Иисус В Пустыне Картина
Картина «Христос в пустыне» посвящена Великому Учителю человечества Иисусу Христу, к образу которого Н. К. Рерих неоднократно обращался в своем творчестве в разные годы, глубоко и всесторонне осмысливая евангельские сюжеты. В удивительной картине «Христос в пустыне» Иван Крамской изображает Иисуса посреди пустыни. Центральной фигурой картины Ивана Крамского «Христос в пустыне» является Иисус Христос, сидящий среди каменных руин.
Христос в пустыне (картина Крамского)
Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64.
Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Продолжая обсуждение образа Христа, Гончаров писал: «Вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей — в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря». Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу».
История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского
Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет».
Искушение Христа (1933). Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. В картине Крамского пустыня производит впечатление холодного леденящего пространства, в котором нет и не может быть жизни. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем. И я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание.
Описание картины «Христос в пустыне»
Через перевоз рек поджидал Он путников, спрашивал – не ты ли несёшь для Меня. Иисус сидит на камне и ждет восход солнца. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Они отправляют сына в пустынную область Южной Иудеи для обучения в общине Евсеев. Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка.
4:13). – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Потому Волхов не было около Него, но лишь по звёздам знали о Нём.
Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам.
Разве можно это написать. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «Христос в пустыне» «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Но как рассказать. Критик Владимир Стасов писал в своём очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году он создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне».
Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению». Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », – он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Родители Его были бедны, но происходили из благородного рода.
Он исцелял болезни и совершал другие замечательные действия. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму). Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»17. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю.
Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Их увлекала Библия в качестве источника драматических сюжетов, человеческих судеб и исторических перипетий.
Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали». И к чему тогдапустыня. Здесь он подвергся многократным искушениям сатаны. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».
Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото
Как это Вам кажется.
А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. Ж-5724)495051. Почему. Так и получилось. Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю.
3. 1. 41/40) и др. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21.
Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира – но добывшее себе силу на подвиг». Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни». По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Описание учебного контроллераГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.
Христос в пустыне, 1872, Крамской
Выше: что вы искали. «Итак, это не Христос, – говорил художник. – То есть я не знаю, кто это. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»8.
Создается впечатление, что эта решимость пришла к человеку вместе с наступающим днем и она вырастает в нем по мере того, как разгорается восток. 4:2).
Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»
Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням. Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит». Христа совсем не вижу. Звание профессора Крамскому не было присуждено.
Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить» Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться». Описание программы «Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью»Глава 7. Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого».
И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. А все-таки не отходит». Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее – борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого». Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста.
Ж-998). Но никто не говорит ничего важного. вы можете запросить все в системе с коробкой. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино».
После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. По мнению многих именно эта картина занимает важное место в его творчестве. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» – «центральное полотно во всей Третьяковской галерее». Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг».
Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда». По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Христа не кончил»32. В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). Это есть выражение моих личных мнений».
Описание картины: «Христос в пустыне»
Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке». Таким увидел на картине Христа этот писатель. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».
А все-таки не отходит». И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить» Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться». Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Ж-5724).
ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской
Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление15. П. М.
Его картина висела последней. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни». Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. Обычно смысловой упор в европейских картинах и в русской иконописи делался на внешнюю сторону события: везде изображался дьявол в виде страшного существа с рогами, чешуей и копытами искушающего Христа.
Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске20. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. Крамской продолжил писать картину летом 1872 года под Лугой, где он поселился вместе с художниками Иваном Шишкиным и Константином Савицким. Амбиции молодых людей вполне можно понять. Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений.
Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. Кто это был.
Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир – небо и землю – воедино». Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря». А вокруг нигде и ничего не шевельнётся, только у горизонта чёрные облака плывут от востока И он всё думает, думает, страшно становится Сколько раз плакал я перед этой фигурой. Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун – «Ииисус омывающий ноги Петру». Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».
Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда». В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина «Христос в пустыне». Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням9. Нет.
Картина Крамского Христос в пустыне
В каком-то смысле критики были правы. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки (по другим данным, он получил медаль III степени). Если в произведениях «Искушение Христа» (1933, ГМВ, КП 5583II), «Сошествие во ад» (1933, ГМВ, КП 5564II), «Исса и голова Великанова» (1932, Музей Николая Рериха (Нью-Йорк), «Исса» (1939, кат. По словам самого Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин.
Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование. Своё высшее Посвящение Иисус получил в Гималаях. У Крамского было несколько предложений от желающих приобрести эту картину — в частности, от Козьмы Солдатёнкова и от Академии художеств.
Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев – в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий). День новый непреложно настаёт. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи.
Вот в этом и проявилось огромное мастерство Крамского. Ж-998)29. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа.
По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф. «Так начнём описание Его жизни, чтобы неизвращённое слово было записано на земле. Сюжет картины, то есть рассказ о долгих днях и ночах, в течение которых человек изображенный Крамским и названный Христом, оставшись наедине с самим собой, вел долгий спор с натиском своих эгоистических стремлений и, наконец, в нем созрела решимость отвергнуть их, – воплощен в одной человеческой фигуре. Сам Крамской говорил, что в его картине изображен момент переходный (имея в виду переход от сомнений и колебаний к твердой решимости «не сделать того, куда влекут его животные наклонности»). В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек.
Главный герой старинных китайских картин, как правило, уединенный вольный муж. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил.
Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». И хотя человек изображался в них среди грандиозных просторов, он представал не затерянным путником, а действенным средоточием мирового, круговорота. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли. Непонятно, как такую картину позволили выставить.
Библейские сюжеты в русской живописи
Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18. Прерафаэлиты предпочли второе. Ну что ж после этого. Что ж после этого. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. Как могу прекратить губительную бурю.
В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». И к чему тогда пустыня.
Учение Будды, Зороастра и старые сказания Вед Узнавал Он на скрещениях путей. На нём должно было быть изображено поругание Христа после суда Понтия Пилата и последовавшего за ним бичевания. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич.
Став живым примером безупречного исполнения нравственных заповедей, Христос утвердил победу Света над тьмою. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.
"Христос в пустыне" – удивительная история картины
Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Претворяя эту идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. Это произведение мастер создавал на протяжении десяти лет.
В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа. Разве можно это написать. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна – «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. И где-то вдали небо начинает светлеть. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении.
Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Чем, каким способом я могу быть понят.
В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал девятнадцатилетний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо). Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа.
Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Кроме того, в образе Христа воплотился психологический облик современного Крамскому человека, в котором эпоха ломки породила множество «проклятых вопросов» и к разрешению их он шел путем мучительнейших поисков, сомнений и колебаний. Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова.
Он отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. Даже в работах христологического цикла, столь многолюдных в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким Сошествие во ад (1933), Христос в пустыне (1933), Чаша Христа (1924), Исса и голова великанова (1932). Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне». Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Непонятно, как такую картину позволили выставить. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата».
Христос в пустыне (1872) Крамской
По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. Учение Его устремляло людей к возможности духа.
Ибо должен был земными ногами пройти и человеческими словами спросить. Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроется в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление.
Влияние «Христа» Крамского на живопись
Это какой-то нигилист. У нас не возникает сомнений в том, что изображенный человек сидит так уже очень давно. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. художник воспроизвел только нимб над головой Спасителя, то в картине «Христос в пустыне» он создал поток света, который льется от Христа в мир.
Непонятно, как такую картину позволили выставить. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Три года после этого Он провёл странствуя и открыто проповедуя. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее». Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего.
Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения».
Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46). Но вскоре работа над картиной подошла к концу — 10 октября 1872 года он написал Васильеву: «Да, дорогой мой, кончил или почти кончил Христа. Великие Учителя человечества в серии Знамена Востока – это так же уединенные образы.
Записки переводчика с Андреем Десницким
Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. Что ж после этого. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул».
«Никто не отнимает ее (жизнь. Как могу открыть небо людям. Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1213. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. В Лондоне – центре мировой экономики, столице британской империи – возникает «Братство прерафаэлитов». Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты».
Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»
Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Но никто не говорит ничего важного. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование.
В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе». Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом». Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей.
Кратко о жизни и смерти талантливого человека
Тридцать лет ходил Он, повторяя чтоб отдать тем, кто не примет. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. Страшно станет. Сколько раз плакал я перед этой фигурой. В его одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»10.
Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». – Примеч. О чем думает его Христос. Но как рассказать. Я могу сказать, что писал его слезами и кровью.
Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Ж-5724). В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11.
Но вот занимается заря еще одного дня. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. При этом, однако, Стасову не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа.
Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46. Послужить Его Учению решили мы тогда». Что сделать, чтобы быть понятным. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его.
Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»11. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались.
Крамской получил несколько предложений продать картину. Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний – этого никто не объяснит».
Посмертная выставка замечательного художника
В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой. Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30.
Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. «Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие.
Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. Неужели это та самая книга. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1819 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»17. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне». И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности».
Христа не кончил». В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе». Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал.
А. Есть от чего рехнуться Вот он и завопил. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Game Board Breakdown / Подробное описание игрового поляАнализ и описание рабочего места PR-менеджера «Mr. Doors». Анализ рынка и описание наиболее важных факторовБиблиографическое описание источников информацииВыбор и описание силовой схемыВыбор механизмов и описание технологического процесса. Глава 2.
Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, – «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата».
Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Он отчаянно спорил с ним о вере. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Это было объединение художников идеологами и основателями которого стали Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти и Уильям Холман Хант. В картине их символизирует чудовище, расположенное в правом нижнем углу полотна.
Это какой-то нигилист. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в своей статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатление, произведённое на него картиной Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Большинство Его учеников жили вместе в уединенной местности. Узнав об этом, Крамской написал письмо, где он отказывался от этого звания, желая оставаться независимым от Академии398. Начав работу над картиной Христос в пустыне, по началу художник решил писать картину в вертикальном формате, но быстро поняв, что пустыня лучше будет смотреться в горизонтальном положении, с широким охватом панорамы на фоне, которой в испытании своей судьбы в искушении отражен Иисус Христос.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2 см, ГТГ инв.
В глубоком мраке движется светоносная фигура Спасителя среди мрачных, холодных скал, проливая на них тёплый, розовый, живительный луч. А фигуру, сидящую на камне, автор чуть отодвинул вглубь, так что она разместилась равномерно на этом фоне. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией.
Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)
Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Тем не менее, художник продолжал работу над картиной – делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге.
Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Спокоен, невозмутим и ясен его Лик. Скверная штука жизнь. ».
Как это Вам кажется. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению». Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль.
И вот я однажды. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне». В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Шла вторая выставка передвижников. «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», – говорил Крамской.
Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей.
Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. В зале было немыслимое количество народу. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки (по другим данным, он получил медаль III степени). По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Чем, каким способом я могу быть понят.
Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Первый вариант картины экспонировался на посмертной выставке Крамского, проходившей в 1887 году в Санкт-Петербурге его местонахождение в настоящее время неизвестно.
Образ Христа выстраивался с годами, приобретая каждый раз что-то новое. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, этот негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38.
Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы. Англия. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне». Ж-998).
1848 год. Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье. Два пути вело ко спасению человечества: тернистый путь на Голгофу, путь мучительного нравственного перерождения людей, путь страданий самого Христа и его последователей. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель.
Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского – «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро – заря только зачинается. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа21.
Другие картины Ивана Николаевича Крамского
Он не замечает смены дня ночью и нового наступления дня. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». Ибо вместо покорения малых духов природы, Он мечом духа своего разрубал все препятствия. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12.
В картине Лахуль (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. По словам самого Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин. Мы знали многое, Он же мог всё. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. «Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки.
Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. Крамской был человеком с весьма активной жизненной позицией, стремившимся к честности и справедливости, несомненным лидером. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме» – по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия – «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии). – Это я взял заказ писать образ Христа. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы.
И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо). Крамской стремился к справедливости, отстаивал свободу от творческих ограничений извне и часто отказывался от материальных благ и удобств ради своих идей. Второй вариант картины был написан за год. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя.
Словари и энциклопедии на Академике
Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. А. Есть от чего рехнуться Вот он и завопил. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49.
Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Я не знаю. В Христе Крамского отразилось присущее русской народнической интеллигенции стремление «очиститься от наследных грехов» (Чернышевский), преодолеть в себе все эгоистическое и посвятить себя высокому идеалу служения общенародному делу. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме.
Напишите отзыв о статье Христос в пустыне (картина Крамского)
В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Когда глядишь на Христа, на его ссутулившуюся фигуру, на спутавшиеся пряди волос, на его невидящие глаза, чувствуешь такое самоуглубление, такую погруженность в решение огромной важности вопроса, при которой «глаз, будучи открытым, не передает уже никаких световых впечатлений мозгу» (Крамской). Я, вероятно, принадлежу к последним. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа.
Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В. Непонятно, как такую картину позволили выставить. Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. Это какой-то нигилист. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме» — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии).
4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18.
Христа не кончил». Ж-5724)495051. И он всё думает, всё думает.
В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать.
Отрывок, характеризующий Христос в пустыне (картина Крамского)
Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких». Эстетика картины находится в границах эпохи. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа.
Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Он открыл духовные богатства людям, направляя их сознание к Наивысшему. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной.
Впрочем, критика им была и не страшна. «Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Откуда же такая творческая противоречивость. В связи с тем, что картины 2-й Передвижной выставки не были показаны в Москве, некоторые из них были включены в московскую часть 3-й выставки, открывшейся 2 апреля 1874 года. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. Ж-998)29.
Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке». Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1. Но теперь.
Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Увидя чистые глаза, Он спрашивал – что знаете о Боге. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Картина была принята очень неоднозначно. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Едва ли.
Христос, каким увидел его Иван Крамской
«Не тем люди живут. На нём должно было быть изображено поругание Христа после суда Понтия Пилата и последовавшего за ним бичевания. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких».
Согласно Евангелиям, Христос, в уединении в пустыне, был встречен силами тьмы. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т.
Христос в пустыне (картина Крамского) Информацию О
Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена. Разве можно это написать.
По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть. Картину «Христос в пустыне» художник написал в 1872 году. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа – это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения». Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. Но как рассказать. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. В письме к художнику Фёдору Васильеву Крамской писал: «Приехал Третьяков, покупает у меня картину, торгуется и есть с чего.
- Как художник Крамской артель создал
- Ощущения художника при написании полотна
- Суть и итог многолетних раздумий и исканий
Затем несколько лет Крамской работает ретушером у фотографа, с которым объездит пол-России и окажется в Санкт-Петербурге, где продолжит работу у известных фотографов ретушером и акварелистом. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10. Чем, каким способом я могу быть понят. Это какой-то нигилист.
Когда Ему говорили о знаках звёзд, Он хотел знать решение, но азбука Его не привлекала.