Картина Бокал Лимонада

«бокал лимонада» — картина голландского живописца Герарда Терборха (тер Борха), созданная около 1660 года, входит в коллекцию живописи Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), экспонируется в зале 249 Нового Эрмитажа1. Репродукция картины Бокал лимонада художника Герарда Терборха. Моделью для молодой женщины в картине «Бокал лимонада» была сестра художника — Гезина, которая также Занималась живописью и часто копировала произведения знаменитого брата.

ГЕРАРД ТЕРБОРХ – Бокал лимонада

Особое внимание художника привлекли полотна Веласкеса и фламандца Ван Дейка. У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение). Кавалер, очевидно, лишь недавно переступил черту взрослого мужества.

Герои его картин беседуют, читают играют на музыкальных инструментах, но при этом правдоподобие ситуаций и характеров, так же как и передача вещественности предметов окружения, доведена Терборхом до совершенства. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. С течением времени интересы художника изменились. Соприкасаются взгляды и руки молодых людей.

Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки. На ней мужчина изображен в сдвинутом набок головном уборе. Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей первая его жена умерла вскоре после побоев на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. Жил в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Камене, Зволле. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Контуры шляпы легко прослеживаются под записью.

В 1769 году куплена герцогом Шуазёлем, в 1771 году гравированное воспроизведение картины, выполненное А. Романе, появилось в издании репродукций произведений из коллекции Шуазёля (Recoueil Choiseul, 61). Первые уроки рисования и живописи получил от своего отца Герарда Терборха Старшего. Фигуры персонажей, залитые светом, резко выделяются на фоне тёмной стены. Галантный юноша готовит стакан лимонада и передает его даме, еле касаясь ее руки.

Да и старуха не терзает зрителя своим уродством или откровенной алчностью. Картина художника «Бокал лимонада»также примечательна безошибочным рисунком и мастерским владением цветом. Она решена в серебристо-охристых тональных переливах. Представление об оригинальном формате композиции можно составить, сравнив картину с её повторением (холст, масло, 68, 4 56, 2 см) с лондонского аукциона Кристис (3 июля 2012 года)6. Юноша размешивает напиток в бокале, который держит девушка.

Все художественные средства служат здесь раскрытию сюжета. Приготовление напитка является лишь предлогом для их близости. У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам. Слева были изображены открытое окно, табурет и сидящая на нём собачка, справа— обезьянка с цепочкой на ноге, завершающейся чугунным шаром (сейчас можно видеть цепочку и шар в углу картины), сверху— люстра, на первом плане— собранная драпировка.

Холст, масло. Именно этот предмет художник делает центром композиции — и геометрическим и смысловым. Живописная манера Хальса в начале 1650-х годов (время создания эрмитажного произведения) обретает невиданную силу и широту. Поклонник, угощающий даму, неопытен об этом говорят его робость и подчеркнутое внимание. Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом.

Картина оставляет чувство недосказанности, она полна скрытых смыслов и загадок11. В ранних каталогах Эрмитажа указывается, что оригинальный формат картины был изменён (картина обрезана), однако это ошибочное утверждение. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Описание картины 
«Бокал лимонада»

Описание картины «Бокал лимонада»

67x54 Вероятно, «Бокал лимонада» – это самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха. Портрет оказался удачным. Композиция строится на расположении в пространстве рук, ног и лиц героев. Дополнения, выполненные не им, были убраны ещё до того, как картина попала в Эрмитаж. Но, он старается выглядеть изящным и галантным.

Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза. «Мужской портрет» — блестящее подтверждение этих качеств. Одним из крупнейших среди них был Герард Терборх. На молодой женщине светлая, шитая золотыми нитями, атласная юбка и золотисто-жёлтая короткая шубка (или полупальто, так называемое матине3), отороченная белым мехом, её голову охватывает чёрный кружевной чепчик.

Воля девушки немного скована жестом и взглядом старухи, которая подталкивает ее к мужчине. «Бокал лимонада» — не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи. Добился невероятных успехов в живописи, был признанным мастером жанровой сцены.

Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой. Они угадываются в жестах, взглядах, облике участников сцены. Однако впоследствии считалось, что это популярный в голландской живописи сюжет сводничества или продажной любви (bordello sсene). В картине «Бокал лимонада» Терборх в отличие от своих предшественников создает целомудренный образ девушки.

С. Гудлаугссон определил, что дополнения, отражённые в гравюре Романе, были исполнены не Терборхом5. Художник создает устойчивую позу мужчины, показывая его ногу, его опору на колено. Терборху удается раскрыть внутренний мир своих героев.

Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни» имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме. Художник никогда не изображал источники освещения. Бокал лимонада 1660-е. Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по совершенному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его).

Герард Терборх «Бокал 
лимонада»

Герард Терборх «Бокал лимонада»

Герард Терборх был знаком с Антонисом ван Дейком. Он побывал в Англии, Испании. Чувства персонажей открыто не представлены в работе. В выражении лица дамы чувствуется скрытое кокетство. Картина происходит из собрания Н. К. Хасселара (Амстердам), в апреле 1742 года на аукционе она была приобретена маршаном Ж. де Роре для коллекции Виллема Лормье (Гаага).

Коричневая шляпа на нем сидит воинственно, рыжие волосы обрамляют юное, румянощекое лицо. Руки молодых людей почти соприкасаются в стремлении удержать бокал лимонада. Он готовит даме, которая ему приятна и интересна, лимонад. Гравюра А. Романе (1771) представляет картину несколько большего формата. На пожилой женщине белый чепчик и плюшевый лиловый жакет4. Особой тонкости выполнения Терборх достиг в произведениях 1660 — 1670-х годов, к которым и принадлежит и «Бокал лимонада».

Бокал лимонада картина Яна Давидса де Хемва

С большой любовью выписаны одежды — изящная шубка, отороченная мехом и атласное платье. За молодой парой стоит пожилая женщина, её правая рука лежит на плече девушки. Италии, Франции, Германии. Ее поза спокойна, движения медлительны, сдержанны. Терборх прославился не только среди соотечественников. В Испании художник портретировал короля Филиппа IV.

Тактичность, «галантность в проявлении чувств» молодой пары восходит скорее к другому, не менее распространённому мотиву— «любовной болезни»9. Он нередко изображал быт и нравы простых людей. Как тот, так и другой представляются скорее людьми XIX века, так мало в них условностей эпохи, такая в них чувствуется полнота свободы. Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту. Женщина благосклонно принимает напиток.

Фактура тканей передана с высочайшей степенью реализма. По мнению С. Гудлаугссона это высококачественная копия. Ранние картины свидетельствуют о его демократических симпатиях. Происходит диалог. Позже обучался у известного пейзажиста Питера де Молина (1595-1661).

А. Валлерт определяет её как авторскую реплику эрмитажной композиции. Молодая женщина, возможно, недомогает.

Родился в 1617 году в городе Зволле, Нидерланды. В 1746 году продана маркизу дАржансону, а с 1754 года входила в собрание Л. Ж. Генья (Париж).

Картина маслом "Стакан 
лимонада" Якущенко

Картина маслом "Стакан лимонада" Якущенко

Они сидят друг против друга. Терборх подчеркнуто внимателен к облику своих героев, особенностям их поведения. Левой рукой он придерживает подставку бокала и при этом касается её руки.

Потому так заботливо склонилась над ней пожилая — нянька, служанка, родственница. Исследователь А. Вилок (2005) отмечает, что произведение на эту тему у Терборха имеет характер, отличающий его от подобных картин других голландских художников.