Никитин Иван Художник Картины

Иван Никитин: жизнь и творчество художника

Отец его, Никита Дементьевич, был священником в Москве при церкви во имя св. Так, например, до сих пор неизвестно, у кого он учился. Выехал в 1742 году и скончался по дороге. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.

Екатерина благоволила к Никитину и милость ее выразилась, между прочим, в личном выборе для него невесты, Марьи Федоровны Maменс. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия.

Братья Никитины 
– русские художники 
 века

Братья Никитины – русские художники века

Известны несколько художников с таким же именем и работавших в те же годы. Холст, масло. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения.

При этом, вероятно, благодаря заступничеству Ушакова, дом Никитина и пожитки были оставлены ему «на пропитание». Пет. Этот образ полон обаяния. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Ему же П. Н. Петров приписывает изображение Ермака, отмечая в нем характерные для Никитина «густые колеры с красноватыми, глубокими тенями», фантастичность наряда и правильное положение теней, отличающее западноевропейское письмо от северного и восточного, а также и портреты Макарова, Черкасова, Румянцева, подходящие к ним по колориту.

Любимый художник 
Петра Великого

Любимый художник Петра Великого

Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Учился в Петербурге у И. Г. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716 – 1719).

В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. В 1716-1720 гг. Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Кроме того, в комнатах Никитина были писанные масляными красками портреты Петра, Екатерины I, царевны Анны Иоанновны и двух неизвестных составителю описи лиц, а также 14 других масляных картин.

Иван и Роман оказались в Тобольске. Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование. Все учатся на государственную пенсию. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге.

Родился в семье московского священника. Последний ставил Никитина очень высоко и издавна покровительствовал ему. Семейные неудачи сделали Н. еще более сосредоточенным, замкнутым и мрачным. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени. Иван Никитин. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре.

  • Картины — Никитин, Иван Никитич
  • Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
  • Иван Никитин – первый русский портретист
  • Никитин Иван Никитич (около 1680 – не ранее 1742)

Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Взгляды подобного рода были весьма распространенными в то время и в духе их двоюродный брат Никитина, расстрига Осип Решилов, в иночестве Иосия, составил «Житие Феофана», полное соблазнительных подробностей и обвинений его в ереси. Иван Никитин. Иван Никитин. Процесс H. в Тайной Канцелярии был закончен в декабре 1736 года, но доклад о нем быть утвержден Анной Иоанновной только 5-го ноября 1737 г. Ивана Никитина признали государственным преступником, приговорили «бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом».

В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны. Холст, масло. Во Флоренции Беклемишев просил владетеля Тосканы принять Никитина и др. Из сделанной в 1741 г. капитан-поручиком Сырейщиковым описи вещам, хранившимся в московском доме Ивана Никитина, видно, что в то время существовали еще следующие произведения любимого Петром художника: две картины, писанные на полотне и изображавшие «Распятие Господне», сюжет, за который Н. принимался не раз, незадолго до своего ареста, под влиянием удручавших обстоятельств жизни 12 кусков шпалер двоякого формата с орнаментами зеленых тонов, «по желтой земле, с поталью» тщательно написанное на полотне «Распятие», высотой 1 арш. Потом Учился в Петербурге у И. Г. Танауэра, для дальнейшего обучения был послан Петром I в Италию (1716-1719). Биограф его, П. Н. Петров, полагает, что Никитин в Сибири, где портретная живопись была в большом почете, не мог сидеть без работы и высказывает, между прочим, предположение, что в купеческих домах и многих церквах Тобольска можно найти картины кисти этого художника.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Портрет государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина
  • Портрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра
  • Портрет цесаревны Анны Петровны
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Никитин, Иван, художник в книгах

В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. После возвращения становится придворным художником. Придворным живописцем Никитин состоял до 1732 года. Головкина (1720). Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы.

Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Холст, масло. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье. и шириной 1 арш.

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). 90, 9 x 73, 4 cм. Димитрия Солунского, у Тверских ворот в Белом городе.

Где он получил первые познания в живописи, в точности неизвестно, но нужно думать, что, будучи вхож, как певчий, в Кремлевские палаты, он имел возможность видеть образцы искусства голландского живописца Корнелиуса Брюейна (который в 1703 г. писал портреты царя Ивана Алексеевича и царицы Прасковьи Феодоровны). По словам Я. Я. Штелина, «из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник, коего работы и поныне еще находятся в разных российских церквах в С. -Петербурге». В его осанке – чувство собственного достоинства. Впрочем, его специальностью была живопись портретная: во всех счетах, хранящихся в кабинете Петра Великого, он именуется «двора Его Величества персонных дел мастером» из чего можно заключить, что по возвращении в 1720 г. в Россию Н. был сделан придворным живописцем. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером.

12 верш. Жена скоро разлюбила Н. и даже изменила ему. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии.

Картины — Никитин, 
Иван Никитич

Чернышева, А. И. Ушакова, барона С. Г. Строгонова, П. Л. Полуботка и др. 54 х 43см. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Брак этот, однако, был несчастлив.

Выехал в 1742 году и скончался по дороге. Скончался по дороге в Москву. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет. Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником. Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер. Портреты впечатляют психологической достоверностью, реалистической убедительностью.

Также был определён круг произведений Никитина, установлена принадлежность картин его кисти. Отличаясь любознательностью, Н. выучился «счетной мудрости», стал разуметь латынь и, сверх того, пристрастился к живописи. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя.

Парик – по моде того времени. Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. После возвращения становится придворным художником. В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди.

«Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.

Быстро завоевывает авторитет при дворе. Привезенный на подводах в Тобольск, Никитин был оставлен там на собственном иждивении.

Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Портрет канцлера Г. И. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами – русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней.

Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Попались мне на встречу Беклемишев и художник Иван. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714). В 1716-20 гг. Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена.

Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. 88 x 67, 5 см. Если в 1816 г. Петр много хвалился перед прусским королем искусством Никитина, считая его «добрым мастером» еще до его путешествия за границу, то по возвращении из Италии Н. должен был обладать еще большим мастерством. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. В них есть и композиционное мастерство и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать цветовые пятна.

Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки. После возвращения становится придворным художником.

Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713). 3-го сентября 1721 г. в Юрнале Петра Великого отмечено, что «на Котлине острову, пред литоргиею, писал Его Величества персону художник Иван Никитин». Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Иван Никитин становится его учеником. Его творческая биография полна загадок.

Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Умер не ранее 1742 года по дороге из Тобольска в Москву, возвращаясь из ссылки. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра. Сначала Никитин был учителем «цифири», т. е. арифметики и рисования в Московской артиллерийской школе, а потом состоял при Оружейной Палате.

В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. В 1727 г. Н. женился и переехал с молодой женой в Москву. Уже в ту пору Петр гордился своим доморощенным художником-портретистом. Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приемов парсуны, стремится точно передать характерные черты модели («Цесаревна Анна Петровна», «Царевна Наталья Алексеевна» – оба до 1716). Необычна его биография.

Из других предметов особенного внимания заслуживают собрание монет и библиотека. Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове. 31/2 вершка, а по сторонам его семь икон.

Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. За это время им написан ряд портретов и, между прочим, портреты Императора Петра Великого (на смертном одре), находящийся в Имп. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии).

В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Имея, благодаря этому, возможность часто являться на глаза Государю, Н. вскоре сделался известным Петру Великому и по своим художественным опытам.