Картина Чаепитие Купчихи
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Всё это тщательно выписано художником, причём не иллюзорно, а необыкновенно вещно и осязаемо и одновременно нарочито упрощённо, в стиле, будто взятом с лавочных вывесок1130152639272831. Одна из известнейших — «За чайным столом». И такие молодцы проглядели революцию.
Чем же была для Кустодиева данная работа. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи.
Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Устроителем выставки выступил Фёдор Нотгафт, состоявший в 1919—1921 годах секретарём художественного отдела Дома искусств. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет.
«Купчиха за чаем» картина Кустодиева
Возможно также, что образ этого русского захолустья навеяли Кустодиеву его детские воспоминания, ведь вырос он в Астрахани, такой же обычной провинции2611. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516.
Широкая во всех смыслах этого слова купчиха предаётся упоению чаепития, за довольно гедонистической атмосферой которого скрыта реальная жизнь этой чувственной и полной загадочности женщины, довольно эротичной и соблазнительной, но вместе с тем и наделённой улыбкой Моны Лизы3336. Две купчихи, разряженные, разрумяненные, довольные пьют неспешно чай. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Конечно, основной темой выставки стала революционная.
Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины
1918. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов.
В этом он находил свое спасение. Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта. На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков.
Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Холст, масло.
Она молода, красива, хорошо одета. Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год). В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554.
Русское чаепитие на картинах художников
Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Начав набрасывать фон для новой картины, Кустодиев поделился своими раздумьями о женщине пышной и цветущей натуры с женой, попросив её помочь с поиском модели15. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву.
В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945 гг. ) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский» : крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям. Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная.
Описание картины «Купчиха за чаем»
Лето 1888 года Константин Коровин провел в подмосковном имении своего друга, художника Василия Поленова, где написал несколько картин. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927 гг). «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.
Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Ты знаешь, у меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха. »59. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. «Осень в провинции.
Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности.
Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29.
Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Кустодиев использовал всего лишь несколько цветов, все из которых собраны на овальной броши купчихи, как на палитре— фиолетовый, голубой, зелёный, жёлтый, красный. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине.
Загадка известной картины Кустодиева: кем на самом деле была "Купчиха за чаем"
Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Хозяева, распивающие чай за самоваром, располагаются еще выше, оказываясь в центре картины. Кажется, что, глядя на полотно, можно перенестись в прошлое и прочувствовать быт людей купеческого сословия.
Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42.
Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». И это показательно. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития.
Сочинение по картине Кустодиева Купчиха за чаем
Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Главной темой другой картины Кустодиева – «Извозчик в трактире» (1920 год) – служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния. Картина была написана в проблемный для России год.
Картина чаепитие в Мытищах – фото
Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Чаепитие» написана масляными красками, но полотно рождает эффект акварельной зарисовки. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. А кот.
Лишь сине-лиловые тонкие тени подчёркивают контуры облаков. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева.
Сочинение по картине Кустодиева «Купчиха за чаем»
Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни.
Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными – отец рано умер и заботы о четверых детях легли на плечи матери – все же в доме царила атмосфера любви и счастья. Самовар на столе будто делит полотно на два «мира» : на одной стороне – толстый, сытый поп, а на другой – нищие мальчик и старик.
Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Купчиха необыкновенно хороша и воплощает в себе народный идеал: алые губки бантиком, прямой нос, чёрные соболиные брови дугой, небесно-голубые глаза263029.
- История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
- Картина Перова "Чаепитие в Мытищах"
- Купчиха за чаем — Борис Кустодиев
- Чайные посиделки в русской живописи
- Картина Кустодиева Купчиха за чаем
Весной 1919 года в Зимнем дворце, переименованном в Дворец искусств, прошла Первая Государственная выставка с участием более 300 художников, в том числе и Кустодиева. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Можно сказать, что купчиха является олицетворением, собирательным образом этого маленького провинциального уездного городка. Контрастные затёки краски напоминают полуявные акварельные разводы.
Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты.
- Самое интересное в виде мозаики
- Картина «Купчиха за чаем» Кустодиев
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Коллекция Государственного Русского музея
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
«Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. И пользовалась спросом публики. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Средний, основной план выписан менее подробно, условно. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы.
Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза.
Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар.
Мечтая и тоскуя о яркой красоте и полнокровном обилии в 1918 году при разрухе, голоде и холоде, Кустодиев, однако, не лишил картину лёгкой иронии и беззлобной усмешки, которой наполнена вся русская классическая литература от Гоголя до Лескова и которая характерна для многих дореволюционных полотен художника, когда люди ещё и представить не могли себе мысли о том, как достать полагающуюся пайку хлеба, но скучали от тоскливого и однообразного купеческого существования30111532912. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26.
Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 – 1958 гг. ) «Житейская проза» (1892-1893 гг. ). Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 – 1882 гг. ) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события. Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.
Но тем живее работало воображение. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец).
Примечательно, что сам Кустодиев на время проведения выставки, то есть с 15 до 28 мая, проживал на квартире у Нотгафта, где ему была выделена отдельная комната434438. В роскошном натюрморте трапезы, сверкающем величии самовара, в вывесочной красочной яркости сахарного арбуза, мраморной белизне плеч купчихи, в живописной красоте и выразительности каждой детали господствует звучное многоцветье.