К Ночи Картина Врубель

В созданной в 1900 году картине «к ночи», Врубель проявил свой редчайший дар колориста. Купить картину или постер "К ночи", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

Описание картины Михаила Врубеля «К ночи»

Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Неверный свет заката трансформирует реальность, делает ее зыбкой и многозначительной. Застыли вокруг горы, превратились в камни облака и цветы. И вновь ассоциации с Мастером.

Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Александр Бенуа рассказывает: "Каждое утро, до 12-ти, публика могла видеть, как Врубель "дописывал" свою картину. Изменились и вкусы. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.

Мир форм и красок безвозвратно погрузился в небытие. Запечатлен процесс, а не результат мироздания. Борьба света и тьмы – вот содержание большинства работ Врубеля. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. В 1890—1891 гг. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).

Безмолвие сумерек нарушают только печальный крик ночной птицы, да храп коней. Отчизна пращуров. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Врубель покидает клинику.

Михаил Александрович 
Врубель (1856—1910)

Михаил Александрович Врубель (1856—1910)

Он часто бывал в семье учителя, принимал там участие в концертах и спектаклях. В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон – «дух страдающий, но не злобный». Потом это легко запоминается и легко исполняется». Позднее, в 1899 г., Врубель написал панно (незавершенное) «Демон летящий», а в 1902 г. – «Демон поверженный» (ГТГ). Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).

Сквозь жесткие черные волосы цыгана-пастуха, виднеются рога. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Как признавался сам Михаил Врубель, в Жемчужине он хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Теперь отреставрированная работа находится в запасниках.

Один их моих любимых 
художников-Михаил 
Врубель

Один их моих любимых художников-Михаил Врубель

В его характерной голове есть сходство с римскими портретами, вероятно известными художнику по слепкам или репродукциям. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. За его индивидуализм – с одной стороны, а с другой – за абсолютное выражение мироощущения эпохи, создание большого декоративного стиля времени (русского модерна).

Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. И кажется, ему это удалось.

Сочинение по картине 
Врубеля «К ночи»

Сочинение по картине Врубеля «К ночи»

Это — настоящий реквием, полный неожиданных и скорбных интонаций. Со всеми перезнакомился, был частым гостем московских богатых домов, где его общество любили. В образе Демона, которого воплотил на картине и в иллюстрациях Врубель, есть что-то и от лермонтовского Печорина и от героев Достоевского – того же Раскольникова, Ивана Карамазова. Майоликовый камин, созданный Врубелем, получает Золотую медаль Всемирной выставки (Париж).

В этой последней борьбе (2 месяца спустя художник уже находился в лечебнице) было что-то ужасное и чудовищное. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Эта картина, по сути, сценический портрет его жены, Забелы надежды Ивановны.

В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля. Неверный свет заката трансформирует реальность, делает ее зыбкой и многозначительной. Особенно, зная, как дальше сложилась его судьба.

Картинки и картины 
художников мира

Картинки и картины художников мира

В таких болотистых местах по вечерам человеком овладевает беспричинная тоска и душу полнит приток той безысходной грусти, которая сквозит в выцветших старческих остекленевших глазах Пана Он сидит, согнувшись, около кривой березки и все тело его срослось с землей, слилось с влажным воздухом и нет никакой возможности мыслить ни Пана отдельно от этих топких болотистых мест, ни слепого косматого полумесяца без козлоногого старого фавна. Это последний, отчаянный полет над горами. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Полотна «К ночи» и «Пан» собирают восторженные отзывы венской публики.

Критики утверждали: «декадентское уродство». Образ пастуха расплывчат, он сливается с пейзажем степи, как возникающий из его недр. Многие люди узнают в картинах Врубеля виды природы, которые видят каждый день. Однако он изображён на фоне типичного северороссийского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. художник исполнил серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, в том числе к поэме «Демон».

Как будто сам дьявол мстит ему издеваясь над его картинами. Эта тема прошла через все творчество Врубеля. Врубель пытался как можно более полно объять демоническую тему, воплощая её в скульптуре, графике и живописи (к сожалению, ранние опыты не сохранились).

Образованные люди читали Ибсена и Метерлинка интересовались творчеством Дега и Моне. После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. В тупик зашло и его чувство к жене Прахова. Речь шла об Эмилии Праховой. художник исполнил серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, в том числе к поэме «Демон». В декабре 1901 года картина была закончена. "Царевна-Лебедь".

Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Из всех портретов художника этот, вероятно, наиболее автопортретен. На небе виднеется луна, приближается ночь. Вместе с семьей Мамонтова Врубель ездил во Францию, Италию, Грецию.

Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Но это все тот же Пан. Неуравновешенностью художник отличался всегда. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).

Картина К ночи – 
Врубель Михаил

Картина К ночи – Врубель Михаил

В нем господствует пластически-скульптурный объемный рисунок, своеобразие которого — в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани. Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Не только это единит картину со сказкой, вся ее концепция фантастична.

Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то.

Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. Вся его жизнь отошла в прошлое. Чистяков. Художнику удалось передать такой переход из одного мира в другой. К лету 1904 года наступает вторая ремиссия.

Она подлинно монументальна. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Жена художника, Н. Завела, называла его – «Степь», – как бы отмечая источник вдохновения Врубеля.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Но в глазах у его Демона нет ненависти, только глубокая, непреодолимая тоска. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. Позднее, в 1899 г., Врубель написал панно (незавершенное) «Демон летящий», а в 1902 г. — «Демон поверженный» (ГТГ). Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это "Гамлет и Офелия" (1884, ГРМ).

В этом взгляде – жажда "познанья и свободы", мятежный дух сомнения. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе. Тем не менее, он начинает работать.

Сестра Анна осталась для него ближайшим другом на всю жизнь. Искусство, которому он служил и восторженно поклонялся, стало для него недоступно. Его торс могуч, словно выкован из меди. Такая смерть не дарует очищения – ни Демону, ни художнику, его породившему. Наследие Михаила Врубеля давно уже стало драгоценным достоянием русской культуры.

Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Он учился чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших ее изгибов. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности.

Но был один недостаток в проекте Врубеля: гениальность. В 1889 году Врубель уезжает в Москву, где познакомился с С. И. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Об этом напоминает и спина пастуха, она похожа на слиток меди.

Именно в это время в его творчестве впервые возник образ духа зла-Демона. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь" (1900, ГТГ). Репин и П. П. Именно так написана картина «Демон» (1890, ГТГ).

Влияние художника 
на мастеров 20 века

Влияние художника на мастеров 20 века

Вот наверно это и хотел передать Мастер. Заказ был передан Васнецову, которым тогда начали восторгаться. Весь мир как бы отторгает его. Ему очень нравились живописные возможности радужной игры покрытых люстром (специальной пленкой из сплавов металлов) глиняных скульптур. В 1890 – 1891 гг.

Серов, И. И. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Именно так написана картина «Демон» (1890, ГТГ). Он все мои картины исказил». В неоконченной акварели "Пирующие римляне" (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Левитан, К. И.

Врубелю поручили только украсить орнаментом часть пилонов. Врубель был феноменальным наблюдателем реальности, на этой основе произрастает его фантастика можно сказать, что это фантастика самой природы. Это очень сильно потрясает художника. В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон — «дух страдающий, но не злобный». Но он постоянно и неутомимо всматривался. Врубель очень редко придает человеческим силуэтам эластичность и мягкость кожных покровов.

Над прекрасной землей тяжело летит скорбный дух тьмы. Состояние Врубеля менялось и менялся исступленно, много раз переписываемый им его Демон. В 1890—1891 гг. Когда-то она экспонировалась в Русском музее в Ленинграде. Они лишены покоя, обладают собственной энергией. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения.

Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. В эти же годы Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – "Портрет Н. И.

Портрет старушки 
Кнорре за вязанием

Портрет старушки Кнорре за вязанием

Он так высоко ценил своего учителя, что испытывал удовольствие, копируя его этюды. Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске/в семье военного юриста. Ему было отведено прожить всего два года. Каждый день мы находили новые и новые изменения.

Врубель Михаил Александрович, выдающийся русский художник, ярчайший представитель символизма и модерна в искусстве России (конец 19 – начало 20 столетия). «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. За покоем лошадей наблюдает пастух, точнее это силуэт и можно только вообразить, кем он может быть.

Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Забелы на фоне березок" (1904, ГРМ). В 1889 году художник переехал в Москву, где познакомился с Саввой Мамонтовым. Васнецов. "Я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа" говорит художник в эти годы. Демон почти задевает вершины своим телом. Общение с мастером не ограничивалось академическими классами.

Материал из Википедии 
— свободной энциклопедии

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Михаил Врубель начал метаться, пить, увлекся какой-то заезжей танцовщицей. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Им было создано 13 рисунков из которых большая часть относилась к "Демону". В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля.

Приближается ночь. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее). Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.

  1. Демон летящий, стоящий и поверженный
  2. Последние номеранаших изданийв вашем планшете
  3. Работа сайта временно приостановлена
  4. Поздний период творчества Врубеля

Идея построить в Киеве Владимирский собор, посвященный 900-летию Крещения Руси, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в 1862 году, уже при Александре II и растянулось на долгих тридцать лет. Между тем, Врубель был чрезвычайно наблюдательным, на этой основе и появлялась фантастическая мистика природы. Ее образ он воплотил в образе Богоматери, образе бесконечно трогательном и печальном. Это еще один опыт чуткого прислушивания к «голосам» природы в творчестве художника. Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. И, на пике славы, Михаил Врубель низвергает своего Демона с небес.

Демон летящий, стоящий 
и поверженный

Демон (сидящий) был окончен в 1890 году. Потом делал эскизы росписей нового Владимирского собора в Киеве, которые, однако, не были приняты (в этом храме Врубелем сделаны только орнаменты). Именно так написана картина «Демон» (1890, ГТГ1). На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое, по сути искусство Врубеля. Последний был наиболее близок Врубелю.

Болезнь Михаила Александровича загадочна. Реализм был не важен для него. Все значительные произведения 1904 и начала 1905 годов созданы были за зиму.

Церковь находится на территории больницы, подобной той, где испустил дух Мастер. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут— флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Коровий, В. М.

После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. В картине художник отказывается от конкретных реалий места и времени. Сербского и Ф. Е. Мучила мысль, что он дурно, грешно прожил свою жизнь.

И вновь превратятся в обычных животных. Ведь в ночи всякое померещиться может. Посмотрите на спину пастуха в ночном — она словно слиток меди. Стал тих, покорен, безропотен.

В небе слегка мерцает молодой месяц, гудящая тишина обнимает степные просторы. художник исполнил серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, в том числе к поэме «Демон». Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Усольцева. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Царевна-Лебедь. Фактура его сильного тела сливается в одно органическое целое с землей, травами, воздухом и водой. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания.

Академические годы – это преимущественно аналитический период творчества Врубеля, время углубленного, беззаветного, фанатического исследования натуры как формы. Некоторое время спустя Брюсов писал, что всю жизнь старался быть похожим на этот портрет. Рыбакова. Больного отправляют в Ригу и помещают в городскую лечебницу. Достаточно просто повнимательнее присмотреться к вещам.

Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Это козлоногое существо с цевницей в руке – бог природы, но природы северной.

Его персонажи больше от растительного царства, от скал, минералов и металлов. Цвет в картинах Врубеля — это окрашенный свет, пронизывающий изнутри грани кристаллической формы. На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь. Академическое жюри работы Врубеля не приняло.

Теперь в картинах Врубеля появляются необыкновенно мягкие, радужные, перламутровые переливы. И «Микула Селянинович» – сила земли русской.

В Москве эти черты только усилились. Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой.

На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. ГРМ). Эта картина, по сути, сценический портрет его жены, Забелы надежды Ивановны. Бенуа даже обвинял Врубеля в том, что он ломается и нарочито гениальничает. В 1906 художник ослеп. Но сценическая условность преображена натиском врубелевской кисти, претворена в сказочную.

Впервые экспонировалось полотно под названием «Лошади». На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Позднее Врубель создал ряд акварельных эскизов на темы «Воскресение» и «Надгробный плач» для росписей Владимирского собора в Киеве, оставшихся неосуществленными. Вогнутость и неровность спины, слегка навеивает страх. В этом виде картина была и безобразна и безумно прельстительна. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой.

Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Он вдохновенно выполнял и эту задачу (в конце 8о-х годов), превратив мотивы византийского и древнерусского узоров в какую-то прихотливую сказку-симфонию растительно-суставчатых форм и научив многому Васнецова, который умело использовал и врубелевский орнамент и его реставрацию Кирилловских фресок использовал именно так, как требовалось, чтобы толпа "приняла". В это же время наступает переход от депрессии к маниакальному возбуждению. он ушел в себя.

Врубель не успел завершить эту работу, в 1906 году художник ослеп. В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон — «дух страдающий, но не злобный». Первая дошедшая до нас на эту тему картина Демон (сидящий) (1890). Данный образ заставляет задаться вопросом: кто же изображен перед нами. Лицо пастуха не разглядеть, поскольку он стоит спиной к ценителям искусства.

И так же, как в "Пане" грусть, так в картине к "К ночи" тревога объективизирована в художественный образ и при всей исключительной оригинальности трактовки поднята над утлой ладьей личных переживаний. Он был человеком увлекающимся и в своих увлечениях теряющим меру. Эту картину Врубель написал вслед за «Сиренью» – на у же известном нам хуторе Н. Ге в Черниговской губернии. Чертополохи в картине «К ночи» — живые красные факелы: они переговариваются, шепчутся, кажутся одушевленными детьми земли.

Особенно примечательна акварель "Голова Демона". Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. И когда в 1905 году на выставке Союза русских художников появилась пастель Врубеля Жемчужная раковина (Жемчужина), ее назвали непередаваемым чудом, волшебством.

Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Здесь он пишет акварель "Натурщица в обстановке Ренессанса" (Гос. В это время Врубель очень много работает. Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В. А. Это символично и полно трагизма.

В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его – воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием легенды о Фаусте. Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии. Колорит картины мрачен.

В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. В этой работе как бы сконцентрировалось будущее не только России, но и самого художника, который всю свою жизнь переосмыслял в образах глубокие морально-философские проблемы – проблемы добра и зла, красоты и безобразности, мучительно пытался определить место человека в этом мире.

Лишь изредка его охватывало беспокойство. Оно было результатом ретроспективной оценки своего творческого пути. Эта трагическая судьба просвечивает в написанном Врубелем акварельном портрете сына.

Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Образ человеческий предстает не на фоне пейзажа, а как бы выходит из его недр и составляет с ним нечто единое. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной.

В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. С осени он снова в университетской клинике. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против мирового зла, против ночи. В 1901 году у Врубеля родился сын Савочка.

Это одно из самых символических воплощений его демониады. Позже Врубель находит свой индивидуальный стиль, заключающийся в передаче структуры предмета путем последовательного выделения планов, первоначально самых общих, крупных, затем всё более мелких, которыми форма словно "гранится", на промежуточном этапе обретая кристаллическую угловатость, которую художник на следующем этапе работы закрепляли эстетизировал, словно выращивая на плоскости причудливый кристалл. Картина мучительно, даже болезненно красноречива. По словам художника А. Головина, все, что бы ни сделал Врубель, было классически хорошо. Позднее, в 1899 г., Врубель написал панно (незавершенное) «Демон летящий», а в 1902 г. — «Демон поверженный» (ГТГ). Эта кристаллизация форм позже позволила считать Врубеля предшественником русского кубизма. Весной 1903 года наступает значительное улучшение. Летом клиника закрылась и Врубеля поместили в лечебницу доктора Ф. А.

Творчество художника было страстным протестом против зла. С марта 1905 года вновь наступает ухудшение болезни. Его фантастический реализм оказался провидческим. В 1899 году он пишет «Летящего Демона». Врубель ответил: «Если бы вы знали, сколько я работал с натуры.

Он не следовал анатомической правильности. Взамен утраченных, реставрирует купол Святой Софии. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.

Но в 1928 году какой-то душевно неуравновешенный посетитель разбил скульптуру. Природа, кажется, только обретает свои очертания, формы и краски зыбки и изменчивы. Будучи семилетним ребенком, он посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. Десять лет, свободные от Демона, стали, возможно, самой счастливой порой всей его жизни. Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.

Багровые цветы чертополоха, рыжий конь — все будто несет следы ушедшего солнца. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3.

В его глазах как будто пророчески запечатлена вся трагическая судьба его недолговечности. Очевидцы рассказывали, что на хуторе Ге (где Врубель проводил почти каждое лето) по вечерам всем обществом ходили на ближний курган смотреть закат — и узнавали фоны сказочных картин Врубеля, восхищались, как верно переданы у него эффекты вечернего неба.

Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил". Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало.

Плоть врубелевских персонажей, как в известной арии варяжского гостя, «от скал тех каменных», от минералов и металлов, от растительного царства. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. С этим недостатком не могли примириться ни Прахов, ни его покровители из сановного духовенства.

Но сценическая условность преображена натиском врубелевской кисти, претворена в сказочную. Прерываются на полгода свидания даже с самыми близкими людьми: женой и сестрой. Редчайший дар колориста проявил Михаил Александрович в своей картине «К ночи», созданной в 1900 году. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Он редко делал этюды, а тем более не писал свои картины с натуры. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Его «Сирень» постоянно экспонируется на выставках.

Лермонтова. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. За несколько лет до смерти Врубель начал работать над портретом В. Брюсова (1906.

На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь. Прогрессирующая болезнь смирила художника. Это дьявол делает с моими картинами.

В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля. Не все из них согласились. Но в общей сонной атмосфере тех лет рождалось новое, живое, одухотворенное искусство.

И вот, спустя время, Врубель пишет "Демона летящего" (1899, ГРМ). Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту. Необычайная красота и присутствующая мистика приковывают к себе взгляды. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя.