И С Остроухов Ранняя Весна
Илья Семёнович Остроухов, «Ранняя весна»
Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Саввинская слобода».
Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). Поленов, Н. Д. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею.
Описание картины «Ранняя весна»
Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. В лесу тишина. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Правда и здесь есть начальство, без начальства, конечно, нельзя – «на то и щука в море, чтобы карась не дремал». Вода в реке тоже напоминает о недавней зиме – в нее не хочется заходить.
Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Пополнение музея снова пошло планомерно. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.
В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Молодой художник был замечен критиками.
Остроухов Илья Семенович – художник и признанный знаток искусства
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. 1880-е гг. Оно бледное, серовато-голубое. Остроухов как бы все сказал. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. На протяжении всей жизни коллекционировал живопись иконы. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.
После Великой Октябрьской социалистической революции крупнейшие частные музеи были национализированы. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Всю, какая у них была, погань вывели. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. Пейзаж словно наполнен свежим весенним запахом, кажется невероятно чистым и воздушным. В библиотеку Остроухова допускались немногие.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. 4-5 ноября он был уже в Петербурге. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись.
А полицию и корпус жандармов увеличивают ежегодно: потому это необходимо. Несколько деревьев в левой части композиции, темными силуэтами выделяющихся на фоне голубоватого неба, создают своеобразные кулисы, которые замыкают пространство картины. Положим, казаки и семеновцы храбрее. Коллекция размещалась в пяти залах.
Илья Остроухов — Ранняя весна, 1891
После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Тут же пробивается и свежая молодая зелень. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы.
Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Сколько там проживу – не ведаю. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году.
Здание музея – особняк XIX века. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» — эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. В середине 1880-х гг.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Родители не предпо лагали, что увлечение живописью сыграет заметную роль в жизни их сына. Музей участвовал в выставке «Москва – Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж). Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
Навожу справки – члена суда еще нет. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Если не сердитесь на меня, то напишите, чем весьма обяжете.
Остроухов Илья СеменовичКартины и биография
Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений — знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. было подлинным откровением. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы.
Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
Остроухов Илья Семенович – художник и коллекционер
Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы.
Зимой 1882-1883 гг. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень». КОВАЛЕНКО И В ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (КРАСНОДАР), – ПИСЬМА ПОХИТОНОВА К П. М. Вы бы обидели меня, если бы посмотрели на это дело иначе, так как этим самым признали бы данный факт навязчивостью с моей стороны.
Сообщество «Интересные новости»
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Очерки понравились, понравился и юный автор. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города.
Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Музей участвовал в выставке «Москва— Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж). Глядя на это простое, бесхитростное произведение, они сами набирались смелости и бодрости и отделывались от последних пут прикрашенной буржуазной условности. Одинокая картина Саврасова по справедливости должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенки) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым и это как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла). В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Следующим приобретением Третьякова была картина «Ранняя весна.
На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.
Однако со второй половины 1890-х гг. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Хозяин встречает очень радушно и знакомит с другим своим гостем, местным помещиком. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Может быть, потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, что картина была выше своего времени и его личного таланта, что и для него создание ее было неожиданностью, плодом какой-то игры вдохновения. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
Отечественные пейзажи в картинах Ильи Семёновича Остроухова
Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны. Не то писарь, не то другой какой чин, но, во всяком случае, лицо власть имущее (на что указывало его нетрезвое состояние и подобострастное приниженное отношение к нему довольно трезвых обывателей), на мой вопрос, когда будет член суда, оно отвечает мне заплетающимся языком: мы об этом не предуведомлены. Однако следует упомянуть еще об одном художнике — это Василий Дмитриевич Поленов. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела.
Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля — «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
Зимой 1882-1883 гг. Знаменит его «Бабушкин сад», от которого пошли затем все бесчисленные «забытые» и «заглохшие усадьбы». Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. «Ранней весной» — это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами.
Пробуждение природы от зимнего сна: весна в картинах русских художников
Все работы Остроухова 1880-х гг. Станковые произведения Рылова (равно как и его эскизы и рисунки) показывают, что художник не стремится отразить внешнюю эффектность выбранного им уголка природы. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге.
В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Основная же часть работ, составляющих нынешнюю коллекцию произведений Похитонова в Третьяковской галерее, была приобретена Третьяковым, как свидетельствуют письма художника, в 1896 году «целой партией», без их предварительного просмотра.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания.
Купить картину Ранняя весна, Илья Остроухов
Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Так, один из современных исследователей творчества художника писал в своей монографии: «Тонкий ценитель пейзажа, очень любивший творчество Саврасова и Левитана, Третьяков не мог не почувствовать значительности мастерства Похитонова, «правды и настроения», которыми были проникнуты его произведения и приобрел в общей сложности двадцать три его произведения, специально совершив поездку к художнику в Льеж» 6. В декабре 1918 г. Постановление Совета Народных Комиссаров о коллекции Остроухова обсуждалось на коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Наркомпроса. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре.
По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах.
Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. На каждой выставке появляется их несколько десятков.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. К сожалению, после его смерти коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1.
364 Воробьев С, У старой мельницы
Наиболее известна картина "Сиверко" (1890). Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок.
Летом они вместе ходили на этюды, а зимой Репин продолжал заниматься с ним в своей мастерской, ставил постановки, давал советы. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. На него (и в то же время, по абсолютно странной непоследовательности, на Бодаревского) указывал Крамской как на «новых людей» еще в первой половине 80-х годов и даже завидовал им. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Создает он также и собственную замечательную коллекцию, в которой были прекрасные по художественному уровню картины русских художников XVIII и XIX вв. Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»).
и уникальная подборка древнерусских икон. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. На одной из них виднеется ветка с молоденькими листочками.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Продать ее в музей, да еще через приятеля, – это другое дело. Школа Чистякова была для Остроухова важнее учебы в Академии художеств, в которую он пытался было поступить. Теперь нас до пресыщения закормили всевозможными веснами. В этюдах конца 1890-х гг. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Со второй половины 1890-х гг.
Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Как крупнейший знаток древнерусского искусства Остроухов входил в комиссию по реставрации росписей Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, собора Василия Блаженного, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и других. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Теперь по отношению к этой картине я поставлен в очень неприятное положение.
Илья Семенович Остроухов: «Золотая осень» (1886)
Ведь это почти то же самое, что вообразить страну без жандармов и полиции. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой.
Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом.
Описание картины Ильи Остроухова «Ранняя весна»
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Он приобретал у Серова, Левитана, Врубеля, Коровина этюды, но этюды эти были такого качества, что в них сразу же выявлялись индивидуальность каждого художника, его мастерство. Под его ударами вздрагивает река и покрывается острыми злыми волнами. Как истинный художник, Остроухов показывает все многообразие и буйство зеленого цвета. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Стальная река вьется между песчаными скучными, слегка возвышенными берегами.
Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал.
Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова.
Весна в картинах русских художников
Теперь я вспомнить не могу об этом без страха и внутреннего содрогания, а тогда – ничего. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве.
«Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Над всей далекой местностью гудит и ревет несносный северный ветер. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Серые холодные облака несутся по небу. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. было подлинным откровением.
Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Аммосовых —от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве, —жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам в природе, до него еще никем из русских живописцев не расслышанным. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Саврасов выступил гораздо раньше, еще в 50-х годах, однако вся его деятельность до 1871 года, до появления картины «Грачи прилетели», прошла бледной, жалкой и ненужной.
К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Его картины "Золотая осень" (1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Остроухов уже добивается успеха. Первое же произведение — копию пейзажа Льва Львовича Каменева — Остроухов выполнил маслом. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом.
Весна на картинах великих русских художников
Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Это было худшее время за всю историю музея. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Ведь весна – это что-то среднее между белоснежных сугробов и сочной зеленой травы.
представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова — пейзаж «Сиверко». Одним из самых ранних чистых реалистов является Кузнецов. Лучшие из этих картин —«Свиньи» и «Ремонтер» —находятся у Третьякова и до сих пор не утратили своей свежести. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной.
Последние комментарии (всего 0)
В библиотеку Остроухова допускались немногие. Его декорация к Кармен очень понравилась». «Грачи прилетели» —чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского. Обстоятельства благоприятствовали Остроухову: в 1889 г. он женился на Надежде Петровне Боткиной. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко».
Понятно, что она, совершив путешествие24, вернулась не тронутой. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Важно также, что вслед за этим, очень значимым для Похитонова событием, его участие в художественной жизни России становится наиболее активным и разносторонним. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Я излагаю мое дело и прошу совета.
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Остроухов как бы все сказал. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Еще зима. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу.
Весна на картинах известных художников
Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Эти, несколько дряблые по живописи и не особенно сильные по краскам, картины заслуживают остаться в памяти будущих поколений, для которых «Грешница» и «Мечты» ровно ничего уже не будут значить заслуживают они это потому уже, что в них с большой простотой и непосредственностью впервые были затронуты, задолго до Левитана, еще в 70-х и 80-х годах, прелестные «тургеневские темы», которые впоследствии стали на долгое время самыми излюбленными в русском искусстве. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Ни ветерка. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей — такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко».
Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля.
Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Должность эта считалась выборной — кандидатов утверждала Государственная дума. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Его декорация к Кармен очень понравилась»4.
Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. ПОХИТОНОВА И ХРАНЯЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА (МОСКВА), ОТДЕЛЕ РУКОПИСЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), В АРХИВЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка». Его декорация к Кармен очень понравилась»4. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники.
Их листва – желтовато-зеленоватая. Остроухов первым взялся за очистку картин от грязи и копоти, при нем была произведена квалифицированная реставрация лучших картин галереи. Летом они вместе ходили на этюды, а зимой Репин продолжал заниматься с ним в своей мастерской, ставил постановки, давал советы.
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
Однако позже основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Наконец, очень хорош его широко раскинувшийся белый пейзаж —«Первый снег», на котором так эффектно желтеет незамерзшая река.
Остроухов Илья Семенович (1858-1929)
Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху. Строгий академический художник начала ХIХ в. В. К. Шебуев известный своими огромными холодными историческими картинами, в остроуховской коллекции выглядел абсолютно неожиданным. Его декорация к «Кармен» очень понравилась». Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России.
Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». К таким же чистым реалистам должны быть отнесены: пейзажист-миниатюрист Похитонов, более известный за границей, где он и прожил полжизни (кличка русского Месонье вполне подходит к этому несколько сухому, но удивительно точному специалисту микроскопически-миниатюрной живописи) Костанди —автор немногочисленных, но довольно изящно и правдиво написанных сценок наконец, акварелист Альберт Бенуа, к сожалению, слишком часто впадавший в общие недостатки акварельных выставок —в некоторую «салонность», но сделавший на своем веку (особенно в 80-х годах) немало превосходных по виртуозности и правдивости красок этюдов. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность.
Надежда Боткина (Остроухова), Илья Остроухов
Шедевры и несравненная красота Венеции, ее дворцы, соборы, каналы — все это заставляло художников с раннего утра до позднего вечера ходить по городу, любоваться, наслаждаться. Вдали нахмуренный лес. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. В картине нет рассказа. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием.
Остроухов прожил в Петербурге две зимы, что свидетельствовало о признании Павлом Петровичем его таланта: учиться у этого педагога могли только трудолюбивые и одаренные ученики. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Открытая яркая зелень листьев и травы переходит в более жухлый коричневато-зеленоватый тон берегов реки, цвет воды еще более холодный голубоватый и, наконец, лес третьего плана кажется легкой, светлой, почти растворяющейся вдали массой.
Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.
Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Остроухов собирал живопись ради живописи. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение.
- ВЫДАЮЩИЙСЯ ХУДОЖНИК И СТРАСТНЫЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг.
Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова, увиденные на выставке: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Продолжения не было. Савицкий очень высоко ценили Похитонова» 3.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень». Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». В 1887 году в первый раз обратил на себя серьезное внимание Остроухов своими замечательными картинами «Золотая осень» и «Весна», являющимися самыми близкими и по духу и по времени предшественниками Левитана.
В 1890 открывает частный музей. В 1891 году, одновременно с «Тихой обителью» последнего, Остроухов выставил свое лучшее произведение «Сиверко», удивительно верное и скромное изображение русской природы. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. А цветовая гамма построена на контрасте. У него хранились прекрасные образцы живописи XIII в., в то время чрезвычайно редко встречавшиеся в коллекциях, но подлинные шедевры остроуховского собрания относились к концу XIV-XV вв.
Еще милее его тихий, ясный и светлый провинциальный уголок (явившийся на выставке одновременно с его ужасной деларошевской картиной «Le droit du seigneur»98). Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Застрял и, откровенно говоря, не жалею. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ.
Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова.
Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Опять та же толпа, тот же пьяный чин и тот же ответ: мы об этом не предуведомлены. В этюдах конца 1890-х гг. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. В картине «Первая зелень» мы угадываем черты родного края художника.
Крона их также написана контрастно: белый цвет и пожухлый зеленый. Но сей властелин не стерпел -ухарски вскрыл пробку, вылакал все содержимое и, милостиво простившись со всеми, все-таки удалился (пустой же бутылки не взял).
Не случайно на переднем плане оказались и изящные березки. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. С помощью тончайших цветовых нюансов художник передает свежую прелесть наступающей весны. Саввинская слобода». Почти каждому пейзажу мастера предшествовало множество натурных этюдов и зарисовок.
Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» — гордость собрания Остроухова. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550». Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. С 1905 по 1913 гг. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
Здание музея— особняк XIX века. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи.
Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.