Художник Ге Тайная Вечеря

«тайная вечеря»— картина русского художника Николая Ге (1831—1894), оконченная в 1863 году. Из русских художников, обращавшихся к сюжету Тайной Вечери, хотелось бы особо отметить картину Николая Николаевича Ге. Полотно Николая Ге «Тайная вечеря» — это сильное, мощное произведение изображающее известную библейскую сцену, к которой обращались многие художники: и классики вроде Рубенса и Леонардо да Винчи и авангардисты, например, Сальвадор Дали. Работая над «Тайной вечерей», Ге внимательно изучал классику, но он обращается не только кмастерам итальянского Возрождения начала XVIвека, но иначинает приглядываться ктем художникам, которые открывают путь вXVIIстолетие. Писатель Лев Толстой считал «Тайную вечерю» «самой замечательной» картиной художника, отмечая, что «произошла странная вещь: его собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге»56.

Писатель Лев Толстой считал «Тайную вечерю» «самой замечательной» картиной художника, отмечая, что «произошла странная вещь: его собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге». «тайная вечеря»— картина русского художника Николая Ге (1831—1894), оконченная в 1863 году.

Описание картины «Тайная вечеря»

Тихо переговариваются апостолы. Его огорчило, прежде всего, то, что тень ненасытной жадности нас так легко может накрыть. По воспоминаниям Александра Бенуа, после открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с картинами «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого и ещё двумя-тремя произведениями Айвазовского2122. В 1880–1890-х годах художник создал ряд работ на евангельские сюжеты, в которых по-прежнему главным являлась постановка морально-философских проблем («Христос и Никодим», «Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад», «Что есть истина. », «Суд Синедриона», «Голгофа», «Распятие»). Ректор: священник Георгий Кочетков.

В-четвертых, «живая форма» — форма живописного произведения, в которой воплощается идеал, благодаря воскрешению художественным сознанием проработанных сквозь себя форм внешнего мира. Так далек этот надрыв от небесной тишины «Распятия» Дионисия. Верно подметил художник илитератор Александр Бенуа отрактовке Ге религиозных сюжетов: «Внем выработалась очень узкая иземная идея Христа, который представляется ему, скорее, каким-то упрямым проповедником человеческой нравственности, погибающим от рук дурных людей иподающим людям пример, как страдать иумирать, нежели пророком иБогом». Учредитель: РОО «Сретение». Тем не менее вэскизе много иотлично от окончательной редакции картины.

Шестая редакция. В действительности же все вместе составляет символ, суть сюжета картины. И вэтом смысле ни окаком идейном столкновении сИудой иречи быть не может. Писатель Владимир Порудоминский даже высказывал предположение, что именно эта фотография «сформировала замысел» картины «Тайная вечеря»31. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В XX веке картина почти не экспонировалась из-за плохой сохранности.

Ге). Еще в эскизе, упоминавшемся выше, Ге контрастно выделяет фигуру Иуды темной штриховкой.

Его идеи, его стремления электризовали и нас»31. Герои его картин находятся в поиске вечных идеалов красоты, правды и справедливости. Пришла пора участвовать всудьбах отечества не из «прекрасного далека». 5228)4448. В 1857 году после представления диплома на тему «Саул у Аэндорокой волшебницы» Ге получил право на заграничную поездку. Вот полная связь художника систиной»22.

Ге Николай Николаевич 
"Тайная вечеря" 
1863

Ге Николай Николаевич "Тайная вечеря" 1863

Не только отдельные частности, но ивесь образный строй графического эскиза восновном намечает то решение, ккоторому пришел Ге вконце своей работы над «Тайной вечерей». Крест оказывается животворящим. Все здание христианских догматов о Воскресении () воспринималось им головой, а не сердцем», – пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов.

13 Евангелия от Иоанна, стихи 1 – 35. 1886 г. ), В. Г. Чертков сейчас же стал хлопотать о разрешении перед духовной цензурой соответственно «желанью» Толстого и его «указаниям, полученным. Так, голову Иоанна Ге написал со своей жены, Петра — с себя.

Ге пытается искать выхода из кризиса, обратившись копыту А. Иванова. 13. 1, 2. » Дальше, после зачеркнутых слов: «Христосъ возлюбивъ сущихъ въ мiре». Осталось только перенести картину, представшую перед мысленным взором творца, на холст.

В каталоге Русского музея 1917 года картина фигурировала под названием «Последняя вечеря Христа с его учениками». Втаком мировоззрении нет ни веры, ни надежды. «В своей жене он, несмотря на то, что она была далеко не из красивых, видел все совершенства: с нее писал и Магдалину и Петра Великого и многих других. » – это слова художника Григория Мясоедова.

Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела. Состоящая из тьмы фигура, насколько бы ни был «плакатным» ее жест, перестает быть легко вербализуема, порождает у зрителя неясную тревожность, смутность. Важнее всего для Щедрина, что «таинство, которое собственно и заключает в себе зерно драмы имеет свою преемственность, что оно не только не окончилось, но всегда стоит перед нами, как бы вчера совершившееся». Это «поучает» толпу, отвлекает ее от материальных забот повседневности, обращает внимание на более важные проблемы идеала, которые еще более насущны и остры в каждый данный момент. «Повинен смерти. » (1892).

В сегодняшнее время мы живем вобществе, где сострадания очень мало, где люди всячески стараются избегать соприкосновения счужой бедой, счужой болью. Касается это не только обыденной жизни, но иотношения кевангельским событиям, которые многими воспринимаются как нечто условное, не настоящее. Эта черта свойственна почти всем более поздним работам Ге. Написана в Италии.

Описание картины 
Николая Ге «Тайная 
вечеря»

Описание картины Николая Ге «Тайная вечеря»

как хитро рассчитано освещение. »8Это, конечно, гротескно-пародийная формулировка эстетического восприятия «знатока», но, кажется, неслучайно Щедрин обращает внимание именно на складки и освещение, действительно играющие важную роль в живописной выразительности картины. Видимо он уже знает, что произойдет в будущем. Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. Ипосле сего куска вошел внего сатана.

Противопоставление Христа и Иуды, трагедия учителя, предвидевшего предательство ученика (Один из Вас предаст меня), но готового к самопожертвованию, – основа драматического конфликта полотна. Настанет момент, когда Ге придется выслушать от Ивана Крамского, товарища по цеху иодного из основных организаторов иидеологовпередвижников, горчайшие слова: «Яустал защищать ваши картины, Николай Николаевич». Летом 1859года он пишет эскиз «Возвращение спогребения Христа» (ГТГ), по собственному определению художника исполненный «под влиянием Иванова». «Это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки», – произносит другой персонаж «Идиота», Ипполит. Да глубоко плевать было этому народу на их духовные поиски.

Анализ картины Николая 
Ге «Тайная вечеря»

Анализ картины Николая Ге «Тайная вечеря»

Картина – противопоставление двух идей, ведь Иуда, по словам Ге, «не мог понять Христа, так как материалисты не понимают идеалистов». Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894. Не случайно передовая печать увидела вГе наследника А. Иванова. Полотно было выставлено в Академии художеств и тысячи людей пришли, чтобы увидеть его.

через Стаховича» и в то же время занялся перепиской листков, присланных Толстым. Институт предлагает программы высшего профессионального образования по теологии (бакалавриат, магистратура) и дополнительного профессионального образования по теологии, религиоведению и основам православной культуры. Без заглавия. Ге родился вВоронеже, впомещичьей семье. Но Ге буквально заполняет его фигуру тьмой.

Некоторые ранние работы Ге напоминают живопись А. А. Иванова (эскиз «Возвращение с погребения Христа», 1859, Третьяковская галерея, Москва). В«Тайной вечери» художник хотел создать картину, которая, подобно композициям мастеров Возрождения, воплощала бы мысли ичувства сегодняшних людей ввечных общечеловеческих образах, ввечных общечеловеческих конфликтах. По мнению Щедрина, толпа должна узнать себя в Иуде, почувствовать себя «прижатою к стене» и осознать себя «малодушною и виноватою». Трактовка событий, предложенная Ге, отличалась от канонической интерпретации. По воспоминаниям Александра Бенуа, после открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с картинами «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого и ещё двумя-тремя произведениями Айвазовского.

В 1856 году за программную картину «Саул у аэндорской волшебницы» (Русский музей, Санкт-Петербург) Ге получил Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. «Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин 13:25–27).

технологии, способы 
и устройства

технологии, способы и устройства

Существует несколько уменьшенных авторских повторений этого полотна. Однако содержание картины и ее композиция далеки от традиционных церковно-канонических. На Академической выставке 1863 года картина «Тайная вечеря» имела большой успех: по некоторым оценкам, «ни одна картина русского художника после Последнего дня Помпеи Карл Павлович не собирала такого количества публики и столь много отзывов в прессе».

Не случайно она имела даже резонанс далеко за пределами собственно художественных кругов. Искусствовед Наталья Зограф доказывает, что это не так: хотя снимок был сделан в Париже в 1861 году, доставлен он был из Лондона во Флоренцию (возможно, А. А. Бакуниным, братом анархиста Михаила Бакунина) только в феврале 1862 года, то есть уже после начала работы над картиной32. Кроме этого, при написании Христа Ге использовал нарисованные им самим карандашные портреты оперного певца Геннадия Кондратьева3334 и симбирского помещика Петра Грибовского3335. Вскоре Николай Ге столкнулся с творческим кризисом. Здесь он написал ряд картин с евангельскими мотивами («Вестники Воскресения», 1867, Третьяковская галерея, Москва «В Гефсиманском саду», 1868, Музей русского искусства, Киев вариант — 1869–1880, Третьяковская галерея, Москва). imgarticlebottomborder:1px cccccc solidВОЛОШИНА Иннарубрика: Авторы» В». imgarticlebottomborder:1px cccccc solid. imgarticlebottomborder:1px cccccc solid. imgarticlebottomborder:1px cccccc solidМарт 2016 (155) 3рубрика: (20 votes, average: 4, 45 out of 5) Загрузка. Апостол Петр, с негодованием глядящий на Иуду – внешне очень напоминает самого художника. Работу «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича вПетергофе» приобрел сам Павел Третьяков, аэто признак несомненного успеха.

Николай Николаевич 
Ге — Тайная вечеря

Николай Николаевич Ге — Тайная вечеря

Автор берётся осуждать великого (надеюсь, в этом сомнений нет) художника. В 1897 году картина была передана из Академии художеств в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей). «Надо мною тяготел вопрос: как жить. Казалось, Ге легко вписался впетербургскую жизнь— вэто время современники запомнили его деятельным, всегда окруженным людьми, вцентре столичных культурных событий.

Позднее брюлловское влияние уже не будет ощущаться в его картинах. Из остающихся апостолов слева стоит Иоанн, а справа— Пётр, которые, «чуть наклонившись к центру, образуют своеобразную арку над полулежащим Христом». Петр хочет бежать за ним. — зашли вметафизический тупик, тупик настолько безвыходный, что народ предпочел пойти даже за большевиками, «вера» которых содержала хоть какую-то глобальную надежду. Против указания на стихи Евангелия вертикально на полях приписано: «Подъ картиной», а против текста статьи: «Надъ картиной».

Автограф. Он лицом повернут к нам, а фигура на нас тень бросает. Им были созданы эскизы картин «Смерть Виргинии» (1857–1858) и «Любовь весталки» (1857– 1858). Вот так схематично можно обозначить требования Ге к живописному творчеству. Готовое вспыхнуть между Петром иИудой открытое столкновение постепенно затихает ивсе погружается вбезмолвие. Иуда— человек спрактическим, «земным» отношением кдействительности, он изначально пошел за Христом внадежде, что Христос свергнет вИзраиле римскую власть ивозвратит отечеству его политическую независимость иславу.

Описание Картины 
Николая Ге «Тайная 
вечеря»

Описание Картины Николая Ге «Тайная вечеря»

Ге пытался объяснить внутренние причины поступка Иуды: «Он не мог понять Христа, вообще потому, что материалисты не понимают идеалистов». «Сила художественной правды не только не умаляет значения самого события, — писал М. Е. Салтыков-Щедрин, — но напротив того, усугубляет его ипредставляет событие во всей его торжественной поучительности, во всей поразительной красоте»34. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К. П. В 1889 году на XVII выставку передвижников Ге отправляет свою новую работу «Выход Христа сучениками вГефсиманский сад». Теперь о самом Иуде.

Ритм медленно движущихся фигур передает ощущение тихой печали. Это значительно больше положенного срока пребывания пенсионера Академии художеств за границей, куда лучшие ученики отправлялись усовершенствовать свое образование. В 1857 году вавтобиографических записках Ге называет свой отъезд за границу «бегством». Оно не дает перспективы, не укрепляет человеческое сердце.

Автограф. Сам художник писал: «Приехав из Рима во Флоренцию, я Николай Ге привёз окончательный вариант «Тайной вечери» в Петербург и 7 сентября 1863 года представил её Совету ИАХ в качестве отчёта за свою пенсионерскую поездку в Италию. (function () (. panel-body a). has (img). attr (target, blank))Если Вам понравился материал – поддержите нас. «На меня одевали какую-то широкую, свободную одежду и я должна была изображать мальчика идущего в толпе с музыкальным инструментом после суда над Христом», – вспоминает Прасковья Николаевна. Эта рукопись – повидимому первый набросок статьи.

Не телесное, «языческое», навязанное христианскому идеалу, стоит воспевать, считал Ге, красота Христа есть духовная красота. Сюжет, связанный с Тайной вечерей, встречался у многих известных художников. Этим содержанием будет теперь, говорит он, прежде всего трагедия современного мира. Классически ясны пропорции головы илица апостола. Д. Штраус — германский историк и теолог, написавший книгу «Жизнь Иисуса», где исследовал Евангельские события в позитивистском ключе, то есть как историю исключающую всякое чудо и «все сверхъестественное». Обе работы так или иначе— перепевы мотива, уже прозвучавшего в«Тайной вечере»— темы противостояния Истины Христа иправды мира сего.

В трактовке формы уГе натурализм доминирует настолько, что художник Николай Ульянов (1875–1949) предупреждает: «Смотреть подобные картины, пожалуй, нужно стеми же предосторожностями, какие были бы необходимы при созерцании реальной казни». Натурализм этот обнажает какое-то «плоское» видение всего евангельского события. Во-первых, это «реальность» (природа, внешний мир). (л. Изображая евангельскую сцену, Ге лишает ее религиозно-мистического звучания. Совет Академии высоко оценил мастерство художника и присвоил ему звание профессора исторической живописи (которое было выше, чем звание академика ИАХ) за картину, «которая исполнена с особенным искусством и с сильным психическим выражением»216. К 1863 году относится создание Ге большого полотна «Тайная вечеря».

В настоящее время полотно выставлено в зале 26 Михайловского дворца, где, кроме него, находятся другие известные картины Ге, среди которых «Саул у Аэндорской волшебницы», «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», портреты Л. Н. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина, а также авторское повторение картины «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»23. СФИ – один из немногих светских вузов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Теология» (48. 03. 01 48. 04. 01). Все они в негодовании и замешательстве от поступка Иуды, заслонившего им свет разума. «Тайная вечеря» возбудила оживленные споры впечати ивкружках интеллигенции, споры, порой принимавшие даже политическую окраску. «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть. » – говорит князь Мышкин Рогожину, глядя на копию с работы Ганса Гольбейна младшего. Ивэтом смысле «Тайная вечеря» Леонардо сыграла для художника первостепенную роль.

Христианство дает надежду— вотличие от идей, стоящих за картинами Ге. Стол привлекает к себе внимание уже при беглом взгляде на картину.

Академия художеств сочла картину выполненной с особым искусством. 5228). Трагедия отступничества изображенная в«Тайной вечере», для Ге идля людей 1860-х годов — не отвлеченно-философская трагедия.

Живопись этюда отмечена особой трепетностью. Техника академической живописи не устраивала Ге, он бросал эскиз сразу же, как только видел «след Академии». В центре композиции представлен Христос, погруженный в свои думы. Седовласый Петр стоит во главе стола.

Живая форма недостижима простым копированием действительности, она требует активного взаимодействия сознания (художника) с внешним миром. Этот конфликт и составляет главную тему «Тайной вечери».

Римские эскизы так и остались эскизами — он не смог писать те полотна, которые он запланировал ранее, а работа над новым сюжетом — «Смерть Ламбертации» — не продвигалась дальше наброска. В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. Произведение написано поверх картины «Милосердие». Иначе говоря, сострадание, которое пробуждают картины Ге— безнадежное. гл.

«Священное писание не есть для меня только история, – говорил Ге. – Когда я прочел главу о «Тайной вечере», я увидел тут присутствие драмы». На выставках экспонируются его портреты Тургенева, Некрасова, Бакунина. Эти типы сложились еще вэпоху Возрождения на основе наблюдений окружающего. «Положение Христа, — пишет Юнге, — на прежней картине было то же, что итеперь, но выражение лица было мягче Иоанн сидел на ложе, так что Христа было менее видно Петр также сидел, яркого пятна на скатерти не было Иуда стоял почти впрофиль, гордо закинув плащ за левое плечо ирисовался не таким темным пятном, как теперь, абыл написан всероватых полутонах» По мнению Юнге, предатель «и впозе ивдрапировках носил отпечаток академизма, походил более на оскорбленного патриция или гидальго, чем на еврейского простолюдина. « я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете.

«Что есть истина. » Христос и Пилат (1890). В«Распятии» Дионисия, русского иконописца XV века, Христос не висит на кресте измученный иобезображенный, астоит на перекладине креста, но кажется, словно он парит над миром. Силуэт Иуды темен и непроницаем, он уходит в вечную тьму ненависти и проклятий потомков. После его смерти, последовавшей в 1901 году, его коллекция согласно завещанию была передана Румянцевскому музею, а после расформирования музея в 1925 году картина поступила в Третьяковскую галерею.

Тайная вечеря (картина 
Ге) — Википедия

Тайная вечеря (картина Ге) — Википедия

В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». С первого взгляда, все это можно воспринять как «реалистичную» бытовую обстановку картины. За ними, в глубине помещения, сидят остальные апостолы. В правой части полотна находится тёмный силуэт уходящего Иуды.

Евангельский мотив трактован художником как человеческая драма. В это время он знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. В 1850 году Ге поступил в Академию художеств. Позднее подобное понимание образа Спасителя выразит И. Н. Крамской в своей картине «Христос в пустыне». Привстал сложа внемом вопросе юный Иоанн.

Истинное содержание — это «живая цель» произведения. Работая над «Тайной вечерей», Ге ищет умастеров Возрождения реальной характерности образов, конкретности обстановки, живого драматизма. Работать над картиной начал во Флоренции.

Сам Ге гордился, что он «сломал тициановского идавинчевского Христа». Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. Начало: «исусъ сказалъ: Вы слышали: люби ближняго твоего и ненавидь врага твоего, а я говорю». Ге. Эти люди— светлые, добрые люди. В-третьих, «живая цель» (мысль, чувство, содержание) — идеал, существующий в сознании художника и требующий воплощения. Важную роль играют детали интерьера. Все окутано глубокой светотенью, всумраке комнаты еле различимы фигуры второго плана. Этот факт биографии художника позволяет лучше понять его поздние «религиозные» работы.

Художник Николай 
Ге Тайная вечеря

Художник Николай Ге Тайная вечеря

«Он еще был жив, но мы чувствовали, что он не вернется к нам, — вспоминал Ге. Тайная вечеря. В настоящее время полотно выставлено в зале 26 Михайловского дворца, где, кроме него, находятся другие известные картины Ге, среди которых «Саул у Аэндорской волшебницы», «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», портреты. Меркнут горячие тона, вокне встает холодная синева ночи. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел. На одном из графических эскизов «Тайной Вечери» (1862, ГРМ) на месте угла стоит лестница и даже виден выход наверх. «Тайную вечерю» Ге написал во Флоренции, во время своей пенсионерской (то есть обеспеченной государственной стипендией) поездки вИталию.

В «Тайной вечере» Ге трактовал религиозный сюжет как психологическую драму, противопоставив убежденность и моральную чистоту Христа и его учеников мрачной решимости отступника Иуды. (Мф 26:20–29). Картина на Евангельский сюжет была встречена, в основном, отрицательно. «Во время писания картины я питал симпатии к Петру, – говорил художник.

В основе этой драмы, по мысли Ге, лежал конфликт между «идеализмом» и «материализмом». Итолько европейский академизм превратил их вштампы, лишив былой жизненной основы. Расстановка света и тени здесь расставлена не в непроизвольном порядке, а несет в себе скрытый смысл. Речь овлиянии западной (ренессансной)традиции изображать Иисуса Христа как человека, прекрасного духом ителом. По словам Татьяны Карповой, «в измене Иуды художник увидел не низкий поступок изменника, а протест против учения Христа»26.

«Тайная вечеря» 
как выход из творческого 
тупика

«Тайная вечеря» как выход из творческого тупика

Начало: «Вверху картины» – дальше указание на гл. «Яувидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Вцерковном толковании Евангелия Иуду сгубила страсть сребролюбия.

Самого светильника не видно: его закрывает темный силуэт Иуды (мужчины высокого роста, с бородой). Из остающихся апостолов слева стоит Иоанн, а справа— Пётр, которые, «чуть наклонившись к центру, образуют своеобразную арку над полулежащим Христом». Несмотря на трудное финансовое положение, художник часто помогал своим товарищам. 1863.

У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало. Вот что по этому поводу говорил сам художник: «Лицо Иуды не важно () Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление Идеала». Сюжет, связанный с Тайной вечерей, встречался у многих известных художников. В качестве пенсионера Императорской Академии художеств (ИАХ) Николай Ге в 1857 году вместе со своей женой Анной Петровной уехал в Италию. На обложке рукою С. А. Толстой: «К картине Ге (Тайная вечеря)».

Итак вечно будет Он стоять, напряженно выпрямившись, сказавший им последнее слово ипогруженный всебя— уже не сними». Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее. К этой теме, сюжет которой привлёк его «присутствием драмы», Ге пришёл в результате перечитывания Евангелия, а также изучения книги Давида Фридриха Штрауса «Жизнь Иисуса». Вкартине не было яркого источника света. В этой статье Достоевский противопоставляет жанр и историческую живопись.

На картине – торжество смерти. Уйду туда. Одно из них, датированное 1864 годом, находится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева (холст, масло, 67 см, Ж-849). Вместе стем «Тайная вечеря» была воспринята как новое слово вживописи.

Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром». И, обмакнув кусок, подал Ииуде Симонову Искариоту. В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др. ), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». Многие критики, узревшие в картине грубый натурализм, обвиняли Ге в нигилизме. Пушкинского Онегина во второй половине XIX века сменили другие герои — разночинцы Базаров и Рахметов. В 1863–1869 годах Ге жил и работал во Флоренции.

К этой теме, сюжет которой привлёк его «присутствием драмы», Ге пришёл в результате перечитывания Евангелия, а также изучения книги Давида Фридриха Штрауса «Жизнь Иисуса»8. Живая цель вызывает живую форму: те элементы живой (природной, меняющейся, естественной) действительности, которые восприняты и переработаны художником. В «Тайной вечере» проявилось новое отношение кисторическому сюжету. Личное бессмертие иличное воскресение Христа Толстой совсем не принимает: «Ни за что не поверю, — писал Лев Николаевич, — что Он воскрес втеле, но никогда не потеряю веры, что Он воскреснет всвоем учении». Пожалуй ивесь «Страстной цикл» художника Ге не оставляет нам никакой надежды на бессмертие. Закончив «Страстной цикл» в1894 году, художник неожиданно скончался ввозрасте 63 лет. Во-вторых, особое художественное восприятие, улавливающее «жизнь» в этом внешнем мире.

Там же в августе 1861 года Ге приступил к работе над картиной «Тайная вечеря». На картине Иуда является художественным воплощением в человеке образной бесчеловечности, заслоняющей все светлое и прекрасное в человеческой душе.

Да, в них есть неловкость, странность, какая-то несбалансированность. Погружен всебя объятый горестным размышлением Иисус. Как художник он на редкость, неровный, неустойчивый.

Получив письмо Толстого вместе с черновиком текста и затем фотографию с картины (7 февр. Оно писалось во Флоренции, затем было перевезено в Петербург и вызвало бурную полемику. писчей бумаги. Однако обе картины остались ненаписанными. За ними, в глубине помещения, сидят остальные апостолы29.

Ему нужен был сюжет, в котором он мог бы выразить эту идею. С августа 1857 года они жили в Риме, где у них родились двое сыновей— Николай (30 сентября 1857 года) и Пётр (21 августа 1859 года). Апостолы Иоанн и Петр поняли, кого Христос имеет в виду, говоря «один из вас предаст Меня». В Третьяковской галерее имеется ее уменьшенное авторское повторение 1866 года. ). Только Иуда повернулся к этому свету спиной. Атмосфера – напряженная, тревожная.

Поездка в Европу 
и «Тайная вечеря»

Поездка в Европу и «Тайная вечеря»

Если убрать воскресение— то что толку всострадании. Такую же оценку даёте Вестникам Воскресения. Ге на это решился. как искусно кинута такая-то складка.

Именно такой тесной и темноватой комнаткой, а вовсе не шикарной залой должно было выглядеть помещение, в котором собралась одиозная для обывателей тех времен кучка скитальцев и проповедников и где происходила роковая передача хлеба. Но не все восторженно встретили «Тайную вечерю». По словам Татьяны Карповой, «в измене Иуды художник увидел не низкий поступок изменника, а протест против учения Христа». Вслед за Брюлловым, создателем «Последнего дня Помпеи», Ге задумал дать изображение сильных драматических коллизий. 2 чистый) нелинованной писчей бумаги.

Коллекция Государственного Русского музея

Российские зрители увидят «Распятие» впервые –постоянное «место жительства» картины – музей ДОрсе в Париже. Мне кажется, что это была бы очень хорошая, богоугодная картина. Чем это кончилось, мы прекрасно помним.

И лишь Иисус спокойный и грустный. После первого наброска, посланного Черткову и первого, тоже автографического наброска, оставленного у себя, Толстой, всё недовольный своей работой, написал еще два новых наброска, между ними написав три переделки (списки исправленные и дополненные автором) благодаря значительной переработке текста не только стилистического характера, эти работы можно назвать редакциями, которых в общем насчитываем шесть. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы, делая эскизы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858).

Справа, у стены, расположен очень мощный светильник, очень ярко освещающий всю фигуру Петра (больше всего лицо), скатерть белую на столе, наклоненную голову Христа и переполненные тревогой и смятением глаза апостолов. В каталоге Русского музея 1917 года картина фигурировала под названием «Последняя вечеря Христа с его учениками». «Несчетное число раз расспрашивал я его, заставлял рассказывать мне подробно, какие фигуры в «Помпее» Брюллова (тогда славившейся по всей России), — вспоминал художник, — в Петербурге я еще не бывал, ни гравюр, ни литографий у нас в университете не было., начало: «На вечере этой Христосъ далъ ученикамъ своимъ».

Совет Академии высоко оценил мастерство художника и присвоил ему звание профессора исторической живописи (которое было выше, чем звание академика ИАХ) за картину, «которая исполнена с особенным искусством и с сильным психическим выражением». «Совесть. Когда опасность миновала, семья вернулась в имение. Утрированность страданий, акцентуация их подчёркивает цену принесённой жертвы. Обсуждение картины впечати заставило взяться за перо публицистов разных лагерей — от «Современника» до консервативной «Современной летописи».

Ге не смог здесь полностью отойти от принятой иконографической схемы. На данный момент картина Николая Ге под названием «Тайная вечеря» считается признанным шедевром и одним из самых лучших изображений посвященных библейской тематике. На древние истертые камни нисходит мертвенный лунный свет исоздает ощущение одиночества— иодновременно чего-то иррационального, вневременного. По словам Сомова, «в этом отношении у г. Ге только один предшественник— бессмертный Иванов»554. Он отмечает пристрастие современных художников к жанру: «Мне кажется, что художник как будто предчувствует, что (по понятиям его) придется ему непременно «идеальничать» в историческом роде, а стало быть, лгать.

Тайная вечеря (картина 
Ге) Информацию О

Тайная вечеря (картина Ге) Информацию О

«Надо изображать действительность как она есть», — говорят они, тогда как такой действительности совсем нет, да и никогда на земле не бывало, так как сущность вещей человеку недоступна, а воспринимает он природу так, как отражается она в его идее, пройдя через его чувствастало быть, надо дать поболее ходу идее и не бояться идеального»10. Они расположены почти в композиционном центре, почти на фоне светлого пятна и выглядят почти как иконный символ. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Ге унаследовал от Иванова стремление вновь сообщить каноническим типам их живую реальную плоть, отсюда его метод «проверки» изображаемых голов на натуре, переосмысление натуры всоответствии собразным иформальным строем картины.

Ге окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 и был отправлен за границу. И в ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев. Там же в августе 1861 года Ге приступил к работе над картиной «Тайная вечеря». Старшие братья Ге проявляли интерес к точным наукам, а Николай с детства любил рисовать. Так прошло несколько лет и однажды искомая картина явилась мастеру сама.

Из-за мощного освещения на стену падают не менее большие тени. Женственный, рыжеволосый Иоанн, две замыкающие шествие фигуры апостолов перефразируют образы «Явления мессии». Тогда оно проявилось взаимствовании схожих мотивов, ряда деталей: лестницу, ведущую из трапезной вверх (вэскизе), мы встречаем вфреске Гирландайо «Рождение Марии» всоборе Санта Мария Новелла во Флоренции драпировки впролете между колоннами иобрамленная порталом дверь (рисунок Юнге) — мотивы, постоянно повторяющиеся впроизведениях старых итальянских мастеров. Издесь— последняя надежда пробудить раскаяние вИудиной душе. Картина написана на евангельскую тему — прощание Христа со своими учениками.

Напишите отзыв о 
статье Тайная вечеря 
 (картина Ге)

Напишите отзыв о статье Тайная вечеря (картина Ге)

Но он так знал картину, что мог бы, кажется, нарисовать ее всю». Перед нами на картине разворачивается внутренняя драма духа— момент, когда все точки расставлены истановится явным, что предатель— Иуда, который на глазах усмятенных учеников покидает Учителя. У Ге натура служит для уточнения иконкретизации уже сложившегося взамысле образа.

Мы ему были обязаны своим развитием. Сюжет был найден художником в евангельской легенде о Тайной вечере (Картина «Тайная вечеря», за которую Ге в 1863 году получил звание профессора, находится в Русском музее. Здесь он оказался совсем вином окружении, чем вРиме.

Отрывок, характеризующий 
Тайная вечеря (картина 
Ге)

Отрывок, характеризующий Тайная вечеря (картина Ге)

«Я дал переписывать, – добавляет он, – и пришлю вам с картиной. Фигура эта не согласовывалась собщим характером картины»19. Предателем. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Полотенце «рифмуется» с той тканью, которую накидывает на себя Иуда. Ядумал, что жизнь там дешевле, проще, ябуду хозяйничать иэтим жить, аискусство будет свободно» (Н. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку».

«Тайная вечеря» отмечает важный рубеж всложении новой реалистической живописи вРоссии. В русском искусстве одним из первых на этот путь встал Александр Иванов, создавший грандиозное, насыщенное морально-философскими проблемами произведение «Явление Христа народу» (ГТГ). На мой взгляд очень хорошая статья, хотя, как минимум, на треть можно было и короче. По образному строю этюду Иуды противоположен этюд головы Иоанна (ГРМ).

  • 10 картин Николая Ге, которые стоит увидеть
  • Научно-исследовательская и производственная фирма
  • "ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ" ИЛИ ОТШЕСТВИЕ ИУДЫ
  • Записки переводчика с Андреем Десницким

Христианство— нечто гораздо большее, нежели простое человеческое сострадание. Свет же объединяет группу единомышленников». Ж-849). Победоносцев Александру III. Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. Толстой с своей стороны тогда же дал переписывать дома оставшуюся у него рукопись. НоЯне один, потому, что Отец соМною (Ин 16:32). Именно здесь Ге удалось явить извечное горнее одиночество Христа на земле.

Это тем важнее, что зритель не сразу обращает на угол внимание. За шесть лет путешествий он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. 283 х 382. Художник Михаил Врубель как-то сказал окартине: «Здесь такой лунный свет, от которого болит голова».

Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной. Но в какой-то момент он обратился к Евангелию.

  • Подпишитесь на нашу почтовую рассылку
  • Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
  • по безопасности производства и охране труда

За ним стоят еще несколько темных полуразмытых фигур. Ивэтом заключалась прямая связь картины, написанной на евангельский сюжет, ссовременностью иее сегодняшними проблемами. Апостолы располагались устола правильным полукольцом.

Молодая петровская Россия вытесняет патриархальную, сонную Русь. – Но затем изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. К этой теме, сюжет которой привлёк его «присутствием драмы», Ге пришёл в результате перечитывания Евангелия, а также изучения книги Давида Фридриха Штрауса «Жизнь Иисуса». Существует штамп, что Ге написал «Тайную Вечерю» под впечатлением от книги Ренана, так же называвшейся «Жизнь Иисуса» (1863), менее научной и более популярной. По тому и узнают, что вы Мои ученики, если будете любить друг друга».

10 картин Николая 
Ге, которые стоит 
увидеть

«Висторическом смысле Евангелие легендарно, — писал художник. — Но, всмысле истинной жизни духа, оно есть сама истина». Он увидел вБрюллове антипода академической школы, который «выросши на греческом иитальянском искусстве первый стал самим собой инатуру поставил выше одинаково понимал илюбил природу всю, не деля ее на отделы»1, который, призывая учиться устарых мастеров, отрицал подражательность итребовал от творца всегда оставаться самим собой, воплощая всвоих произведениях лишь собственные мысли ичувства. Против картины высказались церковные власти, ее запретили репродуцировать. Заглавие рукою не Толстого: «О картинах Ге». Угол. «Распятие» (1892).

Но где вего картинах дверь вэтот нездешний мир духовной красоты. Начиная с 13 сентября 1863 года, картина экспонировалась на Академической выставке в Петербурге23, а 12 февраля 1864 года полотно было приобретено императором Александром II для музея Академии художеств2— за картину было заплачено 10 тысяч рублей серебром17. Впрочем, как и сейчас, может в еще большей степени.

«Суд синедриона. При этом наблюдалась значительная поляризация мнений: одни критики «яростно отвергали» эту картину, а другие её «шумно восхваляли».

В 1860 он переселяется во Флоренцию. Современников поражала непривычная, не каноничная композиция. Свет же объединяет группу единомышленников»28. Ко времени организации Товарищества он был вполне зрелым и известным художником. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но он не мог понять Христа, так как вообще материалисты не понимают идеалистов».

Но одновременно обнаруживается, что уГе хватает работ откровенно слабых— «Вестники Воскресения», «Христос вГефсиманском саду», «Пушкин вселе Михайловском». См. Трактовка событий, предложенная Ге, отличалась от канонической интерпретации. Вы утверждаете, что от библейского цикла веет безысходностью.

Именно вэтом Ге примыкал ктрадиции Александра Иванова. Эта ткань вот-вот потянется вверх, вслед за движением рук Иуды. Художник с особым вниманием разрабатывает характеры всех действующих лиц. Тридцать сребреников играют скорее внешнюю, формальную роль. Иуда» (1891). вариант 1. В настоящее время полотно выставлено в зале 26 Михайловского дворца, где, кроме него, находятся другие известные картины Ге, среди которых «Саул у Аэндорской волшебницы», «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», портреты Л. Н. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина, а также авторское повторение картины «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Побывав во Франции, Германии, Швейцарии, в 1857 году Ге поселился в Риме, где создал ряд картин в духе К. Брюллова («Смерть Виргинии», 1857–1858 «Любовь весталки», 1857–1858 «Разрушение иерусалимского храма», 1859).

Обессиленная вскорби Богоматерь едва идет, поддерживаемая заботливыми руками близких. Композиция лишена внешних эффектов. Едва затворилась дверь, как все ученики узнали, кто предатель. Благодаря реставраторам Третьяковской галереи, зрители вновь смогли увидеть работу. «Тайная вечеря» (1863). Вэтом отношении историческая композиция Ге приобретала программное, можно сказать, злободневное звучание. Все в замешательстве.

4, 2 лл. вы можете запросить все в системе с коробкой. Что вы скажете и что скажет цензура. » Это была та картина Н. Н. Ге, которую художник написал во время своего пансионерства за границей и представил как первую свою работу на академическую выставку (1863) в этой картине Ге высказал свое понимание Евангелия – почва, на которой он потом сблизился с Толстым. В ней автор принципиально позиционирует себя как «не знатока в живописи» и устанавливает определенный ракурс взгляда на произведение — как на общественное событие. (Мф 26:50)— эти слова произнесены Христом вГефсиманском саду, где Иуда выдал своего Учителя стражникам. Для Ге этюд был нужен, чтобы сообщить задуманному образу наибольшую достоверность.

Это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей, – так казалось даже Ф. М. Достоевскому. Он избирается членом Правления Товарищества передвижных художественных выставок. В 1860 году они переехали во Флоренцию. Отлична иаффектированно трактованная фигура Иуды.

Вот так, грубо говоря, расположение тряпок дает нам наглядно ощутить происходящий разрыв. Позвольте читателю решить самому, как относиться к личности героя статьи. Свято-Филаретовский православно-христианский институт (СФИ) — частное образовательное учреждение высшего образования. По словам Сомова, «в этом отношении у г. Ге только один предшественник— бессмертный Иванов».

В этом столько движения, символизма, конфликта. «Оставаться здесь яне могу, там, где ширь, где свобода— туда хочу. И далее он отмечал, что Ге «взглянул на задачу исторического живописца здравыми глазами и понял, что такой художник не должен быть простым иллюстратором исторического сказания, но обязан читать между его строками и передавать не столько внешний факт, сколько дух эпохи и её общечеловеческое значение».

Его фигура отбрасывает огромную тень, которая покрывает почти весь пол. В Италии художник снова обратился к религиозной тематике. За эту картину в 1863 г. Ге получил звание профессора. Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) – художник, родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика.

Христос вмолчании, сгрустью ушел вСебя: не осебе его печаль, аосудьбе ученика. Его взгляд, обращенный котступнику, выражает глубокое потрясение.

Да инасущные вопросы выживания давали осебе знать. «Вестники Воскресения» (1867). Они не только поясняют время и место, где происходит действие, но и характеризуют героев.

Ге четко формулирует требования к искусству: произведение должно передавать истинное содержание с помощью живой формы. 1) 13. Следующей по времени наиболее значительной картиной этого плана стала «Тайная вечеря» Ге.

Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца и это оправдывало жестокость, но убивало идеал» 1882 году Николай Николаевич Ге познакомился со Львом Толстым и стал верным последователем его идей (вплоть до того, что в 1885 году под влиянием Толстого стал вегетарианцем). Все то, что мне дорого, — не здесь, на рынке, атам встепях. Картина «Тайная вечеря», явившаяся Ге как откровение, потрясла зрителя правдой чувства, ситуации и обстановки. Выше: что вы искали. Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Всем своим образным строем «Тайная вечеря» напряженно-драматична. Существует несколько уменьшенных авторских повторений этого полотна144.

«Иуда был хорошим учеником Христа, он один был иудей, другие были из Галилеи. «Социалист всамом неприглядном костюме исвсклокоченными волосами»— так описал Христа вкартине «Что есть истина» издатель ижурналист того времени Александр Суворин. В 1860 году они переехали во Флоренцию. В те годы знаменитый художник был уже слаб и болен и в Академию не приходил.

В 1897 году картина была передана из Академии художеств в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей)1. Как и картины Иванова, произведения Ге затрагивают важные морально-философские проблемы.

Писание в современном смысле, с точки зрения искусства». К сожалению, этого сам Николай Николаевич Ге не понимал. Каким образом это происходит.

Вкартине ощущается безошибочное попадание вритм, вцвет, но главное— здесь живая ткань реальных предметов, событий иодновременно это не «обыкновенная встреча обыкновенных людей». Ивэтом смысле перед нами духовная трагедия поколения Ге. «Он видел Иудею порабощенною и вместе с большинством своих соотечественников жаждал только одного: свергнуть чужеземное иго и возвратить отечеству его политическую независимость и славу. Но для нас его богоискательство— лишний повод задуматься отом, кчему пришел ион сам ите его современники, которые поставили во главу угла социальные инравственные проблемы, забыв или отвергнув небесное, отказавшись от духовной вертикали.

С августа 1857 года они жили в Риме, где у них родились двое сыновей— Николай (30 сентября 1857 года) и Пётр (21 августа 1859 года). И далее он отмечал, что Ге «взглянул на задачу исторического живописца здравыми глазами и понял, что такой художник не должен быть простым иллюстратором исторического сказания, но обязан читать между его строками и передавать не столько внешний факт, сколько дух эпохи и её общечеловеческое значение». В письме к В. Г. Черткову 23 января 1886 года Толстой сообщал, что «в последние дни» он «занимался тем, что писал текст к Тайной вечере Ге». Трактовка этого образа связана с настроениями, преобладавшими в среде передовой российской интеллигенции, что граничит с поисками правильных путей и стремлением изменить участь народа. Трагедия, память окоторой может нас уберечь от схожих ошибок. В Академии художеств Николай Ге обрел друзей и единомышленников.

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Искусствовед Наталья Зограф доказывает, что это не так: хотя снимок был сделан в Париже в 1861 году, доставлен он был из Лондона во Флоренцию (возможно, А. А. Бакуниным, братом анархиста Михаила Бакунина) только в феврале 1862 года, то есть уже после начала работы над картиной. Иудой.

Герцен оказал на Ге такое сильное влияние, что в основу образа Христа в картине «Тайная вечеря» Ге положил его фотографическое изображение. Автор драматичных «Тайной вечери», «ЕкатериныII перед гробом императрицы Елизаветы», «ПетраI и царевича Алексея» написал спокойную и лиричную, пронизанную радостным и светлым чувством картину. Большинство зрителей ее не заметили. «Когда япрочел главу о«Тайной вечере», — говорил Ге, — яувидел тут присутствие драмы.

Вся рукопись сильно перечеркана и сверх зачеркнутого написаны новые фразы. Они волнуются и негодуют. А в уменьшенном повторении «Тайной Вечери» 1866 года (ГТГ) Ге в целом повышает яркость картины, Иуда становится гораздо четче и вся экспрессия пропадает. Персонажи «Тайной вечери» написаны с натуры. Писатель Владимир Порудоминский даже высказывал предположение, что именно эта фотография «сформировала замысел» картины «Тайная вечеря». Ученики в смятении пытаются догадаться, кто же станет предателем.

Реакционная же критика во главе с Погодиным встретила «Тайную вечерю» Ге в штыки. Яркий свет выхватывает из темноты край покрытого белой скатертью стола истоящую рядом порывистую, взволнованную фигуру Петра. Уже вранних вариантах композиции «Тайной вечери» известных по наброску Юнге, графическому эскизу, заметно влияние полотен мастеров Возрождения. 6) БЛ. Ее актуальный смысл легко читался современниками. «И вдруг я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека, — вспоминал Ге — Близ него лежал Иоанн: он все понял, но не верит возможности такого разрыва я увидал Петра, вскочившего, так как он тоже понял все и пришел в негодование — он горячий человек увидел я, наконец и Иуду: он непременно уйдет».

Но Иисус поднимает голову и говорит: «Дети, недолго Мне быть с вами. Однако Ге не преследовал целей, стоящих перед собственно исторической живописью. В каталоге Русского музея 1917 года картина фигурировала под названием «Последняя вечеря Христа с его учениками»1. Иисус отвечал: тот, кому я, обмакнув кусок хлеба подам. Неслучайно происходящее на Тайной вечере уГе Салтыков-Щедрин назвал «тайной сходкой, на которой обнаружились серьезные политические расхождения». В правой части картины находится очень мощный источник света.

Ге Николай Николаевич. Чрез неделю была подмалевана картина, внастоящую величину, без эскиза»15. Вобразе Иуды одновременно вызов ищемящее чувство отверженности.

В пореформенной России отношение к великому русскому поэту было двояким. Будущее искусства не может спасти ни обращение кистории, кчему стремился Иванов, принимаясь «за историческую живопись, где все было бы исторически верно», ни столь широко распространенное вискусстве того времени обращение кжанру. Первые сюжеты, над которыми работал Ге в Италии, были почерпнуты из истории Древнего Рима. Эскизы такого произведения появлялись у Ге постоянно, но ни один из этих замыслов не воплощался в жизнь.

Видимо, рукопись писана cpaзy, а потом при прочтении исправлялась. Христос до последнего будет называть Иуду другом. На картине его образ не лишен размаха имасштаба. Зачем эта оценочность. Ученик сознательно обрывает связь сУчителем. Кто это.

Ж-849)4546. То, что яузнавал, приобретал, давило меня, отравляло. Начало: «оанн. Однако неканоническая трактовка евангельского сюжета, воплощенная, по выражению современника, смелой кистью, навлекла на автора обвинения в материализме и пошлости.

Но это выразительно. Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. М. Е. Салтыков-Щедрин писал в своей рецензии: «Перед нами всего две фигуры и строго простая обстановка Петр Великий не вытянут во весь рост он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами даже ни один мускул на его лице не сведен судорогой. Не хватало воздуха, свободы». Оно писалось во Флоренции, затем было перевезено в Петербург и вызвало бурную полемику.

Все это и вспоминается перед картиной Ге. Холст, масло. Одни восхищались им, другие же, подобно Д. И. Писареву, утверждавшему, что «место Пушкина не на письменном столе современного работника, а в пыльном кабинете антиквария», считали поэта «служителем чистого искусства». Они весьма опечалились иначали говорить ему, каждый из них: не яли, Господи. Внимание. На что опереться человеку, если все кончится тем, что на его могиле лопух вырастет.

Плакать хочется – от безысходности. Существует несколько уменьшенных авторских повторений этого полотна.

В правой части полотна находится тёмный силуэт уходящего Иуды. Со своей внучки, Прасковьи Николаевны, Ге писал мальчика для этой картины. Мать художника умерла от холеры, когда ему не было и четырех месяцев. Противопоставление Христа и Иуды, трагедия учителя, предвидевшего предательство ученика (Один из Вас предаст меня), но готового к самопожертвованию, – основа драматического конфликта полотна. 4, 4 лл. Получив от Черткова известие обо всем этом, Толстой продолжал работу. И тогда только уразумел Симон Петр и другие 10, что сделал Иисус.

Любопытно, как соответствует тем требованиям, которые Ге сам ставит перед собой, формулировки Щедрина: «представить в живом образе величайшее событие»и далее: «сделать меняучастником изображаемого им мира». Господи. Вэтом се существенное историко-художественное значение. «Наглядная действительность» жанровых картин сих «мелочной оконченностью», говорит Огарев, отражает лишь то состояние, вкотором находится современная общественная жизнь, лишенная подлинных идеалов, не способная «ни кживому верованию, ни кживой радости, ни квеликой трагедии»10.

Начал работу в 1884 году. Передать «мысль» и тем самым приобщить к ней зрителя — безусловно одна из интенций Ге. Таким образом, библейский Иуда становился таким «героем дня», символом отступничества от революционной мечты. «Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином.