Художник Федотов Завтрак Аристократа

Картина Павла Федотова Завтрак аристократа: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

Новое название мелькнуло в газетах, но поддержки не получило, поскольку ироничность не всем была понятна (как мне, например, когда-то).

Не случайно кувшин изображен четким, глянцевым, фактурным. Ничего не напоминает. Сам художник считал голубой цвет «цветом всех цветов». Забеспокоилась собака.

Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Заметили, сколь великолепно написан интерьер. На примере «Завтрака аристократа» или «Разборчивой невесты» обычно говорят о влиянии Брюллова. ассигнациями в месяц». По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». Оно заключается, главным образом, в использовании Федотовым излюбленной брюлловской цветовой гаммы зеленых, малиново-красных и синих тонов.

Здесь еще раз проявляется важное отличие Федотова от следующих поколений жанристов, рассматривающих красоту искусства старых мастеров их любование миром как «десерт, без которого можно обойтись». Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг. ассигнациями в месяц». Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. И, надо заметить, в XIX веке он был непревзойдённым мастером в этом направлении. Живописные полотна, попавшие в собрание уже позже, входят в постоянную экспозицию.

Удивительно, но при том, что фигура «аристократа» выделена ярким красным (шаровары) и красивым синим (халат), вовсе не он выступает в роли носителя позитивного начала. Это касается и «Завтрака аристократа». На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Сегодня они хранятся в фондах галереи, но не выставляются в залах музея.

Кстати, этих типажей (писатель Иван Панаев называл таких «царьками среднего света») частенько осмеивали прозаики и поэты той поры. Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент— истолкование явлений светлых и отрадных. Именно эти мелочи позволяли наблюдательным зрителям постичь суть. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. «Пускать пыль в глаза» – эту тему Федотов обыгрывал в своих работах неоднократно. До этого художник неоднократно решает эту тему на разный лад – одна из его графических работ сопровождалась надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь. » Быть может, герой «Завтрака аристократа» пробивает себе в жизни дорогу более нечестными путями, чем действующие лица предшествующих ранних произведений, например, «Свежего кавалера». Особенным смыслом он наделял детали, которых в его работах бывало множество.

Сверхъестественно чуткие пальцы слепого, ощупывающие кувшин, вступают с этим обыкновенным предметом в «контакт». В фильме «Амели» сосед главной героини Рамон Дюфаэль («стеклянный человек») на протяжении 10 лет делает копии этой картины, пытаясь понять суть каждого персонажа. Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк». Но самый красноречивый элемент, которым можно завершить описание картины Федотова «Завтрак аристократа», – совершенно пустой, вывернутый наизнанку кошелек. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).

Но аристократ прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Картина «Завтрак слепого» была написана Пабло Пикассо в ранний период его творчества, который позже критики назвали «голубым» — по господствующему цвету его картин. Что касается собственно завтрака, то он являет собой пример великолепного натюрморта. Но за этой легкостью стоят месяцы кропотливого труда. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Картина Федотова, написанная после оглушительного успеха «Сватовства майора», была навеяна фельетоном имя автора которого так и осталось неизвестным (предположительно, это был тогда еще молодой писатель Иван Гончаров): «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. » Сказанное было очень близко художнику и самым легким ходом было в полной мере следовать этому высказыванию.

Замысел картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» сложился во время прогулки. Его друзья специально приезжали в Шату и позировали ему по отдельности. «Завтрак аристократа» – не исключение, на полотне – масса предметов, раскрывающих и оправдывающих задумку живописца. В этом сопоставлении и содержится нравоучительный смысл. Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами он согласится два месяца дурно обедать». Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.

Вот таким образом и супница изображенная на картине, совершенно оправданна. Мир – реальный, вещей – реальных противопоставляется иллюзорному проявлению гордыни «аристократа», который предпочитает насквозь лживую жизнь, выдавая желаемое за действительное. А значит и слуги никакого нет (не на что его содержать).

Интересный факт: название «Завтрак аристократа» картина получила, когда живописца уже не было в живых. Героями полотен этого периода становились нищие, убогие, калеки, странствующие. Художник любил прибегать к жанру, который сам он называл «нравственно-критические сцены из жизни».

Просто написал сценку (пейзаж, портрет, т. п. )". Да ведь это лучшие традиции «малых голландцев». Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. В картине «Завтрак слепого» внимание главным образом сосредоточено на слепом человеке и стоящем на столе кувшине. Однако художник не поддался соблазну, а запечатлел момент, предшествующий этому.

Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Он, не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами. Обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере.

Федотов отказывается от карикатурного решения, как более простого. Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох». Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». В этом смысле завтрак (и не важно, русский он или французский) — время благодатное, время относительного покоя в стремительном ритме жизни. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле ню Парижскому салону. Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» — то ли «купание», то ли «завтрак на траве». Предметный мир играет у Федотова роль положительного начала в картине.

Чего только стоят удивительные блики, оживляющие бутылки, стекло и фрукты. Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. ». Так, люди, живущие в то время, когда создавалась картина (середина XIX века), видели убранство квартиры «аристократа» и подмечали, что оно достаточно модно и дорого.

Да ведь и правда изображённому Федотовым молодцу только хотелось быть аристократом. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Но он пыжится из себя вон лезет в своих попытках выглядеть аристократом.

Описание картины Павла Федотова «Завтрак аристократа»

Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами он согласится два месяца дурно обедать». Этот самый федотовский интерьер с полным правом можно назвать великолепным образцом «картины в картине». У Федотова колористическое решение переосмысляется на принципиально иной основе. Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой.

Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. В картине «Завтрак аристократа» (второе название «Не в пору гость») он высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего целое состояние, но все еще стремящегося к внешнему блеску. Павел Федотов перенёс таких персонажей на холст. «Завтрак гребцов» — это групповой портрет и участники его — реальные люди.

При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Художником во всех подробностях выписывается окружающая героя обстановка: это коробка из-под распечатанной колоды карт под столом, указывающая на склонность к азартным играм прикрывающая нехитрый завтрак книжка, в которой напечатан один из модных в то время романов афиши рекламы устриц и театрального представления, расположенные на стульях (посещение последних было обязательным времяпрепровождением для светской молодежи того времени) щегольской домашний халат, сшитый по последней парижской моде. В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса».

В настоящее время картина «Завтрак аристократа», наряду с другими значимыми работами художника, находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Ковер на полу, полированный столик изящное кресло, картины на стене, античная ваза — этот минимум «аксессуаров» обеспечивает ему видимость роскошной жизни. В итоге в «Завтраке» показана целая гамма чувств и характеров. Не он, а – мир окружающих его предметов, который создан Федотовым тщательно и любовно. Кажется, что «Завтрак гребцов» написан легко и даже несколько небрежно. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Через эту взаимосвязь художнику удается гениально передать состояние героя и его ощущения, он заставляет зрителей думать и чувствовать.

Завтрак аристократа 
 (Не в пору гость)

Завтрак аристократа (Не в пору гость)

Похоже, молодой человек судорожно искал деньги, не веря, что их нет. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. Уже скрипнула дверь. Мне всегда хотелось воскликнуть: "Да ничего такого художник и не думал. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Так, видно плачевное состояние кошелька (он лежит на столе), вывернутого наизнанку. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».

Безусловно, Федотов испытал на себе в какой-то мере своеобразный «гипноз» брюлловского артистизма. Или хотя бы иметь с ним внешнее сходство. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху».

Доподлинно известно, что свою картину «Завтрак гребцов» Пьер-Огюст Ренуар написал во французском ресторане Maison Fournaise («Дом Фурнез») в Шату. А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние. А люди на этом кандидатские защищают. Сам-то он назвал её «Не в пору гость». Но главное на картине, конечно, не стол, а дети. Разгадка этого «несоответствия» кроется в жизни семьи Серебряковой, где придерживались французского режима питания. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».

Картина Завтрак 
аристократа Павла 
Федотова

Картина Завтрак аристократа Павла Федотова

Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Много позже я узнала, что вот такое живописание было фишкой автора, как сказали бы сейчас. Как уже упоминалось ранее, в 1850 году художник закончил одно из своих известнейших полотен «Завтрак аристократа». Он держит пуделя – очень популярную в то время породу собачек (как же, у самого императора Николая I был пудель. ).

Но художник показывает как раз тот момент, когда в дом неожиданно к завтракающему аристократу входит непрошеный гость – с растерянностью молодой человек прячет свой «завтрак» под книгу, на лице – страх быть уличенным во лжи. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Да, nikulinsb, меня всегда занимало вот это: какой-то критик (искусствовед историк живописи и не только живописи) сказал то-то и то-то и. это начинают раскручивать, раскручивать. Специально по его заказу были написаны две картины. Сюжет картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» необычайно прост: трое детей сидят за накрытым столом в ожидании еды.

Не признанная современниками, в ХХ веке картина не оставила равнодушными некоторых великих мастеров: в своем стиле не раз «переписывали» картину Пабло Пикассо и Йин Ксин. А вывернутый наизнанку кошелек, кусок хлеба, нелепое выражение лица героя — предательски раскрывают всю «правду жизни». Это картина «Завтрак аристократа», ставшая предметом рассмотрения в данной статье, а также полотна «Сватовство майора», одна из авторских копий «Вдовушки», «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Но Брюллов любил пряный восточный колорит гаремов, экзотики извергающихся вулканов и переносил этот колорит и в свои портреты, чтобы усилить их эмоциональное звучание.

Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1852, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Назидание не заглушает прекрасно воссозданную «картину в картине» – «кабинет аристократа». Заслышав шаги гостя, аристократ прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Создать детский (да еще и групповой) портрет задача не из легких, ведь дети не могут долго сидеть на одном месте их настроение быстро меняется и портретисту нужно мгновенно запечатлеть выражение лиц детей их душевное состояние. словоблудие.

и вот уже кажется, что и правда – именно это и имел ввиду художник (писатель, музыкант и т. д. ). В сравнении с оригиналом их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно. Важность того, что выражал в своих произведениях этот художник, сложно переоценить.