Граждане Родена
На эти вопросы ответил Огюст Роден (1840-1917), создав скульптурную группу «Граждане Кале» — и тем самым совершил революцию в монументальной скульптуре. Роден предложил решение столь же необычное, как необычно было само понятие гражданской героики в эту пору малых дел. Граждане Кале— бронзовая скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. Граждане Кале— скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны.
В том же 1884 году, когда эта очаровательная женщина позировала Родену (поговаривали, что сеансы были слишком продолжительными), он приступил к работе над новым проектом — «Граждане Кале». На эти вопросы ответил Огюст Роден (1840-1917), создав скульптурную группу «Граждане Кале» – и тем самым совершил революцию в монументальной скульптуре. А вот что написал о работе Родена над «Гражданами Кале» Рильке: «В его мозгу всплывали жесты, жесты отказа от всего сущего, жесты прощания, жесты отрешения, жесты, жесты и жесты. Продолжаю свой рассказ о работах Огюста Родена, представленных на выставке в Петропавловской крепости. "Граждане города Кале"В 1884 году власти французского города Кале заказали Родену памятник в честь подвига своих именитых граждан, которые пожертвовали собой ради спасения города.
граждане родена — 4 (четыре) буквы
Как бы то ни было, Роден больше их не увидел. 59. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года.
Старинная французская хроника повествует, что в пору Столетней войны, в XIV веке, город Кале был осажден войсками английского короля Эдуарда III и терпел голод и жестокие лишения. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами.
Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века.
Соотечественники решают помочь ему получить образование. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Первые попытки их расположить не удовлетворили скульптора, так как композиция получалась недостаточно выразительной. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.
Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар.
в творчестве Родена усиливаются тенденции литературной символики. Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. В конце 1890-х гг.
Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале.
Граждане родена, лова из 4 букв, 4-я буква Е
Выше человеческого роста. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Возгласы и стенания пронеслись в толпе. Изнуренные и отчаявшиеся жители готовы были просить милости у противника, но тот поставил бессердечное условие: шесть самых уважаемых горожан должны были явиться к нему и предаться его воле и эти шесть жителей Кале — так требовал надменный враг — обязаны были выйти из города и предстать перед королем в одних холщовых рубахах, с обнаженными головами, с вервием вокруг шеи и с ключами от городских ворот в руках. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени.
Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. С наибольшей силой лучшие качества искусства Родена раскрываются в памятнике «Граждане Кале» (1884—1886, установлен перед зданием ратуши в Кале в 1895 г. ), одном из значительнейших произведений европейской монументальной пластики 19 в. Он посвящен реальным героям французской истории 14 в. — участникам обороны Кале от английских войск. В конце XIX века, как и в настоящее время, основными заказчиками скульпторов являются государство и общественные организации. Казалось, он был в бреду. Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле.
- Описание работы «Граждане Кале»
- Описание скульптуры Франсуа Огюста Родена «Граждане Кале»
- : поиск слов по маске и определению
- Граждане Родена — 4 буквы, сканворд
Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей.
В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать».
В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Сейчас здесь Музей Родена.
- Граждане Родена – слово из 4 букв
- Скульптура Родена Граждане Кале
- Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
- Ещё документы из категории художественная культура
- Эти слова находили так же по следующим запросам
- Словари и энциклопедии на Академике
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. История, которую он узнал, поразила его.
Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света.
- Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
- Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Шестеро граждан этого не сделали». При этом, сохраняя ярко выраженную индивидуальность каждого отдельного персонажа, перед зрителем все-таки — общность людей, единое целое. Места для случайностей не осталось.
Осада продолжалась почти год. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие. Они должны сами искать заказчика. Жеффруа рассказывал, как Сезанн делился с ним впечатлением от встречи с Роденом: «Месье Роден совсем не гордый, он, такой выдающийся человек, пожал мне руку. ».
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
- Лучшие фильмы производства студии Довженко
Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Сейчас здесь Музей Родена. Шестеро граждан Кале изображены в тот момент, когда они отправляются в лагерь английского короля, где будет решена их судьба и, судя по всему их ожидает смерть. Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма.
«Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. Многие скульпторы любят отставлять в сторону свои творения, а затем снова возвращаться к ним несколько месяцев или лет спустя. Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909).
- Брошь Глаз времени работы Сальвадора Дали
- Я люблю Высоцкого: фильмы с участием Владимира Семеновича, в которых он исполнил свои песни
- Владимир Высоцкий и Марина Влади: 12 лет их любовь преодолевала расстояния
- Базовые женские аксессуары: Пусеты
- Поиск ответов на кроссворды и сканворды
Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. Об этом свидетельствуют этюды-варианты — один изображающий этого же человека обнаженным, другой —в длинном одеянии. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости. В искусстве скульптуры обнаженное тело является одним из важнейших выразителей внутреннего мира личности.
И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели.
Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. Его примеру последовали и другие. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре».
А потом Роден уже не видел образов.
И где же памятник. Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена.
Тут все было ясно и определенно. И только после долгих поисков, в ходе которых он менял общую композицию, он добился желаемого результата.
Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении.
Героями подвига были представители городской буржуазии. Он также выступил в поддержку проекта Родена. Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. И он принял все сто и сделал из них шесть.
Однако оно соответствовало сути произведения. Неудивительно, что рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста.
Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление.
Один поднял руку, подобно оратору. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет. Характеристика подвига как индивидуального переживания и действия каждого героя в отдельности — вот что явилось предметом творческих усилий скульптора именно раскрытию индивидуального в этом коллективном акте и посвящен, в сущности, роденовский монумент.
Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Увидев именитых гостей, он был буквально парализован робостью. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Шел 1845 год.
Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой.
В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар.
Мы уже не раз говорили о том, что далеко не все домовладельцы хотят устанавливать в своем жилище скульптуры, характер которых отражает непременно идиллию. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.
В 1883 году Моне поселился в Живерни. Так возник памятник всем шестерым. Он собирал их. Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение.
Устремление к героизации образа ощутимо в памятнике Бальзаку (1893—1897, отлив установлен в Париже), в портретах. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Но это была всего лишь мимолетная идея. В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля.
Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. Жертвуя своими жизнями, люди Родена остаются и в эти минуты высокого морального подъема «наедине с собой».
Именно это придает группе движение. Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки.
В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию. Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. Тогда Роден, воодушевленный идеей именно групповой композиции, согласился на гонорар, полагавшийся за единичную фигуру. Он покидает город и идет вниз, в лагерь.
Героями подвига были представители городской буржуазии. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними. Там и должны были теперь стоять тихие образы, слегка приподнятые низким уступом над повседневностью, словно им предстоит еще страшный исход во веки вечные. В Кале не согласились на низкий цоколь, так как это противоречило традиции. Устоявшаяся ко второй половине XIX века традиция требовала от произведений этого жанра прежде всего величия. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции.
В натуральную величину их решения. Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда. Он стремился в первую очередь уловить свет. Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками.
Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Бесспорным для всех критиков Родена было одно: антиакадемический характер его стиля, близость его исканий к новейшим течениям западноевропейской, в частности французской, живописи. Всё прочитанное у Гюго проносилось в его сознании настолько стремительным потоком, что ему было очень трудно выразить эти идеи в пластике. Попытки французов прорвать блокаду провалились.
Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Это делается быстро, но это не искусство. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст.
Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Его творчество очень интересовало Родена. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина. Указывалось также на личную близость Родена к основоположникам и лидерам живописного импрессионизма, в частности к Клоду Моне. А Октав Мирбо завершает свою статью о «Гражданах Кале» самой блестящей похвалой, какую можно высказать о современном скульпторе: «Его гений — это не только его способность подарить нам бессмертный шедевр, а еще и то, что он помог скульптуре снова стать восхитительным искусством, какого мы давно уже не знали». 64.
Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». Его искусство никогда не было столь совершенным. Англичане начали осаду, которая длилась почти год.
Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына. Он формировал их.
Мы вынуждены настаивать, чтобы господин Роден изменил облик своих персонажей и силуэт всей группы». Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Эти истолкования и суждения противоречивы. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада.
Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года.
Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). И вместе с тем все фигуры объединены, взаимосвязаны и составляют необычайно сильное целое. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Пустая болтовня в кафе не привлекала его.
Шесть фигур изваянных после долгих поисков подготовительных этюдов, представляют собой редкий в истории монументальной скульптуры опыт пластического истолкования подвига как драмы человеческих характеров. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий.
В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза.
В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». Группа лишена общего цоколя или пьедестала — все фигуры по замыслу скульптора должны были стоять непосредственно на земле, вырастать из нее. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.
Это героическая пара. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. Это требование было исполнено. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов.
Готовность к самопожертвованию читается на его решительном изможденном лице, в погруженном в себя, отрешенном взгляде. Проект замер почти на сорок лет.
История, которую он узнал, поразила его. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. И Роден предложил другое место для памятника. Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти.
Огюст часто ходил в Лувр. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Но эти слабые духом, напоминающие Тени из Адских врат, — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики.
Однако его идеи не понравились заказчику. Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Герои идут, босые, по неровной земле навстречу гибели, каждый из них думает о своем, но вся группа объединена единым порывом и общим пафосом спасения и прощания. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане.
В этом случае английский монарх обещал помиловать остальных горожан, но этих шестерых ожидала жестокая казнь. Сначала он лепил их обнаженные фигуры, где каждый мускул, поза, жест, выражение лица передавали необычайное душевное напряжение людей, добровольно идущих на смерть во имя спасения других. Поиски специфических приемов в обработке материала приобретают характер «артистически» недоговоренного намека. Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан.
Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость.
Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре.
Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». Воплощением героического духа группы воспринимается человек с ключом от города. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора). Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью.
«Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Все шесть фигур, представляющие людей разных поколений — от мальчика до седовласого старца, — лишь разные пластические выражения единого собирательного существа — революционного народа, поднявшегося на защиту отечества. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах.
Однако для Родена тут было вдоволь материала. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет.
«Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Вот таким образом он отлил экземпляр памятника на свои средства и установил его во дворе своей парижской мастерской.
Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят.
«Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. Денежный кризис. Он оборачивается к самому себе. Именно там Роден встретился с Ренуаром.
Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Каждая из шести фигур этой трупы остроиндивидуальна и раскрывает целую гамму чувств и мыслей — от мужественной решимости и убежденности до задумчивого сомнения, душевной борьбы и отчаяния.
Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Трагическое в «Гражданах Кале» выходит далеко за сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях.
Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя.
Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения. Но нет же. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда». Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех.
Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени».
Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.
Но затем он понял, что ошибался. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Среди них выделяется портретный бюст Виктора Гюго (1897, Москва, ГМИИ), передающий черты могучего творческого гения, духовную силу писателя. В конце концов проект был принят. Лаконичный рассказ историка-хрониста содержит очень скупое описание самого подвига граждан Кале. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного.
А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Выражения лиц и жесты каждого несут богатство смыслов, дополняя друг друга и создавая общее настроение. Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Возможно, макеты были украдены или разбиты повстанцами. Большим успехом Родена стал бюст мадам Викуньи, жены чилийского дипломата. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина».
На их лицах — вместо мрачной решимости предшествующей пары — подвижническая просветленность, ясность духа. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов.
Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь.
Этот проект очень не понравился комиссии Министерства изящных искусств и был отклонен без права обжалования. В портретном жанре скульптор ставит иные задачи. Ренуар жил неподалеку, в маленьком доме в Ла-Рош-Гийон и часто навещал друга. Но мы уделим внимание другим работам мастера.
Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. Подобное встречается и у художников. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях.
Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. Некоторые пытались обвинить Родена в подражании итальянскому скульптору, заимствовании его приемов. Помог Родену писатель Роже Маркс. Он подошел к созданию персонажей с огромной ответственностью.
А однажды к Моне приехал Сезанн. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа.
Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.