Караваджо Юдифь И Олоферн
И здесь – ее хищный взгляд, то, как она вытянула шею и вся подалась вперед (между тем Юдифь как раз отстраняется), – все, кажется, говорит: «Мне бы этот меч да эту голову». Центр картины занимают голова Олоферна и руки женщин, сдерживающих царя. p. S. с новым годом.
Часто можно встретить по отношению к ней эпитет – эмоциональный нокдаун. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. «Больной Вакх» – это произведение, которое появилось не случайно. Она бесконечно мила и прекрасна, но почему все так странно, как можно это объяснить. Картина Караваджо «Юдифь, убивающая Олоферна» – одна из многочисленных интерпретаций библейского сюжета, причем далеко не первая. Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни.
- Юдифь и Олоферн (картина Караваджо)
- Картина-резонанс: Юдифь и Олоферн Караваджо
- Картина Караваджо «Юдифь, убивающая Олоферна» и библейский текст
- Юдифь, обезглавливающая Олоферна
- Описание картины «Юдифь, обезглавливающая Олоферна»
Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою Юдифь. Они пировали и когда наступила полночь, Олоферн отпустил своих слуг.
Юдифь помолилась, попросила помощи у Господа, схватила Олоферна за голову и изо всех сил ударила мечом по шее. Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Натюрморт – книга, перо – показывает, что святой стал проводником божественного слова.
Он ведь, повторю, художник, а не иконописец и значит, в его картине нам предстает в первую очередь человек на изломе Ренессанса, а не обожженный человек (как в иконе). Это и понятно: художник – посредник не только между своей героиней и зрителем, но и между нею и Богом, что неизбежно влечет за собой поправки (или искажения). Не отступая от традиций изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Тому нет документальных подтверждений. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову.
- «Юдифь и Олоферн» Караваджо и другие картины, найденные случайно
- Юдифь обезглавливающая Олоферна, Артемизия Джентилески, 1620
- Во Франции предположительно нашли утраченную картину Караваджо «Юдифь и Олоферн»
- Юдифь, убивающая Олоферна — Караваджо
- Микеланджело Меризи да Караваджо
- Юдифь и Олоферн, Караваджо (1 фото)
«Юдифь и Олоферн», Караваджо. вы можете запросить все в системе с коробкой. Юдифи удалось не только уничтожить врага, но и спокойно уйти.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Новость привела ассирийцев в замешательство и они бежали, преследуемые израильтянами. Трудно представить, что это произведение могла исполнить женщина 17 века.
(function () (. panel-body a). has (img). attr (target, blank))Если Вам понравился материал – поддержите нас. Они заставляли ужасаться и содрогаться от напора драматизма, волнами бьющего с полотен. Юдифь Караваджо не размахивается и бьет, она как будто бы режет. Безусловно, она рисковала своей жизнью. Сапронов.
- Утраченную 400 лет назад картину Караваджо нашли на чердаке во Франции
- Юдифь и Олоферн — Артемизия Джентилески
- Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
- Исчезнувшую картину Караваджо, возможно, нашли через 400 лет на чердаке
- Юдифь и Олоферн: образы библейского мифа
- Юдифь и Олоферн в картине Караваджо
Так что врагам она предстала «чудом красоты» – это слова Священного Писания. На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Причем она так же отличается от Богомладенца и Богоматери, – преклонными годами и некоторой заскорузлостью, – как служанка от Юдифи (с учетом, разумеется, существенной разницы в настроении той и другой картины: речь ведь шла только об одном сходном мотиве). Нет, предел скверны одолевается чистейшим и невиннейшим.
Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. Юдифь Караваджо совсем юная, с почти детским лицом. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане.
- Юдифь и Олоферн Караваджо: картина-резонанс
- Дискуссии и мнения православных богословов сегодня
- Рубежная работа из коллекции Боргезе, 1591 год
- Молитва как паломнический экстаз
- Освещение на картинах Караваджо
- Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Юдифь и Олоферн»
- Юдифь и Олоферн (картина Караваджо) Информацию О
Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти. С другой стороны, Юдифь убивает спящего беззащитного и безоружного человека, который ей доверял, ничем не обидел и «только любовался ею».
А вот теперь самое сложное – моральная сторона этой истории. Но расхождения Каравджо не есть беспечное пренебрежение. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Так и картина Караваджо Юдифь и Олоферн.
- Юдифь и отрубленная голова на картинах художников эпохи Возрождения
- Арт шедевры Николаса Скарпинато
- Независимые эксперты подтвердили подлинность картины Микеланджело да Караваджо «Юдифь и Олоферн»
- Фестиваль «Точка доступа» стартует в Санкт-Петербурге
- Международная акция стартовала 19 июня
- Ученые обнаружили две тайные комнаты в гробнице Тутанхамона
Внимание. Голову Олоферна выставляют на городской стене. Караваджо был зачарован процессом обезглавливания, которое тогда было привычной формой казни для преступников из аристократической среды.
Но другая рука крепко и умело ухватила несчастную жертву за волосы. Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Караваджо родился в семье архитектора. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». Ведь он исключен из канонических книг Ветхого завета, причем по двум причинам.
- Периодизация и эволюция архитектуры и искусства Древнего Рима
- Записки переводчика с Андреем Десницким
Здесь же нам рассказывается о личном опыте переживания библейского события. Она вызвалась попытаться спасти сограждан от войска вавилонского. История такова. Опять же, казалось бы, не Анне ли стать послушной исполнительницей воли высших существ. Украсив себя "так, чтобы прельстить любого, кто взглянет на нее" (10:5), она со служанкой отправилась в стан ассирийцев. Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610).
Франциска, как бедного странника, как паломника. Как мы знаем, для Б. Окуджавы это уже не мифы о богах, а «сказки о богах», на которые известный поэт советской оттепели взирает с глубоким презрением, видимо, с высоты своих поэтических высот. Но, любуясь красавицей, Олоферн опился вином и заснул. Это все еще (хоть и в преддверии секуляризации Нового времени) опыт верующего человека, который изображая мир Ветхого Завета, не пытается ни быть, ни казаться ветхозаветным патриархом и значит, говорит своим, а не их языком. Образ «Св.
Ее служанка была наготове с мешком, в который они положили его голову. Рука должна быть «простой и грубой», чтобы все-таки совершить убийство. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо. Прежде всего, он не чувствует его в своей душе, да и не может чувствовать, вероятно. «Усекновение» – это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет. В своей руке видит библейская Юдифь орудие воли Божией.
В то время Юдифь была примером в глазах многих религиозных фанатиков, а в современных Караваджо памфлетах, призывавших к убийству еретиков, Юдифь представлялась образцом добродетели. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». Его автор – пылкая дочь почтенного художника Орацио Джентилески.
На четвёртый день Олоферн устраивает пир, на который приглашает Юдифь. Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла. Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию Жертвоприношение Исаака (1603), Обезглавливание Иоанна Крестителя (1608) и Давида и Голиафа (1610). Никакой «неоднозначности», присущей такого рода историческим и художественным фигурам, сюжет Священной Истории о Юдифи не содержит.
Что же, получается, Джорджоне ближе к тексту Библии. Как знак и добыча. Казалось бы, это должно вывести Юдифь на первый план, сделать ярче. Просто в Священной Истории есть Тот, кто обман прощает (хотя обман не перестает быть таковым), а обманывающему помогает вернуться к себе. Этот мотив звучит в библейском тексте и он очень важен.
Изображение человеческого тела во всей его естественности, упрямое преклонение перед правдой жизни далеко не всегда способствовали взаимопониманию живописца с заказчиками. статья потрясает великолепным знанием исследуемой темы, а так же тонким чутьем человеческой натуры. мужество, красота, хитрость, коварство, бесстрашие, ум, патриотизм юдифи просто поражает и завораживает воображение. статье просто не будет цены (я ни сколько не преувеличиваю), если автор найдет время проанализировать юдифь малоизвестного итальянского живописца orazio riminaldi. этот талантливый мастер начала 17 века прожил недолгую жизнь но оставил после себя несколько шедевров. вам, наверняка, доставит удовольствие еще раз встретиться с гениальным художником. мое восхищение. Укрепи меня в этот день. Юдифь хапнула царственный меч, оттяпала Олоферну башку и дала деру обратно в Ветилую.
Темный фон помещения, слева вверху красный занавес и кусочек кровати, на которой лежит Олоферн. С другой стороны, его так называемый реализм не отменяет вовсе Божьего присутствия. Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти. По тексту в момент убийства Юдифь была одна, отослав всех, даже служанку. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. Были среди них и антифашистки и антитоталитаристки и что-нибудь вроде «маркитантка юная убита» Б. Окуджавы.
А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. Франциску. Олоферн, едва увидев Юдифь, тотчас воспылал к ней любовью, пригласил к столу.
Юдифь изображена на картине в страшный момент, когда она отрубает голову Олоферну. Тогда расхождение и вовсе минимально, а ее присутствие, кроме простейшего принципа контраста порождает еще один мотив: перед нами парадоксальная ситуация того, что «палачом» становится, черную работу выполняет не низший и опытный, а высший и юный, чистый. Сильный свет падает слева и освещает темное пространство, усиливая напряженность сцены. 13, 14), – а войдя в городские стены, поднимет голову Олоферна и покажет народу. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св.
Но как сложен он для воплощения. Она отправилась к Олоферну, сделав вид, что хочет помочь ему одержать легкую победу. То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где абсолютно точно художник написал самого себя (1606). Световая и колористическая драма этой картины характерна для барочной живописи. Они обошли ущелье, поднялись в гору и двинулись к городским воротам. Зададимся вопросом о том, как справился со своей задачей Караваджо и встретился ли путь, которым он шел, со Священной Историей.
Что же это за душа, которую не затрагивает и не тревожит убийство. Может быть, проще было бы назвать караваджевский способ восприятия Священной Истории психологизмом, но в таком случае это не тот психологизм, который умиляет какого-нибудь шестидесятника в картине Крамского «Христос в пустыне» или Ге «Христос перед Пилатом». Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. Между тем Юдифь Караваджо очень проста, уж точно не великолепна. В караваджиевской Юдифи очень много самостоятельного отношения к совершающемуся.
Но от этого-то Караваджо и рад уйти. Художника подняли в палаты, обеспечили уход и он выжил.
Тогда красавица Юдифь известная своей набожностью, решила освободить свой народ. Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Им удалось покинуть лагерь и вернуться в Вифулию прежде, чем обнаружилось содеянное. Черты Олоферна искажены страхом. В Дублине в 1990 году монастырь Св.
У Караваджо Юдифь со своей жертвой соотнесена по горизонтали. Исторические авантюристки сами решаются на действие и сами себя прощают, а значит, «неоднозначность» их деяний ложится на их плечи и возможному обаянию их образа (обаянию красоты в содружестве со смелостью)всегда сопутствует цинизм. Девушка пробралась в палатку полководца. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа».
Это могло быть и осознанием исключительности своего пути и епитимьей себе за содеянное. Они шли осторожно, обходя посты и незамеченными выбрались из вражеского стана. Созвучен этому один из ходов художника в картине «Мадонна со змеей» («Madonna dei palafrenieri»). Трудно судить о Караваджо как о человеке веры.
Наградой ему служит божественное откровение. И этот жест Юдифи – крепкий мостик, связывающий героиню Караваджо с библейской.
За это Олоферн, восхищённый её красотой и мудростью, позволил Юдифи жить в его лагере. Выше: что вы искали.
Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Войско отступает и народ спасен. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Облик Юдифи свидетельствует: она имела право на коварный обман и соблазн. Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Что, однако, не исключает его обращенности к Богу. После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни.
Что, как уже было сказано, контрастом подчеркивает иное душевное состояние ее госпожи. Рука Юдифи – центр картины Караваджо. Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). Караваджо, напротив, запечатлел сам момент обезглавливания, когда голова наполовину отделена от тела, но жертва всё ещё жива.
хафизов геннадий. 12. 12. 13. 13, 7–9). Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
«Она приобрела великую славу и состарилась в доме мужа своего, прожив до 105 лет». Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Олоферн разорил Месопотамию, Киликию и другие земли, начал приближаться к «приморской стране» (Финикии) и Иудее. Сюжет очень привлекателен для художника, в нем столько яркости, эффектности, ужаса и великолепия. Получается, опять расхождение. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась.
Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, вот таким образом он держит в руках череп. Услышав о случившемся, Юдифь предложила не спешить и положиться на волю Бога. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. Остается предположить, что безмятежность Юдифи не непосредственна, а дидактична, не «какова. », а «о чем. » О чем-то должна поведать. Но странным образом и она делается от этого более декларативной.
Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа». Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Разумеется, это не означает, что «Божий народ» может обманывать «не Божий». Конечно, важно в первую очередь то, что это не просто история, а Священная История.
Или, как говорил о себе французский художник Ф. Леже, то, что понял. Когда пир кончился и они остались одни, он задумал соблазнить ее, но был слишком пьян.
Но именно диссонансом между рукой и лицом (растерянным, почти страдающим) убийство имеет выход к жертвоприношению. В первую очередь, сама Юдифь. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Акт состоялся, но совсем не в том алгоритме, что думали командиры.
Ее план сработал. «Юдифь и Олоферн» (1595-1596). Почему именно этот сюжет. Она также отказывается от какой бы то ни было конкретизации места действия.
Сюжет основывается на евангельском тексте. Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это сделал несколько лет спустя Кристофано Аллори, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить современная ему «женщина из народа». Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Мадаллена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией. Более того, после того как ассирийская армия бежала, жители Ветилеи грабили брошенный военный лагерь 30 дней, а Юдифь «запрягла колесницы свои» и сложила на них «все серебряные сосуды и постели и чаши и всю утварь его».
В пафосе он уже не видит того «дыхания жизни», которым дышит Священное Писание и которым, наверное, дышали когда-то мифы о богах. Франциск Ассизский. Сама она подошла к изголовью постели, взяла меч полководца и приблизилась к Олоферну. Именно вот таким образом она до сих пор не оставляет к себе равнодушным ни одного зрителя. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике.
Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. Сюжет, коротко, таков. Жители малодушествуют, ропщут и готовы сдаться. Голова Олоферна была или повержена (у Джорджоне) или торжествующе поднята (у Донателло) или несома – со смесью торжества и презрения – как предмет обихода или добыча, на блюде (у Боттичелли). И все-таки, повторю, священное не профанируется и не изымается вовсе из этого мира.
Иудифь / (апокрифический Ветхий Завет). Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. «Экстаз св. Под туго прилегающим корсетов просвечивает вспотевшая от усилий кожа на груди.
Честно во всех отношениях: он не пытается быть ни сказочником, ни святым. Она скинула его тело на землю, завернула голову в занавес и вышла из шатра. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Папским постановлением художник был осужден. Об этом, может быть и рассказывает безмятежность джорджониевской Юдифи: торжество истины и неучастие ее носительницы в «искушенности собственной похотью» Олоферна. В полночь она по обыкновению выходит из стана и направляется в свой город.
Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. У Караваджо изображено откровенное насилие.
Поворотным моментом в судьбе живописца стало его знакомство с кардиналом дель Монте, который не только предоставил Караваджо кров и стол, но и помог ему получить первый серьезный заказ. Лицо еще живое и кричащее, но уже бледность покрывает его и жизнь вот-вот исчезнет навсегда. На протяжении 400 лет полотно считалось безвозвратно утерянным. Когда Олоферн достиг Ездрелонской (Изреельской) долины, оказалось, что по распоряжению иерусалимского первосвященника узкий проход, ведший в Иудею и к Иерусалиму, перекрыли евреи близлежащих укрепленных городов Ветулия и Бетоместаим.
Красавица Юдифь и Олоферн пируют. В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо – «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью.
Что это дает и чего лишает. Иеронима» (1606) – пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике.
Какая-нибудь бесстрашная куртизанка, выполняющая «политическое задание» с помощью любовных похождений и тем приносящая пользу государству – постоянно возобновляющийся и имеющий бесконечное число вариаций сюжет мировой истории. Предполагают, что голова Олоферна – автопортрет. Тогда Юдифь приказала своей служанке выйти из шатра и дожидаться ее у входа. Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Маддалена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией. Некоторые признаки говорят о том, что борьба уже состоялась. Он был язычником и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога.
Он рассказывает то, что увидел. Юдифь сумела увлечь его. Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в нее в руке.
В виде Юдифи художник изобразил свою подругу-куртизанку Филлиду Меландрони. Попробуем подумать над вопросом именно с этой точки зрения. В упоминавшихся интерпретациях (предшествующих Караваджо) Олоферн не просто злодей, враг иноверец – его вообще нет, есть только голова. Он несколько раз попадал в тюрьму. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике.
Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. В картине Караваджо оно просто иное и, вероятно, в иной степени, но оно есть. Она договорилась с Олоферном, что будет каждую ночь уходить из шатра для молитв и омовения.
Такое сопоставление указывает, что эта тема служила аллегорией несчастья мужчины, оказавшегося в руках замышляющей коварство женщины. Он был язычником и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Маддалена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, «околачивалась на Пьяцца Навона», что было эвфемизмом для занятия проституцией. Вот таким образом, собственно, его и способен взволновать библейский сюжет. На четвёртый день Олоферн устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её». Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха» (Иудифь. 13:15-16). Итак, в руке Юдифи содержится время (нечто большее, чем момент), предшествующее удару (в тексте говорится, что, готовясь, она схватила его за волосы), сопутствующее (делая свое дело, она продолжает держать волосы Олоферна) и последующее – потом, мы знаем, она завернет голову в занавеси и положит в мешок, вот этой самой рукой. Он слишком много выпил и вот таким образом быстро заснул. Он был язычником и Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Ярко освещенный передний план оттенялся фоном, что создавало оптический эффект приближения происходящего на картине действия к зрителю.
Юдифь соблазнила Олоферна, сама при этом оставшись в нетронутой чистоте. Во втором – углубляет человеческое (не претендуя на большее) и – как оказывается – восстанавливает-таки, казалось бы, утраченную вертикаль, сохраняет живой, пусть ослабевшую, связь с Богом. Вернемся же к тому, что мы назвали центром действия картины.
Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Отсюда возникает оттенок чуть ли не мясничества – так сосредоточенно она действует.
Каким образом. Олоферн, считавший единственным богом Навуходоносора, приказал связать Ахиора и «предать в руки сынов Израиля» его отвели в горный город Ветилую, где он был освобождён от пут местными жителями и рассказал о своей встрече с ассирийцами. У него грубая ряса, дыра на плече.
Написано переходное состояние, когда жизнь еще присутствует, но уходит по капле и Медуза это чувствует. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь». И лицо – посмотрим на него: как наивно покраснел нос, как слегка выпятились еще сохранившие детскую припухлость и нежные очертания губы, какая глубокая складка на переносице – словом, сочетание растерянности и отчаянной решимости, «детских припухших желез» и крестьянской мощи.
Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Об этом старается напомнить художник своему зрителю. Затем израильтянки вернулись в город, показали голову горожанам со словами: «Вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, — и Господь поразил его рукою женщины.
И тогда, если все-таки пользоваться пресловутым термином «психологизм», который вроде бы применим и к первым и ко второму, то почему бы не ввести дифференциацию: нисходящего психологизма у Крамского и Ге (или, пользуясь выражением Вышеславцева, спекуляции на понижение) и восходящего – у Караваджо. Юдифи удалось выхватить его меч и двумя ударами отсечь ему голову. Ее юная служанка помогает ей в этом, прижимая сопротивляющегося правителя к ложу.
Может быть, о том, что весь ужас задуманного и абсолютного не задел ее целомудрия. Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать. Так или иначе, он выходит к тексту Священного Писания. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. План был продуман, а побег подготовлен – великолепная военная хитрость, причем удавшаяся на все сто процентов (гораздо чаще подвиги заканчиваются гибелью героев).
Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давида и Голиафа» (1610). Примеры тому – картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Таковы картины Караваджо изображающие устрашающие моменты смертей. Они долго беседовали.
После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. В случае первых психологизм профанирует сакральное, низводя его до простейшего в человеческой душе: задушевности, задумчивости, грусти. Конечно, лишает пафоса и полной определенности в расстановке акцентов. В Священном Писании это молодая женщина, но уже три года вдовствующая.
Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века. Опьяненный, он спал очень крепко. Элементов для того, чтобы понять, в какой комнате происходит убийство, у нас нет. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.