Какие Картины Нарисовал Репин

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Жил в Италии и Франции (1873–1876). В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Все заняты. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Все знавшие Мусоргского были в восторге от портрета — так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. Этот мужчина слыл в городе колдуном. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.

Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.

Репин Илья Ефимович, 
– жанровая живопись, 
мифологические картины,

Репин Илья Ефимович, – жанровая живопись, мифологические картины, портретная и историческая живопись в стиле реализм

Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.

Больше всего художника восхищали бескрайние волжские пространства и их резкий контраст с несчастными людьми, вынужденными заниматься непосильной работой. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. И вот уже перед нами не царь, а отец. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.

Но он мечтает о большем. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Вот она вещь в уровень таланту. Внимание художника тяготит их. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.

5 мистических фактов 
о картинах Ильи 
Репина

5 мистических фактов о картинах Ильи Репина

Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Стасов присылает ему все, что он просит.

Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. 1 факт.

Черная энергетика 
картин Ильи Репина

Черная энергетика картин Ильи Репина

Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19.

Много учился на написании портретов близких и друзей. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину.

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Как и многие дети военных поселян, Репин поступил в военную школу, на отделение топографии. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».

Вегетарианцем стал и сам Репин. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».

Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.

2 факт. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Они словно противопоставлены друг другу. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. 5 факт. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н.

Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Она ушла из жизни в 1931 году55.

Илья Репин – биография, 
фото, личная жизнь, 
картины художника

Илья Репин – биография, фото, личная жизнь, картины художника

Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Имя Репина стало широко известным. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.

А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Репин забыл о конкурсе, об Академии.

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц.

Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Мне минутами становилось страшно». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.

Илья Репин: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)

Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».

Репин никуда не делся. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».

В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Труд — вот что определяет и украшает человека.

— сказал Крамской. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Комната небогатой интеллигентной семьи. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

Это вы сами. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Написан портрет вдохновенно.

Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. А свеча становилась ниже и тени менялись.

Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.

Илья Репин – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В его взгляде осуждение и тревога. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Третьяков»109. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.

Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Рассмотрим "ближний круг". Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.

Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто.

Берег Волги. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

  • Илья Репин: биография и факты из жизни
  • Персоны и личности (интересное о известных)
  • Картины и рисунки Ильи Ефимовича Репина
  • РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Репин Илья Ефимович (1844-1930), часть 1
  • Топограф иконописец, студент Академии художеств
  • Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Первый факт. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  3. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  4. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  5. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  6. Путешествие по России: Самарская область

Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.

Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Репин считал сам эту картину красивой.

  1. Биография художника Ильи Репина
  2. Картины художника с отдельным описанием и названиями
  3. Краткая характеристика творчества
  4. Поездка за границу и жизнь в Москве

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. М. Бунакову. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.

Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.

Илья Репин: биография 
и факты из жизни

Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В его глазах читается печаль, тоска. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.

Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Этюд получился превосходный. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.

Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».

Публике картина понравилась. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.

Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Не доносчик ли. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.

Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Центральная группа словно недовольна своей ролью.

«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.

В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.

Крамской. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. — Да это превосходно. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Америка—Франция—Россия.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). «Как. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Подробность шекспировского комизма.

Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Ему удалось создать не просто рядовой портрет знаменитого писателя, а из ряда вон выходящее художественное произведение.

Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. -— И. Г. ), они много смеялись». В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вся центральная часть написана самим Репиным. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.

Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. К тому же и погода благоприятствовала работе. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.

На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.

В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. художественный музей им. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.

Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.

В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Так ли это – судить зрителям. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.

На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.

Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное".

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора.

Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. "Я родился военным поселянином.

Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Репин дважды подавал прошения об отставке.

Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни.

Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).

Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. В эту минуту в комнату вошел Христос. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.

Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.

Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.

— И. Г. ) посидеть мне смирно. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». О картине появилось много статей в периодической печати.

Портрет производит яркое и сильное впечатление. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».

В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Это лучше всех ваших академических работ. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.

Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Каждый персонаж переживает что-то своё.

Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Репин встречал их по средам.

Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.

Рисунок уверенный, лепка твердая. О чем эта история. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

Убийство свершилось. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже.

Пятый факт. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Казалось, она спит.

Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.

Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Общение с прежними друзьями было только заочным. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. я работал завороженный. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Работал весь день, не замечая времени. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие и из-за этого был проклят. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.

Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.

К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).

В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).

Силу человеческого духа увидели в картине современники. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.

Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. За окном летний день.

Л. Н. Толстого». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.

«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Глаза ясные и добрые. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.

Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.

Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого.

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.

«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.

Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

Он идет прямо к матери. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.

Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний.

И все же в этой картине Репиным обнаружено незаурядное мастерство и в отдельных фигурах, в их обдуманной и острой характеристике есть большая жизненность. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.