Граждане Кале Роден Описание
Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Как бы то ни было, Роден больше их не увидел. 59. С помощью такого композиционного решения Роден поднимает этот подвиг на высоту символа, обобщенного образа».
Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел.
А однажды он обнаружил на Итальянском бульваре, дом 68 — особняк XVIII века с крыльцом, колоннадами и павильонами, неприметный с улицы из-за окружающего его заброшенного сада. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Но нет же.
Возможно, макеты были украдены или разбиты повстанцами. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев.
Проект замер почти на сорок лет. Места для случайностей не осталось. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома.
То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.
- Описание скульптуры Франсуа Огюста Родена «Граждане Кале»
- Описание работы «Граждане Кале»
- Скульптура Родена Граждане Кале
- Скульптура Родена «Жители Кале»
- Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
- Скульптура Граждане города Кале
- Словари и энциклопедии на Академике
История, которую он узнал, поразила его. Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Членам муниципалитета хотелось бы видеть их изящно одетыми, в гордой позе – как и полагается памятнику. В конце концов проект был принят. Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности.
Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Новизна пластических приемов Родена порождала разнообразные истолкования его творчества в связи с общим направлением европейского искусства конца XIX века. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой.
История, которую он узнал, поразила его. Главным требованием автора было разместить скульптурную группу не на традиционном высоком постаменте, а на уровне земли: в этом было новаторство и мощь художественного замысла.
Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. Возможно, макеты были украдены или разбиты повстанцами. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Но это была всего лишь мимолетная идея. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости.
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Автором монумента стал известный скульптор Огюст Роден, для которого это произведение являлось в какой-то степени новаторским. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы.
Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Но затем он понял, что ошибался. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа.
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- 20 интересных высказываний о жизни от сетевых мудрецов
Его искусство никогда не было столь совершенным. Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня. В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах.
Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского.
Эмиль Галле — чрезвычайно талантливый и образованный человек, предвестник стиля «модерн» в области декоративно-прикладного искусства, в частности, в изготовлении художественного стекла. Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками.
- Народная мудрость африканского народа ашанти
- Модный ориентир: красивые носки
- Черный юмор: самые смешные шутки интернета
- Введите защитный код для скачивания файла и нажмите Скачать файл
Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Его творчество очень интересовало Родена. Помогла подруга писателя Жюльетта Друэ.
Он стремился в первую очередь уловить свет. И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года.
- Ещё документы из категории художественная культура
Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй».
Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909). Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах».
Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру.
Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. Известно только, что лицо одного из персонажей скульптор лепил со своего сына Огюста Бёре, разумеется, сильно преобразив его. Он подошел к созданию персонажей с огромной ответственностью.
Так возник памятник всем шестерым. Жеффруа рассказывал, как Сезанн делился с ним впечатлением от встречи с Роденом: «Месье Роден совсем не гордый, он, такой выдающийся человек, пожал мне руку. ». Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других.
На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Мы вынуждены настаивать, чтобы господин Роден изменил облик своих персонажей и силуэт всей группы». Помог Родену писатель Роже Маркс. Ему нравилось подвергать свои скульптуры испытанию при различных погодных условиях, чтобы лучше знать их реакцию. Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет.
С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними. Подобное встречается и у художников. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Скульптурная группа в гипсе была практически завершена, когда выяснилось, что у города нет денег на отливку памятника в бронзе.
Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора). Он стремился в первую очередь уловить свет. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться.
Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). Он подошел к созданию персонажей с огромной ответственностью.
Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Таким был Шарль Деспио, почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Комитет не стал обсуждать цену, но в очередной раз дискуссия разгорелась вокруг самой концепции монумента.
Один поднял руку, подобно оратору. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. А потом Роден уже не видел образов. Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Он собирал их.
«Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать.
Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане.
Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. В натуральную величину их решения.
Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Он оборачивается к самому себе. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.
Однако оно соответствовало сути произведения.
Они должны сами искать заказчика.
Однако для Родена тут было вдоволь материала. Но Роден хотел ответить на дружеский призыв Моне, а также проявить солидарность с теми, кто выступал против академизма. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.
Но это была всего лишь мимолетная идея. «Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Соотечественники решают помочь ему получить образование. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами.
Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. Его примеру последовали и другие. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость.
В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Пустая болтовня в кафе не привлекала его. вы можете запросить все в системе с коробкой. Эта драматическая история уходит своими корнями в годы Столетней войны между Францией и Англией. Большие кисти рук крепко сжимают тяжелый ключ — вещественный знак переживаемой трагедии и в этот простой и, казалось бы, пассивный жест вложено наибольшее напряжение, подчеркнутое спокойной неподвижностью фигуры. В этом особняке когда-то проживал Корвизар и, как говорят, Мюссе.
Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. Героями подвига были представители городской буржуазии.
Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале».
А Октав Мирбо завершает свою статью о «Гражданах Кале» самой блестящей похвалой, какую можно высказать о современном скульпторе: «Его гений — это не только его способность подарить нам бессмертный шедевр, а еще и то, что он помог скульптуре снова стать восхитительным искусством, какого мы давно уже не знали». Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Старинная французская хроника повествует, что в пору Столетней войны, в XIV веке, город Кале был осажден войсками английского короля Эдуарда III и терпел голод и жестокие лишения. Выше: что вы искали. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Это делается быстро, но это не искусство.
Героями подвига были представители городской буржуазии. Как бы то ни было, Роден больше их не увидел.
Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Они показывают человека в его развитии – от первых шагов взрослости, когда в нём ещё только пробуждаются силы, к размышлениям зрелой личности, в полной мере осознающей противоречивость бытия. Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара.
Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Гюстав Жеффруа известный французский писатель и критик, писал: «Роден преобразовал сюжет, сделав его героев символами.
В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием.
Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Но мы уделим внимание другим работам мастера.
Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Его искусство никогда не было столь совершенным. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина».
В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов.
«Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции.
Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Англичане начали осаду, которая длилась почти год.
Он также выступил в поддержку проекта Родена. Вероятно, не было ни одного творения Родена, где вклад его воображения в создание образов был бы настолько существенным. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать.
На этом человеке такая же широкая и длинная рубаха, как и на всех остальных, такое же вервие вокруг шеи, но он носит эту одежду пленника как священническую сутану, а позорная петля как будто составляет часть одеяния священнослужителя. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар.
Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. Тут все было ясно и определенно. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Он подписался всего на 25 франков, а нужно было собрать фантастическую сумму — 20 тысяч франков. Именно там Роден встретился с Ренуаром. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты.
Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать». Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины).
Осада продолжалась почти год. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. Огюст часто ходил в Лувр.
Сейчас здесь Музей Родена. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Неудивительно, что рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. Но эти слабые духом, напоминающие Тени из Адских врат, — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания.
Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Шестеро граждан этого не сделали». Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря.
В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома.
Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Всё прочитанное у Гюго проносилось в его сознании настолько стремительным потоком, что ему было очень трудно выразить эти идеи в пластике. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа.
Многие скульпторы любят отставлять в сторону свои творения, а затем снова возвращаться к ним несколько месяцев или лет спустя. В 1883 году Моне поселился в Живерни. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях.
Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». Затем Роден отошел от нее и стал создавать свою композицию, в ином ритме, взволнованную, полную движения. В конце концов проект был принят. Как Родену удалось создать такую скульптурную композицию, которая, воплощая исторический сюжет, приобретала трагическое величие, своей вневременной мощью приближающееся к античной драме. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса.
Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза.
Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Однако его идеи не понравились заказчику. И где же памятник.
Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Денежный кризис. Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели.
В нем можно чётче, чем в женском, выразить идею силы, показать человека, берущего на себя тяготы ответственности за жизнь и смерть, за всё, что происходит в мире. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали.
Здесь, в первый и последний раз, мысль человека не ограничивается земным кругом, а прорывается ввысь, обращаясь к божеству, притом не с мольбой и даже не с призывом к вмешательству, а с гневным укором. Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого.
Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли.
И Роден предложил другое место для памятника. Он не решался более показывать себя обнаженным — слишком грубы и непластичны были его формы, слишком угловат и резок жест. Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Обходя эту группу, нельзя было не поразиться тому, как из прибоя контуров возникали чистые, великие жесты – вздымались, стояли и ниспадали в монолит, словно приспущенные знамена.
Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Трагическое в «Гражданах Кале» выходит далеко за сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании.
Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения.
На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий.
Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. Шел 1845 год. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле.
Эсташ первый пускается в путь и для его линий необходимо, чтобы он был таким, каков он есть». Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Выше человеческого роста.
Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. В портретном жанре скульптор ставит иные задачи. Он также выступил в поддержку проекта Родена. А однажды к Моне приехал Сезанн.
И он принял все сто и сделал из них шесть. Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей.
Группа лишена общего цоколя или пьедестала — все фигуры по замыслу скульптора должны были стоять непосредственно на земле, вырастать из нее. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий.
Казалось, он был в бреду. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Но Роден хотел ответить на дружеский призыв Моне, а также проявить солидарность с теми, кто выступал против академизма. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Большим успехом Родена стал бюст мадам Викуньи, жены чилийского дипломата.
Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе.
Он сразу почувствовал, что в этой истории имеется мгновение, когда совершилось нечто великое, нечто вневременное и безымянное, нечто независимое и простое. Он формировал их. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Они обращаются к отставшим и ослабевшим.
Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. Сейчас здесь Музей Родена.
В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех.
Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины. Его творчество очень интересовало Родена. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы».
Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Возгласы и стенания пронеслись в толпе. Показать момент прощания — с людьми, с городом, с жизнью — со всеми нюансами чувств, в движении фигур, единым ансамблем, было очень интересной задачей. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз.
Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти для баптистерия во Флоренции. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь. А Октав Мирбо завершает свою статью о «Гражданах Кале» самой блестящей похвалой, какую можно высказать о современном скульпторе: «Его гений — это не только его способность подарить нам бессмертный шедевр, а еще и то, что он помог скульптуре снова стать восхитительным искусством, какого мы давно уже не знали». 64. Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку.
Только итальянец Медардо Россо хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Ренуар жил неподалеку, в маленьком доме в Ла-Рош-Гийон и часто навещал друга. В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля.
Затем Роден отошел от нее и стал создавать свою композицию, в ином ритме, взволнованную, полную движения. Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени». Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Это героическая пара.
Жертвуя своими жизнями, люди Родена остаются и в эти минуты высокого морального подъема «наедине с собой». Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению.
Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Кусок городской площади — место давнего происшествия — является ареной скульптурного действия. Но затем он понял, что ошибался. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Именно это придает группе движение.
Это требование было исполнено. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции.
Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Увидев именитых гостей, он был буквально парализован робостью. Эти истолкования и суждения противоречивы. Большим успехом Родена стал бюст мадам Викуньи, жены чилийского дипломата. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века.
Помог Родену писатель Роже Маркс. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда. Попытки французов прорвать блокаду провалились. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным.
Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда».
То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». В ответ он получал объяснения, едва ли его успокаивавшие: «Я продвигаюсь в работе медленно, но качество будет хорошее. Подобное встречается и у художников. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.
.