Картина Курсистка

Если возвращаться к судьбе жены друга художника, ставшей прототипом героини картины «Курсистка», то она уже с портретной точностью была изображена на картине «В теплых краях» (1890), хранящейся в ленинградском Русском музее. Одна из этих картин, в частности, «Курсистка», входит в состав коллекции Калужского областного художественного музея. Исследователи истории картины Николая Ярошенко чрезвычайно ценят то, что в фигуре идущей из петербургского тумана по мокрому тротуару курсистке художник увековечил образ человека, дорогого сердцу Льва Николаевича Толстого.

На картину Николая Ярошенко «Курсистка» реакция была неоднозначной: российские периодические издания печатали отзывы, как восторженные, так и гневные. Картину «Курсистка» Николай Ярошенко создавал на взлете своей творческой карьеры — художнику было 34 года. Репродукция картины Курсистка художника Николая Ярошенко.

Третий, хотя и находит в «Курсистке» художественную правду, однако объясняет: «успех картины нужно отчасти приписать симпатии общества к женским курсам». В 1890 году, через десять лет после создания «Курсистки», он изобразил ее на картине «В теплых краях».

История картины и жизни «Курсистки» Николая Ярошенко

Её бодрая поступь свидетельствует о её решительности и даже упрямстве в своем выборе. Кухня.

Она лучше прорисована в основном варианте картины. В тротуаре из плит угадывается столичный центр. Кухня. Как же не очерстветь. От «Курсистки», появившейся в 1883 г., веяло духом протеста.

Ещё в начале 1850х годов в Российской Империи официальной проекцией учения «Православие. Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой. С появлением материалистической диалектики эта задача была в основных чертах решена, а затем и теоретически разработана в «Диалектике эстетического процесса» Канарским.

— о бесталанности художника, но уж ни один отзыв не обходился без упоминания о «тенденции» — о современной жизни и отражении ее в ярошенковских полотнах. По предложению И. В. Одними из наиболее известных столичных Высших женских курсов были те, которые по фамилии первого директора К. Н. Бестужева-Рюмина звали «Бестужевские Курсы». Героизм преподавательского состава был по достоинству оценен Анатолием Луначарским. Бородин, создатель русской физиологической школы И. М. Это культовое действо, совершённое Мерцаловым, было в тогдашнем имперском праве актом брака. Как целостное произведение роман «Что делать. » охватывает широкую полосу женской жизни в Российской империи 1860х годов.

Это ещё один диссонирующий со шляхетским вкусом элемент. А уж когда говорит, то с какой-то своеобразной напевностью человека, привыкшего рассуждать об отвлеченном, спорить о высших материях». Именно к этому прежде всего стремился художник.

В 1867 году Ярошенко приехал в столицу и поступил в Артиллерийскую академию. Но не так сложно понять, что профессорское прошение 1881 года было отклонено. Девочка эта одета в самое обыкновенное, так называемое «форменное» коричневое платье. Наряд девушки прост и незамысловат. Но «Курсистка» для Николая Ярошенко — это еще и личная тема, выношенная и выстраданная. Ещё в начале 1850-х годов в Российской Империи официальной проекцией учения «Православие.

Минус телефонная связь и, тем более, минус мобильная. На Высшие женские курсы принимали девушек не моложе 21 года. Сестра живёт в Альбионе со своим мужем В. Чертковым, помощником Толстого. Толстого, праправнука Л. Н.

Думали, что умирает. В подтверждение этих слов можно найти немало примеров биографий, которые так и не дождались своего художественного осмысления потому, что художники слова, звука и цвета так и не смогли даже приблизительно овладеть теми средствами, которые могли бы адекватно передать то напряжение, которое выдерживали курсистки, участвовавшие в освободительной борьбе. Русанов и В. Г.

— о бесталанности художника, но уж ни один отзыв не обходился без упоминания о «тенденции» — о современной жизни и отражении ее в ярошенковских полотнах. Вот как он описывает свои впечатления от этого образа: «Он немного сутуловат, медлителен и угловат в движениях от привычки к сидячей жизни, сосредоточен, замкнут, всегда о чем-то думает и производит впечатление отсутствующего, когда он на людях, особенно чуждых ему, оправдывая свои слова о себе: «Я больше думаю, чем говорю, а вы больше говорите, чем думаете». Как нигде, пожалуй, в «Студенте» активен лаконичный упругий контур, ограничивающий интенсивное по тону пятно фигуры, сдерживающий ее энергию и оттого сам приобретающий скрытую силу. Чтобы посетители выставки думали. «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то, он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи» М. Неведомский.

Почему скромная 
картина «Курсистка» 
передвижника Ярошенко

Почему скромная картина «Курсистка» передвижника Ярошенко вызвала в обществе бурную реакцию

Урок медицины, 1889 Одним из самых благожелательных был отзыв Глеба Успенского, который напечатал в «Отечественных записках» очерк, в котором говорилось: «Таких девушек с книжкой под мышкой, в пледе и мужской круглой шапочке, всякий из нас видал и видит ежедневно и уж много лет подряд И вот художник, выбирая из всей этой толпы бегущих с книжками одну самую ординарную, обыкновенную фигуру, обставленную самыми ординарными аксессуарами простого платья, пледа, мужской шапочки, подстриженных волос, тонко подмечает и передает вам, зрителю, публике, самое главное Это главное: чисто женские, девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли Вот это-то изящнейшее, не выдуманное и притом реальнейшее слитие девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осененной не женской, не мужской, а человеческой мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку и плед и книжку и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий». Возле него, видимо, квартирная хозяйка в капоте и теплых домашних туфлях. Определённое правовое положение было лишь необходимым условием деятельности курсов. Художник пишет образы представителей масс и образы участников освободительного движения. В 1867 году Ярошенко приехал в столицу и поступил в Артиллерийскую академию. Она была написана в 1883 году и впервые представлена на XI передвижной выставке.

Ведь против чувств все обстоятельства, а против сущности всё существование. И все, кто увидел его в этой роли, сразу вспомнили о портрете Ярошенко. Неритмичность поступления пожертвований обязывала иметь запас и тщательно выбирать статьи расходов. Освещение свечами, холодильник в минус. На самом деле существуют два варианта «Курсистки» и оба написаны после беседы с Крамским, причем различия между этими вариантами нельзя назвать существенными.

Прослеживая развитие форм искусства в «Генезисе чувственной культуры», Канарский показывает длительный путь от античной скульптурной пластики до кино. Н. А. Ярошенко (1846-1898). Курсовым преподавателем был М. М. Ковалевский.

Два варианта картины Говорят, что И. Крамской, увидев первоначальный вариант картины, сказал, что она «не оттеняет всего значения женского движения»: девушка слишком нежная и хрупкая. Ее дочка, 20 лет, была арестована в четверг на Страстной неделе. Уже на следующий год, на XII Передвижной выставке (1884) внимание публики привлекла картина Ярошенко «Причины неизвестны» (не сохранилась).

Итак, картина «Курсистка» имеет два завершённых варианта. Но реально и без всего этого оставалось немало человеческого. Толстого, сотрудница просветительского издательства «Посредник», сделавшего доступной художественную и нравоучительную литературу для народа. В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице9.

Репродукция картины 
"Курсистка"

Репродукция картины "Курсистка"

Об разложении формы искусства писал ещё задолго до Канарского Гегель. Однако верхний, низко обрезанный край, словно заставляет фигуру сгибаться, голову втягивать в плечи. Иван Иванович познакомился со Львом Николаевичем в 1884 году. Смольный институт. Но и он как будто наталкивается на враждебную студенту преграду.

Альтернативой было проживание у родственников, среди которых (особенно не у дворянок) попадались невежды, пьяницы и семейные деспоты. Семья. Во время написания картины она действительно посещала Высшие женские курсы. Одним из самых благожелательных был отзыв Глеба Успенского, который напечатал в «Отечественных записках» очерк, в котором говорилось: «Таких девушек «с книжкой под мышкой», в пледе и мужской круглой шапочке, всякий из нас видал и видит ежедневно и уж много лет подряд И вот художник, выбирая из всей этой толпы «бегущих с книжками» одну самую ординарную, обыкновенную фигуру, обставленную самыми ординарными аксессуарами простого платья, пледа, мужской шапочки, подстриженных волос, тонко подмечает и передает вам, «зрителю», «публике», самое главное Это главное: чисто женские, девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли Вот это-то изящнейшее, не выдуманное и притом реальнейшее слитие девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осененной не женской, не мужской, а «человеческой» мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку и плед и книжку и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий». Толстого.

18 марта Чертков послал Толстому телеграмму о том, что Анне «сегодня было совсем плохо. Днём предполагалась возможность заработка. 142), над которой художник взыскательно трудился, добиваясь наибольшей выразительности. Чернышева.

Стипендий не существовало, поскольку женское образование было платным. По наружному виду – какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина.

Решение Министерства народного просвещения о Высших женских курсах сломало прежние устои. Народность» на женское население были три печально знаменитых К: «Костёл. Чертковой. После приговора декабристам титул и состояние З. Г. Но ты-то как раз сможешь».

Это позволяло государству «не разводить нищету», как говорили, так как те, кто выучился «на медные деньги» своих родителей, помнили о своих многочисленных братьях и сестрах, о своих родителях и никогда сироты, например, дети вдовой сестры, не оказывались на улице. Но ты-то как раз сможешь». Менделеев, композитор, член «Могучей кучки» А. П. И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова. Склоненная голова «подпирает» верхний, низко обрезанный ее край и без того узкий холст перегорожен углом стены слева, что, казалось бы, противоречит «правильной» композиции, но вносит дополнительную остроту в напряженный предметно-пространственный конфликт.

И стал последователем его учения. «Курсистка» — это и Анна Константиновна Черткова, жена Владимира Григорьевича, урожденная Дитерихс, — прототип девушки «с книжкой под мышкой». Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Возле картин Ярошенко современники никак не могли удержаться в рамках разговоров и рассуждений о «живописном элементе» и хотя многие отзывы не обходились без упоминаний о «живописном элементе», без того, чтобы не сказать о слабости этого «элемента» в произведениях Ярошенко, без того, чтобы вообще не сказать о неумелости или — злее.

Хотела видеть вас». Жизнь Анны Константиновны Чертковой (Дитерихс) тоже была оборвана прежде срока туберкулёзом. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Неяркий свет мягко ложится на все предметы, написанные живо и материально. «Как их применить. » Вот что могло быть вложено в тщательно проработанное художником лицо курсистки.

Описание картины 
Николая Ярошенко 
«Курсистка

Описание картины Николая Ярошенко «Курсистка

«Кино это не искусство» – заявил позднее Дьёрдь Лукач в мнимом противоречии с ленинским высказыванием. Не стоит сужать исторический горизонт подобного мышления. Важнейшим искусством для того положения, «пока народ безграмотен», Ленин считал кино. Прототипом для героини «Курсистки» послужила жена друга художника, Анна Константиновна Черткова (Дитерихс). В 1881 г. Комиссия по вопросу об усилении надзора за учащейся молодёжью прямо потребовала роспуска курсов, а в 1882 г. были упразднены женские врачебные курсы – «клоака анархической заразы».

Среди них русский химик, ученый Д. И. Что это могли быть за занятия. Однажды Лев Николаевич приехал к Чертковым в Воронежскую губернию. В начале 80-х годов, оставив службу, увлекся толстовским учением, стал одним из руководителей издательства «Посредник». Запомнил очень деловую обстановку комнаты — ничего лишнего. Светлые краски весны 1894 года, как писал воронежский исследователь Г. В. Наряд девушки прост и незамысловат.

Он почти сразу после приезда выхлопотал право посещать занятия в Академии Художеств. Да и до этого пакета реакционных инициатив имперская казна, распорядители которой кричали «Кухня, костёл, колыска», не могла быть источником пособий для курсисток. Это ещё один диссонирующий со шляхетским вкусом элемент. Одним из самых благожелательных был отзыв Глеба Успенского, который напечатал в «Отечественных записках» очерк, в котором говорилось: «Таких девушек с книжкой под мышкой, в пледе и мужской круглой шапочке, всякий из нас видал и видит ежедневно и уж много лет подряд И вот художник, выбирая из всей этой толпы бегущих с книжками одну самую ординарную, обыкновенную фигуру, обставленную самыми ординарными аксессуарами простого платья, пледа, мужской шапочки, подстриженных волос, тонко подмечает и передает вам, зрителю, публике, самое главное Это главное: чисто женские, девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли Вот это-то изящнейшее, не выдуманное и притом реальнейшее слитие девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осененной не женской, не мужской, а человеческой мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку и плед и книжку и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий». Колыска».

Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Художник-интеллигент, «Нива», 1917, 29. Да и до этого пакета реакционных инициатив имперская казна, распорядители которой кричали «Кухня, костёл, колыска», не могла быть источником пособий для курсисток. Самодержавие. Очевидно, Крамской видел в мастерской художника какой-то ранний, не сохранившийся вариант картины.

Горячая вода в одном кране на этаж и тоже не вдоволь. Если возвращаться к судьбе жены друга художника, ставшей прототипом героини картины «Курсистка», то она уже с портретной точностью была изображена на картине «В теплых краях» (1890), хранящейся в ленинградском Русском музее. В 1908 году он женится на Екатерине Арцимович. И она же – первая русская квакерея. Туда же кондиционер и всяческие «гаджеты».

  • Больная тема: почему скромная «Курсистка» передвижника Ярошенко вызвала в обществе бурную реакцию
  • Ярошенко, Николай Александрович
  • Ярошенко Николай АлександровичКартины и биография
  • Курсистка и другие произведения Ярошенко
  • Ольга Дитерихс – невестка Льва Толстого и первая русская квакерея
  • Искусство, культура, развлечения
  • Портреты-типы: «Студент» и «Курсистка»
  • Художник-передвижник Николай Ярошенко

Даже набор восточногерманиских курсов по «Капиталу» в 2008 году был меньше, чем 50-60 человек, не говоря уже об участии и, тем более, активном участии именно слушательниц курсов. Его можно было иметь репетиторством, на учительских и гувернанстких должностях, шитьём. Теперь, когда читатель уже многое прочитал, я должен признаться, что в некоторой мере вводил его в заблуждение. Спутником скученности были инфекционные заболевания, а самое страшное из них – это, конечно, туберкулёз. Нет сомнения, что и сейчас очень полезен (и надеемся востребован) будет опыт того, как реальное живое дело было встроено в рамки удушающей имперской казёнщины.

Известен в России прежде всего как один из ближайших сподвижников Льва Толстого. Первая часть этой книги так и называется «Из рода Толстых и Дитерихсов». После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. Курсовым преподавателем был М. М. Ковалевский.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Биография художника Николая Александровича Ярошенко
  • Картины художника Николая Александровича Ярошенко
  • Коллекция Государственного Русского музея

При разговоре имейте в виду, что Мария Ал плохо слышит. Родственные связи соединяли Дитерихса и с русским поэтом Сергеем Есениным. Из этого кружка вышли Зыгмунт Сераковский и Ярослав Домбровский.

Если бы не коллективные фотографии передвижников, на которых Ярошенко тотчас выделяется военным мундиром, если бы не привычные упоминания о нем мемуаристов как о человеке в мундире, если бы не две-три подробности о военной службе Ярошенко, сообщенные после его смерти вдовой, если бы не «Послужной список полковника Ярошенко», сохранившийся в бумагах историка искусства Собко среди материалов для «Словаря русских художников», нынешние исследователи могли бы вообще ничего не узнать о тридцати семи годах (из пятидесяти двух прожитых) военной службы Ярошенко. Не только журналисты бульварных газет, но даже уважаемые преподаватели высших учебных заведений выступали с такими откликами, как профессор Цитович: «Полюбуйтесь же на неё: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах всё: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня – что это такое. Их ждёт счастливая, но непростая жизнь. Но были и другие рецензии.

С этим знанием уместно обратиться к самой картине. Он унёс жизни многих выдающихся людей того времени: Николая Добролюбова, Леси Украинки и самого автора картины «Курсистка». От «Курсистки», появившейся в 1883 г., веяло духом протеста. На самом деле существуют два варианта «Курсистки» и оба написаны после беседы с Крамским, причем различия между этими вариантами нельзя назвать существенными. Ярошенко «Студент» и «Курсистка». Откуда всё это у неё. Смерть застала его за написанием очередной художественной работы 26 июня (7 июля) 1898 года.

В 1918 году работавшая в Бузулуке Английская Миссия на своём заседании 20 мая 1918 года, в частности, решает: «Просить Теодора Ригга и д-ра Пирсона провести беседу с Ольгой Толстой в Москве с тем, чтобы понять, готова ли она примкнуть к нам в деле размещения беженцев по стране». Одна из этих картин, в частности, «Курсистка», входит в состав коллекции Калужского областного художественного музея. Освещение свечами, холодильник – в минус. Ей немножко конфузно и очень, очень смешно.

Пустая камера-одиночка. В 1881 г. Комиссия по вопросу об усилении надзора за учащейся молодежью прямо потребовала роспуска курсов, а в 1882 г. были упразднены женские врачебные курсы – «клоака анархической заразы». Это всё – графиня Ольга Константиновна Толстая, урождённая Дитерихс. Было это так. Она сидит на стуле, сложив руки на коленях.

  1. Общееколичествопросмотровстраницы
  2. Словари и энциклопедии на Академике

Потому работе – день, труду – вечер. Через открытие курсов, а позднее – через «терпимость», царизм получал повод для торга с буржуазией и либеральных заигрываний. Важнейшим искусством для того положения, «пока народ безграмотен», Ленин считал кино. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». По наружному виду – какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Невозможность взглянуть на логику освобождаемого класса «изнутри» мешала всем деятелям предшествующей эпохи от Павла Пестеля до Симона Боливара. Толстого Г. А. В свои 27 лет Ольга, красивая, умная, образованная и увлеченная идеями Толстого (её сестра замужем за В. Чертковым) знакомится с повесой и весельчаком Андреем Толстым, сыном писателя.

Сеченов, профессор анатомии из Военно-медицинской академии В. Л. Но не так сложно понять, что профессорское прошение 1881 года было отклонено. В данной главе будут рассмотрены созданные в начале 80-х годов картины Н. А. По наружному виду – какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина.

Больная тема: почему 
скромная «Курсистка» 
передвижника Ярошенко

Картин с названием «Курсистка» у Ярошенко две, они очень похожи по композиции, но имеют разные цветовые решения. Большую часть жизни художник жил во времена, мало способствующие борьбе за социализм. По наружному виду – какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. В 1918—1919 гг. Здесь схвачена главнейшая особенность творчества Ярошенко — связь его «картинок» с современной жизнью.

За спиной офицера теснятся жандармы, готовые ворваться в комнату». С 1878 года до переезда в 1885 году (22. IX) на 10-ю линию Васильевского острова они располагались в здании Александровской женской гимназии на Гороховой улице. Живописное пространство картины, всегда строго ограниченное у Ярошенко, здесь стиснуто до придела стеной, помещенной сразу же за фигурой студента, «прижимающей» ее к переднему краю картинной плоскости. После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века.

Иногда выставляет их рядом. Закончилась ли на этом история. Она служит у квакеров, где пользуется общим уважением. У героини основного варианта картины можно увидеть другие размышления. Создавались гимназические женские курсы.

О. Толстая» О дальнейших контактах Ольги Толстой с квакерами ничего не известно. В распахнутых дверях статный жандармский офицер. Занятия впервые приостанавливались по причине полного отсутствия финансирования.

По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. А потому и старому опыту придется дать новую жизнь. Надо сказать, что в Академии художеств для учащихся тоже существовала обязательная форма. Как бы то ни было, хрупкость и женственность были сохранены и в окончательной версии.

1890-е годы, как и предшествующее десятилетие, были годами реакции. Вот как он описывает свои впечатления от этого образа: «Он немного сутуловат, медлителен и угловат в движениях от привычки к сидячей жизни, сосредоточен, замкнут, всегда о чем-то думает и производит впечатление отсутствующего, когда он на людях, особенно чуждых ему, оправдывая свои слова о себе: «Я больше думаю, чем говорю, а вы больше говорите, чем думаете». Высшие женские курсы находились под постоянной угрозой запрета.

Они написаны в разные годы. Но то, что «Курсистка» еще и Анна Константиновна Черткова, приятельница, жена приятеля, посетительница «суббот», приумножает вес и значение личного, вложенного художником в картину. По воспоминаниям одной из курсисток, занятия заключались в чтении I тома «Капитала» и дискуссиях. «Курсистка» была написана с детской писательницы Анны Константиновны Дитерихс, жены В. Г. Группа инициаторов организации Высших женских курсов в Петербурге Противоречивая реакция на «Курсистку» была отражением общественной борьбы за право женщин получать высшее образование.

О проблеме притупления чувств и ухода в сытый мизантропизм он думал неоднократно. Ее бодрая поступь свидетельствует о ее решительности и даже упрямстве в своем выборе. И мне довелось первым войти в эту обитель после кончины ее хозяина. И между тем этот простенький этюд есть целая прелестная картинка.

Прототипом для героини «Курсистки» послужила жена друга художника, Анна Константиновна Черткова (Дитерихс). Давайте посмотрим на обувь. Он закончил военное образование в 1870 году. Колыска».

Никаких заметных движений на поверхности общественной жизни не случилось. Она остригла волосы и не напрасно: ее мать так метила своих Гапок и Палашек «за грех» Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Внешние экстренные пособия если и были, то не могли быть большими. Он унёс жизни многих выдающихся людей того времени: Николая Добролюбова, Леси Украинки и самого автора картины «Курсистка». Одна из основных тем романа этоизнуряющий женский путь в человеческую культуру.

Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Эта картина стала первым изображением учащейся русской женщины. Как же не очерстветь. От «Курсистки», появившейся в 1883 году, веяло духом протеста. И опекаемые ею девушки в пледах и круглых шапочках, постоянно бывавшие в квартире Николая Александровича и Марии Павловны их разговоры и споры за чаем и добрая приятельница их семьи Надежда Васильевна Стасова, вошедшая в историю как деятель русского женского движения, сестра Владимира Васильевича Стасова, активного участника творческой жизни «Могучей кучки» и Товарищества передвижников и жена Василия Ярошенко, брата художника, Елизавета Платоновна, окончившая Бернский университет по юридическому отделению и, наконец, встреча с Анной Константиновной Дитерихс, которая училась на словесном, а позднее на естественном отделении Высших женских курсов, — такой путь художника к картине «Курсистка».

Именно исходя из такой ситуации рассматривают последствия «самоуправного» заключения брака герои «Что делать. » в связи с церковным венчанием Веры Павловны и Лопухова. В этом отношении типажи семейной жизни в столице и Королевстве Польском мало отличались. Её некому пожалеть, об ней некому помолиться – все бросили. Надо сказать, что в Академии художеств для учащихся тоже существовала обязательная форма. Низко взята точка зрения, линия горизонта, проходящая на уровне плеч, делают фигуру молодого человека более монументальной.

Противоречивая реакция на «Курсистку» была отражением общественной борьбы за право женщин получать высшее образование. Однако Ярошенко создал не портрет знакомой, а собирательный образ девушек-курсисток. В том же году 1881, в декабре, была поставлена пьеса Островского «Таланты и поклонники», где актер Садовский исполнял роль Мурзавецкого.

Самодержавие. Иногда под названием «Курсистка» ошибочно помещается и ещё одна картина с совсем другим сюжетом, которая изображает сидящую гимназистку. Толстого Чертков оставался до конца жизни. Подсвировой «Софья Толстая-Есенина. Наряд девушки прост и незамысловат. Вообще трудно отделаться от впечатления, что вся картина отделана и по манере и по содержанию противоположно традиционным «сарматским портретам» вельмож. Необычное зрелище предстало перед современниками в картине Кочегар (1878 ил.

Что же такое Высшие женские курсы. С большим уважением. Закончилась ли на этом история.

Участие в квакерских молитвенных собраниях не требует обязательного членства. Окружение. На него была возложена огромная ответственность, но он прекрасно справился со всеми поставленными задачами, несмотря на юный возраст». Следы ее абсолютно затерялись в необозримых архивах военного ведомства. По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Это прекраснейший и чистый, как хрусталь, человек, само благородство и простота. Здесь мы упираемся всё в ту же «тайну декабристов». И предложил выход. Не стоит сужать исторический горизонт подобного мышления.

Ей немножко конфузно и очень, очень смешно. Почти перекрыты оказались и все пути получения пособий на обучение. Со стороны столичного университета открытие Высших Женских Курсов лоббировали профессора Бекетов, Менделеев, Сеченов, Бутлеров и БестужевРюмин. Эта картина стала первым изображением учащейся русской женщины. Курсистка, 1883. Главным редактором академического собрания сочинений Л. Н. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция.

Ярошенко прислушался к критике и решил исправить работу. Это позволяло государству «не разводить нищету», как говорили, так как те, кто выучился «на медные деньги» своих родителей, помнили о своих многочисленных братьях и сестрах, о своих родителях и никогда сироты, например, дети вдовой сестры, не оказывались на улице. «Полюбуйтесь же на нее: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах все: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое. Центральная мысль наверняка касается долга перед народом. Такова была политика нового царя, занявшего место казнённого Гриневицким отца.

Невестка Льва Николаевича Толстого, тёща Сергея Есенина, сестра героини картины Ярошенко «Курсистка» и она же сестра начштаба Колчака. Народность» на женское население были три печально знаменитых К: «Костёл. Одними из наиболее известных столичных Высших женских курсов были те, которые по фамилии первого директора К. Н. Бестужева-Рюмина звали «Бестужевские Курсы». Среди прочих университетских городов возможность организации Высших женских курсов была открыта в 1876 году и для Варшавы.

Итак, картина изображает осенний вечер 1882 года или весенний вечер следующего года. Студенты жили своей особой жизнью. Незадолго до конца истории Высших женских курсов им пришлось пережить непростые испытания. Через десять лет, в 1869 году, в Москве начали работать Лубянские высшие женские курсы. Как же жилось слушательницам курсов.

В частности, критики, выступавшие против идеи женского образования, гневно писали об изображенной девушке: «Бегущая во все лопатки, отрепанная антипатичная девица, с выпученными глазами, в шапке набекрень», а саму картину называли «дурно написанным этюдом». Принимал активное участие в деятельности издательства «Посредник» (брошюры-листовки для народа). Композиция построена на резком социальном противопоставлении основного героя картины, народника-пропагандиста (он выделен красным пятном рубашки и вертикалью столба за его спиной) и зажиточного крестьянина в светлом добротном армяке, на которого с ненавистью смотрит арестованный. Почти перекрыты оказались и все пути получения пособий на обучение.

Хороший пространственный символизм, совпадающий с ходом истории. Н. Ярошенко. С этим знанием уместно обратиться к самой картине. Очень любопытно, что Ярошенко создал такие точные и типичные образы, взяв в качестве моделей своих знакомых.

Он закончил военное образование в 1870 году. Минус телевидение. Такая расстановка классовых сил естественно предполагала и реакционное гражданское право.

Что им двигало. Родился в Полтаве в семье военного. М. б. Вы помогли бы ей выяснить обстоятельства дела и что ей вменяется.

Нет. Отправляясь в театр на тотже спектакль «Таланты и поклонники», они могли позволить себе только галерку. Картина писалась ласковой и заботливой отеческой кистью. Его мать Елизавета Ивановна Черткова происходила из рода декабриста З. Г.

Нет. Следует сказать, чтосамо бытование длинноволосого или «вечного», студента, как тогда говорили, было граничит с тем, что учиться тогда можно было, не так, как теперь. Студентам разрешалось досдавать экзамены, а диплом об окончании высшего учебного заведения обеспечивал им средства к существованию: если человек имел диплом, например, врача или учителя, токогда он уходил в отставку, жалованье его полностью сохранялось. Если она не подчиняющая, то, несомненно, глубинная.

Рождаются дети – Соня (в 1900) и Илья (1903). Нет сомнения, что при следующем общественном подъёме в Европе опыт Высших женских курсов весьма пригодится для восстановления ядра системы воспроизводства квалифицированных политехнических кадров с передовым политическим образованием. Как бы то ни было, хрупкость и женственность были сохранены и в окончательной версии. Ярошенко прислушался к критике и решил исправить работу. И нам действительно ещё и сейчас не хватает чего-то того, что было у них. Во время написания картины она действительно посещала Высшие женские курсы. Горбунов-Посадов расширил деятельность издательства: выпускал новые серии «Библиотека для детей и юношества», «Библиотека для интеллигентных читателей».

Здесь нет ни корсетов, ни трёхметровых в диаметре платьев со сложным опорным каркасом и приподнимающим механизмом для ходьбы по лестницам или лужам. Теперь немножко ожила, но очень плоха. На самом деле, в изображении женской доли в освободительном движении искусство отставало и безнадёжно отстаёт в своём теоретическом идеале от действительности. Ей не приходилось вживаться в роль, в момент этюдов она была курсисткой.

В 1881 г. Комиссия по вопросу об усилении надзора за учащейся молодежью прямо потребовала роспуска курсов, а в 1882 г. были упразднены женские врачебные курсы – «клоака анархической заразы». Героиня картины вероятно возвращается с курсов. 1890-е годы, как и предшествующее десятилетие, были годами реакции. Освещение свечами, холодильник – в минус. Сталина Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение о принятии расходов по похоронам Черткова на счет государства.

Толстого — известно, что родом он был из костромских дворян, служил морским офицером. «Таких девушек «с книжкой под мышкой», — размышлял на страницах «Отечественных записок» русский писатель Глеб Успенский, — в пледе и мужской круглой шапочке, всякий из нас видал и видит ежедневно и уж много лет подряд И вот художник, выбирая из всей этой толпы «бегущих с книжками» одну самую ординарную, обыкновенную фигуру, обставленную самыми ординарными аксессуарами простого платья, пледа, мужской шапочки, подстриженных волос, тонко подмечает и передает вам, «зрителю», «публике», самое главное Это главное: чисто женские, девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли Главное же, что особенно светло ложится на душу, это нечто прибавившееся к обыкновенному женскому типу — опять-таки не знаю, как сказать, — новая мужская черта, черта светлой мысли вообще (результат всей этой беготни с книжками) Вот это-то изящнейшее, невыдуманное и притом реальнейшее слитие девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осененной не женской, не мужской, а «человеческой» мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку и плед и книжку и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий». Склоненная голова «подпирает» верхний, низко обрезанный ее край и без того узкий холст перегорожен углом стены слева, что, казалось бы, противоречит «правильной» композиции, но вносит дополнительную остроту в напряженный предметно-пространственный конфликт. Ее некому пожалеть, об ней некому помолиться – все бросили. Антюхин в книжке «Друзья Л. Н.

После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. Во время написания картины она действительно посещала Высшие женские курсы. Отличие квакеров от всех, пожалуй, остальных церквей заключается в том, что Друзья – говоря простым языком – не ставят задачи привести нового человека в лоно своей церкви. Николай Ярошенко находится здесь на полпути.

Фигура студента приближенна к зрителю и заполняет собой почти весь холст. По наружному виду – какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то, он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи» М. Неведомский. Судьба» с предисловием В. И.

Они вскоре поженятся в Туле. Противоречивая реакция на «Курсистку» была отражением общественной борьбы за право женщин получать высшее образование. Она возвращается в Россию, в Москву.

Другой вариант назовём «основным», поскольку он воспроизводится гораздо чаще. Ее бодрая поступь свидетельствует о ее решительности и даже упрямстве в своем выборе. Его жена, М. П. Она была дочерью героя Отечественной войны 1812 года графа И. Чернышова-Кругликова, то есть родной племянницей декабриста Захара Григорьевича Чернышева (1796–1862), а также племянницей Александры Григорьевны Муравьевой — жены декабриста Никиты Михайловича Муравьева, последовавшей за мужем в Сибирь.

Ещё более безрадостно художник изобразил судьбу того исторического типа, который показал на картине «Курсистка». Когда Ярошенко как вольноопределившийся учился в Академии Художеств у Ивана Крамского, тот немало рассказал ему о жизни художников. Чертков выступил в роли редактора собрания сочинений, а также написал вступление. Может, быть это подарок подруги. «Студент», который перед нами, был написан в 1881 году.

Толстого в Москве Л. Ф. Как же жилось слушательницам курсов. Колыска».

Высшие женские курсы находились под постоянной угрозой запрета. Возле него, видимо, квартирная хозяйка в капоте и теплых домашних туфлях. Черткова, которую прекрасно знал Ярошенко. «Студент» – схудожника Филиппа Антоновича Чирко или, как его звали, Чирка, который оставил великолепные воспоминания о жизни в дореформенной академии. Противоречивая реакция на «Курсистку» была отражением общественной борьбы за право женщин получать высшее образование. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. С автором цитируемого очерка о картине «Причины неизвестны» трудно не согласиться в том, что именно результат ночного обыска (а не начало или сам процесс) давал возможность максимально насытить картину содержательными деталями.

Героине художника Николая Ярошенко как раз 21 год. Дорожная для дворянских барышень одежда изображена здесь как повседневная и ноская. В. И. Сурикову нравилась в картине гармония контрастных цветов – синего и красного. Она лучше прорисована в основном варианте картины. Именно тротуары этой улицы Ярошенко мог сделать фоном для картины «Курсистка». С. 437., – писал М. Неведомский в 1917 году.

После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи. Единомышленники писали, что он «страж лучших традиций Товарищества, как бы совесть его». Это интересно для сведения, но не так-то уж и важно: «Курсистка» в той же мере не портрет Чертковой, в какой «Студент» не портрет художника Чирки. Говорят, что И. Крамской, увидев первоначальный вариант картины, сказал, что она «не оттеняет всего значения женского движения»: девушка слишком нежная и хрупкая. Горячая вода в одном кране на этаж и тоже не вдоволь. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10.

И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова. Незадолго до конца истории Высших женских курсов им пришлось пережить непростые испытания. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Хотя простая мысль, что «другой обуви нет» не должна была удивлять посетителей передвижной выставки. Цитович обрушился со всем своим гневом на «Курсистку» Николая Ярошенко, а в ее лице на тысячи юных девушек, мечтавших о самостоятельной жизни, об образовании, несогласных со «взглядами общества», выступавших против предрассудков сословий и семейств, произвола родителей, против травли, сплетен и клеветы: «Полюбуйтесь же на нее: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах все: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое.

В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Обувь не очень подходит для дождливого вечера под северным небом. Как Ярошенко поддерживал свои художественные и чувственные способности. Возле картин Ярошенко современники никак не могли удержаться в рамках разговоров и рассуждений о «живописном элементе» и хотя многие отзывы не обходились без упоминаний о «живописном элементе», без того, чтобы не сказать о слабости этого «элемента» в произведениях Ярошенко, без того, чтобы вообще не сказать о неумелости или — злее. Иван Иванович Горбунов-Посадов (настоящая фамилия Горбунов) родился 4 (16) апреля 1864 года в посаде Колпино Санкт-Петербургской губернии. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко.

По юбке мы можем определить возможное происхождение героини картины. Декабристы хорошо знали жизнь крестьянства, но только с внешней стороны.

Это было хорошо понятно реакционным рецензентам передвижной выставки. Она остригла волосы и не напрасно: её мать так метила своих Гапок и Палашек «за грех» Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Ее некому пожалеть, об ней некому помолиться – все бросили. Лев Николаевич долгие годы работал вместе с Бирюковым искренне полюбил его, знал, что «Поша», как ласково называл его Толстой, влюблен в его дочь Марию.

Ее некому пожалеть, об ней некому помолиться — все бросили. Высшие женские курсы находились под постоянной угрозой запрета. Из фонда добровольных пожертвований Высших женских курсов много не распределишь. Имперские чиновники тем охотнее согласились с открытием курсов, что посвоему переоткрыли для себя ту известную мысль Маркса, что «люди в первую очередьдолжны есть, пить иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой искусством, . » По этой линии по мере усиления реакции и ужесточались требования к поступающим на курсы. Одна из основных тем романа – это изнуряющий женский путь в человеческую культуру.

Таково все содержание этюда. Сталина Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение о принятии расходов по похоронам Черткова на счет государства. Одним из самых благожелательных был отзыв Глеба Успенского, который напечатал в «Отечественных записках» очерк, в котором говорилось: «Таких девушек с книжкой под мышкой, в пледе и мужской круглой шапочке, всякий из нас видал и видит ежедневно и уж много лет подряд И вот художник, выбирая из всей этой толпы бегущих с книжками одну самую ординарную, обыкновенную фигуру, обставленную самыми ординарными аксессуарами простого платья, пледа, мужской шапочки, подстриженных волос, тонко подмечает и передает вам, зрителю, публике, самое главное Это главное: чисто женские, девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли Вот это-то изящнейшее, не выдуманное и притом реальнейшее слитие девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осененной не женской, не мужской, а человеческой мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку и плед и книжку и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий».

Имперские чиновники тем охотнее согласились с открытием курсов, что по-своему переоткрыли для себя ту известную мысль Маркса, что «люди в первую очередь должны есть, пить иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой искусством, . » По этой линии по мере усиления реакции и ужесточались требования к поступающим на курсы. Это примерно посередине между тем местом, где Чернышевский поселил семейство Веры Павловны в «Что делать. » и тем местом, где расположился первый состав Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с вредительством и саботажем. Подобное варварство имеющее больше общественные, чем естественнонаучные обоснования изживалось лишь вместе с соответствующим им общественным состоянием, т. е. в ходе преобразования феодальных отношений в буржуазные. Таково все содержание этюда. От «Курсистки», появившейся в 1883 году, веяло духом протеста. Совмещать это по времени, конечно, будет непросто. Туберкулёз оборвал жизнь и той, которая послужила прототипом главной героини картины.

Жена художника Мария Павловна — курсистка «первого бестужевского набора». «Сохранился рисунок Ярошенко – ночное вторжение жандармов. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Эта картина стала первым изображением учащейся русской женщины. После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. В 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова.

Такая расстановка классовых сил естественно предполагала и реакционное гражданское право. Старинная, строгая резная мебель, а над письменным столом висела картина «Хор». Об разложении формы искусства писал ещё задолго до Канарского Гегель. «Курсистка» Николая Ярошенко, по оценке искусствоведов другого, ХХ столетия, — это «отражение борьбы лучших сил российского общества за женское образование». Тенденция вполне ясна.

Высокая шляпа, плед на плечах увеличивают ее размеры. Гёте замечал о таких ситуациях, что в них «открываться новый орган» человеческой деятельности. Чернышева перешли к его сестре, матери Е. И.

Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. У него серьёзное чувство и он даже едет в Англию к первой жене и разводится с ней.

Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Вступление в Религиозное Общество Друзей – процесс неторопливый, как и многое у квакеров. Нужно сказать, что сам Николай Александрович был близок к миру учащейся молодежи. Он был закрыт для посторонних. Он по-своему решил для себя вопрос о роли культурного человека в контрреволюционную эпоху. В Варшаве такие были в моде в начале 1870-х, картина изображает время куда более позднее.

Как целостное произведение роман «Что делать. » охватывает широкую полосу женской жизни в Российской империи 1860-х годов. То есть система как-то образом контролировала и регулировала эти взаимоотношения. Чертков» изданной Воронежским университетом в 1983 году, «не радовали обитателей хутора».

Однако Ярошенко создал не портрет знакомой, а собирательный образ девушек-курсисток. Одним из самых благожелательных был отзыв Глеба Успенского, который напечатал в «Отечественных записках» очерк, в котором говорилось: «Таких девушек «с книжкой под мышкой», в пледе и мужской круглой шапочке, всякий из нас видал и видит ежедневно и уж много лет подряд И вот художник, выбирая из всей этой толпы «бегущих с книжками» одну самую ординарную, обыкновенную фигуру, обставленную самыми ординарными аксессуарами простого платья, пледа, мужской шапочки, подстриженных волос, тонко подмечает и передает вам, «зрителю», «публике», самое главное Это главное: чисто женские, девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли Вот это-то изящнейшее, не выдуманное и притом реальнейшее слитие девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осененной не женской, не мужской, а «человеческой» мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку и плед и книжку и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий». О Павле Ивановиче Бирюкове — одном из самых первых друзей-единомышленников Л. Н. В 2010 году Издательский дом «Ясная Поляна» выпустил в свет документально-художественное повествование (так определила жанр книги сама автор) научного сотрудника Государственного музея Л. Н. По предложению И. В. Анна Константиновна Черткова Прототипом для героини «Курсистки» послужила жена друга художника, Анна Константиновна Черткова (Дитерихс). Художник написал картину с чувством большой любви к детям.

Это интересно для сведения, но не так-то уж и важно: «Курсистка» в той же мере не портрет Чертковой, в какой «Студент» не портрет художника Чирки. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Говорят, что И. Крамской, увидев первоначальный вариант картины, сказал, что она «не оттеняет всего значения женского движения»: девушка слишком нежная и хрупкая. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10.

По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Редактор газеты «Берег» П. П. Интересна история создания этих образов и нас они будут интересовать именно как портреты. И так всегда. С появлением материалистической диалектики эта задача была в основных чертах решена, а затем и теоретически разработана в «Диалектике эстетического процесса» Канарским.

Ярошенко Николай Александрович (1846, Полтава – 1898, Кисловодск)Художник, рисовальщик. В 1881 г. Комиссия по вопросу об усилении надзора за учащейся молодежью прямо потребовала роспуска курсов, а в 1882 г. были упразднены женские врачебные курсы – «клоака анархической заразы». Современники легко читали подтекст такого соседства про «хождение в народ и обратно» (1874 – 1876) посетители выставок помнили, а некоторые и по своему опыту. Разбуженная девушка испуганно сидит в постели. Прелесть этой работы хорошо почувствована в обзорной статье о выставке, напечатанной в «Московских ведомостях» 8 мая 1880 года: «.

В том же году 1881, в декабре, была поставлена пьеса Островского «Таланты и поклонники», где актер Садовский исполнял роль Мурзавецкого. Чертков родился в богатой аристократической семье. Как нигде, пожалуй, в «Студенте» активен лаконичный упругий контур, ограничивающий интенсивное по тону пятно фигуры, сдерживающий ее энергию и оттого сам приобретающий скрытую силу.

Высшие женские курсы находились под постоянной угрозой запрета. Отправляясь в театр на тотже спектакль «Таланты и поклонники», они могли позволить себе только галерку. В пользу узаконивания и правовой определённости положения Высших женских курсов, в пользу их академической самостоятельности высказывались влиятельные общественные и научные деятели Империи.

Однако Ярошенко создал не портрет знакомой, а собирательный образ девушек-курсисток. Каковы же основные вехи борьбы за Высшие женские курсы. Но то, что «Курсистка» еще и Анна Константиновна Черткова, приятельница, жена приятеля, посетительница «суббот», приумножает вес и значение личного, вложенного художником в картину. У героини основного варианта картины можно увидеть другие размышления. Ольга, узнав об этой связи, уезжает с детьми в Англию к сестре Анне.

Их имущество и преподавательский состав передавались во вновь формирующихся или уже существующие высшие образовательные учреждения Республики, в которые вёлся «приём обучающихся без различия по признаку пола». В те годы российская военная среда ещё не была похожа на «Школу обеих Америк» или штаб «Южного командования войск США». Ее некому пожалеть, об ней некому помолиться — все бросили.

Мы слышим открытые речи Ярошенко, видим его столь же открытые поступки, знаем его ясную (даже прямолинейную) позицию в Товариществе, которая определяла его отношение к отдельным товарищам, нам известны даже некоторые стороны его семейной жизни и все-таки нам не хватает какой-то важной ниточки, чтобы размотать клубок до конца, до сердцевины, недостает всего того, чему пристал эпитет «личный» — «личные соображения», «личные пристрастия», «личные интересы», «личная жизнь». Фигура студента приближенна к зрителю и заполняет собой почти весь холст. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). То, что «Курсистка» наиболее известная из его картин в Польше и Германии, в данном случае не представляет для нас большого интереса, поскольку этот современный факт не относится к оценке современников художника, на основании которой мы сможем глубже проникнуть в ту эпоху. Курсистка это слушательница Высших женских курсов.

Нравственная высота Ярошенко, выразившаяся также и в выборе сюжетов для своих творений, состояла в сильном контрасте с его вполне удачной военной карьерой. Ольга Константиновна остаётся одна, с двумя детьми. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7пирамид изголов. Их ждёт счастливая, но непростая жизнь.

Дело в том, что в те времена высшее образование было совершенно недоступным для женщин: в начале 1880-х гг. То, что осталось от ее пышного шляхетского гардероба.