Иллюстрации К Дон Кихоту
Иллюстрация Уильяма Хогарта к первому изданию "Дон Кихота" (1796--1803).
Дон Кихот с лучшими картинами и иллюстрациями, от Доре и Дали до Серова и Зверева
В 1957 году именитый издатель Жозеф Форе пришел к Сальвадору Дали с внушительным грузом литографических камней и идеей создания необыкновенных иллюстраций к известнейшей после Библии книге – «Дону Кихоту». Внешнее несоответствие этой знаменитой пары невольно вызывает улыбку. По мнению художника, Дон Кихот имеет общемировое, вневременное значение, он отражает одну из трагедий всего человечества: борьбу идеалиста с прагматизмом и бездуховностью.
Такими их рисовали Г. Доре, О. Домье, Кукрыниксы и другие художники. Уже в пятнадцатилетнем возрасте впервые опубликовал свои рисунки и гравюры в «Журналь пур рир». «Книга Дон Кихот не подвластна времени.
Это, по мнению художника, ничуть не смешная книга. В 1953—1954 годах осуществлено юбилейное издание «Дон-Кихота», посвященное 350-летию со дня его выхода в свет. Известны многочисленные иллюстрированные издания «Дон Кихота»: брюссельское (1662), антверпенское (1673), парижское (1681), лондонское (1687), в которых иллюстрации, выполненные анонимными художниками, по своим идейно-художественным достоинствам весьма далеки от романа Сервантеса.
Образование получил в лицее Шарлемань. Второй выезд показывает Дон Кихота в расцвете его рыцарства. Но, как говорил французский философ Анри Бергсон в работе «Смех», одно дело – упасть в колодец, так как смотришь куда-нибудь в сторону, другое – свалиться туда, так как загляделся на звезды – «ведь именно звезду созерцал Дон Кихот». Поверхностный характер носят и иллюстрации испанского художника Хозе дель Кастильо (1780).
Иллюстрации к роману Сервантеса Дон Кихот (часть 1)
Тощий, длинный, с вытянутым лицом (в полмили длиною) Дон Кихот на тощей кляче и приземистый, плотный, коренастый Санчо на ослике. Мы попадаем на постоялые дворы, на представление кукольного театра, на сельскую свадьбу, во дворец знатных вельмож, на улицы и площади Барселоны и даже в лагерь каталонских разбойников Под пером Сервантеса оживает Испания социальных контрастов, бедная и богатая, занятая трудом и привыкшая пребывать в праздности исполненная благородного душевного порыва и погрязшая в мелких корыстных расчетах. Так как без этого мир станет пошлым, скучным и жестоким». В. Г. Он полностью достроил свой воображаемый мир, о чем свидетельствует знаменитый эпизод сражения с ветряными мельницами, которые герой принимает за злобных великанов.
Я мечтал об иллюстрировании этой книги долгие годы. Ему было всего лишь одиннадцать лет от роду, когда появились первые его литографии, а едва достигнув шестнадцатилетнего возраста, он уже вступил в сотрудники сатирической газеты Филипона «Journal pour rire», в которой с этого времени в течение многих лет помещались его рисунки, полные веселья и юмора. В сущности, он воплощает рыцарский идеал, сложившийся за много столетий до него. Доре (Луи-Кристоф-Поль-Гюстав Dor) — знаменитый франц. Более шестидесяти изданий предпринято за годы Советской власти. Перед нами не наивный ребенок начала романа, над которым можно только посмеиваться.
Более того, это своего рода манифест гуманистической мудрости. Конечно, здесь Дон Кихот вызывает смех. Заключительная иллюстрация «Дон Кихот» вызывает иногда ассоциации с образом Иисуса Христа, тем более что я оставляю Рыцаря Печального Образа в живых. Он нанес решительный удар идеальному направлению романа и обратил его к действительности. В связи с этим Дон Кихот призывает Санчо Пансу не руководствоваться «законом личного произвола», весьма распространенного «среди невежд, которые выдают себя за умников», но судить обо всем нелицеприятно, заботясь прежде всего об истине и справедливости.
Автор иллюстраций Поль Гюстав Доре (фр. Родился в семье строителя мостов. За ними следовали: «Contes drolatiques» Бальзака (1861), «Сказки» Перри (1861), «Дон-Кихот» Сервантеса (1862), «Атала» Шатобриана (1862), «Божественная Комедия» Данте (1861—68), «Библия» (1864), «Потерянный Рай» Мильтона (1865), «Басни» Лафонтена (1867), «Неистовый Роланд» Ариосто (1879), «Опыты» Монтеня, «Стихотворения» Теннисона и т. д. В ряду этих иллюстраций лучшими должно признать относящиеся к Рабле, Сервантесу и Данте.
«Великий Доре», «величайший иллюстратор XIX века» — так называют художника исследователи его творчества. Они любили и уважали друг друга, хотя подчас между ними вспыхивали размолвки. Ему было жаль главного героя, «нелепого долговязого человека с чистой благородной душой».
Разве не различны у них характеры, стремления и даже внешний вид. В новом издании рисунки крупнее, даны на разворот без белых полей-рамки. Варшавский пишет: «В истории иллюстрации Гюстав Доре занимает исключительное место. Вот таким образом даже не стали делать шелкографию, фольгу и т. д. Книга была превосходно оформлена Кукрыниксами. Но Дон Кихот ведь давно стал легендарным образом, вот таким образом мое своеволие вполне допустимо.
«Дон Кихот» с лучшими картинами и иллюстрациями, от Доре и Дали до Серова и Зверева
Однако нужно было должным образом созреть для этого, поднабравшись опыта и мастерства. «На первый взгляд кажется, что нет людей более различных, чем Дон Кихот и Санчо Панса. рисовальщик иллюстраций, художник, скульптор и гравер (1833—1883). Но эти, казалось бы, столь различные люди были поистине неразлучны.
В эссе «Если бы не было ДонКихотов, человечество так и не вышло бы из пещер», также напечатанном в двухтомнике, художник рассказывает о своём отношении к тексту и истории появления иллюстраций. Только блинтовое тиснение, чтобы подчеркнуть рисунки их фактурность. Первым подобным трудом были иллюстрированные сочинения Рабле (1854).
в Париже был издан «Дон Кихот» с иллюстрациями Тони Жоанно, который все внимание уделил обоим героям Сервантеса, оставив в стороне исторический колорит. В последние годы своей жизни Д. пробовал свои силы также в скульптуре и произвел по этой части несколько работ, гораздо более удачных, чем его живопись, — группу «Парка и Амур» (1877), огромную, вылепленную для отливки из бронзы вазу, окруженную виноградными лозами и фигурами малюток-гениев и нимф (1878), статую «Египтянка спасает свое дитя от ужаления змеи» (1879), «Мадонну» и памятник Алекс. Л. Р. Некоторые из наиболее удачных его работ суть: «Дочь Иефеая», «Избиение младенцев», «Тела мучеников в цирке», «Россини на смертном одре», «Данте и Виргилий на ледяном озере, в котором мучатся изменники отечеству» (1861), «Вход Христа в Иерусалим» (1876) и «Смерть Орфея» (1879).
Все иллюстрации Саввы Бродского к «Дон Кихоту» — чёрно-белые, они выполнены в довольно редкой технике: это граттаж, то есть своего рода «процарапывание» на тонком пластике. Paul Gustave Dore, 6 января 1832, Страсбург – 23 января 1883, Париж), французский иллюстратор, художник и гравёр. Не одно поколение графиков и живописцев привлекал гениальный роман Сервантеса.
Иллюстрации Гюстава Доре к книге Дон Кихот Ламанчский
Такими их знает весь мир. «Помни, Санчо, – говорил Дон Кихот, – если ты вступишь на путь добродетели и будешь стараться делать добрые дела, то тебе не придется завидовать делам князей и сеньоров ибо кровь наследуется, а добродетель приобретается и она имеет ценность самостоятельную, в отличие от крови, которая таковой ценности не имеет». Страсть к изобразительному искусству проснулась в нём с ранних лет.
Дюма, поставленный на площади Мальзерба, в Париже (последний труд художника). Однако не только патриархальная верность Санчо и рыцарская щедрость Дон Кихота объединяли этих людей.