Картина Анна Ахматова
Одной из лучших картин Альтмана, написанных в дореволюционный период его творчества, является портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Портрет Анны Ахматовой»
Она не могла его не заметить. Сама творила миф, как вспоминали слушатели. На Западе документов об Ахматовой, связанных с именем Модильяни, вообще не существует. к драме «Энума Элиш»: на стене магическим образом появляются тени, «В пятне показывается Победа -- худая высокая женщина с сумасшедшими глазами -- в лохмотьях». Спокойные прогулки в Люксембургском саду.
Ида Рубинштейн. Законы сцены переносились в жизнь, в которой тоже можно было исполнять многие роли.
Они провели вместе незабываемых три месяца. «Модильяни любил ночами бродить по Парижу и часто, заслышав его шаги в сонной тишине улицы, я подходила к окну и сквозь жалюзи следила за его тенью, медлившей под моими окнами». В начале 1916 года дом был продан, а архив с рисунками и некоторыми письмами заброшен. Интенсивный, типично льтмановский контраст желтого и синего в одежде, оттеняет матовую бледность кожи героини:И кажется лицо бледней От лиловеющего шелка, Почти доходит до бровей Моя незавитая челка. Альтман, почти с натурной точностью запечатлел необыкновенный облик Ахматовой, столь поражавший современников и вместе с тем создал персонифицированный образ ее поэзии – отзвук мира «радости небывшей».
Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. Живут они в разных странах, встретились дважды и расстались навсегда. Было прощание, последняя их прогулка, последнее кафе, последний парк, последняя ночь. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе.
- Анна Андреевна Ахматова в живописи
- Анна Ахматова в изобразительном искусстве
- Анна Ахматова и художники (Модильяни и другие)
- Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)
- «Пленительная дружба муз» Анны Ахматовой и Натана Альтмана
Небольшой очерк, написанный спустя полвека, вышел в Италии, в переводе литературного критика Джанкарло Вигорелли (Giancarlo Vigorelli, 1913 – 2005). В январе 1920-го туберкулез, алкоголь и наркотики, окончательно подточили его силы. Был ли он сделан непосредственно с обнаженной Ахматовой, как хочется думать многим или, как утверджала сама Анна Андреевна: «Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома. » (то есть по памяти) — не имеет особого значения. В 1917 году состоялось открытие выставки.
Анна больше не отрицала своей любви к итальянскому художнику Амадео Модильяни. В частности, когда она писала портреты (как и она сама рассказывала), она не только постоянно думала о чисто художественной задаче, она не только духовно сближалась со своей моделью, но как-то по-особенному любовно относилась к ней, — можно даже сказать сильнее — она влюблялась в нее. Вспоминаются ахматовские наброски 1960-х гг. Анна Ахматова узнала о его славе и смерти случайно через несколько лет.
- Портреты Анны Ахматовой (перепост)
- Женщина, лежащая на кровати (Анна Ахматова)
- Описание работы «Женщина, лежащая на кровати (Анна Ахматова)»
- Анна Ахматова: галерея портретов (фото)
- 9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой
- Портреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии
Царственная красота юной поэтессы приводила в восторг его утонченный вкус. C виду казалось, что Амадео постарел сразу на много лет. В 1964 году впервые были опубликованы воспоминания Анны Ахматовой (1889 – 1966) о её парижском знакомстве с Амедео Модильяни (Amedeo Clemente Modigliani, 1884 – 1920). Таким образом, очерк, рисунок и две не вошедшие в «Поэму» строфы являются единственными опубликованными в России документами.
Поездка не состоялась. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий предрассветный час». Некоторые настойчиво развивают тему их романтических отношений. Она многократно позировала им: Елене -- для рисунков, Наталье -- для статуэтки, бюста, «камей». Вы ничего не поняли. » – «Я принесу адрес, – сказала она.
- Анна Ахматова и Амедео Модильяни
- «У него печальное свойство»: Анна Ахматова и Амедео Модильяни
- Амедео Модильяни и Анна Ахматова: история одной любви
- Портреты Анны Ахматовой (23 июня 1889 — 5 марта 1966)
- Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)
- «Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)
- «Печальная красавица» (портрет Анненкова)
- «Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)
Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни. Он весь как-то потемнел и осунулся». Модильяни рисовал Анну.
Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Заговорили. В зарубежной прессе его уже называли «великим художником ХХ века» и сравнивали с Боттичелли (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi, 1445 – 1519). Ахматовой удалось найти лишь один сохранившийся портрет. Прижизненные портреты Ахматовой создавались как великими художниками (Амедео Модильяни), так и дилетантами (Георгий Шенгели, Иосиф Бродский). Держалась она очень уединенно».
В мемуарном эссе 1964 года «Амадео Модильяни» тайна рисунка была приоткрыта: стало понятно «почему». Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. Сейчас его картины на различных аукционах оцениваются в миллионы.
В искусстве его не интересовало ничего, кроме человека. Она грустила, мечтала, писала (теперь самые знаменитые) стихи о любви, в которых «легким облачком» поселился он, буквально ставший ее «музой»:В пушистой муфте руки холодели. я сама заметила в нем большую перемену, когда мы встретились в 1911 году. Все знали, что когда у Моди такой голос «Нам надо идти», – сказала она, послушно вставая. Пристойный.
Собирая по крупицам сведения о «странном сближении» из писем и воспоминаний современников, Марченко приходит к выводу, что хоть Модильяни и доводилось быть причиной ссор между Гумилёвым и Ахматовой, вовсе не им были заняты в это время мысли юной поэтессы. Ахматова в 1964 году оборвала фразу. Голлербах определял эти стихи как «портретный жанр» (был среди них и «автопортрет» Ахматовой) и наряду с ними поместил в антологии живописные портреты Ахматовой работы Натана Альтмана и Кузьмы Петрова-Водкина, рисунок Юрия Анненкова, силуэт Евгения Белухи, фарфоровую статуэтку, созданную Натальей Данько и расписанную Еленой Данько и т. д. Эта книга -- поздний отзвук Серебряного века, для которого преломление личности сквозь призму искусства было необходимой формой жизнетворчества. В крохотной мастерской, заставленной холстами, Анна позировала художнику. А в 1921-ом -- году голодных смертей и расстрелов -- Ахматову вернее было бы описать иначе.
- В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)
- Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна)
- «Русская царица» (портрет Лянглебена)
- Рисунок Амадео Модильяни для Анны Ахматовой
Что он никому не позволит На них теперь смотрели с любопытством. Neiswander, музей в Миннеаполисе), Сьюзан Кросс (Susan Cross, Музей Гугенхейма в Нью-Йорке), Джефри Вайсс (Jeffrey Weiss, Национальная галерея в Вашингтоне). Вспомнила же о рисунках только в 1921 году, когда узнала, что он умер годом ранее. Хотя это не рисунки и не «камеи», это профильные портреты -- известно, что Ахматова предпочитала и художникам и фотографам позировать именно в профиль. «Мне нужен ваш адрес, – сказал он безнадёжно, – я всё объясню.
Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. В ту пору Модильяни был очень беден и никому не известен, однако многих он привлекал своей харизмой и обаянием. Она много лет позже рассказывала об этой встрече, наполняя каждый раз новым содержанием.
В воспоминаниях поэтессы не найти и намека на какую-то интимность встреч. Да. Та же необходимость выразить себя руководила Ахматовой, когда она рисовала свой портрет 30 декабря 1926 г. Конец года, канун следующего -- для Ахматовой это был важный момент: время подведения итогов не случайно она отмечала, что «Поэма без героя» впервые пришла к ней в Рождество 1940 г. Этот автопортрет Ахматовой нельзя назвать «красивым»: в несимметричных глазах зеркального двойника есть что-то безумное. Вмешался Гумилев и предложил, по-русски, уйти из этого «сарая», чем вызвал у ничего не понявшего Моди раздражение.
- Анна Ахматова «Покинув рощи родины священной»
- Анна Ахматова и Амедео Модильяни: любовь как искусство
- Модильяни рисовал Ахматову, но его любовные письма себе она сочинила сама
- Коллекция Государственного Русского музея
- Русский след Русский след в мировой истории
Позже, найденные «боттичеллевские» линии будут «путешествовать» по всем его живописным ню. Портрет Иды Рубинштейн. Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) уже была прославленным поэтом. Скорее всего, так.
Основные источники — мемуары. Документальных подтверждений немного, вот таким образом то и дело в повести появляются «возможно», «могло бы быть», «вероятно», «кажется». Той осенью, в Царском Селе, она написала "Песню последней встречи", которая сразу стала одним из самых модных и знаменитых в России стихотворений, таким знаменитым и таким модным, что стареющая Анна возненавидела его к концу жизни, ревнуя к этой былой славе и даже сочтя ее позднее незаслуженной. Свидетельство чувств молодых людей — прекрасные рисунки — ню.
Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». И дело не в обнажении, а в том эротизме, которым они пылали, глядя прямо в глаза зрителям. Да и сам Чулков переживал в то время приступ влюблённости к Ахматовой. Нейсвондер (J. В этом контексте строки Ахматовой «Подожди, я тоже мраморною стану» из стихотворения «А там мой мраморный двойник» Наталья Лянда рассматривает как возможный разговор Ахматовой и Модильяни о его будущей скульптуре в мраморе, о которой она могла знать. Днём они вдвоем бродили по музеям, а по ночам совершали прогулки по городу.
О благопристойных воспоминаниях поэтессы откровенней всего высказался Иосиф Бродский: «Ромео и Джульетта» в исполнении царственных особ». Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Одна. Ахматова говорила, что рисунки сгорели в царскосельском доме. C виду казалось, что Амадео постарел сразу на много лет.
Комментарием к этому загадочному образу служат слова Ахматовой: «Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи и подозревал, что в них таятся какие-то чудеса». 16 Этот рисунок открывает ахматовскую иконографию -- по крайней мере из того, что сохранилось, ничего более раннего на сегодняшний день неизвестно. Как удалось ей удержаться от безумия, для меня непостижимо. И надо сказать, что эти «античные» изображения выполнены с изяществом, лаконизмом и мастерством, неожиданными для поэта, возможно, ни до, ни после не создававшего скульптуру. и подошла первая.
Среди остальных встречаются в его работах портреты известных людей и выдающихся личностей, в частности «Портрет Анны Ахматовой», написанный им в 1922 году, когда он впервые в жизни стал отцом. Из 16 рисунков, подаренных ей, она бережно хранила лишь тот, что висел над кроватью. Возник глобальный интерес. Даты работ и записи Лукницкого показывают, что это происходило, видимо, с 1923 по 1928 гг. Тогда и появились ню, не оставившие тени сомнения в характере их отношений. Да, он был знаком с Ахматовой. «Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, – эти рисунки дарил мне.
Два человека, тесно прижавшись, сидят на бесплатной лавке («я знала его нищим») и читают стихи. Иногда у него появлялись деньги и тогда он был особенно щедр на «праздник»: дальние прогулки-поездки в Булонский лес и парк Бют-Шамон, кафе. Победа духа главной героини.
У Лукницкого, по словам его вдовы, головка жила «в старинной круглой коробке из-под пудры». Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. Леон Бакст.
Еще раньше проговорилась муза. Однако, смерть опять опередила славу. Они провели вместе незабываемых три месяца. Видимо вместе с письмами Моди. Она вскоре уехала в Париж. К 1920-му году за портрет, принадлежащий кисти Амадео, давали 400-600 франков – огромные по тем временам деньги.
— не было ли это все придуманной позой. ), которые чувствуются во многих стихотворениях ее "Четок". Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. По его словам, «поэзия Анны Ахматовой производит впечатление острой и хрупкой».
– Я ещё зайду» Гумилёв смотрел на неё с отчаянием. Он красноречив сам по себе. Он просил, чтобы я окантовала их и повесила в моей комнате». Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки.
Встречались в Париже. Осенью, приехав сюда, я думаю, ты не откажешься ни от одной из этих задач». 26 Прошло около 40 лет -- и в 1952 г. в вестибюле Национальной галереи в Лондоне состоялось открытие серии напольных мозаик работы Анрепа «Современные добродетели» на мозаичном панно «Сострадание» была изображена Ахматова, «спасаемая ангелом от ужасов войны». 27 Изображение было сделано по памяти: Ахматова и Анреп не виделись с 1917 г. В числе главных качеств стихов Ахматовой первых двух сборников критики называли особую «остротэ». 32 Михаил Кузмин в предисловии к «Вечеру» на четырех страницах шесть раз употребил слова с корнем «остр». Его письма, которые она цитирует в очерке, не сохранились. Натан Альтман – один из самых ярких представителей русского авангардного искусства. «Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы. »41 -- этот словесный портрет, сделанный самим Анненковым, соответствует лишь гуашному, «декадансному» портрету, дописанному по памяти и как бы «опрокинутому» в дореволюционные годы.
Веер культурных ассоциаций, разворачивающихся при взгляде на прекрасный женский облик, -- явление, характерное для модернизма. 12 Причудливые сравнения возникали и определяли стиль жизни многих «европеянок нежных»: так Любовь Дельмас побывала цыганкой Кармен, Ида Рубинштейн -- раненой львицей с ассирийского рельефа (Валентин Серов. Ахматову прозвали тогда «соломенной вдовой».
О. А. Судейкина 24 марта 1915 г. ), Саломея Андронникова была «Ленор, Соломинка, Лигейя, Серафита». Это открытие стало сенсацией, а фраза из воспоминаний Ахматовой, что рисунков было много и что «уцелел тот, в котором меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие ню», получила документальное подтверждение. Но не только «следы» Модильяни в творчестве Ахматовой и влияние Ахматовой на творчество Модильяни пытаются изучать искусствоведы и литераторы. Предполагалось, что они будут лежать. Гумилев вернулся из поездки в Африку. Тогда же итальянская славистка Августа Докукина-Бобель (Augusta Dokukina Bobel) определила среди них восемь, несомненно изображающих Анну Ахматову в виде обнажённой модели.
Обе скульптурных головки сделаны Ахматовой в период, когда она дружила с сестрами Данько. Лянда полагает, что на этих рисунках изображена именно Ахматова. Известно несколько небольших «камей» с ахматовским профилем, выполненных Натальей Данько из гипса, пасты, фарфора.
Они обвенчались незадолго до этого — 25 апреля. 1921. ), Ольга Глебова-Судейкина -- Коломбиной (Сергей Судейкин. Положим, она не принадлежит к поэтам особенно веселым, но всегда жалящим». 33 Валерий Брюсов, ругая акмеизм, отмечал при этом: «Стихи г-жи Ахматовой весьма дороги нам своей особенной остротой». 34 Между тем, греческое слово «акмэ», давшее название новой литературной школе, означает «вершина», «острие». Кто эта Победа, остается не проясненным. Выставку запретили, но за картинами Модильяни начинали охотиться коллекционеры.
Их немного, но вполне достаточно, чтобы понять, почему Модильяни в жизни Ахматовой был «многих бедствий виной» и мог «даже в сон вносить расстройство», а также почему Ахматова была для него наваждением, счастьем, «ангелом с печальным лицом» — источником вдохновения для многих его работ. Алла Марченко, к примеру, версию Носика иронично называет не иначе как «суперромантической». Тихий дождь, барабанящий по старому черному зонту. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть.
Такой предстаёт великая поэтесса и в портрете Натана Альтмана – одном из лучших произведений в творческом наследии мастера. Портрет появился под впечатлением стихов Ахматовой, а также личного знакомства молодого художника с поэтессой в 1911 году в Париже и последующих их встреч в петербургском кабаре «Бродячая собака». Он уже знал, что её не остановит ничто. В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. Верится с трудом. Немало споров вызвала документальная повесть – именно так определил жанр своего произведения известный литератор Борис Носик – «Анна и Амедео». Говорят, Гумилев понимал, что слишком свободную, захваченную чувственным вихрем жизни, вольнолюбивую Анну, остановить невозможно. Как в действительности складывались и развивались отношения Ахматовой и Модильяни. Впервые молодые люди встретились в 1906 году в Париже.
Его жизнь была насыщена событиями и во многом ему сопутствовала удача. Моди вдруг притих. Но тот один висел в изголовье ее кровати до конца ее жизни. Бродить по ночному Парижу — его любимое занятие. Гумилёв сказал по-русски, что пора уходить из этого сарая.
Ахматова спустя почти полвека все же решилась описать свои воспоминания о встрече с итальянским художником и их непродолжительном, но очень ярком романе. В 1921 г. Юрий Анненков сделал в один день два портретных наброска Ахматовой. ". Но он уже был другой: «.
Иногда они больше фиксируют ахматовский облик иногда -- состояние. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Нет и тени плакальщицы и вещуньи. Миниатюры, созданные самой Ахматовой, заставляют о них вспомнить.
В любом случае они имеют ценность -- хотя бы ценность документа. Там ее и заприметил Модильяни. Не объясняет, куда же они подевались и сама Анна Андреевна.
Такой увидел Анну Ахматову Осип Мандельштам. И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. Голос у него стал обиженным, сварливым.
Эту «спокойную важность» в 1911 г. почувствовал и отразил в своем рисунке Модильяни -- в том единственном из шестнадцати, который сохранился у Ахматовой. Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования. 1910. Художник не успел дописать руки поэтессы. Так, лирическая героиня в ранней поэзии Ахматовой с самого начала имеет определённый социальный статус: она – замужняя женщина, чья любовь преступна.
Летом 1911 года Ахматова повстречалась в Париже с поэтом и прозаиком Георгием Ивановичем Чулковым (1879 – 1939), они регулярно виделись в течение трёх месяцев. Набросок, выполненный пером (тушь и черная акварель), можно считать началом второго периода ахматовской иконографии. Ахматову прозвали тогда «соломенной вдовой». Он сказал, что это низость – говорить при нём на языке, которого он не знает.
Вдруг 12 рисунков были узнаны как изображения Ахматовой. Чинные мемуары выглядят почти безлико. И в его творчестве, а, тем более, в ее поэтическом становлении слышны и видимы «тени» их любви. Этот портрет долгое время считался единственным, пока в 1993 году в Венеции на выставке произведений Модильяни из коллекции его близкого друга Поля Александра (Paul Alexandre) ни была показана целая серия ранних рисунков художника.
Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя. Гумилев словно почувствовал соперника: увидел в этой встрече знак судьбы. Ее муза олицетворяет скорбь. Среди портретов Ахматовой работы Елены Данько есть миниатюрные изображения ее профиля. Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства. Она сделает всё, что ей захочется. Что ни один из его русских друзей так бы не поступил. К тому же Лянда удалось найти «пары» – когда какое-то событие или переживание в творчестве одного часто находило соответствие в творчестве другого. Но искусство не обмануть.
О, как они ошибались. Гумилёв улыбался – он-то знал, что этим кончится. Не могла проговориться всему миру, что не всегда он просто проходил мимо ее окон. Год летел.
Критик и филолог Алла Марченко в своём литературном расследовании, опубликованном в 2006 году в журнале «Дружба народов», приходит к выводу, что Ахматова, с первых поэтических опытов умевшая «сливать в одно много-много жизней», в эссе об Амедео Модильяни прибегает к «тайнописи» и искажает некоторые факты. Их страсть была неудержимой, но по понятным соображениям, недолгой. 1911 год. «Четки», писала Ахматова, вышли «вскоре после того, как окончилась кампания по уничтожению акмеизма». 35 Их выход стал победой акмеизма, победой Ахматовой, триумфом «острого» стиля. Заметила его сразу, по пристальному взгляду. Антология вышла в 1925 г., когда Анне Андреевне Ахматовой (1889-1966) было 35 лет как станет ясно потом, это не была даже середина ее жизни.
Гипотезу её поддержали некоторые искусствоведы: Дж. Пребывающая в состоянии хрупкого, тревожного покоя, печальная и молчаливая, Ахматова сидит, «словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно». К своему Амадео. Он изобразил «самую худую женщину Петербурга», как она сама себя называла, монументальной, подобной египетскому сфинксу.
Моди писал ей «всю зиму» безумные письма из которых она «запомнила несколько фраз». Он взял лицо Анны крупным планом, что является очень характерным жестом для него в свой поздний период творчества, а из синеватого фона проступает образ девы – эту традицию Кузьма Сергеевич перенял у художников прошлого и не стеснялся ни перед кем в этом признаваться. Их было шестнадцать. Мир признал Модильяни великим художником только через пару лет после его смерти. А всего в 1910 было несколько мимолетных встреч. Париж таял и сиял восходящим солнцем.
Не зря позднее он плохо отзывался о Модильяни.