Хох Питер Де Служанка И Фигляр

Голландский художник Питер де Хох (1629-1684) и его "укромный" талант

Работу отличают цельность и ценность деталей. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ). Родился в 1629 году в Роттердаме. Так и сейчас, с улицы пришли и туда же уйдут и мальчик-нищий и офицер-кутила.

В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. В раннем возрасте стал увлекаться живописью. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Хозяйка с корзиной на коленях чистит фрукты.

Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Вялый свет и приглушенная цветовая гамма, в которой один разве красный цвет начинает уже оживать, отличают это произведение. Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты.

Хозяйка и служанка, 
Питер де Хох

Хозяйка и служанка, Питер де Хох

Под кронами растущих на набережной канала деревьев царствует полутень. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Он стремится связать фигуры людей в неразрывное единство с их окружением, с обжитом ими, напоенным светом и воздухом, пространством. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце.

Специальностью де ла Гранже было сукно, а любимым занятием, которому он посвящал все свободное от основной работы время, — коллекционирование картин. Неизвестно, когда в точности была написана картина. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой.

Питер де Хох: жизнь 
и творчество художника

Питер де Хох: жизнь и творчество художника

Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Стал увлекаться изобразительным искусством ещё в раннем детстве. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация.

Главным становится изображение пространства. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года.

Хозяйка и служанка 
во внутреннем дворике

Хозяйка и служанка во внутреннем дворике

Под конец жизни впал в нищету и не был в состоянии платить по счетам. В нем начинают преобладать неприятные белесоватые и голубые оттенки, тень становится глухой, а свет, наоборот, слишком резким. Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета. Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком («Чулан», 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу («Служанка с ребенком во дворике», 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери («Игра в карты», 1658, Лондон, Бекингемский дворец).

Он живет в эти годы в Делфте, в городе, где в это время проблемы света и цвета волновали Эмануэля де Витте и Яна Вермеера Делфтского (1632-1675). О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. Мирок этот беден, но опрятен, во всём видны следы трудолюбивых рук. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей. Простые архитектурные членения скрыты густыми тенями. Позже Вермер откажется от больших размеров и будет писать такие же небольшие полотна, какие были приняты в жанровой живописи того времени.

Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Пространство картины строится из четких объемов дворика, садика, набережной канала. Чистый уютный дворик. Круг тем Хоха очень узок.

Картины и репродукции 
Питера де Хох

Картины и репродукции Питера де Хох

«Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Последние годы жизни Хохасложились трагично. К середине 1670-х годов он впал в нищету и не имел средств, чтобы платить необходимые подати. В картине «Военный и служанка» он не высвободился еще окончательно из плена монохромной живописи. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика.

Картина «Уличка» (около 1658 г. ) изображает вид из окон его дома: обветшалую кирпичную постройку — приют для престарелых. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». На картине «Хозяйка и служанка» мы видим типичную сцену из жизни почтенной бюргерши. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. Питер де Хох сделался художником солдатской вольницы, поэтизирующим (впрочем, не без юмора) нравы и повадки солдат, расквартированных когда на месяц, а когда и на день в добропорядочных бюргерских домах. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание.

В очаге с высоким дымоходом подвешен над огнем котел. Де Хох недаром слывет художником интерьеров и внутренних дворов. В картине «Хозяйка и служанка»Питера де Хоох (Pieter de Hooch, Hoogh, 1661-63, 5342, х. м., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) композиция держится на четком ритме вертикальных прямых: калитка, детали ограждения, устремившийся вверх цветок в вазоне, вертикаль дома на заднем плане, ставни, окна, дверной проем.

Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Особую поэтичность у малых голландцев приобретает интерьер. На вторую половину 1650-х и начало 1660-х годов падает расцвет творчества де Хоха. Но строптивый Питер был недоволен методом преподавания Берхема. Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив.

Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. Он тщательно клал мелкие, плотные мазки, а завершал работу лёгкими, почти незаметными касаниями кисти, которые придавали неповторимую живость резким линиям и чётким формам его произведений. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Но Хох был прост по своей сути, вот таким образом плохо знал, как на самом деле живут «вскормленные с золотых ложек».

Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. На несколько лет воцаряется на его картинах предельная простота мотива: чаще всего – бюргерша и ребенок (обычно девочка, одетая, как и мать, в чепец и платье с роброном), часто – бюргерша и служанка почти исчезают фигуры мужчин. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. Питер решил изменить стилистику, посчитав, что причина его творческих неудач кроется в простоте работ.

Питер де Хох-известный 
голландский художник

Питер де Хох-известный голландский художник

Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Рассудок его начал мутиться. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Жизнь голландцев протекала именно в доме. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. Вермер создал несколько удивительных пейзажей.

В колорите Хоха преобладают воздушные золотистые тона, оттенённые пятнами чистого цвета. Хох Питер де, Хоох, Гох (Hooch, Hoogh), голландский художник. 1660, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), где в мощеном дворике занятая вышиванием пожилая хозяйка выслушивает служанку, которая в начищенном до блеска медном ведре принесла купленную рыбу. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Хозяйка и служанка» уже полностью выражает это новое мироощущение де Хоха.

Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Ученичество у Берхема не оставило глубоких следов на живописи де Хоха. Главные достоинства Вермера-художника заключаются в передаче света и воздуха. Но в каждом жёлтом, синем или белом пятне скрываются десятки, сотни различных оттенков. Испытал влияние мастеров бытового жанра круга Ф. Халса, Я. Вермера и К. Фабрициуса. Вскоре на полотнах появились все необходимые атрибуты «сладкой жизни»: богатые интерьеры, пышные наряды, дорогие развлечения. Справа в открытую дверь виден входящий в комнату мужчина с тростью.

Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации. В работах мастера нет торжества материального мира.

Окно в верхней части стены позволяет рассмотреть кусочек другого помещения. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса. Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. Питер де Хох (Pieter de Hooch) – великий голландский художник. Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет.

Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги.

Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Пространство не растворяет в себе фигуры и они не господствуют над ним. С каждым объемом связана своя цветовая гамма и своя система светотени. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха.

«Хозяйка и служанка» Питер де Хох

Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет. Главные достоинства Вермера-художника заключаются в передаче света и воздуха. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность».

Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. «Хозяйка и служанка» (около 1657) дает принципиально новое решение. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам.

О развитии художественных способностей речи не шло. «Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. Цвета у Вермера сильные, насыщенные на первый взгляд кажется, что он не смешивал краски. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох.

Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. В ней, художник полностью сосредоточился на передаче особой эмоционально-бытовой среды, размеренности течения жизни.

Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Но это мало что меняет. В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте.

Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Женился, переехал в Амстердам.

Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно домашние хлопоты хозяйки), с любовной тщательностью добиваясь материальности письма, передачи поэтической одухотворённости домашней среды – наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков (Дворик, 1658, Национальная галерея, Лондон Мать у колыбели, около 1660, Картинная галерея, Берлин-Далем). Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко».

Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Питер де Хох иногда использовал для своих картин архитектурные мотивы амстердамской ратуши.

В центре изображена прикрепленная к потолку клетка с птицей. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Рядом стоит соломенная колыбель, возле которой остановилась собака. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.

На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. Она стала одной из первых живописных работХоха, в которых появились изображения людей более высокого уровня социальной иерархии. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Испытавший в разной степени их влияние Питер де Хох стал одним из главных представителей делфтской живописной школы.

картина Интерьер 
с хозяйкой и служанкой

картина Интерьер с хозяйкой и служанкой

Вермер писал тонкой кистью, густыми, но мягкими красками. Служанка с металлическим ведром в руке показывает ей только что купленную рыбу. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе.

Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646-49). Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. В 1640-х в начале 1650-х гг. Тогда его вдохновляли работы таких художников и его современников, как Карел Фабрициус и Николас Мас.

Светотень выявляет объемы и локальный цвет предметов. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы.

Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Дата смерти художника остаётся неизвестной. Но эти несложные по действию картины — «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и другие полны душевной незамутненности, тишины и покоя.

Образ лестницы в 
предметной фотосъемке

Образ лестницы в предметной фотосъемке

Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Перед ними, в тени от простенка между окон, стоит служанка. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. Несчастья пошатнули здоровье художника.

Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Первое своё обучение он прошёл в Харлеме у художника Николаса Берхема в 1645-1647 годах. Взгляд зрителя не упирается в глухую стену.

Но де Хох далек от того и другого. Несколько не в меру ярких бликов повышают драматизм светотени. Переезд Питера де Хоха (вероятно, в 1663 г. ) из тихого провинциального Делфта в Амстердам – шумную столицу тогдашнего торгового и культурного мира – пагубно сказался на его искусстве.

Вскоре был принят в популярную местную гильдию художников. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Работал в Делфте и Амстердаме.

Каждый из них пришел к своему решению. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле».