Граждане Кале История
Роден же изобразил почти всех персонажей полуобнаженными, с опущенными головами, к тому же размер фигур не превышал двух метров. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру.
Устоявшаяся ко второй половине XIX века традиция требовала от произведений этого жанра прежде всего величия. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.
Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы.
- Описание работы «Граждане Кале»
- Скульптура Родена Граждане Кале
- Скульптура Родена «Жители Кале»
- Скульптура Граждане города Кале
- Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным.
Осада продолжалась почти год. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени». Сколько их было потом – не сосчитать, но гораздо больше, чем в Третьяковку.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Круты: невыученные политические уроки и шанс для нации
- Донбасс: кому нужен план Сайдика
- Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»
- Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»
- Напишите отзыв о статье Граждане Кале
Он формировал их. Эта картина должна быть выставлена в Лувре. В портретном жанре скульптор ставит иные задачи. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше».
Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Он оборачивается к самому себе. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.
- Отрывок, характеризующий Граждане Кале
- Ещё документы из категории художественная культура
- Еще из раздела Культура и искусство
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. Скульптура (ваяние) – вид изобразительного искусства, в котором произведения имеют объемную форму. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали.
Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909). Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда». Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений.
Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Дело, однако, затянулось: защитники Кале оборонялись упорно и долго. Сюда относятся свободная группировка фигур, пластика сильных, лишенных плавности жестов, резкая и крупная моделировка, преобладание больших плоскостей и объемов, полный отказ от фронтальности, самое же главное — сосредоточение внимания на внутреннем, душевном мире человека, на его переживании, на его мысли как определяющих предпосылках пластического образа.
- Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. Во второй половине ХIХ века муниципалитет города Кале решил возвести памятник легендарному Эсташу де Сен-Пьеру, который первым принял вызов короля Эдуарда. Но нет же. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Они должны сами искать заказчика.
В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.
Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале.
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом.
Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма.
- Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
- 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
- Лучшие фильмы производства студии Довженко
- Брошь Глаз времени работы Сальвадора Дали
- Я люблю Высоцкого: фильмы с участием Владимира Семеновича, в которых он исполнил свои песни
- Владимир Высоцкий и Марина Влади: 12 лет их любовь преодолевала расстояния
- Базовые женские аксессуары: Пусеты
Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты.
Шестеро из них, надев простые рубахи, босые, с обнаженными головами и с веревками на шее – по мыло не упоминалось – должны были встретить его у главных ворот города и вручить ключи. Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки.
Пушкина был первым, который я посетил в студенческие годы. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью.
Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле. Каждый ощущал, что их стало здесь меньше. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Но эти слабые духом, напоминающие Тени из Адских врат, — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики. Денежный кризис.
Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй».
Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени. Сейчас здесь Музей Родена. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице— сдержанное возмущение и решимость. Под рубрику импрессионизма подводились и такие приемы, как сложные контрапосты, необычные позы и неожиданные сплетения фигур, резко порывавшие с академическими установками. Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале). И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами.
Затем их повесят. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз.
Роден стремился максимально обнажить фигуры. Они вышли из ворот крепости в рубище, с веревками на шее, протягивая ключи от города. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. А сейчас чуть-чуть истории.
«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена— самопожертвование, добровольное мученичество. К этой скульптуре я ещё вернусь в конце поста. Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден.
Тогда Роден, воодушевленный идеей именно групповой композиции, согласился на гонорар, полагавшийся на единичную фигуру. Жертвуя своими жизнями, люди Родена остаются и в эти минуты высокого морального подъема «наедине с собой». Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III.
Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля.
Чем только не пришлось ему заниматься ради заработка. Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением.
О поступке достойнейших граждан Кале вспомнили в середине 19 века. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.
Попытки французов прорвать блокаду провалились. Соотечественники решают помочь ему получить образование. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины. Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. С трудом несет он ключ— символ капитуляции, как тяжелый груз.
Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. В ближайшую субботу и состоялся мой первый ознакомительный визит. Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Они обращаются к отставшим и ослабевшим.
Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение». В его глазах читался вызов и непокорность. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. Помог Родену писатель Роже Маркс.
Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Сейчас здесь Музей Родена.
Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать». Это требование было исполнено. Пустая болтовня в кафе не привлекала его. И где же памятник.
Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. Многочисленные этюды, отдельные фрагменты нагромождались в беспорядке у основания гипсового макета двери. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания.
И старика Сен-Пьера, чей дух по-прежнему неукротим, склонившего голову перед судьбой. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста.
Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Его примеру последовали и другие. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора). Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей. Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности.
Он также выступил в поддержку проекта Родена. Мы уже не раз говорили о том, что далеко не все домовладельцы хотят устанавливать в своем жилище скульптуры, характер которых отражает непременно идиллию. Его творчество очень интересовало Родена.
Однако оно соответствовало сути произведения. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Они выдержали почти годовую осаду. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина».
Но мы уделим внимание другим работам мастера. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Таким Жана дЭра, бургомистр города Кале, создал Огюст Роден. Трагическое в «Гражданах Кале» выходит далеко за сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века. Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. Места для случайностей не осталось. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт.
Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Неудивительно, что рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции.
Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены.
Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм.
Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Эти истолкования и суждения противоречивы. Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном.
Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер. Ныне он зовется ГМИИ. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру.
Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь. Огюст Роден (1840-1917) – великий французский скульптор конца 19 – начала 20 века, один из создателей современных принципов ваяния.
Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу— полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. В противном случае – ну, вы понимаете. Он собирал их.
Героями подвига были представители городской буржуазии. Так возник памятник всем шестерым. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий».
С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Музей изобразительного искусства им.
Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». Учился он хорошо, увлекался литературой и искусством. Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней.
Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Он стремился в первую очередь уловить свет. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Войска англичан осадили крепость Кале – город-порт на берегу пролива Па-де-Кале, ближайший к английскому побережью.
Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. После ряда доделок она в 1895 г. была установлена в Кале. Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора.
Авторские копии можно увидеть также в Лондоне и Париже. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Он отказался от высокопарных жестов, от всякой напыщенной риторики, чтобы выразить душевное состояние людей, добровольно идущих на смерть. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений.
Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным».
В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным.
Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Работа была закончена в 1889 г. и была восторженно встречена публикой. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света.
В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда.
«Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895). Работы выполняются из твердых (камень, металл, дерево, кость) или пластичных (глина, воск) материалов. Внутренним взором Роден видел их всех: двух братьев из которых один, прощаясь, поднимает согнутую в локте руку юношу, полного тоски и отчаяния сурового в своей решимости горожанина, чьи руки сжимают ключи от города. Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен). Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других.
Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада.
Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет. По обычаям войны тех лет. А потом Роден уже не видел образов.
Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. В конце XIX века буржуазия неохотно вспоминала о великих героях своего революционного прошлого — Маратах, Дантонах, Робеспьерах. Один поднял руку, подобно оратору. Однако его идеи не понравились заказчику.
Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции.
Как пишет А. Ромм: "Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». История, которую он узнал, поразила его. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет.
Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. В связи с этим праздником мне почему-то вспомнился один из выдающихся памятников Франции, который ярко представляет ту черту характера этого народа, которую не часто вспоминают и не всегда ценят.
И еще его интересовала тесная взаимосвязь фигур. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество.
То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. «Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия.
Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Сотни героев толпились в его воображении и он сделал из них шесть. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века.
Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах.
Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. 1346 г. Бушует столетняя война – предки англичан и французов времени на войн не жалели. Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Раздосадованный длинной осадой Эдуар III выставил жесткие условия горожанам.
Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Но нет же. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания.
История, которую он узнал, поразила его. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях.
О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои. Шел 1845 год. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Покатый лоб, слегка выдвинутая нижняя челюсть, крепко сжатые губы, нос с горбинкой — крупные черты грубоватого бритого лица говорят об упрямой воле, может быть, фанатизме. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века.
Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. В конце концов проект был принят. Это героическая пара. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры. Огюст часто ходил в Лувр.
Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. В натуральную величину их решения. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя.
Выше человеческого роста. Это делается быстро, но это не искусство. Шестеро граждан этого не сделали». И Роден предложил другое место для памятника. Героями подвига были представители городской буржуазии.
Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Они обращаются к отставшим и ослабевшим.
В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях.
Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Именно это придает группе движение. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Роден предложил свой проект и он принципиально отличался от всего, что было раньше в монументальной скульптуре. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество.
Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Проект замер почти на сорок лет. Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода.
14 июля Франция отмечает национальный праздник — День падения Бастилии (1789), крепости-тюрьмы, которая когда-то символизировала для французов абсолютизм королевской власти. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря.
Но затем он понял, что ошибался. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм.
В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства.
На бульваре Вожирар, в доме 117, он арендовал просторное помещение с высокими потолками и окнами, выходящими в сад. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале.
Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Его творчество – это синтез реализма, романтизма импрессионизма и символизма. Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. Скульптурная группа в гипсе была практически завершена, когда выяснилось, что у города нет денег на отливку памятника в бронзе.
Классические условности — от античных доспехов на волонтерах 1792 гДа Д мифологической аллегории — были здесь прямым и законным наследием классицизма революционной эпохи. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Но эти слабые духом, напоминающие «Тени» из «Адских врат», — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики. Один поднял руку, подобно оратору. Однако для Родена тут было вдоволь материала.
Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Мальчик родился в семье мелкого чиновника. Внутренний мир людей феодального средневековья наделен чертами роденовской современности, противоречиями и сомнениями, свойственными скорее, человеку конца XIX столетия. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли.
Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Однако его идеи не понравились заказчику.
А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей.
Однако его идеи не понравились заказчику. Он собирал их, запоминал, отбирал. Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.
Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей.
Возгласы и стенания пронеслись в толпе. Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю.
Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. И он принял все сто и сделал из них шесть. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.
Но сущность этого творчества не может быть правильно понята, если ограничиться подобной констатацией и не пытаться увидеть в искусстве Родена великую новизну, сложную и противоречивую, как само время, его породившее. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие. Скульптор расставляет эти фигуры уже не компактным сплоченным отрядом, проходящим перед зрителем, а в виде нестройной группы отдельно стоящих статуй.
Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Именно это придает группе движение. Подобное встречается и у художников. Это героическая пара.
С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Рисовал с раннего детства. Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина. Но нет же. В ходе переговоров о сдаче крепости англичане выдвинули ультиматум: город не будет разрушен и жителей пощадят, если шесть самых именитых граждан Кале, босые, с обнаженными головами, с петлями на шеях, не передадут им ключи от города.
Но это была всего лишь мимолетная идея. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки.
Тем большим ореолом окружала она память людей, которые, пусть в очень давние времена, могли представить ее носителем общегражданских добродетелей, образом готовности к самопожертвованию и любви к родине. Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. Тут все было ясно и определенно. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры.
Казалось, он был в бреду. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции.
Тело, которое выражает движения души, уже давно занимало мастера. Там и должны были теперь стоять тихие образы, слегка приподнятые низким уступом над повседневностью, словно им предстоит еще страшный исход во веки вечные. В Кале не согласились на низкий цоколь, так как это противоречило традиции. И начал её английский король Эдуар III Плантагенет, тридцати четырех лет от роду, женатый. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Даже страх голодной смерти вряд ли заставил бы их сдаться. Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой.