Какие Вьючные Животные Изображены На Картине Верещагина
Кто из вьючных животных изображен на картине верещагина
По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Дорога становилась все более опасной. Тамерлан считал, чтоподобные пирамиды прославляют егополководческий талант. Автор обвинял Верещагина в корыстолюбии, пристрастии к саморекламе (бесплатный вход на выставку, продажа каталога по дешевой цене и пр. ), в том, что художник, не обладая высоким мастерством, прибегал к искусственному освещению, дабы преднамеренно скрыть недостатки своих картин. После осмотра Аллахабада Верещагины на поезде добрались до Баникпора. Наведываясь в Публичную библиотеку, Верещагин углублялся в фолианты и альбомы, которые подбирал для него Стасов.
Клеветник Тютрюмов стал всеобщим посмешищем. После непродолжительного отдыха художник стал писать этюды окрестных заснеженных гор. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».
Список картин Василия Верещагина
Поездом они добрались до Аллахабада, расположенного у устья Джамны. Вскоре после появления клеветнической статьи в газете «Пионер» это письмо пришло из Лондона в адрес Верещагина.
Свет на истинное отношение царя к верещагинским работам проливает интересная статья А. Верещагиной и А. Лебедева «Новые материалы к биографии В. В. Верещагина», опубликованная в августовском номере журнала «Искусство» за 1957 год. На этот раз его путь пролегал через Сибирь, киргизские земли и Западный Китай. С одной стороны, это была вынужденная уступка общественному мнению.
Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Картина «Тадж на закате солнца со стороны входа» (1882–1883) варьирует ранее написанный этюд и показывает красоту памятника в ином ракурсе. То есть не те, которые довольствуются вздохами восторженной публики — «я в восхищении. », «лепота. », «прелестно, прелестно. » и не те, кого узнают на улице и даже не те, кто собирает толпы зевак на перво-второсортных выставках, а исключительно те художники, за творчество которых пылкие коллекционеры готовы друг друга порвать на части. В это время В. В. По его словам, народ там был дикий и подозрительный к европейцам. Прибрежная часть города быстро принимала европеизированный облик.
Впервые лично увидев «опиумоедов», Верещагин был потрясен: «Наркотики у них заменяли собой алкоголь, который на Востоке, в силу культурных и религиозных традиций, был мало распространен», написал он. В их числе были минарет Кутб-Минар XIII века и более поздние — крепость Лал-Кила (Красный форт), соборная мечеть Джами-Масджид и другие. Во второй половине апреля супруги Веещагины были уже в Бомбее и поселились в отеле «Бельведер-хилл».
Местность изобиловала куропатками и зайцами. В верещагинских этюдах оказались запечатленными многие архитектурные памятники Индии: Жемчужная мечеть и мавзолей Тадж-Махал в Агре, гробница шейха Селима Шисти в Фатахпур-Сикри, тронный зал Великих Моголов, другие памятники Агры и Дели, горные монастыри в Гималаях. В декабре 1879 года выставка с балканскими работами Верещагина прошла в Париже. Это была тщательная подготовка к дальнему путешествию. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Нескольких удалось подстрелить.
По мере приближения к сиккимской столице дорога становилась все многолюднее. Здесь можно было встретить выходцев из самых различных районов Индии. Положение порой становилось просто катастрофическим.
Не дожидаясь закрытия выставки, Верещагин вместе с женой отправился в Индию. 27 сентября 1874 года газета «Русский мир» опубликовала его злобную пасквильную статью.
Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Многие жаловались на зоб — эта болезнь была широко распространена в Сиккиме. От их огня ряды мужественных защитников самаркандской цитадели сильно редели. Находясь уже под защитой береговых батарей, «Петропавловск» уменьшил ход и команда была отпущена обедать офицеры стали понемногу расходиться. Верещагина – только его личное мнение. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Верещагин создавал портреты простых жителей изображал сцены из их жизни.
Фишер-Рид вела путевой дневник, а позже опубликовала сборник «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных». Вода в озере была настолько горько-соленой, что никакая рыба в ней не водилась. Выразительна картина «В Индии. Лоди переводил.
Поиск слов по маске и определению
Солнце, казалось, жгло, но холод был такой, что пальцы едва удерживали палитру. Его украшали великолепные светские и культовые сооружения.
При этом незамужние женщины уходили в монастырь. Возможно, сожжение трех картин было уступкой, компромиссом со стороны художника. Кашмирцы бьют здесь рыбу копьями.
Верещагин: послание человечеству
По моему мнению, это — событие. Героические защитники Дели до последнего сопротивлялись натиску колониальной армии. Это зелье считали надежным обезболивающим лекарством, легким средством от алкоголизма. В 1885 году открылась европейская выставка. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». «Банья» — представитель одной из индийских сект — иного характера иного социального положения.
Финансовая – чтобы взять девушку в жёны семья должна внести крупную сумму. Возмущенный действиями недобросовестного «приятеля», художник впоследствии порвал с Гейнсом. Макаров не мог примириться с мыслью, что там, на месте гибели «Страшного», могло остаться еще нисколько человек из команды миноносца, беспомощно боровшихся со смертью. «Явсюжизнь горячо любил солнце.
Василий Верещагин – художник батальных сцен
«Кутч-Банья» — человек с живыми, хитроватыми глазами, знающий себе цену и, как видно, умеющий за себя постоять. Верещагин пишет несколько небольших картин-этюдов изображающих типы среднеазиатских нищих, в число которых помимо «Политиков», входят «Нищие в Самарканде», «Хор дервишей, просящих милостыню», «Дервиши (дуваны) в праздничных нарядах». Газета «Голос» за публикацию хлесткого фельетона подверглась административному взысканию — была прикрыта на некоторое время. Но об этом стало известно гораздо позже. Верещагин в своих письмах больше всего боится, как бы царь не вздумал «смиловаться» над Японией и не заключил бы с ней мира, «не наказавши ее полностью».
Особенно впечатляет полотно Побежденные. Такие «неудовольствия» первых лиц страны часто звучат как призыв к травле не только у нас. Кроме того, король прислал гостям еще несколько баранов, кур и тибетскую лошадь. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде».
«Апофеоз войны» Верещагина: история картины
Душевное страдание и ужас обессилили его. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров и появилась картина «Апофеоз войны». Не случайно в картине парадный объезд войск показан на втором плане, вдалеке на фоне высоких гор, где маленькими фигурками выделяются ряды солдат, а весь ближний, передний план усеян мертвыми солдатскими телами. Около деревни на возвышении располагался старинный монастырь Добди.
Н. Каразин слышал от лиц, присутствовавших при осмотре выставки царем, что АлександрII, подойдя к трем крамольным картинам, «сделал недовольную гримасу и с выражением крайнего неудовольствия в голосе заметил следовавшему за ним художнику: В моей армии таких случаев быть не могло и не может» Нет оснований не верить этому свидетельству. Рослый сухопарый индиец присел отдохнуть. Англичан привлекает в Индии баснословная дешевизна рабочей силы и емкость рынка этой страны с двухсотпятидесятимиллионным населением. (бенг – опиум).
Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904)
художник отправился на свою последнюю войну – на Дальний Восток. Даже когда был успех. Монахи здесь носили желтые одежды и в отличие от своих сиккимских собратьев принадлежали к другой касте.
Своими еще неясными планами путешествия в Индию Верещагин поделился со Стасовым. Он хотел лично убедиться, надеясь хоть с боем, но спасти своих и «Баяну» было приказано идти вперед, чтобы указать место гибели «Страшного». Верещагин в ответ преподнес королю ружье, которое привело молодого монарха и его свиту в восторг. Художник старался передать свои чувства через многочисленные персонажи, наполняющие сюжетную линию картины. Верещагин написал караван яков, груженных солью. Все эти страны находятся в Юго-Западной Азии. Путешественники не дождались главной церемонии празднества — вскрытия священного сосуда с водой.
История одного шедевра: «Торжествуют» Верещагина
Например, придя вИран ивзяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав веестены живьем 2тыс. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Снова запылал костер.
Здесь паломники совершают ритуальное омовение перед тем, как посетить гробницу. Художники не всегда объективны к своим сотоварищам.
Василий Верещагин — вдохновленный ужасом войны
Мужья могут быть братьями. Лама окропил их святой водой. Противники превосходили силы русских чуть ли не в восемьдесят раз.
Вот некоторые из образов индийцев, запечатленные в верещагинских этюдах этого времени (1874–1876). На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. Другая скандальная картина «Политики в опиумной лавочке. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. В Индии Верещагин получил извещение о том, что совет Петербургской Академии художеств присвоил ему 30 апреля 1874 года звание «профессора по живописи», минуя пять предшествующих званий — внеклассного художника, классного художника первой, второй и третьей степеней, академика, чего, как правило, не удостаивались другие кандидаты в профессора. Вас же, очевидно, занимает не столько вообще мировая идея войны, сколько ее частности».
«Торжествуют»: картина в деталях
Встречалось множество сусликов, крупных, величиной с лисицу. На последний перед сиккимской столицей ночлег король послал двух слуг из своей свиты — не нуждаются ли гости в чем-нибудь. Василий Васильевич был первым из русских художников, посетивших Индию. Так в экономику Индии медленно, но упорно и целенаправленно проникает капитализм. Миновали перевал Паранг, откуда из ледников вытекает одноименная река.
Справедливости ради, нужно понимать, что великими почти всегда становились исключительно самые «популярные». Надпись на раме гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Особенно высоко Стасов оценил картину «Апофеоз войны», назвав ее самой значительной в туркестанской серии. После ее смерти этот титул должен был перейти по наследству к принцу Уэльскому. Это очень выносливое и полезное животное, так как дает и мясо и жирное молоко и шерсть. Игнорировать художника, быстро завоевавшего славу и признание, было невозможно.
Только тогда происходит трансформация безымянного и талантливого художника в «великие». Лама оказался семейным человеком исключением из общих правил. Художник, чтобы писать с натуры разбитую войной дорогу, покрыл специальную платформу слоем глины, несколько раз провез по ней бутафорскую пушку на колесах, подковой сделал следы лошадиных ног, посыпал все мукой и солью, чтобы создать впечатление блестящего снега.
Описание картины Василия Верещагина «Гималайский пони»
Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. В храме возле дверей висели крепкие палки с железными наконечниками. Впрочем, бывали между ними и ссоры и длительные размолвки: не на идейной почве, нет — из-за неукротимости темпераментов, обидчивости, но любая размолвка кончалась примирением, друзья забывали о мелких обидах и недоразумениях. Работу над «Индийской поэмой» художник начал в 1876 году с ее заключительной страницы — с картины изображающей торжественный въезд принца Уэльского в Джайпур.
Не станем распространять этот рецепт. Их действие должно было относиться к началу XVII века. Сварили суп из принесенного петуха. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Костер потух и Елизавета Кондратьевна почти замерзла.
Туркестанская серия художника-баталиста Верещагина
На озере, обмелевшем и зарастающем, было множество диких уток. Немало повидал он на своем веку. Из-за этого главнокомандующий британской армией и другие высокие должностные лица британской администрации осыпали генерала упреками в пособничестве «русскому шпиону».
За это его объявили мятежником, нигилистом и революционером. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки.
Отсюда были хорошо видны горы. Верещагинская выставка открылась в Петербурге 7 марта 1874 года. И жуткая пирамида черепов – с черными провалами мертвых глазниц, с жутким оскалом ртов – под безмятежным мирным небом выступает страшным символом войны, несущей гибель, запустение, смерть. Этим постройкам в горах противопоставляются изящные памятники эпохи Великих Моголов.
Василий Васильевич Верещагин ( )
Супруги Верещагины передвигались на малорослых лошадках, купленных в Дарджилинге. У каждого монаха была своя небольшая келья с балкончиком. На большее у задававшего их фантазии, как видно, не хватило.
Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Елизавета Кондратьевна никак не решалась ступить на шаткие перекладины. В том же 1873 году состоялась Всемирная выставка в Вене. Рядом брошена корзина, которую он носит на голове.
Представляют трофеи, Верещагин – описание картины
Вечером все собравшиеся хором распевали религиозные гимны. Он все еще надеялся, что правительство купит целиком всю его туркестанскую серию. «В Индии огнепоклонники, парси, как их называют по памяти прежней родины, расплодились в большое, дружно сплоченное общество, очень влиятельное по трудолюбию и богатству, во всех главных городах полуострова и особенно в Бомбее», — писал о парсах художник. Далее Н. Л. Тютрюмов договорился до того, что без зазрения совести ставил Верещагину в вину «компанейский способ» написания картин.
Особенно трудным оказался спуск с перевала. Эту печальную весть нам передал вернувшийся «Баян», которому под сильным огнем удалось спасти из команды «Страшного» всего только пятерых. Когда покупка туркестанских картин состоялась, Верещагин объявил, что пять тысяч рублей, вырученных за вход на его петербургскую выставку 1874 года в платные дни, он передает в новгородское земство «на устройство первоначальных школ для девочек и мальчиков, но не для одних последних». Оказалось, что они предназначались для наказания нерадивых учеников. Ташкент» появилась в результате второй поездки художника в Туркестан.
Восток на картинах художника Василия Верещагина
В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Картина «После полудня. Остальные он писал с 1892 года по 1900 в мастерской за Серпуховской заставой. Апосле разграбления Дели поприказу полководца были обезглавлены 100тыс.
В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. С помощью местных властей удалось привлечь предводителя носильщиков, Тинли. Людоед» тематически служит продолжением предыдущей. Когда вихрь пронесся, Василий Васильевич закончил этюд с видом на озеро. Как только она пришла в себя, решили возвратиться к огню. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Видимо, соображения материального порядка сыграли здесь далеко не последнюю роль. Художник закрылся в своей мастерской и даже уничтожил несколько своих картин.
С наступлением сумерек то тут, то там можно было увидеть алое зарево. Тем временем судьба туркестанской коллекции верещагинских картин все еще решалась. Штурм не удался.
10 самых страшных картин художника
Во дворе монастыря стояли высокие шесты с кусками белой материи исписанными молитвами и хвостами яков — атрибутами силы.
Иябысрадостью писал только одно солнце, если былюди неубивали друг друга». На переднем плане высокогорная растительность — кустарник, трава. Но доверенное лицо художника — некий комиссионер Лорч оказался заурядным мошенником. Сухое дно реки Джумны». Один из храмов был убран довольно богато.
Думаю всем знакома гора черепов, которую мы можем видеть на картине "Апофеоз войны". К тому же непальские власти вряд ли пустят русских далее чем за десять миль от города. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Особенно удавались ему картины, написанные с натуры. Ночью на стоянках путешественники засыпали под вой шакалов. В то время это был один из сыновей АлександраII, великий князь Владимир, довольно ограниченный человек.
«Путешествие признаю великой школою»: первые поездки Верещагина
Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Мавзолей выстроен на берегу широкой реки и его очертания, отражаясь в чистой воде, придают особую прелесть всему сооружению. Дальше Верещагиных ожидали труднопроходимые горные тропы и перевалы.
Сделайте божескую милость, посоветуйте, какие книги я могу приобрести в дорогу и какие должен прочитать у Вас в библиотеке из описывающих этот путь с его природою и людьми». На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Они носят длинные кофты из синей и черной материи. В ее русском отделе экспонировались этюд Верещагина «Голова ташкентца», серия фотографий с его туркестанских этюдов и картины. Встретились, словно старые знакомые. В одних случаях Верещагины помогали лекарствами, в других, а их было большинство, они оказались бессильны чем-либо помочь.
Кауфман при всей своей свите шельмовал Верещагина и кликушествовал: «Картины его ужасны и граничат с изменой». Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя».
Индийское путешествие Верещагина
В нем было много монахов и учеников-послушников. По этому поводу М. М. Антокольский писал В. В. Стасову из Рима (8 октября 1874 года): «к сожалению, Петербург доказывал, что когда в море поднимается буря, то у них достаточно грязи для забавы. Они становились частью работы и подчеркивали настроение каждой картины. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
Выражая настроения сановных и военных кругов, газета «Московские ведомости» издававшаяся махровым реакционером М. Н. Катковым, выступила с крикливой статьей, в которой Верещагин обвинялся не только в антипатриотизме, но и в том, что он действовал заодно с врагами русской армии. Сам художник как-то сказал: «Я задумал наблюдать войну в различных видах и передать это правдиво. Прекрасно выписаны образцы индийского традиционного оружия — сабли, круглые выпуклые щиты.
И. Н. Крамской в письме к художнику К. А. Савицкому по этому поводу писал: «В обществе пошлом постоянно притворяющемся, достаточно человеку самые простые вещи назвать громко настоящим именем, чтобы произвести скандал неописуемый». Антивоенные картины В. В. Верещагина имели колоссальный успех на нескольких выставках, прошедших в Европе и России. Бомбей был первой остановкой Верещагиных. Горные ландшафты были красивы и живописны. Обледенелую дорогу местами занесло глубоким снегом.
Подданные короля шли с грузами соли, чая, других продуктов. На мостике остались: адмирал Макаров, командир «Петропавловска» капитан 1 ранга Яковлев, контр-адмирал Моллас, лейтенант Вульф, художник Верещагин и я. Вдруг раздался неимоверный силы взрыв Броненосец содрогнулся и страшной силы струя горячего, удушливого газа обожгла мне лицо. «Ночь на реке в Кашмире», «Вечер на озере», «Вечер в горах» передают красоту горных пейзажей в разное время суток, при различном освещении. Его главная достопримечательность — мечеть X века — частично уже разрушена.
Шелковые тханки — хоругви — с молитвами и образами богов почти сплошь покрывали все стены. Конечно, в то время было принято силой оружия «насаждать» мир, а художник показал отвратительное лицо войны.
Началась протокольная беседа. В городе царил переполох. Жизнь самого Василия Васильевича Верещагина, можно сказать, первопроходца на полном опасности пути борьбы с наркотиками, сложилась трагически.
Она должна была охватить большой исторический период и состоять из двадцати — тридцати колоссальных полотен. Народа почти не видно, он оттеснен куда-то на задний план. Первый министр передавал вопросы короля, а скорее всего задавал их за него. В то же время, заниматься сельским хозяйством не позволяют природные условия, охота опасна, доставка товаров была слишком затруднительна. Он довольно долго провел на Кавказе, где сумел довести это мастерство до совершенство.
На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Здесь был один из центров индийского народного восстания 1857–1859 годов. «И в этих исканиях он (художник. — Л. Д. ) достигает замечательных результатов, с большим мастерством передавая марево жаркого индийского дня, атмосферу насыщенного влагой ночного речного воздуха, прохладу горных ущелий, солнечный закат, золотящий снежные шапки заоблачных вершин, — пишет А. К. Лебедев. — Пожалуй, никакой другой европейский художник не передал так правдиво и красиво, с таким широким диапазоном разнообразную индийскую природу в разных ее состояниях, как Верещагин». Позже он создаст и другие серии настоящих шедевров. мирных жителей. Одурение от курения опиума едва ли еще не сильнее, чем от приема его внутрь действие его можно сравнить с действием табака, но только в гораздо сильнейшей степени подобно табаку, он отнимает сон, сон натуральный, укрепляющий зато, говорят, он дает сны наяву, сны беспокойные, скоропреходящие, галлюцинации, сменяющиеся слабостью и расстройством, но приятные». Изображен двор самаркандской крепости.
Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. «Не взыщите, мы народ небогатый», — извинительно сказал первый министр. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Наркотики из Индии навезла и «королева морей» Англия.
Немало страниц в «Записках», рисунков и три большие картины художник посвятил еще одному «великому завоевателю Азии», унесшему едва ли не больше жизней, чем баталии, — наркотикам. Визит принца в Индию преследовал далеко идущие политические и пропагандистские цели. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Колоритны образы индийских факиров, которых художник запечатлел на нескольких этюдах. Приближался вечер.
Балканский поход и новые батальные полотна
Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Он погиб вместе с адмиралом С. О. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Последовали, разумеется, вопросы о здоровье британской королевы, ее министров, о дороге. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима.
У одной женщины может быть 5 мужей. Жители деревни нередко вспоминают о былом величии. По палестинским этюдам в Мезон-Лаффите художник создал картины «Стена Соломона», «В Иерусалиме. Он решил отойти от классицизма. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле.
Поездка в Палестину и евангельский цикл
Перепрыгнув через поручни, я вскочил на носовую 12 башню. В день памяти святого здесь варят в двух огромных котлах пищу для всех паломников. Наконец художник, собрав последние силы, решился идти на розыск людей. Если же он встречал сопротивление, то пускал в ход кулаки. Каждый год он наполняется водой, запечатывается и через определенное время вскрывается. «Утес на утесе, камень на камне крутизна страшная.
Лошади постоянно проваливались в снег. После выставки Верещагин снова отправился в Туркестан. Предвидя возможное недружелюбие англичан, Верещагин заранее принял некоторые меры. Интерес к ней был огромен.
«Богатый киргизский охотник с соколом», 1871 год
Так бывало и раньше на выставках Верещагина, на которых художник показывал не только картины, привезенные из поездок в чужие страны и малознакомые области России, но и богатейшие коллекции одежды, оружия, предметов обихода и народного творчества. Удивленные и напуганные встречей, они некоторое время неподвижно смотрели друг на друга. Но не только писал батальные картины, но и участвовал лично в боевых действиях, которые вела Россия на своих окраинах. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Еще одно мгновение.
Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими.
«В турецкой покойницкой», 1881 год
Этот способ лова требует большой зоркости и сноровки. По возвращении из Кашмира Верещагины часть октября 1875 года провели в Дели. С первой встречи оба понравились друг другу, разговорились.
При виде этих памятников пробуждалось чувство восхищения этим народом, который теперь страдал под пятой колонизаторов. Однако эти надежды не оправдались. Верещагин так объяснял заинтересованность англичан в сохранности в индийском обществе самых диких пережитков прошлого: «из-за невыгод для себя от исчезновения всех перегородок и различий, религиозных и гражданских, в стране с 250-миллионным населением, содержимой в повиновении 50–60 тысячами английских солдат.
Это короткое письмо Верещагина с отказом от звания профессора Академии было опубликовано в газете «Голос» 11 сентября 1874 года и вызвало бурную и противоречивую реакцию в общественных кругах. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Другая картина индийской серии — «Великий Могол, молящийся в мечети, в Дели» — также выполнена технически превосходно.
Серия картин «Наполеон в России» или «1812 год»
С первых же дней она стала пользоваться у зрителей неизменным успехом. В этой серии этюдов привлекает внимание этюд «Кули» с характерным и выразительным образом немолодого, но еще бодрого, мускулистого мужчины, продубленного тропическим зноем. Он был из народа бутиа и хорошо знал горы. Увлечение опиумом пришло из Китая.
Егобескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. Одиннадцать известных русских художников — Н. Н. Ге, К. Ф. Гун, П. П. Забелло, М. К. Клодт, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, А. А. Попов, П. П. Чистяков, И. И. Шишкин, В. И. Якоби — опубликовали в газете «Голос» от 5 октября 1874 года короткое заявление, в котором выразили свое возмущение по поводу клеветнических нападок на Верещагина со стороны Тютрюмова, взявшего на себя смелость говорить от имени не своего, а художников вообще. Наконец достигли избушки — жалкого строеньица, через щели которого нещадно дуло и навевало снег. Победителем вышли Стасов и его единомышленники.
Императорская Академия и влияние Европы
Из Дели Верещагины возвратились в Агру. В крепкой пружинистой фигуре кули чувствуется сила, выносливость, ловкость. Но вот послышались чьи-то шаги. Он и вправду был свидетелем многих войн, участвовал в русско-турецкой войне, принимал участие в колониальных походах русских войск и видел все ужасы и горести военных действий своими глазами.
Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Давал себя знать и голод. Эти два произведения напоминают о страданиях простых индийцев, об их трагической судьбе, причины которой имеют глубокие исторические и социальные корни.
Этюд «Главный храм монастыря Ташидинг (Сикким)» рисует мрачное сооружение, сложенное из крупных неотшлифованных камней, напоминающее скорее крепость. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. «Мы не делим ни его разочарований, ни подозрений, ни критических взглядов и смеем думать, что г. Верещагин с честью может оставаться в семье русских художников, что бы ни думал об этом г. академик Тютрюмов», — говорилось в заключение заявления одиннадцати. Доведенный до отчаяния народ поднимался на вооруженную борьбу против колонизаторов.
Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск» близ Порт-Артура. Они же, а скорее всего Кауфман или Стремоухов, чтобы не впутывать царя-«либерала» в скандальную историю, высказали художнику царское желание об уничтожении наиболее «возмутительных» картин якобы от себя лично. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. «Апофеоз войны»— единственная картина, накоторой Верещагин изобразил то, чего невидел вреальности.
Слово императора и сожженные полотна
Этюд «Гималаи вечером» воспроизводит горный пейзаж на закате солнца. (В то время они еще не были знакомы. ) В своей статье, посвященной художественному отделу Всемирной выставки, русский критик-демократ уделил внимание верещагинским работам, хотя они и были представлены преимущественно фотографиями, уловив в них гуманистическую направленность, гневный протест против феодальной деспотии и варварства. Еще сохранилась часть дворцовой постройки и укреплений. Пришел даже лама, просивший лекарство от глистов. Ламы в сопровождении богомольцев обошли все читени — каменные памятники, установленные здесь в честь королей и главных лам. Верещагин былточен вкаждой детали.
А вскоре возвратился и Василий Васильевич, но не на своих ногах, а на спине другого кули. Окружающая местность была пустынной, малонаселенной. Герой триптиха — часовой, который гибнет от холода на посту.
Возможно, он не хотел осложнять отношений с британскими властями. Итак, решение судьбы туркестанской серии затягивалось. Когда Е. К. Верещагина почувствовала себя лучше, караван тронулся дальше. Это решение академического совета можно объяснить двумя причинами.
Путешествия и зарисовки этнографа
Путешествуя по разным странам мира, художник всегда вел дневники – «Записки». Однако Академию он не закончил. Пострадали и несколько крупных работ, но Верещагин их вскоре отреставрировал. Он был несколько раз ранен, потерял здоровье, потерял младшего брата.
Пожалуй, лучший из этих этюдов — «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», передающий восхищение художника одним из самых выдающихся шедевров средневековой индийской архитектуры. Это сказала потом сама Европа». Воснове сюжета— события XIVвека, связанные сТамерланом. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Безудержное ограбление Индии стало одним из главных источников обогащения метрополии. А утром явились два новых посланца от короля с подарками — сладкой мурвой и апельсинами. Итак, газетная баталия завершилась не в пользу верещагинских недругов.
Рисунок акварелью собирателя открыток
«Этот индийский владыка уже так низко пал, что считает за честь и счастье сидеть рядом на одном слоне со своим европейским барином и из верноподданнической услужливости и покорности велел даже выкрасить розовой краской все великолепные каменные здания Джайпура», — писал В. В. Стасов. мы с вами расходимся немного в оценке моих работ и очень много в их направлении. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством.
Привести Японию к «смирению», смыть нанесенное ею «оскорбление царю» – этого требует, по его мнению, русский престиж в Азии. Тот рассказывал о работе над картиной «Наполеон в 1814 году». На полотнах не было парадных триумфальных сцен. На некоторое время остановились в Лахоре, чтобы подобрать здесь слуг.
Путешественников пригласили сесть, поставили перед ними разные сладости. Обратный путь был значительно легче, хотя накануне ночью тропу замело глубоким снегом. Поймали также довольно много рыбы. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин.
К картинам Верещагин заказал специальные рамы: массивные, обильно украшенные. Женщины Ладакха заплетают волосы в мелкие косы и украшают их бирюзой и жемчугом. Как только появился верещагинский отказ, поднялась стая ворон и за то, что человек посмел коснуться старого порядка, они привязали его к позорному столбу и прочли над ним пасквильный приговор: Отечество в знак благодарности к своему таланту». Городок расположен на горных террасах, многие из них были созданы руками людей. Не менее острой оказалась и другая работа живописца — триптих «На Шипке все спокойно».
Галереи, серии картин, портретов
Большое место среди индийских этюдов занимают пейзажи. Герои его евангельских картин живут обычной жизнью — едят, стирают вещи, мастерят утварь. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Она не только о войне. и т. п.
Монастырские строения гималайских буддистов вписываются в суровые горные пейзажи. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Художник работал над этюдами и пополнял свою этнографическую коллекцию.
Общееколичествопросмотровстраницы
Самжехудожник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, аумные люди уверяют, чтояхолодным умом сочиняю небылицы». Верещагин и здесь заинтересовался любопытным явлением природы и принялся за этюд. А Верещагин после выставки написал еще три картины — «Турецкий госпиталь в Плевне», «После атаки. Демократические силы приветствовали смелый поступок художника. Вошли. » и «Окружили, преследуют».
Лошадей переправляли выше, там, где река была не столь бурной. Зато после, когда первое изнурение прошло, она, не говоря худого слова, грохнулась. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать».
Оставить свой комментарий Отменить ответ
За земельный участок Верещагин переплатил вдвое дороже, чем он стоил, строители вводили его в разные непредвиденные расходы. «Верещагинской выставке не суждено было дойти до конца спокойно, мирно, как у всех», — писал Стасов. Вскоре вдали показались заснеженные вершины гор. Царские гробницы», «Святое семейство» и другие.
Его голова прикрыта от солнца плащом. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. «Пришедши раз довольно холодным днем в календархан (в притон), я застал картину, которая врезалась в моей памяти: целая компания опиумоедов сидела вдоль стен, все, скорчившись, как обезьяны, прижавшись один к другому большая часть недавно, вероятно, приняла дозу опиума на лицах тупое выражение полуоткрытые рты некоторых шевелятся, как будто шепчут что-то многие, уткнувши голову в колени, тяжело дышат изредка передергиваются судорогами. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Другой этюд из этой серии — «Горный ручей в Кашмире» — рисует несколько мрачноватую глубокую горную долину, поросшую хвойным лесом, с бурным, пенистым потоком.
Старый переводчик-огнепоклонник еще раньше возвратился домой. Вот как рассказывает в мемуарах о своих впечатлениях сам художник. Британское правительство подготавливало королевский указ, по которому королева Великобритании должна была стать и императрицей Индии.
Конечно же эти цифры существенно занижены и как мне кажется, настоящий список великих русских художников не так мелковат и уж точно превышает эту магически выверенную сотню. Иногда рамы были настолько объемные, что по площади превосходили само полотно. Король был еще совсем юным, лет шестнадцати-семнадцати. Всего в монастыре обитало до сотни лам и учеников. «С раннего утра раздается звук трубы из кости человеческой руки, по обыкновенным дням и из предлинного медного инструмента по праздникам, — писала Е. К. Верещагина. — В продолжение целого почти дня идет служба с аккомпанементом медных тарелок, — это все заказные молебны, сопровождаемые приношениями главным образом натурою, так что в промежутках жеванью, чавканью иканью нет конца». Идейная близость помогла им стать друзьями.
Полотно русского баталиста «Расстрел индийского восстания англичанами» таинственно исчезло почти сразу после написания
С носильщиками было много хлопот. Егоимяприводило вужас правителей Востока иЗапада. Встретились еще раз, потом еще и еще. Верещагин, сменив карандаш на ружье, влился в ряды обороняющихся. Перед ним ежедневно ставилось кушанье и питье.
Пеший караван по обледенелой тропе двинулся к пастушьей хижине. Плевна. Одна из лучших картин этой серии — «Всадник-воин в Джайпуре» (1881). После атаки. На озере Верещагин сделал несколько этюдов. Он надеялся, что, может быть, царское правительство купит ее целиком.
- ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВАСИЛИЯ ВЕРЕЩАГИНА
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
Горы, луга, долины и вода, прежде не всегда ему удававшиеся, мечети и хижины индийские храмы, мраморные и деревянные, жрецы в костюмах и масках богов, молитвенные машины буддистов, мраморные набережные и императорские гробницы, мрачные подземные гроты и веселые смеющиеся ручьи, снеговые вершины в розовых отблесках солнца, ночь в ущелье, утро до восхода солнца над озером, факиры и женщины-священники, людоеды и женщины о множестве мужей, между собою родных и братьев, великолепные всадники-телохранители, девушки и дети, старики и крепкие взрослые мужчины со знаком касты на лбу, лошади и яки — все это вместе образовало такую чудную, небывалую галерею, написанную с величайшей виртуозностью, какой не существует нигде более в Европе. Но радость победы испытывают не все. Но перед самым отъездом художник изменил маршрут, выбрав более короткий и дешевый. С восторженными отзывами о выставке выступили влиятельная столичная газета «Санкт-Петербургские ведомости» и некоторые другие органы печати. На самом деле тут все сложнее.
Вблизи деревни Хемис находился большой монастырь. Несомненно, он стал бы выдающимся адмиралом Русского флота. Следующую остановку сделали в монастыре Сангачелинг.
О героически трудном восхождении на Канчингу Верещагин написал Стасову в одном из писем: «Это время занимался в буддистских монастырях, а допрежь того на высоте 15000 футов чуть не замерз со своею супружницею снег, которым нам пришлось идти последний день подъема на гору Канчинга (28000ф. ) испугал моих спутников и они за нами не изволили последовать. Результаты этих усилий были равны почти нулю. Он опубликовал 12 книг, множество статей, как в отечественной, так и в зарубежной прессе.
На пути между Удайпуром и Джайпуром лежит город Аджмер. Посетил выставку и сам император АлександрII со свитой. Перед нами разнообразные величественные виды природы. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Если индуисты кремировали своих усопших на погребальных кострах, то парсы оставляли их останки на открытых площадках специальных сооружений, так называемых «башен молчания», на растерзание хищным птицам. «По правде сказать и награждают же английские джентльмены тумаками туземцев, есть от чего сбежать. » — отмечала Е. К. Верещагина.
Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Однажды Елизавета Кондратьевна едва не упала с лошади, поскользнувшейся на льду. человек. В своей небольшой книге «Листки из записной книжки» изданной в 1898 году, Верещагин описывал погребальные обряды индуистов и парсов. Впоследствии он признался, что, прощаясь с женой, он не рассчитывал больше найти ее живой. Онобескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение насвоем пути. Он стал приверженцем критического реализма. Не меньше, чем бытовые темы, художника интересовали военные баталии, среди которых живут и трудятся простые люди.
Приходилось бросать работу и готовиться к возвращению. Это приближался кули с провизией и теплыми вещами. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. По ночам и утрам становилось очень холодно, особенно на перевалах.
Но разве генералам было до этого дело. Особенным нападкам подвергались три картины: «Забытый», «У крепостной стены. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии.
Стены изнутри были покрыты цветной глазурью, сохранилась гранитная плита с арабской надписью. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. Самый главный лама монастыря находился в Лхасе при далай-ламе.
Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны. Среди подписавшихся был и Коцебу. Самжехудожник хотел сказать абсолютное иное.
«А как вы решаете такие проблемы, мсье Верещагин. » – спросил он. Это был почетный эскорт. Так было сделано несколько кругов.
Как сообщает В. В. Стасов, «очень интересными и замечательными мне казались заметки Верещагина об индийской архитектуре и музыке: не раз в своих письмах он высказывал мне свое удивление близкому сходству их с коренной народной архитектурой и песней древней Руси». Когда-то она служила резиденцией прежним сиккимским правителям. В то время художник много работает над психологическими портретами.
Но наибольший интерес у него вызывали простые труженики. Положение путешественников осложнилось. На венской выставке побывал В. В. Стасов, где впервые увидел произведения Верещагина. А то, что он довольно скоро становился наркоманом, как-то не замечали. «Верещагинское творчество вливалось мощным потоком в общую борьбу передовой русской интеллигенции против российской полукрепостнической действительности, — пишет А. К. Лебедев. — Картины Верещагина привлекали внимание к героическому русскому солдату, то есть к тому же простому русскому народу, обрекаемому на тяжкие испытания войны, часто бросаемому на произвол судьбы и гибнущему в неведомых краях».
Первыми картинами этой серии должны были стать: «Английские купцы, желающие образовать Ост-Индскую компанию, представляются королю ИаковуI в Лондонском дворце» и «Английские купцы представляются Великому Моголу». Это маленькие, темненькие, грязные, полные разного сору и насекомых каморки. На первый взгляд они представляют простую зарисовку городских нравов. Василий Васильевич Верещагин учился в Морском корпусе. Звали этого переводчика Лоди.
Перевязочный пункт под Плевной» и «Перед атакой». Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. И был ПЕРВЫМ в выпуске, что давало преимущества в продвижении по службе. Выставка произведений Верещагина вызвала большой интерес русской демократической интеллигенции, так как отвечала ее идейным устремлениям. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план.
Носильщики обвязывали ноги соломой, чтобы не скользить и не падать на обледенелой дороге. В Ташидинге отмечали праздник воды. Он ушел от костра не более чем на версту, постоянно останавливаясь и садясь в снег, пока не встретил носильщиков.
Неприятель остановился в какой-то нерешительности. По представлениям верующих, ветер, развевая полотнища, доносит слова молитв до богов. Вот все, что осталось от людей, которые некогда жили здесь и были сражены, уничтожены войной. Эту сцену Верещагин видел лично и сделал ряд зарисовок. Оно было подавлено с беспредельной жестокостью. Как оказалось — это было одно из писем художника императору Николаю II. К дулу пушек привязаны мятежники.
В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. Владимир Васильевич заведовал там художественным отделом. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. «У меня нет таких проблем, – ответил Верещагин. Он был представителем одного из гималайских народов — лепча. Он наследовал престол после бездетного брата.
утра вышел на внешний рейд остальные броненосцы несколько задержались на внутреннем рейде. В некоторые дни недели устанавливался бесплатный вход, что делало выставку доступной для малоимущих зрителей. Верещагин потратил большие средства, но к его приезду мастерская так и не была готова. Обычно каждая подобная выставка заканчивалась распродажей полотен и художники всячески рекламировали свои произведения, чтобы заинтересовать состоятельных покупателей. Мы повернули и пошли большим ходом к Артуру.
В своих автобиографических записках он указал причину, толкнувшую его в опасное путешествие: «Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал». Облик Стасова, пожалуй, соответствовал тому образу, который невольно складывался при чтении его статей, резких, наступательно-боевых по тону и новаторских по содержанию. Обычно же ламаистские священнослужители должны придерживаться обета безбрачия. Зато много такой войны, о которой не принято говорить. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. Была и влиятельная община парсов-огнепоклонников — выходцев из Ирана.
Потом Елизавета Кондратьевна как можно осторожнее, чтобы не спугнуть козла, пошла к палатке и вызвала Лоди с ружьем. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. В руках у них длинные посохи и миски или баклаги, сделанные из темной тыквы.
Позже крупными крестьянскими выступлениями была охвачена Бенгалия. Верещагину едва удавалось поддерживать огонь сырыми прутьями. Название художник позаимствовал из донесений русского генерала от пехоты Федора Радецкого. Критика и сплетни обрушились на Верещагина. Были ите, ктоподозревал еговнамеренном смаковании деталей— чтобы пощекотать людям нервы.
У нее несколько необычное название — «Дом двух с половиной дней». Они более щепетильно относились к пище, боялись дотрагиваться до еды иноверцев.
Но вот смерть неожиданно настигла солдата. И он написал — красками на холстах. Местные власти сбились с ног, готовясь к встрече принца Уэльского, старшего сына британской королевы Виктории, будущего короля ЭдуардаVII.
С начала XVI века этот город стал столицей империи Великих Моголов. Багеты изготавливали из дерева, наносили глянцевую или матовую позолоту. Но козла уже и след простыл.
Те же, кто занимался ручным ремеслом, должен был принести королю лучшие из своих изделий. Дела вышеупомянутой компании кончились банкротством. «Жемчужина британской короны», как часто ее образно называли, была главной колонией Великобритании — передовой индустриальной державы мира — и приносила британской буржуазии колоссальные прибыли.
Наша эскадра стала выходить из гавани и «Петропавловск», на который я перешел со штабом адмирала Макарова с «Дианы», уже около 7 час. На переднем восседает принц Уэльский, будущий император Индии, рядом с местным махараджей. Пусто и мертво там, где прошла война. Привлекая некоторые архивные документы и свидетельства близкого к правительственным кругам военного деятеля Д. А. Скалона, авторы вышеупомянутой статьи приходят к выводу, что царь отнесся к картине «Забытый» резко отрицательно и в кругу своих приближенных высказал пожелание уничтожить картину. Среди них — «Апофеоз войны», самая знаменитая, знакомая нам с детства по репродукциям в учебниках: гора черепов на фоне разрушенного города, черные птицы — символ смерти — летающие над ними. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами.
Мимо стоянки русских путешественников проехал со множеством слуг английский купец Россель, возвращавшийся из Яркенда. Поворачивая такой барабан, верующий как бы произносит слова молитвы и доносит их до богов. Близ базара есть множество конур, в которых живут диваны (дервиши), опиумоеды. В крупнейших индийских городах появляются вывески британских фирм, банков. Он же теперь не буйный. В каталоге, выпущенном к открытию выставки, перечню произведений Верещагина была предпослана надпись: «Эти картины не продаются», которая, казалось бы, противоречила общепринятой традиции.
Дело едва не закончилось судебным процессом между художником и Лорчем. Отказавшись от карьеры военного моряка, он продолжил работу как художник. Пока же Верещагин был вынужден временно снять небольшую студию в Отёй, на окраине Парижа. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов.
И вот по горным тропам через Кашмир и западные отроги Гималаев потянулись на север предприимчивые авантюристы. «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» передает суровую природу горного края. Вот таким образом выжить возможно, когда несколько мужчин обеспечивают выживание семьи.
Замечательно, что я выбился из сил и положительно заявил об этом прежде, чем моя дорогая спутница, моя маленькая жена, слабая и мизерная (Вы ее видели в библиотеке). Под сильным-то ничего не создашь. Все же какой-никакой, но она была защитой от ветра и холода. Ровно 150 лет назад, в 1867 году, сразу после завоевания Туркестана царскими войсками, молодой, но уже знаменитый художник-баталист Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём секретарем-художником.
Нарядные участники церемонии — это не индийский народ, а только свита махараджи. В Стасове художник узрел единомышленника и жадно потянулся к нему. Во Франции Верещагин познакомился с художником-баталистом Мейссонье.
Эти картины-этюды можно признать документально точными. К. Симонов так написал о судьбе художника: «Всю жизнь любил он рисовать войну. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо.
«Священник-парс (огнепоклонник)» преисполнен достоинства и благородства. Однако, живопись искусство (его литературные работы, созданные в период работы над циклом, посвященным Отечественной войне 1812 года, зарубежные публикации написаны великолепным русским языком и очень образно). Немного спустя на горизонте показалась другая неприятельская эскадра. Художника поразила этническая пестрота города. Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким. Слева от него шагает пеший воин в кольчуге, с копьем.
Заключительной страницей поэмы должна была стать картина «Процессия английских и туземных властей в Джайпуре» («Будущий император Индии»). Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Мужчин в это время в деревне не было — они трудились у своего феодала. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Именно здесь, на этом этапе начинается популярность художника.
Но, видимо, так уж повелось у настоящих ценителей и псевдолюбителей искусства, что непременно должен быть некий список, в который одни с учетом своей популярности попадают, а другие остаются за чертой этой безмерно-громадной «великости» (уж простите за тавтологию). «Пасмурное утро 31 марта. Пенгонг, расположенный на границе с Тибетом, был конечным пунктом путешествия Верещагиных.
Верещагин согласился отправиться в опасное путешествие. Георгиевский крест Василий Васильевич получил за личное мужество, возглавив военный отряд (примерно роту), когда все офицеры были убиты или тяжело ранены и он оказался единственным имевшим военное образование.
Вероятно, кто-то распустил слух о всемогуществе русских гостей, которые могут и врачевать. На этом переходе им встречалось много диких лошадей серо-розовой расцветки. Причин много. Царская цензура запретила воспроизводить картину «Забытый» на страницах печатных изданий, в виде гравюр или репродукций. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878).
Посозданным эскизам художник работал двагода вМюнхене. Среди носильщиков оказались и женщины. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. В Дели Верещагин мог увидеть много интересных средневековых архитектурных сооружений домогольской и могольской эпох.
Тут были огромные тюки, коробки, подносы. Общий план «поэмы» нам не известен. Дружным Ура.
Художник высоко оценил многовековую индийскую культуру. Ей завязали глаза и один из кули перенес ее на спине. Тогда П. М. Третьяков выстроил новые залы, расширив свою прежнюю галерею и выставил в них верещагинские работы, сделав их доступными для широкой публики. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Яскун, совсем небольшая деревушка у подножия горы, была уже началом Сиккима.
Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Но переводчик преждевременным выстрелом спугнул медведей и охота не увенчалась успехом. Верещагин был не первым русским художником-баталистом, многие художники изображали военные эпизоды, тем более что такие картины пользовались успехом у воинственных императоров, великих князей и тщеславных генералов. С погонщиками волов пришлось расстаться. Монастырь был окружен шестами с длинными полотнищами, сплошь исписанными молитвами.
Зато и живности всякой водилось здесь много. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Отсюда они двинулись к станции Шошаль, отклоняясь от тибетской границы. Вот таким образом дорожная повинность тяжелым бременем ложилась на местное население. И все потому, что ознакомившийся с полотнами Верещагина император Александр II, как писали тогда газеты, «очень резко выразил своё неудовольствие», а наследник, будущий император Александр III, вообще изрек: «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек».
Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. В селениях основным домашним животным был як. Здесь этим занимаются не только женщины, но и мужчины. Сначала Верещагины намеревались совершить поездку в Непал — окутанное тайнами горное королевство, побывать в его столице Катманду, своими глазами увидеть высочайшую вершину Эверест. Тем не менее они продолжали работать. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня.
В небольшом городке Дарджилинге сделали привал. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Повоспоминаниям современников, сделанные изголов индийцев башни достигали огромной высоты. Всего мастером было создано 20 полотен на эту тему. Здесь он писал полотна на библейские сюжеты. На стоянке, близ самой палатки, Е. К. Верещагина неожиданно встретилась, как говорится, носом к носу с диким козлом.
Тем временем прибыли и остальные кули. Охотник ушел и пропал. Путешественники осмотрели храмы, которых было до десятка.
Мысль художника о том, что захватнические, колониальные войны приносят бедствия и страдания не только покоренным народам, но и солдатам-завоевателям, которых заставляют воевать во имя чуждых им интересов, заложена в его картине «Забытый солдат». Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Располагая удобной мастерской, Верещагин начал усиленно трудиться над созданием «Индийской поэмы», как он сам называл серию своих будущих картин. Их Верещагин во множестве встречал на улицах индийских городов. Это жители окрестных сел выжигали лес под пашню.