Инфанта Изабелла Рубенс
Никто не знает, каким образом, когда и почему на нем появилась надпись, сделанная рукой НЕ Рубенса Камеристка инфанты Изабеллы.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы
Почему на ранних портретах ничего подобного не было. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Михаила в Брюсселе. Надписи уточняли аллегорическую программу, предложенную Рубенсом и его друзьями: на жертвеннике на вершине обрамления тимпана написано: «Матери Отечества, принятой на небо» в нижней части тимпана: «Вот он, тот муж, «готовый к тому и другому», то есть к войне и миру (Вергилий, Энеида) на постаментах статуй: слева «Благоденствие», справа «Безопасность». В 1610-е гг. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
У нее была ветхаярухлядишка да семь золотых – доносчик польстился на половину. Всегоне перескажешь. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Но судьба его действительно оказалась на редкость завидной. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы, Рубенс
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. На долю родителей Рубенса выпало немало испытаний. Вдруг среди «аллегро» и «фортиссимо» одиноко звучала тихая, задумчивая, драматически-печальная мелодия. Обучение базировалось на книге Эразма Роттердамского «Воспитание христианских принцев», напечатанной в 1516 году (в России эта книга вышла в издательстве «Мысль» в 2001 году под названием «Воспитание христианского государя»). Выдающиеся учителя привили воспитаннику любовь к чтению: за свою жизнь он собрал 14 000 томов. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной.
Она помогала ему в ведении государственных дел, приводила в порядок его бумаги, читала ему вслух наиболее важные послания и переводила на испанский донесения из Италии». Самые ранние портреты работы Рубенса датированы 1609 годом, все другие – 1615. Заботливый папа сам отбирал для него учителей и воспитателей. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Описание картины «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»
За лютеранством появились кальвинизм, анабаптизм, англиканство. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10.
Рубенс выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний. У нее была ветхаярухлядишка да семь золотых – доносчик польстился на половину. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Рубенса интересовало другое. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника». mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em) на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.
Работа не подписана автором2. В числе подвластных ему территорий были Нидерланды, одно из самых «больных» мест империи. Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность.
Женский портрет: камеристка инфанты Изабеллы
Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Инструментом этого преследования была инквизиция. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов.
Это было началом Реформации. Нельзя сказать, что улыбка очень жизнерадостная, скорее, она ироничная или скептическая, но, по меньшей мере, с портрета смотрит живой человек. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Описание картины Питера Рубенса «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»
Здесь Рубенс делает это с рембрандтовской силой. Инфанта была очень красива в молодости. Она датирована примерно 1616—1618 годами.
Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Быть может, мы имеем здесь дело с чувством более сильным, чем восхищение. (Не случайно Маркс говорил об античном искусстве как о детстве человечества. ) Язычнику чуждо чувство сопереживания, то самое чувство, без которого невозможно глубокое психологическое исследование личности. – Ты бледен, угрюм ирассеян.
– Мы с тобой люди бедные, – заметила Сооткин. В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32.
- ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
- Статья: ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
- Инфанта Изабелла Репродукции Питера Пауля Рубенса,
- «Инфанта Изабелла, правительница Нидерландов» Рубенс
- Питер Пауль Рубенс – Инфанта Изабелла
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Картина Питера Пауля РубенсаИнфанта Изабелла
- Последние комментарии (всего 6)
Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки. Э-эх. В таком виде запечатлел ее Рубенс в 1625 году. С мольбой о милосердии устремила Бельгия свой взгляд и руки вверх.
Но такого Рубенса мы увидим. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене.
Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574 – 1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Рубенс не был великим портретистом. Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. Портрет этот — единственный в своем роде.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Глубина его безмерна и каждый почерпнет здесь столько мыслей и чувств, сколько способен взять. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле.
Блеск золота, брильянтов и оружия, сияние бархата и парчи. Изабелла Клара Евгения, дочь испанского короля Филиппа Второго родилась в 1566 году. Портрет абсолютно не парадный. Луки. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).
Здесь же перед нами юность, которая едва перешагнула порог сознательной жизни. Не это ли первый и главный признак шедевра. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве.
В этом лице — впервые у Рубенса. Почему так. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Всегоне перескажешь. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Но как все-таки она вошла в мастерскую придворного художника. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Дерево, масло.
Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Снова смертьпойдет гулять по Фландрской земле. В те времена испанская корона владела громадными территориями в Европе и Америке. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Кроме того, начали воевать между собой и церковники.
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Остановившись перед ним в рубенсовском зале Эрмитажа, уже не замечаешь ни сияния красок, ни колдовского мастерства кисти, ни всего другого, чем отмечено искусство художника и чему мы только что отдавали дань восхищения. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. В высшей степени импульсивная натура художника, ум и энергия которого с поразительной легкостью подчиняли себе сюжеты грандиозных масштабов, не могла, не успевала задерживаться на углубленном изучении одной индивидуальности.
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Обстановка во Фландрии была напряженной, трое детей умерли младенцами (больше детей не было). Мы «читаем» портрет, как читаем страницы Толстого и Достоевского. И Рубенс писал эти портреты.
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. В 1598 он был принят в гильдию св.
Значит, мастер писал портрет, как говорят теперь, «для души». Достаточно посмотреть на его картины и в этом не останется ни малейшего сомнения. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Э-эх. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Он писал их при испанском, английском итальянском и французском дворах. Изабелла ухаживала за больным отцом. Тщеславие заказчика удовлетворено, декорум соблюден.
После смерти художника в 1640 году портрет, предположительно, в числе прочих картин попал к Роже де Пиле, любителю и коллекционеру наследия Рубенса21. Она молода, но грусть, оттенки которой непостижимо многозначны, кажется, уже поселилась в ней, глубоко затаенная на самом дне чистой, только начинающей жить души. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Из вод поднимаются лошади морского божества.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). Карл V был католик, вот таким образом на подвластных ему территориях инквизиция бушевала вовсю. – Для наушников недостаточно бедные, – возразил Клаас.
Сдержанный колорит картины построен на переходе от темного платья, почти сливающегося с коричневым фоном, к теплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. Глубину дарования Рубенса здесь можно сравнить с исполнительским мастерством Веласкеса и Вермеера. Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость».
На иконах изображают свечение вокруг голов в форме круга. В 1596 году Филипп назначил губернатором Нидерландов своего племянника Альберта, который в 1599 году – в то время ему исполнилось 40 лет – женился на 33-летней Изабелле (Альберт с 11 лет находился при дворе Филиппа, то есть жених и невеста выросли вместе, так сказать, в одном дворе). Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. У этого портрета есть еще одна особенность: контур головы подчеркнут белым.
Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Слишком скудно. Инфанта улыбается.
И не только. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
На других портретах фон был другим. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Правда, только однажды.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость.
«Камеристка» не нуждается в них. По словам историков, «он (Филипп) называл дочь утешением своей старости и светом своих глаз. Впрочем, нет необходимости высказывать беспочвенные предположения о её судьбе, сочинять по поводу картины занимательную новеллу. Что побудило Рубенса «приглушить тона». Филипп IV, фанатичный до жестокости и религиозный до фанатизма, как говорили о нем современники тщеславная и не великого ума Мария Медичи фатоватый герцог Букингемский сомнительной репутации правительница Нидерландов инфанта Изабелла и множество других, высоких рангом, но не столь же высоких достоинствами, осыпали художника немалым количеством гульденов и флоринов, чтобы в дорогих золоченых рамах оставить потомству свое изображение. Рядом с ней женская фигура, олицетворяющая Милосердие.
В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. В 32 года он стал королем. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни.
Но портрет камеристки наводит и на другие мысли. Рядом с ней в темных траурных одеждах скорбно стоит Печаль. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов.
– спросила она. Портрет этот — «Камеристка инфанты Изабеллы». Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Филиппа в последние три года его жизни мучили подагра и лихорадка. Эту корону Филипп получил от отца – императора Священной Римской империи Карла Пятого. Европейские правители воевали, пытаясь переделить всё и (по возможности) присвоить соседские земли. портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Лица супругов абсолютно безрадостные, у обоих какой-то опустошенный взгляд. Там на облаках – явление Изабеллы в одежде монахини (она носила ее после смерти мужа). Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
В открытом и гордом лице — при первом взгляде несколько надменном — есть какая-то неуверенность, робость даже, происходящие, быть может, от сознания, что она камеристка, хотя и высокопоставленная, но, в сущности, служанка. Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа». Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. Все это я вычитала в аннотации к картине. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Но что-то дрогнуло во мне.
Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Портрет камеристки инфанты Изабеллы Середина 1620-х. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. Рубенс не мог нарисовать ее в таком виде (все-таки – не святая), но сияющий фон как бы приближает ее к святым. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Галерея образов близких и родных выделяется в творчестве фламандца, разительно отличаясь от картин на библейские темы и парадных портретов венценосных особ.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Рембрандт не раз писал стариков, людей, на лицах которых долгая жизнь оставила следы горестей и печалей, глубоких раздумий, пришедшей на склоне лет мудрости. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. – Для наушников недостаточно бедные, – возразил Клаас. Изабелла продолжала управлять Нидерландами.
Клаас зарычал, как собака: – Собираются восстановить свирепые королевские указы. Прирожденный художник-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. В нижнем правом углу венский этюд подписан P P Rubens и его авторство несомненно, но вопрос, кто надписал этюд и кто модель, остаётся спорным.
В 1517 году Мартин Лютер, католик, профессор теологии, смотритель 11 монастырей, церковный проповедник, выступил против индульгенций (грамот об отпущении грехов, продаваемых в соборах), которые ввел папа римский Лев Х. Мартина Лютера отлучают от церкви, он сжигает папскую буллу (послание). Практически невероятно, что ее красота к моменту, когда ее узнал Рубенс, поблекла до нуля. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. – Что, муженек, голову повесил. Да и удержать обширные владения было непросто. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Очень похоже, что с натуры они были написаны только один раз, а остальное – авторские копии (какие были писаны с натуры – определить невозможно). Жизнь этой пары не была ни спокойной, ни счастливой. Всё это католическая церковь называла «ересями» и преследовала самым жесточайшим образом.
64x48 Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.