Испания Врубель

В живописи Врубеля во многом воплотились черты набирающего силу русского символизма. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.

Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Искусствовед Н. М.

Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. В его даровании раскрылись универсальные возможности. С какой точностью он изобразил глаза, в которых отражается нежность, грусть и доброта.

  1. Картина Миахила Врубеля "Испания", 1894
  2. Сочинение по картине Врубеля «Испания»
  3. ВРУБЕЛЬ Золотая галерея русской живописи
  4. Русские путешественники в Испании
  5. Врубель Михаил Александрович (1856-1910)
  6. Рисунок акварелью собирателя открыток

Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Завершив обучение, участвовал в росписи Кирилловской церкви в Киеве (1884-1885). От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.

Забелы-Врубель», пастель, уголь, 1905, портрет В. Я. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».

  1. Галереи, серии картин, портретов
  2. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  3. Общееколичествопросмотровстраницы

В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру Маска льва.

В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Тем самым все находили веские причины, чтобы отправляться в дорогу. Родился в семье военного юриста. продолжение.

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве. Отчётливо проявилась тяга художника к фантастическим, сказочным мотивам. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.

Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.

Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Да ведь до них несколько верст.

К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.

Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.

Картина Миахила 
Врубеля "Испания", 
1894

Это один из его несомненных шедевров. Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно — Принцесса Греза (по Э. Ростану) и Микула Селянинович. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. К десятилетнему возрасту у Михаила проявлялись артистические способности, в том числе к рисованию, но театр и музыка занимали в его жизни не меньше места. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.

В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».

Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. Бенуа писал: Каждое утро.

Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».

Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.

Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. Это произведение принесло художнику славу декадента.

Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». (1906), необычайно выразительный. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.

Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.

Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Еще до отъезда за границу он несколько раз рисовал Э. Л. Прахову – ее лицо послужило ему прообразом для лика богоматери. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Эта большая акварель поразительна. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.

Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж – безбрежные влажные луга извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца. Сон как будто бы стал продолжительнее.

Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.

Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. В это время создаются картины "Демон сидящий" (ГТГ, 1890, одна из знаменитейших картин Врубеля), "Испания" (1894), "Гадалка" (1895), "Пан" (1899), декоративные панно "Венеция" (1893) "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза" (оба 1896) панно на темы "Фауста" (1896) "Богатырь" (1898). Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Рисовать Врубель начал рано.

сказок и опер Н. А. Мамонтова, панно «Принцесса грёза» и «Микула Селянинович» были выставлены в отдельном павильоне. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.

Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).

Более того, даже в тех случаях, когда по разным причинам такие разные русские писатели, как П. Перцов или В. Маяковский, следуя принципу: Если тебе дают тетрадь в линейку, пиши поперек (сформулированному, кстати говоря, великим испанским поэтом Хуаном Районом Хименесом, но известному всем нам по эпиграфу к роману Хемингуэя По ком звонит колокол), пытались сломать стереотип, они очевиднейшим образом опирались на него и ему наследовали. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). В письмах родным речь шла уже о тетралогии. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.

Врубель писал картины на темы pyc. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Репина. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля.

У путешествий в Испанию не было никаких посторонних побудительных мотивов и ничем иным, кроме как желанием узнать Испанию, они не объяснялись. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».

Вернувшись из Венеции, Врубель метался. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.

Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые.

Кирилле», «Св. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

Нет, не стоит писать. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.

Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Через несколько дней он полностью ослеп155.

В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Работа не привела к улучшению. У его апостолов были живые прототипы. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным.

По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Кушает хорошо— и в своё время.

Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Как было его сохранить.

Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. В 1896 году комиссия АХ наложила запрет на экспозицию работ Врубеля в художественном отделе Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, однако, благодаря поддержке С. И.

В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием "Демон". Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Мамонтовым.

Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих Фауст для дома А. В. Морозова в Москве, 1856 Утро, 1897). В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Прошение было удовлетворено157. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.

Умер от воспаления лёгких, осложнённого скоротечной чахоткой. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.

«. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».

Художник обладал прекрасной зрительной памятью. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.

Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (Пан, 1899, К ночи, 1900, Сирень, 1900). Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.

Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. В его жизни и творчестве соединились высочайшее мастерство и яркий индивидуализм, глубокое познание натуры и фантазия, глубочайшее знание традиций мирового искусства и врожденный дар экспериментатора. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа.

Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.

В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». пришлись на период его болезни. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Брюсова.

А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Врубель провел в Венеции около полугода. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. мне было все это видеть. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.

С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».

Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. В 1900 году за художественное оформление камина «Вольга Святославич и Микула Селянинович» Врубель был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.

Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Он говорил, что в основе всякой красоты — форма, которая создана природой вовек.

Все это сближало его со стилем модерн, вызов которого был принят художником. Потом, впрочем, он склеил разорванный лист, который доныне составляет гордость Киевского музея русского искусства. В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину Демон поверженный (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его магического театра. Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной».

А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.

И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Он в России не имел предшественников, не оставили последователей.

В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Подсвечник, графин, стакан. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).

Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. В Абрамцеве замыслы Врубеля были поддержаны и использованы известным керамистом Петром Ваулиным79. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.

В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации из тридцати – половина относилась к Демону. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Подтверждением тому являются хотя бы яркие впечатления от пребывания в Испании». Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет.

К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. В тот период с М. Врубелем активно общался П. И. Карпов— один из первых исследователей творчества душевнобольных142. В следующем году Врубель поселился в его усадьбе Абрамцево. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.

Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Род. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.

Чистякова, брал уроки акварели у И. Е. В последние годы жизни (1902-1910) Врубель находился под присмотром врачей, время от времени возвращаясь к творчеству. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. величавый. В состоянии Михаила Александровича перемен нет.

Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Общее руководство работами принадлежало Прахову.

И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.

Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий кристаллики льда, образующие узоры на стеклах игру света и тени и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 — 1887) Белая акация, Белый ирис, Орхидея панно Богатырь (1898), Одиллия (1894), Сирень (1901), Кампанулы, Раковины и Жемчужина (1904), Тени лагун (1905) и т. д.

В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». В феврале 1906 года Врубель полностью ослеп. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.

Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Демон низринут в ущелье среди скал. Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля – образуют здесь феерическое зрелище. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.

Пробовал себя в акварели ("Автопортрет", 1882 "Натурщица в обстановке Ренессанса", 1883 "Старушка Кнорре за вязанием", 1883 и др. ) и станковой живописи ("Гамлет и Офелия", 1883-1884). Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.

Ночной колорит живописных ноктюрнов Врубеля Сирень (1900) и Пан, связанных единством мифологического сюжета, картины К ночи и Царевна-Лебедь перекликается с поздними произведениями Ге. Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Учился в Академии Художеств.

Она — носительница души Декоративно все и только декоративно. Все политические и культурные события конца XIX — начала XX вв. В 1900-е гг. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.

С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Последние годы жизни художник провёл в петербургской больнице А. Э.

Московский период (1890-1902) становится наиболее плодотворным в творчестве художника. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.

Брюсова, уголь, сангина, мел, 1906, – оба в ГТГ). В нем поднимался богоборческий бунт. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз.

Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Для получения образования ехали в Берлин, а оппозиционеры облюбовали Женеву. В это время формируется узнаваемый стиль Врубеля («кристаллический» рисунок, дробящий мир на орнаментальные плоскости и в то же время подчеркивающий его космическое единство).

Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Она подлинно монументальна. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.

«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. В Академии он работал по двенадцать часов в день. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. На картине изображена невероятно красивая и удивительная царевна.

Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Портрет Н. И. Забелы-Врубель (1905) натюрморты Натюрморт.

Учился в Петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Мне очень понравилось, как художник изобразил ее внешность.

При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка172. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. В. также иллюстрирует произведения М. Ю.

Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Ее тонкие и хрупкие руки, бережно держат фату.

Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Тарабукин писал об умении Врубеля сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность, а цвет порождал форму. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.

Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Он мог мастерски справиться с любой работой, считая ее вызовом своему мастерству: написать картину, расписать блюдо изваять скульптуру, придумать различные ни на что не похожие орнаменты и виньетки, сочинить театральный занавес.

Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Но и не только это. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.

Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».

Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос72. Больно, горько до слез. В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: Обдумывает ход (игра в шахматы), Кровать из цикла Бессонница, Дерево у забора (1903-04) графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904) После концерта. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.

За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». музей русского искусства, Киев). Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу исполнявшую роль сестрички Гретель108. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.

Тогда же появляется 1-й вариант «Демона». Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Шехтелем (Полет Фауста и Мефистофеля). Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Сама мысль создать нечто демоническое, возникла еще в Киеве.

Может быть, в закладе. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Представители рода Врубелей (от польск. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века.

Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.

Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках.

Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».

Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля154.

Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге). Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание— в Швейцарии— в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Н. А. Дмитриева писала: «Эта ранняя академическая работа— одна из самых колдовских у Врубеля. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.

Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В колорите картины – контрасты. Тех миров, которые видели они, мы не видим.

Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Это стало его первой крупной монументальной работой. Вернувшись в Россию, продолжил работать в Киеве (эскизы росписей Владимирского собора, 1887).

Бари. Неаполитанская ночь, выполненным Врубелем для Русской частной оперы. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.

Савву похоронили на Байковой горе. С 1889 года в Москве, знакомится с С. И. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.

Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Это вот, эти копны сена. Он создал Сошествие Святого Духа на апостолов на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции Надгробный плач).

Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Рождается ощущение первозданности. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.

Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.

Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).

Особенно примечательна акварель Голова Демона. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.

Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Эта истина повторяется и в мире природы и в жизни души. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.

Портрет Н. И.