Христос В Пустыне Крамской Анализ

Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

Мы совершенно уверены, что образ Христа и тема мучительного выбора прошла серьезную эволюцию именно в процессе работы над картиной. Христа совсем не вижу. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда». Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим.

И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. И это сказано не только в отношении Крамского, но любого художника. Это какой-то нигилист. Таким увидел на картине Христа этот писатель.

Христос в пустыне 
 (картина Крамского)

Христос в пустыне (картина Крамского)

О чем думает его Христос. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Человек выбирает.

Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. разъедающих начал (отрицание, скептицизм, безверие. По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. В творческой биографии Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) картина «Христос в пустыне» занимает особое место.

А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе». Чем, каким способом я могу быть понят. Но никто не говорит ничего важного.

В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего.

История одного шедевра: 
«Христос в пустыне» 
Крамского

История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. 1867 годом датируется первый вариант картины, оказавшийся неудачным. Кто это был. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам.

Второй вариант картины был написан за год. Увидеть «внутреннего» Христа возможно, только веруя, следовательно, зритель, как и художник, должен изначально нести веру в себе. И он всё думает, всё думает. Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия.

Ж-5724)495051. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30.

Христос в пустыне, 
1872, Крамской

Христос в пустыне, 1872, Крамской

Эстетика картины находится в границах эпохи. Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем.

Ж-998)29. «Никто не отнимает ее (жизнь. Христа не кончил»32. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт.

дают нам лица и события религиозного содержания, лишенные их священного характера» (VIII, 62). Непонятно, как такую картину позволили выставить. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».

Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского – «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа.

Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Скверная штука жизнь. ».

Это особое произведение, к восприятию которого и зритель должен отнестись особо и далее весь разговор о картине «Христос в пустыне» ведется в сакральном ключе. Ж-998)29. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа.

Описание картины 
«Христос в пустыне»

Описание картины «Христос в пустыне»

Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. 1848 год. «Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»11. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро – заря только зачинается. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку.

Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье.

Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням9. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»8. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала.

Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Это какой-то нигилист.

Христос в пустыне, 
картина Крамского: 
история создания,

Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото

Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Критик Владимир Стасов писал в своём очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году он создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Шла вторая выставка передвижников. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. Англия. Это позволило представить панораму бескрайней пустыни.

Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Чем, каким способом я могу быть понят. Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом».

Описание картины: 
«Христос в пустыне»

Описание картины: «Христос в пустыне»

И после этого, как вспышка, рождается образ – сначала смутный, затем все более проясняющийся, набирающий глубину и силу. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. Выше: что вы искали. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме» – по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия – «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии). Откуда же такая творческая противоречивость. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48.

Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. П. М. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль.

Что сделать, чтобы быть понятным. лицу Христа в. минуту смертного подвига. » (VIII, 65). Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». По собственному признанию Третьякова, это была одна из самых любимых его картин. Звание профессора Крамскому не было присуждено. Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного.

Христос у Крамского показан высоконравственным, но всё же вполне земным человеком — с ортодоксально-церковной точки зрения такой подход мог быть воспринят как святотатство. В результате фигура Христа, одетого в тёмный плащ и красную тунику, господствует над пространством картины, но при этом находится в гармонии с окружающим её суровым ландшафтом. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами.

Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. Что ж после этого.

Христос в пустыне 
 (1872) Крамской

Христос в пустыне (1872) Крамской

Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Я, вероятно, принадлежу к последним. По словам самого Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин. В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок).

Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить10. Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Его дума была так серьезна и глубока, что я часто заставал его постоянно в одном положении. Непонятно, как такую картину позволили выставить.

И к чему тогда пустыня. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками.

Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев – в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », – он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Разве можно это написать. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Нет.

Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации.

А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в своей статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатление, произведённое на него картиной Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель.

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ 
Иван Крамской

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской

При этом, однако, Стасову не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. В начале 1860-х годов, еще будучи в академии художеств, он делает первый набросок, в 1867 году – первый вариант картины, который его не удовлетворил. Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» – «центральное полотно во всей Третьяковской галерее».

Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба. Затем несколько лет Крамской работает ретушером у фотографа, с которым объездит пол-России и окажется в Санкт-Петербурге, где продолжит работу у известных фотографов ретушером и акварелистом. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», – говорил Крамской.

Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. В каком-то смысле критики были правы. В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли.

4:13). Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. Ж-998).

Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее – борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого». Все это было следствием того, что Гончаров ощущал себя непонятым и как человек со своими слабостями и достоинствами и как писатель, последний роман которого был критически встречен публикой, что даже заставило Гончарова «объясняться» с читателем в статье «Намерения идеи и задачи романа "Обрыв"» (1872). В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. Писатель подчеркивает, что до сих пор, за всю историю христианства «никто не даст себе труда договориться до ясного понятия об образе Иисуса Христа» (VIII, 64).

Иван Крамской "Христос 
в пустыне"

Иван Крамской "Христос в пустыне"

Он отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Тема искушения Христа, описанного в трех первых Евангелиях, увлекла Крамского еще в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки (по другим данным, он получил медаль III степени).

В Лондоне – центре мировой экономики, столице британской империи – возникает «Братство прерафаэлитов». Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28.

А. Есть от чего рехнуться Вот он и завопил. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель.

На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении.

Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2 см, ГТГ инв. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг».

Влияние «Христа» 
Крамского на живопись

Влияние «Христа» Крамского на живопись

Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. Образ Христа выстраивался с годами, приобретая каждый раз что-то новое. Чем, каким способом я могу быть понят. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18.

В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни». По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна – «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Публичные и передвижные выставки, гравюрные копии лучших произведений содействовали популяризации их идей. Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. Как это Вам кажется.

И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. Это какой-то нигилист. Этот тезис существен для понимания гончаровско-го отношения к вере вообще: его вера была прежде всего «внутренней», свободной от мучительных переживаний и сомнений и как будто растворенной в каждом дне его жизни, но от этого не становилась слабее. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной.

— Е. П. ) художники. Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. В его одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»10. Что ж после этого.

Другие картины Ивана 
Николаевича Крамского

Другие картины Ивана Николаевича Крамского

Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать. Иисус сидит на камне и ждет восход солнца.

По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа.

Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы. Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал девятнадцатилетний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части – предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. «Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки.

«Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий). Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Надо думать, найти верное решение помогла Крамскому заграничная поездка 1869 года, предпринятая специально для того, чтобы «вживую» увидеть то, как интерпретировали эту тему старые мастера. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Но теперь.

Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»17. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне». Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне».

Я могу сказать, что писал его слезами и кровью. Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. ва не только в силу сложной и долгой истории создания портрета. По Гончарову, это оказывается априори невозможным, поскольку невозможно «дать тонкую и окончательную оценку. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46.

Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. Едва ли. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата».

Так и получилось. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске20. Человек решает. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил.

Кратко о жизни и 
смерти талантливого 
человека

Кратко о жизни и смерти талантливого человека

Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Разве можно это написать. Описание учебного контроллераГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. вы можете запросить все в системе с коробкой. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

Почему.

Посмертная выставка замечательного художника

Впрочем, критика им была и не страшна. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Так, о группе персонажей на картине Н. Ге «Тайная вечеря» Гончаров пишет, что невозможно «прочесть эти лица, вдуматься в душу каждого и перенести на полотно — выше сил всякого таланта. » (VIII, 65).

– Это я взял заказ писать образ Христа. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир – небо и землю – воедино».

Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия — будущая судьба мира и всего живущего кроется в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем — в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой»55. Человек – не Бог. Таким контекстом в последней версии явилась бескрайняя «каменная» пустыня за спиной Христа, подчеркнувшая своей мертвенностью глубину внутренних постижений героя полотна. Композиция полотна очень проста.

Христос в пустыне, 
картина Крамского 
 (фото полотна)

Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)

Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.

Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. «Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа – это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения».

Ж-5724). Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Но как рассказать. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира.

Картину «Христос в пустыне» художник написал в 1872 году. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. Страшно станет. Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Я не знаю.

В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов.

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1819 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»17. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний – этого никто не объяснит». Особенно напряженно художник работал летом 1872 года.

Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Неужели это та самая книга. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него.

Показанная на Второй выставке ТПХВ, эта картина вызвала громкие споры. Гончаров подчеркивает, что истинное место этой картины не «в углу» и «в темноте». Но никто не говорит ничего важного.

Записки переводчика 
с Андреем Десницким

Записки переводчика с Андреем Десницким

А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры.

Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Там нет пустыни, наоборот, огромная толпа народу, воины, смеющиеся над Христом, но Христос на этом полотне не менее одинок, чем в той серой пустыне, которая была написана Крамским в 1872 году. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Этот Христос способен страдать, сомневаться и это делает его таким близким нам, людям и таким далеким от бесстрастного неба. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв.

Прерафаэлиты и «изобразительное 
богохульство»

Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням. Сколько раз плакал я перед этой фигурой. По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». А ведь «Христос в пустыне» — это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она — итог многолетних исканий».

Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Однако невыгодное положение картины в экспозиции не мешает Гончарову признать, что она является «капитальным произведением кисти г. Крамского» (VIII, 62). Дело в том, что первый вариант холста имел два очень существенных недостатка: во-первых, холст был вертикального формата и полуфигура сидящего Христа занимала весь формат, что не позволило бы вложить в картину ту философию, которую мы чувствуем во втором, окончательном варианте полотна, где большую часть холста занимает пустыня. Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун – «Ииисус омывающий ноги Петру».

Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. То же отмечал сам Крамской: первоначально картина не привлекала особого внимания публики, поскольку находилась в дальнем углу помещения. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1213. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму).

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк.

Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, этот негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Но как рассказать.

Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа21. Непонятно, как такую картину позволили выставить.

Христос, каким увидел 
его Иван Крамской

Христос, каким увидел его Иван Крамской

И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327. Прерафаэлиты предпочли второе. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «Христос в пустыне» «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг».

Амбиции молодых людей вполне можно понять. Для Гончарова высшее божественное заключено в идеальном человеческом. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Картина была принята очень неоднозначно. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Я его огорошил, можете себе представить: за одну фигуру вдруг с него требуют не более не менее, как шесть тысяч рублей. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо).

Напишите отзыв о 
статье Христос в 
пустыне (картина

Напишите отзыв о статье Христос в пустыне (картина Крамского)

Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению». Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Ошибочным, как понял автор, был сам выбор вертикального формата, лишивший произведение «широкого дыхания» — или, по-другому, точного «контекста». Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. Но не только время суток говорит о том, что это за исторический момент: сама поза Христа, его лицо, его слипшиеся от долгого молчания губы израненные о камни ноги, насмерть переплетенные от духовного напряжения пальцы рук, – все это говорит нам о том, что прошло уже немало времени с тех пор, как Спаситель отправился в пустыню.

Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие.

Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. И статья «"Христос в пустыне". Описание программы «Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью»Глава 7. Чем, каким способом я могу быть понят. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход.

Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна.

Отрывок, характеризующий 
Христос в пустыне 
 (картина Крамского)

Отрывок, характеризующий Христос в пустыне (картина Крамского)

Но никто не говорит ничего важного. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких». По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф.

В зале было немыслимое количество народу. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46). 4:2). Ему под силу только создание внешне абсолютного человеческого образа, но такого, в котором заключен «внутренний» Бог.

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке». А фигуру, сидящую на камне, автор чуть отодвинул вглубь, так что она разместилась равномерно на этом фоне.

Христос в пустыне 
 (картина Крамского) 
Информацию О

Христос в пустыне (картина Крамского) Информацию О

Тем не менее, художник продолжал работу над картиной – делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, – «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Его картина висела последней. И к чему тогдапустыня. Коллекционер без торга принял назначенную художником цену (6000 рублей).

Он отчаянно спорил с ним о вере. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». И вот я однажды.

Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Это произведение мастер создавал на протяжении десяти лет.

Ж-5724)495051. Ну что ж после этого. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.

Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста.

Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18).

Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Отмечая достоинства других исследовательских работ на эту тему, он, однако, выделяет ту мысль, что почти ни в одном из них не затронуто то место Евангелия, где говорится о смысле искушения. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Посещая галереи и художественные салоны, он знакомился как со старым, так и с новым искусством. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48.

  1. Ощущения художника при написании полотна
  2. Суть и итог многолетних раздумий и исканий
  3. Как художник Крамской артель создал

Христа не кончил». Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. Гончаров убежден, что в Христе Крамского действительно заключено священное содержание. Итак история Евангелия, с детства знакомая любому современнику Крамского, встречается у всех евангелистов-синоптиков.

Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Но как рассказать. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи.

Ощущения художника 
при написании полотна

В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года. Претворяя эту идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов.

Крамской сообщал Фёдору Васильеву: «До последних чисел сентября просидел я на Серебрянке и приехал в Петербург. По мнению многих именно эта картина занимает важное место в его творчестве. – Примеч. Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». Конечно, все это я читал, даже учил когда-то.

Но как рассказать. А все-таки не отходит». Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения7.

Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Под влиянием ряда впечатлений, – говорил впоследствии И. Крамской, – у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».

Очень многие художники в своем творчестве, обращались к библейской тематике, Крамский тому подтверждение. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает.

Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. Второй существенный тезис статьи Гончарова касается проблемы изображения Христа. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм.

Game Board Breakdown / Подробное описание игрового поляАнализ и описание рабочего места PR-менеджера «Mr. Doors». Анализ рынка и описание наиболее важных факторовБиблиографическое описание источников информацииВыбор и описание силовой схемыВыбор механизмов и описание технологического процесса. Глава 2. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам.

Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье.

По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить» Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться».

Разве можно это написать. Только под утро усталый и измученный опустился он на камень, все еще ничего не видя перед собой. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира – но добывшее себе силу на подвиг». Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало.

Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. Только спустя время около нее стали толпиться зрители, говорить, спорить. Думается, что определение «внутренний человек» нужно понимать как признание Гончарова в том, что за бесстрастной внешностью стареющего, вечно ворчащего писателя Крамской увидел и признал настоящего человека, достойного внимания интереса, сочувствия. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека.

Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря». Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией.

Именно тогда он сделал первый набросок композиции. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1. Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Крамской получил несколько предложений продать картину. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя.

И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты. Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему.