Картина Христос
Мастерское использование живописных приёмов Крамским делает картину «Христос в пустыне» не только очень выразительной внешне, но и наполненной глубоким духовным смыслом, который каждый зритель воспринимает по-своему. Картина «Христос в пустыне» посвящена Великому Учителю человечества Иисусу Христу, к образу которого Н. К. Рерих неоднократно обращался в своем творчестве в разные годы, глубоко и всесторонне осмысливая евангельские сюжеты. После выставки в Петербурге с согласия Александра III картина «Христос и грешница» также экспонировалась в Москве.
И именно Христос в пустыне, картина Крамского, развивает этот сюжет. Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года. Христос в пустыне – картина Крамского, описание работы над которой здесь приведено, была создана под рядом впечатлений испытанных автором на протяжении многих лет. «христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи.
В настоящее время картина «Христос и грешница» выставлена в Государственном Русском музее, в зале 32 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся другие произведения Василия Поленова34. Крамской начал писать картину «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года. «христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв.
Центральной фигурой картины Ивана Крамского «Христос в пустыне» является Иисус Христос, сидящий среди каменных руин. Большое значение картины «Христос в пустыне» в истории русской живописи признаётся и зарубежными искусствоведами65. Художник Егише Тадевосян отмечал, что картина «Христос и грешница» была «светлым, жизнерадостным, горячо-солнечным произведением», а также называл её «дерзким вызовом для религиозных ханжей»70.
За многие годы работы над темой, связанной с полотном «Христос и грешница», Поленовым было создано более 150 рисунков, этюдов, эскизов и вариантов картины15. Большое значение картины «Христос в пустыне» в истории русской живописи признаётся и зарубежными искусствоведами. Крамской пробыл на даче под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года (по старому стилю), продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне». В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне».
Картины «Христос в пустыне» и «Хохот» рассматриваются как составные части «Евангельского цикла» Крамского52.
Христос в пустыне (картина Крамского)
Христос – это ухудшенный вариант Заратустры. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Теперь взглянем на сегодняшний Иерусалим, до начала 19 века он назывался Эль-Кудс. Но как рассказать. Если в произведениях «Искушение Христа» (1933, ГМВ, КП 5583II), «Сошествие во ад» (1933, ГМВ, КП 5564II), «Исса и голова Великанова» (1932, Музей Николая Рериха (Нью-Йорк), «Исса» (1939, кат.
Он почти уже не ходил по выставке, все больше сидел в углу, опустив на колени усталые натруженные руки Иван Николаевич продолжал улавливать обрывки фраз, но смысла их уже не разбирал Где-то, почти над самым ухом забасил Стасов: «Это жестокая ошибка – изображение Христа затруднённого. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму). Около двух лет писал Васнецов образ Богоматери. В последний раз прошел с ними по стогнам (улицам) этого славного и несчастного города и вышел из ворот на гору Елеонскую до Вифании. В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». Ужели вам Его не жаль.
5:7).
Стража стояла у гробовой пещеры, камень лежал и печать была цела. Увлекался библейскими сюжетами и Николай Ге, среди его работ «Что есть истина. », «Распятие», но самая известная картина – это «Тайная вечере» (1861). Иисус говорит ей: «не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьями Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Иисус говорит ему: «встань, возьми постель твою и ходи. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18.
плачущих, Сам воскорбел духом и прослезился. Его мама, безмерно скобя о страдании сына, горячо молилась Богородице и говорила: «Пречистая, Твоего Сына тоже несправедливо убили, но Он воскрес, а что же будет с моим бедным мальчиком». Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926). Не раз в год, а, ежедневно и не ангел Господень, а Святой и Животворящий Дух сходит в купель крещения и духовно возрождает поврежденное грехом естество человеческое, от которого (греха) и все болезни происходят.
11:43). «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», – говорил Крамской. В ней сказано, что Иисус был в Индии, где Его очень любили и почитали, что Он родился примерно на 150 лет раньше принятой даты. Но ложь эта, обличающая себя саму, как всякая ложь (спали и видели учеников), не могла сокрыть великой и светоносной истины и христиане с первых веков торжественно прославляют Воскресшего Господа, радостно воспевая Пасхальную песнь: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во грехах живот даровав».
Описание картины «Христос в пустыне»
И множество народа, взяв пальмовые ветви, вышли навстречу Господу. Его картина висела последней. К сожалению, это факт. тебе говорю, встань. » (Лк. И вот избитого и истерзанного жестокими воинами Иисуса Пилат поставляет пред глазами народа и возглашает: «се Человек».
Разделили ли они скорбь и труд Учителя и Господа. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич.
Затем спросил: «где вы положили его. » Ему сказали: «пойди и посмотри». «Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите ибо Я точно то» (Ин. 13:13). Взяв засим чашу, также возблагодарил Бога Отца, благословил ее и, подав ученикам, сказал: «Пейте от нея вси, сея есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
И вы чисты, но не все» (Ин. 13:10). Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Она была лет двенадцати, но, вероятно, от тяжкой болезни, она ослабела.
А первосвященники положили, чтобы вместе с Иисусом умертвить и Лазаря. Родители Его были бедны, но происходили из благородного рода. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. С картины худ. В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности».
Господь соединил в нем все, что приобрёл для нас Своим добровольным ради нас уничижением и крестными страданиями и преподал нам высочайший дар Своей неизреченной и безграничной любви к нам – тело и кровь Свою. Но они никак не могли остановить детей, которые и в стенах храма продолжали восклицать: «осанна Сыну Давидову. » Слыша эти восклицания и видя чудеса Христовы, первосвященники в негодовании сказали Господу: «слышишь-ли, что они говорят. » Господь ответил им: «разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты у строил хвалу» (Пс. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. За это её усердие страдальческий лик Спасителя отпечатлелся на её полотенце. Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику.
Что же ученики. Описание учебного контроллераГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами.
Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото
Но вскоре работа над картиной подошла к концу — 10 октября 1872 года он написал Васильеву: «Да, дорогой мой, кончил или почти кончил Христа. 13:26). Но разворот головы говорит скорее о крепком сне, нежели о смерти.
У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей20. И к чему тогда пустыня. Шла вторая выставка передвижников. Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно33.
Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»
Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Смелость и сложность такого решения неожиданны для искусства Раннего Ренессанса. е. недостойного причащения), вошел в Иуду сатана и окончательно овладел им.
На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие36. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13:14), «ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали тоже, что Я сделал вам» (Ин. Ослица шла позади. Иисус говорит ей: «жена. Иисус Христос сказал ему: «если можешь верить, все возможно для верующего». Она, обратившись говорит Ему: «Раввуни.
Засим наступили важнейшие минуты в истории Церкви и Мира. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. Чем, каким способом я могу быть понят.
Например, картину В. Поленова «Христос и грешница» (1888) отказывались принимать на выставку, так как Христос был изображен художником без привычного нимба, а значит – обычным человеком. Исцеление её совершилось тайно, от одного прикосновения к Его одежде, но Господь вызвал её пред всеми исповедать милость, ей явленную и сказал: «дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя иди в мир и будь здорова от болезни твоей». Когда Ему говорили о знаках звёзд, Он хотел знать решение, но азбука Его не привлекала. Господь открыл Своему другу тайну предателя, сказав «тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» и, обмакнув кусок подал Иуде Искариоту (Ин. Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством».
Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. Иаир, хотя и просил милости Божией, но был слишком подавлен скорбью и изнемогал духом.
19:40). Иуда молчал. Только сотряслась земля, когда Господь выходил из Своего гроба. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий.
Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Этот необыкновенный человек творит исцеления единым только словом или прикосновением.
Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь). Впрочем, критика им была и не страшна. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. В этом кресте, по приблизительному расчету, не могло быть менее трех пудов (50 кг). И Мария пошла за ними, пришла в сад Иосифа, встала у гроба и плакала (Ин. 20:11).
И как трудно таким несчастным делать какие-либо движения. Терзали за нос 20 раз, за уши – 30 раз. Разве можно это написать. Таким образом, в 1883—1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме. Увы, нет.
Из этой толпы вышел Иаир, человек почтенный в городе, начальник синагоги, пал пред Ним на колени и со слезами просил: «дочь моя умирает, но приди, возложи на нее руку Твою и она будет жива». Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Он сидел дома и в какой-то момент был поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). Подходит к Симону Петру и тот говорит Ему: «Господи.
Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. Достигнув селения Вифагии, Он послал туда двух учеников и они привели к Нему ослицу и молодого осленка, положили одежды на осленка и Господь сел поверх их. И привели к Нему. Продолжая обсуждение образа Христа, Гончаров писал: «Вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей — в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении. Ибо вместо покорения малых духов природы, Он мечом духа своего разрубал все препятствия. В нём нет ничего сверхчеловеческого, трансцендентного оно предстаёт зрителю «мёртвым куском материи».
Но так как и сей нерукотворенный образ, данный Авгарю, не сохранился (был похищен Венецианами и потонул в волнах Мраморного моря), то, дав направление художникам в их поисках лика Христова, он оставляет им полную свободу для возвышенных полетов их творческой фантазии, которая заявляет свои более или менее могучие силы, как в изображении лика Спасителя вообще, так и в частности в начертании самого нерукотворенного Его образа. Господь Иисус Христос за несколько дней до славного Преображения вопросил учеников своих: за кого они Его принимают. В зале было немыслимое количество народу. 24:51).
Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена. Увидя чистые глаза, Он спрашивал – что знаете о Боге. И его поражение. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил». Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию»22. Иисус Христос это, пожалуй, самый знаменитый в мире человек. Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Стремительно побежала она назад к апостолам Симону Петру и Иоанну и говорит им: «унесли Господа из гроба и не знаю, где, положили Его» (Ин. 20:2).
Ему дано от Авгаря еще одно поручение – тайно, поскольку у иудеев не допускается человеческое изображение, написать на полотне портрет – «да напишет образ Исусов отай на плащанице». Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Но не дадут вам спать, вот идет предающий Меня. » В эту минуту показался Иуда с воинамии слугами архиерейскими, чтобы взять Господа Спасителя, после чего начался в эту же ночь беззаконный суд над Ним. Иоанн припал к груди Господа и тихо спросил: «Господи, кто это. » (Ин. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь.
По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Как могу открыть небо людям. Художник протянул чистый плат, на котором так и не сумел ничего нарисовать. Тогда апостолы поклонились вознесшемуся Господу и с великою радостно возвратились в Иерусалим, прославляя и благословляя Бога.
Христос и грешница (картина Поленова)
Господь взял с Собою апостолов Петра, Иакова и Иоанна и взошел на гору помолиться. Христос – человек, который решил распространить учение элиты на массы. Учение Будды, Зороастра и старые сказания Вед Узнавал Он на скрещениях путей.
По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями»3. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314. 26:38). 3. 1. 41/40) и др.
Псалмопевец о прославлении Спасителя говорит: «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» (Пс. Мальчик в то же мгновение прозрел, но его новые глаза были другого цвета. Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее».
Описание картины: «Христос в пустыне»
И вдруг «Исус воззва и глаголя: Анание, Анание, Авгарев посоляаче, дай же мне плащаницу». При этом исследователи отмечают один нюанс: ступни Христа явно уменьшены, а голова, по сравнению с ними, увеличена. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография.
«Спите же почивайте, сказал Он им, пришедши в третий раз. После сих слов Господь воздвиг Свои руки для благословения, но не остановил его лично ни на ком из предстоявших и так с распростертыми для благословения руками отступил от земли и стал возноситься на небо (Лк. Тогда этот последний обман будет хуже первого». Ученики пришли в ужас и начали с беспокойством спрашивать: «не я ли, Господи». В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Освещенной группе Христа с учениками противостоит Иуда, стоящий в тени. После сего совершена была иудейская пасха с усвоенными ей обрядами.
Господь предался весь молитве, а апостолы скоро утомились и заснули. Не напрасно столько времени ждал и Господь, чтобы явить ему Свою великую милость. Апостолы в страхе упали на землю. Удостоверясь лично в воскресении Христовом, Фома от всего верующего сердца воскликнул: «Господь мой и Бог мой. » (Ин. 20:28). Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль.
Христос Ильи Глазунова (10 картин)
«Воскрешение дочери Иаира» (1871) стала его выпускной работой. доколе Я буду с вами. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46). Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31.
Ученики, оставшись с Господом наедине, спросили Его: «почему мы не могли изгнать его. » – «По неверно вашему, отвечал Господь ибо истинно говорю вам, что если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете этой горе: перейди отсюда туда, то она перейдет и ничего не будет невозможного для вас» А потом прибавил еще: «этот род (бесов) может быть изгнан только молитвою и постом». Но никто не говорит ничего важного. Среди всеобщего изумления и страха, Господь спокойно сказал: «развяжите его: пусть идет».
Жизнь Иисуса Христа в картинах художников прошлых веков
После сего приступили к Нему слепые и хромые и Он исцелил их. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Благословение Господне простерлось на всех апостолов, чрез них и преемников их простирается на всех людей, на всю землю, на которую снисходил Господь для совершения Своего великого подвига, на всю вселенную и доныне всем нам преподается «Того благодатию и человеколюбием» в основанной и управляемой Им церкви христианской. «Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма, – это уже поистине и дело народное и дело высочайшего искусства». Но Он заметил ей: «не сказал-ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию. » Отняли камень. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным.
Мгновенно является в народе желание торжественно встретить Его, как царя. – Конечно, не случайно. С этой точки зрения учение Христа – деградация, спад Осевого времени.
Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Для подкрепления её, Господь велел дать ей есть. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Недаром многие исследователи называют христианство религией маргиналов.
Другие картины Ивана Николаевича Крамского
Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же»37. Мучительная его болезнь была неизлечима.
Мы знали многое, Он же мог всё. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. В него вело пять ворот (по другим источникам двенадцать).
Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)
До Авгаря дошли также слухи, что Иисус гоним и ненавидим иудеями. В Лондоне – центре мировой экономики, столице британской империи – возникает «Братство прерафаэлитов». После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины. Учитель. » (Ин. 20:16).
Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, — «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым726. Смотрите, как бы так он говорил народу, как Он измучен и изранен. Первою, видевшею Господа, упоминается здесь Мария Магдалина (Мк. 16:9) (Лк. 24:10). День новый непреложно настаёт.
О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Здесь апостол Петр выразил живость и твердость своей веры, ответив за всех: «Ты еси Христос, Сын Бога живого» и за cиe исповедание удостоен был особой похвалы от Божественного Учителя. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22.
Страстная неделя в картинах русских художников
Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. Предвозвестивший на земле близкое явление Спасителя Мира и указавший на Него народу, святой Иоанн Креститель предтек и туда, чтобы сущим во аде возвестить Бога явившегося во плоти и дарующего всем Bocкресенье. Иосиф был до сих пор тайным учеником Спасителя и не принимал участия в Его осуждении. Но как рассказать. Какая кротость в ответе человеку незнакомому. Потому Волхов не было около Него, но лишь по звёздам знали о Нём. По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме».
Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь»42. 1848 год. Иисус Христос, в ответ на это, сказал: – «о род неверный и развращенный. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327.
Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1. Иуда тотчас встал из-за стола и вышел вон (Ин. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова60. Народ был поражен видом Божественного Страдальца, но затем, подстрекаемый первосвященниками и начальниками, опять стал требовать Его казни: «распни, распни Его».
огромный каталог фотографий, картинок по тематикам
В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Пещера эта была изсечена из цельной скалы и никто еще не был в ней погребен. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: «знаете ли, что Я сделал вам. » (Ин. 13:12). За Господом шла толпа народа и женщины плакали навзрыд о Нем.
Он одержим духом немым и в новолуние беснуется. Тысячи приходящих к ней получают чудесное исцеление от болезней и немощей. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.
- История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского
- Господь Спаситель, Учитель истины и Великий Чудотворец
- Христос в пустыне, 1872, Крамской
- 10 классических портретов Иисуса Христа
- Картина Иисус Христос и Иуда Искариот
- Иисус Христос (Иконы изображения)
- Иисус Фото со стоков и изображения
5:6). спав с головы 8 раз, он всякий раз был возлагаем на голову снова. 13:15), то есть служить друг другу.
Если слух об этом дойдет до правителя, то мы уговорим его и избавим вас от неприятности. П. М. В сороковой день по воскресении Господь явился Своим ученикам в Иерусалиме. «Не тем люди живут. И во время вечери, можно думать, в самом начале её, зная, что Отец все предал в Его руки и что Он от Бога исшел и к Богу идет, при всем представлении и сознании Своего Божественного могущества и ожидавшей Его славы за предлежащий подвиг, Господь Иисус Христос явил ученикам дивный знак Своего смирения и любви: «Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. 13:29). Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18.
2– 10). Эстетика картины находится в границах эпохи. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего.
- Пасха – Светлое Христово Воскресение в русской живописи
- Образ Христа в русской живописи 19 века
- «Иисус должен быть один абсолютно»
- Исцеление расслабленного у овчей купели
- Исцеление бесноватого глухонемого отрока
Мёртвый Христос изображён предельно реалистично. Апостолы с благоговением взирали на Него до тех пор, пока облако не скрыло Его от глаз их. – говорил Он, – если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будешь воля Твоя. » Господь молился в третий раз так же, как и во второй, но молитва Его была еще прилежнее, так что пот Его был, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22:44). Он исцелял болезни и совершал другие замечательные действия.
Посему для оживления её достаточно было двух слов: «талифа, куми», которые как бы нарочито сохранены на Сирском (древнее название сирийского) языке. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Подошедши к книжникам, Господь спросил: о чем вы спорите.
- Торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим
- нятие со креста и погребение Господа Иисуса Христа
- Воскресение Господа нашего Иисуса Христа
- Явление воскресшего Господа Марии Магдалине
- Явление Господа ученикам на пути в Еммаус
Однако Пинакотека Брера в Милане отказалась предоставить «Оплакивание мертвого Христа» для мантуанской выставки. В картине их символизирует чудовище, расположенное в правом нижнем углу полотна. Он знал (это было написано в газетах), что некоторые люди видели на оштукатуренной стене собора образ Богородицы – и он принял решение расписывать собор. В Иерусалим по случаю приближающегося праздника Пасхи, во множестве стекался народ.
Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. Среди такого волнения в народе вдруг разносится молва, что Спаситель идет в Иерусалим. Душа её витала около тела.
Кто первый успевал броситься в воду тотчас по её возмущении, тот исцелялся, какою бы ни страдал болезнью. По древнему церковному преданию, Господь Иисус Христос, по воскресении, явился прежде всех Своей преблагословенной Матери, но об этом явлении не говорится в Евангелии. Но, к великому его недоумению, он не смог «постигнути воображения» Христа.
- Царственное величие Господа Спасителя
- Влияние «Христа» Крамского на живопись
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»
- Как художник Крамской артель создал
- Кратко о жизни и смерти талантливого человека
- Посмертная выставка замечательного художника
Поскольку подобное расширение социальной базы не обошлось без смысловой редукции. Три раза Господь возносил к Отцу Своему эту умиленную молитву. В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. Непонятно, как такую картину позволили выставить. 5:25). Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит»4552.
Согласно Евангелиям, Христос, в уединении в пустыне, был встречен силами тьмы. Когда все насытились, Господь велел собрать оставшиеся куски хлеба и рыбы. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Получив дозволение Пилата, он принес чистое полотно (плащаницу), а другой знаменитый член синедриона, Никодим, который приходил к Нему ночью и также был тайным Его учеником, принес в изобилии благовонных мастей, смирны и алоя.
- Ощущения художника при написании полотна
- Суть и итог многолетних раздумий и исканий
- Распятие на кресте – древний вид казни
- Образ Спасителя в православии и католицизме
- Крест Спасителя – что означает надпись на нем
- Распятие Христа во фламандской живописи
- Распятие на полотнах и мозаиках русских художников
Многие хотели пойти туда, чтобы посмотреть на Него и на Лазаря. Критики сравнивали «Явление. » с лучшими работами Рафаэля. Слова эти для многих показались странными, а некоторые (наемные плакальщики) даже позволили себе смеяться над Ним. Один из основоположников массовой культуры – и в этом его слабость и заслуга.
Чем меньше надежды на людей, тем сильнее вера и упование на Господа. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Слышно стало, что Господь не далеко, в Вифании. Три раза нанесли Мне удары пястью между глаз. Но теперь.
- Колядки на Рождество и святки в исполнении Ивана Козловского 1947
- Чудо Руси Великой – Явленный Господом Крест
- Духовная беседа в Оптиной пустыни о церковной жизни
- Тропарь Святителю Спиридону на греческом
- Тропарь Святителю Спиридону на греческом в исполнении детского хора острова Корфу
Параллельно с Крамским над картиной с евангельским сюжетом работал И. Репин. В картине Лахуль (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы. Иисус сказал: «отнимите камень». После этого великого молитвенного подвига, явился к Нему ангел Господень и укреплял Его (Лк. 22:43).
И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть. По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения»23. 67:19).
- Фильм о святом Спиридоне Тримифунтском
- Праздник в храме Святого Спиридона
- Рассказ о книге и фильме Диадема Старца Преподобный Гавриил (Ургебадзе)
- Чудотворная икона святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) в московском храме
- Пасхальные песнопения Троице Сергиевой Лавры
Окончательную версию картины Поленов писал в 1886—1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова в его доме на Садовой-Спасской улице в Москве21. Они отправляют сына в пустынную область Южной Иудеи для обучения в общине Евсеев. Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы.
Вскоре возвратился апостол Андрей и сказал: «здесь есть у одного мальчика пять ячменных хлебов и две рыбки, но что это для такого множества. » Господь сказал: «велите им возлечь». Естественно, после этого учение несколько проиграло в качестве.
- Чудотворные иконы Иерусалимской Божией Матери
- Чудотворная Тамбовская икона Божией Матери и тамбовская земля
- Под Державным Покровом ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ ДЕРЖАВНАЯ
- СОКРЫТОЕ ЧУДО: ТАЙНА ЛАВРЫ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
- Агни Парфене Деспина – Пресвятая Дева Владычица
Надо изумляться, как быстро эта угроза подействовала на двоедушного судью. Васнецов поразился совпадению и сказал: «Это заказ Божий». Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Только что Он вышел на берег, встретила Его многочисленная толпа народа. Амбиции молодых людей вполне можно понять.
8:3) и, прорекая о дне Своих страданий, прибавил: «если и они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. Ангелы говорят ей: «жена. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу».
- Святитель Спиридон, радость Киприотов, Керкирская похвала, Вселенской Церкви драгоценное украшение
- Тайнозритель Святой И Животворящей Троицы Преподобный Александр Свирский Чудотворец
- 375-летие со времени обретения честных мощей преподобного Александра Свирского
- Преподобный Гавриил (Ургебадзе) – чудотворец Божественной любви
- Преподобный Гавриил (Ургебадзе) – Мироточение
- Икона Божией Матери Иверская – Монреальская Мироточивая и брат Иосиф
- Взгляд на Церковь Христову через Таинство Евхаристии
- Святитель Иоанн (Максимович) Чудотворец, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
Нельзя не отметить то мастерство, с которым Понтормо (одаренный портретист. ) изображает эмоции на лицах людей. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Ибо должен был земными ногами пройти и человеческими словами спросить. Это какой-то нигилист.
В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. 13:30). Основополагающей картиной, которая повлекла переосмысление образа Спасителя, считается «Явление Христа народу» (1857) А. Иванова. Их собрали и наполнили целых двенадцать корзин.
Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет. » (Лк. 22:42). Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне».
- Акафист преподобному Савве игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу
- Похвала Святителю Алексию – Митрополиту Московскому и всея России Чудотворцу
- Памяти Святейшего Патриарха Алексия
- Старец архимандрит Даниил – ПОСЛУШНИК ПАТРИАРХА ТИХОНА
- Святой Николай архиепископ Мирликийский Чудотворец
- ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ШАНХАЙСКОГО И САН-ФРАНЦИССКОГО Чудотворца
- Святой источник пророка Божия Илии с купелью
- Иван Семенович Козловский : Рыцарь добра и света
- Святитель и исповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский
Он отчаянно спорил с ним о вере. не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин. 13:9). Дело в том, что протестантизм хотя и дал развитие жанрам живописи, вместе с тем уничтожил религиозное искусство в Европе. Что сделать, чтобы быть понятным. Васнецов вначале отказался от росписи Собора.
Жене первой возвещена и радостная весть о спасении. СПб. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра.
Подан был новый хлеб – не опресночный, а квасный. И где-то вдали небо начинает светлеть. Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского – «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова. Большинство Его учеников жили вместе в уединенной местности.
Девица не умерла, но спит». Вообще не устремляй дерзностного полета испытующей мысли в сию безмерную высоту: там свет живой неприступный» (1Тим. Когда Господь Иисус Христос и три ученика Его, свидетели славного Его преображения, сходили с горы, то увидали внизу вокруг оставшихся учеников множество народа и книжников, спорящих с ними. Вдруг посреди них, хотя двери были заперты, явился Иисус Христос и сказал им: «мир вам. » Потом, обратившись к Фоме, сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои подай руку твою и вложи в бок Мои и не будь неверуюшим, но верующим. » (Ин. 20:27).
- Храм священномученика Ермогена Патриарха Московского и всея Руси
- Ищите Господа Иисуса Христа как своего Спасителя
- Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
- Преподобный Гавриил (Ургебадзе)
- Святитель Афанасий Епископ Ковровский
- Старец преподобный Паисий Святогорец
И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев21. Тогда Господь, чтоб сильнее подействовать на ожесточенное его сердце, сказал: «Сын человеческий идет (на страдания), как написано о нем, но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается лучше было бы этому человеку не родиться».
Наконец, через так называемые Судные ворота, достигли до места казни. «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». «Где предел славы, которую восприял Господь по Своем вознесении. Иисус Христос спросил отца его: – «давно ли это приключилось ему. » – Тот отвечал: «с детства и много раз бросал его то в огонь, то в воду, чтобы погубить его, но, если сколько-нибудь можешь, сжалься, помоги нам».
И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. «Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Затем, отошел от апостолов на вержение камня (т. В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию23. Он сам не сознавал, что говорил.
Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46. Встанут, посмотрят, выслушают тупо и снова, как мертвые, повалятся на землю. Искушение Христа (1933). Господь Иисус Христос пошел с ним и ученики Его. художник воспроизвел только нимб над головой Спасителя, то в картине «Христос в пустыне» он создал поток света, который льется от Христа в мир. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере.
- Рахманинов – Всенощное бдение – Ныне отпущаеши – 39
- Монастырь Божией Матери Касопитры, чудотворная икона
- Образ Иисуса Христа в русской живописи 19-го века
- Цитаты из БиблииВсе фотографииИисус Христос (Иконы изображения)207
- Словари и энциклопедии на Академике
- Христос с учениками после Воскресения
Никакого упоминания этого места до 19 века, как Иерусалим никогда не было. Послужить Его Учению решили мы тогда». Game Board Breakdown / Подробное описание игрового поляАнализ и описание рабочего места PR-менеджера «Mr. Doors». Анализ рынка и описание наиболее важных факторовБиблиографическое описание источников информацииВыбор и описание силовой схемыВыбор механизмов и описание технологического процесса. Глава 2. «Страдание и прославление Господа Спасителя, – говорит святитель Филарет, – составляют один стройный состав спасительного для нас домостроительства Божия, одну златую цепь, выработанную в горниле премудрости Божией, для вовлечения на небо падшего из рая человечества» (в слове на Вознесение Господне). По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма»69. Одни – объективные, так сказать, наблюдающие жизненные явления и их воспроизводящие добросовестно, точно другие – субъективные.
Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. «Если отпустишь Его, – сказали они, – то ты не друг кесарю». Родного близкого человека, кто бы мог пособить ему, у него не было. В итоге Поленову пришлось переименовать работу. Все говорили о новом великом чуде Господа – воскрешении четверодневного Лазаря и, зная определение первосвященников убить Его, спрашивали друг друга: «как думаете, придет-ли Он на праздник».
Это было в четверток, поздним вечером, вскоре после Тайной вечери. Теперь Иисус стал навсегда объектом веры — и тайна его жизни никогда не будет раскрыта. Когда все возлегли на траву и разместились в правильном порядке по сто и по пятидесяти человек, то оказалось, что всего народа, кроме женщин и детей, было около пяти тысяч. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Дело в том, что Христос – попсовик-затейник. Для его построения художник использовал приглушённую цветовую гамму, составленную из серых, серебристых и лиловых цветов. Господь добровольно и торжественно шел в Иерусалим, несмотря на злой умысел врагов Своих.
- Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
И вот, подошедши к знакомому всем им месту у подошвы горы Елеонской – это известный сад Гефсимания, – Господь выделяет трех особенно близких Ему учеников из среды других, берет их внутрь сада и открывает им Свое духовное томление: «Душа моя болит смертельно, побудьте здесь и пободрствуйте со Мною» (Мф. Звание профессора Крамскому не было присуждено.
Летописные извращения пророчеств Христа отобразил в «Мастере и Маргарите» М. Булгаков. Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см). Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Тридцать лет ходил Он, повторяя чтоб отдать тем, кто не примет. Девица тотчас встала и пошла.
Во времена, повествует предание, когда «учитель праведный» проповедовал в палестинских пределах, в Едессе – маленьком, языческом княжестве на юге Месопотамии – правил тяжело больной князь по имени Авгарь. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. е. как далеко можно бросить камень) (Лк. 22:41), пал на лице Свое и молился так: «Авва, Отче.
Вдруг свет осиял ее из гроба и она увидела двух Ангелов в белом одеянии сидящих, одного у главыи другого у ног, где лежало Тело Иисуса (Ин. 20:12). Англия. Они воспитали в нем дух терпения и кротости. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Промахом первого варианта картины, который не удовлетворил И. Крамского, был вертикальный формат холста.
В объяснение этой великой милости, явленной Марии, представляются еще следующие мысли. Вот таким образом у Сократа и Конфуция вся логика – принципиально иная, не апеллирующая к Богу. А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. доколе буду терпеть вас. » – Засим повелел отцу: – «приведи сюда сына своего». Иисус сказал ему в ответ: «что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13:7). В результате фигура Христа, одетого в тёмный плащ и красную тунику, господствует над пространством картины, но при этом находится в гармонии с окружающим его суровым ландшафтом.
Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. «Возлюбив Своих сущих на земле, – говорит Евангелист Иоанн, – до конца возлюбил их» (Ин. 13:1). По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной»10.
Апостолы знали, что светлое облако в древние времена (на Синае, в скинии, в храме) означало особое явление Божие и убоялись, особенно когда почувствовали, что сами входят под сень этого облака. Тут же среди других находился расслабленный, т. е. разбитый, как у нас говорят, параличом. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами19.
Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». 13:21). Благословен Грядый во имя Господне.
После сего громким голосом воззвал: «Лазарь иди вон». Подошли к дому Иаира. Но эти трудности не расстроили художника и он создает целый цикл картин под общим названием «Из жизни Христа». что ты плачешь. » Говорит им: «унесли Господа моего и не знаю, где положили Его» (Ин. 20:13). Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией.
А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего. И он тотчас же выздоровел и взял постель свою и пошел» (Ин.
Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года32. Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно». Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. Иисус сказал ему в ответ: «вот ты поверил, когда увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. Петр и Иоанн побежали ко гробу. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.
В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. История эта весьма поучительна. Вслед за сим явился Ангел Господень, отвалил камень от двери гроба и сел на него. Спокоен, невозмутим и ясен его Лик. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова.
К вечеру пришел сюда и Сам с другими апостолами. «Так начнём описание Его жизни, чтобы неизвращённое слово было записано на земле.
Накануне Своих крестных страданий, в четверток (четверг) утром, Господь Иисус Христос повелел апостолам Петру и Иоанну идти в Иерусалим и приготовить все нужное для празднования Пасхи. Именем Иисуса творились чудовищные преступления против человечества, свободы и права. Через перевоз рек поджидал Он путников, спрашивал – не ты ли несёшь для Меня.
Видя это великое чудо, многие из народа стали говорить: «это истинно тот пророк, которому должно придти в мир», – и хотели было силою взять Иисуса и отвести в Иерусалим, чтобы провозгласить Его царем. Он открыл духовные богатства людям, направляя их сознание к Наивысшему. Узнав об этом, Крамской написал письмо, где он отказывался от этого звания, желая оставаться независимым от Академии398. Икона Богородицы Касопитры названа по месту явленного Матерью Божией чуда. Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. Во время явления Иисуса Христа апостолам, не было между ними одного из двенадцати – апостола Фомы (Ин. 20:24).
Симон Петр говорит Ему: «Господи. Даже в работах христологического цикла, столь многолюдных в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким Сошествие во ад (1933), Христос в пустыне (1933), Чаша Христа (1924), Исса и голова великанова (1932). Но в церкви совершается еще большее чудо. 13:25). Либо Евангелие беззаветной веры». Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30.
Боги перестали быть похожими на людей. если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его и я возьму Его» (Ин. 20:15). Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. Сильное влияние А. Иванов оказал и на Ивана Крамского, которому принадлежит картина «Христос в пустыне» (1872).
Вера в душе Иаира оживилась, но ей нужно было выдержать искус. В лицо и уста пястьми ударили Меня 5 раз, от этих ударений кровь текла из уст и ноздрей. И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно9.
Пред сим Он сотворил два великих чуда: укротил бушующее море двумя словами: «молчи, утихни» и еще несравненно большую бурю, бушевавшую в сердце несчастного бесноватого изгнав из него целый легион бесов. Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун – «Ииисус омывающий ноги Петру». Прерафаэлиты предпочли второе. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». Как бы нарочно в эти важнейшие минуты их жизни давил их страшный сон. При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма — на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя.
Авгарь пишет ему в письме: «Слышу же и то, господин, как иудеи ропщут на тебя и хотят тебя убить». «Если возможен для слова человеческого некоторый для сего ответ, – говорит тот же святитель, – то его можно найти в слове Апостола (Павла): «сшедый той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая» (Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. Иисус отвечал ему: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:8). Ж-998)29.
Господь обратился к ним и сказал: «дочери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, плачьте о себе и о детях ваших». Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице». Многие подбегали к Нему и приветствовали Его. Для росписей он пригласил Виктора Васнецова (впоследствии также Михаила Нестерова и Павла Сведомского). Идя впереди и сопровождая Господа, народ восклицал: «Осанна (даруй спасение, помоги Господи) Сыну Давидову.
Столь знаменательным явлением Своим Господь наградил Марию за её горячую и самоотверженную любовь и мужество, которые обнаружила она особенно в последние три дня. Причастив апостолов, Господь сказал им: «cиe творите в Мое воспоминание». Ж-5724)495051. В этот раз посмотрим на картины распятия Иисуса Христа. Известность произведению принесло в первую очередь оригинальное композиционное решение.
И я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности. Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее59.
6:16). Первые эскизы и этюды к будущей картине «Христос и грешница» были созданы в 1870-х годах13. «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь-ли быть здоров. » (Ин.
Лице Его сияло, как солнце. Одежды Его стали белы, как снег. Глаза голубые и чрезвычайно живые.
Пилат потребовал воды и, умыв пред народом руки, сказал: «неповинен я в крови Праведника сего: смотрите» и за сим, этими умытыми руками, с публично заявленным сознанием, что осуждает на позорную казнь Праведника, подписал Его смертный приговор. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Воины, получив деньги, поступили так, как им было приказано. – ответил я. – Народ любит попсу. «Очень желал Я, – сказал Господь, – есть с вами cию пасху прежде Моего страдания ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием», т. е. пока не исполнится все, прообразованное ею в спасение рода человеческого. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Художник отказывается от привычной трактовки и показывает обычную человеческую драму.
У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина «Христос в пустыне». Это был небольшой холм (в 200 шагах от Судных ворот), называвшийся «Голгофою» или лобным местом. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. Марфа, оберегая могильный покой своего брата, возразила: «Господи. Иисус сидит на камне и ждет восход солнца.
Иисус говорить ей: «Мария». Нанесли 72 очень сильных ударений. 1894 г. ). Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю.
Не важно — существовал на самом деле этот человек или нет. Что ж после этого. Евреи настойчиво отвечали: «мы не имеем другого царя, кроме кесаря». В Иерусалиме близ храма у ворот, через которые прогоняли овец для жертвоприношения, находился особенный дом, в роде богадельни, называвшейся по-еврейски Вифезда (то есть дом милосердия). «О доброе неверие Фомино, – поется в одном церковном песнопении, – верных сердцем в познание приведёт».
Три студента Королевской Академии художеств объединились в братство, чтобы противостоять общепринятому пониманию искусства и красоты. К изображениям сим применялись иногда черты древних героев. Внезапное появление Господа радостно встречено было народом.
Петр говорит Ему: «не умоешь ног моих во век». Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Здесь каждой верующей и любящей матери-христианке указуется быть первою провозвестницей своим детям высоких истин Веры христианской. – И вдруг отец того отрока со слезами возопил: «верую, Господи. Но вот Петр заметил, что пророки хотят отойти от Господа и в избытке душевного волнения воскликнул: «Господи, хорошо нам быть здесь, если хочешь, сделаем здесь три кущи (палатки), Тебе одну и Моисею одну и одну Илии». Они пошли, поставили у гроба стражу и приложили к камню свою печать.
По утверждению римским правителем смертного приговора, Господь Спаситель, в сопровождении римских воинов, веден был на распятие, причем Сам должен был нести крест. Учение Его устремляло людей к возможности духа. Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи»71.
Своё высшее Посвящение Иисус получил в Гималаях. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Не напрасно прошли для больного эти тридцать восемь лет.
Вот таким образом пёстрая толпа могла привести грешницу только к одному из внешних двориков, примыкающих к стенам храма. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля.
Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Дорогой Он заповедал им не расходиться из Иерусалима и ожидать сошествия Святого Духа. Кто прав, кто не прав — мы не узнаем никогда. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. Но приобрело в количестве. В плане нравственном Христос ни в какое сравнение не идет ни с Сократом, ни с Конфуцием.
Чем, каким способом я могу быть понят. Пилат сказал им: «вы имеете стражу, пойдите, охраняйте, как знаете». Когда день стал склоняться к вечеру, ученики предложили Иисусу Христу отпустить народ для того, чтобы шли в окрестные селения и купили себе пищи, но Спаситель сказал им: «вы дайте им есть».
Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. Первосвященники, однако же и в пасхальную субботу не знали покоя. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Несмотря на то, что Поленов к тому времени вполне успешно работал в пейзажном жанре, художник исполняя данное сестре обещание, вернулся к исторической живописи121516. После намека о том, что не все ученики чисты, Он сказал: «истинно говорю вам: один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня» (Ин. «Отче Мой.
По силе усердия, по горячности и преданности благодарной любви, она превосходила всех жен, сопровождавших Господаи служивших Ему и всегда упоминается между ними первою. Его никогда не видели смеющимся, но видели плачущим». Чтобы призвать душу Лазаря, который был уже погребен и четыре дня уже был в гробе, Господь, говорится в Евангелии от Иоанна, воззвал громким голосом: «Лазарь иди вон» (Ин. Выбили у Меня два зуба. Господь сказал: «что смущаетесь и плачете.
При нем была целебная купальня, а вокруг её пять крытых ходов (или галерей), в которых размещалось множество больных, расслабленных, слепых, хромых. Но это скрыто от глаз твоих. Посему в словах Господа видно возвышение силы и власти: «юноша. Всё возможно Тебе. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Мантенья – циничный классик итальянского Возрождения.
По приказанию его, воины отвели Господа внутрь двора и там, привязав к столбу избили Его бичами, потом сплели венец из терновника и надели Ему на голову, одели Его в багряницу (красный плащ, подобный тому, который иногда надевали цари) и начали с насмешками приветствовать Его: «радуйся, царь Иудейский» и били Его по ланитам. Уже готовились погребать умершую, что делалось у Евреев в день самой смерти. Но среди всеобщей радости Господь был печален. Уповал он на единого Бога. Иисус Христос сказал: «пойдите, посмотрите, сколько у вас хлебов». Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м, на которые их наматывали.
Еле заметный нимб говорит о божественной природе Христа и даёт надежду на воскресение. Наконец и Иуда решается прервать мoлчaниe и спрашивает Иисуса Христа вместе с другими: «Господи, не я ли. » – «Ты» – отвечает ему Господь, но так тихо, что никто, кроме Иуды, не слыхал этого слова. 5:8). Приставленные ко гробу воины помертвели от страха. Там было большое смятение. Нет.
Храм получился необыкновенно красивым. что вы стоите и смотрите на небо. Дочь Иаира только что умерла. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Его уже несли на погребение.
4:10). Тебе ли умывать мои ноги. » (Ин. 13:6). При этом, принял в лицо 73 плевка, ударений – 25 раз. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника»41.
Вдруг из облака послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение: Его слушайте». Потом работа над картиной застопорилась, но в 1881 году, когда умирала сестра художника Вера Дмитриевна Поленова (близнец Василия Поленова), по мужу Хрущёва (Хрущова), она взяла с брата обещание возобновить работу над картиной и, более того, попросила, чтобы полотно было большого формата. В каком-то смысле критики были правы. Возник крупный скандал, который вынужден был решать тогдашний министр культуры Италии Франческо Рутелли. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Неужели это та самая книга.
Снова началось волнение между апостолами и посыпались вопросы: «не я ли, Господи. ». Чтобы удалиться на время из пределов Галилейских, Господь с учениками сел в лодку и тайно отправился на другую сторону моря, в пустыню, находящуюся в окрестностях Вифсаиды Юлии (во владении Филиппа).
Эта картина относится к периоду «позднего Тициана», когда великий художник эпохи Возрождения все чаще использовал приглушенные тона, уходит от помпезного золотистого, прибегает к полутонам, которые позволяют придать лицам его героем эмоциональность, а всем полотнам – драматизм. Это была пещера и вход в нее был завален камнем. Положив Крест на землю, прибили Меня к нему, затем вознесли его. Три года после этого Он провёл странствуя и открыто проповедуя. Главный герой старинных китайских картин, как правило, уединенный вольный муж. Когда же я прихожу, другой уже сходит раньше меня» (Ин.
Господь подошел к ней, взял ее за руку и сказал ей: «талифа, куми», что значит: «девица, встань». Кровавых каплей от Тела Его истекло 295.
Они пошли. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Кого ищешь. » Думая, что это садовник, Мария говорит Ему: «господин. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Через некоторое время Господь, подошедши, прикоснулся к ним и сказал: «встаньте, не бойтесь. » Он был уже в Своем обыкновенном виде и запретил им рассказывать об этом видении до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых. Господь Иисус Христос возвращался из страны Гадаринской в город Капернаум.
Использовав евангельский сюжет, художник размышляет о смысле жизни. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф 4:5-7). Скверная штука жизнь. ». Я, вероятно, принадлежу к последним. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий».
Видя его беспокойство, Господь сказал: «что хочешь делать, делай скорей» (Ин. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11.
уже смердит: ибо четыре дня, как он во гробе». Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. Но дело было не только в этом. Опомнясь, бросились бежать. В бессильной злобе на евреев, он бросил им упрек, с жалкою попыткою иронии, сказав: «се царь ваш, царя ли вашего распну». В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница»58. Господь Иисус Христос взял хлеб, возблагодарил Бога Отца за все милости, явленные Им роду человеческому, благословил хлеб, преломил и дал Своим ученикам, говоря: «Примите, ядите, cиe есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов».
Еф. Он как бы убедился – (говоря по человечески), что другого средства, кроме Его страдания, нет для спасения людей и абсолютно уже предавал Себя на волю Отца.
Так глубоки и таинственны пути сии. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем которым был препоясан» (Ин. 13:5). В эти минуты явились среди них два Ангела в белых одеждах и сказали им: «мужи галилейские. Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года78.
Как бы взамен предлагаемой им кущи, явилось светлое облако. Иисус говорит Ему: «омытому нужно только ноги умыть, так как чист весь. Положение жалкое, безнадежное. Юго-восточный угол этого портика, часто называемый «вершиной храма», тянулся вдоль южной стены Храма и находился на самом краю глубокой долины Кедрон, на высоте около 180 метров.
Христа не кончил»32. Юноша, сын вдовы Наинской, долее пробыл в смертном сне. Посему, когда апостолы передали ему об явлении Господа, не поверил им и сказал: «если я не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в бок Его, не поверю» (Ин. 20:25). В этом его заслуга. То, что картина была куплена императором, фактически легализовало её, давало возможность экспонировать её на выставке, а затем и в музее.
Пришли из дома слуги и сказали ему: «дочь твоя умерла, не утруждай Учителя. » Господь и здесь поддержал несчастного отца, сказав: «не бойся, только веруй: дочь твоя спасена будет». Сенатор писал: «Этот человек высокого роста и строя. 13:27). В грудь и голову принял 58 ударений.
При этом Меня порывали с земли за волосы и бороду 23 раза. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях12. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии.
Сколько глубоких мыслей, какой обильный предмет для размышления дают эти слова Господни: «девица не умерла, но спит». Но в церкви более известно было и большим уважением пользовалось первое предание. что ты плачешь. Однако же он надежды не терял. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос.
– Это я взял заказ писать образ Христа. Вы приимете силу, когда снидет на вас Дух Святой и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Так установлено было важнейшее из таинств христианской веры – таинство Причащения. Но та же любовь к Спасителю, которая источала из глаз их горькие слезы и ободрила их. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой.
Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Я повелеваю Тебе: выдь из него и впредь не входи в него. » И, вскрикнув и сильно потрясши отрока, дух вышел в эти минуты отрок как бы помертвел, так что многие говорили: «он умер». Великие Учителя человечества в серии Знамена Востока – это так же уединенные образы. Крамской получил несколько предложений продать картину. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21.
Как могу прекратить губительную бурю. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Но никто не говорит ничего важного. 7:14).
Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10. Вот таким образом князь приглашает Иисуса поселиться в своих владениях, в городе Едессе – «есть бо град мой мал, но людие в нем добрии». Ранее всех она подошла ко гробовой пещере и видит: страшный камень отвален от гроба (Ин. 20:1). Разве можно это написать. Что ж после этого. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: «не все вы чисты» (Ин. 13:11).
Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность образа10. Но Иисус, взяв его за руку, поднял и отдал отцу его. Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. Революция Осевого времени во многом была связана с отказом от антропоморфных богов. Новым вином наполнена была чаша. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств61, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля62.
Расположив Христа в более чем непривычном ракурсе, художник намеренно нарушает закон пропорций, делая ступни на переднем плане неправдоподобно маленькими, а голову, на которой волей-неволей концентрируется внимание смотрящего на картину – увеличенной. Прибежав в город, они рассказали первосвященникам обо всем, что случилось. Там просто нет поблизости никакого водоема. Им прикрывались, творя ужасные религиозные бойни и расправы.
Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. Вид его блистал, как молния, а одеяние его было бело, как снег. Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Их увлекала Библия в качестве источника драматических сюжетов, человеческих судеб и исторических перипетий.
Нерукотворённый Образ. В пользу этой версии говорит и то, что телосложение охотника и тип его головы — с удлинённым овалом лица и открытым лбом — весьма похожи на образ Христа изображённый художником на картине 1872 года23. Сказавши cиe, как бы невольно, обращается назад и видит Иисуса, но она не узнала Его. (Ин. 20:14). Иисус попросил воды, умыв, лицо, вытерся платом, на котором «нерукотворно» запечатлелся его лик – первая христианская икона.
Описание программы «Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью»Глава 7. Апостол Филипп отвечал Ему: «им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу». Лицо Его сияло особенною любовью к ученикам.
Лишь было бы это стремление к истине, Господь укажет тебе путь к ней и благодатным посещением любви осветит твою душу. На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой.