Караваджо Нарцисс
Нарцисс – живопись итальянским владельцем Барокко Караваджо, нарисованным приблизительно 1597–1599. Нарцисс является картина итальянского композитора эпохи барокко Караваджо, окрашены около 1597-1599. Картина Караваджо Нарцисс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картина Караваджо Нарцисс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Нарцисс является картина итальянского композитора эпохи барокко Караваджо, окрашены около 1597-1599.
15 признаков, которые выдадут в вас нарцисса
Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками». На половину к брату, работавшему над трактатом по механике, который так и не был им опубликован, заходили посоветоваться профессора из расположенного по соседству университета Сапиенца. Они не могли взять эту легенду у греков.
Времена и вкусы меняются. Появились первые брачные договоры. Профессор Джек Зипес известный автор и эксперт по сказкам и мифам, напоминает нам в «Сказке как миф, миф как сказку», что «мифы и сказки, похоже, знают то, чего мы не знаем Мы продолжаем возвращаться к ним за ответами». Богемная жизнь влекла их обоих.
К сожалению, не сохранились даже редкие его письма. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал. Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений.
Вот всколыхнулась в нетерпении страница лежащей на столе партитуры, словно от дуновения ветерка. Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец. Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза. Тогда он решил повременить и осмотреться. Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях».
С его именем связано целое направление в итальянской поэзии, получившее наименование «маринизм». Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты.
- Микеланджело Меризи да Караваджо
- Сравнение образа Нарцисса в картинах Караваджо Микеланджело, Никола Пуссена, Карла Брюллова и Сальвадора Дали
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Караваджо Микеланджело («Нарцисс»)
Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года. Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их. О второй я должен умолчать 6».
Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. «Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день». Из тела божества Гиакинта (Гиацинта) из ревности погубленного богом ветра Зефиром, Аполлон вырастил цветок. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Он до последних дней хранил о Караваджо добрую память.
- Караваджо Микеланджело «Нарцисс»
- Отправить запрос на изготовление копии
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Виртуальная галерея мировой живописи
- Места где Новый год даже не вспоминают
- Путешествуй по России: 7 основных правил, как исследовать и открывать новое
- Все без ума от Скарлетт: 5 фильмов с самой высокооплачиваемой актрисой в мире
И «психология – это мифология современности». Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие. Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов. Он несколько раз попадал в тюрьму.
Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов. Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью – качествами, присущими всякой системе». В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33.
Возможно, что на основе полицейских протоколов, кроме упомянутых фильмов, получилось бы занимательное чтиво о нравах римской богемы при условии, если бы речь не шла о великом художнике. Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала. Судя по имени героя, миф о Нарциссе догреческого происхождения, народная этимология сблизила имя Нарцисс с греческим глаголом narkao («оказывать наркотическое воздействие, притуплять, одурманивать»). и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа.
Цветок весны, символ смерти в юности, сна и возрождения. Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38. К сожалению, обе работы были утеряны. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску. Как знать.
Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук. Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол. Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью – качествами, присущими всякой системе».
- Коллекция анонимных шедевров дизайна
- 5 коктейлей из СССР, которые было не страшно пить
- Почему вечный двигатель невозможен
- Ацетон в бензобак: хитрость бывалых водителей
Навек застыв, как дивное изображение из паросского мрамора, он не наглядится на все, что находит в себе прелестного») оперы Скарлатти, Глюка драма Кальдерона картины Караваджо, Пуссена, Брюллова скульптура Челлини, композиция В. Муница и др. За моей спиной – пустота.
Что, мол де, до существования стеклянных зеркал (которым всего или около 800 лет или – если включить полумифические источники – около 2 тысяч лет) существовали металлические зеркала (3 тысячи лет. ), а до них какие-то уж совсем полулегендарные отполированные обсидианы (4 тысячи. ). Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров. Действительно, картина вызвала недоброжелатели.
В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33. Справа от него восседает юнец, показанный со спины. Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов. С течением времени слово «нарцисс» стало синонимом слова «самовлюбленный». Кардиналу хотелось видеть кусок неба под потолком своей алхимической лаборатории, а высказанные старшим братом соображения он счёл вредными и богохульными, приказав художнику забыть о них.
Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью. Чекко предстаёт в образе юного библейского героя, поразившего камнем из пращи заклятого врага своего народа. Морская вода скована льдами». Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92). Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино.
Цветок царства мертвых Гадеса – Плутона, эриний – богинь мщения. Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Нарцисс – сладкий, дурманящий аромат, безумие. Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук.
- Как ученые тестируют дезодоранты
- 20 крутых лайфхаков для Нового Года
- Как починить вмятину на бампере горячей водой
- Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Нарцисс»
- Картины Микеланджело Мерази да Караваджо
- Астемир Апанасов – У родника ( 2017)
Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42. Дейл Кушнер – автор романа «Условия любви». Хотя две продольные стены Сикстинской капеллы украшены великолепными росписями Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Перуджино и других славных мастеров, но расписанные Микеланджело плафон и алтарная стена подавили своей мощью и заглушили всё остальное. Их пересказом и (пере)интерпретациями занималось (и занимается) много всякого умного народа, не мне чета и во все эти дебри лезть в данный момент не очень хочется. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Марино очень дорожил своим портретом кисти друга-художника и другим его подарком — картиной «Сусанна и старцы», на которой в первый и последний раз у Караваджо появилась обнажённая женская натура. В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев. Прекрасный, но холодный и гордый, он отвергает их любовь. Всё писалось с натуры.
Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило. Караваджо передёрнуло от этих слов, но он смолчал и не стал встревать в светский разговор, который показался ему пустой болтовнёй. Его обнажённое колено почти упирается в раму картины.
Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим. И хотя подобные документы не оформлялись официально их можно назвать первыми брачными контрактами Запада. Так император Марк Аврелий, последователь секты Эпикура, похвалялся в своих дневниках тем, что не притронулся к служанке по имени Бенедикта и даже к рабу (которого звали Теодотом), несмотря на снедавшее его желание.
Вот таким образом в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию». Вскоре он завершил работу.
Каждый думает только о себе. Записано верно с моих слов»47. Когда Нарциссу было пятнадцать лет, его полюбила горная нимфа Эхо или, в другом варианте, юноша Аминий. и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа.
У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат. Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин. Именно от Марино художник впервые услышал об Овидии и его «Метаморфозах» итальянский перевод которых с помощью Гвидобальдо отыскал в дворцовой библиотеке. Считалось, что этот запах способен довести человека до сумасшествия. И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона.
Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. Позднее художник не раз вернётся к этой теме. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Его прямой и прочный стебель сделал его в исламе эмблемой преданного служения и веры. Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. Нимфа Дафна, спасаясь от притязаний Аполлона, была превращена богами в лавр. Как выяснилось позднее, выбор оказался более чем удачным.
Тиресий предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, если не увидит самого себя («Коль сам он себя не увидит»). На лице музыканта грусть.
Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. Чтобы не вызывать нареканий со стороны аскета-брата и чувствовать себя более раскованно, в ноябре 1596 года кардинал приобрёл для своих негласных увеселений и «научных» занятий алхимией небольшую виллу в парке Людовизи за воротами Порта-Пинчана, которая стала называться casino Del Monte. Но художник недолго оставался без помощника. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов.
Литературный критик 16-го века объяснил современные взгляды, что миф Нарсиссуса «ясно демонстрирует несчастный конец тех, кто любит их вещи слишком много». Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». Любовь genialis превращается в любовь соnjugalis.
Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». Стремление писать книги – это болезнь, близкая к безумию». По мысли дель Монте, такой щит должен послужить верным талисманом, надёжно защищающим дом Медичи от любой напасти. Впервые Караваджо пытается защититься именем своего патрона, который в то время отсутствовал, будучи по делам во Флоренции. Вера в такой исход подогревала патриотические настроения итальянцев.
Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. Смелые ракурсы мифологических персонажей впечатляют. По поводу этого маленького шедевра было сломано немало полемических копий.
Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. В оставшиеся четыре года жизни художнику приходилось постоянно переезжать с места на место. Тёплый кремовый тон фона придаёт композиции пространственную глубину. Не случайно имя Нарцисс (Наркисс) происходит от глагола «narkao» (греч.
Караваджо уважил просьбу патрона и написал известный натюрморт «Корзина с фруктами» (31x47). Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Свобода от этих трудов освобождает скрытую энергию, необходимую для оживления психики.
И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Его палитра довольно скупа и главное внимание сконцентрировано на светотеневых переходах. Не случайно имя Нарцисс (Наркисс) происходит от глагола «narkao» (греч. Тайна осталась нераскрытой. Рассказывают, что, повстречав много лет спустя Кампанеллу в Париже, Декарт воскликнул в сердцах: «Да он просто сумасшедший.
За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца. Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Читайте больше от Дейла в своем блоге.
Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его. Идея увлекла Караваджо. Его сестры, наяды, водяные нимфы, плачут и обрезают их волосы. Это льстило Караваджо, особенно когда кое-кто из них, словно читая его мысли, заявлял о верховенстве живописи над звуком и даже словом.
Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55).
Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. Так император Марк Аврелий, последователь секты Эпикура, похвалялся в своих дневниках тем, что не притронулся к служанке по имени Бенедикта и даже к рабу (которого звали Теодотом), несмотря на снедавшее его желание. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. Событие развёртывается ночью на фоне освещаемого сполохами неба и темнеющей внизу долины Тибра, где горит костёр, разведённый пастухами, к которым на огонёк подошёл молодой монах Лео, оставивший преподобного одного молиться на горе. Наркисс) – в греческой мифологии прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы, которому в младенческом возрасте прорицатель Тиресий предсказал долгую жизнь, если он «никогда не увидит сам себя».
Эта трансформация не повлекла за собой ни малейшего изменения в законах Империи по той простой причине, что они-то ее и породили. Сексуальная мораль полностью перестала быть вопросом статуса.
С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо. Положение там несколько улучшилось и прежний испанский наместник был смещён. Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства. Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве.
Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин. Поводом послужило подозрительное обстоятельство. Расписанный им свод алхимической лаборатории пронизан той неукротимой яростной энергией, которая способна вызвать гневные раскаты грома, предвестника приближающейся грозы. – одурманивать, ошеломлять).
Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Глубоко новаторское истолкование мифа в его первооснове подверглось критике со стороны некоторых исследователей. Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир.
Я силюсь не умереть в молчании. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Белый нарцисс часто используют в Китае как аналог лилии.
В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. Супружеская любовь – это миф, согласно которому покорность как следствие силы (obsequim как следствие virtus) становится психологической и религиозной (pietas и fides).
Судя по имени героя, миф о Нарциссе догреческого происхождения, народная этимология сблизила имя Нарцисс с греческим глаголом narkao («оказывать наркотическое воздействие, притуплять, одурманивать»). Нарцисс (греч. Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38.
«Голова Медузы», как верный талисман, охраняла дом Медичи от всех напастей и никогда не покидала Флоренцию. Иными словами, он охраняет «ничто», он охраняет «не-жизнь» – стыдливо прикрытые чресла, тело, до такой степени отверженное, что оно стало мертвым и его навечно прибили гвоздями к кресту.
Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности. Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака. Самая большая иконография – у древнегреческого Нарцисса: сказания «Метаморфозы» Овидия («Он сам собой любуется, окаменев от удивления. На лице музыканта грусть. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника. Из тела божества Гиакинта (Гиацинта) из ревности погубленного богом ветра Зефиром, Аполлон вырастил цветок. Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной.
В Риме он сумел заручиться сильной поддержкой влиятельных покровителей и стал вхож в высшее общество. Это один из самых высокочтимых итальянских святых. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим.
Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. Картина поразительна по построению. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48. Так как нарцисс зацветает в китайский Новый год, там он стал символом радости, удачи и счастливого брака (последнее характерно и для других стран Востока). Многих римлян, успевших увидеть росписи и оценить красоту изображённых полунагих фигур, такое варварство повергло в шок, а опечаленный бедняга Пульцоне, не выдержав жестокой расправы над своим детищем, в которое было вложено столько любви и старания, вскоре умер от огорчения.
Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства. Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести Его беспредельно полюбила нимфа Эхо, лишенная богиней Герой собственной речи и мнения (в наказание за болтливость), но она не могла привлечь к себе внимание Нарцисса, превратившись в бесплотный голос, способный только повторять чужие слова. От него лучше держаться подальше».
Визит стал незабываемым потрясением, перевернувшим многие его былые представления о живописи. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года.
В его картинах они черпали вдохновение для своих поэтических откровений. То был медленный, глубинный, естественный процесс иод охраной страха. «Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. Любопытно другое.
Любопытно другое. За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Сдержанность, послушание означают почти пассивность. Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. В луковицах нарциссов содержатся алкалоиды (растительные яды), которые могут вызывать расстройство пищеварительной системы, дерматиты, дрожь и сердечную аритмию.
Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала.
Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост. Этот внутренний (уже почти психологический) самоконтроль выводит нас к теме subjectus и obsequens maritus. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91).
Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев. Караваджо запечатлел момент, когда преподобный забылся в религиозном экстазе, лёжа на земле под могучим развесистым буком. Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух.
Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Моё дело пока узкое, а именно использование поверхности воды как зеркало. Вместо этого он «уничтожен недостижимой любовью» и увядает у бассейна.
Как однажды сказал Юнг: «Пока вы не осознаете сознание бессознательного, оно направит вашу жизнь и вы назовете ее судьбой». Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства. И всё же наиболее близка к истине другая версия. Это была личность яркая и артистичная.
Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн. С первых дней пребывания во дворце Караваджо понял, каковы наклонности и вкусы работодателя и в своих предположениях не ошибся, судя по первой реакции кардинала. Но в версии мифа Овидия Нарцисс не разгневается. Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье.
Кстати, нарциссы увенчивали головы Парок – богинь судьбы. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру.
«Никто доселе не видывал столь дальних краев. Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов.
Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась. Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура.
Затянувшиеся «смотрины» завершились осенью 1594 года — Караваджо отдал предпочтение кардиналу Франческо Мария Борбоне дель Монте (1549—1627). Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119). Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори.
Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42. Кардинал слыл полиглотом и меломаном. Я её выдрал из какого-то старого журнала, обнаруженного в какой-то макулатурной пачке (был такой спорт, сбор макулатуры на книги) долгие годы была моим визуальным сокровищем. Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках. Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника. Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства.
Вскоре он завершил работу. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Позднее тот же Марино составил подборку стихотворений, посвящённых отдельным картинам Караваджо — его сборник, увидевший свет в 1620 году, так и назван — «Галерея».
А жизнь во дворце между тем шла своим чередом. Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. «Я тот, кто тщетно пытается обратиться в камень.
Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). Жизненный путь живописца вполне достоин отдельной захватывающей книги, в которой творческие взлеты и достижения соседствуют с дуэлями и погонями, а за посвящением в рыцари следуют тюрьма, побег и скитания по разным городам Италии. В возрасте четырех лет будущий художник остался без отца, умершего от тифа. Видя, как дель Монте с плохо скрываемой грустью расстался с картиной, Караваджо решил по-своему отблагодарить кардинала за обретённое им привилегированное положение во дворце, где многие, включая чопорного дворецкого, считали его любимцем хозяина и заискивали перед ним.
Позднее художник не раз вернётся к этой теме. Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». В записках моих я повествую о себе. Вот таким образом в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию».
Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру. Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus. Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5). Изображение человеческого тела во всей его естественности, упрямое преклонение перед правдой жизни далеко не всегда способствовали взаимопониманию живописца с заказчиками.
Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты. Считалось, что этот запах способен довести человека до сумасшествия. Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде.
Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. Её положение асимметрично относительно центра. То был медленный, глубинный, естественный процесс иод охраной страха. Стремление писать книги – это болезнь, близкая к безумию». Записано верно с моих слов»47.
В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него.
Вне всякого сомнения, дель Монте был знаком с трудами английского философа Роджера Бэкона, который в своей книге «Зеркало алхимии» прямо советует: «Выбери вещество, содержащее чистую ртуть, смешанную по определённому правилу равномерно в должных пропорциях с серой. »46 В своих экспериментах кардинал следовал этой рекомендации и советам известного францисканского монаха и алхимика Джованни Бонавентуры. Именно вот таким образом слово «нарцисс» имеет тот же корень, что и слово наркоз. Главное достоинство картины в передаче состояния внутреннего напряжения между низко пригнувшимся к воде героем и его перевёрнутым отражением, а стало быть, между творцом и творением, о чём столь выразительно повествуется в мифологическом сюжете.
В придворном хоре кардинала дель Монте выделялся сильным голосом и яркой внешностью испанский кастрат Педро Монтойя, которого не раз приглашали выступить с хором Сикстинской капеллы, а на музыкальных вечерах во дворце Мадама он исполнял все женские партии. В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. Вот таким образом у Караваджо центром мироздания выступает земная сфера со знаками зодиака.
Энергичный Марино успел заставить громко заговорить о себе ходившей по рукам рукописью эротической поэмы «Адонис», о публикации которой не могло быть и речи. Вскоре была сыграна весёлая свадьба. Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной. Надо признать, что это ему удалось. Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей.
«Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32. Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура.
Кардинал любил рассказывать, что на его крестинах присутствовали друзья семьи Тициан, архитектор Сансовино и писатель Аретино, от которых и передалась ему любовь к искусству. Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности. Для него труд составлял смысл и основу жизни, чего не скажешь о его младшем брате. Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило. Этот внутренний (уже почти психологический) самоконтроль выводит нас к теме subjectus и obsequens maritus. Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори. Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала.
В Нарцисса были влюблены многие юноши и девушки, но он с пренебрежением отвергал их. В круг его обширных интересов входили также химия и фармакология.
Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей. Там он проделал головокружительную карьеру, оказавшись при дворе Людовика XIII. Жизнь на положении слуги или нахлебника не устраивала, но выбор был сделан, отказываться поздно. Юноша отверг любовь нимфы Эхо и опечаленная девушка от горя высохла, так что от неё остался один только голос. Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам. Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал.
У неё был низкий грудной голос приятного тембра и Караваджо попросил её что-нибудь спеть, дабы спало напряжение и появилось выражение одухотворённости на лице, а не одно только желание выглядеть как можно эффектней, столь свойственное большинству женщин.
Его прямой и прочный стебель сделал его в исламе эмблемой преданного служения и веры. Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме.
Караваджо дважды вернётся к этой теме, меняя акценты. Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома. Только спустя двадцать лет она вышла в свет в Париже, куда судьба занесла неугомонного поэта. Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка.
Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам. Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus.
Август сослал Овидия на край света – в ледяной край дикой Паррасии. Приговоренные к смерти преступники в римских владениях приносили нарциссы в жертву фуриям (тем же греческим эриниям – богиням мщения) приговоренных увенчивали нарциссами, что производило определённое наркотическое действие и немного облегчало муки распятия на кресте. Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119).
Их рисует тот, кто не может подняться над частностями и останавливается на несущественном, что легче изобразить, — всё это могут сделать только малодумающие люди. «Две вещи сгубили меня – мои стихи и моя оплошность. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Иными словами, он охраняет «ничто», он охраняет «не-жизнь» – стыдливо прикрытые чресла, тело, до такой степени отверженное, что оно стало мертвым и его навечно прибили гвоздями к кресту. Каждый думает только о себе.
Дабы украсить «уголок отдохновения», как называл его кардинал, он поручил своему художнику расписать потолок одной из зал, где проводились химические эксперименты. Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины. Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием.
Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. Так же как не могли найти ее и у римлян. Наяды оплакивают его5.
Галилей пока ещё не произнёс свою историческую фразу «ерриг si muove» — «и всё-таки она вертится», перевернувшую былые представления людей о Земле. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. Сексуальная мораль полностью перестала быть вопросом статуса. Это первое письменное свидетельство осознания самого себя. За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке.
Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм. «Я тот, кто тщетно пытается обратиться в камень.
Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. Уже в самом этом названии звучит определённая двусмысленность. Причина этой популярности в многоплановости мифа о Нарциссе, что предоставляет широкое поле для экспериментов в искусстве, психологии, культурологии и искусствоведении. Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение.
По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести Его беспредельно полюбила нимфа Эхо, лишенная богиней Герой собственной речи и мнения (в наказание за болтливость), но она не могла привлечь к себе внимание Нарцисса, превратившись в бесплотный голос, способный только повторять чужие слова. А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой. Вот таким образом пусть уж лучше пребывает в привычном для него состоянии недовольства собой и всем миром. Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде.
Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом. Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43.
Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей.