село Ильинское, а Михаил Михайлович в свою «галицкую вотчину» — в село Коткишево одноимённой волости Галичского уезда (ныне это территория Нейского района). Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.

Грачи прилетели 
 (картина Саврасова, 
1871)

Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)

Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. и М. М. Салтыковых: вместе с М. Ф. Романовым наверх, к вершинам власти в государстве, пошли и они (в феврале 1613 года на земском соборе в Москве братья Салтыковы активно действовали в пользу кандидатуры Михаила Романова и сразу после его прихода к власти старший, Борис Михайлович, был назначен на один из высших придворных постов — он стал главой приказа Большого Дворца или дворецким, а младший, Михаил Михайлович, стал кравчим).

Во-вторых, художник существенно завысил колокольню по отношению к храму (или наоборот, несколько понизил храм по отношению к колокольне), отчего храм и кажется на картине сравнительно небольшим. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. В октябре 1928 года при проведении районирования постановлением ВЦИК из бывшего Буйского уезда был выделен Молвитинский район и село Молвитино стало районным центром. Документов о закрытии Воскресенской церкви мне найти не удалось, молвитинская районная газета «Колхозный клич» о таком событии как закрытие главного храма районного центра не сообщила ничего: времена, когда о закрытии очередной церкви рапортовали как об очередной победе на фронте социалистического строительства, остались позади (церкви по-прежнему закрывали, но сообщать об этом в газетах уже считали лишним). Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22.

В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Однако, как мы видим, нет и не может быть никаких сомнений: на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» изображена церковь Воскресения Христова в селе Молвитине (ныне — посёлке Сусанине). В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49.

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). Темный, золотистый купол церкви в полотне «Грачи прилетели» описанию картины добавляет надежду, словно сам Бог присутствует в пейзаже.

Сто великих картин мира. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Версия Е. Кончина логична и весьма вероятна, однако у ней есть и существенный изъян: Молвитино не имеет никакого отношения к Ивану Сусанину и его подвигу (в Сусанино село Молвитино было переименовано в 1939 году как центр района, на территории которого был совершён подвиг Иваном Сусаниным).

Саврасов Алексей 
Кондратьевич «Грачи 
прилетели»

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Церковь была построена в конце XVIII века. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. форматы изображения служат для связи с замыслом художника.

За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. Таким образом, А. К. Саврасов из композиционных соображений в картине: 1) изобразил колокольню слева, а не справа от храма, 2) несколько повысил колокольню по отношению к храму (или, наоборот, понизил храм по отношению к колокольне), 3) сблизил колокольню и храм. Какая простота. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.

Главный престол храма был посвящён, конечно, небесному покровителю Константина Ивановича Михалкова, а престол придела (во имя великомученицы Екатерины) — небесной покровительницы его тётки, Екатерины Андреевны Салтыковой. Художник сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Реквизиции, мобилизации и прочие атрибуты «военного коммунизма» не миновали и Молвитина. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Ранней весной 1871 года художник начинает рисовать этюды для новой картины.

Саврасов «Грачи 
прилетели»: описание 
картины

Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины

На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. А Бенуа даже охарактеризовал самого мастера на основе этой картины: «Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Каменевых – от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве, – жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам природы, до него никем еще из русских живописцев не расслышанным» Бенуа А. «История русской живописи в 19 веке». В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души.

Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Вот так жил и творил Саврасов. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. В картине воплотилось два начала – жизнь и смерть. Такую возможность даёт нам посвящение храмовых приделов.

Новая веха в изобразительном 
искусстве, создание 
картины «Проселок»

Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Именно два чувства сложились в «духе» картины – ее ауре: это печаль и радость нового весеннего пробуждения. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Между тем в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краев, ничего такого, к чему приучены были тогда ценители «изящной природы» и «романтических ландшафтов». Именно тоска и потеря словно отразились в картине Саврасова. Картина выгодно отличалась от других полотен художников – современников Саврасова.

Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. Многие любители живописи, которых поразила тонкая динамичность картины «Грачи прилетели», едут туда только для того чтобы сравнить церковь на полотне и материальный прототип. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Здесь была показана особая глубина цвета, «хрупкость» деталей, озаренных неповторимыми полутенями. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.

При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Исследователи творчества Саврасова не имеют однозначного ответа на вопрос о том, почему из Костромы художник направился именно в Молвитино, расположенное более чем в 50 верстах к северу от губернского центра. Тем не менее, по словам Новоуспенского, в главном Стасов был прав— он верно почувствовал одушевлённость изображённой художником природы, наполненность картины чувством и настроением8.

На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Именно жестяная обивка создаёт тот самый тёмный колорит шатра колокольни на картине (сейчас, когда жесть снята и заново побеленный шатёр стал одного цвета со всей колокольней, это также препятствует «опознанию» в ней саврасовской колокольни). Это скорее эскиз по памяти. На склоне лет старый боярин пережил страшную трагедию — 15 мая 1682 года во время известного стрелецкого бунта в Москве был убит его сын Фёдор Петрович Салтыков (стрельцы убили его по ошибке, приняв за брата царицы — матери Петра I — Ивана Кирилловича Нарышкина). Окольничий М. М.

По свидетельствам старожилов Молвитина, на начало XX века в закомарах храма настенной живописи не было — или её к тому времени забелили при одном из ремонтов или же её не было совсем — и она «домыслена» Саврасовым по чисто художественным соображениям. Это было единственное произведение на выставке, в котором Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. В старину молвитинское кладбище находилось сначала возле деревянных храмов, затем возле каменной Воскресенской церкви, но позднее, видимо в начале XIX века, кладбище было перенесено на окраину села. Саврасова в Молвитино.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: "Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки". Это скорее эскиз по памяти». В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73.

Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. И это все — «интонация», с какой художник произносит свои живописные «речи». Сколько было таких сел в России. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства. Именно надломленность художника позволяет картине Саврасова «Грачи прилетели» получить неповторимую прелесть печали и тоски.

Автор этой статьи Б. В. Саврасов быстро становится знаменитым.

Именно — Жизни, а не просто «естественного окружения» человека. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Однако кое-какие события, предшествовавшие закрытию храма, нам известны. Это было сделано художником для того, чтобы лучше показать равнинные дали, которые играют в картине важную смысловую и образную роль.

Саврасов «Грачи 
прилетели» : описание 
картины

Саврасов «Грачи прилетели» : описание картины

Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. «Грачи» стали новаторством в живописи, при этом несколько статичные пейзажи Шишкина и Куинджи терялись на фоне работы Саврасова. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа.

Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Каждый, кто видел, например, церковь изображённую в «Московском дворике» В. Д. Поленова, легко узнает её — несмотря на полностью изменившееся окружение храма — в стоящей доныне в Москве церкви Спаса на Песках. И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Есть околица села Костромской губернии, холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло предчувствием весны, почерневший снег с проталинами, березки – и то не «девицы-красавицы», а искривленные, но упрямо и жадно тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церковка с колокольней, равнина, мерно уходящая вдаль, к синеющей на горизонте полоске леса. Правда история создания этой картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней полностью не выявлены.

Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. 14-15 мая 1938 года в Молвитине проходило отчётно-выборное партийное собрание, на котором, как писал в те дни «Колхозный клич», «работу райкома подвергли суровой критике».

Картина Грачи прилетели 
Саврасова

Картина Грачи прилетели Саврасова

Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Тогда же и пробил час Воскресенского храма, закрытого летом 1938 года. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Конечно, до осуществления этого решения предстоит очень неблизкий путь. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины.

Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели».

Не изобразил ли Алексей Кондратьевич в лице маленького грачика собственную тоскующую душу. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Молвитино»36.

Теперь — об остальных храмах Молвитина, которые, конечно, были построены Салтыковыми. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Проектом реставрации в 1976 году было предусмотрено установить в холодном храме Воскресенской церкви иконостас, вывезенный ранее реставраторами из храма села Попкова Галичского района и в разобранном виде сложенный в подклете Богоявленского монастырского собора в Костроме (как раз там, напомним, где были погребены владельцы Молвитина Салтыковы, в том числе, наверняка и строитель Воскресенского храма П. М. Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы.

Картина Саврасова 
Грачи прилетели

Картина Саврасова Грачи прилетели

Романова большую роль при его дворе. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Статичные пейзажи Куинджи и Шишкина сразу потеряли статус новаторских.

27192)386. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден.

Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. На среднем плане мы видим серое пятно. Работа над полотном началась в Костромской губернии в деревне Молвитино (в современности Сусанино). Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. «Грачи прилетели» стала символом всего творчества художника.

Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17.

Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. В духе времени это было почти судилище (похоже, что районное руководство предполагали сменить и заодно показать внутрипартийную демократию).

Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. – Оденешь его – опять пропьет все. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова.

Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Интересно, что церковь сохранилась до сих пор. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы.

Грачи прилетели описание картины

Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»» Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века. Михаил Врубель, мастер другой эпохи, метко заметил: «Нарисуйте попробуйте просветы воздуха в ветвях – не нарисуете. Необходимо отремонтировать переданный под музей особняк, необходимо завершить реставрацию в Воскресенском храме (и прежде всего ликвидировать ту невообразимую картину в холодном четверике с его ужасной ямой), необходимо полностью возродить храм — в нём вновь должны появиться иконостасы, образа, колокола на колокольне и т. д. 156. Кисти Алексей Кондратьевича принадлежат многие прекрасные полотна. Всё это было граничит с творческим методом Саврасова, который, не будучи простым копиистом, мог в своих произведениях отступать от фактической точности изображаемых объектов64. Для многих художник остался автором только одной картины.

Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Таким образом, примерно в 70-е годы XVI века Молвитино перешло в собственность рода Михалковых.

Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Имеет философский смысл картина «Грачи прилетели».

В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет.

Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Художник сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Сколько было таких сел в России. Перед вами авторское повторение 1879 года. Кто знает, а быть может маленький скворец является самим Саврасовым.

Но в феврале 1871 года умирает его дочь (третья по числу умерших детей в семье Алексея Кондратьевича). Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Однако в своём первоначальном виде он простоял недолго. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27.

Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Своей трехмерностью, глубиной притягательна эта картина. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины.

Заказать репродукцию 
картины Грачи прилетели

Заказать репродукцию картины Грачи прилетели

Осенью 1623 года Филарет провёл следствие и вся неприглядная роль Салтыковых в этой истории вышла наружу. Это скорее эскиз по памяти". В этом — одна из причин скептического отношения костромских музейщиков и краеведов к утверждению о том, что на картине Саврасова изображена именно церковь Воскресения. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого.

Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу.

  • Эффект бескрайнего пространства
  • Рядом расположены достопримечательности
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Творчество, заказы известных людей
  • Работа и страсть к путешествиям

Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. Он обращается к переходным, переменчивым состояниям природы, показывает некое противостояние зимы и весны, тепла и холода. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Первый из них, как мы помним, был посвящён святым мученикам Хрисанфу и Дарье, чья память отмечается 19 марта (по старому стилю), — именно в этот день избранный царём Михаил Романов уехал из Ипатьевского монастыря в Москву (Хрисанфу и Дарье была посвящена сооружённая в середине XIX века и сохранившаяся доныне монументальная надвратная церковь в этом монастыре).

Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. С. 282.

  • Алкоголизм и увольнение с работы
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Сочинение на тему: «Родная природа»
  • Сочинение на тему: «Как я провел лето»
  • Сочинение на тему: «Прогулка в осеннем лесу»

На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Тяжело заболевает жена. С формата начинается построение изображения. Судя по опубликованным изложениям выступлений на собрании, руководству Молвитинского райкома ВКП (б) и лично I-му секретарю И. М. Белкову действительно досталось.

В середине или во второй половине XVIII века — точное время неизвестно — храм был капитально перестроен в соответствии с тогдашней архитектурной модой в стиле «барокко». Но больше всего нравилась Саврасову Центральная Россия с ее скромной природой, которую он любил рисовать. Решение этого вопроса слишком важно и здесь не должно быть места неясностям. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Б. В. Да, действительно, больше всего одним полотном знаменит Саврасов.

  1. Сочинение на тему: «Весеннее утро»

Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе.

Эффект бескрайнего 
пространства

В нижней части этюда была подпись: «А. «Грачи прилетели», это маленькое полотно, становится возможностью художника открыть миру всю нежность и любовь к рано умершей дочери. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. С конца XVII века только колокольня не претерпела особых изменений, сам же храм неоднократно перестраивался— последние значительные изменения перед тем, как его запечатлел на своей картине Саврасов, датируются 1855—1857 годами.

В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Вскоре картина «Грачи прилетели» (конец 1871 года) была впервые представлена публике в первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.

Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели». В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. На переднем плане полотна – снег. На них с шумом и граем опускается стая грачей.

Но сквозь изломанный узор березовых ветвей просвечивает удивительное небо, легкое и сквозное. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Через год же грянул пресловутый «великий перелом».

Церковь была построена в конце XVIII века. Всё это позволяет приблизительно датировать сооружение Константиновского храма 70-ми годами XVI века.

При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Это было настоящей трагедией для него. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Однозначно ответить нельзя. «Грачи прилетели» показывает в полной красе прелесть России, не нагромождая в себе торжественность, как это было у Шишкина или романтическое приукрашивание оттенков, как делал это Куинджи. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41.

С именем знаменитого крестьянина было связано известное село Домнино, находящееся от Молвитина в семи верстах и если бы Саврасов приехал в эту часть Буйского уезда (в то время и Молвитино и Домнино относились к этому уезду), чтобы посмотреть сусанинские места, то он, несомненно, поехал бы в Домнино, деревню Деревеньки, на легендарное Исуповское болото. Отец был небогатым торговцем-галантерейщиком. Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина.

Саврасовъ. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». А потом все-таки сбежит. «Грачи прилетели» – назвал свою картину Алексей Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8.

одним из наиболее приближённых к царю лиц. Характер чувства художника определяет и выбор красок и манеру письма. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Иначе обстоит дело с Воскресенской церковью изображённой в «Грачах» Саврасовым. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал.

Как выглядела эта кладбищенская церковь, нам неизвестно изображений её, судя по всему, не сохранилось, в документах же о ней сказано только, что она «зданием каменная с такою же колокольнею» Колокольню Воскресенского храма Саврасов изобразил практически «один к одному», какой она была в марте 1871 года. РЖ-627)90. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Какие ощущения появляются, когда смотришь на них.

Ужаснее картину представить трудно. Картина «Грачи прилетели» (холст, масло, 62х48, 5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва) А. К. Саврасова, была написана в 1871 году. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Но это, конечно, было только начало.

Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Стройная, с глухим восьмигранным столпом, ажурным ярусом «звонов», с тремя рядами слуховых проёмов, украшенных строенными кокошниками, молвитинская колокольня и по своему композиционному замыслу и по декору весьма близка к колокольне известного храмового ансамбля в Ярославле, в Коровниках, по праву считающейся одной из прекраснейших русских колоколен такого типа (к тому же, коровницкая колокольня была построена в те же 1680-е годы, видимо, всего на несколько лет раньше молвитинской). Трудно описать какой успех имела в свое время эта картина. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся.

Выразительно и тоскливо полотно «Грачи прилетели», описание картины этой целое приключение, осознание чего-то большого, великого. Всё это, плюс то, что храм на картине показан с возвышенной точки зрения (с какой её обычно мало кто видит), а также то, что с шатра колокольни ныне удалена тёмная жестяная обивка, затрудняет «опознание» молвитинского храма на знаменитой картине. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. По такому этюду не сделаешь картину. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Необходимо основательно к этому подготовиться.

и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта. Жил в нищете и одиночестве Саврасов. Салтыков умер в 1608 году (он был похоронен в родовой усыпальнице Салтыковых в подклете Богоявленского монастыря в Костроме). Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого.

Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Но гениальная картина не сделала ее создателя счастливым. В частности, «суровой критике» была подвергнута и антирелигиозная работа райкома. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Мы много говорим, намечаем хорошие планы, но практических мер к их реализации не принимаем» К 1988 году восстановление Воскресенского храма в целом было завершено и в его бывшую трапезную (тёплый храм) перевели из прежнего помещения районный музей, в основном посвящённый подвигу Ивана Сусанина.

Сделано это было группой татар, жителей Татарской слободы в Костроме (последние издавна специализировались на работах, связанных с колоколами, только до революции они поднимали их на колокольни, после же Великого Октября — сбрасывали). Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенко) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла). Может маленький грач разыскивает в талой земле корм, а может у него просто поломано крыло.

Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6.

За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало.

Отчётливо видно жестяное покрытие шатра колокольни (жесть с шатра сняли только в 80-е годы во время реставрационных работ). Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65.

Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны.

Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Полотно можно условно поделить на три горизонтальных пояса, каждый из которых написан в определённой цветовой тональности. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Также на них заметны птичьи гнезда.

Те же туристы, которые будут приезжать сюда, должны видеть не только посвящённый Ивану Сусанину музей, но и действующий — как при Саврасове — храм изображённый на его знаменитых «Грачах» (тем более, что в память о великом художнике, верующем человеке, трагически окончившем свою жизнь, в храме могли бы служиться панихиды). боярином Г. И. У Г. М. Шестова было трое детей: сыновья Иван, Сидор и дочь Мария.

«Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.