Иван Иванович Шишкин Сосны Освещенные Солнцем

Картина Шишкина "Сосны, освещенные солнцем"

—Да ведь груз-то, Иван Иванович, разный бывает. И как живет-поживает славный учитель Петровичев — «Острее карандаш затачивай». Художник хотел передать нам всю красоту и роскошь хвойного леса под лучами солнца и у него это получилось просто потрясающе. Саша Гине, помнится, скопировал однажды несколько иллюстраций и учитель Петровичев похвально о них отозвался, не преминув при этом заметить: «Карандаш острее затачивай». Он с удивлением поднимает голову.

Вот уже несколько дней Ксения болела дифтерией. Иной раз и для самого художника необъяснимая Но коли умеешь видеть красоту — счастье. Приходили Бено или Фридрих Фольц, садились рядом, но разговор не клеился. В ответ — хохот издевательские реплики: «О, руссиш крафтменш. Часы показывают начало шестого.

Сегодня он непременно начнет картину. Только покрякивал, будто дрова колол. Взять бы его за плечи да тряхнуть покрепче: опомнись, открой глаза.

Шишкину казались смешными, ничтожными сетования и жалобы друга. Одно и то же, одно и то же. — вздохнул Крамской. — Пустая порода тоже весит изрядно. И в церкви семья старается быть на виду — чем мы хуже иных. Она уже вошла в него, он видел ее от первого до последнего штриха. Кашель душил его, раздирая грудь. А вскоре после того изданные «Записки» подлили масла в огонь.

Картина очень насыщена солнечным светом, воспроизводящий в сюжете особое чувство восприятия и присутствия. Он готов разреветься от обиды и глупого безвыходного своего положения.

Греха не оберешься». Город показался Ивану грязным и разбросанным. «Безрассудство», — подумал он, не замечая того, что и сам идет улыбаясь. Ветер бушевал всю ночь.

Сосны, освещенные 
солнцем Шишкина

Сосны, освещенные солнцем Шишкина

Крамской торопился. Ольга Емельяновна осталась пока у них, взвалив на себя все заботы по дому. Жанристы, слава богу, тоже оказались на высоте. Чудится терпкий запах сосен, кажется, что хрустнет под ногами сосновая шишка. Выехали ранним августовским утром. На поляне везде располагается трава, на которую ложатся тени деревьев. Но соседи не унимались.

— посмеивался Крамской. — Но, в сущности, это так». Вот только некоторые из них находятся в тени, так как их скрывают другие деревья, которые намного их больше. Он обладал поразительным чутьем на все ценное и не случайно именно в его коллекции оказалось большинство лучших картин, созданных русскими художниками. Смятая постель, открытое настежь окно, рыжие солнечные пятна на стенах и на полу.

Женя слегла окончательно. Он был сложного, тяжелого, если хотите, характера, а душу имел хрупкую и нежную Нет, нет, вы пока молчите и слушайте, — говорил Мокрицкий, хотя Шишкин и так молчал. — Молчите пока, Иван Шишкин. Сообщившему о находке обещаны были десять рублей вознаграждения.

Вот они, вот их сколько, его рисунков. Слепцы. Жуткое и красивое зрелище — пожар. Иван принял это как должное и все свое время отдавал теперь любимому занятию — рисовал.

Сочинение по картине 
Шишкина Сосны освещенные 
солнцем 5 класс

Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 5 класс

Отчего сумерки и лунная ночь имеют так много интереса для души поэтической. За присланную в Санкт-Петербург картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получил звание академика. Иван Шишкин – мастер мелких деталей. С какой стороны на нее ни посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль и цель и дружные усилия самих художников, которым никто извне не задавал тона Выставка поразительна не по одному только прекрасному своему намерению — она тоже поразительна и по прекрасному осуществлению его. Он встал, подошел к смутно белеющему холсту и, чуть надавив, провел по нему пальцем. Снег падал, таял и снова сыпался мокрыми хлопьями с грязного, будто разверзнувшегося неба.

Только карандаш острее затачивай». Его уважали и не было в то время художника, который бы не мечтал «попасть к Третьякову». Видимо, Константин Аполлонович и впрямь заинтересовал Шишкина своим «замыслом». На следующий день подле многих картин появились короткие, уже ставшие привычными объявления: «Продано», «Собственность Третьякова».

Прочные дубовые столы и такие же прочные, грубо сколоченные скамейки поставлены здесь как бы на века, большие деревянные ложки тоже, видимо, навечно были прикреплены к столам медными цепочками, дабы случайные люди, паломники, не растащили монастырского добра Это немало веселило, потешало художников. Пейзаж изображенный на картине, очень простой и нечем неприметный. Она покорила всех — и художников, знатоков и многочисленных посетителей.

А на нем растут два хвойных дерева. Девочка притихла у него на руках и с тех пор седло ей служило зыбкой Потом отец вышел в отставку. Отец купил жеребца по кличке Алкид и вместе с казачьим чекменем подарил дочери. Бородач тоже приметил Крамского, остановился и внимательно посмотрел на него.

Биографы любят сравнивать Шишкина с «крепким дубом». Сразу и не разобрать — то ли дом чей-то горит, то ли еще что. «Вы желаете знать мой отзыв о вашем труде и назначить цену вашей картине.

Сосны освещенные 
солнцем, Иван Шишкин

Сосны освещенные солнцем, Иван Шишкин

Занятия у него проходили живо, легко и весело. Шишкин, спросонья ничего не понимая, встал и оделся. Снова сосны. Что ж, тем лучше.

«Сосны, освещенные солнцем» – пара прекрасных, сильных, здоровых деревьев. Большие ладони не помещаются в карманах. Слева виднелась Тойма, а еще дальше текла Кама, широко и ровно сверкая на солнце. Николай сидел на стуле и, раскачиваясь, что-то бормотал себе под нос. Так и кажется, что зажмуришь глаза и сможешь его почувствовать.

Сочинение по картине 
Шишкина Сосны освещенные 
солнцем 5 класс

Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 5 класс (описание)

Знатоки уверяли, что если бы на выставке были представлены одни лишь саврасовские «Грачи», то и тогда ее стоило бы открыть и она бы, несомненно имела успех. Нет выхода, нет выхода, думает с горечью и обидой.

Да и то не всегда, как в шутку заметил Крамской. А потом уж и решать, что и как. Одной из его замечательных работ, является картина Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».

Но никто не мог сказать — откуда эта простота и эта волнующая, проникновенная поэзия. И не случайно позже будет замечена глубокая «духовная» связь между шишкинской картиной «Среди долины ровныя» и васнецовскими «Богатырями». На письменном столе грудой свалены газеты, журналы, особняком лежали свежий номер «Москвитянина» и тургеневские «Записки охотника». Особенно выделялась картина Мясоедова, остро затрагивающая больной вопрос государства.

А Шишкин уже работает над новой картиной, пишет свои знаменитые «Лесные дали». Он сорвал с петель тяжеленную дверь на втором этаже, чтобы не мешала и выкинул в окно. Особенно хороши они под закатным солнцем, окрашенные в мягкие, почти неуловимые тона. Прислушиваясь к чужому, незнакомому голосу за стеной, тихонько начинал петь свое, русское. Только слепой может этого не видеть.

Сочинение по картине 
Шишкина Сосны освещенные 
солнцем 3, 5, 8

Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 3, 5, 8 класс

В самый раз портрет Адью. » — И грохнулся на пол. Отец в отчаянии от его непрактичности. И Ольга Антоновна, конечно, с радостью воспользовалась приглашением Шишкина.

Художников талантливых у нас немало, хоть кое-кто и называет нас в газетках певцами «обжорных рядов», да бог с ними. Однако Павел Михайлович и «впредь» оставался верен себе — лучшие картины непременно и любыми путями заполучать для своей коллекции. В конце концов отец махнул рукой, отступился, оставил его в покое.

Картина Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», написанная в 1886 году, знакомит нас с прелестью русского леса: два стройных, крепких дерева из тех, что идут на корабельные мачты пушистые кроны создают приятную прохладную тень упругая почва, усыпанная толстым слоем иголок, заглушает все шумы. «Черт возьми. Если художник молчит — значит, сказать ему нечего. Картина подкупает своей яркостью, свежестью. Он никого не учит.

Сочинение: описание 
картины Шишкина 
«Сосны, освещенные

Сочинение: описание картины Шишкина «Сосны, освещенные Солнцем»

Кто больше даст. Кто-то ходил по коридору, шаркая башмаками и это раздражало. Он как бы не шел, а шествовал и было в этом нечто торжественное и символическое. Он останавливался, пораженный этим вопросом: действительно, что он ищет. Он попытался «устранить» этот недостаток карандашом, не очень заботясь о внешнем сходстве. Звенели оконные стекла.

Под их тенью приятно укрыться от палящих лучей полуденного солнца. Ребенок успокаивался на время, а потом еще сильнее ревел, закатываясь в крике. Он тихонько отворил дверь, прошел через гостиную в мастерскую. А если не только видишь сам, но и другим показываешь эту красоту — вдвойне счастлив».

И Виктория Антоновна исходя из сложившейся обстановки, либо тихонько уходила, оставляя его одного наедине со своими мыслями, либо, наоборот, стараясь «растормошить» его, находила повод к продолжению разговора, а то и вовсе сообщала какую-нибудь неожиданную новость, которая не могла не заинтересовать, оставить Шишкина равнодушным. Зато как он свободно и славно чувствует себя в лесу. Ха-ха. Хочется зайти вглубь сосен, чтобы насладиться этим покоем. Отцовская башня.

Казалось, он всячески оттягивал и не хотел, боялся прикоснуться к холсту. Иногда ходили вдвоем с Крамским и тот, посмеиваясь, шутил: «Боюсь, Иван Иванович, как бы вы меня в свою веру не обратили — сделаюсь пейзажистом». Шишкин составил программу, в которой подчеркивал особо — натура и еще раз натура. Солнце яростно било в окна, заполняя комнату жарким, ослепительным светом.

Уже в те годы его наставники отмечали незаурядную одарённость ученика, тогда обнаружилось его стремление к «портретному» сходству в изображении природы. Ночью его разбудил ветер. «Это не за тех, — сказал он, махнув рукой в сторону двери. — Наш полицейский тоже пострадал. Иван отложил карандаш. На улицах было пусто, словно все вымерло.

Надо отца разбудить. — Мокрицкий в упор смотрел на своего ученика.

Сочинение по картине 
Шишкина Сосны освещенные 
солнцем

Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем

Об этом он говорил друзьям и самому Куинджи, но «хитрый грек» только посмеивался — и ни слова. Проходя мимо, с опаской поглядывали на Шишкина и торопливо отводили глаза. Викторию Антоновну не заметил, продолжал работать.

Таким образом, Иван Шишкин передал всю мощь многолетних сосен. Иван решил перечитать книгу да попробовать сделать к ней рисунки, скопировать что-нибудь. Успел еще заскочить в свою комнату и, похватав кое-что со стола, бросился вниз. Чего можно ждать от жизни. Мы видим, что это не молодые деревья, а мощные, вековые. Два пастуха грелись на солнышке и о чем-то беседовали.

Шишкин смеется: «Вот и я не знаю. Таинственность и обворожительность дает пищу воображению и прибавляет интересу. Обратите внимание, как выписаны кора, ветки, хвоя. Он, как и прежде, много работал, но иногда вдруг останавливался, глубоко задумываясь и мысленно возражал: «Нет, нет, это не чепуха» И словно стремясь дать выход своим душевным терзаниям, за несколько дней сделал акварельный этюд «Крестьянин и разносчик», о котором похвально отозвался даже сам Скотти, уже не говоря о других.

Описание картины 
«Сосны, освещенные 
солнцем»

Описание картины «Сосны, освещенные солнцем»

Не слышно было привычных «голосов», она заглянула в дверь и в испуге отпрянула: комната была пуста. Сравните – «Сосна на скале», написанная в 1855 году, тогда художнику было 23 года и «На севере диком», год написания – 1891. Всю зиму он сидит в Петербурге.

О Шишкине говорят: любая одежда ему тесна, дом тесен и город тоже, представьте, тесен. Невыносимая тоска охватывала Шишкина, он не находил себе места. Гудка парохода, причалившего к пристани и то не слышно.

Сосны освещенные 
солнцем сочинение 
описание

Сосны освещенные солнцем сочинение описание

Там он дома, там он — хозяин, царь. «Что же ты, друг, подводишь меня. » — спросил с печальной иронией, сам еще не сознавая того, что с этой минуты он уже не сможет равнодушно смотреть на себя и в лице своем будет постоянно и упорно отыскивать черты, соответствующие настроению души и не просто отыскивать, а вырабатывать, насколько это в его силах, лепить самого себя Много лет спустя друг его и соратник по искусству Крамской в одном из разговоров признается: «Более всего на свете люблю человеческую голову лица, глаза — поскольку в них отражение души». Много раз Шишкин рисовал картины с разными сюжетами, но под одним названием. А ровно через полвека, когда уже не было в живых ни Третьякова, ни Якоби, Румянцевский музей был закрыт, а картина «Шуты при дворе Анны Иоановны» перевезена в Лаврушинский переулок в Третьяковскую галерею, где и была «прописана» теперь уже навсегда.

Там шум урагана был еще слышней, в кромешной тьме ночи гудело, как в преисподней. Что ж, в конце концов каждый волен менять свои взгляды. Пейзаж имеет абсолютно сказочную атмосферу, наполняющую душу светом и радостью. Тогда все разом оживет, задвигается, послышатся голоса, стук дверей. Питались в монастырской столовой. Крамской спросил: не скажет ли он, где находится сейчас граф Лев Николаевич. Разрешение было получено. И туго пришлось бы Якоби, быть бы ему мятым — Иван Иванович уже поглядывал на него весело, угрожающе потирая огромные руки, — да только и на сей раз Якоби вышел сухим из воды, поскольку и его шляпа лежала тут же, рядышком с «котелком» Мясоедова, как бы готовая в любую секунду выпорхнуть из прихожей и отправиться в путь Хохоту было, веселья.

Репродукция картины 
"Сосны, освещенные 
солнцем (Иван Иванович

Репродукция картины "Сосны, освещенные солнцем (Иван Иванович Шишкин)"

Особенно любили рисовать наперегонки — тут Авдеев преуспевал. За стеной кто-то пел по-немецки. В первой же своей большой заграничной картине, написанной близ Дюссельдорфа, Шишкин попытался доказать (скорее самому себе), что пейзаж и животные могут вполне уживаться. Отчего бы это. Места тут были превосходные, близ Преображенской и он влюбился в них.

Пейзажи на сей раз превзошли все ожидания. Это исключено. И отчего так сложно именно тогда, когда все должно быть ясно и просто.

Не видно птиц, зверей – все в этот жаркий день ищут прохлады и покоя. Нередко вместе с учениками он выезжал на этюды, показывал, как надо писать. И вовсе хорошо, если перемены — к лучшему. Шишкину, когда он через год встретил Гаршина на одной из «сред» у Крамского, показалось, что Гаршин несколько свысока рассуждает о живописи, особенно о пейзаже. Евгении Александровне опять стало хуже.

Виктория Антоновна и Ксения были внимательны, отзывались на каждую его прихоть — только бы он понял наконец, что главное в его возрасте — беречься. Софья Андреевна боялась, что один из них выйдет хуже и ей из деликатности придется взять именно худший (не отсылать же его Треть-якову), но оба портрета вышли хороши. Сложно передать на словах эмоции, которые вызывает картина. Начали съезжаться знатные гости. Старуха с грустной улыбкой вспоминала встречу с поэтом — как они ехали на Каменный остров, где Пушкин жил в то время со своей семьей, как Пушкин всю дорогу рассказывал ей о Кондратии Рылееве и показал место, где был казнен Рылеев. Работалось нелегко, но радостно. Каждая сосна красива по-своему, но в целом, это единый мир природы, полный жизненных сил.

—Нет, вы представляете, господа, — слегка грассируя, горячась, говорил красивый, с холеным лицом юноша, фамилию которого Шишкин никак не мог запомнить: не то Штильфельнбок, не то «фон» с каким-то неловким, длинным продолжением. — Вы представляете, господа, как это возмутительно. Но главное — мы вместе. И не видел уже — поставил добрейший Александр Александрович «крест» на его этюде или так и не решился. Первое скажу охотно, за второе не берусь.

И мы знали, на что идем. Утопая в сугробах, переругивались под окном дворники. До чего пронзительно одинокой и неприкаянной выглядит валаамская сосна (картина Шишкина «На севере диком»). Как будто он не за тем сюда ехал, чтобы побывать на выставке и выбрать для себя подходящие Впрочем, чаще всего «подходящие» картины были ему уже известны, облюбованы им еще в мастерской того или иного художника, либо он знал о них из писем, со слов друзей, но так или иначе, а на выставку Третьяков, как правило, являлся с четко выработанной «программой» действий, заранее осведомленный.

Несколько лет юноша проучился в Казанской гимназии, но не окончил её, чтобы, как он сам впоследствии писал в автобиографии, «не стать чиновником». Кстати, работа была написана мастером в 1886 году. Шишкин, признанный мастер пейзажа, всю жизнь изображавший лес, больше всего любил изображать сосновый лес, сосны во всем их великолепии. В сокровищницу русского и мирового искусства вошли картины – «Рожь», «Корабельная роща», «На Севере диком».

Картина Шишкина 
Сосны, освещенные 
солнцем

Картина Шишкина Сосны, освещенные солнцем

Рисовать он готов день и ночь. Николай по-своему прав: нельзя всю жизнь быть нахлебником. Сколько можно. Нет, нет, все это от лености и нелюбознательности.

Какой-то заколдованный круг. Но все-таки выбор был сделан и все остались довольны. Небо багрово светится, зоревые отблески огня пляшут на воде Пожар. Мол, «чего не нужно мне, то, по-моему, не нужно и для других» Мы, разумеется, продвинулись вперед благодаря и только благодаря артели — мы теперь сами с усами, хочешь или не хочешь, а не считаться с нами нельзя. Праздничные дни пестры, суматошны, полны ожидания.

Сочинение по картине 
Шишкина «Сосны, 
освещенные солнцем»

Сочинение по картине Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»

По-дружился с местными художниками братьями Бено и Фридрихом Фольц, которые упорно пытались в то время «совместить пейзаж с животными», получалось нечто невообразимое. Не надо забывать, что во времена Шишкина ещё не изобрели дегерротипию. Вид с Красной горки а это вид на Красную горку. Ему без малого 70 лет.

В конце сентября пришла печальная весть из Крыма: умер Федор Васильев. Однажды Ксению насторожила странная тишина в отцовской комнате. На другой день Шишкина вызвали в участок. И нет из него выхода. Среди купленных Павлом Михайловичем картин были «Христос в пустыне» Крамского, «Земство обедает» Мясоедова, шишкинский «Сосновый бор» и «Мокрый луг» Федора Васильева. Вы еще, даст бог, успеете сказать свое слово. Лидочка сидела в кресле, возилась с куклами и тихонько напевала: «Раю мой раю, прекрасный рай» Его поразило сосредоточенное, серьезное и печальное лицо дочери.

Потом была такая тишина, такое безмолвие, что Виктория Антоновна начала беспокоиться — не случилось ли чего. Ты же не ребенок, слава богу, восемнадцать стукнуло, пора и за ум браться.

Рядом на полу валялись испятнанные красками тряпки. Наконец приготовлен холст, натянут на подрамник — пора начинать. Там была полная свобода. Посмеялись, прочитав объявление об удравшей из дома собаке волчьей породы по кличке Буш. Шишкин вставал, брал сына на руки и ходил по комнате, покачивая. Принесли газеты и Шишкин долго их просматривал.

Сочинение по картине 
Шишкина «Сосны освещенные 
солнцем»

Сочинение по картине Шишкина «Сосны освещенные солнцем»

Он вошел в сад, быстро прошагал мимо статуй, поставленных здесь еще во времена Петра Великого, мимо скромного петровского домика, наверное, лишь по привычке названного «дворцом», вернулся по той же аллее и постоял у памятника великому баснописцу, снова мысленно возвращаясь в мастерскую Крамского, где висит незаконченная картина и лицо Христа, как и лицо художника измученное и страстное, вызывает не жалость к слабости человеческой, а гордость за его силу и доброту Но человек на распутье: куда ему идти. Тот голубой просвет неба, что виднеется между сосновых веток. Можно подумать, что перед вами фотография. Однако уроки Коллера не прошли даром. И оба портрета были написаны менее чем в полтора месяца.

Будет такое. Сорок лет кисть в руках держу Искусство — это тайна. Пусть-ка теперь другие скажут.

Волосы и брови подпалило, во многих местах прогорела рубаха, в ожогах были руки. Вместе с большой золотой медалью он получил право поехать за границу. Пробовал Иван, да ничего из этого не вышло. Так существует несколько картин «Сосны, освещенные солнцем» Рассмотрим подробнее одну из них. «Тарантас медленно катится по казанской дороге» — чтение захватило его, казалось, это он сам едет в тряском тарантасе, полон радужных планов и надежд и вот уже первый набросок, поспешный и резковатый, ложится на бумагу Но что-то смущает Ивана, не нравится в этих резких, четких линиях, он стирает одну из них пальцем, хмурится, чувствуя каким-то боковым зрением трепещущие блики света на стекле Свет мешает ему, отвлекает.

Надо весь дом поставить на ноги. Шишкин ходил взад-вперед и тихонько напевал: «Не уезжай, голубчик мой, не покидай поля родные» Ах, Иван, Иван, куда тебя занесло. На картине «Сосны, освещенные солнцем», солнце своими лучами соприкасается с деревьями, освещая их и согревая своим теплом. За окном было сумрачно.

Иван молчит. Евгения Александровна не могла дольше скрывать свой недуг, ей становилось все хуже, донимал мучительный кашель. Какой завтрак, зачем. Задумал он что-то в этом духе Нет, это скорее не приход нового хозяина в дом, а поминки по старому — все должно быть подчинено этой мысли, этому «идиллическому» настроению.

Шишкин тоже дает согласие на «профессорство», берется возглавить один из двух пейзажных классов, другой ведет Архип Иванович Куинджи и они уговариваются работать сообща, не отгораживаясь друг от друга. Умным оказался начальник. Эпоха фотографии и импрессионизма была впереди. Шишкин слег. Он подошел к ним. В этом этюде художник талантливо использовал цветные тени, различные рефлексы.

Сочинение-описание 
картины Сосны освещенные 
солнцем

Сочинение-описание картины Сосны освещенные солнцем

Каждое дерево индивидуально и красиво само по себе. Третьим загорелся дом Шишкиных.

— И засмеялся, голова моталась из стороны в сторону. — Рисовать меня будешь. Когда смотришь на деревья, ощущаешь их величие, любуешься их красотой. Смерть брата была для нее страшным ударом, перенести который и здоровому нелегко. И не хватало, по мнению Куинджи, чего-то в картине. И отошел в сторону, чуть-чуть отступил, сгорая от любопытства: что же это за человек.

Когда говорили: «Картину приобрел Третьяков», это значило, что работа художника в высшей степени оценена. Птичья кутерьма во дворе. Говорил управляющий на ломаном русском языке, что подкупило и обрадовало Шишкина. Невозможно как чудно. Все, что происходит в мире, так или иначе отражается на природе, оставляет свой след. О, тут было им о чем поговорить.

Ладно, решил Шишкин, утро вечера мудренее, тем более такой вот суматошной ночи. А он один. » И расхохотался. Хотелось пойти следом, догнать ее и что-нибудь сказать такое, чтобы она снова улыбнулась. «Ничего, — подумал Шишкин, — все хорошо хорошо. » Вернулся и осторожно сел в кресло, закрыв глаза. Так ли уж безвыходно твое положение.

Все кинулись в прихожую — грянул дружный смех. Заказы сменяются заказами, а на главное не остается времени. — Он зло усмехнулся. — Прямо как с аукциона: предлагаю себя. С этой же точки и художник писал пейзаж. Или проще — «Краснолесье». Тяжелая дубовая дверь хлопнула за спиной.

Я никогда не стану художником. Хотелось помочь ему, но как и чем — Шишкин не знал. Шишкин стал частым гостем в доме Васильевых. «Живопись требует полной отдачи», — говорил Иван Иванович, требовал этого от учеников и сам следовал этому всю жизнь. Шишкин смеялся и говорил: «А все-таки, несмотря ни на что, более свободным и славно настроенным, чем здесь, я себя не чувствовал». Ее записками восхищался сам Пушкин, называл ее пылкой героиней.

Описание настроения 
картины Сосны освещенные 
солнцем

Описание настроения картины Сосны освещенные солнцем

Слава картин И. И. Весной 1876 года Крамской уезжал за границу. Рассказывали, что царь, прочитав книгу, не без ехидства и гнева заметил: «Слог изящный, а идея мерзкая». Сравните её с более ранней работой 1884 года «Сосна на песке». Одна боле древняя, а другая помоложе.

Прошу прекратить». «Привал охотников» Перова, по утверждению Стасова, «высшая из всех картин, до сих пор им написанных», его же прелестный «Рыболов», «Порожняки» Прянишникова, «Лес» и «Вечер» Шишкина, портреты Крамского, «Петр и царевич Алексей» Ге и, наконец, самый «гвоздь» выставки — «Грачи прилетели» Саврасова. Кажется, что на потемневшей от старостикоре ползают муравьи, собирая личинки. А дома запирался в своей комнате, опять рисовал, рисовал или читал.

— спросил Иван Иванович. Особенно Лев Николаевич. Мокрицкий все ходил взад-вперед, сцепив за спиной пальцы. Иван Иванович сбился с ног, бегая по врачам, но помочь Жене никто уже не мог — доктора внимательно осматривали, выслушивали ее, прописывали разные лекарства, утешали, но на вопрос Шишкина «Что с нею. » только руками разводили.

Он уже понимал, что обречен, что все идет к концу, но все еще пытался что-то делать и в минуты отчаяния, бессильно валясь на подушку, шептал: «Боже мой, как я хочу рисовать. И такому знакомому с детства звону. И по нечаянности зацепил кулаком совсем некстати подвернувшегося полицейского.

Надо уметь находить прекрасное даже там, где его нет». Старая сосна протягивает одну из ветвей к нам, как бы предлагая вдохнуть запах хвои. Старуха бережно хранила пушкинские письма. Мы подняли голос против академической рутины. И многие из учеников, не выдержав, стали переходить к Куинджи.

Краткое описание 
картины Сосны освещенные 
солнцем

Краткое описание картины Сосны освещенные солнцем

Благодаря этому картина столь реалистична — при взгляде на неё можно почувствовать собственное присутствие на лужайке, зажмуриться от яркого солнца и ощутить неповторимый запах сосновой хвои. Явились пострадавшие.

Ехали через Казань. Все ему удавалось в эту зиму — картины и рисунок. Ясный день передает нам умиротворенноенастроение художника, так и хочется очутиться в сосновом бору, среди этих прекрасных деревьев. С помощью красок Шишкин передал нам ощущение жаркого летнего дня. Отыскал в газете сообщение об открытии Императорского музея. Потом, закрывшись в мастерской, они долго разговаривали.

Удивил Куинджи — каков. В 1861 году он отправился в Мюнхен, в 1863 перебрался в Цюрих, затем – Дюссельдорф. Это он тем сказал, семерым и что-то еще добавил, покрепче. И почему именно здесь его повесили, на самом видном месте.

Прибежала Виктория Антоновна. Я русский. » Остальные, опрокидывая стулья, бросились на выручку. Осень. Юноша с «античным» профилем говорил напористо, пылко, ничуть не смущаясь столь почтенной публики, а как бы даже бросая вызов, он говорил об искусстве, которое должно служить идеалом добра и правды, о картинах, которые возбуждают в человеке стремление к борьбе за свое человеческое достоинство.

Две сосны как два 
разных человека

Две сосны как два разных человека

—Что это. Снег лежал на уровне окон второго этажа, снегом пахло даже в квартире. Теперь он с грустной улыбкой вспоминал об этом юношеском максимализме. И тут же, как показалось, был разбужен.

На одном из таких вечеров Шишкина поразила горячая, взволнованная речь незнакомого, совсем еще молодого человека, чем-то напомнившего Ивану Ивановичу покойного Федора Васильева, с очень резким, «античным» и решительным профилем — он стоял чуть боком и Шишкин никак не мог разглядеть его лица. В конце лета Иван распрощался с Елабугой. Свеча горит ровно, чуть слышно потрескивая.

Сочинение по картине Сосны освещенные солнцем Шишкина

Они освещены солнцем и играют всеми красками солнечного цвета. И Женя ответила: «Мне хорошо». И напугался, был потрясен и подавлен. Иван задумчиво смотрел по сторонам.

Их бин руссиш. Хороша идея, ах и хороша, что тут скажешь.

Повернулся и вышел. И вид у него воинственный, решительный. Он встал, подошел к их столику и, ткнув себя пальцем в грудь, сказал: «Я русский.

Критики говорили о перспективе, о «мудрой простоте», о «ритме» деревьев, тех самых шишкинских сосен, без которых он и здесь не смог обойтись. Да и не в том обида, что пошлют его или еще чей-то этюд в одну из далеких провинциальных школ, — тут он не видел ничего зазорного, напротив, с удовольствием отдавал свои рисунки и этюды, полагая, что польза от этого немалая. С 12 лет обучался в 1-й казанской гимназии. Дома, на Пятой линии Васильевского острова, в мастерской Шишкин дописывал картину.

Иван Иванович Шишкин – известный русский художник, работы которого признаны во всем мире. В эту зиму он написал «Заброшенную мельницу», «Пруд в старом парке» и «Корабельную рощу», одну из лучших своих картин. И сосны, такие огромные там сосны, с золотисто-красными стволами, гудящими на ветру. Вся картина пропитана огромной задушевность и искренность. Образ Родины, любовь к ней и вера в ее будущее — вот главная тема картины. Книга была издана как бы наспех.

Шишкин — Сосны, 
освещенные солнцем 
 (сочинение по картине)

Шишкин — Сосны, освещенные солнцем (сочинение по картине)

Теперь предстоял нелегкий спор с красками и холстом. Но почему «даже». Как будто это могло заключать в себе некую загадочную связь.

Очень много солнца и света исходит от этой картины. Был первый день пасхи. В своей работе «Сосны, освещенные солнцем» Шишкин передел нам красоту русской природы, красоту сосен изобразив их на переднем плане. Но это был смех сквозь слезы. Данная картина не так известна, как другие произведения пейзажиста, но она всем своим видом подтверждает мастерство.

Картина Сосны, освещенные 
солнцем – Шишкин 
Иван Иванович

Картина Сосны, освещенные солнцем – Шишкин Иван Иванович

У него нет зла на брата. Иван Иванович говорил, что назовет картину «Лесное царство». Это мох, который немного накрывает стволы деревьев. Мерзость. Шишкин не захотел никуда идти и Гине оставил его одного.

Скажут, непременно скажут. Здесь могли бы резвиться маленькие медвежата, как в «Утре в сосновом лесу» или отдыхать уставшие грибники. Опять городище, полуразрушенная башня. И оставаться в классе, чтобы вызывать своим видом сострадание друзей, тоже не хотелось.

Гуркин плечами пожал: трудно ответить. Пожалуй, ни в какие другие годы он не создал столько замечательных пейзажей, которые могли бы составить славу не одному художнику, — «Лес весной» и «Туманное утро» («Ну, батенька и напустили ж вы туману. » — с восхищением говорил своему другу Крамской), «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща», «Дубы», «Бурелом» и, наконец, «Сосны, освещенные солнцем» — один из тончайших поэтических пейзажей, равного которому по чистоте и пленительности красок трудно сыскать. «Ты что, не понял.

  1. Каждая картина Шишкина – точное воспроизведение красоты природы
  2. Интересные сочинения по картинам
  3. Сочинение на тему: «Природа осенью»
  4. Сочинение: описание картины Левитана «Березовая роща»
  5. Из Википедии — свободной энциклопедии
  6. Сочинения по картинам 5-9 класс
  7. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Наконец он уснул. Ему были рады. С минуты на минуту ждали прибытия императора, боялись, что поднявшийся ночью невиданный снегопад помешает высочайшему присутствию. Он словно впервые видел свое лицо, пытался за внешней «маской» разглядеть главное — мысль и душу, еще сам не отдавая себе в том отчета, еще мучаясь и страдая оттого, что недостает лицу солидности и строгости.

«Не уезжай, голубчик мой, не покидай поля родные» Ах, если бы сейчас оказаться там, среди закамских снегов или на Валааме или в Сокольниках, чтобы до костей промерзнуть, а потом сидеть за столом, пить крепкий чай и спорить, говорить с друзьями об искусстве — столько в душе накопилось. Бородач среднего роста, широкоплечий и вовсе не стар, лет сорока по виду, не более. С Академией было порвано а как жить дальше. Постоял еще, разглядывая и видно было по лицу — недоволен. Стволы поражают своей стройностью, все ветки, все сучки прописаны очень подробно.

  1. Сочинения по картинам известных художников

Он изорвал второй рисунок и молча вышел, спустился по лестнице. Виктория Антоновна неслышно прикрыла дверь и на цыпочках удалилась. Все трое больше всего на свете любили рисовать, оттого и сошлись близко, подружились. Он любил пройти по залам незаметно, один и делал это частенько, любил послушать, о чем говорит публика, что «принимает», что осуждает, но своего мнения при этом никогда не менял Публика публикой, а искусство искусством: сегодня публику одно интересует, завтра, глядишь, она другим увлечена Высокая, худощавая фигура Третьякова, одетого, как всегда, в темный костюм строгого покроя, медленно двигалась по залам, подолгу задерживаясь то у одной, то у другой картины.

Нет, в самом деле, вышло что-то «не шишкинское». На его картине «Сосны, освещенные солнцем» изображен склон холма, поросший соснами. Красота неописуемая. Потребность выразить себя, свое отношение к миру приходит неосознанно. Он подолгу стоял у полотен, внимательно разглядывал их и с сомнением качал головой: «Я как будто слепой становлюсь у своих картин, ничего не могу разглядеть — ни плохого, ни хорошего» И когда ему сообщили, что новые его картины не хуже прежних, особенно «Корабельная роща» и «Пруд», он с недоверием отнесся к этим словам, думая, что друзья по доброте своей щадят его, стараются успокоить.

Софья Николаевна бодрилась и всячески старалась подбодрить мужа, да и собравшиеся друзья тоже старались всячески развлекать и отвлекать от дурных мыслей Крамского, он делал вид, что ему весело, тоже шутил, советовал Шишкину «выходить из леса», дабы шире и дальше видеть и написать что-нибудь этакое бесподобное, пока он, Крамской, мотается там по за-границам. А забот, как говорится, полон рот. Шишкин был поражен: когда же он все это успел. — Штильфельнбок сделал рукой изящный жест и усмехнулся. — Пять портретов за всю жизнь. Горы бумаги переводит. Вот уже десять лет Куинджи молчит.

Каждая картина Шишкина 
– точное воспроизведение 
красоты природы

И какой же милой и теплой показалась им после этой поездки Москва. Женя давала ему грудь, он жадно хватал ее, больно сжимая деснами и сердито выталкивал. Стахеев дремал, уронив подбородок на грудь и лицо его было безмятежным.

И разговор был только о нем, о его новых стихах, кто-то вслух начал читать «Деревню» и «Вакха», делились восторженными замечаниями по поводу только что опубликованных «Руслана и Людмилы» и «Кавказского пленника». Иван еще с минуту стоит у окна, не в силах сдвинуться, такого яркого пылающего неба ему не приходилось видеть. Столица производит на них удручающее впечатление — холодный, высокомерный город. Иван Иванович, стараясь держаться бодро и весело, поговорил с дочерью.

Осмотрели весь дом, вышли в сад, залитый мягким сентябрьским солнцем. Да и те сомнительного достоинства. Иван поднял его и уложил в кровать. Но чаще он уходил в соседнее имение смотреть заброшенную барскую усадьбу.

В сумрачной мастерской холст белел вызывающе чисто и холодно. Кельнер облегченно вздыхает и выходит из номера. Они поймут его, должны понять. Какие ассоциации вызывает эта картина Шишкина.

Шишкин тоже попробовал, но из этого ничего не вышло. Снизу ему что-то кричали, советовали, а он знай себе кидал и кидал, делал свое дело.

Только две сосны и пустое пространство рядом. Потом Шишкин часто вспоминал эти вроде бы в шутку оброненные слова, так и этак обдумывал, — в самом деле, пора «выходить из леса». «Пейзаж цветов и трав, — говорил он, — такого еще не было, в сущности и вам непременно надо идти этим путем Поверьте, Ольга Антоновна, это ваша дорога».

Отец назвал имя советника губернского правления — Михаил Евграфович Салтыков. Можете идти». Рука его замерла над холстом и Шишкин испуганно ее отстранил.

Знобило. Хотелось уловить и передать состояние лица в момент какого-то внутреннего порыва, напряжения Но «порыва», как такового, не было. Высокие, стройные стволы уходят ввысь. У каждого из деревьев имеется высокий и ровный ствол и огромное количество веток. За три года за достигнутые успехи ему были присуждены три малые серебряные медали, малая и большая золотые как раз за виды окрестностей Санкт-Петербурга и за виды местности на Валааме.

Шлепает по холсту — и все в одном и том же месте, добиваясь, наверное, нужного тона. Утром город представлял собой жуткое зрелище, все потонуло в снегу. Ко времени написания полотна художник уже дважды овдовел и больше не надеялся на возможность жить в счастливом семейном гнезде. «Чертова заграница чертова заграница», — шептал он. Смолистый запах слегка будоражит, лёгкий ветерок бодрит.

Скорее всего это будет сосновый лес, но надо показать его как-то по-новому, с иной стороны и когда он начнет писать, в душе вновь возникнет, словно вернувшись из сказочного далека, могучий звон «дедушкиного колокола» и он подумает о том, что жизнь сама по себе бесконечна — и это прекрасно. Шишкин любил Серова и часто подчеркивал, что Серов даже в портретах остается пейзажистом. Голова была тяжелой, глаза слипались. Делать нечего, Шишкин садится к столу и вяло, без всякого аппетита начинает завтракать.

Наконец установилась ведренная погода. Гине поднялся, решил, что самое время отвлечься и побродить по монастырскому саду. И сама идея совместной борьбы, содружества «тринадцати» родилась не вдруг, а исподволь, назревала, как нарыв и прорвалась — иначе быть не могло. И был счастлив. «Ого, — подумал он весело, — их, оказывается, было семеро. » Полицейский начальник тоже удивился, недоверчиво спросил: «Так вас было семеро.

И улыбнулся: никакой Камы, конечно, не было. Он это непременно, всегда подчеркивает — русского. Шишкин прошелся медведем, расчищая себе дорогу к выходу. Хор дружно и слаженно грянул «Боже, царя храни».

Сама картина настолько яркая и настоящая, что невольно начинаешь ощущать аромат хвои. Врачи определили у него грудную жабу и предписали строгий режим. И верил — непременно скажут, каждый по-своему.

«Среди долины ровныя» — одна из таких картин, мимо которой нельзя пройти равнодушно. Галерная гавань превратилась в сплошной, гигантских размеров сугроб. До последнего лишь слухи доходили о замечательном успехе передвижников.

Шишкин пришел проводить его на вокзал. Он уже дважды вдовец, похоронил сыновей. Спать больше не хотелось. Запах зацветающей герани. Шишкин тоже повеселел, ожил и каждое утро спешил в свои леса, ловил момент.

Автор большое внимание предоставил двум соснам на переднем плане. Шишкин пытался успокоиться, уговаривал себя: ну что ж теперь, коли так вышло. Она вышла в конце лета, когда сам Тургенев по высочайшему повелению был уже выдворен из столицы — причиной ареста, а затем и ссылки писателя в Спасское-Лутовиново послужила статья, написанная в память о Гоголе и опубликованная в «Московских ведомостях». Иван тут же уселся на траве и начал рисовать.

Если посмотреть на задний вид полотна, то там также можно увидеть деревья. Но оказалось, отец тоже задержался и только что пришел. Дела у него складывались неплохо и он был в хорошем настроении. И удивлял всех необычностью темы, каким-то «не шишкинским» решением — картина была написана в холодных тонах и Куинджи, зайдя однажды в мастерскую, долго смотрел, прищурив острые глаза, качал головой: ну и ну.

Лето завершало свой извечный круг. Он сказал свое слово. Развалины Чортова городища, сосны у старого перевоза Еще сосны. Его и зовут сейчас не иначе — лесной царь.

«А через несколько лет стану исправным купцом», — мелькнула едкая, как будто чужая, посторонняя мысль. Зрителю легко представить себя в этом месте. Понравился лишь парк с белокаменной ротондой. Может быть, ей надоели эти бесконечные разговоры о рубенсах и ван-дейках, о красках и холстах, а может, мучила ее, подтачивала исподтишка глубоко засевшая хворь А тут еще тревожные мысли о брате, доживающем последние дни Федор Васильев писал Шишкиным спокойные письма, а Крамскому еще весной с горьким отчаянием признался: «Если бы вы знали, мой дорогой, как худо вашему другу» Боже мой, как худо. Зато Гиня мог двумя-тремя штрихами передать на бумаге сходство.

Вечерами собиралась вся семья, приходили гости. Шишкина хвалили за умение тонко передать характер, ярко нарисовать типичную жанровую сцену, за что-то еще и он, конечно, был доволен и рад. Было душно, болела грудь.

Сдержанность красок. Шишкин вышел к Летнему саду. Не проходило ни одной выставки, на которой бы не было шишкинских пейзажей. Да ведь он почти вдвое старше меня, Иван Иванович, да и не нужна я ему не нужна.

Рисовать» И это звучало как «жить, жить хочу. ». Вот Левитан уже создал и «Вечерний звон» и «Над вечным покоем», картины, полные печали и тревожных раздумий уже написаны чудесный серовский пейзаж с девушкой, освещенной солнцем и его же изумительная «Девочка с персиками». В Вятке они пробыли всего один день. И карандаш — как бы ты его ни затачивал. —А может, в Булонский лес. И — свет, свет.

Шишкину не хотелось спорить. —Битте, битте, — улыбается кельнер и показывает на столик: пожалуйста, завтрак подан. Только пение птиц и шелест веток от порывов ветра нарушают тишину летнего дня. Киселев молча развязал одну из папок — в ней были рисунки. Почему.

И светлому дню. Шишкин почтительно слушал. Окончив 5 классов гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ивана Ивановича они увидели в дальнем конце сада. Он намеренно не придаёт своим сюжетам психологической направленности. Не видят главного: художники за основу жизнь стали брать реальную, а не надуманную.

Так думал и Шишкин. Голубое высокое небо. Однако Толстой наотрез отказался. Дождь косо и резко бил по стеклам, шуршал по листьям деревьев, рыхлые облака волоклись низко и тяжело и эта сырая осенняя тяжесть была невыносимой.

В их число входит и «Сосны, освещенные солнцем», где убедительно и задушевно передана общая атмосфера, подкупающая нас новым цветовым решением. И снова мечется, не может найти себе места. На душе было смутно и беспокойно.

Тайга шумит, реки текут шумные, а горы вокруг молча на все взирают, снега на вершинах, как шапки из белого меха, а внизу синие-синие озера, кандык цветет, маральник Откуда тяга к живописи. Бедный Гун, убежав в соседнюю комнату, хохотал до коликов в животе. Он пишет, как дышит, как живёт. Никогда еще его приезд на родину не был таким печальным, как в этот раз, он подумал, что все было бы иначе, если бы Женя была жива Потянуло свежестью с Камы.

Шишкин заболел и не мог увидеть собранных вместе работ своих учеников. Почти ежедневно заходил Крамской, справлялся о здоровье, рассказывал о выставке. Несколько дней он не выходил из дома. Приехавший вскоре Павел Михайлович Третьяков прошел по залам, постоял у картины «Христос в пустыне», никак не выказав своего отношения, но, улучив момент, спросил Крамского: «Во сколько полагаете оценить. » Иван Николаевич поежился — оценивать вещь, в которую душа вложена, почти невозможно.

Но что это были за «сочинения», какие картины. Картина так и называется – «Сосны, освещенные солнцем». Иван Иванович вспомнил, как они поднимались однажды сюда с Женей и стояли на этом же месте и так же свежо было, дул слабый ветер «Тебе не холодно, Женя. » — спросил Иван Иванович.

Высоко над склоном, на самой круче, стояла каменная башня, увенчанная железным флюгером. Это все равно, что душу продавать А сколько стоит душа-то, если оценить ее в рублях. Шишкин был уязвлен.

Расстояние между ними большое, вот таким образом назвать его сосновой рощей будет неправильно. Учитель рисования Петровичев, бывало, глянет на рисунок Гине или Шишкина, прищурится, слегка наклонив голову, почмокает многозначительно губами и скажет: «Ничего, братец. Софья Андреевна была в затруднении: ей нравились оба. Он сидел в своем кабинете, обмотав шею шарфом и с грустью смотрел в окно. «Не знаю», — качает головой Гуркин.

Однажды Иван решительно перешагнул порог братовой комнаты. Ведь он же, несомненно, одарен. Мощные вековые сосны даны во всей своей красоте.

Зимние вечера тянулись долго, снег на тротуарах лежал грязный и мелкий и в комнате скапливался жиденький серый полумрак. Выглядела она неплохо, кризис миновал и дела у нее, слава богу, пошли на поправку. Что ж, природа и в самом деле одарила его могучим телом. Видно, стыдно ему было за них — семеро против одного. Давно ли ратовал против Академии, требовал ее закрытия — и вот извольте. Впрочем, только внешне «идиллическому», а внутри — созревший нарыв неизбежного социального поворота, а может, переворота «Кудряво сказано. Надо выспаться, как следует отдохнуть.

И эту тоже». Когда смотришь на его работы, поражаешься их точностью, живостью их дыханием. Открывалась выставка и устроители знали, что со дня на день появится Третьяков: его ждали, но приезд Павла Михайловича был всегда неожиданным — вдруг он входил, суховато раскланивался, коротко и тоже суховато (ничего лишнего) делился московскими новостями, жаловался на петербургскую погоду Его приглашали в залы и он как бы спохватывался: ах да, выставка. А свет идет снаружи, с улицы. Картин первая выставка собрала немного — всего сорок шесть из них — двадцать четыре пейзажа, двенадцать портретов и десять жанровых полотен, «сочинений на сюжеты». «Откуда ж ей-то известна эта песня. » — подумал Иван Иванович.

Он улыбнулся этой своей выдумке. «Сосны, освещенные солнцем» – работа, в которой поразительно гармонично сочетаются правильно подобранные цвета, внимательность к деталям и грамотно построенная композиция. Шишкин много работает, много размышляет в ту пору о задачах русского пейзажа. И поначалу, как всегда, добросовестно следовал указаниям доктора. Оттого, что фотография дает нам все, ничего не оставляя воображению. Так как теперешнее поколение художников другое.

Надо работать. Не знаю у кого как, но, когда я смотрю на картину Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», кажется, что смотрю на фотографию, а не на картину и это еще раз доказывает, что Шишкин настоящий талант с большой буквы. Достоверность, скрупулёзность в изображении ценилась выше, нежели смазанные штрихи. А я себе вбила в голову бог знает что Напридумывала. Он будто забыл о них, уже сам развязал вторую папку. В ту пору модными были «вторники», «среды», «пятницы» — собрания, встречи у кого-то на дому, где чаепитие и веселые застольные беседы естественно перерастали в серьезные разговоры, высказывались, доказывались и отстаивались те или иные взгляды на жизнь, на искусство. На небольшой лужайке, окутанной солнечным цветом, растут большие вековые сосны. Надо спешить, говорил он, надо в полную силу жить.

Гусары подняли окровавленного ребенка и отдали подскакавшему отцу. Грустью веет от пейзажа. Ждут подачек, зная, что здесь, на виду, ни один купец не пройдет мимо. Кажется, был октябрь, одиннадцатое или двенадцатое число, теплынь стояла, солнце, как летом, светило и еще с утра, спозаранку, в квартире Веневитиновых собрались друзья и почитатели поэта, ждали Александра Сергеевича, волновались и беспокоились — Пушкин задерживался. Послереформенная Россия пыталась «реабилитировать» себя за вековой гнет крепостничества, открыто играла в демократию: в губернских и уездных земствах рядом с бывшими крепостниками заседали вчерашние крепостные, как бы враз, по мановению волшебной палочки обретшие не только свободу, но и равенство Мясоедов со свойственной ему непримиримостью и сарказмом высмеял это «равенство».

Шишкин останавливался по временам, отворачиваясь от прохожих. И первое время действительно все шло как надо. А, теперь уже все равно. Какой-нибудь, вероятно, заказчик из богатых купцов, желающих иметь портрет от самого Крамского А что, «модель» вполне подходящая — с такого только портреты писать. Осенью в залах Академии открылась ученическая выставка и «шишкинцы» показали самые приличные этюды. Иван торопливо встает, подходит к окну и отдергивает занавеску.

Тут и обнаружилась впервые недюжинная сила Ивана. Шишкинская «Рожь» явилась «гвоздем» шестой выставки передвижников. Иван, пригнув голову, тоже кинулся в дверь, схватил что-то первое попавшееся. Однажды, сидя за угловым столиком, по соседству с компанией подвыпивших немцев, Шишкин заметил, как те выразительно, с насмешкой поглядывают на него и что-то такое мерзкое говорят о русских «фрау», а заодно бранят и саму Россию, грязную, дикую страну Шишкин кое-как уже мог изъясняться по-немецки, однако сделал вид, что это его не касается, отвернулся.

Тысячу, две, три И Крамской избегая смотреть в глаза Третьякова, почти не думая (вполне возможно, что все уж было обдумано), назвал цену: «Шесть тысяч». С 1857 продолжил образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Результат картины просто поразительный. По пожухлой траве кажется, что воздух очень горячий, не хватает влаги.

Уразумели. Автор очень точно передал цвета, формы, оттенки. Иван смотрел в зеркало и видел свое отражение, как бы развернутое слева направо, — ничего особенного, простое, скорее даже простоватое лицо, скулы широкие и лоб тоже широк, глаза Впрочем, о глазах сейчас трудно что-либо сказать, поскольку они устремлены на себя самого, пытаясь проникнуть взглядом внутрь, отыскивая в себе нечто такое, что могло бы служить объяснением, оправданием своего «я» или чем-то в этом роде То есть это было и неожиданно и ново — прежде Иван никогда не обращал внимания на свое лицо, а если и заглядывал в зеркало, то так, мельком и мимоходом, подтрунивая в душе над собою: красавец из тебя, пожалуй, не выйдет, но со временем может выработаться вполне сносный и даже представительный мужчина И вдруг этот неожиданный, как бы со стороны взгляд в себя самого и вопрос: кто ты, зачем ты и что ты хочешь от себя. Но Шишкин упрям, несговорчив.

Щедро, щедро человек одарен. Иван Иванович справедливо считал излишним нагружать картины природы психологизмом.

Доверительно говорила дочери: «Вот человек, добрый, серьезный, к Феденьке благоволит и тебя очень уважает» Женя вспыхивала, как маков цвет, глаза светились: «Да что ты, мама, говоришь, Иван Иванович ко всем ровно относится» И убегала прочь, сжимая ладонями горячие щеки, замирала где-нибудь в укромном уголке, будто вслушиваясь в самое себя: господи, что же со мной творится. Инстинктивно он даже поискал глазами — вот где-то там, вдали, течет Кама. Холст был чист. Но Шишкина все-таки оштрафовал на пятьдесят гульденов. Утром Иван Иванович проснулся с больной головой.

Но при первом же случае забывал о своих клятвах, срывался Начал выпивать. Шишкин промолчал. Поверьте. А потом будет мягкая просфорка на серебряном блюде, большой самовар на обширном столе, под стать самому хозяину, первостатейному купцу Замятину или Стахееву И явятся в свой черед нищие, которых встретят в этот день как дорогих гостей, усадят за специально отведенные для них столы и будут угощать, кормить до отвала — так надо, таков обычай и тут уж нельзя ударить в грязь лицом, а не то нищие, народ дошлый, разнесут по всему городу: видали, мол, у Стахеевых-то, у Замятиных или у Шишкиных Чуть позже и сами хозяева чинно рассаживаются за столом и перво-наперво едят жирную кулебяку, после чего принимаются за щи и жареного гуся, а завершением явится на стол неизменный, как и кулебяка, сладкий пирог с ягодами После обеда дом погружается в сонную тишину, семья отдыхает. Сосны.

А почему бы и нет. Шишкина мучила одышка. Чтобы зрительно показать нам всю их мощь и величие, автор специально «срезал» верхушки сосен изобразив их только малую часть. Теперь же случай был столь удобный, что не воспользоваться им было бы грешно. О, что это была за жизнь.

Окна смутно серели, едва брезжил рассвет. Холст упруго подался и скрипнул. И вдруг спохватывается: пожар ведь, что же он стоит, любуется, горит же кто-то. Боткин и Бенуа шли рядом, давали пояснения.

А что ум — ум его занят одним: рисованием. —А я был близок с ним, частенько и запросто у него бывал. Начался осмотр музея. Девочка росла сорвиголовой.

Сырой воздух перехватил горло и Шишкин долго, с усилием кашлял. — поддел его Шишкин, припомнив старый спор между ними. Вот это передвижничество так передвижничество. Там — свое. Да, временами он был «излишне строг», что объяснялось прежде всего желанием иметь в собрании лучшие из лучших, не только мастерски написанные картины, но и отвечающие по своему содержанию духу времени да иногда он был «излишне скуп», возможно, тут в нем сказывалось купеческое начало, однако не в его правилах было ущемлять интересы художника, а уж если вещь ему нравилась по-настоящему, без оговорок — тут для него деньги и вовсе не играли никакой роли.

Работа валилась из рук. Здесь — тоже свое. Сумрачно, неуютно и неприветливо.

Обидно было, что любезнейшие профессора свели это дело к формальности и «картинки», как изволит выражаться граф Толстой, отбирают по принципу «что нам не гоже». Восемь мужиков, съехавшихся из разных деревень, сидели сейчас рядышком, притулившись к стене здания земства, где только что шло заседание и откуда они, гласные, только что вышли, чтобы пообедать Картина так и названа: «Земство обедает». Он страдал от тоски и смутной тревоги. Потом он налегке, даже не взяв карандаша, пошел к Чортову городищу. По-разному складывались отношения Павла Михайловича с художниками, случались обиды и недоразумения иногда его обвиняли в излишней строгости иногда — в излишней скупости Но никому бы и в голову не пришло заподозрить его в дилетантстве.

Рухнул и опрокинулся мир старых, наивных представлений об искусстве — тут он как бы прикоснулся, припал к чистейшему, живому роднику. «Вот видите, — восклицал он, — для того чтобы сказать понятно, надо говорить искренно.

И мысль эта зазвучит своеобразным рефреном в новой его «лесной песне» — в самой большой и самой последней шишкинской картине «Корабельная роща». Сосны и солнце. Смотрел не мигая, строго и прямо на свое отражение в зеркале.

Природа была здесь проще, ровнее и просторнее. Но никому на свете и никогда бы не признался, что его побудило написать эту акварель.