И.н Крамской Картины
Крамской Иван Николаевич – биография и картины
70-80 годы XIX века стали для Ивана Крамского тем периодом, когда были написаны одни из известнейших его работ (Полесовщик, Мина Моисеев, Крестьянин с уздечкой). Крамскому славу одного из лучших живописцев России. Как художник, был крупным мастером психологического портрета.
Правда искусствоведы отмечают, что история не подтверждена никакими документальными свидетельствами и вообще не понятно, откуда у нее «растут ноги». Но история, даже будучи мифом, по-своему красивая. Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности.
К тому же их сын заболел и умер. И. Н. Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности.
Родился в бедной мещанской семье в Острогожске Воронежской губернии. Здесь и там прорывались светлая мысль, глубокое сочувствие к людям или понимание поэзии. ». Когда Петербургская артель медленно начала распадаться, он выступил организатором объединения художественных передвижных выставок. Все же именно в 1880-х гг. Портретный жанр в его работах преобладал и являлся самой сильной стороной автора. Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства – загадочностью обстоятельств работы над нею).
нечто фантастическое вышло. Не терпя грубой обработки фотографий, он поручал эту работу художникам – в частности и Крамскому, который пришел к Деньеру в 1857 году и вскоре прослыл «богом ретуши». Брак оказался счастливым – Софья Николаевна родила художнику шестерых прекрасных детей (два младших сына, правда, умерли в детстве) и всегда была его ангелом-хранителем.
Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках. Рассказ произвел на Крамского неизгладимое впечатление. Таковы Автопортрет художника (1867) и Портрет агронома Вьюнникова (1868). Вскоре в зал стремительно вошла Матрена Саввишна, необычайно возбужденная, румяная. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе».
Одна из самых известных работ Крамского, «Христос в пустыне», была написана в 1872 году для одной из передвижных выставок. Во главе «бунтовщиков» стоял двадцатишестилетний Иван Крамской.
Художник Иван Крамской: биография, картины, описание картин
В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Крамской сам написал письмо в деревню, но не получил ответа. Картина «Н. А. Они организовали коммуну под названием «Артель художников», старое-той и вдохновителем которой стал Крамской. Писал пейзажи и натюрморты.
В этот момент ей и протянул руку Крамской, взяв «на свой счет» все негативные оценки поведения его избранницы. Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885). Продолжение темы в картине «Хохот» окончилось поражением: работа так и не была завершена.
В эти годы Крамской сблизился с П. М. Третьяковым. Бросив «Артель», Крамской не пустился в «автономное» плавание – он страстно увлекся идеей Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения, которому было суждено войти в историю России под именем «Товарищество передвижных художественных выставок». Художник в основном писал портреты, хотя у него были и сюжетные полотна. Он этого не мог понять, что личное счастье не наполняет жизни. » «Оттепель» (1871) кисти Ф. Васильева, к которому Крамской всегда относился с почти отцовской заботой.
Шишкина, И. Морозова, Г. Г. Мясоедова, Н. А. В юности работал ретушером у фотографа. Скупая и строгая гамма красок сразу же приковывает взгляд зрителя к лицу и рукам писателя. Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок». Некоторые ее участники скрывали свои доходы (декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы). Жизнь и творчество «рыцаря реализма» оставили глубочайший след в душе современников. А закончив обучение, вместе с другими выпускниками Академии создал Петербургскую артель.
В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Большинство передвижников обвиняет его во всех смертных грехах – и в том, что его работы стали «неискренними» и в том, что он «предал идеалы», приняв заказ на выполнение портретов членов царской семьи и в панславизме и в роскоши, в которой он якобы погряз и даже в том, что он носит модные красные чулки. Васильева.
Товарищи последовали его примеру. Другие утверждают, что это Софья Ивановна – дочь художника. Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка.
За эту работу Академия намеревалась даже сделать Крамского профессором, но противник академизма направил в альма-матер письмо с угрозой, что откажется от звания публично. Крамского. Их позы унылы, лица бледны и полны безысходной тоски. Устав Товарищества так формулировал его цели: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Заказ на портрет Тараса Григорьевича Шевченко поступил также от Третьякова.
Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом. В своем творчестве автор отстаивал принципы реализма. Возглавил протест выпускников Академии (бунта четырнадцати), отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом мифологический сюжет.
Кошелева и не только. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. 1867 год – первый неудачный вариант картины.
2015-2018 Э Вести. В 1863 г. именно он был инициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные выпускные работы на надуманные, лишенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну – Артель художников. При этом условились, что она напишет ему.
Мистические картины Ивана Крамского
Будучи противником академического искусства, стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863). Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей. Особый колорит добавила детально прописанная одежда поэта – высокая шапка и тулуп из овчины. Именно ее мы можем наблюдать сегодня в портретах И. И.
Тут пригодились Крамскому навыки, приобретенные в прежних скитаниях. В этом можно убедиться, читая его переписку изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи (СПб., 1888). Один портрет был создан специально для семьи Толстого, а второй – для Третьякова. Правда иногда это «исполнительство» несколько походило на кабалу, но, ска- жем так, «кабалу» дружественную, теплую, основанную на взаимопонимании. Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны.
Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в пустыне», отразились неустанные поиски художником идеала гражданственности и демократичности. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала.
А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году. В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние.
Для того чтобы найти правильную композицию русский художник в 1869 году ездил за границу, посмотреть полотна других художников, раскрывших эту же тему. Впрочем, в реальности все оказалось не столь гладко. Третьякова, приносят И. Н. Вот таким образом-то ему и было так трудно вырваться на волю и высказаться. Облик Толстого чуть грубоват – выпирающие скулы, сильно выраженные надбровные дуги, крупный широкий нос.
Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка». Работа художника была долгой и мучительной. Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос. Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи.
Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Вэкипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку изящная молодая женщина. Он ко мне часто обращался с вопросом: зачем у меня такое горестное выражение лица, когда я счастлив. Тем не менее, они не могли не портить отношений в семье.
Великий русский художник Крамской картины
Картина Лунная ночь написана И. Н. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Ибо И. Н. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка потом – на стуле и наконец – встала возле гроба.
Вот таким образом его произведения проникнуты особенной драматичностью. Картина «Н. А. Навечно остались его картины, любовь и благодарность россиян. Проблемы дали о себе знать буквально на следующий день после возникновения «Артели». Все чаще объединял художник в своих работах портретную и бытовую тематики (Незнакомка, Неутешное горе).
Картина Русалки (Майская ночь), написанная на сюжет одноимённой повести Гоголя, была первой из предполагавшейся серии для иллюстрации Вечеров на хуторе. Крамской явился идейным вождем и главным организатором Товарищества передвижных художественных выставок (1870) — объединения художников, позитивное влияние которого на последующую культурную жизнь России трудно переоценить. Свой путь в искусство Крамской начал с ученика иконописца и ретушера фотографа. Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа. Вместе с тем обучили и обыкновенной грамоте. После свадьбы счастье молодых иногда омрачалось тем, что на людях возникали недоразумения из-за необычной красоты и привлекательности Матрены Саввишны. Серебристый лунный свет.
Иван Крамской: самые популярные картины (топ 12)
Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян. Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса.
Это полотно создавалось в течении десяти лет. В этом году в Императорской Академии художеств произошло событие, названное «Бунтом четырнадцати». Но это только на первыйвзгляд. В 1863 – 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
Но к исканиям новейшей живописи он остался равнодушен. Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины. Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры.
Крамским в 1880 г. Летняя ночь. Женщине, сидящей на скамейке и погружённой в свои мысли, автор придал сходство со второй женой Сергея Третьякова Еленой Андреевной (урождённой Матвеевой). В. Стасов писал: «Кокотка в коляске».
Иван Крамской – картины с названиями и описанием по алфавиту
позапрошлого века.
Так Христос был очеловечен и картина передала его душу в унисон современности. Интеллигент-разночинец идущий нелегким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всматривающийся в окружающий мир, – таким предстает художник в «Автопортрете» (1867, Государственная Третьяковская Галерея). Она потрясена.
Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. он поднялся на новую ступень – добился более глубокого психологизма, позволявшего порой обнажить сокровенную суть человека. Но вместо одной картины, он пишет сразу две.
Ничто не нарушает тишину. Репин, продолжатель лучших традиций искусства Крамского.
Крамской любил Некрасова как поэта-гражданина и восхищался его стихотворениями. Потом Попов уехал за границу и репутация молодой женщины «пала».
Эту работу не стал покупать П. Третьяков. Из-за этого он задержался в имении. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. Это внешняя сторона деятельности И. Н. В учебном заведении Иван Николаевич быстро вышел в число передовых учеников. Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Не все ладно было в самом Товариществе. Попытка воплотить фантастический мир в картине Русалки (1871) закончилась неудачей. Возглавил бунт четырнадцати, отказавшись писать на заданную тему Пир на Валгалле. Зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа. Скоро его учителем стал М. Тулинов, который преподал ему азы живописи.
Краткая информация о художнике и его картинах
Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. В Артели художников декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы. Работал он и поначалу писцом, а после и ретушером у знакомого фотографа, вместе с которым они объездили практически всю Россию. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Тогда и был сделан первый набросок композиции.
Толстой изображен в рабочей блузе, в спокойной, сдержанной позе. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. Одно из самых необычных произведений Крамского «Неизвестная» (1883), до сих пор волнует критиков и зрителей своей загадочностью. Один из самых первых «передвижников», вдохновитель движения. Возникало множество гипотез о том, кем же была дама, послужившая моделью художнику. Красавица, несомненно, не могла не заинтересовать Крамского как живописца.
Иван Крамской: картина «Неутешное горе»
В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой). С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву.
«В парке. «Русским гражданином» назвал его И. Е.
Толстого, 1873 Портрет писателя И. А.
Вышедшие из Академии художеств выпускники создали Артель художников (1863-1870). В 1851 году Андрей Деньер, окончивший Академию за два года до этого, открыл собственное «дагерротипное заведение».
Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности. На самом деле «заведение» было одним из первых российских фотоателье. В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба.
Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон.
Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны. Долго не было никаких вестей. Работы К. имеются также в Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, многих музеях России и за рубежом.
Известные портреты и картины Крамского
На картину холил смотреть чуть ли не весь Петербург, о ней писали восторженные современники («лама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа. »), но никто так и не разлагал ее тайну. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. И это еще один «чернышевский» сюжет его жизни. В 1862 году, будучи студентом, Крамской стал преподавателем рисовальной школы общества поощрения художеств (здесь познакомился с Ильей Репиным, на живопись которого оказал значительное влияние).
С. М. Гончарова, 1874 Портрет П. М. Работая в местной думе, он увлекся ретушированием фотографий. Родился в городе Острогожске Воронежской области в семье писаря.
Ее стали обучать этикету, танцам, у нее оказался приятный голос. Художник в конце концов изнемог в безнадежной борьбе за «нравственное единство» и в 1870 году покинул «Артель» (она вскоре после этого распалась). Третьякова, 1876, все – в ГТГ). С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника. Бытовыми вопросами в «Артели» занималась жена Крамского, Софья Николаевна Крамская (в девичестве Прохорова). Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской. В 1857 году поступил в Академию Художеств.
- Последний автопортрет с дочерью Крамской
- Портрет Софьи Николаевны Крамской
- Христос в пустыне (1872) Крамской
- Картины — Крамской, Иван Николаевич
- Картины Ивана Николаевича Крамского
- Крамской Иван НиколаевичКартины и биография
- Иван Николаевич Крамской – художник-реалист второй половины века
Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен. В Фатежском уезде Курской губернии находилось имение столбовой дворянки Бестужевой. «Мимолетное» его не интересовало – он ощущал себя пророком, бьющим в набат и страшно огорчался, когда ему казалось, что его не слушают.
Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства. Новые идеи носились в воздухе, молодежь зачитывалась «Современником», а Чернышевского числила гением и пророком. Несколько раз Крамской ездил за границу – в последний раз это случилось в 1884 году. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877 оба – Государственная Третьяковская Галерея). Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях».
- Картины Крамского Ивана Николаевича (1837–1887) (49 работ)
- Крамской Иван Николаевич (1837 – 1887)
- Основатель Товарищества передвижников
- Бунт 14-ти, Артель художников и Товарищество передвижных выставок
- Внезапная «Неизвестная» и портретное проклятье
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Биография художника Ивана Крамского
Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Особых возражений не последовало ибо невеста пленила и родителей жениха. Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа.
Она откинулась на спинку экипажа, обитого темно-желтой кожей. Крамской заново открыл тему Христа, по его следам пошли В. Поленов, В. Васнецов, И. Репин, В. Верещагин. Важным этапом в жизни Крамского стало знакомство с идеями московского «собрата по кисти» Мясоедова, который «заразил» питерского художника идеей передвижных выставок. Портрет жены и дочери» (1880) – одна из таких работ.
Итак, 1863 год – знаменитый «бунт 14-ти», когда четырнадцать выпускников Академии во главе с Крамским, возмущенные тем, что им запретили писать конкурсную картину на «свободную» тему, предложив вместо этого очередную мифологиче-скую историю, отказались соревноваться за Большую зо-лотую медаль и хлопнули дверью. Так, в 1863–1866 году Иван Николаевич, получивший приглашение от профессора Маркова, принимал участие в росписи храма Христа Спасителя.
В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знающего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874, Государственная Третьяковская Галерея) или обаятельного в своем мудром лукавстве Мину Моисеева (1882, Государственный Русский Музей этюд к картине «Крестьянин с уздечкой», 1883, Государственный музей русского искусства, Киев). Крамской родился 27 мая 1837 года в г. Острогожске Воронежской губернии в небогатой мещанской семье. Некрасов в период Последних песен» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне».
- Иван Крамской: последние новости
- «Товарищество передвижных художественных выставок»
- 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 год, Воронежская губерния, Острогожск – 24 марта (5 апреля) 1887 год
- Известные произведения Крамского Ивана Николаевича
- Крамской Иван Николаевич (1837-1887)
Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет. Кто изображен на портрете. Он иногда бывал в их семье.
Куинджи и Ф. А. Жизнь его была нелегкой, приходилось постоянно искать источники пропитания. После прекращения существования артели художников в 1871 году, Иван Крамской явился одним из организаторов и идеологов Товарищества Передвижных Художественных Выставок (Передвижники). Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась. Одну из самых знаменитых своих картин Иван Николаевич Крамской написал в 1883 году и дал ей название «Неизвестная», тем самым окружив ее ореолом таинственности и интриги.
- Детские образы в творчестве Крамского
- Рядом расположены достопримечательности
Картины не идентичны: отличается положение головы (на одном портрете голова наклонена слегка вправо) и немного – положение рук. Тишина. С 1857 г. по 1863 г. учился в Академии художеств.
Внутренняя была наполнена исключительно интенсивной творческой работой и поисками своего места в живописи. С каждым новым поколением открываются новые горизонты и новые пути», – писал он. Была у нее немалая родня в Санкт-Петербурге и там же особняк. Племянник помещицы, офицер, выйдя в отставку и возвращаясь с Кавказа домой в Санкт-Петербург, заехал к тете. Молодой Бестужев был поражен необычайной привлекательностью и красотой ее горничной – взятой из соседней деревни крестьянки.
Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Мина Моисеев (1882), Крестьянин с уздечкой (1883). Но не стала серьезным явлением картина Неутешное горе (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. И это внимание концентрируется на прекрасном своей одухотворенностью и выражением творческого состояния лице Некрасова, которое контрастирует с физической немощью больного тела, утонувшего в простынях (голова Некрасова написана Крамским с натуры и бережно вшита им в новый холст). Вообще, в творчестве художника большую роль играла тема душевных переживаний человека, его борьбы со смертью или каким-либо потрясением. Некрасивая получилась история.
Крамского «Христос в пустыне» (ныне в Государственной Третьяковской Галерее). Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения. Вся жизнь и творчество Крамского – ответ на этот вопрос. Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью.
И художник ничего не говорил о своем замысле. Фоном картины служат размытые туманом контуры архитектуры, на котором отчетливо выступает лишь женская фигура. И это оче-видный «Чернышевский» сюжет в судьбе художника – вспомним артель Веры Павловны. Для его правдивой, честной и благородной души не было чужого горя. Третьяков купил картину сразу после её написания. Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского. Все, что было сделано им в смысле рисунка и даже живописи, было неизмеримо выше (за исключением одних картин Репина) того, что делалось вокруг него в русской живописи, все это носило следы строгого изучения и серьезного отношения к делу.
Крамской Иван Николаевич (годы жизни – 1837-1887 гг. ). В начале 1880-х годов его отношения с Товариществом уже напоминают жесткую конфронтацию.
С самим интригующим полотном «Неизвестная» еще больше путаницы. Ее пленником оказался и художник Иван Крамской. «Искусство обширно и неисчерпаемо. Любимой его техникой на тот момент являлась графическая. Умер за мольбертом во время работы.
И Васильев умер. Есть и достаточно сенсационное предположение (увы, я не знаю имени его автора) о том, что «Неизвестная» – это портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини ЮрьевскойА вот еще одна история о женщине, которая могла быть моделью Крамского. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Электронное периодическое издание «Э Вести» (E Vesti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций 26. 06. 2015. Крамской о Русалках написал: Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломал себе шею.
Далее последовали создание Артели художников, участие в росписях храма Христа Спасителя в Москве (1863—1866), серия графических и живописных портретов известных российских деятелей и главное дело жизни — создание Товарищества передвижников. С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. Трижды были такие дуэли, но все они завершались примирением. В последние годы жизни Крамской создал ряд картин, по-новому открывших его живописное Дарование: «Лунная ночь» (1880), «Неутешное горе» (1884 все в Государственной Третьяковской Галерее). Любящий муж и заботливый отец, Крамской часто писал свою семью. В морально-философском плане К. трактует религиозный сюжет (Христос в пустыне, 1872, ГТГ).
Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти». В работах мастера эта тематика не имела социальной окраски, как в произведениях других живописцев.
Иван Крамской не был тесно знаком с украинским поэтом. Такова, например известная работа художника «Некрасов в период Последних песен» 1877 – 1878 года. Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны.