Художник Ватто Картины
«картина художника Антуана Ватто «Затруднительное предложение» – поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей. » (Автор неизвестен). Театральный стиль картин Ватто лучше многих иллюстрирует один из шедевров художника – хранящаяся в Лувре картина «Жиль» – пожалуй, самое известное произведение ВаттоСегодня о ней и пойдет речь. Картины Рубенса оказывали огромное влияние на многих художников и Антуан Ватто не стал исключением.
Антуан Ватто, биография и картины
В период 1712-19 гг. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»23. 1710, Музей изобразительных искусств им. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля.
В-третьих, посредством светских «галантных» сюжетов художник явил возможность наглядно сакрального отношения человеческой души с божественным Духом (Живописные произведения «Гамма любви» (1717) и «Вывеска лавки Жерсена» (1721). Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. 1712, Эрмитаж), «Любовь на итальянской сцене» (Берлин, Художественные музеи), «Арлекин и Коломбина» (ок.
По другим сведениям, пребывание в мастерской Жерена продолжалось недолго из-за того, что через некоторое время отец отказался оплачивать обучение сына6. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки". В 1719-20 тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом впоследствии искусство Ватто оказало значительное влияние на английскую живопись середины — второй половины 18 века. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм.
Антуан Ватто: самые популярные картины (топ 12)
Беспокойство пронизывает всю картину. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт.
Да, действительно, театр— это вторая жизнь, а жизнь— подобие сцены. И это подкрепляло свойственное Ватто ощущение жизни как игры, а характеров как масок. А. С. Пушкина «Рекруты, догоняющие полк», ок. По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». Пройдет время и его работы будут надолго забыты.
Антуан Ватто – картины с названиями и описанием по алфавиту
Картина эта принадлежала другу Ватто — Жюльену и на распродаже коллекции последнего в 1767 г. была оставлена за собой его вдовой (Жюльен женился незадолго до возвращения Ватто). Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу8), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. За «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии (1717-18, Лувр, Париж поздняя версия — Шарлоттенбург, Берлин). Ученики и продолжатели занялись затем распространением этого нового рода. Не видно, что он от этого страдает. Одно из самых больших своих произведений. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье.
Во-первых именно Ватто осуществил переход от стиля «барокко» к стилю «рококо», живописные принципы которого сам и разработал. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Известно, например, что в полотне Перспектива Ватто воспроизвел аллею парка около дома П. Кроза в Монмаранси. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»5. Ему посвятит стихотворение Т. Готье.
Ранние небольшие жанровые картины — с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей», ок. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Ближе, с творчеством его главного представителя, Жана Антуана Ватто (Watteau)можно познакомиться, совершив тур во Францию. Род его живописи был определен Академией художеств, куда он был принят в 1717 г. Ваттородился в Валансьенне отец его был работник и подрядчик. Однако в деле развития истории живописи Франции роль мастера огромна.
Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. Что же мы видим на картине. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»43комм. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной.
Тончайшие нюансы человеческих переживаний — иронии, печали, тревоги, меланхолии — раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница», 1715, Лувр «Капризница», ок. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. 11. Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке — волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии.
Краткая информация о художнике и его картинах
В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Это было последнее временное улучшение. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. Остро переживая своё поражение, 24-летний Ватто уходит от Одрана и, покинув Париж, уезжает на родину в Валансьен10. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования.
Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». 1709, Нант, Музей изящных искусств «Военный роздых», ок. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». Приобретена картина для Екатерины II, вероятно, на распродаже собрания г-жи Жюльен в 1778 г. Военный роздых (Les delasse ments de la guerre) написана в пару к Тягостям войны.
Интересные факты из жизни художника
Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок.
Патера, тоже уроженца Валансьенна. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя.
- Ватто АнтуанКартины и биография
- Портрет Ватто (художница Розальба Каррьера)
- Биографии великих и известных людей
- Ватто Антуан: биография, карьера, личная жизнь
- Творчество Антуана Ватто в контексте искусства рококо
- Своеобразие живописи рококо в творчестве Антуана Ватто
Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. Ватто чувствовал хрупкость, а иногда и пустоту мира, который он писал, но он также понимал, что каждый день невозвратим и тосковал по уходящему нынешнему дню, как тоскуют по дням, давно минувшим. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Итальянские комедианты» (1716-19, Вашингтон, Национальная галерея) он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Смысл искусства художника не ограничивается лишь достоинствами его картин.
Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 1716—1717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. 7.
Это работа с интерьером магазина, а не с природой. 13. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Само его искусство опровергает эту мысль.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Краткие сведения о наследстве живописца
- Берлин, «Вывеска лавки Жерсена»
- Профессиональный фотограф Бенджамин Терранео
- Картина Праздник любви Антуана Ватто 1717 года
1718, Эрмитаж «Меццетен», 1717-19, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей7.
Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни. Актеры перебрасывались репликами с партнером, выходили в зрительный зал.
С самых юных лет он обнаруживал склонность к искусству и обучался у Дерена (Derin), лучшего учителя в его родном городе. И декоративные работы и крупные полотна— «Паломничество на остров Киферу» (1717) и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная тончайшая гамма мимолетных настроений виртуозное композиционное мастерство— мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии.
Быть может, даже именно вечная неудовлетворенность томящейся по любви души и была вместе с резким ощущением усиливавшейся чахотки причиной его разочарованности. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). А. С. Пушкина), бродячего шарманщика с сурком («Савояр», 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак», ок. Ватто считается основоположником рококо в живописи. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все — Париж, Лувр).
В роздыхе все носит еще характер веселого фламандского кермесса (сам Ватто был наполовину фламандец, будучи родом из Валенсиена, лишь к концу XVII века доставшегося французам) веселость и непринужденность царят на этой крошечной картинке изображающей обедающих под открытым шатром солдат. В них есть нечто особенно существенное никто до него не умел и не стремился увидеть чувство в его парадоксальной двойственности: увидеть забавное в печальном, серьезное в смешном. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто.
Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»16 вскоре становится одним из близких друзей художника. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (1717—1718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза.
- Картина Общество в парке Антуана Ватто 1716-1719 года
- Картина Итальянские комедианты Антуана Ватто 1720 года
- Картина Паломничество на остров Киферу Антуана Ватто 1717 года
- Картина Капризница Антуана Ватто 1718 года
- Картина Савояр с сурком Антуана Ватто 1716 года
- Картина Меццетен Антуана Ватто 1718-1720 года
- Картина Жиль Антуана Ватто 1717-1719 года
Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Бедный, нетребовательный, тогда еще доверчивый рапэн, он мог попросить себе место за таким же столом и попасть в эту соблазнительную тень, под раскидистые деревья, в компанию пирующих воинов и смешливых, податливых маркитанток. Поэты XIX века откроют картины Ватто. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней.
12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»21. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. Он родился во фламандской провинции. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него.
И какая живопись. 1710. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии.
Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена — автора первого каталога произведений Ватто (1736). Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. Ватто пробовал взяться и за историческую живопись, но не имел с ней успеха. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). Однако успехов Метейе не снискал и спустя несколько месяцев был вынужден вернуться на родину.
- Картина Равнодушный Антуана Ватто
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Наброски, рисунки Антуана Ватто
В ней размещается известное произведение Ватто, написанное в 1717 году, – Le gamma de lamour. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Данное произведение есть не столько изображение, сколько выражение «счастливого мига», который одновременно и удивительно близок и страшно далек, феерически игрив и мистически серьезен. По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена» (1720, Берлин, Художественные музеи). Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер и не средневековое очарование строгости и твердости. Антуан-Жан вызывал у них восторг.
Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. Так называемые галантные сцены Ватто — «Радость жизни» (ок. И почти все дома в нём выстроены заново. С именем Ватто (1684 — 1721) связано представление о каких-то прогулках, о маскарадах, об играх, танцах, комедиях, о какой-то сказочной беспечности.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». 1708, Москва, Музей изобразительных искусств им. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. Они суховаты и по живописному исполнению. С 1707-08 работает у Клода Одрана, резчика по дереву.
Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Все буквально пронизано недоговоренностью и незавершенностью, надеждой и разочарованием. Человеческое и природное объединены эмоциональностью настроения Мироздания. 16. Как отмечает Н. Л. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля».
Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. В полотнах «Актеры французского театра» (ок. 2. Базируя свое творчество на барочном художественном наследии, гению Ватто удалось преобразить характерную для барокко возвышенную экзальтацию и величественную героизацию обыденного в рокайльный жанр оригинальных «галантных празднеств». Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим.
Именно воображение, столь ценимое веком, позволило ему видеть и разлагать реальность, синтезируя новое. Антуан Ватто явился родоначальником светлого богатого колорита, характерного для французской живописи XVIII в., основа которого была заимствована художником у Рубенса и венецианских мастеров, но дальнейшее развитие принадлежало только ему. Немилова. В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом».
Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино. Последние дни Ватто провел в Ножане недалеко от Парижа, куда перевез ворох театральных костюмов, реквизит для будущих картин и где написал образ Христа для местной церкви. Перейдя в мастерскую Жилло (Gillot), он и там оставался недолго и перешел к декоративному живописцу Одрану и украшал своими фигурами его орнаментальные произведения. Затем, Ватто стал писать декорации для оперы.
Многоопытный, он знает, что следующая встреча неизбежна и приведет к сдаче этого юного создания. При посредничестве Мариэттов Ватто становится учеником художника Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя небольших картин изображавших сцены итальянской комедии10. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника.
Как нарисована первая поза Меццетэна, как выразительны ракурс его лица и судорожная игра пальцев какой дивный подбор ласкающих теплых и отнюдь не приторных красок: розовых, голубых и грязновато-зеленых. Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации.
«То была прекрасная эпоха», — хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме.
Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Живопись художника была красива и нежна, хотя не особенно закончена в деталях. Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье.
Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. А. С. Пушкина)14. Он покинул дом Жерсена. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Об его любовных делах ничего не известно, но едва ли был он в них удачником.
9. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Наконец и обе разобранные нами картины в отношении техники — бесподобные жемчужины. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Современники не просто ценили картины Ватто. Его первым учителем был, возможно, Ж. А.
Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. Над ними размещен строгий бюст философа, который совсем не мешает увлеченной друг другом паре. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой.
Он просто один и все. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника.
Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Венецианский праздник» (Эдинбург, Национальная Галерея Шотландии) изображают мир мечты с оттенком грусти.
Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. 15. «Праздник любви» (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона.
Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью.
Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. Воображенные здания художник наглядно явил в парке, словно списанном с картин Ватто. ГМИИ им.
Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. Представлены кавалер и дама, которые, отдалившись от других пар, прогуливающихся в парке, общаются с помощью случайных поворотов головы и едва наметившихся жестов. Он начал творить в то время, когда т. н. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров.
Третья пара стоит. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»15. Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в костюме Пьеро в полотне «Жиль» (Париж, Лувр).
При посредничестве Сируакомм. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Художник был рубенсистом, но сопоставление его живописных творений с произведениями других мастеров этого направления показывает, что насколько их творчество было своеобразным завершающим этапом искусства XVII в., настолько произведения Ватто открыли новую эпоху французской живописи. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) — танцора.
Здоровье Ватто ухудшалось. Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Это сказано не то в шутку, не то всерьез.
Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Иконография «галантных празднеств» («fetes galantes») восходит к «садам любви» известным еще с эпохи средневековья. Весной Ватто стало хуже. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. Композиция «Паломничества» лишена устойчивости — герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом.
Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»42. Вероятнее всего, продолжение Антуаном Ватто военной серии было связано не только с её успехом у покупателей, но и с периодом тесного общения с де Лароком. Живопись рококо — необычное явление в истории культуры.
Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели.
Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м.