Как Выглядят Гусляры
И поклонники инструмента не уступали, постоянно преобразовывая инструмент. Основной приём игры— арпеджиато от нижнего звука к верхнему. Сначала мастер подбирает древесину. Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, т. е.
Гусли с игровым окном (новгородские) – инструмент имеет игровое окно в которое вставляется рука с тыльной стороны инструмента как у скандинавских лир. Строй вначале был диатонический. Кроме того, в то время люди чаще всего рождались и умирали, практически не выезжая за пределы окрестных деревень и только из уст певцов-сказителей могли узнать о жизни во внешнем мире, о героях и недругах родного края. Корпус инструмента из деревянного бруска выполнен в более изящной форме. Здесь же мастер, если нужно, покрывает инструмент морилкой или лаком.
- Помогите пожалуйста с заданием по окружающему миру
- Описание картины Виктора Васнецова «Гусляры»
- Вспоминаем забытую музыку вместе сСергеем Плотниковым
- Гусли – русский народный инструмент
- Видео: Гусли на видео звучание
- Непростая и интересная судьба музыкального инструмента
- Устройство клавирообразных гуслей
На таких гуслях играли «под песни», «под пляску» и даже «под драку», эта разновидность считается простой, «народной», такие гусли были даже в бедных домах. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. Эта конструктивная особенность присуща лирам, но не гуслям. В русской традиции каждая трубочка на кугиклах имеет свое название: «гудень», «подгудень», «средник», «подпятушка» и «пятушка». Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса. Более современной разновидностью гуслей является арфа.
Между корпусом и колковым рядом находится область игрового окна. По внешнему виду их довольно просто отличить, так как струны на них натянуты веерообразны и сужаются к «пятке». Скорее всего были. Уних малое количество струн— 5–6 штук инеочень большой диапазон звучания.
Народные гусли были трех видов: лирообразные, крыловидные ишлемовидные. Затем у расщеплённой и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. Почему «кантеле». При желании можно найти мастера, который изготовит для вас персональные гусли. Играли на гуслях преимущественно при помощи обеих рук, ставя инструмент вертикально на колени или размещая горизонтально. ВXVII веке вСанкт-Петербурге гудок был популярен среди матросов и солдат.
- Словари и энциклопедии на Академике
Если гусляр затрагивает сразу все струны, то это называется «бряцает». Калюка— это травяная дудка или обертоновая флейта. Он пишет, что гудок – это инструмент черни. Интересен рассказ Якоба фон Штелина— немца который жил вПетербурге вXVIIIвеке. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.
В XII веке любого, кто был замечен в ворожбе, рассказывании сказок или гудении в гусли, ожидали «посмертные муки». Это плоское корытце с пазами для шести колков. Крыловидные или звончатые, гусли имеют от 5 до 14 струн играть на них нужно, перебирая все струны, «бряцая» и глуша пальцами другой руки ненужные звуки. Ноони относились кнародной традиции марийцев ичувашей. На них можно играть стоя или сидя. Сами носители языков, в которых словом «кантеле» называются всякие гуслеподобные инструменты, акцентируют необходимость применения этого термина к их собственным национальным инструментам. Струны их гуслей были кишечные число их не всегда было одинаково.
В нижней части размещался круглый валик, т. наз. Музыкант играющий на гуслях, называется гусляром. Аеще этот инструментиспользовали скоморохи. В Новгороде также были найдены маленькие гусельки (предположительно длиной до 37 см), украшенные резьбой и свастикой иллюстрирующей образ священной лозы.
Роль деки здесь играет голосная доска, которая устанавливается на фронтальной части. Но в любом случае надпись свидетельствует о том, что гусли принадлежали славянину. На крыловидных гуслях играют, как правило, разом затрагивая все струны («бряцание») и глуша ненужные струны пальцами левой руки. На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами.
Музыкант, который играл на таком инструменте в средние века назывался гудцом. Тонкая струя воздуха, попадая наострую кромочку, рассекается — иполучается свист. постоянно звучащих при игре. Есть и другое – яворчатые (явор – клен).
Появились гусли трапецивидной формы. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем. Такие гусли встретить не так просто – они довольно редкие.
А пели- рассказывали ту былину под аккомпанемент гуслей звончатых. Я полностью за то, чтобы закрепить термин «кантеле» за инструментами без открылка. На гуслях играли многие герои эпоса Руси: Садко, Алеша Попович, Добрыня Никитич, а также предполагаемый автор «Слова о полку Игоревем» Баян. Изготавливается из резонансной древесины, но также применяют и клееную фанеру. Колебания струн передаются декой через подставку. Сезонный инструмент. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку).
На гуслях играли многие герои былин и сказаний – богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич, Садко и Баян – автор «Слова о полку Игоревом». Возможно, этим художник хотел показать безоглядную слепоту молодости, либо придать картине ореол мистики изобразив юродивого – древние славяне верили в их особый дар и способности. Существует множество приемов, самые распространенные из которых «подщипывание» и «глушение».
Технология изготовления достаточно проста. И по причине многообразия видов каждого названия и многообразия названий каждого вида, показать конкретный инструмент и сказать: «вот это — гусли», показать другой: «вот это — кантеле», — невозможно. Реже можно встретить гвоздики, вбитые с торца. Существуют гусли шлемовидные, треугольные, трапециевидные, прямоугольные (щипковые). Это могли быть либо гусли шлемовидные, либо с игровым окном.
Принцип тотже, ноиграть легче. Для прочности склейки острием ножа делают царапины на обеих склеиваемых поверхностях. Самый древний вариант— лирообразные гусли, которые вышли изупотребления вXIVвеке.
В «преданьях старины глубокой» говорится, что ни одно событие, будь то свадьба или похороны, княжеские или бедняцкие застолья, семейные или общегородские мероприятия не обходились без сопровождения мелодичного звучания гуслей. Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, чаще 6-9, настроенных по ступеням диатонической гаммы (иногда в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Толщина инструмента варьируется от 4 до 6см, а длина— не более 800мм. Металлические струны (от 4 до 6), установленные на инструменте, усиливали его звучание. Свадебный аккомпанемент гармониста стоил 10рублей. Расстояние между колками 25 мм.
Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие) или выжигает несколько маленьких отверстий. «Гусельная доска», «досточка гусельная» — под таким названием упоминается в песнях и былинах инструмент и его составные части: «досочка», «шпенечки» (название колков в былинах, служивших для «налаживания» струп иначе настройки), струны. Однако именно гусли существовали исключительно на Руси.
Крыловидные гусли были распространены в XIX—XXвв. Где бы гусли с игровым окном на Беларуси могли встречаться. Благодаря открылку эти гусли ощутимо громче и резче, чем, например, гусли-кантеле. К пятке мастер прилаживает струнодержатель.
На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн. Совсем недавно при археологических раскопках, проводившихся в Новгороде (1951-1962 гг. ), в культурном слое XI века среди предметов из кожи, кости, тканей и дерева были обнаружены и музыкальные инструменты. Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми».
Верхняя дека инструментов имеет резонаторные отверстия. Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Игрой сопровождали пение медленных песен и плясовых мелодий.
Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в СлужебникеXIV века, где в заглавной букве Д представлен человек играющий на гуслях и вМакарьевскойЧетье-Минее1542года). Виктор Михайлович был человеком с необычной судьбой.
Юноша слеп. Чаще всего это хвойные: ель, сосна, кедр и др. Автор – выдающийся художник и архитектор Виктор Михайлович Васнецов. Гудки, а также гусли и домры церковники в письменных средневековых источниках часто называли «бесовскими сосудами». Правой рукой «выщипывается» мелодия, а левая зажимаются аккорды.
Иногда гусляры используют приёмы выщипывания звуков и пальцами левой руки, это обычно безымянный и большой пальцы. Есть упоминание немецкого путешественника Адама Олеария, который пишет, что вМоскве вовремя правления Алексея Михайловича было собрано пять возов музыкальных инструментов, вывезено наБолотную площадь исожжено. Торцевые стороны должны быть более широкими. Далее на торцевые или капковые бруски в верхней части будущего инструмента устанавливают колки, в нижней — струнодержатель (металлический пруток или трубочка из прочной стали), способные выдерживать довольно сильное натяжение струн. Внимательность при игре на таком инструменте – залог успеха, вот таким образом мы видим опущенные головы и работу рук, пальцы которых рождают одну за другой новую ноту. Абсолютно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы.
Однако в отличие от многих лироподобных инструментов, вирбельбанк (уплотнение для вкручивания колков) и опоры вирбельбанка (стороны игрового окна) являются частью корпуса (сделаны с корпусом из одного куска дерева). Это может быть и сосна и ель иногда — кедр. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. Во втором случае инструмент устанавливается ребром (боком) на колени и для удобство немного наклоняется к исполнителю. На одной из частей гуслей была вырезана надпись «Словиша». И вот как раз такие гусли без открылка составляют основной процент этих «кантеле».
В старину материалом для изготовления служили явор (разновидность клена с белой древесиной), рябина, яблоня, ель. Струны их гуслей были кишечные число их не всегда было одинаково. Крыловидные гусли были распространены в XIX—XXвв. Дабы струны звучали громче, звонче, «яро», ящичек прикрывался специальной крышечкой-декой, сделанной из кожи или из дерева. При игре на кугиклах издают голосом звуки, похожие на звук трубочек. Раньше также использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор.
Академическая музыка, мелодическая декламация, духовные стихи, народные наигрыши и песни – это небольшой перечень музыкальных жанров, которые исполняются на инструменте. С наружной стороны деки укреплены две дугообразные планки. На тыльной стороне — изображение льва и птицы. То есть можно с уверенностью назвать русские гусли феноменом (иностранцы нередко называют их трапецевидными из-за характерной этнической формы).
Были ли такие гусли на Беларуси. В таком случае струны пропускают через порожек. Она достигает в отдельных экземплярах 1/3 длины струны. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие) или выжигает несколько маленьких отверстий. Только эти типы гуслей существовали в XII веке. Существуют оригинальные техники игры – когда двумя руками дергаются ноты с разницей в октаву, так играют марийцы.
Смотря на полотно, мы буквально ощущаем себя рядом с героями творения Васнецова. Но всё равно дека делается из елового массива (идеально) или из дощечек (хуже). Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Академическая школа включает в себя и оркестры народных инструментов, вот таким образом имеет свою школу исполнения и многих известных артистов-гусляров (некоторые современные коллективы упоминают в своем творчестве этот инструмент, например Гуф Гусли). Шлемовидные гусли были очень популярны накартинах ивкино.
После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Как правило, можно встретить самоучители игры на звончатых гуслях. Можно встретить и более поздний способ сборки инструмента на раме. Мог ли он догадываться о том, что взяв в руки холст в последнем году уходящего столетия, картина «Гусляры», выполненная маслом, будет украшать одну из стен Пермской художественно галереи.
Это число может доходить до 66. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. В принципе (да простят учёные мужи такое обобщение), гусли и кантеле — два названия одного и того же инструмента, пережившего и в Прибалтике и в Скандинавии и в России и в других европейских странах, свои уникальные этапы эволюции. Гусли считаются одним из самых древних русских струнных инструментов: наиболее ранний экземпляр, обнаруженный археологами, датируется XI веком. Крестьяне активно использовали гудок вXVIIIвеке. Считается, что только в этом случае будет иметь место характерное, неповторимое звучание.
По инициативе и убедительной просьбе русского энтузиаста, создателя «Великорусского оркестра» народных инструментов В. Андреева, а также его сподвижников Н. Привалова и О. Смоленского музыкальным мастером Фоминым были сконструированы хроматические клавишные гусли, а затем и целое семейство щипковых гуслей, состоящее из пикколо, примы, альта и баса. Под его звуки ходили напокос. Основной приём игры— арпеджиато от нижнего звука к верхнему19.
Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей – «яровчатые». Он уже пережил юношеские заблуждения, но этому человеку еще далеко до седины. Первое упоминание о гуслях на беларуских землях датируется XII веком (в работах Кириллы Туровского и то, что имелись в виду именно гусли, а не любой другой инструмент, названный этим «универсальным словом» ясно из контекста). Затем появились крыловидные гусли, которые народ использовал вплоть до1980-х годов.
Натерритории России — 50видов гармоней. Старость выступает здесь символом мудрости. Многие эксперты считают, что именно отсюда такое называние. Русоволосый отрок с усердием играет на гуслях и поет. Большой популярностью в народе пользовались 20-25-струиные гусли. Материал – древесина.
Музыкальные инструменты помогали им совершать подвиги, ведь согласно легенде, настроенные по-особому, гусли влияли на человеческие чувства, вызывая смех и слезы, гипнотизировали и навевали сны. Прямых указаний на это нет, зато есть косвенные. Размеры — длина 600 мм, ширина 250 мм, высота обечайки (боковой части) 45 мм. Изтравы— народный вариант, асейчас делаются пластиковые. Играют так же и мелодии (техника «набивания», «выборная», «подщипывания»). Кстати, на YouTube есть большое количество роликов, демонстрирующих игру на гуслях. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни.
«Гусль» – это одна струна, а «гусли» – их совокупность. Открылок — дополнительная «площадка» для отражения звука, дополнительная резонирующая дека (хоть и некорректно применять термин «дека» к открылку, зато понятно объяснил). После высыхания (12 ч) заготовку обрабатывают, убирая остатки клея. В целях более прочного крепления колков отверстия в корпусе на левой боковой стороне рассверливаются на 1, 3 мм меньше, чем диаметр самих колков. Крайние колки находятся на расстоянии 75 мм от края сторон. Особенной чертой является тонкий, около 6-11мм, открылок. На крыловидных гуслях играют, как правило, разом затрагивая все струны («бряцание») и глуша ненужные струны пальцами левой руки. Калюка делается излюбой пустотелой травы— дудника, кокорыша.
Существует около 12 различных способов настройки гуслей. Как ясно из названия, этот инструмент отличает наличие открылка. Другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Гусликрыловидные (илизвончатые) состоят из долбленого или клееного плоского корпуса крыловидной формы, на деке которого натянуты от 4 до 9 металлических струн.
Количество струн от 55 до 66. Снизу есть отверстия. Воссозданием древней традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Однако после крещения Руси гусли попали в немилость у христианской церкви. Сжатие досок осуществляется двумя деревянными клиньями, забиваемыми навстречу друг другу.
Это достигается постановкой трёх (иногда четырёх) пальцев между струн, что позволяет быстро менять аккорды. Таким образом, с боковых и торцевых сторон доски получаются четыре стенки. Дуем слабо— звук низкий, дуем сильно— звук высокий. Также их называют звончатыми, они имеют диатонический звуковой ряд. Финны говорят, что впервые кантеле сделал Веймемёйнен (источник «Калевала»). Кажется, объяснил.
Задний план прекрасно дополняет основную мысль, переданную автором. К большому сожалению, гусли для музицирования в быту теперь почти не употребляются. После мастер ставит колки и натягивает струны (обычно их длины высчитываются заранее).
Играют так же и мелодии (техника «набивания», «выборная», «подщипывания»). Инструмент существует и применятся по сей день. Гусли – это символ Руси, национальная гордость и отражение русского характера, сильного и чувствительного, загадочного и открытого.
Вообще «гудебными сосудами» на Руси называли почти все струнные инструменты, в том числе и гусли-погуды. Эта простейшая форма гуслей способствовала тому, что играющие могли носить инструмент «под пазухой», «под мышкой». Позже гусли были реабилитированы и использовались и в церковной обрядовой музыке. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась.
Чтобы избежать этого, нужно сверху дощечек положить груз. Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к «пятке» (место, где находится струнодержатель). Но время изменяло этот древний инструмент. Струны приглушаются пальцами левой руки, так же как и у крыловидных. Decke, букв. Считается, что это женский музыкальный инструмент, на котором играют ансамблем из трех-четырех исполнительниц. Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху.
Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. По некоторым данным, гусляры считались колдунами, а гусли – «бесовским инструментом». Подобные орнаменты сообщают нам о языческих культах древнего Новгорода.
Инструмент был особенно популярен в Брянской, Курской и Калужской областях. Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек играющий на гуслях и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). Родственные инструменты: кантеле и коклес. Натягивались струны на специальный выдолбленный ящик, похожий на небольшое корыто.
А так как хороших, «раскрученных» терминов не хватает, то почему бы не воспользоваться тем, который и искать не надо. Под гусельный аккомпанемент исполнялись и до сих пор исполняются былины, сказания и более эпические вещи, например, «Слово о полку Игореве». В XVI веке один из вопросов на исповеди звучал как: «Не пел ли ты песен бесовских, не играл ли на гуслях. » Во время царствования Алексея Михайловича изъятые у населения гусли сжигались возами.
Восновном ихпокупали, чтобы играть насвадьбах. Но в литературе, вопреки здравой исследовательской логике, такой шаг всё-таки был сделан. Легко проследить эту эволюцию: со временем гусельная манера игры (гусли на коленях, прислонены к животу) вытесняет лирную (вертикальную). Звукоряд диатонический. Чтобы дека не деформировалась при натяжении струн, ее наклеивают на деревянные планки (пружины), проходящие внутри корпуса. Существует около 12 различных способов настройки гуслей.
Получилось это случайно, но эффект мне нравится. Для того чтобы не приглушалось звучание струн, на углах двух торцевых сторон устанавливаются металлические пластины в форме уголка, а на деке размещаются две подставки из твердого дерева (бук) для струн имеющие острый угол. Все они исполняют песню, об этом говорят приоткрытые рты музыкантов. Самый древний свистковый духовой инструмент, разновидность многоствольной флейты. На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Так появились гусли крыловидные.
Гармошка была самым дорогим инструментом. Различают крыловидные, гусли с игровым окном и шлемовидные гусли. Они ведь жили среди народа и сами были простыми людьми. На шлемовидных гуслях все 10-25 струн при игре защипываются пальцами обеих рук. Их изящный корпус выполнен из деревянного бруска.
Гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово) или, как их пренебрежительно стали называть гусляров — сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Это достигается постановкой трёх (иногда четырёх) пальцев между струн, что позволяет быстро менять аккорды. Трепетным уважением и любовью к миру Древней Руси проникнута картина «Гусляры», написанная в 1899 году. Кладется так же, как и другие разновидности, на колени. Он уникален по простоте и исполнительским возможностям.
В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны. Поэты воспевают их в своих стихах, а художники отображают в своих картинах. Гусляры – не случайные герои картины. По форме выделяли шлемовидные (или псалтырь), крыловидные (звончатые) и трапециевидные гусли. Самое малое количество струн, зафиксированное на гуслях, – пять. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем.
На крыловидных гуслях (в академической школе их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам (бряцание) и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, а так же игра мелодий (техника набивания, выборная, подщипывания), на шлемовидных или псалтырь, струны защипывают обеими руками: левая басы, а правая – мелодию. Абсолютно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Особенной чертой является тонкий, около 6-11мм, открылок. Гусли, которые изобразил Васнецов, состоят из трех рядов струн, что очень символично.
Мастера по деревообработке различают правую и левую сторону досок. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников) и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска.
Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к «пятке» (место, где находится струнодержатель). Легче всего найти песни и ноты под 9-ти или 12-ти струнные гусли. В центре внимания три человека. Внешне все они похожи, ноимеют разный строй иразное звучание. Это, так называемые «шлемовидные» гусли.
Есть предположение, что у славян имя инструмента граничит с той самой звучащей тетивой, которую в старину называли«гусла». Т. е. Глаголом «гудеть» обозначали те звуки, которые извлекаются при соприкосновении со струнами. Широкого распространения в народном музицировании не получили. Жили когда-то на Руси Великой люди – песенники-сказители.
Хотя есть и другая версия, по которой «Словиша» – это личное имя инструмента, а не его владельца. Раскрасневшиеся щеки выдают его волнение и переживания. Помнил он, говорят, прежних времен усобицы.
Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Видимо, ненависть была в первую очередь основана на связи гуслей с языческими верованиями. Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, чаще 6-9, настроенных по ступеням диатонической гаммы (иногда в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень).
Репертуар исполняемый на гуслях, очень разнообразен и находил применение во всех сферах жизни – духовной, праздничной, обрядовой. Остаётся только догадываться, о чём они поют. Шлемовидные гусли – имеют форму шлема или холма, от 10 до 25 струн такой же настройки. Собирается резонирующая коробка, частями используется клей или мелкие гвоздики. Были также найдены главные детали инструмента — верхняя дека и струнодержатель. Также проделываются вспомогательные отверстия.
Толщина инструмента варьируется от 4 до 6см, а длина— не более 800мм. В числе находок были детали и самых древних гуслей. Позднее хроматический. Такой нехитрый инструмент брали вночное дежурство пасти коней. В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски. Встречаются и мнения, что струнные инструменты такого плана пришли с востока (Китай — струнный инструмент гуцинь известен ещё задолго до Рождества Христова) и версии того, что римляне завезли лироподобные инструменты далеко на север во время колонизации А сколько мнений высказывается в разных странах о самобытности местных видов инструмента.
Орнаменты на гуслях свидетельствуют о языческих культах древнего Новгорода. если гусли с игровым окном смело можно назвать «гусли-лира» и все поймут, — то гусли без открылка с таким же успехом могут назваться «гусли-кантеле» или просто «кантеле». 30свадеб отработал — иокупил цену гармони. На найденных в Новгороде гуслях отчетливо просматривается надпись «Словиша» – имя, происходящее от «славии» и означающее «соловей». Диапазон звучания составляет 4—6 октав: например, для 4-х октавных гуслей от Ля большой октавы до Ля третьей для 5-ти октавных от Ля контроктавы до Ля третьей для 6-ти октавных от Ля контроктавы до Ля четвёртой.
В дворянских кругах в моду входят европейские инструменты: арфа, затем клавесин. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников) и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. Мывсе вдетстве свистели втакие трубочки. Арфа, кифара, лира — это все родственные инструменты со схожим принципом извлечения звука. Открылок — тонкая часть корпуса, выступающая за колковый ряд.
Гусли— струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Научные работники Беларуси и России утверждают, что гусли это слегка модернизированный «музыкальный лук» (примитивный народный музыкальный инструмент известный во всех странах) и возникнуть гусли, как музыкальный лук со многим числом струн могли где угодно, довольно давно и абсолютно самобытно. струнодержатель, в верхней — деревянные колки настройки инструмента. ВЕльце спрашивали: «Сколько стоит гармошка. » Продавец отвечал: «30свадеб».