К Петров Водкин Купание Красного Коня
Когда началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня». ». «купание красного коня» — известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина. Знаменитая картина К. Петрова-Водкина Купание красного коня (1912) – многозначное произведение, одно из самых спорных.
Петрова – Водкина «Купание красного коня» со сложной и противоречивой эпохой начала XX века. Картина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Купание красного коня», написанная в 1912 году, вызвала у современников множество споров. Именно исходя из этой традиции К. Петров – Водкин и создаёт свою картину «Купание красного коня», монументально значимое произведение, обобщённый образ коня – символа. В те же годы, что «Купание красного коня» Петров-Водкин создаёт картины в той же стилистике: трёхцветка, упрощенный фон. Петрова-водкина «Купание красного коня» и приурочена к 105-летию создания этой картины.
Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет.
История одного шедевра: «Купание красного коня» Петрова-Водкина
Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л. Н. А потом перед его глазами появилось великолепное, зелено – голубоватое озеро. И только маленький ребенок безмятежно и сладко спит в своей кровати.
На картине Петрова-Водкина образ красного коня используется в том же контексте. Однако постепенно целостность образа начинает распадаться ивпортрете отражается жизнь более скрытая иглубокая.
В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Мы же поговорим о картине «Купание красного коня», совместившей традиционные и новые подходы и прекрасно отразившей свое время. Он предложил устроить юношу на учебу в столице. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами. Кпримеру, своей матери он советовал не слишком усердствовать всоблюдении поста, так как «в нем особой святости нет».
И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. Это читается во взглядах, в жестах рук. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. Тема материнства— сквозная втворчестве Петрова-Водкина. Он кажется одним из своеобразных лесковских героев-богоискателей.
Снаружи из-под обрыва доносятся удары оплетень волжской волны. Звучит как ретроспективный комментарий кпортрету Петрова-Водкина. После начала Первой мировой войны он начинает постигать смысловую полноту своей картины: «Так вот почему написал яКрасного коня». Вот собственно и все смысловое описание картины «Купание красного коня». Художник учится играть на скрипке, постигает азы физики и химии, пишет рассказы и пьесы.
Послереволюционный Петроград запечатлен без казенного плакатного героизма. Он, конечно, читает Пушкина, азатем ляжет спать. Вот таким образом конь на переднем плане — красный, другие кони вдали — розовый, буланый и белый. Даже в 1938 году художник продолжал публично отстаивать абсолютно крамольную на то время точку зрения, что «раз у русского нет влияния иконы, то значит это не русский и не художник». Картина висела над дверью зала. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока. В направлении именно этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину Купание красного коня.
Картина «Купание красного коня»
Картина 1919 год. Но его цвет ни в коем случае не относится к большевикам, пришедшим к власти в 1917 году. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока. Однако ни то, ни другое предприятие не увенчалось успехом. Легендарный дед по отцовской линии был сапожником ипил «как сапожник», отсюда кродовой фамилии Петровы— приклеилось «Водкины». В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М. Е.
Прямого идеологического вызова впослереволюционном творчестве Петрова-Водкина нет, напротив, он отдает дань многим конъюнктурным, актуальным «темам дня» изображая икрасных комиссаров ипетроградских работниц. Так что всадник на красном коне, крепко натянувший поводья, у него выступает фигурой сакральной, а поскольку всадник – юноша (Петров-Водкин, кстати, выписал его со своего кузена), да вдобавок юноша обнажённый, то он и воспринимается как символ нового времени, нового мира, как символ «красного» очищения и полного обновления всего мироустройства. И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. Он демонстрирует материнство, любовь, быт людей, смерть. Еще вразгар Первой мировой войны, колоссально тяжелой для русского народа, в1914–1915годах он написал картину «Богоматерь Умиление злых сердец».
9 любопытных фактов о картине «Купание красного коня»
Вобразе его комиссара («Смерть комиссара», 1928) нет ни капельки того «фанфарного» геройского пафоса, скаким обычно изображали вте годы «фанатичных» красных командиров— защитников новой жизни. «Богоматерь»— ответ Петрова-Водкина на весь ужас ихаос военных лет. Дальнейшая судьба картины Купание красного коня полна самых разнообразных приключений. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века. До революции его образы материнства (картины «Мать» 1913 и1915годов) были полны трепетности инежности, вних читался фольклорный слой, слышался широкий разлив русской песни иотголоски далекого уюта детства, где «веретено мягко скоблит деревянную чашку.
Однако сама визуальная действительность, которую он творит, не слишком вписывается вгенеральную линию официального советского искусства. Вдова художника передала картину в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, а та в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее. Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью.
«Купание красного коня»: почему бытовую картину назвали предвестником грядущих перемен
Но «поработали на революцию», связывая с ней свои надежды, практически все, включая, например, В. Кандинского и К. Малевича. Он самоуверенно отвергал все, что ему не нравилось— обряды, правила, уставы Церкви. «Да, этот художник талантлив. » — произнес, стоя перед картиной, Илья Репин.
Пришедший вискусство из низов, он прошел долгую ученическую школу. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Каждый узнает всебе человека, уважать всебе его будет, авот таким образом идругих будет уважать. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника. За спиной уИльича изображены географические карты СССР: перед нами человек государственного ума— «в огромный лоб— огромная мысль», — думающий осудьбах всей страны.
Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная материнская любовь и красота. 2 августа, т. е. И это ожидание явно читается на лицах матери и старшего ребенка, дочки. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно.
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»
Юноша, недавно начавший жизнь, укрощает дикую стихию. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. Одним из символом России всегда был конь. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. В окончательном же решении образа акценты сильно смещены.
Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир истощенный ввойнах, «путаной злобе», варварском разгуле, Ее взгляд проникает всамую глубь людской скорби. Былинный богатырский конь задает энергетический центр всей композиции. Ядаже придумал, что ему дать читать. Он родился 5 ноября (по новому стилю) 1878 года в городе Хвалынск на Волге (ныне – в Саратовской области) в семье сапожника.
В 1924году по решению комиссии ЦИКа (Центрального Исполнительного Комитета) всего нескольких художников, включая Кузьму Петрова-Водкина, пригласили делать зарисовки похорон Ленина. К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица. » и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Часто его образ используется и в живописи и в литературе.
На ней почти всю плоскость холста заполняет огромная, могучая фигура красного коня с сидящим на нем юным всадником. В этом произведении К. Петров-Водкин стремился еще не столько передать цвет того или иного предмета, сколько через цвет выявить смысл изображаемого. Здесь совсем нет «певучести», метафоричности, характерной для живописного языка Петрова-Водкина. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Первым из советских художников он получил звание заслуженного деятеля искусств, в1932году был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников. Останься он в рамках ремесла, мы бы никогда не увидели ни его шедевра «Купание красного коня», ни других выразительнейших живописных работ.
Описание картины «Купание красного коня»
Осваиваясь вновой реальности, он становится членом Вольной философской ассоциации (сокращенно Вольфил), которая была организована в1919году группой писателей, художников идеятелей культуры именовавших себя «скифами»: А. Белым, А. Мейером, А. Блоком, В. Мейерхольдом, самим Петровым-Водкиным. 5 ноября у Петрова-Водкина день рождения правда, дата не юбилейная. Их вполне точно подметил философ Н. А. Бердяев всвоих «Размышлениях орусской революции»: «Появился молодой человек вфренче, гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный, одержимый волей квласти ипроталкивающийся впервые ряды жизни, вбольшинстве случаев наглый ибеззастенчивый. Это было этапное произведение в творчестве художника. Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину.
«Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета. Так или иначе, но спортрета вобразе Ленина на нас смотрит предсказанный Ницше «сверхчеловек», познавший ницшеанскую свободу исвое право распоряжаться жизнями миллионов людей, не оглядываясь на волю свыше. Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что «конь величав, монументален исполнен могучей силы, помчись он — и не удержать его неукротимый бег». Образ женщины-матери проходит красной нитью через всё творчество Петрова-Водкина, однако если прежде он писал лишь крестьянок, то на этот раз его «мадонна» – пролетарка, работница. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё.
«Купание красного коня» – символы и смысл
Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже). Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи». Известно, что основной посыл «Песен»— мысли освободе иответственности личностного выбора.
Главным инициатором объединения «вольных философов» стали публицист иисторик общественной мысли Р. В. Иванов-Разумник, проповедник идеи «вечной духовной Революции, вкоторой единый путь кчаемому Преображению» (Иванов-Разумник), Александр Мейер, философский ирелигиозный общественный деятель, утверждавший идею мистериальной жертвенности— иными словами, это были люди разных мировоззренческих взглядов, такая идейная полифония. Пришлось принимать меры по повышению культурного уровня пролетариев: пропагандировать среди них чтение, водить «гегемонов» в театры и музеи. На этомграндиозном полотне художник смог изобразить современную ему крестьянскую Россию. Однако надо понимать, что для простых работных людей переезд из подвалов и бараков в благоустроенную квартиру, отобранную у «бывших», являлся праздником. Ленин читает пушкинские «Песни западных славян». Эту систему изображения мира на плоскости холста Петров-Водкин разработал в 1910-х годах, он назвал ее «наука видеть».
Эта картина еще раз представляет автора прежде всего философом, стремящимся охватить и связать проявления материального и нематериального мира в художественном пространстве. Богородица изображена фронтально споднятыми вверх руками— очевидная отсылка кодному из основных иконографических типов изображения Божьей Матери— «Оранта» (от лат. Молодая женщина существует словно вдругом пространстве, возвышаясь над городом ибытом. Это не литургическая икона, но по духовной глубине исиле воздействия картина близка киконе. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа.
КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ Кузьма Петров-Водкин
От вдовы художника картина попала в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, которая в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее. Существует мнение, что первый вариант картины «Купание красного коня» (он не сохранился) был создан в имении знакомого генерала, куда художника с женой пригласили радушные хозяева. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении.
Чего стоит хотя бы его «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), фон которой образуют полупустые улицы, разбитые стёкла окон домов, тревога и озабоченность в настроениях людей. А ещё он отлично играл на скрипке. Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Горение красного цвета тревожно и радостно-победно и вместе с тем зрителя томит вопрос: «Что же все это значит. » Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня. Это было то пророческое предчувствие, даром которого наделены истинные художники. Нарождалась новая, неведомая, безбожная власть— ией нужны были другие герои. Иконы были признаны произведениями живописи удивительной красоты и духовной чистоты.
Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. Но всамой атмосфере этого новоселья чувствуется что-то маскарадное. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Сильнейшее воздействие на творчество художника оказало знакомство с русскими иконами. Дальнейшая судьба картины была весьма интересной. «Купание красного коня», работа, вызвавшая столько же споров, сколько восхищенных откликов, явно навеяна и ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской.
Богемная троица: 9 любопытных фактов о картине «Купание красного коня»
От«косноязычного пришепетывания красок на неопрятных самодельных холстах» (как писал он сам осебе) Петров-Водкин вырос вбольшого самобытного мастера, создавшего свою художественную систему. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица» и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Поповоду самих «властителей»— вего личном дневнике, вжалобах на тогдашнее бытовое неустройство нет-нет да имелькнет порой ироничная ремарка: «Пролетариат был занят кормежкой— где тут мыться, не подохли бы граждане передового политически государства» (запись от 13марта 1927года). С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями.
Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. В новой революционной стихии жизни его «Красный конь» ассоциировался свеличием, масштабом грядущих перемен— встране, на земле, всознании людей. У меня было три варианта. И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий.
История создании картины «Купание красного коня»
Напряженное ожидание прислушивающегося к гулу мира юноши вполне естественно, он как бы ловит отголоски грядущих событий. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами.
За участие в этой выставке К. Петров-Водкин получил от шведского короля Густава V медаль и грамоту. Эту систему изображения мира на плоскости холста Петров-Водкин разработал в 1910-х годах, он назвал ее «наука видеть». Однако из-за военных событий полотно осталось в Швеции, вплоть до 1950 года. Но этой разрухе художник противопоставляет образ кормящей женщины, «мадонны», которая даёт начало новой жизни, защищая её от голода и невзгод. Врага один вдругом не увидят— недоверия не будет друг другу». В ней нет и намёка на образ гордого коня. В России всегда полдень.
Что скрывает в себе картина "Купание красного коня" (7 фото)
В 1914 году она была на «Балтийской выставке» в городе Мальмё (Швеция). В русском языке слово «красный» издревле служило синонимом прилагательного «красивый» вспомним-ка: «красный – прекрасный», «Красная площадь», «красна девица» и «красный молодец» и т. д. Более того, в системе художественных представлений К. Петрова-Водкина каждая нация, каждая национальная культура имеет свой цвет и как раз красный цвет, «дополняющий зелень полей», – это для художника цвет России. Фигура мальчика в Купании красного коня проделала значительный путь от рисунка к картине. Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину.
Любопытно, как воспринимал молодой человек приход столь магически звучащей даты – 1900 года (хотя, строго-то говоря, век начинает не «нулевой», а «01-й» год): «Двадцатый век наступил не просто. Но ездить на этом коне на свою хвалынскую дачу Красулинку, как мечталось художнику, придётся всего несколько раз, так как после смерти отца в 1916 году художник надолго (до 1923 года) расстанется с родиной и судьбу хвалынского Мальчика решит Гражданская война. Начало XX века довольно неоднозначное время в плане искусства. Петрова-Водкина.
В искусстве XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами: Холстомер Л. Н. Еще одной не менее колоритной и символичной работой мастера стало созданное в 1920 году полотно «1918 год в Петрограде», прозванное «Петроградской мадонной». Это время, когда вобществе возрождается интерес кдревнерусскому искусству, в1966году на экраны выходит историческая кинодрама «Андрей Рублев» режиссера Тарковского— иными словами, прорывается интерес кжизни истинной, ане кее идеологическому суррогату. Зачастую эти искания «уводили не в ту степь» – от реалистического отображения мира, но их невозможно понять, не принимая во внимание духовно-политическую атмосферу того времени.
петров водкин купание красного коня (история создания и само описание картины)
Двойственна по внутреннему звучанию икартина «Новоселье». В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. Художник использовал прием сферической перспективы — подобно иконописцам он изображал предметы одновременно сверху и сбоку. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». Художник мог вспоминать обо всех мальчиках, создавая символический образ юного всадника.
По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник – обнаженный мальчик-подросток. Неслучайно прижилось именно второе название картины— «Петроградская мадонна». Большая часть искусствоведов, в их числе и Ирина Анатольевна Вакар, являющаяся старшим научным сотрудником Государственной Третьяковской Галереи, склоняются ко мнению о нижеописанном конфликте. Художнику позировал племянник Шура. Вот что вызывает их тревогуи закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами.
Я вышел на подмостки. Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. Можно лишь допустить, что «надмирный» всадник— это надежда, что вреволюционной «перетасовке человечества» стихийной мощью красного коня будет управлять не грубая, давящая сила, аначало светлое, надмирное. Движение на картине только обозначено, но не выражено.
Толстого, картина В. Перова Проводы покойника, Коняга М. Е. Художник разворачивает в этом шедевре необъятную тему России. Народ живет и трудится именно на этой необъятной земле.
Просмотр видеофильма «Купание красного коня, Петров-Водкин»3
Уже от неё картина попала в коллекцию собирательницы К. К. «Купание красного коня» сравнивали, как уже говорилось выше, «со степной кобылицей», отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее. Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л. Н. Толстого, картину В. Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения.
Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты икротости. Вот таким образом он стремился тоже «возвысить» своего коня, дать идеальный образ. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Тема купания лошадей, по большей части с обнаженной натурой, была чрезвычайно популярна в живописи начала ХХ века. Низко висело стылое небо, раскачивали ветки голые деревья над бурой землей.
Лето. 1917. «Таких коней не бывает» – именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. Эти стихи Ивана Есаулкова передают содержание картины Петрова-Водкина Полдень. Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира. «Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета.
Конечно, для сегодняшней буржуазно-интеллигентствующей и просто мещанско-мелкобуржуазной публики, привыкшей к «евроремонтам» и всяческим хамонам на столах, быт тогдашних рабочих представляется убогим, а сами эмоции людей на картине, выраженные в жестах и мимике, – «по-совковому» примитивными. Пророком своих и чужих заблуждений, несбывшихся упований, ошибок, – но пророком». В автобиографической повести название родного городка у него звучит как «Хлыновск» – и звучит оно просто-таки как имя нарицательное, как символ глухой провинциальности, хотя в действительности Петров-Водкин очень любил свой город, утопавший в яблоневых садах, с теплотой он вспоминал своё детство, своих близких. Петров-Водкин, несомненно, знал традиции иконописи исам писал иконы, расписывал храмы. И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий.
Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник — обнаженный мальчик-подросток. Его можно повсюду узнать, он повсюду господствует». Картину «Купание красного коня» художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. Жизнь в«клоповниках-деревнях» он знал не понаслышке. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа.
Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. Там, в частности, экспонируется полотно «Смерть комиссара», созданное в 1928 году. В первом, уничтоженном варианте картины образ мальчика еще сохранял этот характер. Но если одни воспринимали Купание красного коня как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью.
Особенности «Купания красного коня»
Затем мой муж изменил первоначальное расположение фигур на картине». Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня». Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи». Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью.
Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что «конь величав, монументален исполнен могучей силы, помчись он – и не удержать его неукротимый бег». Красочные пятна как бы застыли на полотне. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. Толстого, картину В. Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения.
На выставке представлено 236 произведений живописи и графики (160 произведений из коллекции Русского музея) из собраний ГТГ, Саратовского художественного музея им. Салтыкова-Щедрина, васнецовские Богатыри и другие произведения.
Как развивался стиль Петрова-Водкина
молящаяся). Посмертная судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина косвенно дает некий итог всего его творчества.
К. С. Художник считал иначе. Это было этапное произведение в творчестве художника. Публика впервые увидела «Купание красного коня» в 1912-м на выставке объединения «Мир искусства».
Солнце то выглядывало, то пряталось тучи, а по небу рассыпались первые удары грома. «Так вот почему я написал своего Красного коня. » – воскликнул тогда художник. Тогда немалая часть творческой интеллигенции видела революцию не только как путь социальных преобразований, но как некий «вселенский переворот» из которого пускай вмуках, но родится обновленный человек. Идет гражданская война.
«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина
По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей». Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня».
При том что вроде бы художник отдает должное многим банальностям официозной ленинианы инеотъемлемые черты «великого вождя» очевидно прочитываются впортрете. «Электромагнитным» он новый век назвал неслучайно: Кузьма Сергеевич увлекался естествознанием. Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было).
Самое интересное в виде мозаики
По другой версии Красный конь и есть сама Россия. Вот таким образом конь на переднем плане – красный, другие кони вдали – розовый, буланый и белый. Красный, почти багровый цвет здесь используется в качестве символа агрессии и силы. Оно залито цельным, не раздробленным плакатно плоским пятном огненного цвета.
Отец художника, продолжатель «сапожничьей» династии, наставлял юного Кузьму: «Ты прежде Петров, апотом уж Водкин». Но вэтих глазах, отчужденно-холодных— смысловая доминанта портрета. Она возникает словно из какой-то чудесной дымки. Смысл образа Пантократора проявляется при знакомстве со всеми маленькими поэмами. Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров.
Записки переводчика с Андреем Десницким
Жалкие клоповники-деревни зацветут садами илюбовью ктруду свободному. В 1914 картину отправили на выставку в Швецию, город Мальмё.
Кто из трех претендентов отображен на финальной версии картины, неизвестно. Петров-Водкин запечатлел Ленина вгробу итогда уже задумал написать вождя революции, каким он представлялся ему при жизни: «Мне хотелось дать Владимира Ильича живым— дать уютную обстановку, где он сам ссобой. Когда началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня». ».
Истоки творческой индивидуальности
Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома. Петров-Водкин). Ярко-красный цвет коня прозвучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. В этом смысле он действительно был «пророком».
Есть и еще два претендента на роль прототипа всадника. Оттуда Петров-Водкин созерцает Русь. через две недели после приезда на Мишкину Пристань, Кузьма Сергеевич сообщает Шуре о работе уже над картиной, где он «посадил» всадника на коня «Мальчик называется» (2 августа 1912).
Юрий Михайлович Лотман, русский литературовед икультуролог, отметил сущность любого портрета: «портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения имистического отражения реальности». Здесь присутствует глубочайший итончайший метафизический момент— миг между жизнью исмертью человека, его взгляд не гаснущий, аскорее преображенный, устремлен куда-то дальше, глубже, «за земные пределы». Набатный красный цвет звучит энергично, как призыв к новой жизни. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться».
Жадный интерес к науке и искусству
Боюсь, что и картины быта и досуга, портреты сегодняшних пролетариев, в особенности – всякого рода гастарбайтеров, вкалывающих на стройках и в коммунальном хозяйстве, способны привести в шок и полное уныние рафинированно-интеллигентных «пролетарских революционеров». В этом произведении К. Петров-Водкин стремился еще не столько передать цвет того или иного предмета, сколько через цвет выявить смысл изображаемого. Это был полезный опыт, но существенных знаний он не дал.
у Б. Пастернака в стихотворении Гамлет: Гул затих. Приезд в Хвалынск петербургского архитектора Р. Ф. Мельцера изменил жизнь мальчика. В средней части полотна – в воде – фигуры белой лошади, которую тянет под уздцы ее спешившийся наездник и светло-алого жеребца с всадником, его мы видим со спины. Все члены семьи в оцепенении застыли и ждут чего-то страшного.
Петров-Водкин объективен и непредвзят. В картине 1926 года «Рабочие» он изображает победивший пролетариат в весьма неприглядном виде и за эту работу с радостью хватаются буржуазные искусствоведы. Кроме того, у слова «красный» в русском языке есть ещё одно значение — «красивый». Из Самары он на лето перебрался в родной Хвалынск.
Вместе с однокашниками он организовал артель вывесочников. Вэтом плане наиболее интересен его портрет Владимира Ильича Ленина (1934).
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России ХХ века. После кончины учителя Петров-Водкин попытался устроиться на работу иконописцем. К. Петров – Водкин, конечно же, учёл широкую обобщённость этого образа, вспомнив пушкинского «гордого коня», гоголевскую «птицу – тройку», блоковскую «стальную кобылицу. ». В 1914 году ее отправили в русский отдел Балтийской выставки в шведский город Мальмё.
Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Акогда началась революция, то говорили, что она была предугадана мной». Всего известно три варианта картины.
Это было этапное произведение в творчестве художника. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Известный критик 1910-х годов Всеволод Дмитриев, печатавший рецензии в «Аполлоне», едва ли не самом знаменитом журнале того времени, назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться». Октябрьскую революцию Петров-Водкин поначалу принимает своодушевлением: «Земле нужна перетасовка человеческая». Это было этапное творение в творчестве великого художника.
"Купание красного коня" Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Работами Петрова-Водкина владеет не только Московская «Третьяковка», картины живописца представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Петров-Водкин).
У нас нет оснований сомневаться в том, что Петров-Водкин запечатлел то, что видел изобразив, так сказать, «рабочий класс без прикрас». От вдовы художника картина попала в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, которая в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее. (Ср.
Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. Никакой сознательной хулы на вождя нового режима со стороны мастера, думается, не было. Второй вариант картины, вероятно, был написан в начале августа 1912 года. Многие русские художники восприняли революцию 1917 года с увлечением и энтузиазмом. Впоследствии, став известным художником, он постоянно приезжал домой из столицы пожить летом.
В ней, как считает Ю. А. И этот праздник – как надежду на будущую светлую жизнь – запечатлел Петров-Водкин. Ему страстно хочется все объять, познать законы вселенной. Купание красного коня стало кульминацией всего предшествующего пути К. С. А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро.
- Что-то перепуталось всамой жизни
- Путешествие, перевернувшее сознание
- Художественные особенности полотна
- РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ: ОРЛ, ВЗЛЕТЕВШИЙ ВЫСОКО
Именно вэтот период возвращается вискусство иПетров-Водкин, потому как искусство для него всегда было «творчеством, направленным кпостижению верховных запросов бытия» (К. Впервые полотно было показано на выставке «Мира искусства» в 1912 году и имело ошеломляющий успех.
Вглазах Ленина мистически отражается душа «фанатика схолодной кровью», жреца идеи. После посещения первых христианских катакомб вРиме вписьме матери он делится нахлынувшими размышлениями: «Исчезли тайные богослужения под землей, выстроились огромные блестящие золотые храмы сжирными, озверевшими попами иничего не осталось вних от прячущихся под землю красот человеческой души Собираются невежественные попы, спорят, ругаются из-за каких-то перстосложений, одежды иХристос все дальше, туманнее скрывается от людей, загороженный торгашами, непонятный, печальный, одинокий остается Христос». Только всередине 1960-х закономерно происходит его «второе рождение» для публики. В картине Петрова-Водкина красный цвет аллегоричен.
Их разговор (или спор) явно о чём-то приземлённом. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника. Выходец из социальных низов, Петров-Водкин объяснимо поддержал революционный переворот. Летом 1912 года Петров-Водкин писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь. ». Картина Кузьмы Петрова- Водкина «Купание красного коня» принесла славу художнику, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров.
Это Песни западных славян, как мне казалось, что эти вещи должны действовать сильно иостро». Визображении вождя смутно чувствовалась некая «идеологическая неправильность». У Петрова-Водкина вбарском доме все цело— иковры ифарфор ипортрет на месте. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина).
Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица» и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Только ноги коротки от бедра. Почему этим былинным конем управляет «надмирный», ушедший всебя, тонкий юноша вовсе не богатырской стати.
Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей. Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. На основании карандашных эскизов композиции можно только предположить, что на картине был изображён мальчик на коне, морда которого обращена вглубь пейзажа с горизонтальной линией высокого берега реки и двумя фигурами мальчиков на первом и втором планах. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина).
Осенью он уехал в Самару, экзамена не выдержал и тогда всецело отдался своему увлечению. Существует и мнение, что художнику позировал Владимир Набоков (так считает Александр Семочкин, бывший директор музея писателя в Рождествено). В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Горение красного цвета тревожно и радостно-победно и вместе с тем зрителя томит вопрос: «Что же все это значит. » Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня.
В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка. Элина Свенцицкая, писатель, доктор филологических наук, анализируя героев «Песен», отмечает: «Сами по себе герои этого произведения— герои свободы иволи. Вскованности поз, в«приглушенности звука», вкакой-то театральной постановочности самого действа читается внутренняя неуверенность новых хозяев всвоем праве здесь находиться. Беспочвенны попытки приписать Петрову-Водкину «обличение и неприятие победившего пролетариата», как и смешно звучит утверждение, будто его картина «Новоселье (Рабочий Петроград)» (1937) – это сатира на быт советских людей.
Он словно не считает себя причастным ко всему варварскому, что тогда происходило. Почему Петров-Водкин выбрал именно их. Это ничуть не умалило решимости юноши заниматься рисованием. Фигура Ленина струдом вписывается вограниченное кабинетное пространство ивэтом композиционном решении попытка передать масштаб личности— это образ не кабинетного мечтателя, ачеловека громадного исторического значения, который, по выражению самого Петрова-Водкина «спел свою песню на свой лад, апо земле она каждому своей стала». Я начал писать купание вообще.
Петров-Водкин родился в Хвалынске на Волге в семье сапожника и о живописи можно было только мечтатьглядя на зелень садов, лесистые холмы, высокий берег Волги. В ней даже намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась. Увидеть этот Свет, обратиться кнему, стать причастным ему— есть вечный путь «умиления злых сердец».
«Купание красного коня» сравнивали, как уже говорилось выше, «со степной кобылицей», отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М. Е. Ився земля, данная Петровым-Водкиным срезами, холмами, пересечениями сфер— живым, дышащим космосом, пронизана этим неземным прозрачным свечением, «покрывающим» всю мирскую смятенность, надрыв, злобу.
Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью – поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». У меня в жизни длиннее». Родом из Хвалынска, уездного городка на Волге, где вросшие вземлю, подслеповатые деревянные домишки бедноты жались друг кдругу поодаль от солидных домов богатых хлеботорговцев— там мать Петрова-Водкина работала прислугой. В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске.
Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению. Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). Именно она наводит ужас на всю эту семью. Это полотно художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет.
Конь же проделал обратную эволюцию: от ничем не примечательной деревенской лошадки к литому, огненно-красному, с мощной статью коню, который легко несет на себе погруженного в лирические грезы всадника. Некоторые позже разочаровались, уехали за границу. Воля— не всвоеволии, авуверенности, что иначе поступить невозможно ивспособности принять все последствия Свобода героев еще втом, что они действуют, не уповая ни на власть, ни на высшие силы, алишь на собственное разумение». Он служит ей, не человечеству. Был ли Ленин для Петрова-Водкина человеком, который, заваривая кашу кровавой революции вРоссии, опирался «лишь на собственное разумение», будучи при этом уверенным, что «иначе поступить невозможно».
Работа над картиной «Купание красного коня» началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года. Тревога – одно из последних значительных произведений Петрова-Водкина. (1934 г. ) На ней передано стойкое ощущение страха, тревоги, чего-то угрожающего. Первые этюды художник начал писать на хуторе «Мишкина пристань» в Саратовской губернии. Однако революционный пафос картины отчасти стихает, когда мы переводим взгляд на всадника. Отношение квере унего было таким же— доморощенно-бунтарским.